Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы. Законодательная база российской федерации Прием дел и должности военнослужащим

Эффективность управления любыми видами деятельности во многом зависит от правильного представления командирами и другими должностными лицами реального положения дел на всех участках работы, а это первоначально выясняется при приеме дел и должности. Поэтому, в соответствии с требованиями Устава Внутренней службы ВС РФ (ст. 88-92), все вновь назначенные на должности командиры воинских частей, их заместители, командиры подразделений , начальники служб и другие должностные лица, осуществляют прием дел и должности. Для должностных лиц, отвечающих за хозяйственную деятельность (к ним относятся и командиры подразделений), дополнительные обязанности по приему дел и должности определены приказом МО РФ 2012 г. № 2222.

При приеме дел и должности должностными лицами от начальника службы воинской части и выше, приказом командира части (соединения) назначается комиссия.

Срок приема дел и должности устанавливается ст. 90 УВС ВС РФ и составляет:

  • командиром полка и отдельного батальона – не более 10 дней;
  • заместителями командира по вооружению и тылу – не более 20 дней;
  • командиром батальона и командиром роты (корабля 3 и 4 ранга) – не более 5 дней;
  • начальниками служб – не более 15 дней.

Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел и должности в каждом конкретном случае устанавливает старший командир в зависимости объема принимаемого ВВСТ, имущества документации и сложности проводимых мероприятий (работ).

Общий порядок (алгоритм) приема и сдачи дел и должности одинаков для всех должностных лиц и предусматривает проведение следующих основных мероприятий (приложение 5):

  • изучение требований ст.88-92 УВС ВС РФ, раздела VIII (ст.194-219 в части, касающейся) приказа МО РФ 2012 г. № 2222 и других руководящих документов по проверке учета, наличия, состояния материальных и денежных средств, наличия и уровня подготовки личного состава, состояния документации и т.п.;
  • представление старшему командиру в связи с назначением на должность и для беседы о положении дел, задачах и традициях принимаемой структуры;
  • представление вновь назначенного офицера личному составу воинской части (подразделения) старшим командиром или, по его поручению, другим должностным лицом;
  • опрос военнослужащих командиром части (подразделения) и прием заявлений и жалоб;
  • организация работы комиссий, и (или) личное участие в приеме дел по наиболее важным направлениям или личный прием имущества и документов;
  • изучение актов работы комиссий и принятие решений по недостаткам и возражениям, сверка учета с довольствующими органами;
  • представление старшему командиру (начальнику) рапорта о вступлении в должность и актов о приеме и сдаче дел и должности для утверждения.

Хорошо продуманный и правильно проведенный прием дел и должности для любого вновь назначенного должностного лица имеет очень большое значение.

При приеме дел и должности должна проводиться всесторонняя и детальная проверка положения дел в принимаемой структуре (полку, батальоне, роте, службе и т.д.), что затем позволит вновь назначенному офицеру наиболее рационально распределить свои усилия в работе по выполнению стоящих перед ним и подчиненной структурой задач.

В ст. 92 УВС ВС РФ указано, что командир подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа по воинской части. Кроме этого, командир подразделения отвечает за организацию одного из видов хозяйственной деятельности - за организацию и ведение ротного хозяйства, а в соответствии со ст. 194 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на воинскую должность или при переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность .

В ходе приема и сдачи дел и должности командиром подразделения проверяется:

  • боевая и мобилизационная готовность, состояние боевой подготовки, воспитательной работы, воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава;
  • наличие, состояние и сохранность вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств;
  • состояние материального, технического, медицинского, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного и финансового обеспечения полка (подразделения), а также все другие вопросы, связанные с ведением войскового хозяйства в соответствии с должностными обязанностями.

Вновь назначенные командиры подразделений от командира роты и выше обязаны проводить опрос военнослужащих в целях выявления и удовлетворения их жалоб и заявлений.

Командир подразделения, принимающий дела и должность, кроме проверки боевой готовности, морально-психологического состояния личного состава, воинской дисциплины и уровня боевой подготовки подразделения, в соответствии со ст.212 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, должен:

  • заслушать (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных командиров и старшины подразделения о состоянии ротного хозяйства и обеспеченности военнослужащих материальными средствами;
  • проверить размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;
  • ознакомиться в воинской части (в соответствующих службах) с материалами инвентаризации и актами ревизий;
  • проверить фактическое наличие, качественное состояние и комп-лектность материальных ценностей в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета воинской части;
  • произвести (при необходимости) перезакрепление материальных средств за должностными лицами подразделения.

Командиры подразделений о приеме (сдаче) дел и должности докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части (ст. 92 УВС ВС РФ). Вместе с рапортом о приеме подразделения представляется акт, в котором указывается: списочный и наличный состав подразделения; состояние боевой готовности, боевой подготовки; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины; наличие и состояние ВВТ и другого имущества; состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих. Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность. Форма акта приема и сдачи дел и должности приведена в приложении к приказу МО РФ 2012 г. № 2222.

В боевой обстановке порядок приема дел и должности командиром подразделения будет зависеть от условий, в которых действует воинская честь (подразделение), – ведет бой, находится на отдыхе, переформировании и т. д.

В период ведения боевых действий вновь назначенный командир может прибыть в расположение подразделения, если оно расположено отдельно, самостоятельно и вступить в командование на основании полученного от старшего командира предписания. Общее состояние подразделения, наличие и состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, а также ротное хозяйство командир изучает по докладам подчиненных и лично при первой же возможности.

Если воинская часть находится на отдыхе, в составе резерва или на переформировании (доукомплектовании), прием и сдача дел и должности всеми должностными лицами может быть приближен к порядку приема (сдачи) дел и должности мирного времени.

Вновь назначенный командир любого ранга после вступления в должность не должен допускать поспешного осуждения действий своего предшественника, особенно в присутствии подчиненных, его приемов и методов деятельности. Отрицание всего старого может обидеть коллектив, помешать установлению нормальных взаимоотношений. Новый командир подразделения, прежде всего, должен внимательно изучить положение дел, отметить положительное в деятельности своего предшественника, обратить внимание на то, что следует продолжать, а то, что было упущено, постепенно изменить, поправить. Такие действия будут способствовать завоеванию авторитета у подчиненных и уважения старшего командования.

После вступления в должность, каждому должностному лицу рекомендуется разработать план вхождения в должность, в котором предусматривается углубленное изучение всех вопросов и проведение первоочередных мероприятий, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Все, что касается приема дел и должности, самым непосредственным образом касается и офицеров, назначаемых на любые первичные воинские должности (командир взвода, начальник расчета, начальник пункта и т.п.), в том числе в воинские части и подразделения зенитных ракетных войск и радиоэлектронной разведки.

Каждый выпускник вуза, после получения воинского звания офицера и назначения на должность, сам станет участником процесса приема и сдачи должности. В связи с этим можно дать несколько следующих рекомендаций молодым офицерам, впервые назначенным на воинские должности.

1. В соответствии со статьями 60,61 УВС ВС РФ по прибытии в воинскую часть офицер должен представиться командиру части и его заместителям, а после получения назначения в роту – командиру батальона (дивизиона), командиру роты (батареи) и их заместителям. Представляясь своему непосредственному начальнику (и другим должностным лицам), военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание и причину представления. Выпускники военных вузов и выпускники УВЦ непосредственно после окончания соответствующих учебных заведений назначаются приказом Министра обороны РФ в конкретные воинские части на конкретные воинские должности. Поэтому можно рекомендовать такую форму представления командиру воинской части: «Товарищ полковник. Выпускник Нижегородского государственного университета лейтенант Иванов. Представляюсь по случаю назначения меня на должность начальника расчета (командира взвода, начальника смены и т.п.) войсковой части 00000» . При представлении командиру батальона, (дивизиона) и роты (батареи) форма представления может быть аналогичной, но без указания номера воинской части.

Командир батальона (дивизиона) или командир роты (батареи), если она расположена отдельно, представляет вновь назначенного офицера личному составу подразделения, как правило, на ближайшем построении.

2. Тщательно проверить фактическое наличие, качественное состояние ВВСТ и других материальных ценностей, закрепленных за подразделением. При этом в обязательном порядке производится сверка полученных сведений с данными учета в соответствующей службе воинской части.

Для правильного проведения приема материальных ценностей, а также сверки их учета, необходимо изучить и знать основные требования к учету материальных ценностей и документы по учету материальных ценностей, которые ведутся в подразделении, утвержденные приказами МО РФ 2013 г. № 300дсп «Об утверждении руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в ВС РФ» и 2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности ВС РФ». Эти документы (форма № 8 «Книга учета материальных ценностей», форма № 37 «Книга учета материальных ценностей, выданных во временное пользование», форма № 46 «Карточка некомплектности материальных ценностей» и др.) будут рассмотрены на занятиях № 3 и № 4 темы № 1 изучаемой дисциплины.

Офицеру, назначенному на первичную воинскую должность, в обязательном порядке предстоит принимать ВВСТ, находящуюся на вооружении принимаемого подразделения.

Процесс приема-передачи ВВТ условно можно разделить на 4 этапа:

На первом этапе приемщик должен четко уяснить, какую технику и имущество ему надлежит принять, а сдатчик заблаговременно подготовить ВВСТ, ЗИП, документацию к сдаче. Для этого необходимо проверить, какая техника закреплена за подразделением путем сверки учетных данных со службой вооружения (автомобильной службой) воинской части по книгам учета материальных ценностей.

На втором этапе осуществляется проверка комплектности ВВСТ, технической и эксплуатационной документации по формулярам, паспортам, карточкам некомплектности.

Кабельное хозяйство принимается в соответствии с формулярами на комплект кабелей. Свернутые кабели при проверке следует развернуть.

При приеме контрольно-измерительных приборов (КИП) необходимо проверить наличие их паспортов, соответствие их количества и типов записям в формулярах на ВВСТ, исправность и комплектность, наличие отметок о поверке лабораторией измерительной техники (ЛИТ). При утере паспорта на какой-либо измерительный прибор сдатчик обязан немедленно оформить дубликат, заверенный подписью соответствующего должностного лица и гербовой печатью воинской части. Особое внимание следует обратить на поверку ЛИТ средств измерений, находящихся в ЗИП и встроенных в технику (щитовых приборов).

При приеме объектов гостехнадзора (высоковольтного, подъемно-транспортного оборудования, сосудов высокого давления) особое внимание следует уделить наличию актов проверок, отметок в формулярах (паспортах) о своевременном освидетельствовании их соответствующими органами, наличию и поверке средств защиты.

При приеме ВВСТ, установленного на базовых автомобильных шасси, необходимо проверить:

  • исправность и комплектность автомобиля и ЗИП в соответствии с паспортом на автомобиль;
  • состояние ходовой части, состояние и своевременность освежения шин и аккумуляторных батарей (АКБ);
  • наличие и состояние водительского, шанцевого инструмента, аптечек и огнетушителей.

На третьем этапе сдатчик должен развернуть изделия ВВСТ и обеспечить приемщику возможность проверки необходимых его параметров и функционирования во всех режимах работы. Выявленные недостатки должны устраняться сдатчиком.

При приеме секретных блоков необходимо вначале провести их сверку их номеров в соответствующей службе (службе ракетно-артиллерийского вооружения) части. Затем проверяется их фактическое наличие, комплектность, целостность пломб и упаковки. Все устройства, блоки и агрегаты, имеющие гриф секретности, которые не установлены на изделия ВВСТ, укладываются в штатную укупорку (тару) и опечатываются. Прием секретных блоков оформляется отдельным актом, который утверждается командиром части.

На четвертом этане составляется акт приема-сдачи ВВСТ, в котором указываются: качественное и техническое состояние, комплектность, наработка, паспортные данные, объем выполненных доработок, ремонтов и другая информация, характеризующая состояние вооружения. В конце акта сдатчик и приемщик ставят свои подписи. Недостатки, которые сдатчик не может устранить в отведенный на сдачу срок, указываются в акте. Акт прилагается к рапорту принимающего должность, который представляется по команде на имя командира воинской части. При утверждении акта командир части принимает решение о порядке уст-ранения выявленных недостатков. В таких случаях, как правило, им назначается расследование, по результатам которого виновное лицо может быть привлечено к материальной дисциплинарной или уголовной ответственности.

3. В ходе приема дел и должности необходимо ознакомиться с уровнем боевой выучки, состоянием воинской дисциплины и морально-психологическим состоянием личного состава, как своего подразделения, так и подразделения, в состав которого принимаемая структура входит (роты (батареи), батальона (дивизиона)) и т.п. Это производится методом изучения анкетных данных подчиненных, наблюдением за их действиями в ходе выполнения мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности, при личном общении с солдатами и сержантами, а также по отзывам сдающего должность и других офицеров. В ближайшее время следует побеседовать с каждым своим подчиненным индивидуально, попытаться найти контакт с людьми, узнать о настроениях, особенностях характера, нуждах и проблемах отдельных военнослужащих и всего коллектива.

После окончания приема и сдачи дел и должности, как уже отмечалось ранее, сдающий и принимающий должность представляют рапорта. Можно рекомендовать следующие формы рапортов должностных лиц о сдаче и приеме дел и должности:

а) о сдаче дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи сдал.

Командир взвода старший лейтенант В.Петров

б) о приеме дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи принял и приступил к исполнению служебных обязанностей.

Приложение: Акт о приеме 1взвода стартовой батареи на __ листах.

Командир взвода лейтенант А.Сизов

4. Для более быстрого и целенаправленного практического освоения обязанностей по занимаемой должности, все вновь назначенные офицеры составляют планы вступления (вхождения) в должность (или ввода в строй – название произвольное). В плане вступления в должность необходимо предусмотреть как можно больший перечень вопросов, которые необходимо изучить теоретически, решить, либо освоить практически вновь назначенному офицеру, чтобы на высоком профессиональном уровне выполнять должностные и другие обязанности военной службы. Срок, на который указанный план составляется, определяет непосредственный начальник, он же, как правило, помогает его составить и утверждает его. Обычно, в качестве отдельных вопросов в план вхождения в должность включается:

  • изучение руководящих документов, непосредственно связанных с выполнением функциональных обязанностей по занимаемой должности;
  • изучение предназначения, задач воинской части, подразделения, особенностей дислокации и условий жизнедеятельности;
  • особенности организации и несения службы суточным нарядом, обязанности должностных лиц суточного наряда, в роли которых придется нести службу;
  • глубокое изучение материальной части, правил эксплуатации и боевого применения ВВТ, состоящего на вооружении подразделения;
  • если воинская часть (подразделение) несет боевое дежурство – подготовка к сдаче зачета на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства в составе боевого расчета;
  • освоение вопросов планирования, организации, подготовки и проведения занятий в подчиненном подразделении;
  • освоение методики проведения воспитательной работы с подчиненными и поддержания твердого уставного порядка и воинской дисциплины в подразделении и другие вопросы.

Таким образом, прием (сдача) дел и должности является обязательным и важным этапом служебной деятельности каждого должностного лица. Знание порядка и добросовестное проведение приема и сдачи дел и должности создает основу дальнейшей успешной служебной деятельности офицера.

Анализ обращений лиц, уволенных с военной службы, за защитой своих прав в судебные инстанции и органы военной прокуратуры свидетельствует о необходимости подробного разъяснения процедуры исключения уволенных военнослужащих из списков личного состава воинских частей и проведения с ними расчетов. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Уволенный военнослужащий должен быть исключен из указанных списков в день истечения срока военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством (нахождение в отпусках, на стационарном лечении и др.).До этого дня военнослужащим сдаются дела, должность, и с ним производятся необходимые расчеты, в том числе с полным обеспечением по установленным нормам денежным довольствием, иными выплатами, вещевым имуществом и в ряде случаев продовольственным пайком. Порядок сдачи дел и должности определен статьями 90– 92 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Срок сдачи дел устанавливается в зависимости от должностного положения военнослужащего. Лицам, чьи должности не указаны в статье 90 названного Устава, этот срок определяется старшим командиром (начальником).В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» расчеты с уволенным военнослужащим должны быть произведены в течение пяти дней.Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. В ряде случаев военнослужащие состоят на обеспечении всеми или отдельными видами довольствия не по месту прохождения службы, а в других воинских частях или организациях. Однако данное обстоятельство не освобождает командиров войсковых частей от обязанности исключать таких военнослужащих из списков личного состава части при увольнении со службы только после получения ими причитающихся видов довольствия. Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и для восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа. Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» предусмотрена выплата увольняемым военнослужащим единовременного пособия при увольнении в зависимости от общей продолжительности их военной службы: при выслуге менее 20 лет – два оклада денежного содержания, 20 лет и более – семь окладов денежного содержания. Размер указанного пособия увеличивается на один оклад для военнослужащих, награжденных в период прохождения военной службы государственными наградами или удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Указанное пособие не выплачивается следующим лицам: уволенным в связи с переходом на службу в иные государственные органы, не выдержавшим испытание, а также уволенным по так называемым «дискредитирующим основаниям» – например, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятями, по собственному желанию, в связи с переходом на службу в иные органы, а также общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы. В соответствии со статьями 29 и 31 Положения о порядке прохождения военной службы при увольнении предоставление отпусков военнослужащему осуществляется полностью до дня истечения срока его военной службы.При невозможности использования основного и дополнительных отпусков до указанного времени они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи дел и должности. Основной отпуск предоставляется пропорционально прослуженному времени и исчисляется путем деления его установленной продолжительности на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших до предполагаемого дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Дополнительные отпуска в год увольнения с военной службы, в том числе ветеранам боевых действий, предоставляются военнослужащим в полном объеме.В случае, когда невозможно своевременное исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.Кроме этого, законодательством предусмотрен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями либо в один год из трех лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Действия командиров (начальников), связанные с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, военнослужащие могут обжаловать вышестоящему командиру (начальнику), военному прокурору или в суд. В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении командованием его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.Фото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Сергей здравствуйте!

В соответствии со ст 92. Устава внутренней службы ВС РФ (УВС ВС РФ), о

приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и
состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества,
состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

А ст.90 УВС ВС РФ определяет, что

окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

В соответствии со ст. 16 УВС ВС РФ

каждый военнослужащий воинской части обязан беречь военное имущество; а каждый командир в соответствии со ст. 82 УВС ВС РФ обязан организовывать учет и хранение военного имущества, предотвращать его утрату, недостачу, порчу и хищение.

За состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества (в том числе и автомобильной техники) во взводе согласно должностным обязанностям (ст. 152 УВС ВС РФ), отвечает, в том числе и сам командир взвода, где числится указанная техника. Кроме того, командир взвода обязан …не реже одного раза в две недели лично проводить их осмотр и проверку наличия.

Таким образом, при не выявлении при приеме дел и должности утраты или недостачи какого-либо материального средства во взводе, считается, что формально командир подразделения оставив технику обезличенной, бесхозной, не выполнил (не в полном объеме выполнил) свою обязанность по приему, сбережению военного имущества, уклонился от ее проверки. Главным аргументом при привлечении к материальной ответственности является причинение реального ущерба имуществу во вверенном этому командиру взводе.

Следовательно, в деянии командира взвода в данном случае, можно усмотреть противоправность и при наличии вины привлечь его к различного рода юридической ответственности.

В том случае, когда размер ущерба от утраты имущества небольшой и не превышает одного оклада денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет материально ответственного лица, чье действие или бездействие привело к утрате военного имущества, для привлечения его к материальной ответственности, издается приказ командира имеющего право на издание приказа о привлечении командира
подразделения к ограниченной материальной ответственности.

В части касающейся срока – три месяца .
В соответствии со ст. 133 УВС РФ, командир обязан знать находящееся в подразделениях батальона вооружение, военную технику, боеприпасы и другое военное имущество, организовывать их правильную эксплуатацию, и не реже чем раз в три месяца лично проверять их наличие, состояние и учет. А учитывая обязанность командира батальона
привлекать виновных лиц в утрате, недостаче, порче и хищении военного имущества к ответственности, то после проверки командиром батальона в установленные сроки имущества взвода, командир взвода может быть привлечен к материальной ответственности при наличии вины и реального ущерба. Конечно же, после проведенного расследования, в процессе которого, комиссионно составляется акт технического состояния техники, с перечислением недостающего имущества, составляется справка – расчет на недостачу.

В плане реализации своих прав и обязанностей,
ближайший командир, наделенный правом издания приказов, по рапорту командира батальона и на основании материалов расследования, будет обязан издать приказ о привлечении виновных лиц к материальной ответственности и закреплении техники за материально – ответственными лицами (и не факт что им не будет командир взвода).

А не исполнение приказа командира – это уже тема для другого вопроса.

P . S . По сложившимся правилам,
если ответ удовлетворил вопрошавшего то оценка (+) не возбраняется а приветствуется. Что естественно не является обязательным и относится на…усмотрение пользователя.

301. Должностные лица при назначении на должность, увольнению с должности или переводе к новому месту службы лично сдают и принимают дела и должность.

302. Для приема (сдачи) дел и должности, начиная от начальника (руководителя) подразделения и выше, приказом начальника (руководителя) учреждения назначается комиссия. При приеме (сдаче) дел и должности начальником (руководителем) учреждения комиссия назначается приказом старшего начальника.

Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего лица в присутствии комиссии.

303. Прием (сдача) дел и должности включает:

изучение принимающим состояния хозяйственной деятельности, ознакомление с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;

сверку учета материально-технических средств учреждения с данными учета довольствующего органа на предмет их соответствия;

передачу лицом, сдающим должность, и одновременно проверку и прием лицом, принимающим должность, материально-технических средств, а также документов;

документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.

303. Прием (сдача) дел и должности осуществляется в соответствии с календарным планом приема (сдачи) дел и должности (далее – календарный план), разрабатываемым по рекомендуемому образцу согласно приложению № 33 к настоящей Инструкции.

304. Календарный план должен предусматривать выполнение всех мероприятий в пределах времени, отведенного на прием (сдачу) дел и должности.

В календарном плане определяются:

очередность и сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;

очередность и сроки проверки служб и различных объектов материально-технической базы;

срок завершения проводки по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций согласно документов, оформленных по указаниям лица, сдающего дела и должность;

сроки снятия остатков материально-технических средств по отдельным службам и объектам материально-технической базы, а также оформление инвентаризационных описей.

Календарный план утверждается руководителем учреждения, принимающего дела и должность.

305. Срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа руководителя учреждения о приеме (сдаче) дел и должности.

306. Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приема (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материально-технических средств в этот период производится только с разрешения принимающего дела и должность или председателя инвентаризационной комиссии.


307. Инвентаризационная комиссия, назначенная для приема (сдачи) дел и должности, в присутствии принимающего и сдающего дела и должность производит:

инвентаризацию материально-технических средств, подлежащих приему вновь назначенным должностным лицом учреждения;

инвентаризацию подразделений, складов и других объектов материально-технической базы (с момента последней инвентаризации) и сверку учетных данных с фактическим наличием и качественным состоянием материально-технических средств.

308. Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за материально-техническое обеспечение, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности по рекомендуемому образцу согласно приложению № 34 к настоящей Инструкции. К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются инвентаризационные описи, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли и т.п. В тех случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в акте при его оформлении. Старший руководитель при утверждении акта о приеме (сдаче) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение и внести их в каждый экземпляр акта.

309. Акт приема (сдачи) дел и должности, а также инвентаризационные ведомости подписываются лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами инвентаризационной комиссии. Кроме указанных должностных лиц, акты подписываются лицами, принявшими материальные средства на ответственное хранение.

310. Акты приема (сдачи) дел и должности утверждаются:

при приеме (сдаче) дел и должности должностными лицами от командира (начальника) подразделения и выше – руководителем учреждения;

при приеме (сдаче) дел и должности старшиной (инспектором) подразделения – командиром (начальником) подразделения.

311. О приеме (сдаче) дел и должности подается рапорт непосредственному командиру (начальнику).

На непосредственных командиров (начальников) возлагаются организация и качественное проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами.

Прием (сдача) дел и должности должностным лицом,

ответственным за МТО, начальниками служб МТО учреждения

312. Принимая дела и должность, должностное лицо, ответственное за МТО, начальник службы МТО учреждения:

знакомится с общими вопросами хозяйственной деятельности по подчиненным службам (службе) учреждения;

знакомится с актами последних инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок подразделений и служб учреждения;

заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности учреждения материальными средствами по подчиненным службам (службе);

проверяет степень выполнения плана материально-технического обеспечения, плана экономии, рационального расходования материально-технических и денежных средств и других планов по подчиненным службам (службе), а также состояние учета и отчетности по подчиненным службам (службе);

проверяет наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделениях, на складах, а также организацию их эксплуатации, хранения, ремонта и учета;

проверяет организацию питания, условия повседневной деятельности и быта при размещении личного состава, а также состояние зданий, коммунальных сооружений и оборудования учреждения по подчиненным службам (службе).

313. При ознакомлении с вопросами хозяйственной деятельности принимающий дела и должность изучает условия размещение, обустроенность и состояние объектов материально-технической базы учреждения, установленный порядок обеспечения материально-техническими средствами, организацию подвоза, организацию банно-прачечного обслуживания и другие вопросы.

314. Ознакомление с результатами раннее проведенных инвентаризаций, ревизий в целом должно начинаться с изучения актов инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок, заключений вышестоящих должностных лиц и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации материально-технических средств, ревизий, проверок.

При проверке состояния учета и отчетности, законности проведенных операций следует установить соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе работы устанавливаются правильность произведенных записей в книгах учета.

315. Перед проверкой наличия материально-технических средств и законности операций необходимо провести сверку с довольствующим органом по приходу и расходу материально-технических средств службы. Сверка должна быть документально подтверждена ведомостями, заверенными довольствующим органом, которые прилагаются к акту приема (сдачи) дел и должности.

316. Наличие, качественное состояние, комплектность, условия хранения материально-технических средств проверяются лицом, принимающим дела и должность в полном объеме или выборочно. При этом последовательно проверяются: записи в книгах и карточках учета (с момента последней инвентаризации материально-технических средств, ревизии); количественное и качественное состояние и комплектность всех видов материально-технических средств на складах, в подразделениях и обеспеченность ими; качественное состояние, комплектность и условия хранения материально-технических средств неприкосновенного запаса.

При проверке наличия, качественного состояния и комплектности материально-технических средств текущего обеспечения в подразделениях (службах) и на складах особое внимание уделяется тем материальным средствам, которые по каким-либо причинам чаще всего утрачиваются, а материально-технических средств неприкосновенного запаса – условиям и режиму хранения их на складах, освежению и соблюдению установленной комплектности. Принимающий дела и должность, кроме того, проверяет правильность использования выделенных денежных средств по подчиненным службам (службе).

318. При приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО для временного исполнения им должностных обязанностей (на период отпуска, болезни исполняющего должностного лица и другим) время на прием (сдачу) отводится минимальное. Все срочные дела должны быть решены, по возможности, лицами, сдающими дела и должность.

Допуск к временному исполнению должностных обязанностей оформляется приказом руководителя учреждения.

319. В случае обнаружения при приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО и им равных должностных лиц нарушений установленного порядка учета материально-технических средств принимающий дела и должность немедленно докладывает об этом руководителю учреждения.

320. При работе комиссии по проверке наличия материально-технических средств на складе должны присутствовать лица, сдающие и принимающие дела и должность.

321. Результаты приема (сдачи) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО объявляются в приказе руководителя учреждения.

Прием (сдача) дел

и должности командира (начальника) подразделения

321. Командир (начальник) подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа руководителя учреждения.

322. Принимающий дела и должность командира (начальника) подразделения:

заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц и старшины подразделения о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности личного состава материальными средствами;

проверяет размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;

знакомится в учреждении с инвентаризационными описями и актами ревизий;

проверяет фактическое наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета в службах учреждения;

производит (при необходимости) перезакрепление материально-технических средств за должностными лицами подразделения.

323. О приеме (сдаче) дел и должности командиры (начальники) подразделений докладывают письменно руководителю учреждения.

Прием (сдача) дел

и должности начальником склада

324. Принимающий дела и должность начальника склада в присутствии инвентаризационной комиссии:

проверяет наличие, качественное состояние, организацию хранения, сбережения и учета материально-технических средств, находящихся на складе;

проверяет правильность размещения (укладки) материально-технических средств при хранении и соблюдение мер по предотвращению их порчи, а также выполнение требований пожарной безопасности, наличие инструкций и средств пожаротушения;

проверяет целостность крыши, стен, дверей, ворот, окон и исправность пожарной и охранной сигнализации склада.

325. К моменту приема (сдачи) дел и должности начальника склада в книгу складского учета материалов записываются все первичные учетные документы, после чего они сдаются в финансовый орган учреждения.

326. Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материально-технических средств на складе и отражает ее результаты в инвентаризационных описях. Акт подписывается принимающим и сдающим дела и должность, председателем и членами инвентаризационной комиссии, утверждается руководителем учреждения.


Утверждено Приказом МЧС России от 16.05.2011г. №241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 июня 1995 г. № 07-01-389-95 в государственной регистрации не нуждается) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 142н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. № 01/28429-ДК в государственной регистрации не нуждается).

Утверждено приказом МЧС России от 16.05.2011 № 241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Утверждены приказом МЧС Российской Федерации от 31.12.2002 № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4176).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19658).

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 2), ст. 52; 2003, № 28, ст. 2940, № 33, ст. 3270; 2006, № 48, ст. 5028; 2008, № 39, ст. 4434; 2009, № 9, ст. 1128; 2010, № 51 (ч. 3), ст. 694.

Под специальной частью понимается радиолокационная, радиопередающая, пеногенераторная и другие специальные части, учитываемые в различных подразделениях (службах) учреждений.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный № 19593).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19669).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный № 19452).

Необходимость в приеме-передаче дел и документов между работниками возникает довольно часто, но упоминание о такой процедуре во внутренних документах организаций встречается редко. Более того, этот вопрос не нашел должного отражения и в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, хотя именно в этой сфере проблемы, возникающие вследствие ненадлежащего оформления приема-передачи дел и документов, более чем актуальны.

Как и когда должны происходить прием и передача дел между работниками? Кто может участвовать в процессе приема и передачи дел и документов? Какими документами регламентируется процедура приема и передачи дел и документов? Каковы основные этапы приема и передачи дел и документов? Как оформляется прием и передача дел и документов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 3), дело - это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71). Как видно, «дело» и «документ» - не одно и то же, несмотря на то, что принято говорить о передаче дел в целом. Однако в ситуациях, когда передаются и дела, и документы, это не вполне корректно. Поэтому по тексту статьи используется словосочетание «прием-передача дел и документов».

Зачем нужно передавать и принимать дела?

Дела и документы передают:

    чтобы рабочий процесс не прерывался;

    чтобы трудовые обязанности отсутствующего работника выполнялись надлежащим образом;

    чтобы можно было оценить объем работы работника, принимающего дела;

    чтобы можно было поделить зоны ответственности.

    В основном необходимость передачи дел прямо или косвенно возникает в следующих распространенных для большинства работников ситуациях:

    уход в отпуск (включая отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);

    длительная командировка;

    временная нетрудоспособность;

    перевод на другую работу;

    увольнение (по различным основаниям);

    в иных случаях, когда работнику предстоит длительное время отсутствовать либо вовсе покинуть организацию.

    Отметим, что довольно редко можно стать свидетелем полноценной передачи дел и документов уходящим работником. Даже если это и происходит в отдельных случаях, то практически никогда не оформляется должным образом.

    С одной стороны, зачем оформлять передачу дел в случае, когда работник уходит в отпуск, уезжает в командировку или болеет? Ведь в период такого временного отсутствия его обязанности будут выполнять другие работники, специально назначенные приказом руководителя организации или в ином порядке, установленном в организации. Представим, например, ситуацию, когда временно отсутствует секретарь, в обязанности которого входит:

    прием, экспедиционная обработка входящей корреспонденции, поступающей по различным каналам связи, проверка документов на бумажных носителях на предмет правильности доставки, целостности вложений; регистрация входящих документов в электронном журнале установленной формы, направление их на рассмотрение руководства и в структурные подразделения организации;

    прием от работников организации исходящих документов, проверка правильности их оформления, наличия и комплектности приложений, регистрация в электронном журнале установленной формы;

    формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности.

Очевидно, что такая работа должны выполняться своевременно. Если в организации не один секретарь, то все легко решается: другой секретарь, выполняющий те же обязанности, временно будет работать с двойной нагрузкой. Но если секретарь в организации один, то без передачи дел и документов не обойтись, иначе лицо, которое не в полной мере знакомо с обязанностями секретаря, просто не справится, из-за чего может пострадать не только конкретный участок работы, но и деятельность организации в целом.

Кто обычно передает и принимает дела?

Инициатором передачи дел и документов является обычно либо работник, их принимающий, либо руководитель структурного подразделения, в рамках которого эти дела и документы передаются. Передаются они, соответственно, временно отсутствующим или увольняющимся работником, а принимаются либо новым работником, либо специально назначенным руководством лицом.

Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Однако на практике бывают случаи, когда увольняющийся работник ввиду конфликта или каких-либо других неблагоприятных обстоятельств передавать дела и документы не собирается, особенно если это не входит в его обязанности. Ведь далеко не все люди увольняются с работы по собственному желанию, не все стараются до последнего момента сохранять хорошие отношения с руководством. Что делать в такой ситуации новому работнику?

Прежде всего, данный факт следует зафиксировать актом . Затем вновь принятый работник во избежание риска возложения на него ответственности за чужие ошибки, возможно, допущенные в документах, составленных его предшественником, может составить односторонний документ - опись принимаемых документов (Пример 2).

Обратите внимание . Отказ работника от передачи дел и документов при увольнении не является для работодателя поводом не осуществлять с ним расчет и не выдавать трудовую книжку - независимо от того, закреплена ли данная обязанность в трудовом договоре и/или должностной инструкции.

ПРИМЕР 2

Опись принимаемых документов

Опись дел и документов, принятых корпоративным секретарем Мироновой А.П.

При приеме дел и документов мной выявлено:

1. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 16 января 2011 года № 1/2011, имеется копия данного документа.

2. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 20 апреля 2011 года № 5/2011 (копии нет).

Настоящая опись подтверждает прием вышеперечисленных дел и документов по состоянию на 03 мая 2012 года.

Корпоративный секретарь Миронова А.П. Миронова

Согласовано:

Маслова Е.Д. Маслова

В какой момент следует передавать дела и документы?

Иногда случается, что дела и документы новый работник принимает у своего предшественника еще до выхода на работу. Заметим, что это довольно рискованно, поскольку новый работник, приняв дела, может по каким бы то ни было причинам не выйти на работу. Тогда логичен вопрос: в какой момент следует передавать эти дела и документы?

Дела и документы передаются, как правило, в день увольнения в связи с тем, что до последнего дня работник выполняет свои должностные обязанности. Особо ответственные работники делают это постепенно, разбивая процесс на несколько этапов, осуществляемых заблаговременно, в течение нескольких дней. В этом случае лучше передать дела не непосредственно новому работнику, а лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, в котором работал работник. Если увольняется главный бухгалтер, то дела лучше передать непосредственно руководителю организации, поскольку он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета.

Бывает, что руководитель просит увольняющегося работника приехать в офис в день выхода на работу нового сотрудника, чтобы передать дела непосредственно ему, или, наоборот, человека, который еще не оформлен на работу, - прийти и принять дела у своего предшественника до выхода на работу. По нашему мнению, это неверно, поскольку прием и передача дел и документов осуществляются в рамках трудовых отношений. Следовательно, данная процедура должна осуществляться в рабочий день и в рабочее время как для передающего дела и документы, так и для принимающего их.

Чем регламентируется прием-передача дел?

Как уже было отмечено выше, нормативными правовыми актами вопрос приема-передачи дел и документов не регулируется. Это не удивительно, поскольку единую процедуру приема-передачи дел прописать невозможно, ведь в разных организациях требования к документообороту различны исходя из множества факторов. Есть лишь некоторые рекомендации на этот счет:

Извлечение

(утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

3.1. Общие положения

[…] Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:

[…] при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.

Однако несмотря на отсутствие в законодательных нормах правил приема-передачи дел, организация может самостоятельно установить их в локальных нормативных актах, учитывая специфику деятельности, численный состав работников, их обязанности, ответственность, а также другие факторы, влияющие на необходимость приема-передачи дел и документов во избежание их утери и утраты. В этом случае соблюдение порядка приема-передачи дел будет обязательным для всех работников, ознакомленных с данным локальным нормативным актом в установленном порядке под личную подпись.

Положения о приеме и передаче дел и документов могут быть включены:

Кроме того, обязанность по передаче и/или приему дел и документов в специально оговоренных случаях рекомендуется закрепить в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Если же в организации отсутствует хоть какое-нибудь упоминание о необходимости приема-передачи дел в локальных нормативных актах, то в конкретных случаях можно предусмотреть это в приказе (Пример 3) или распоряжении.

ПРИМЕР 3

Приказ об организации приема-передачи дел и документов

Закрытое акционерное общество «Метрополь Инвест»

ПРИКАЗ

16.04.2012 № 10-К

Об организации приема-передачи дел и документов

В связи с увольнением Смирновой П.Т. с должности корпоративного секретаря 30 апреля 2012 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Корпоративному секретарю Смирновой П.Т. передать, а заместителю начальника канцелярии Масловой Е.Д. принять дела и документы по Акту приема-передачи дел и документов в помещении канцелярии в срок до 30 апреля 2012 года.

2. Утвердить форму Акта приема-передачи дел и документов (Приложение 1).

3. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов и участия в их приеме-передаче создать комиссию в составе:

председатель - начальник кадровой службы Журкова Н.Г.

члены комиссии:

главный бухгалтер Макарова Н.Т.

начальник канцелярии Петрова М.И.

начальник юридической службы Макаров А.Д.

4. Секретарю Михальченко П.И. довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 1 и 3 приказа, под личную подпись в срок не позднее одного рабочего дня с даты издания приказа.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Основание: заявление об увольнении Смирновой П.Т. от 16.04.2012

Генеральный директор Скворцов А.И. Скворцов

С приказом ознакомлены:

Начальник кадровой службы

Журкова Н.Г. Журкова

Главный бухгалтер

Макарова Н.Т. Макарова

Начальник канцелярии

Петрова М.И. Петрова

Начальник юридической службы

Макаров А.Д. Макаров

Заместитель начальника канцелярии

Маслова Е.Д. Маслова

Корпоративный секретарь

Смирнова П.Т. Смирнова

Порядок передачи и приема дел и документов

Как уже было отмечено выше, порядок передачи и приема дел не может быть единым для всех организаций. Однако чтобы представлять последовательность действий по передаче и приему дел и документов, условно разделим этот процесс на 3 этапа.

■ Этап 1: проверка дел и документов.

Обратите внимание. Принимаемые дела и документы по своей форме и содержанию должны соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе в области делопроизводства и документооборота.

Этап 2: подготовка дел и документов к передаче.

■ Этап 3: оформление приема-передачи дел и документов.

Обязательные реквизиты акта

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также практикой составления актов в организациях для акта приема-передачи документов обычно используют бланк со следующими характеристиками:

    формат А4 (210 × 297 мм);

    каждый лист документа должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее;

    из белой бумаги или бумаги светлых тонов;

    ориентация страницы - книжная;

    если акт имеет две и более страницы, вторую и последующие страницы нумеруют (номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа).

На бланке документа располагают необходимые реквизиты:

● эмблему организации;

● наименование организации;

● наименование вида документа;

● дату документа;

регистрационный номер документа;

● место составления документа;

● гриф утверждения;

●заголовок к тексту документа.

● текст документа.

● отметку о наличии приложения.

● подписи.

Хранение актов

Акт подлежит хранению в месте, определенном локальным нормативным актом, например в канцелярии, кадровой службе в личном деле работника или в структурном подразделении, работники которого передают и принимают дела, в течение срока, определенного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558:

В заключение отметим, что даже если процедура приема дел и документов будет оформлена должным образом, это отнюдь не решит проблем, которые могут возникнуть у работника, принявшего на себя такой ответственный «груз». Однако это убережет работника как от нареканий руководства в отношении документов, составленных не им, так и от возможной ответственности за чужие ошибки.

( Дается в сокращении. Всю статью читайте в печатной версии журнала.)

И.И. Куролес,
ведущий юрисконсульт ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ»