Что такое персональные данные. Персональные данные работника: общие положения

Каждый человек обладает личными или персональными данными. Но не каждый знает, что это такое. В этой статье мы узнаем, что же такое личные данные. Кроме того, ознакомимся с законом об их защите.

Что такое личные данные?

Каждый человек понимает эту формулировку по-своему. Но мы будем отталкиваться от той, которую дало наше законодательство. Закон о личных данных гласит, что персональные данные - это не что иное, как простые сведения (или их совокупность) о конкретном физическом лице, которое можно идентифицировать. Согласитесь, данная формулировка настолько нечеткая, что термин "личные данные" невозможно однозначно толковать. К тому же благодаря этой самой неточности возможно злоупотребление информацией со стороны авторов и пользователей баз данных. В частности,

Неравнодушные к такой ситуации юристы предлагают корректировать это понятие и формулировать его следующим образом: личные данные - о физическом лице, которая дает возможность идентифицировать данное лицо. Существует минимальная совокупность персональной информации, которая неоходима для такой процедуры. Прежде всего, это ФИО, год и дата рождния, адрес (почтовый, домашний или даже электронный), номер телефона (домашнего или мобильного) и ИНН.

В том же законе говорится, что использование вышеперечисленных персональных данных возможно лишь с целью обработки, которая была подтверждена и сформулирована с согласия субъекта - их владельца. Любые изменения коннечной цели обработки должны быть повторно согласованы с носителем. Если же это правило было нарушено, применяется такое понятие, как "защита личных данных".

Закон о персональных данных создан с целью защиты и обработки личных данных. В частности, он направлен на защиту основных прав и свобод каждого человека. В том числе, этот закон контролирует факт, что каждый имеет право на то, чтобы в его никто не вмешивался. За нарушение вышеизложенного закона предполагается штраф.

Многие законопослушные граждане считают, что закон в первую очередь, создавало для себя, так как он часто нарушается по отношению к остальным людям, и никто не несет за это ответственности.

Журналисты и личная информация

Радует тот факт, что такие ограничения (положения закона о защите личной информации) не распространяются на людей, которые занимаются журналистской деятельностью. То есть каждый журналист имеет право доступа к персональной информации любого человека, в том числе и из верхушки власти. Но доступ к ней предоставляется исключительно в профессиональных целях, и найти эту информацию не так-то просто. Члены общественных и профессиональных союзов и политических партий не регистрируют базу личных данных. Они себя от этого освободили сами...

Журналистам же не стоит злоупотреблять своим служебным положением и переходить грань законности, используя секретную, по сути, информацию для создания "сенсации". Однако в самом законе о личных данных не указано, где именно находится эта тонкая грань.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные являются общедоступными;

3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные

1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин


Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" (Закон о персональных данных) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.

Согласно статье 85 Трудового кодекса (ТК) под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Работодатель имеет право затребовать от работника только ту информацию, которая не относится к его личностным данным. Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением его трудовой деятельности в организации.

Персональные данные - это любая информация, которая позволяет идентифицировать конкретного человека.

Персональные данные


Персональные данные могут содержать следующую информацию:
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • физиологические особенности человека;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • состояние здоровья и сексуальная ориентация;
  • принадлежность лица к конкретной нации, этнической группе, расе;
  • место жительства;
  • привычки и увлечения, в том числе вредные (алкоголь, наркотики и др.);
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, размер заработка, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);
  • религиозные и политические убеждения (принадлежность к религиозной конфессии, членство в политической партии, участие в общественных объединениях, в т.ч. в профсоюзе, и др.);
  • финансовое положение (доходы, долги, владение недвижимым имуществом, денежные вклады и др.);
  • деловые и иные личные качества, которые носят оценочный характер;
  • прочие сведения, которые могут идентифицировать человека.
Работодатель вправе получать и использовать только те сведения, которые характеризуют гражданина как сторону трудового договора.

Документы, содержащие персональные данные


В процессе трудовой деятельности работника работодатель копит и хранит документы, содержащие персональные данные работника. Исходя из определения персональных данных, которое дано в Законе о персональных данных, такие сведения могут содержаться в следующих документах:
  • анкета, автобиография, личный листок по учету кадров, которые заполняются работником при приеме на работу. В этих документах содержатся анкетные и биографические данные работника;
  • копия документа, удостоверяющего личность работника. Здесь указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации, семейное положение, состав семьи работника, а также реквизиты этого документа;
  • личная карточка №Т-2. В ней указываются фамилия, имя, отчество работника, место его рождения, состав семьи, образование, а также данные документа, удостоверяющего личность, и пр.;
  • трудовая книжка или ее копия. Содержит сведения о трудовом стаже, предыдущих местах работы;
  • копии свидетельств о заключении брака, рождении детей. Такие документы содержат сведения о составе семьи, которые могут понадобиться работодателю для предоставления работнику определенных льгот, предусмотренных трудовым и налоговым законодательством;
  • документы воинского учета. Содержат информацию об отношении работника к воинской обязанности и необходимы работодателю для осуществления в организации воинского учета работников;
  • справка о доходах с предыдущего места работы. Нужна работодателю для предоставления работнику определенных льгот и компенсаций в соответствии с налоговым законодательством;
  • документы об образовании. Подтверждают квалификацию работника, обосновывают занятие определенной должности;
  • документы обязательного пенсионного страхования. Нужны работодателю для уплаты за работника соответствующих взносов;
  • трудовой договор. В нем содержатся сведения о должности работника, заработной плате, месте работы, рабочем месте, а также иные персональные данные работника;
  • подлинники и копии приказов по личному составу. В них содержится информация о приеме, переводе, увольнении и иных событиях, относящихся к трудовой деятельности работника;
  • при необходимости - иные документы, содержащие персональные данные работников.
Работодатель в процессе своей деятельности собирает информацию о соискателях, необходимую для принятия решения о вступлении с ними в трудовые отношения. Если эта информация содержит персональные данные соискателей, к ней в полной мере относятся установленные законом требования о сборе, обработке, хранении, защите персональных данных.

Защита персональных данных работника


Согласно ч. 1 статьи 89 ТК работники имеют право на полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных. Соответственно, работодатель обязан ознакомить их с такой информацией.

Согласно п. 8 статьи 86 ТК работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Следовательно, конкретный порядок доступа работника к своим персональным данным необходимо устанавливать в локальных нормативных актах, определяющих порядок обработки и защиты персональных данных работника. При этом нужно учитывать, что данный порядок должен гарантировать свободу доступа работника к своим персональным данным.

Согласно статье 89 ТК работники имеют право на свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, в т.ч. на получение копии любой записи, содержащей такие данные.

Согласно статье 62 ТК по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее 3-х рабочих дней со дня получения от работника заявления выдать ему копии документов, связанных с работой: приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справок о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных пенсионных взносах, о периоде работы у данного работодателя и др. Данные копии заверяются надлежащим образом и предоставляются работнику безвозмездно.

Работник также может определить представителя для защиты своих персональных данных. Представителями работников, как правило, являются профсоюзы.

Также работникам предоставляется право доступа к персональным данным, относящимся к медицинским данным, с помощью медицинского специалиста по их выбору.

Работники имеют право требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушениями требований ТК или иного федерального закона. В случае отказа работодателя исключить или исправить персональные данные работника последний имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения (статья 89 ТК).

В соответствии со статьей 89 ТК по требованию работника работодатель обязан известить всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные этого работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях. Работники имеют право обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие работодателя при обработке и защите его персональных данных.

Смотрите также статью.

Персональные данные каждого гражданина РФ находятся под защитой российского законодательства. Как не допустить распространения информации о персональных данных, какая существует ответственность за нарушения требований закона – об этом мы расскажем в нашей статье.

Персональные данные (далее - ПДн) - это любая информация о физическом лице, в частности, ФИО, место и дата рождения, место проживания и регистрации, социальное, имущественное и семейное положение, профессия, образование, доходы, и другое (п. 1 ст.3 ФЗ «О персональных данных»).

Правовая система, на основе которой выполняются требования законодательства РФ относительно хранения, обработки и передачи персональных данных граждан. Оператором персональных данных может выступать государственный или муниципальный орган, а также, юридическое или физическое лицо, имеющие правомочия на определение цели и содержание, а также выполнение ряда организационных и технических мероприятий, касающихся защиты персональных данных от блокирования, уничтожения, копирования и иных неправомерных действий (ФЗ №152 от 27 июля 2006 г. "О персональных данных").

В декабре 2014 года Государственной думой в третьем чтении был принят законопроект о хранении персональных данных граждан, обработанных в интернете, на серверах в России. По словам члена комитета по информполитике Романа Чуйченко, главной целью законопроекта является усиление информационной безопасности страны и ее граждан. Такая мера был принята в связи с усложнением международной ситуации. Данный законопроект вступил в силу 1 сентября 2015 года.

Вступление в силу нового положения о защите персональных данных предполагает обеспечение операторами персональных данных:

  • своевременного обнаружения несанкционированного доступа к ПДн;
  • недопущение воздействия на технические средства, осуществляющие автоматизированную обработку ПДн;
  • возможности оперативного реагирования на факт несанкционированного доступа и незамедлительного восстановления ПДн в случаях их уничтожения или изменения;
  • постоянного контроля за уровнем защищенности персональных данных.

Категории персональных данных

В российском законодательстве определены различные категории персональных данных, в число которых входят:

1. Общедоступные ПДн - данные, не обладающие условиями конфиденциальности, либо с согласия субъекта РФ являются доступными неограниченному кругу лиц (справочники, адресные книги и т.д.). Могут быть исключены из источников по требованию суда или самого субъекта.

2. Специальные категории ПДн - данные, касающиеся национальной и расовой принадлежности, состояния здоровья, убеждений в области философии и религии, политических взглядов. Обработка данной категории персональных данных допускается только при письменном согласии на то субъекта ( не допускается), в случаях общедоступности данных и невозможности получения согласия субъекта в связи с состоянием его здоровья, а также в случаях обработки ПДН в целях оперативно-розыскной деятельности или в соответствии с требованием уголовно-исполнительного законодательства РФ

4. Биометрические персональные данные - информация о физиологических особенностях человека, позволяющих установить его личность.Биометрические ПДн обрабатываются в соответствии со статьей 11 ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и при наличии письменного согласия субъекта ПДн (за исключением случаев обеспечения правосудия, выполнения оперативно-розыскной деятельности, связанных с государственной службой, уголовно-исполнительным законодательством). К биометрическим персональным данным относятся фото- и видеоизображения субъектов.

Персональные данные работника

В гражданском законодательстве РФ существует понятие о персональных данных работника, которое предполагает общие сведения о физическом лице, необходимые работодателю в связи с возникновением трудовых правоотношений. Также, как и , защита персональных данных работника регулируется статьями действующего ГК РФ, и может рассматриваться несколькими аспектами:

  1. Гарантии - совокупность норм и правил, которыми регулируются отношения, касающиеся персональных данных работника.
  2. Комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на реализацию законодательных актов в целях выражения политики работодателя.
  3. Обеспечение субъективного права работника на защиту личных персональных данных.
Право на защиту своих персональных данных имеет каждый работник (п. 9 ст. 86 ТК РФ).

В соответствии со ст. 89 Трудового кодекса РФ свое право на охрану и защиту ПДн каждый работник может реализовать посредством следующих действий:

  • свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, в том числе получение копии любой записи, в которой содержатся ПДн работника;
  • определение личного представителя для защиты своих персональных данных;
  • получение полной информации о ПДн и их обработке;
  • выставление требований об исключении или исправлении персональных данных, содержащих неверную информацию либо, если они были обработаны с нарушением требований законодательства;
  • обжалование в суде неправомерных действий работодателя, а также его бездействии при обработке и защите ПДн.

Состав персональных данных работника

На основании п. 2 ст. 86 ТК РФ объем и содержание персональных данных работника определяются работодателем в соответствии с Конституцией РФ, Трудового кодекса и иными федеральными законами. Как правило, деятельность любой организации предполагает использование работодателем в документообороте два основных вида документов:

  1. Документы, которые предоставляются работником при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). К данной категории относятся документы, содержащие фотоизображение работника, ФИО, сведения о месте и дате рождения, гражданстве, семейном положении, месте регистрации, образовании, специальности (паспорт, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет и т.д.).
  2. Документы, которые формируются работодателем самостоятельно (первичная учетная документация по учету труда и его оплаты). Данная категория включает в себя приказы или распоряжения о приеме работника, расторжении трудового договора, поощрении работника, личная карточка, документы по оплате труда.

Защита персональных данных, ответственность за нарушение законодательства

Также, как и , персональные данные каждого российского гражданина защищены действующей законодательной базой РФ, которая предусматривает несколько видов ответственности за нарушение требований законов в сфере защиты персональных данных, в частности существует гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Отметим, что некоторые санкции за нарушение отдельных составов правонарушений распространяются как на физических и должностных лиц, так и на юридических.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны относится к числу неотчуждаемых нематериальных прав, находящихся под защитой действующих законов.

Гражданско-правовая ответственность имеет прямую связь с категорией морального вреда, то есть, если гражданину был причинен моральный вред, выраженный в действиях, нарушающих его личные неимущественные права, он вправе выставить правонарушителю требования о выплате денежной компенсации в судебном порядке. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств. Компенсация осуществляется в денежной форме.

В соответствии с п. 7 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность работника за разглашение информации, которая напрямую связана с персональными данными других лиц, возлагается на правонарушителя в полном размере причиненного ущерба.

На работника, распространившего персональные данные другого работника, может возлагаться дисциплинарная ответственность в виде увольнения. На основании ст.1 92 ТК РФ работодатель обладает правом привлечь работника, нарушившего закон, к ответственности. При этом, в зависимости от степени и тяжести совершенного правонарушения, увольнение может быть заменено иным дисциплинарным наказанием, например, в виде выговора или замечания.

Отметим, что права и обязанности работника, имеющие прямое отношение к ПДн других работников, определяются условиями трудового договора и составом локальных нормативно-правовых актов, устанавливающих трудовые функции работника и перечень его должностных обязанностей.

Административная ответственность за нарушение порядка сбора, хранения и распространения персональных данных влечет за собой предупреждение или штраф в размере: от 1000 до 3000 рублей - для физических лиц; от 5000 до 10000 рублей - должностных лиц, от 20 тысяч до 50 тысяч рублей - для юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ). Административная ответственность за распространение информации, охраняемой законом, при исполнении служебных и профессиональных обязанностей, влечет за собой штраф в размере: от 500 до 1000 рублей - для физических лиц, от 4 до 5 тысяч рублей - для должностных лиц (ст. 13.14 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности персональных данных, регулируется ст. 137 УК РФ и предусматривает наказание в виде:

  • штрафа в размере 200 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода правонарушителя в течение 18 месяцев;обязательных работ на срок от 120 до 180 часов;
  • исполнительных работ на срок до 12 месяцев;
  • ареста на срок до 4-х месяцев.

Нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности персональных данных, лицом при использовании своего служебного положения предусматривает наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода правонарушителя в течение 1-2 лет;
  • лишения права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет;
  • ареста на срок от 4 до 6 месяцев.

Александр ашенбреннер

Знакомый (вместе работали)взял кредит в банке и не спросив меня дал мой номер банку как близкого человека. Затем через время перестал платить по кредиту. Банк теперь мне постоянно названивает. С этим человеком я не общаюсь, он уже уволился. Что мне делать. Как отвязаться от этих звонков.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Попробуйте написать в банк заявление о прекращении обработки Ваших персональных данных. В случае отказа - подавайте жалобу в прокуратуру для привлечения банка к административной ответственности.

Александр

Здравствуйте! Посмотрел свою кредитную историю, которая собирается на данных бюро кредитных историй. Вижу, что по мне делали запросы в БКИ без моего согласия два банка. У одного из них и моих персональных данных быть не должно. Законны ли запросы в БКИ этих двух банков? Что делать?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! В соответствии с законом о кредитных историях банки могут делать запросы о кредитных историях граждан только при условии наличия на это их согласия. Это прямо прописано в ст. 6 указанного закона. Поэтому без получения Вашего согласия такие запросы являются незаконными.

Дмитрий

Здравствуйте. некое ООО "благоустройство" рассылает платежки с указанием моих ФИО адрес,кол-во прописанных и зарегистрированных людей при этом ни договора на обслуживание ни договора на обработку персональных данных я не подписывал. не нарушают ли они закон

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Распространение персональных данных людей таким образом, чтобы они стали доступными для неограниченного числа лиц является нарушением законодательства. В зависимости от обстоятельств дела это может быть квалифицировано как административное правонарушение или уголовное преступление.

Анна

Добрый день! Подскажите пожалуйста, представитель управляющей компании создал общую группу в вацапе, куда были добавлены все жители нашего дома. Соответственно данная группа содержит информацию по номерам телефонам всех жильцов. Имеет ли право управляющая компания создавать такие группы и открывать данные по номерам телефонов жителей, а также их ФИО без их согласия? По договору с управляющей компании, она имеет право передавать информацию по персональным данным третьим лицам только в целях выполнения своих обязанностей по договору

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Право на создание групп в социальных сетях и мессенджерах имеют все граждане в соответствии с условиями пользования таких мессенджеров и социальных сетей. Скорее всего, в данную группу были приглашены жильцы дома, которые могут всегда отказаться от участия в такой группе. Кроме того, не доказано, что создание группы не направлено на достижение целей по выполнению обязательств управляющей компании перед жильцами. Поэтому в данной ситуации очень спорно наличие нарушения законодательства о персональных данных.

Дмитрий

Здравствуйте, ранее привлекался к уголовной ответственности, может ли работодатель запросить данные из полиции?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Запросить, конечно, может, но ему могут ответить отказом, так как у него нет права на получение данной конфиденциальной информации. Но у работодателя всегда есть возможность получить информацию о Вас через неофициальные каналы. Поэтому при желании он всегда сможет получить нужную информацию о кандидате на работу.

Евгений

Здравствуйте, работаю водителем общественного транспорта, руководство обязывает по громкой связи в салон при входе пассажиров объявлять свою Ф.И.О, является ли это нарушением закона о защите персональных данных? Могу ли я отказаться делать это?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Евгений! Если Вы согласитесь это делать, то никакого нарушения не будет, так как соответствующую информацию Вы сообщили добровольно. Но Вы можете отказаться от этого, если в трудовом договоре или других обязательных для Вас документах (например, должностная инструкция) нет такой обязанности. Насколько нам известно, на федеральном уровне такой обязанности у водителей нет.

Игорь

Добрый день, у нас в WhatsApp есть закрытая группа людей связанных определённой профессией. Для идентификации и понимания с кем мы общаемся мы попросили всех участников написать имена и фамилии, а также предоставить свою фотографию. Является ли это правомерным? Пояснение Группа создана для общения и помощи друг другу в работе. Так же в группе есть определённые правила, например о том что запрещено передавать переписку и данные пользователей третьим лицам.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Если граждане самостоятельно будут выкладывать свои данные (которые могут быть и недостоверными), то никакого нарушения персональных данных тут не будет.

Алексей

Здравствуйте! Недавно в приложении тинькофф-банк на айфоне нашёл возможность пригласить друзей оформить карту. Функционал приложения предполагал просто нажатие кнопки "пригласить" напротив контактов телефонной книги, после чего номера телефонов, как я понимаю, отправлялись в банк и операторы банка звонили по этом номерам и предлагали оформить карты. Перед отправкой приглашений мне нигде не предлагалось ставить никаких галочек о передаче моих перс. данных, однако операторы банка обзваниваемым людям говорили не только что их телефон банку дал Алексей, но и называли мою фамилию. Сразу хочу оговорить, что моя фамилия очень редкая, в моём регионе (нижегородской области) я единственный носитель этой фамилии, да и в России тоже мало у кого такая фамилия. На следующий день я начал получать претензии от своих знакомых что Я (разумеется, они поняли, что это я) дал их номера банку. Я обратился в банк с претензией о нарушении закона 152-фз, однако юристы банка мне сказали, что фамилия не является персональными данными, позволяющими идентифицировать человека как физ.лицо, что они (банк) ничего не нарушают, а мои знакомые после общения с операторами банка определили меня лишь на основании "личных предположений" - вот их цитата: "Это личные предположения Ваших знакомых, как они поняли, что это именно Вы предоставили номер, неизвестно.", вот ещё их первый ответ: "Согласно ФЗ №152 под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Фамилии и имени недостаточно, чтобы отнести данные к конкретному лицу. Таким образом, нарушения законодательства нет, как Вам ранее сообщали сотрудники." Скажите, пожалуйста, есть ли в данном случае нарушение закона 152-фз и есть ли смысл мне идти в суд и привлекать людей, которые после общения с операторами банка определили мою личность, как свидетелей по данному делу.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Возможно, что Вы уже дали согласие на обработку своих персональных данных, установив приложение Тинькофф-банка. Посмотрите внимательно условия лицензионного соглашения к данному приложению. Думаю, Вы будете неприятно удивлены. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что формального нарушения закона о персональных данных в Вашей ситуации нет.

Александр

Мне позвонил некий сотрудник консалтинговой фирмы, представился и сказал, что когда-то он работал в некотором банке и при моем обращении на горячую линию этого банка помогал мне в некоторых операциях. На тот момент он являлся сотрудником банка и, соответственно, имел доступ к моим персональным данным. Скажите, его звонок как представителя фирмы, где мои данные (ФИО, телефон) появились незаконно, не подтверждает факт несанкционированной передачи моих персональных данных, т.е. нарушение Закона о персональных данных.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! В данном случае, скорее, речь идет о неправомерном действии конкретного сотрудника, который мог воспользоваться имеющимся у него доступом к базе персональных данных клиента банка. В любом случае он не имел права копировать базу данных клиентов банка и использовать ее для работы в коммерческой организации.

Анна

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, согласие на обработку ПД подписывается один раз при получении какой-либо услуги в больнице, или при каждом обращении?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Для точного соблюдения закона требуется, чтобы при каждом предоставлении персональных данных пациент давал согласие на их обработку. Но в то же время закон о персональных данных позволяет сделать вывод о том, что если человек уже неоднократно обращался к определенному оператору обработки персональных данных и уже предоставлял соответствующие персональные данные, то при отсутствии новых персональных данных получать согласие не требуется. Но для перестраховки больницы могут каждый раз требовать подписывать согласие на обработку персональных данных.

михаил

Высылаю алименты почтойимеется исполнительный лист, не указывая свое место работы,ежемесячноимеется задолженность, без просрочек, есть ли основание для вскрытия моей личной базы данных, бывшей женой, если я не являюсь злостным не плательщиком?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Михаил! Сторона исполнительного производства вправе знакомиться с материалами такого производства, в том числе содержащимися там персональными данными должника. Но при этом взыскатель по исполнительному производству не вправе разглашать такую информацию третьим лицам.

Елена

Здравствуйте! В сети в интернет в различных группах в открытом доступе гражданин,с которым у меня судебные разбирательства, выкладывает фотоматериалы из дела, в том числе с моими персональными данными ФИО, адрес, год рождения. Можно ли данного гражданина как-то привлечь к ответственности например за разглашение моих персональных данных? Спасибо

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! В действиях гражданина имеется факт нарушения Ваших персональных данных. Вы можете обратиться в прокуратуру или полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или привлечения гражданина к административной ответственности.

Иван Иванович

Является ли передача данных с видеокамер, администрацией рынка частному лицу, нарушением закона о персональных данных относительно меня.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Иван Иванович! Смотря для каких целей была передана запись. Если для раскрытия правонарушения или преступления, то такие действия не являются противоправными. Кроме того, само по себе видеоизображение территории, на которой находятся определенные лица, не содержит в себе никаких персональных данных и не позволяет идентифицировать человека по его фамилии, имени, адресу и т.д.

Александр

Здравствуйте! Некая организация, считающая, что я должен ей денег, хотя никаких договоров мы не заключали, прислало мне претензию открытым письмом, на листе бумаги, который попал не в мой почтовый ящик, по вменяемому долгу с указанием ФИО, адреса и суммы долга с пенями. Есть ли в этом факт нарушения моих прав на защиту персональных данных?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Нарушения законодательства о персональных данных нет, так как это письмо адресовалось именно Вам и отсутствуют доказательства умышленного распространения персональных данных. Кроме того, не известно, по какой именно причине письмо попало в чужой почтовый ящик. Может быть, это ошибка разносчика.

Александр

Здравствуйте, Сергей! А разве должностное лицо не запечатывая письмо с персональными данными не создаёт умышленно условия для их разглашения?

Сергей (старший юрист)

Нет. Письмо адресовалось Вам, а не размещалось для публичного обозрения. Конечно, Вы можете попытаться доказать обратное, но на это потребуется много времени и денег.

Олег Богородский

На одном из сайтов по биржевой торговле требуют пройти верификацию счёта с предоставлением фотокопии паспорта первой страницы и с пропиской, а также документ подтверждающий прописку. Правомерно ли это.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Олег! Ничего противозаконного в установлении личности пользователя нет. Более того, законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов обязывает отдельные организации принимать меры по верификации своих клиентов.

Евгения

Добрый день! Работаю в снт бухгалтером. В ходе прокурорской проверки председатель затребовал от меня и кассира объяснительные записки, в которых мы указали свои фио и должности. В результате делопроизводитель выложил в общий чат снт наши объяснительные без нашего согласия и уведомления. Существует ли в этом случае нарушение персональных данных и чести и достоинства со стороны делопроизводителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Евгения! Формально имеется нарушение законодательства о персональных данных, но вот говорить о нарушении чести и достоинства этим фактом нельзя. Для этого должны быть более веские основания.

Андрей

Добрый день Елена. Коллега занимался соисканием новой должности. Фирма после изучения его резюме предложила пройти собеседование. В течение этого взаимодействия с работниками кадровой службы фирмы, как потом выяснилось они записывали все телефонные переговоры безведома коллеги. Результатом работы с кадровиками стали некоторые предварительные договоренности об условиях работы в новой должности. Когда пришло время уходить со старого места работы, коллеге действующее руководство предложило повышение в должности и более выгодные условия, и он принял решение остаться на старом месте работы. Свое решение сотрудник сообщил и фирме, спустя некоторое время на старое место работы пришло письмо от фирмы с приложением телефонных разговоров коллеги и письмом поясняющим обстоятельства этих переговоров. Вопрос: Возможно ли привлечь фирму должностных лиц за совершенные ими действия, если возможно, какая ответственность предусмотрена законом. С уважением, Андрей

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Андрей! В действиях данной организации и ее должностных лиц имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 138 УК РФ, то есть нарушение тайны телефонных переговоров. Надо писать заявление в следственный комитет РФ о возбуждении уголовного дела.

Юля

Скажите пожалуйста. Мой бывший муж в стадии алкогольного опьянения протаранил своим внедорожником мою машину. Сын в это время все снимал на телефон. Вызвали полицию. Полиция попросила скинуть на флешку снятое видео. На следующий день в Контактах появилась фейковая страница, и выложено это видео. городок у нас маленький, опозорились, у 12 летней дочери нервный срыв. Больше видео кроме ментов не кому не показывалось и не скидывалось, налицо дело рук ментов. Скажите правомерны ли их действия, если нет, то куда обращаться?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юля! Действия однозначно являются противозаконными. Вам необходимо обратиться к начальнику местного РОВД для организации проведения служебной проверки по факту распространения материалов, составляющих тайну предварительного следствия. Также можно обратиться в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников полиции.

Александр

При ознакомлении с материалами проверки по моему заявлению сотрудники полиции отказываются предоставить мне для ознакомления объяснение человека, в отношении которого мной написано заявление, ссылаясь на закон о персональных данных. Законно ли поступают в данной ситуации сотрудники полиции. Если нет, предусмотрена ли за это какая-то ответственность? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Действия сотрудников полиции являются незаконными, так как Вы имеете право в соответствии с УПК РФ знакомиться со всеми материалами проверки, касающимися Вас лично. Как минимум, подобные действия полицейских нарушают УПК РФ, что может быть основанием для их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Наталья

Здравствуйте! На работе сложилась неприятная ситуация!!! Мой непосредственный начальник дал мне указание выписать из личных карточек форма Т-2 конкретных работников сведения о ФИО, дате рождении, месте проживания и номере телефона - для отчёта. Выписка была произведена в присутствии кадрового работника. Директор в настоящее время проводит служебную проверку и пытается наложить дисциплинарное взыскание за работу с "личными делами". Пояснения моего начальника и мои в расчёт не берутся - нужна "кровь". При трудоустройстве все сотрудники подписывают Согласие на обработку персональных данных. Грозит ли мне дисциплинарное взыскание, если информация была изъята по устному распоряжению моего непосредственного руководителя, для формирования отчёта. Разглашение информации каким бы то ни было третьим лицам, в моих ЛИЧНЫХ интересах! не было. Хотелось бы получить ответ со ссылкой на нормативные акты, для предоставления комиссии по служебной проверке. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Формально Вы и Ваш непосредственный руководитель нарушили законодательство, так как к персональным данным работников доступ может иметь только специально уполномоченное лицо. Это предусмотрено ст. 88 Трудового кодекса РФ. Поэтому для выстраивания Вашей позиции защиты надо изучить все локальные документы относительно персональных данных и Вашу должностную инструкцию и трудовой договор.

Оксана

Здравствуйте. На работе оставила на столе свои резюме. Сотрудница без моего ведома взяла один экземпляр и передала руководителю.Спустя месяц мне руководитель сказала, что "Случайно" нашла резюме в интернете, хотя это полная ложь, данное резюме у меня существует только в виде файла. Могу ли я привлечь к ответственности сотрудника?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Оксана! Оснований для привлечения сотрудницы к ответственности нет, так как она целенаправленно не собирала сведения о Вашей частной жизни, не доводила до сведения широкого круга лиц полученные о Вас сведения. Кроме того, возможность распространения Ваших персональных данных появилась вследствие Вашей неосторожности. Да и в суде Вы не сможете доказать, что именно эта сотрудница взяла и передала руководству Ваше резюме, если, конечно, они сами не признаются в этом.

Светоана

Моя мама обратилилась в районое отделение пенсионного фонда за получением надбавки к пенсии. Там ей сказали что неоходимы оригиналы свидетельств о рождении на детей. При этом сказано что "если не получиться то документы выбросят".куда обратится для привлечения к ответственности работника в случае утраты имдокументов, может при подаче документов необходимо написать список предоставляемых документов иначе потом не докажешь что они были?Какая предусматривается ответственность за утрату дркументов?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! По меньшей мере факт утраты документов будет образовывать дисциплинарный проступок, за который виновное лицо должно понести ответственность от своего начальства вплоть до увольнения. В самых неблагоприятных случаях можно попытаться привлечь чиновника к уголовной ответственности за халатность, но это маловероятно, так как будет необходимо доказать наличие факта причинения значительного ущерба охраняемым законом правам и интересам граждан.

Ирина

Здравствуйте! Работаю в ЧОО. На одном из КПП установлена камера видеонаблюдения,на этом же КПП было нарушение пропускного режима. Я засветилась на видео. Работодатель собрал всех охранников и показал это видео! Правомерны ли его действия? Документ о персональных данных я подписывала,но года 2 назад! Моё согласие на обзор этого видео никто не спрашивал... Что я могу предъявить работодателю?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ирина! В действиях работодателя никакого нарушения нет, так как этим видео никакие Ваши персональные данные не разглашаются. Кроме того, на видео, скорее всего, не специально запечатлены именно Вы, а КПП, являющееся центром фокуса. Поэтому шансы что-то отсудить у работодателя практически равны нулю.

талияНа

сотрудница забежала ко мне в кабинет, назвала меня старой каргой, змеей, пожелала уходить на пенсию и пить с мужем чай. Заведующая не дает мне домашний адрес этой сотрудницы, чтобы я указала его в исковом заявлении об оскорблении личности, ссылаясь на защиту персональных данных. Как мне быть?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Действия начальницы являются правомерными, так как без согласия человека нельзя разглашать его персональные данные. Для получения домашнего адреса Вы можете сначала написать заявление в полицию, которая при получении объяснения с этой женщины узнает ее домашний адрес. Вы потом можете ознакомиться с материалами проверки.

Дмитрий

Здравствуйте. я Работаю в системе образования. Недавно органы власти областного уровня спустили сверху указание собрать сведения о родителях части воспитанников Ф.И.О и паспортные данные для того чтобы компенсировать расходы на питание в учреждении. Дело-то хорошее, но вот насколько законно с нашей стороны собирать такие данные?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Сбор подобных данных не будет содержать признаков какого-либо правонарушения, если родители добровольно согласятся предоставить такую информацию. Если Вы им объясните для каких целей необходимы сведения, то, думаю, все родители правильно поймут Вас.

Ольга

Здравствуйте! Я главбух на предприятии. Сотрудница взяла кредит, указала телефон сменщицы кроме своего. Кредит не оплачен. При очередном звонке о задолженности сменщица указала мой личный сотовый телефон. Из вредности. Теперь кредит справляют с меня. Постоянно звонки и смс. На мои объяснения не реагируют. К кредиту отношения не имею совершенно. Как это прекратить? Что мне сказать или написать банку? И возможно привлечь к ответственности физлицо за разглашение моего телефона. Спасибо!

Сбор, обработка, хранение и использование персональных данных осуществляются во многих сферах деятельности общества и государства. Например, в финансовой и налоговой сфере, при пенсионном, социальном и медицинском страховании, в оперативно-розыскной деятельности, трудовой и других областях общественной жизни.

В различных сферах деятельности под персональными данными понимаются часто не совпадающие наборы сведений. Определения персональных данных содержатся в различных федеральных законах, причем объем сведений определяется в них по разному.

С развитием информационных технологий всё большее значение приобретает защита коммерческой информации, позволяющая компании поддерживать конкурентоспособность своих товаров, организовывать работу с партнерами и клиентами, снижать риски возникновения санкций со стороны регуляторов.

Защитить коммерческую тайну компании и привлечь виновных в разглашении к ответственности возможно, введя режим коммерческой тайны, т. е. приняв правовые, организационные и технические меры по охране конфиденциальности информации.

На сегодняшний день вирусные атаки по-прежнему происходят с пугающей частотой. Самыми эффективными являются атаки, осуществляемые с использованием файлов, открываемых обычными приложениями. Например, вредоносный код может содержаться в файлах Microsoft Word или PDF-документах. Такая атака называется эксплойтом и не всегда определяется обычным антивирусом.

Palo Alto Networks Traps обеспечивает расширенную защиту рабочих станций от целенаправленных вредоносных атак, предотвращает эксплуатацию уязвимостей операционной системы и приложений.

Рекомендации по защите информации при работе в системах ДБО

В последнее время участились случаи мошеннических действий в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО), направленные на хищение секретных ключей пользователей и денежных средств организаций. В статье мы рассмотрели практические меры, необходимые для снижения вероятности кражи денежных средств и привели рекомендации по реагированию на возможные мошеннические действия.