Административный арест назначается только судом. Административный арест: когда и за что

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

К кому не применяется административный арест?

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:

1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч.

Административный арест за нарушение ПДД

1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).

9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.

Читайте также:

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед.

Административный арест: понятие, сроки, назначение и исполнение.

изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).

3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

4. Административный арест назначается судьей.

5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Сотрудники полиции.

Сотрудники таможни.

Сотрудники УИС.

Пограничники.

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов.

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест (действующая редакция)

К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

время составления;

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест представляет собой меру взыскания, которая применяется за определенные Он считается самым строгим среди всех типов взыскания за указанные деяния. Административный арест - это лишение свободы на конкретный период. Продолжительность этого периода указывается в соответствующем постановлении по делу о правонарушении.

Эта мера наказания применяется к субъектам, вступающим в те или другие виды совершающим при этом проступки, которые приближены к преступлениям, определяемым уголовным законодательством как не представляющие значительной К таким нарушениям, в частности, относят хранение либо приобретение наркотических средств (небольшого количества), употребление спиртного в общественном месте, хулиганство, появление человека в общественном месте в нетрезвом состоянии, что противоречит нравственным нормам, и прочие деяния, совершенные лицом, дважды на протяжении года подвергавшимся взысканию за появление в нетрезвом виде или распитие спиртного в общественных местах.

Административный арест назначается при злостном неповиновении законным требованиям или распоряжениям сотрудника полиции.

Данная мера наказания назначается при проявлении неуважения к суду, при неповиновении законному требованию или распоряжению сотрудника ОВД, военнослужащего или другого уполномоченного лица, находящегося при исполнении своих обязанностей на приграничной территории.

Необходимо отметить, что административный арест применяется в соответствии с постановлением судьи. Данное постановление является окончательным и в порядке производства соответствующих дел не подлежит обжалованию. После оглашения наказание незамедлительно приводится в исполнение, вне зависимости от категории установленного нарушения.

Административный арест предусматривает физические работы без оплаты труда (уборку улиц, дворов и прочего). В связи с этим наказание не может применяться к несовершеннолетним, беременным, женщинам, имеющим малолетних детей (до двенадцати лет), инвалидам первой и второй группы.

После вынесения постановления суда сотрудник полиции доставляет лицо, к которому была применена мера наказания, в ОВД. В специальном приемнике или в изоляторе для временного содержания нарушитель содержится под стражей на протяжении срока, который определен постановлением суда. При этом условия специального режима предусматривают применение мер трудового и воспитательного воздействия.

Режим, в котором содержится нарушитель, обеспечивает изоляцию, предотвращает совершение новых незаконных деяний и побегов. В особых условиях содержания применяются специальные и исправления. К ним, в частности, относят трудовое использование.

Время включается в срок ареста.

После освобождения лицу выдают справку о периоде нахождения в заключении, характере совершенного нарушения, за которое последовало наказание.

Наложение административного ареста за собой не влечет судимости, не является причиной для увольнения с работы, а также не прерывает трудового стажа. При этом за период пребывания в заключении заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается.

Административный арест может налагаться и на имущество лица, имеющего задолженность по выплате налогов или прочих обязательных платежей в различного рода бюджеты. В этом случае основанием для применения наказания может являться постановление, вынесенное федеральными органами налоговой полиции. Наложение административного ареста осуществляется в расчете на последующую реализацию имущества в соответствующем порядке. Таким образом, предполагается обеспечение своевременного поступления необходимых сумм сокрытых сборов, налогов и прочих обязательных платежей.

Административный арест является наиболее строгим видом административного наказания. Сущность его в том, что гражданин подвергается ограничению свободы на короткий период времени.

В этой статье:

Административный арест, как вид административного наказания

Применяя данный вид наказания, государство вмешивается в свободу личности.

Однако это вынужденная мера государственного принуждения, применяемая за административный проступок, посягающий на общественный порядок. Оправданность ограничения свободы заключается в том, что арест выступает стимулирующим действием для пресечения совершения проступков в будущем.

Административный арест применяется только в случаях прямо предусмотренных административно-правовой нормой. В иных случаях не допускается, и будет расцениваться как посягательство на конституционные права и свободы гражданина.

Понятие и особенности административного ареста

Под административным арестом понимается временная изоляция гражданина, совершившего административный проступок. Административный арест применяется только в качестве исключительной меры административного наказания, при совершении виновным лицом деяния содержащего отягчающие вину обстоятельства и за правонарушения, за которые прямо предусмотрен административный арест.

Например, административный арест может применяться:

  • За нарушения общественного порядка, выраженного в употреблении спиртных напитков, наркотических веществ
  • За совершение мелкого хулиганства
  • За неповиновение требованиям должностных лиц

Условия, при которых отбывает арест правонарушитель весьма строгие. Места содержания под арестом, именуются спецприемниками, изоляторами временного содержания.

Применяя административный арест, государство не предусматривает такие его последствия как судимость, увольнение с работы за прогул.

Порядок применения административного ареста

Административный арест применяется только судьей. Лица, осуществляющие задержание правонарушителя, обязаны в кратчайший срок передать дела в суд о привлечении виновного к аресту. Срок административного задержания подлежит учету при отбывании ареста.

Срок ареста не может превышать 15 суток. В качестве исключения этот срок может быть увеличен до 30 суток.

Условием увеличения срока будет действие особых правовых режимов в стране, например, военного или чрезвычайного положения. Также если, гражданин привлекается к ответственности за употребление наркотических средств, срок ареста может быть 30 суток.

Административный арест не может применяться в отношении беременных женщин, несовершеннолетних, женщин, у которых есть дети до 14 лет, в отношении лиц, имеющих инвалидность первой или второй группы, к военнослужащим, сотрудникам системы МВД и уголовно-исполнительной системы.

Исполнение постановления об административном аресте

При рассмотрении дела по правонарушению, за которое предусматривается арест, судья выносит постановление. Далее, документ направляется на исполнение в органы полиции.

Лицо будет содержаться в месте, в котором укажут органы полиции. Перед помещением под арест, лицо подвергается личному досмотру, на предмет запрещенных предметов, таких как, наркотики, мобильный телефон, оружие и иные предметы.

По просьбе арестованного лица, при наличии уважительных причин, например, тяжелого заболевания, похорон близких родственников, суд может отложить исполнение ареста до семи дней. Если лицо будет уклоняться от исполнения ареста, органы полиции могут применить силу и доставить в место, отбывания ареста.

Административный арест – один из видов административного наказания, предусмотренный КоАП РФ.

Он относится к наказаниям, устанавливаемым исключительно КоАП РФ и не может быть установлен другими нормативными актами.

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, а также к военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Административный арест назначается только судьей.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

  1. Административное задержание - сроки и процедура.

Административное задержание – это, в первую очередь мера обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях и она применяется только в исключительных случаях, в целях:

Пресечения административного правонарушения;

Установления личности нарушителя;

Составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте;

Выявления административного правонарушения;

Обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

Административное задержание применено только к гражданам, достигшим 16-тилетнего возраста, так оно является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а ответственность за него наступает с 16 лет.

Перечень должностных лиц, имеющих права осуществлять административное задержание устанавливает Закон, это:

Сотрудники органов внутренних дел (милиции);

Сотрудники ведомственной охраны;

Военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

Сотрудники ГИБДД;

Сотрудники ВАИ;

Военнослужащие пограничных органов;

Сотрудники таможенных органов;

Сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

Судебные приставы.

Закон предусматривает обязанность должностного лица, проведшего задержание, в кратчайший срок уведомить родственников задержанного, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника (по просьбе задержанного).

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители;

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание в обязательном порядке протоколируется. Протокол должен содержать следующие реквизиты:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания;

Подпись должностного лицом, его составившего;

Подпись задержанного лица.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Максимальный срок административного задержания – 3 часа. В исключительных случаях, когда есть необходимость для установления личности, а также необходимость выяснения обстоятельств административного правонарушения, срок административного задержания может быть увеличен до 48 часов, а именно:

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением таможенных правил;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола.

Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Современное общество не стоит на месте в своём развитии. Люди постоянно совершенствуются. Это приводит к тому, что противоправные деяния также эволюционировали. На сегодняшний день нарушения закона все чаще происходят в пределах административной юрисдикции. Подобный показатель доказывает просвещённость граждан и их уважение к закону, потому что преступлений, социально опасных деяний, стало намного меньше. Тем не менее административные правонарушения – это достаточно серьёзный вид правонарушений в целом, с которым следует бороться доступными правовыми методами. Основным органом, который осуществляет борьбу с ними, является МВД Российской Федерации. Данный орган действует на основе существующего законодательства и использует в своей работе определённые методы, например, административного прекращения. Административный арест, о котором пойдёт речь далее в статье, относится к данному виду методов, а также имеет свои особенности и сферу применения.

Общее понятие об административном аресте

Между мнениями учёных-теоретиков существует противоречие. Одни считают, что административный арест – это вид административного метода прекращения правонарушения, другие видят в нем вид наказания за административное правонарушение. Так или иначе, он подразумевает такой правовой режим, при котором нарушитель претерпевает некоторые ограничения.
При детальном анализе законодательства можно сделать вывод, что административный арест - это вид наказания за совершенные административные правонарушения, при котором лицо, совершившее их, изолируется от общества на определённый срок. Понятие детально расшифровывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Нужно отметить, что этот вид наказания является наиболее строгим, и поэтому применяется только в случае совершения наиболее серьёзных проступков.

Правовая регламентация

Данный вид наказания за административные правонарушения подразумевает серьёзный регламент со стороны законодателя. Существует целый ряд административно-правовых актов разной юридической силы, которые детально регламентируют суть, порядок исполнения и сроки административного ареста. Среди них стоит выделить:


Все представленные акты выдаются различными органами исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Общие условия для возможности наложения административного ареста

Нужно отметить тот факт, что административный арест возможен только на основе постановления суда. Назначается этот вид наказания за самые тяжкие правонарушения, прописанные в КоАП РФ. К таким можно отнести мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, неповиновение законным требованиям работника полиции, органов безопасности и т.п.
Административный арест назначается в том случае, если другие виды наказания, к примеру, штраф, не являются достаточными. Наказание в виде административного ареста может являться основным в санкциях некоторых статей КоАП РФ. Субъектом этого наказания может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям. Другими словами, оно должно являться субъектом административной ответственности (возраст - 18 лет и старше).

Субъекты, не подлежащие административному аресту

Согласно части 2 статьи 3.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации, существует ряд специальных субъектов, к которым данный вид наказания не применяется, например:

  • женщины, являющиеся матерями детей до четырнадцати лет;
  • беременные женщины;
  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел

Известны случаи, когда суды отказывали в назначении административного ареста как определённого вида наказания. При этом рассматривались различные обстоятельства, которые позволяли исключить подобную форму административной ответственности, например воспитание отцом-одиночкой нескольких малолетних детей. Таким образом, суд на основе субъективного понимания дела может отказать в назначении административного ареста при наличии определённых обстоятельств.

Срок административного ареста

Следует помнить, что административный арест нарушает основное конституционное право гражданина - на свободу и неприкосновенность. Поэтому срок административного ареста должен быть строго регламентирован. Сроки, на которые может быть установлено это ограничение, указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Согласно общему правилу, могут присудить 15 суток административного ареста. Однако существуют исключительные правила, которые позволяют устанавливать арест на больший срок. Если субъект нарушает правила чрезвычайного положения, правовой режим контртеррористической операции, то административный арест может быть назначен на срок не более тридцати суток. Вопрос об этом решается исключительно в судебном порядке. Никаким другим образом административный арест не может быть установлен в отношении субъекта, который совершил правонарушение.

Отличие административного задержания от ареста

Многие граждане совершенно не понимают сути административного задержания и административного ареста. Это совершенно разные понятия, имеющие различные правовые последствия. Административное задержание является методом прекращения правонарушения. Задержание также является мерой обеспечения производства в делах об административных правонарушениях. Очень часто административное задержание предшествует административному аресту. Его срок включается в срок ареста и исчисляется с момента доставления лица в помещение правоохранительного органа.

Порядок установления ареста

Если лицо совершает правонарушение, за которое предусмотрен административный арест, то подобного рода административные дела рассматриваются в день составления протокола. Во время рассмотрения дела, влекущего за собой административный арест, субъект, в отношение которого оно ведётся, обязан присутствовать. При этом протокол органов правопорядка о совершенном административном проступке подаётся судье на рассмотрение. Административные дела об осуществлении ареста рассматривают по месту жительства лица, в отношении которого хотят применить подобное наказание. Если лицо было предварительно задержано, то дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания. В конце рассмотрения дела судья может вынести постановление об административном аресте, освобождении от каких-либо наказаний или установить другой вид наказания, если подобное присутствует в санкции данной статьи об административном правонарушении.

Жалобы о незаконном назначении административного ареста

Лицо, которому было назначено такое наказание, вправе подать жалобу, если считает его незаконным. Она направляется тому судье, который вынес постановление. Тот, в свою очередь, самостоятельно направляет жалобу в вышестоящий суд. Ее рассматривают в течение суток после подачи. Решение по поводу рассмотренной жалобы направляется должностному лицу, которое является исполнителем административного ареста.

Исполнение административного ареста

После вынесения постановления суда органы внутренних дел арестовывают человека. Если до этого момента он был задержан, то после постановления об административном аресте правовая характеристика субъекта меняется. Отбывание административного ареста происходит в специальных приёмниках органов внутренних дел. Деятельность этих учреждений регламентирована законодательными актами. По прибытии поступившего осматривают и оказывают ему медицинскую помощь, если она необходима. Арестованных в обязательном порядке фотографируют и берут у них дактилоскопические отпечатки.
Во время административного ареста лица, которые претерпевают этот вид наказания, питаются согласно нормам, установленным законодательством. Не допускается дискриминация подобных лиц, а также угнетение их прав и свобод. Они содержатся в условиях, которые регулируются специальными инструкциями, например правилами внутреннего распорядка приёмников для арестованных.

Права арестованных

Если даже административный арест назначается, то этот факт не говорит о том, что у арестованного отсутствуют права. Напротив, лица, по отношению к которым применяется это наказание, имеют целый ряд прав, а именно:


Достаточно широкое количество прав обусловлено характером правонарушения. Арестованные получают наказание за административное нарушение, которое по своей сути не несёт такой опасности, как уголовные преступления.

Вывод

В заключение нужно отметить важность такого наказания, как административный арест. Назначается он исключительно за совершение административных правонарушений. Большое количество прав у арестованных лиц, а также достаточно маленькие сроки, на которые это наказание устанавливается, возможны благодаря его дифференциации с наказаниями, которые предусмотрены за совершение преступлений.