Функциональные подсистемы рсчс создаются федеральными органами исполнительной. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для проведения работы в области защиты населения и территорий от ЧС. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти.

В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 созданы и действуют 44 функциональных подсистемы РСЧС, формируемые 16 федеральными органами исполнительной власти и организациями.

В течение 2010 года были проведены работы по совершенствованию функциональных подсистем. Так, в соответствии с Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 № 4, МЧС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым на базе двух функциональных подсистем Минэнерго России будет создана функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России. Готовится перечень мероприятий по созданию функциональных подсистем, формируемых Роскосмосом. Проводится работа по формированию функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне.

Организована работа по переработке положения о Всероссийской службе медицины катастроф, формируемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В рамках осуществления методического обеспечения деятельности функциональных подсистем РСЧС МЧС России были разработаны и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти нормативно-методических документы, направленные на совершенствование деятельности функциональных подсистем:

критерии оценки эффективности действий сил и средств функциональных подсистем при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовности функциональных подсистем РСЧС к функционированию и выполнению возложенных на них задач;

Силы и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности составляют аварийно–спасательные службы, аварийно–спасательные формирования, другие службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение трех суток. На объектах структуру и состав сил постоянной готовности определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС принято подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

Войска гражданской обороны;

Поисково–спасательную службу МЧС России;

Государственную противопожарную службу МЧС России;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

Противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;

Учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

Разработка и реализация целевых и научно–технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

Ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;

Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Проведение при необходимости эвакуационных и других мероприятий;

В режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Оповещение руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации.

В состав этой комиссии входят, как правило, руководитель объекта или его первый заместитель (главный инженер), один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, заместитель главного инженера, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, а также должностные лица, отвечающие за оповещение и связь, радиационную и химическую защиту, содержание и эксплуатацию убежищ и укрытий, аварийно–техническое обеспечение, энергоснабжение и светомаскировку, противопожарное обеспечение, материально–техническое снабжение, медицинское обеспечение, транспорт, охрану общественного порядка. Рабочим органом комиссии объекта является штаб (отдел, сектор) по делам ГОЧС. Для выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственно на участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки их масштабов и характера ЧС, выработки предложений по их ликвидации из состава комиссии объекта формируют оперативные группы необходимых специалистов.


Похожая информация.


Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Согласно определению РСЧС - организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньевРСЧС.

Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:

Координирующие органы управления;

Органы управления;

Органы повседневного управления;

Силы и средства;

Системы связи, оповещения, информационного обеспечения;

Резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы управления РСЧС таковы:

На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.

Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).

На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.

На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, - объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (создаются при необходимости).

Основная задача данных органов управления - координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС - немедленно.

Органы управления по делам ГОЧС таковы:

На федеральном уровне - МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации - управления по делам ГОЧС.

На региональном уровне - региональные центры по деламГОЧС.

На территориальном уровне - комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне - управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.

На объектовом уровне - отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).

Рис. 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Региональные центры ГОЧС - полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.

В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.

Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.

Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.

Центр управления в кризисных ситуациях - орган оперативного управления силами и средствами РСЧС и МЧС России, взаимодействующий в пределах своей компетенции с федеральными и региональными органами управления Российской Федерации, а также с соответствующими органами зарубежных стран по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

К силам и средствам РСЧС относятся штатные и нештатные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).

Силы и средства наблюдения и контроля - формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти РФ.

Силы и средства ликвидации ЧС - силы и средства МЧС России, а также силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций - специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные,аварийно-восстановительные,аварийно-технические, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов и организаций (объектов).

Нештатные формирования ГО - общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности.

Специально подготовленные силы Вооружённых Сил РФ, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС.

Состав сил и средств РСЧС

Таблица 1.3.

Силы и средства наблюдения и контроля

Силы и средства ликвидации ЧС

Силы и средства МЧС России:

Формирования и организации МЧС России

Силы и средства МЧС России :

Соединения, части и подразделения войск ГО РФ;

Формирования ПСС России

Силы и средства министерств, ведомств и территорий России:

Формирования и организации ведомственных СНЛК

за окружающей средой

и прилегающими территориями;

Формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ;

Формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России;

Формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России;

Формирования и организации геофизической службы Российской академии наук;

Формирования и организации Росгидромета;

Формирования и организации Минатома РФ;

Силы и средства министерств и ведомств России:

Ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические

и иные формирования;

Формирования ДПС ГИБДД МВД России;

Формирования ВСМК;

Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Формирования Росгидромета;

Формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России;

Другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.)

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать её невозможно, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.

Для ликвидации крупных ЧС используют силы постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ;

Центральный аэромобильный спасательный отряд;

Поисково-спасательная служба МЧС России;

Центр по проведению спасательных операций особого риска;

Авиация МЧС России.

Основное подразделение экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера - Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причём как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Есть малогабаритные спасательные вертолеты БО-15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда существует свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развёртываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на чрезвычайные ситуации самого различного характера.

Финансирование мероприятий РСЧС осуществляется за счёт бюджета и средств соответствующего уровня, страховых фондов и других источников. С этой целью создаются правительственный, ведомственные, территориальные, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, накапливаемые соответственно за счёт средств федерального, территориальных и местных бюджетов, средств министерств, ведомств и организаций.

При недостаточности имеющихся ресурсов, сил и средств в установленном порядке привлекают резервы, силы и средства других органов исполнительной власти и организаций. В отдельных случаях при ликвидации ЧС и её последствий может быть образована Правительственная комиссия Российской Федерации по ликвидации ЧС.

В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности;

Режим повышенной готовности;

Режим чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия:

Наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия:

Организацию защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организацию ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».

Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, - Федеральное правительство, администрации республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.

При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

Основные задачи РСЧС:

■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ подготовка населения к действиям в ЧС;

■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;

■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ ликвидация ЧС;

■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты

международное сотрудничество в области защиты населения

и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также ПОРЯДОК ИХ деятельности определяются положениями о них.

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:

■ повседневной деятельности;

■ повышенной готовности;

■ чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности используется при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности - функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, увеличению запасов материально-технических средств, повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации - функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.

В район ЧС:

■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;

■ усиливается постоянный контроль за- состоянием окружающей среды в районе ЧС;

§ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

■ на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению й ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

■ на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ТО, которыми являются:

■ на межрегиональном - региональные центры;

■ на региональном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

■ на муниципальном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

■ на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

■ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территориальных подсистемах - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):

■ силы и средства наблюдения и контроля;

■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием Окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об оюстоновке, осуществляют её прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.

Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Вопросы и задания

1. Для чего предназначена система РСЧС?

2. Перечислите основные задачи РСЧС.

3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?

4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?

5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?

6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.

7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?

8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?

9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:
  • Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  • Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
  • Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  • Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  • Ликвидация ЧС

Организационная структура РСЧС

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
  • координирующие органы;
  • органы управления по делам и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:
  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хараровск)

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области .

Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.

МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.

МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.

Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью Российской Федерации.