Кодекс административных правонарушений с комментариями. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

  • Вопрос 20.Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, значение, нормативных основа, структура.
  • 21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • 22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 23.Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура,полномочия.
  • Вопрос 24.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 25.Система государственной службы в рф.
  • Вопрос 26.Государственные должности в рф.
  • Вопрос 27.Понятие, принципы, особенности государственной гражданской службы.
  • Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.
  • Вопрос 29.Понятие, принципы, особенности правоохранительные службы.
  • Вопрос 30.Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.
  • Раздел I Общие положения
  • 47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.
  • 49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.
  • 50.Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 51.Субъект административного правонарушения.
  • Индивидуальные субъекты
  • 52.Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 53.Понятие и система административных наказаний. Классификация административных наказаний.
  • 54.Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
  • 56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний.
  • 57.Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказания.
  • 58.Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативных основа, задачи, принципы)
  • 59.Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 60.Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 61.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 63. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 65. Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещении эксплуатации: понятие,основание и порядок применения.
  • 66. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
  • 68. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 69. Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание.
  • 70. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
  • 71. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 72. Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 73. Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  • 74. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 75. Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды.
  • 76. Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискация, лишении специального права.
  • 77. Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификация, административного приостановлены деятельности, обязательных работ.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.

    Законодательство об административных правонарушениях состоит из: (-это ст.1.1 КоАП РФ)

    2)и из законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, которые принимаются в соответствии с КоАП РФ.

    КоАП РФ основывается на:

    1)Конституции Российской Федерации

    2)общепризнанных принципах и нормах международного права

    3)международных договорах Российской Федерации.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Основными задачами законодательства об административных правонарушениях являются: (-это ст.1.2 КоАП РФ)

    1)защита личности;

    2)охрана прав и свобод человека и гражданина;

    3)охрана здоровья граждан;

    4)охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    5)защита общественной нравственности;

    6)охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;

    7)охрана общественного порядка и общественной безопасности, а также собственности;

    8)защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

    9)а также предупреждение административных правонарушений.

    Полное название: Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ состоит из:

    5 разделов:

    Раздел I Общие положения

    Раздел II Особенная часть

    Раздел III Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Раздел IV Производство по делам об административных правонарушениях.

    Раздел V Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

    32 глав

    содержит более 600 статей

    Кодекс дает четкое представление о современном российском законодательстве об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Новизна этого правового установления в том, что на федеральном уровне вопросы административной ответственности не могут отныне регулироваться другими нормативными актами, кроме Кодекса .

    Следует отметить, что впервые, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР в Кодексе использована не сплошная, а поглавная нумерация статей. Первое число статьи означает, к какой главе она принадлежит, последующее (или последующие) – номер статьи в той или и иной главе. По-видимому, законодатели предложили именно такую нумерацию для удобства внесения необходимых последующих поправок в Кодекс.

    Особенности Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ:

      КоАП РФ необходим для того, чтобы регулировать деятельность, связанную с реализацией административного принуждения в целом и административной ответственности в особенности.

      КоАП РФ закрепляет вопросы исключительного ведения РФ, в нем впервые легально (тоесть с юридической точки зрения) была закреплена презумция невиновности, было дано понятие правонарушения.

      КоАП РФ зафиксировал административную деликтоспособность (она с 16 лет); отдельно закрепил ответственность должностных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5), иностранцев, апатридов, иностранных юридических лиц.

      Откорректирована система административных наказаний, были исключены исправительные работы и введена дисквалификация.

      Система наказаний включает 9 видов, 2 из них-предупреждение и штраф- могут устанавливать субъекты РФ.

      КоАП РФ предусматривает ответственность только за оконченное правонарушение.

    Административные правоотношения складываются в одну из самых обширных сфер в российском судопроизводстве. Основным законодательным источником является КоАП РФ "Об административных правонарушениях". Что представляет собой этот нормативный акт? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

    Что такое КоАП РФ?

    Расшифровка представленной аббревиатуры выглядит следующим образом: Кодекс об административных правонарушениях. Это довольно большой нормативный акт, который содержит в себе исчерпывающую информацию о видах нарушения права и способах их профилактики. Стоит отметить, что КоАП РФ распространяет свое действие на всю территорию российского государства. Кодекс строго соответствует положениям Конституции и нормам международного права. К ведению рассматриваемого нормативного акта относятся:

    В задачи рассматриваемого закона входят: охрана прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, защита общественной нравственности, охрана природы, организация общественной безопасности и многое другое.

    Принципы закона

    Что такое КоАП РФ? Расшифровку и характеристику этого понятия предоставляют статьи 1.4-1.8 рассматриваемого закона, в которых говорится о принципах реализации административных правоотношений. Именно идеи и условия, на которых базируется тот или иной нормативный акт, наилучшим образом характеризуют сам закон.

    Для начала стоит выделить принцип равенства перед законом. Абсолютно все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, должны соблюдать положения, закрепленные в главах КоАП РФ. При этом совершенно не важен статус человека, его пол, мировоззрение и т.д. Перед законом все люди будут равны.

    Статья 1.5 закона закрепляет принцип презумпции невиновности. Здесь все достаточно просто: ни один человек не может быть обвинен и подвержен наказанию ровно до тех пор, пока его вина не будет доказана судом. При этом само лицо не обладает обязанностью доказывать свою невиновность.

    Стоит также выделить "классические" принципы, на которых базируется КоАП РФ: это гуманность, защита прав и свобод человека, соответствие российской Конституции и многое другое.

    Понятие административного правонарушения

    Разобравшись с тем, что такое КоАП РФ, расшифровка которого устоялась достаточно давно, стоит перейти к другому, не менее важному понятию. Важнейшим элементом рассматриваемого нормативного акта является административное правонарушение. Это виновное, имеющее противоправный характер деяние, за которое по закону устанавливается ответственность. Деяние может выражаться в виде действия или бездействия.

    Ответственность по КоАП РФ возлагается как на физических, так и на юридических лиц. Причем наказание юридического лица не освобождает от ответственности некоторых физических лиц.

    Правонарушение может иметь две формы вины: умышленную и по неосторожности. В первом случае виновное лицо прекрасно сознает противоправный характер своего деяния. Во втором случае лицо, совершившее нарушающее закон деяние, должно было рассчитывать на предотвращение вредных последствий.

    Административное наказание

    Как уже было сказано, за любое нарушение права должно последовать законное наказание. Административное наказание, согласно статье 3.2, может выражаться в следующих формах:

    • штраф по КоАП РФ (обычно разнится в зависимости от того, физическое лицо или юридическое);
    • предупреждение;
    • конфискация (изъятие) орудия совершения правонарушения;
    • арест административного характера;
    • приостановление деятельности;
    • дисквалификация;
    • обязательные работы;
    • выдворение иностранного гражданина за пределы российского государства.

    Любое законное наказание всегда преследует одни цели: предупреждение совершения новых нарушений и воспитательное воздействие на виновное лицо. При этом наказание ни в коем случае не должно умалять достоинство и честь виновного лица.

    Кто рассматривает правонарушения?

    Кто занимается реализацией административного производства? Согласно закону, здесь действует целая система, состоящая из самых разных органов, инстанций и ответвлений. Самыми важными лицами здесь являются, конечно же, судьи - районные или мировые. В качестве представителей кассационной инстанции дела могут рассматривать и судьи Верховного суда.

    Стоит также выделить комиссии по делам несовершеннолетних граждан, инстанции уголовно-исполнительной системы, региональные органы исполнительной власти и даже Банк России (но только по вопросам своего ведения). Рассмотрением административных дел могут заниматься руководители федеральных органов и различных структурных подразделений, а также заместители руководителей.

    Субъекты административного производства

    Кто входит в систему административных правоотношений? Согласно главе 25, части 1 КоАП РФ, участниками производства в рассматриваемой области являются следующие лица:


    Отдельно стоит рассказать про свидетелей. Это лица, имеющие право давать показания, делать замечания касательно информации, вносимой в протокол, пользоваться помощью переводчика и так далее. Если свидетель несовершеннолетний, то обязательным будет присутствие психолога.

    Главы 5-21 предоставляют информацию о группах административных правонарушений, за которые закон устанавливает ответственность. Так, в главе 6 КоАП РФ содержится информация о деяниях, посягающих на жизнь, здоровье и нравственность граждан. Здесь стоит выделить побои, нарушение санитарных требований, занятие проституцией, незаконное обращение медицинских препаратов и многое другое.

    В главе 7 речь идет об охране собственности. Определенная часть деяний, при которых нарушается имущественное право, зафиксировано в КоАП РФ. Другую часть содержит Уголовный кодекс. Административные правонарушения здесь - это самовольное занятие участка, несогласованное пользование природными ресурсами и т.д. В главе 8 речь идет об охране окружающей среды, а в главе 9 - о нарушениях в промышленности, энергетической или строительной области и т.д.

    В главе 10 говорится о нарушениях в сфере сельского хозяйства, а в главе 11 и 12 - о нарушениях на транспорте. По сути, именно на базе двух этих глав и выстроены правила ПДД.

    В КоАП РФ с последними изменениями от 20.01.2017 глава 13 рассказывает о правонарушениях в сфере информации и связи. Здесь же содержатся нормы о нарушении правил защиты информации. Довольно обширная глава 14 представляет характеристику административным нарушениям в области предпринимательской деятельности. Тут закрепляются санкции за создание монополии, картелей, нарушение порядка ценообразования и многое другое.

    Глава 15 характеризует нарушения права в финансовой сфере, а также в области работы с налогами, ценными бумагами, сборами, элементами страхования и т.д. Нарушение таможенного права закреплено в главе 16, а деяния, имеющие характер посягательства на государственную власть - в главе 17. Нарушение границ России карается санкциями, установленными в главе 18, а такие сложные деяния, как самоуправство, нарушение порядка повиновения или управления - в главе 19. Общественная безопасность и общественный порядок регулируются главой 20. Воинский учет закрепляется в главе 21.

    Изменения в законе

    Последние изменения с КоАП РФ произошли 1 января 2017 года. В отличие от прошлых версий, осталась прежней сама расшифровка КоАП РФ. Что такое произошло с остальными положениями закона? Изменилась статья 9.5 части 2 закона, в которой речь шла об инженерных изысканиях. Список государственных корпораций, осуществляющих надзор, пополнился здесь ГК "Росатом".

    Незначительно изменилось содержание статьи 19.4. Здесь пополнился список лиц, выполняющих контрольно-надзорную деятельность в области воспрепятствования работы представителей закона. В статье 24.3 в список объектов, через которые можно совершать правонарушения, добавили Интернет.

    Административная ответственность широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об административных правонарушениях было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм Уголовного Кодекса путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и должностные лица,вообще не имеющие юридического образования.

    Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.

    Структура КоАП:

    5 разделов, объединяющих 32 главы.

    1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.

    2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений).

    3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.

    4 раздел – производство по делам об АП.

    5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.

    КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.

    1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.

    2. акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.

    3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.

    4. методические разъяснения органов.

    КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне.

    · закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;

    · устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;

    · регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;

    · устанавливает порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;

    · устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

    КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.

    Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст 1.2 КоАП):

    · защита личности

    · охрана прав и свобод человека и гражданина;


    · охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;

    · защита общественной нравственности;

    · охрана окружающей среды;

    · охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

    · предупреждение административных правонарушений.

    Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.

    Особенности КоАП:

    1.содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);

    2.нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;

    3.закрепляет ответственность физических и юридических лиц;

    4.регламентирует ответственность за административные правонарушения в 2 юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юридического лица (ст.2.1.). Впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

    По КоАП адм ответственность может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнительная власть отличается мобильностью, то нормы, закрепленные в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется другими системами наказаний. В режиме административной юрисдикции дела об административных правонарушениях могут рассматриваться более 60 органами исполнительной власти.

    59. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях

    Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. Изначально это касалось административной ответственности. Общий принцип, согласно которому федерация устанавливает общие положения, а субъект детализирует + и федерация, и субъект разграничивают конкретные полномочия м/у собой и в рамках них каждый осуществляет собств.регулирование и исполняет. КоАП исполняется и фед.органами и органами субъектов. Акты субъектов – только органами субъектов.

    Разграничение полномочий складывается следующим образом:

    Большая часть полномочий – у РФ. Только РФ может регламентировать общие положения, включая понятие правонарушения, виды и порядок применения административных наказаний, принципы привлечения к ответственности, также РФ закрепляет общие правила подведомственности, регламентирует производство по делам об АПН и порядок исполнения постановлений по делам об АПН.

    Соответственно, субъект может устанавливать собственные региональные составы, при этом вопрос: какие составы могут быть только федеральными, а какие – субъектами (регулятивная есть, а охранительной нет, например). Разграничение осуществляется по критерию того, имеет ли правонарушение региональное или федеральное значение. И КоАП и ВС дают однозначное толкование – ответственность всегда следует за регулятивной нормой. Если регулятивная норма закреплена на фед.уровне – ответственность может установить только федерация. Если фед.законодатель не установил санкцию – то это сознательная позиция и не субъекту её пересматривать (ВС). Составы, которые устанавливают ответственность за нарушение региональных норм и правил, могут быть регламентированы субъектами. И только.

    Субъекты могут определять, кто будет рассматривать региональные составы, т.е. подведомственность дел конкретным органам. При этом возложить обязанность по рассмотрению дел субъект может только на орган субъекта. Соответственно, субъект может сказать, что дело уполномочен рассматривать мировой суд, но на компетенцию районного суда он покушаться не может. Отдельное положение занимала милиция общественной безопасности, т.к. она нах-сь в совместном ведении и субъект мог возложить часть дел на эти органы. В связи с вступлением в силу ФЗ «О полиции» пока ситуация не изменилась. При этом совместность ведения в этой ситуации в значительной мере осталась в прошлом. Могут быть созданы специализированные органы для рассмотрения дел об АПН, как правило, в форме административных комиссий.

    В рамках производства по делам об АПН субъект из всего производства устанавливает только одно: органы и должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы.

    Отдельные полномочия, в рамках создания специализированных органов, формирования комиссий по делам несовершеннолетних и определения лиц, которые уполномочены составлять протоколы, могут быть переданы субъектом феедрации ОМС. Т.к. ОМС являются более заинтересованными. Субъект должен предоставить финансирование.

    Регулирование на уровне субъекта осуществляется в форме законов. Кодексами называть нельзя

    60. Административная ответственность: понятие, сущность, значение и основные черты

    Административная ответственность – это негативная оценка государством действий правонарушителя, именуемых административным правонарушением, и выражается в назначении правонарушителю административного наказания.

    Особенности административной ответственности:

    Широкая нормативная база;

    КоАП на федеральном уровне; на уровне субъектов – законы субъектов об административных правонарушениях; подзаконные акты: на федеральном уровне - постановления правительства; на уровне субъектов – акты высших исполнительных органов субъекта.

    Административная ответственность охраняет не только административные правоотношения, но и отношения иной отраслевой принадлежности (конституционно-правовые, градостроительные, трудового права, гражданского права и иные).

    Большое количество субъектов, уполномоченных осуществлять привлечение к административной ответственности: суды, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные отделения, органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Широкий круг субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физические лица, как правило, не находящиеся в организационной подчиненности от тех органов или ДЛ, которые их привлекают (при этом могут быть иностранцы, апатриды); юридические лица.

    Основание ответственности – совершение лицом административного правонарушения; оно обладает всеми чертами родового правонарушения (противоправности, виновности, наказуемости, деяния + видовой признак – общественный вред).

    Для привлечения к АО установлен особый процессуальный порядок, закрепленный в разделе 4 КоАП «производство по делам об административных правонарушениях» + субсидиарно применяется АПК.

    Принципы АО:

    Равенство перед законом: физические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от пола, расы, возраста, а юридические лица независимо от организационно-правовой формы.

    Федеральным законом могут устанавливаться особенности привлечения к отдельным видам административной ответственности отдельных категорий лиц. Причем это могут быть лица, занимающие определенные должности, а также лица, обладающие объективными признаками в их физиологии, например, малочисленные народы Крайнего Севера.

    Презумпция невиновности;

    Административная ответственность включает 2 части:

    1) лицо может нести административную ответственность за то деяние, в котором установлена его вина;

    2) распределение бремени доказывания (лицо не обязано доказывать свою невиновность);

    3) неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется расследование.

    4) Сам законодатель устанавливает исключение из презумпции невиновности для ФЛ: примечание к ст.1.5 и ст.2.6 (в области безоп дор движения и благоустройства территории на тс лучае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи).

    5) Презумпция невиновности специфически работает в отношении ЮЛ: формально она к ним применяется, но в отношении них сформулирована такая конструкция вины, что фактически бремя доказывания невиновности возлагается на само ЮЛ.

    В рамках силы закона, смягчающего или отменяющего АО, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение.

    Смягчение административной ответственности:

    исключается из альтернативной санкции более строгое наказание;

    исключается дополнительное наказание

    отмена состава с квалифицирующими отягчающими ответственность признаками.

    снижение размеров всех или одного из возможных наказаний;

    Пересмотр заключается в том, что новая норма распространяется на все производства, которые еще не окончены или которые еще не начинались.

    Основаниями для освобождения от ответственности:

    В административно-деликтном праве нет конструкции освобождения от наказания. Возможно только освобождение от ответственности.

    Об освобождении от административной ответственности может идти речь только в том случае, когда в действиях лица содержатся все признаки административного правонарушения, но в силу определенных причин привлечение его к административной ответственности невозможно(не дифференцирует освобождение от ответственности и наказания, есть только освобождение от ответственности – невменяемость не будет освобождением – это нет состава, потому что нет субъекта):

    НО: когда есть состав, но не привлекаем к ответственности:

    Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия (ч.2 ст.2.3.)

    Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ч.1 ст.2.5.) – если есть дисциплинарный кодекс – будет только дисциплинарная ответственность

    Крайняя необходимость и необходимая оборона – не делится, есть только крайняя необходимость (ст.2.7.)

    Малозначительность (ст. 2.9.)

    Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (общий 2 мес и спец сроки)

    Если Конституция - это основной закон, определяющий основы правового статуса государства и личности, то каждый из кодексов регулирует какую–либо область общественных отношений. В этих нормативно–правовых актах конкретизируются положения, определяемые и устанавливаемые Конституцией.

    Что такое КоАП?

    Кодекс об административных правонарушениях представляет собой основной нормативно–правовой акт, определяющий нормы административного права.

    Он имеет статус федерального закона. Административное право, в свою очередь, представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с управленческой деятельностью органов государства и , с исполнением функций государства при осуществлении исполнительной власти.

    КоАП устанавливает перечень административных правонарушений и определяет порядок привлечения к за совершение этих правонарушений.

    Кодекс, который действует в настоящее время, был принят 20 декабря 2001 года. Он начал действовать 1 июля 2002 года. До этого момента на территории России применялись административные нормы и правила, установленные в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

    Большая часть изменений в Административный кодекс была внесена в период с 2013 по 2016 год. В это время изменения вносились в среднем раз в две недели, таким образом было принято много новых норм, определяющих ответственность за те или иные правонарушения.

    Помимо Административного кодекса РФ существуют законы отдельных субъектов Российской Федерации, которые определяют нормы, действующие на территории этих регионов.

    Эти документы дополняют положения, устанавливаемые КоАП РФ, при этом они не могут противоречить федеральному законодательству.

    Какие вопросы затрагивает Административный кодекс?

    КоАП определяет основные нормы административного права, а именно:

    • содержит полный перечень административных правонарушений;
    • устанавливает санкции за совершение таких правонарушений;
    • определяет порядок привлечения граждан и юридических лиц к ответственности за совершенные административные правонарушения;
    • содержит перечень органов, рассматривающих административные дела;
    • определяет порядок рассмотрения таких дел;
    • определяет порядок, в соответствии с которым приводятся в исполнение решения по административным делам.

    Административным правонарушением называют противоправное виновное антиобщественное действие или бездействие, совершенное или юридическим лицом.

    В отличие от уголовного правонарушения, признаком административного не является общественная опасность деяния.

    КОАП и трудовое право РФ

    Роль в трудовом праве

    Административный кодекс также содержит положения, регулирующие трудовые отношения.

    В частности, он определяет:

    • ответственность, которую необходимо понести в случае отказа от либо его подмену ;
    • санкции за невыполнение предписаний органов, которые осуществляют надзор и регулируют соблюдение норм трудового законодательства;
    • меры ответственности за совершенные нарушения в сфере охраны труда.

    К примеру, КоАП определяет ответственность, которую придется понести за допущение к работе сотрудника лицом, не имеющим полномочий для совершения такого действия.

    В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают не только после заключения договора, но и после фактического допущения сотрудника к исполнению своих служебных обязанностей.

    Ситуация, когда работник допускается к работе не по поручению работодателя или без его ведома, является нарушением трудового права.

    Таким образом, КоАП играет важную роль и в трудовом праве. Он определяет меры ответственности за несоблюдение норм, установленных Трудовым кодексом и дополнительными нормативно–правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.