Основные направления деятельности полиции в российской федерации. Основные направления деятельности полиции

Вступление в силу Закона «О полиции» - событие неординарное не только для нашей страны, государства и юридической общественности, но и в исторической перспективе.

По смыслу Закона важна не смена названий, а ликвидация милиции и возрождение полиции как важнейшей составляющей современного государства. Речь идет о возвращении нашего государства, как говорится, «на круги своя», об укреплении в деятельности правоохранительного ведомства законности и связи с обществом.

Полиция - функция публичной власти, которая возникает вместе с государством. Как отмечает Фридрих Энгельс, в Древних Афинах «публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство». Милиция же - относительно недавнее приобретение. Однако это не главное, что отличает эти институты.

Наиболее важным отличием служит деуниверсализация и специализация полицейской деятельности в сравнении с милицейской. В силу своей природы милиция берет на себя, помимо чисто полицейских, функции, полиции несвойственные. Милиция, особенно поначалу, подменяла повседневную деятельность иных государственных структур, ответственных за решение вопросов управления в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны природной среды, пожарного надзора и др.

Следует отметить, что государство уже давно встало на путь деуниверсализации милицейской деятельности. Свидетельством тому является выведение в 2004 году функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции и передача их в Федеральную миграционную службу России. Сохранение прежнего названия «милиция» дезориентировало бы и сотрудников, и население, и не способствовало бы наведению должного порядка в полицейской деятельности, реформированию милиции в свете современных задач и ожиданий общества.

Тенденция к переходу от милицейской к полицейской деятельности в милиции возникла задолго до предложенного Д.А. Медведевым законопроекта «О полиции». В документе вещи просто названы своими именами. Наша милиция уже давно не милиция, а полиция. Деуниверсализация милицейской деятельности началась еще в 1991 году благодаря последней редакции закона «О милиции» Закон оставил за милицией в основном лишь полицейские функции. Действующий Закон «О полиции» последовательно продолжает движение в этом направлении.

Полиция реализует административно-властные полномочия в сфере внутренних дел, применяя специальные методы и приемы профессиональной полицейской деятельности. Эти методы в литературе подразделяются на три группы: надзорно-предупредительные, разрешительные и информационные.

Можно сказать, что милиция - это, по сути, и есть правоохранительная система, действующая в сфере внутренних дел. Сотрудники милиции составляли более 80% от общего штата МВД России. Так что предложенный Законом «О полиции» отказ от милиции и переход к полиции - это не смена вывесок, а начало подлинной реформы в сфере внутренних дел.

Закон «О полиции» уже привел к существенному обновлению законодательной и иной нормативно-правовой регламентации деятельности по линии ответственности МВД России. Переходными положениями Закона предусмотрено, что принятие Закона «О полиции» влечет признание утратившими силу 43 законов, иных нормативных правовых актов и отдельных положений других действующих сегодня документов. Это убедительное свидетельство масштабности предполагаемых перемен.

Преимущество Закона «О полиции» состоит, прежде всего, в новом определении задач полиции. В документе они названы направлениями деятельности полиции.

В сравнении с задачами милиции задачи полиции в Законе прописаны более конкретно. Это позволяет надеяться, что их выполнение в большей степени поддается общественному контролю и проверке.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  • - предупреждение преступлений и административных правонарушений;
  • - выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • - розыск лиц и похищенного имущества;
  • - пресечение административных правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях;
  • - охрана общественного порядка;
  • - обеспечение безопасности дорожного движения;
  • - контроль за оборотом оружия;
  • - контроль за частной детективной и охранной деятельностью;
  • - охрана имущества и объектов по договорам;
  • - государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;
  • - оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным госорганам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Возможно появление у полиции и иных направлений деятельности. В этом случае они будут регулироваться федеральными конституционными законами и федеральным законодательством. К их числу, например, может быть отнесено международное сотрудничество в борьбе с преступностью и др.

В Законе РФ «О милиции» задачи ведомства были определены менее полно и менее конкретно.

Законом «О полиции» предусматривается принципиально новое для нашей страны положение, согласно которому состав и структура полиции определяются Президентом РФ. Значение данного положения трудно переоценить. Можно сказать, что в этом и состоит основной замысел Закона. Отказ от милиции и переход к полиции - это не цель, а средство. Ликвидация милиции на волне общественного недовольства и формирование новой государственной структуры - полиции - позволит еще больше укрепить властную вертикаль.

Наделяя Президента РФ полномочиями по определению состава и структуры полиции, Закон фактически выходит за пределы Конституции РФ, изменяя закрепленное в ней разделение полномочий между Президентом РФ и Федеральным Собранием в пользу Президента. Дело в том, что в силу Основного Закона состав и структура милиции определялись не Президентом РФ, а законом (Закон РФ «О милиции»). Закрепление за Президентом РФ полномочий по определению состава и структуры полиции дает возможность, не нарушая буквы Конституции РФ, пересмотреть конституционное разделение компетенции и полномочий между органами, осуществляющими в Российской Федерации государственную власть. Как видится, это положение Закона требует соответствующего решения Конституционного Суда РФ.

Введение

Принимая во внимание общую концепцию соотношения государства и гражданского общества, государство регулирует наиболее важные вопросы. Как правило, отношения между обществом и государством регламентируются правовыми нормами, а так же различными средствами воздействия.

Для охраны и защиты личности, государства и общества создана система органов, которые обеспечивают надежную защиту права, а также незамедлительно реагируют в случаях нарушения закона или неправильного его применения.

Составной частью единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является полиция. Она входит в состав органов внутренних дел, что закреплено в Статье 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

На современном этапе развития российской государственности весьма активно принимается большое количество законов и других НПА, которые регламентируют порядок создания, структуру и систему правоохранительных органов. В частности, в Российской Федерации проводится административная реформа, задача которой - повысить эффективность деятельности органов внутренних дел. В этом и выражается актуальность данной работы.

Целью исследования представленной работы является анализ правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих правоохранительных органов РФ.

Задачи данной курсовой работы включают в себя следующее:

изучение структуры и назначения полиции;

рассмотрение основных направлений деятельности полиции;

характеристика принципов деятельности полиции;

изучение обязанностей, возлагаемых на полицию;

изучение предоставленных прав полиции.

В данном проекте объектом исследования являются отношения в сфере взаимодействия органов полиции между подразделениями и другими органами государственной власти РФ.

Предмет проводимого исследования - нормативные правовые акты, которые регламентируют организацию и деятельность полиции в Российской Федерации.

Методологической основой этой работы представлен общенаучный диалектический метод познания. На его основе использовались также частно научные методы: формально-логический, системно-структурный, структурно-функциональный.

Источник курсовой работы:

нормативно-правовые акты;

научная и учебная литература.

Назначение полиции и основные направления ее деятельности

Задачи полиции определены законом государства, которым также установлено, что иные обязанности на нее могут возлагаться только федеральными законами.

Полиция предназначена для выполнения следующих функций:

· защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

· для противодействия преступности;

· охраны общественного порядка, собственности;

· обеспечения общественной безопасности.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов, общественным объединениям и организациям независимо от форм собственности в защите их прав.

Важно отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Основные направления деятельности полиции:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4. розыск лиц;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6. обеспечение правопорядка в общественных местах;

7. обеспечение безопасности дорожного движения;

8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

б) защита национальных интересов Российской Федерации в сфере внутренних дел

47.К обязанностям полиции относится:

б) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах

48.Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград

49.Кто уполномочен принимать решение об оцеплении (блокировании) участков местности:

г) руководитель территориального органа или лицо, его замещающее

50.Какая из перечисленных организационных структур не может входить в состав полиции:

а) департамент

51.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

д) производство предварительного следствия по уголовным делам

52.К правам полиции не относится:

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств

53.Как засчитывается сотруднику полиции период осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления:

а) в календарном исчислении

54.Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск

55.Какие из перечисленных направлений относятся к деятельности полиции:

в) производство дознания по уголовным делам

56.К числу способов информирования полицией о своей деятельности государственных и муниципальных органы, граждан не относится:

б) информирование посредством проведения агитационных публичных мероприятий

57.Кто наделен полномочиями по установлению порядка формирования общественных советов при территориальных органах МВД России:

в) Президент Российской Федерации

58.Кому из задержанных лиц не предоставляется право на телефонный разговор:

в) лицам, уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного ареста

59.Какое из перечисленных утверждений относится к принципам деятельности полиции:

б) общественное доверие и поддержка граждан

60.Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:



д) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок

61.Какие банки данных имеет право формировать полиция:

в) реестр лиц, прошедших государственную геномную регистрацию

62.Какой один из указанных вариантов действий, связанных с применением специальных средств, разрешается сотруднику полиции:

б) нанесение человеку ударов палкой специальной, за исключением ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца

63. Кто принимает решение о применении водометов и бронемашин:

б) руководитель территориального органа МВД России с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов

64.Какие из указанных действий не имеет права выполнить сотрудник полиции для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести против собственности, и пытающегося скрыться:

б) применить огнестрельное оружие

65.Какую ответственность несет сотрудник полиции за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами:

г) сотрудник полиции не несет ответственности в указанных случаях



66.Кто является сотрудником полиции:

а) гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Федеральным законом «О полиции»

67.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности

68.Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями

69.Могут ли сотрудники полиции привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни:

б) могут, при условии издания приказа с компенсацией ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, либо с предоставлением дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, присоединенных к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо с выплатой денежной компенсации

70.Могут ли быть на полицию быть возложены иные обязанности, не предусмотренные Федеральным законом «О полиции»:

б) могут, только путем внесения изменений в названный Федеральный закон

71.Могут ли сотрудники полиции участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности:

г) могут, только по решению Президента Российской Федерации

72.Может ли сотрудник полиции обратиться по служебным вопросам к прямому начальнику:

б) может, поставив при этом в известность непосредственного начальника

73.На какой срок полиция может подвергнуть задержанию лицо:

г) не более 48 часов

74.На полицию возлагается обязанность:

б) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции

75.Надзор за исполнением полицией законов осуществляют:

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры

76.На полицию возлагается обязанность:

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства

77.На полицию возлагается обязанность:

а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб

78.Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:

в) Министром внутренних дел Российской Федерации

79.На полицию возлагается обязанность:

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий

80.На полицию возлагается обязанность:

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует

81.Не является препятствием для прохождения службы в полиции:

в) членство в профессиональном союзе (ассоциации)

82.На какой срок заключаются контракты о службе в органах внутренних дел с поступающими в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

а) не менее 5 лет

83.Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции освобождение от этих должностей осуществляется:

г) Президентом Российской Федерации

84.Обязаны ли органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществлять финансовое обеспечение деятельности полиции:

а) да, но только в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

85.Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину

86.Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым:

в) Правительством Российской Федерации

87.Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий

88.О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации

89.В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

б) 24 часов

90.Какой контроль осуществляется за деятельностью полиции:

а) государственный, ведомственный, общественный и судебный

91.О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

в) 24 часов

92.Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют:

а) общественные объединения

б) граждане Российской Федерации

в) Общественная палата Российской Федерации

г) общественные советы при федеральном органе исполнительной власти

д) все ответы правильные

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России

94.Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

в) общественное мнение

95.Обязан ли сотрудник полиции в выходной день, не находясь на службе, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев:

в) обязан, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток

96.Обязан ли сотрудник полиции периодически проходить специальную подготовку со сдачей зачета на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

г) да, сотрудник полиции обязан проходить периодическую специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в указанных условиях;

97.Оплата труда сотрудника полиции производится в виде:

в) денежного довольствия, включающего в себя должностной оклад, оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты

98.О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:

г) его родителей или иных законных представителей

99.О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет:

а) посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации

100.Обязана ли полиция обеспечить гражданину возможность ознакомления с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы:

б) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

101.Подлежит ли сотрудник полиции обязательной государственной дактилоскопической регистрации:

б) да, в обязательном порядке

102.Помещения для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставляются:

в) органами местного самоуправления

103.Персональные данные, содержащиеся в банках данных подлежат:

г) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей

104.Полиция не имеет права задерживать:

в) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

105.При осуществлении своих функциональных обязанностей сотрудник полиции не должен:

г) поощрять противоправную деятельность этнических и социальных групп, религиозных организаций

106.Предназначением полиции является:

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

107.При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места

108.Полиция Российской Федерации это:

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации

109.При приёме на службу в полиции устанавливается испытательный срок:

в) до шести месяцев

110.Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

б) Правительством Российской Федерации

111.Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей не может использовать возможности:

а) незаконных вооруженных формирований

112.При проникновении в жилые помещения сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, в следующем случае:

в) для пресечения преступления

113.Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования нормативных правовых актов Российской Федерации, определяется:

а) федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел

114.По каким основаниям полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов:

в) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи

115.Полиция Российской Федерации не предназначена:

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности

116.Полиция имеет право задержать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, на срок:

в) до выяснения личности, но на срок не более 3 часов

117.Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

в) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

118.Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не применяет электронные формы:

б) проведения оперативно-разыскных мероприятий

1. Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

Выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

Выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

Предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

Пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

Создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом "О полиции" последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 - 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 - 5 ст. 14 и др.).

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

Лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

Лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

Лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

Лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;