Порядок действий при оформлении дтп сотрудниками гибдд. Оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами гибдд Какие документы оформляются при дтп сотрудниками гибдд

Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

ДТП на служебной машине, кто возмещает ущерб

Согласно с нормами закона требовать , причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

ДТП на служебной машине и страхование авто

В том случае если автомобиль был предварительно , убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

Некоторые юридические аспекты ситуации

Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

Обратите внимание! Не во всех аварийных ситуациях вина заключается в несоответствующих закону действиях водителя, практике известны случаи, когда причиной ДТП являлись неисправности автомобиля, наличие поломок, в результате чего лицо, управляющее транспортом, не смогло самостоятельно справиться с управлением, и произошла авария. При совершении ДТП на служебном автомобиле возмещение ущерба ложиться на плечи предприятия.

При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

  • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
  • если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

Привлечение виновного лица к ответственности

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу , не избежать.

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать , показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.

Также не помешает:

  1. при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по производится согласно содержанию договора.

Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация , это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

Нужна консультация адвоката или юридическая услуга? Звоните!
Задать вопрос или заказать обратный звонок можно ниже

Полицейские на служебных автомобилях нередко становятся участниками дорожного происшествия. И такие аварии вызывают опасения у простых граждан, уверенных в безнаказанности служащих правоохранительных органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но полицейские также несут ответственность перед законом при нарушениях ПДД. И добиться справедливости можно в судебном порядке, как при рассмотрении дела при столкновении обычных граждан.

Статистика

Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.

Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:

Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.

Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.

Наиболее часто столкновение с полицейской машиной происходит по вине другого участника движения или при выполнении служебных обязательств.

Например, во время погони за правонарушителем. Также столкновения связаны с отказом других водителей пропускать машину на светофорах со спецсигналами.

Но нередко в ДТП виновником становятся и сами полицейские. Большая часть аварий происходит на личных автомобилях, вне времени выполнения служебных обязательств. Связано это с мнением о безнаказанности, наличием удостоверения.

Проигнорировав необходимость оформления места ДТП, водитель остается без компенсации на восстановление поврежденного автомобиля, несмотря на свою правоту.

Сотрудники полиции нередко нарушают ПДД, что становится причиной столкновения с другими участниками движения.

Они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, парковаться в неположенных местах. И за все нарушения предусмотрены штрафные санкции, как и для гражданских лиц.

Действия сотрудников полиции при ДТП

Если произошло ДТП с полицейской машиной, оформление производится по стандартной схеме:

  1. Оказание помощи пострадавшим. Если в аварии пострадали люди, требуется оказать первую помощь и вызвать медиков.
  2. Вызов ГАИ на место происшествия. Оформлять ДТП не может полицейский, ставший участником аварии.
  3. Оба водителя принимают участие в составлении протокола. Важно обратить внимание на корректность указанных данных. Если причиной аварии стали внешние факторы, а также при наличии алкогольного опьянения у одного из водителей, то сведения должны быть занесены в протокол.
  4. Составление . Для получения страховой выплаты участники ДТП должны заполнять извещение. В нем описываются данные водителей, рисуется , указываются факторы, повлекшие столкновение автомобилей.
  5. Опрос свидетелей. Если происшествие видели люди, то следует заручиться их поддержкой, попросив написать показания на бумаге и записав контактные данные.
  6. Получение документов. После оформления происшествия необходимые справки и документы можно получить в отделении ГИБДД. В течение 5 дней со дня аварии следует забрать документы и обратиться в страховую компанию для выдачи компенсации.

Сотрудник полиции, ставший одним из участников , приравнивается к обычным гражданам. Он также должен следить за корректностью указываемых сведений и заполнять извещение для страховой компании.

Сотрудник полиции может активно содействовать в составлении протокола и других документов, но не имеет права искажать данные.

Наказание за происшествие на служебной машине

Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.

Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить , о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.

Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.

Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.

Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.

Для нарушителей предусмотрено три вида ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

При возникновении гражданской ответственности нарушитель обязуется возместить материальный ущерб пострадавшей стороне.

Основная часть расходов ложиться на плечи страховой компании, но второй водитель может обратиться в суд для взыскания морального ущерба.

Гражданская ответственность возникает при условии, что в аварии не пострадали люди. Если пешеходы, второй водитель или пассажиры автомобилей получили даже незначительные увечья, наказание рассматривается по административному кодексу.

Более серьезная, административная ответственность. Она предполагает наказание:

  • штраф за нарушение ПДД;
  • если в аварии пострадали люди и получили легкие травмы, то нарушителю придется заплатить штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей ;
  • если люди получили травмы средней тяжести, характеризующиеся лечением продолжительностью более 21 дня, то размер штрафа составляет от 10 000 до 25 000 рублей .

Дополнительно нарушителю может потребоваться оплатить моральный ущерб пострадавшим лицам через суд.

Более тяжкое наказание предусмотрено при возникновении уголовной ответственности.

Она определяется в нескольких случаях:

  1. Человеку или нескольким лицам был причинен серьезный вред здоровью . Травмы оцениваются как тяжкие. Это приводит к наказанию в виде лишения свободы сроком до 3 лет или принудительными работами сроком до 2 лет. Также водитель лишается права управлять автомобилем на период до 3 лет.
  2. Гибель одного человека. Для нарушителя рассматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет, лишения водительского удостоверения на 3 года, принудительных работ на 4 года.
  3. Гибель двух и более лиц. Наказание ужесточается и предполагает лишение свободы сроком до 7 лет, принудительные работы на 5 лет и лишение водительского удостоверения на период до 3 лет.

При возникновении уголовной ответственности нарушитель снимается с должности и лишается возможности заниматься профессиональной деятельностью. Восстановление на службе возможно, но после окончания срока наказания.

Если скрылся с места аварии

Сокрытие с места ДТП является административным правонарушением. Смягчающим обстоятельством является два фактора:

  • водитель покинул место происшествия для транспортировки пострадавших людей в медицинское учреждение;
  • полицейскому требуется незамедлительно выполнить служебное задание (например, догнать правонарушителя).

Если водитель скрылся без уважительных причин, то ему грозит наказание:

К сотрудникам полиции применяются и особые наказания в виде выговора от руководства и увольнение со службы.

Если был пьяным

Для водителей, находящихся во время ТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусматривается более жесткое наказание.

Этот фактор является отягощающим обстоятельством и приравнивается к причине столкновения автомобилей.

Основное наказание для водителей, управляющих автомобилем в алкогольном опьянении – лишение водительского удостоверения на 3 года. Ответственность применима при любых обстоятельствах, даже если действия пьяного человека не привели к аварии.

Если один из участников ДТП находится в алкогольном опьянении, ему грозит наказание:

Алкогольное опьянение всегда ужесточает наказание для нарушителя. В суде не работают отговорки, например, рождение ребенка, свадьба и т.д.

Законы действительны в отношении всех лиц, независимо от правового статуса и служебного положения. Конечно, многим полицейским удается уйти от сурового наказания, но при любом решении суда их обязывают оставить занимаемую должность.

Меры по предупреждению среди сотрудников полиции

Среди сотрудников полиции является обязательной мерой. Работники правоохранительных органов должны соблюдать правила дорожного движения и показывать пример другим участникам движения.

От руководства требуется проведение специальных профилактических мер, состоящих из тренингов и семинаров:

  1. Тренинги с целью изучения и выявления наиболее частых причин аварий. Это позволяет усилить контроль над водителями, повысить меры безопасности на опасных участках дорог.
  2. Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве. Сотрудники полиции должны знать законы, а также статьи из Кодекса об административных правонарушениях.
  3. Практическое изучение местности, выявление наиболее опасных участков. Руководители могут направить запрос на установку светофора, дорожных знаков.
  4. Руководители должны быстро реагировать на поломки светофоров, чтобы незамедлительно направить сотрудника для регулировки движения.

Ежеквартально или ежегодно сотрудники полиции должны проходить экзамен на знание ПДД, законов и размерах штрафов.

Повышение должности или квалификации невозможно без предварительной проверки. Ответственность за проведение профилактических мер возлагается на руководство.

Дорожное происшествие с участием сотрудника полиции не должно пугать водителя. Место ДТП оформляется обычным способом, для чего вызывается ГАИ.

В ситуациях, когда автомобилист попадает в аварию на личном автомобиле, может возникнуть много неопределенностей. И что уж тут говорить, когда работник попал в ДТП на рабочей машине. Вопросов у таких водителей масса. На ком лежит ответственность за ремонт авто, возмещение ущерба пострадавшей стороне?

А как быть, если авария случилась в нерабочее время — имеет ли право работодатель потребовать с меня компенсацию?

Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.

ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В рабочее время

Самая простая и экономичная ситуация, если работник попал в ДТП на служебной машине, застрахованной по ОСАГО и/или КАСКО. Возмещение ущерба осуществляется в пределах максимально установленной суммы по страховому договору. По ОСАГО:

  • 400 тысяч рублей — когда нанесен только материальный ущерб;
  • 500 тысяч рублей – если пострадали и люди.

Если последствия дорожной аварии превышают указанные лимиты, то разницу обязан доплатить собственник авто (ст. 1072 ГК РФ). Им в рассматриваемой ситуации является юридическое лицо.

Далее действия работодателя могут быть различны. Он вправе выставить регрессное требование своему работнику на оплаченную пострадавшему сумму или не делать этого. Более подробно мы рассмотрим правила регресса далее.

Сложнее ситуация, когда водитель попал в ДТП и виноват, но автомобиль не застрахован. По ст. 1068 ГК РФ вся ответственность ложится на фактического собственника автомобиля, то есть работодателя. Во всех последующих разбирательствах работник организации участвовать не будет. Однако если в ходе расследования происшествия будет доказано, что именно действия водителя на служебном транспорте спровоцировали ДТП, то оплата ремонта ТС может быть произведена за счет личных средств водителя. Зачастую наниматели сами оплачивают ремонт, а затем частями взыскивают его с заработной платы работника. Плюс к этому водитель может понести ответственность и в другой форме, предусмотренной корпоративными правилами.

Совсем иная ситуация, если судом сотрудник, попавший в ДТП, признан невиновным. В этом случае к нему не применяются никакие виды наказания – ни со стороны работодателя, ни со стороны суда, так как сам водитель выступает пострадавшим.

Что если время нерабочее

Далеко не всегда управление служебным транспортом в нерабочее время происходит самовольно и является преступлением.

Довольно часто наниматель сам позволяет сотруднику управлять машиной после окончания рабочего дня. Но даже этот факт не особенно поможет водителю, ведь в конечном итоге ответственность все равно ляжет именно на него.

Изначально все необходимые выплаты пострадавшей стороне будут компенсированы самим предприятием. Но затем он вправе составить и подать иск в суд на нерадивого работника и потребовать взыскания с него:

  • возмещения полной суммы расходов;
  • материальную компенсацию.

С первым видом взыскания все понятно – работник погашает всю сумму, затраченную на возмещение вреда пострадавшей стороне и на восстановление транспортного средства. Остановимся на материальной компенсации. Поскольку автомобиль является частью рабочего процесса, то его простой законодательством расценивается как недополученная прибыль. Поэтому наниматель вправе привлечь своего сотрудника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него материальную компенсацию. Ее максимальный размер рассчитывается как 2/3 от тарифной ставки. Но надо отметить, что материальная компенсация является возможностью, а не обязанностью, поэтому ее взыскание налагается сугубо по желанию работодателя.

Если в момент происшествия сотрудник находился в состоянии алкогольного опьянения, то наниматель может сразу же направить соответствующий иск, и весь ущерб, полученный от ДТП второй стороной, будет взыскан с водителя незамедлительно.

При попадании в аварию служебного автомобиля ответственность несет владелец транспорта, то есть юридическое лицо. Поэтому судебные иски пострадавшим лицом или его родственниками (в случае летального исхода) подаются в отношении организации, а не водителя.

Возможны ли регрессные требования к работнику?

Работодатель наделен правом выставления регрессного требования к своему работнику. Ст. 1081 ГК РФ позволяет работодателю, сотрудник которого спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, взыскать с этого лица сумму, возмещенную им пострадавшей стороне. В то же время ст. 238 ТК РФ гласит, что допускается только взыскание прямого действительного ущерба с работника при ДТП.

ТК РФ Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

То есть юридическое лицо может рассчитывать на получение денег от своего подчиненного только при условии, что:

  • количество его имущества уменьшилось;
  • ухудшилось состояние имущества;
  • произведены затраты на восстановление собственности юридического лица или имущества пострадавшей третьей стороны.

Как видим, большинство дорожных происшествий подпадает под эти критерии. Следовательно, работодатель имеет законное право выставлять регрессное требование к виновнику ДТП. По общему правилу взыскание ущерба с сотрудника происходит в пределах его среднемесячного дохода, за исключением ситуаций, при которых положено взыскание в полном объеме.

Полностью отвечать по обязательству возместить вред водителю придется самостоятельно в случае:

  1. Совершения административного проступка, установленного государственным органом, когда на работника налагается административная или уголовная ответственность.
  2. Причинения ущерба нанимателю во время выполнения служебных обязанностей.

Получается, что само по себе признание работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности. Для этого необходимо административное постановление в отношении него. При его отсутствии взыскивать с сотрудника могут только суммы в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

ТК РФ Статья 241. Пределы материальной ответственности работника

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Служебное расследование

Ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» обязывает всех субъектов предпринимательской деятельности анализировать причины и обстоятельства ДТП с участием служебного транспорта с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Это значит, что помимо основного расследования, проводимого уполномоченными органами (ДПС, СК), отдельным изучением обстоятельств происшествия занимается и сам наниматель. В ходе этого расследования выявляются:

  • причины,
  • обстоятельства,
  • последствия,
  • виновные сотрудники (это может быть не только водитель, но и технические мастера),
  • недочеты в деятельности предприятия.

Для расследования создается специальная комиссия во главе с директором или его заместителем. Срок проверки – не более 7 дней.

Подобное расследование не всегда негативно сказывается на сотруднике, находившемся за рулем ТС. Зачастую в ходе такой проверки выясняется, что авария произошла из-за технических неисправностей, недостатков в работе дорожных служб (плохое освещение, отсутствие дорожных знаков и др.) или по причине невнимательности второго участника инцидента.

Итак, если сотрудники организации попадают в аварию и устанавливается их вина, возмещение ущерба происходит за счет страховки. Если ее недостаточно – из средств собственника ТС. Работодатель при желании может взыскать с сотрудника затраченные средства, а если авария произошла в нерабочее время, то и материальную компенсацию.

В МВД России по данному факту начали проверку, расследованием инцидента занимаются следователи военной прокуратуры, в чью подследственность входят происшествия с участием сотрудников спецслужб, подтвердили оба источника РБК. Результаты расследования будут переданы в службу собственной безопасности ФСБ. РБК отправил соответствующие запросы в пресс-службу МВД и ФСБ.

«На видео с камер наружного наблюдения видно, как инспектор ДПС Сергей Грачев останавливает движение по одной из полос, переходит ее и останавливается на краю выделенной линии», — рассказал собеседник. Инспектор отслеживал поток, двигающийся в сторону центра, в то время как служебная машина ударила его в спину, отметил источник в ГУ МВД по Москве. «По результатам экспертизы можно будет точно сказать, что стало причиной столкновения автомобиля с инспектором. Водитель мог не заметить сотрудника, ослепленный светом фар встречных машин», — добавил собеседник. В ходе дознания будет установлено, была ли у водителя служебная необходимость находиться в этом районе: следователи проверят наличие у водителя путевого листа и спецталона.

Спецталон, известный как «непроверяйка», выдается сотрудникам спецслужб для оперативного прикрытия автомобиля. Этот документ дает право его обладателю избежать проверки находящихся в салоне лиц, а также провозимого груза. Спецталон выдают на оперативные машины и машины чиновников высокого ранга. Все нормативные акты о спецталонах относятся к категории информации «для служебного пользования».

Движение служебных автомобилей со спецсигналами регламентируется правилами дорожного движения (ПДД), никаких секретных инструкций, делающих исключение для машин силовых ведомств, не существует, сказал РБК председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Спецтранспорт может ехать и по встречной полосе, и пересекать двойную сплошную, но только в том случае, если у него включен проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал», — рассказал юрист. Если же сигнала не было, то водитель должен был следовать общим правилам дорожного движения. Сотрудник ГИБДД не вправе останавливать автомобильс проблесковым маячком, добавил собеседник. Источник в ГИБДД сообщил РБК, что следователи проверяют, был ли на автомобиле включен специальный звуковой сигнал. ​

В правилах дорожного движения говорится о том, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований светофоров и регулировщиков. Но воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

По ситуации c ДТП возникает много вопросов ко второму спецбатальону ДПС ГИБДД Москвы, обслуживающему спецтрассу, проходящую через Новый Арбат, сказал РБК председатель Московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин. Устав ППС запрещает находиться сотруднику одному в темное время суток, вопросы вызывает и отсутствие патрульной машины, объясняет собеседник РБК. «Как мне кажется, погибшего послали через дорогу обеспечивать спецпроезд, который, возможно, его и сбил. По выделенной полосе может ехать любой спецтранспорт: и полиция, и пожарные, и скорая, и ФСБ, и ФСО. Я не понимаю, зачем его туда отправили руководители второго спецбатальона, — продолжил профсоюзный лидер. — И где сотрудник ФСО, с которым они должны были вместе обеспечивать спецпроезд, и как должны были перекрывать дорогу». Впрочем, подчеркнул Пашкин, если Mercedes ехал без звукового сигнала, то «виноват 100% водитель спецтранспорта». Инспектор мог переходить улицу, направляясь в сторону стационарного поста ГИБДД, который расположен на противоположной стороне Нового Арбата, отметил источник в ведомстве.

В Кремле сообщили, что обратили внимание на ДТП, что это не вопрос администрации президента. Расследование ДТП с участием спецтранспорта относится к сложной категории дел, которые обычно «спускаются на тормозах», комментирует ситуацию для РБК адвокат Александр Молохов, специализирующийся на уголовных делах, связанных с дорожными происшествиями.​

Берегись мигалки

ДТП с участием автомобилей силовиков или высокопоставленных чиновников.

15 сентября 2017 года в дорожной аварии пострадали командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков и еще трое военнослужащих. ДТП произошло на трассе «Кола» в Мурманской области. Микроавтобус, в котором находились военные, столкнулся с автомобилем, водитель которого в итоге погиб.

13 июля 2017 года в Кабардино-Балкарии в результате инцидента с участием служебного автомобиля ФСБ погиб шестилетний ребенок, катавшийся на скейтборде.

8 сентября 2016 года в центре Москвы автомобиль с номерами серии АМР, в котором находился помощник президента Владислав Сурков, столкнулся с такси. Машина Суркова двигалась с включенным проблесковым маячком. Виновником аварии признали таксиста, в отношении него было составлено шесть административных протоколов.

2 сентября 2016 года в ДТП погиб водитель Управления делами президента. Автомобиль марки BMW, который был закреплен за Советом Федерации, на Кутузовском проспекте столицы столкнулся с Mercedes.


Оформление ДТП с участием сотрудника ГИБДД отнимает много времени, в сравнении с другими дорожно-транспортными происшествиями. Внесенные нововведения в законодательство РФ сделало возможным упрощение этой процедуры, и теперь не требует обязательного присутствия сотрудников госструктур. Но в каких случаях можно обойтись без вмешательства сотрудника ГИБДД, а когда их присутствие является необходимым, а также как правильно самостоятельно оформить документы при ДТП будет описано далее, в статье.

В каких случаях не вызываются сотрудники ГИБДД?

Начиная с июля 2017 года, вызов сотрудника ГИБДД на место аварии стал необязательным. Соответствующее правило актуально, если в ДТП было вовлечено не более двух автомобилей, имеющих обязательное автострахование по полисам ОСАГО, КАСКО или «Зеленая миля». Важным фактором является обоюдное желание самостоятельного оформления аварии и полное согласование по всем вопросам, связанным с виновником столкновения и размером причиненного ущерба.

В случае причинения вреда физическому состоянию одного из участников ДТП, оформление происшествия без сотрудников ГИБДД является невозможным. Также необходимо их присутствие при оформлении справки об аварии в случае, если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей или 400 тысяч рублей для Московских и Санкт-Петербургских водителей (100 тысяч рублей с июня 2018 года).

Порядок оформления аварии

Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия четко регламентирован и закреплен законодательно.

После столкновения необходимо:

  • заглушить мотор транспортного средства;
  • задействовать аварийную сигнализацию;
  • разместить соответствующий знак с обеих сторон на расстоянии пятнадцати метров от места ДТП;
  • убедиться, что никто не нуждается в медицинской помощи;
  • в случае причинения физического вреда одному из участников происшествия, необходимо оказать соответствующую первую помощь. В случае чрезвычайной ситуации допускается покидание места аварии с целью доставить пострадавшего в больницу;
  • после этого следует незамедлительно вернуться к месту происшествия;
  • провести первичный осмотр повреждений автомобилей;
  • вызвать и дождаться приезда сотрудника ГИБДД для оформления ДТП по необходимости;
  • в случае отсутствия спорных вопросов и пострадавших необходимо провести фото и видео фиксацию места столкновения и всех повреждений транспортного средства;
  • съехать с проезжей части и самостоятельно заполнить документы, соблюдая порядок оформления ДТП.

Как оформляется дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими?

Обязательным является оформление ДТП сотрудником ГИБДД при нанесении физических увечий кому-либо в результате аварии. Выехавший на место сотрудник прежде всего производит сбор личных данных всех лиц, вовлеченных в происшествие и опрос свидетелей при их наличии. Следующим шагом является составление отчета о самом ДТП, включая произведение замеров и составление схемы аварии с последующей выдачей его копии на руки водителям или их законным представителям.


На основании полученных данных о ДТП и справки из медучреждения о пострадавшем или пострадавших, сотрудником ГИБДД принимается решения об административном, гражданском или уголовном правонарушении либо отказе в его возбуждении.

Какие документы оформляются при ДТП сотрудниками ГИБДД?

В случае оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, участникам происшествия выдается на руки следующий список документов:

  • заверенная копия документа о дорожно-транспортном происшествии, в которой указываются данные водителей, транспортного средства и страхового полиса (оригинал не выдается, оставаясь в ведении сотрудников ГИБДД);
  • письменно оформленное решение об открытии гражданского, административного или уголовного производства;
  • отчет о ДТП, в который входят схема столкновения, полный перечень всех повреждений автомобиля и свидетельские показания очевидцев.

Оформление аварии без сотрудников ГИБДД

Как уже писалось выше, при непричинении физического вреда и/или споров между участниками ДТП, возможно самостоятельное оформление аварии без участия сотрудника ГИБДД по, так называемому, Европротоколу.

Что для этого нужно:

  • фото и видеосъемка места происшествия по возможности, но не позднее чем через час с момента столкновения;
  • бланк Европротокола. Его можно получить у компании-страховщика, в которой был приобретен полис или в одном из представительств юридических компаний «Гарант» и «Консультант»;
  • заполнить все пункты бланка. Во избежание возможных недоразумений писать желательно исключительно печатными символами;
  • четкая схема ДТП с указанием улицы, проспекта или их пересечения и номеров близлежащих зданий;
  • подписание документа обоими водителями;
  • обратиться к своему страховому агенту с Европротоколом и заявлением о ДТП не позднее чем через пять суток с момента столкновения;
  • получить необходимые документы, для предоставления сотруднику ГИБДД в случае остановки.

Летом 2018 на территории Московской и Санкт-Петербургской областей начнется тестирование нового закона. Согласно нему, станет возможным самостоятельное оформление справки о ДТП без участия сотрудника ГИБДД даже в случае возникновения несогласия сторон. Процедура будет проводиться с помощью Европротокола и нового приложения «ЭРА-Глонасс» для видео и фото фиксации.