Вред окружающей среде возмещается. Причинная связь между противоправным деянием и наступившим последствием

Экологический вред - любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.
Экологический ущерб проявляется прежде всего в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие данных нарушений может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.
Экологический ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.
Моральный вред может заключаться в нрав- ¦ ственных переживаниях. В экологическом праве, например, уничтожение зеленых насаждений в городах может рассматриваться как фактор причинения морального вреда, что соответственно должно служить основанием для его возмещения. В суд могут предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружаю/щей среды. Вред окружающей среде согласно За-
кону «Об охране окружающей среды» причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими нарушениями экологического законодательства, В ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» говорится о том, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен в полном объеме юридическими и физическими лицами, по вине которых был причинен вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение причиненного вреда производится добровольно или по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.
При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Закон устанавливает, что юридические и физические лица вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования банком.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской.
Имущественная ответственность заключается в обязанности работника предприятия, организации возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Работник, независимо от привлечения к имущественной ответственности, может быть привлечен к иным видам ответственности.
Лица, находящиеся в трудовых отношениях с предприятием, организацией, несут имущественную ответственность при определенных условиях:
наличие прямого действительного ущерба, явившегося результатом совершения работником экологического правонарушения;
противоправность поведения работника, т. е. неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
причинная связь между действием либо бездействием работника и причиненным ущербом;
вина работника в причинении ущерба своим действием либо бездействием.*
Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную имущественную ответственность. При ограниченной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба. Полная имущественная ответственность возможна тогда, когда в соответствии с законодательством либо договором на работника возложена полная материальная ответственность; когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда; также в иных случаях.
предусмотрена за следующие экологические правонарушения:
несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде;
невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
сокрытие или искажение экологической информации; нарушение правил лесопользования; нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
7 нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
"нарушение правил охраны рыбных запасов;
нарушение правил пользования объектами животного мира;
эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
"нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
"нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
"нарушение требований по охране недр;
"использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв;
17)иные экологические правонарушения.

В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический. Эти виды вреда органически связаны между собой как источником, так и способом причинения. В отличии от экономического, экологический более длителен в своих последствиях. Данный вред не всегда может быть возмещен. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Эколого-правовая ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования. Загрязнение вод.

Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Под существенным понимается вред, причиненный животному и растительному миру, - возникновение заболеваний или гибель животных и растений, уничтожение рыбных запасов, мест нереста, заболевание или гибель лесных массивов, снижение продуктивности земель, возникновение заболоченных или засоленных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом на зырыбление водоемов, реальной стоимости затрат на восстановление работы и ликвидацию последствий.

Загрязнение биосферы . Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказуемо. Загрязнением является: внесение в состав атмосферного воздуха, атмосферы или образование в них загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания; повышение концентрации химических веществ; изменение теплового режима, радиационных, электромагнитных и шумовых показателей.

Источниками загрязнения могут быть транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии элетропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь.

Загрязнение морской средыпривнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Наказывается загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств веществ или материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

К нарушениям относятся: погружение веществ и материалов с судна без соответствующего разрешения, затопление неотработанного ядерного топлива с военных судов; непринятие мер в случае инцидента с судном или иным субъектом, повлекшее или могущего повлечь сброс нефти или иных загрязняющих веществ; слив в море химических веществ из отстойников. Эти нарушения происходят при возведении в море буровых установок, платформ, транспортировке нефтепродуктов, затоплении отходов, проведении военных испытаний, аварии на судах, сливе в море химических веществ предприятиями, расположенных на берегу. Вред, нанесенный морской среде, может проявиться в массовой гибели морских биоресурсов, уничтожении кормовой базы рыб, загрязнении мест отдыха граждан.

Порча земли . Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и другими опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности является правонарушением. Загрязнение леса может происходить в ходе сбросов вредных веществ, а также размещения отходов и отбросов производства, коммунально-бытовых и иных отходов, устройства свалок.

Незаконная охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту. Предмет незаконной охоты- дикие животные в среде их естественного обитания.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя или иных животных , если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции, наказывается. Правонарушением признается незаконная добыча котиков, морских бобров, тюленей, иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах. Под добычей понимается процесс улова, убоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся завладением предметом добычи.

Нарушение правил охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды регламентирована нормами, установленными экологическим и природоохранным законодательством. Нарушение этих норм при проектировании промышленных, сельскохозяйственных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло за собой существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия, признается правонарушением. При размещении, проектировании, строительстве, при прокладке линий электропередач, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Все эти требования детализированы в соответствующих федеральных законах, в статьях Земельного, Лесного, Водного кодексов, в инструкциях и постановлениях строительных и проектных организаций. Невыполнение или ненадлежащее их выполнение является нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, является правонарушением. Запрещенные виды опасных отходов – сильнодействующие отравляющие вещества; опасные отходы – непригодные для производства или утратившие потребительские свойства сырье, вещества и энергия, способные вызвать отравление. Нарушение правил обращения с отходами состоит в противоправном действии или бездействии (невыполнение должностных обязанностей); обезвреживание,утилизация, складирование, хранение, захоронение, транспортировка, удаление.

Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ повышенная общественная опасность сильнодействующих и ядовитых веществ потребовала специального закона о запрете на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт. На их использование в научных и медицинских целях необходимо специальное разрешение. Выделяются более 100 видов сильнодействующих веществ,например, аминазин, барбидол натрия, клофелин, пипрадол, тазепам, теофедрил, френолон, хлороформ, эфир. Существует более 60 видов ядовитых веществ: метиловый спирт, стрихнин, фенол, цианистый калий, яд змеиный, некоторые соединения ртути, синильная кислота и т.д.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатации горно-добывающих предприятий и подземных сооружений, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, считается правонарушением.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых; в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда относятся и неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки. Ущерб от нарушении правил использования недр включает потери полезных ископаемых, ухудшение состояния земли, рост затрат на добычу полезных ископаемых.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов : заказники, заповедники, памятники природы, наносящее им значительный ущерб, - правонарушение. Объекты охраны в данном случае являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, если они имеют особое природоохранное, научное, культурное или эстетическое значение и язъяты из хозяйственного оборота. Это государственные природные заповедники, природные и национальные парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, где запрещена любая деятельность, разведка и разработка полезных ископаемых, размещение садовых участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, добыча животных.

Под природным комплексом понимается природно -географический комплекс, представляющий ограниченный участок территории, в котором природные компоненты находятся устойчивом взаимодействии. К объектам с особым статусом относятся заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах, явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, признается правонарушением.

К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность, относятся природные, техногенные процессы, способные при неблагоприятном развитии или отсутствии мер контроля и регулирования вызвать опасность для человека и окружающей среды. Информация, подпадающая под действие данных требований, включает экологически и медицински значимую информацию, сведения о катастрофах, ававриях на объектах атомной энергетики, эпидемиях, военных действиях, промышленных процессах могущих повлечь опасность для человека, нации в целом, среды обитания.

Сокрытие - недоведение информации до лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ней, с целью воздействия на события, явления. Искажение информации считается сообщение неполных или неверных данных, прогнозов, оценок.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами - разрушение радиоактивных материалов, является правонарушением. К объектам атомной энергетики относятся ядерные установки, в том числе атомные станции, космические и летательные аппараты, установки и устройства с ядерными зарядами, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. Радиоактивные вещества могут находиться в газообразном, жидком или твердом состоянии.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий, признается правонарушением. Нарушение состоит в активных действиях или бездействии, в ненадлежащем контроле, выпуске в окружающую среду макроорганизмов, неиспользование средств защиты, нарушении условий хранения и транспортировки.

Данный закон распространяется на деятельность медицинских, фармацевтических, научно-исследовательских, военных организаций, занимающихся генной инженерией, получением и выращиванием микроорганизмов. Опасными для человека являются вирусы, бактерии, токсины, генетически измененные микроорганизмы, которые способны вызвать инфекционные заболевания, расстройства здоровья, стойкую утрату здоровья и гибель. Ущерб от нарушения правил борьбы с болезнями и вредителями растений состоит из затрат на уничтожение зараженных участков леса, продуктов и животных, восстановление растительности пораженных участков, возмещение имущественного ущерба при гибели многолетних культурных насаждений, урожая.

Под нарушением санитарно-эпидемиологических правил понимают использование пищевых продуктов без предварительного контроля, употребление грязной воды, использование грязной воды при приготовлении пищи, нарушение правил захоронения отходов.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Эколого-правовая ответственность – разновидность юридической ответственности, она отличается от других видов юридической ответственности и имеет характерные признаки:

    Все правонарушения складываются в сфере окружающей природной среды.

    Объектом посягательства является компонент окружающей среды.

    Эколого-правовое нарушение как правило охватывает два объекта- окружающую среду и здоровье человека.

    Проявляется в формах юридической ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственностью регламентирована Законом « Об окружающей природной среде». Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее экологическое законодательство.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

Противоправность поведения

Причинение экологического вреда

Причинная связь между противоправным поведением и нанесением экологическим вредом или возникновением реальной угрозы причинения вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов или мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среде»

Материальная ответственность регулируется Кодексом законов о труде (ст.118-126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятий, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность регулируется как природоохранительным законодательством, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность нарушения правил экологической безопасности, нарушение правил хранения, утилизации опасных веществ, нарушение правил безопасности, порчу земли, незаконную добычу водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

(все экологические преступления выделены в отдельную главу)

Применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд функций:

Стимулирующую ответственность граждан

Компенсирующую за причиненный ущерб

Превентивную меру

Экологическое правонарушение предусматривает три уровня наказания:

За нарушение

За нарушение, повлекшее значительный ущерб

За нарушение, повлекшее смерть человека.

Видами наказаний могут быть: штраф, лишении права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Экологическая катастрофа – проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера.

На законодательном уровне определено 2 способа компенсации вреда, причиненного окружающей среде: в натуральном выражении и путем выплаты денежной суммы, соразмерной ущербу. Суд оценивает наличие технических и материальных возможностей причинителя вреда и, если находит их достаточными, требует проведения восстановительных работ за счет бюджета и сил виновного лица. Бывает и так, что компенсация вреда окружающей среде возмещается сразу обоими способами. Если виновник причинения ущерба уклоняется от обязательств по компенсации ущерба природе в натуре, с него взыскиваются деньги.

Понятие вреда окружающей среде, когда вред подлежит компенсации

Четких критериев деградации природных систем и истощения ресурсов не установлены, а значит оценивать степень и тяжесть вреда объективно не представляется возможным.

Когда речь идет о причинении вреда природе, подразумевается негативное ее изменение под воздействием загрязняющих факторов, из-за которого деградировали естественные экологические системы, а также истощились отдельные ресурсы.

Как физические, так и юридические лица, обязаны взять на себя ответственность и компенсировать вред природе в полной мере в следующих случаях:

  • при разрушении природных комплексов и ландшафтов, экологических систем;
  • при деградации экологических комплексов;
  • при загрязнении природы;
  • при порче и полном уничтожении природных ресурсов;
  • при истощении природных ресурсов;
  • при нерациональном использовании ресурсов природы.

Как определить, в каком размере должна быть выплачена компенсация вреда окружающей среде

Ущерб природе компенсируется в полной мере. При определении размера компенсации учитываются таксы и установленные ранее методики расчета масштабности причиненного природе вреда. Если методики и таксы в отношении конкретного случая не установлены, компенсация выплачивается на основании фактически требуемых расходов на проведение восстановительных работ и упущенной выгоды (убытков).

Методики расчета и таксы утверждаются органами исполнительной власти, специализирующимися в сфере охраны природы и ресурсов. Такса – метод компенсации вреда окружающей среде, применяемый в сфере гражданско-правовой ответственности; это взыскание с виновного лица определенной суммы денег. Сумма средств рассчитывается на основании подзаконных актов; здесь учитывается стоимость природного объекта и количество денежных средств, которого будет достаточно для восстановления и развития комплекса или объекта природы.

Если вред был причинен особо охраняемым объектам природы, например, упомянутым в Красной Книге, сумма таксы будет увеличена на повышающий коэффициент.

Компенсация вреда окружающей среде: таксы для расчета компенсации

Закон предписывает рассчитывать денежный эквивалент причиненному природе ущербу на основании целого ряда такс. При расчете используются следующие таксы:

  1. Такса, установленная с целью определения размера взысканий за вред, который был причинен лесам. Здесь таксы различны для:
    • деревьев, насаждений и кустарников, допущенных для лесозаготовительных работ;
    • деревьев, насаждений и кустарников, из которых заготавливать древесину запрещено;
    • нарушений, обнаруженных на территории защитных и особо защитных участках эксплуатационных лесов (такса удваивается);
    • нарушений, совершенных на особо защитных участках защитных лесов (такса увеличивается в 3 раза).
  2. Такса для определения величины взыскания за вред, который был причинен рыбным запасам и водным биологическим ресурсам. Такса определяется властями субъекта РФ в зависимости от экологической ценности вида животного и растения в отношении единичного экземпляра.
  3. Такса для расчета стоимости всех объектов животного мира, добытых или убитых незаконно (за каждый экземпляр) :
    • для возмещения вреда при незаконном отлове и убийстве животных, которые относятся к объектам охоты;
    • для компенсации вреда при незаконной добыче и уничтожении животных, упомянутых в Красной Книге.

Если физическое или юридическое лицо причинило вред состоянию почвы, атмосферного воздуха, вод, используются методики расчета величины ущерба. Методики применяются с учетом экономических, биологических, природно-климатических и прочих показателей, демонстрирующих стоимость поврежденного природного объекта и количество денежных средств, которое потребуется для восстановления и развития нарушенных систем.

При допущении нарушений в области водных ресурсов, денежная компенсация взыскивается в размере суммы:

  • вреда от изменения качества воды;
  • вреда, выраженного в снижении биопродуктивности водного объекта.

Если ущерб причинен атмосферному воздуху, сперва определяется масса загрязняющих компонентов – для этого применяется расчетный или экспертный метод оценки.

Вред, причиненный почве, исчисляется в зависимости от того, каким именно образом он был причинен нарушителем:

  • путем незаконного перекрытия поверхности почвы или почвенного профиля;
  • путем размещения отходов потребления и производства в неположенном месте;
  • путем допущения проникновения в почву химических веществ и их смесей.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды и компенсации причиненного ей вреда
Приказ Минприроды России от 01.08.2011 № 658 Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов
Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

Типичные ошибки

Ошибка: Причинитель вреда окружающей среде уплатил штрафы за экологическое правонарушение и полагает, что этим его возмещение вреда природе ограничивается.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлены виды правонарушений в отношении природных ресурсов. Так, порча, загрязнение повреждение или нерациональное использование приравниваются к противоправным действиям, при нарушении которых наступает ответственность.

Согласно содержанию статьи 96 природная среда выступает в качестве потерпевшей стороны, а потому является объектом права. Размер вреда, подлежащего возмещению, будет рассчитываться исходя из ситуации, обстоятельств произошедшего и инициативы правообладателя или пользователя земельного участка. Несмотря на то, что заражение или урон получает природная среда, причинитель такого вреда выплачивает компенсацию именно собственнику, который будет принимать меры на восстановление качественного состояния своих владений.

Механизм взыскания экологического ущерба

Для того, чтобы запустить процедуру привлечения к материальной ответственности установленного причинителя вреда, подается иск в соответствующий суд. Заявление на возмещение вреда природной среде могут подавать следующие должностные лица и органы:

  • Прокуроры;
  • Представители органов государственных экологических комиссий;
  • Граждане или юридические лица, которым принадлежит земля, лесной или водный ресурс в той или иной форме на праве собственности;
  • Уполномоченный сотрудники административных органов государственных заповедников или парков.

Возмещение вреда в натуре, как штрафная санкция к нарушителям, предусмотрено Гражданским кодексом (статья 1082). Под таким обременением понимается принудительное восстановление гражданами - причинителями вреда, качественного состояния природного ландшафта. Примером такого «экологического» во всех отношениях наказания может служить возвращение прежнего рельефа грунта, который был нарушен незаконными застройками, рытьем в земле котлованов и прочими действиями. Восстанавливать нарушенные права собственников лесных массивов в натуре придется сделать новую посадку молодых деревьев.

Механизм принятия решения в отношении лиц, которые нарушили экологическое состояние района

После подачи иска к конкретному правонарушителю через суд следует дождаться решения суда. Стоит отметить, что единого подхода к процессам в отношении природы, не существует. Все случаи рассмотрения таких дел характеризуются индивидуальным подходам к каждой рассматриваемой ситуации. Возмещение вреда природной среде в натуральном виде как правовая форма взыскания применима в следующих случаях:

  • Восстановление экологического урона в натуральном виде является объективным и возможным (достижимым);
  • Правонарушитель имеет физические возможности для устранения выявленных нарушений за определенный срок.

В том случае, если не представляется возможным возместить причиненный земле ущерб, будет принято решение по иску о выплате денежной компенсации.

Механизм истребования трудозатрат или денежного эквивалента экологического урона подразумевает использование смешанного порядка возмещения причиненного природе урона. Это значит, что суд по иску может принять решение взыскать часть ущерба в натуре, а другую часть в денежном эквиваленте. При этом, инстанция принимает во внимание обстоятельства, которые могут повлиять на определение размеров ущерба по формам.

Стоимость начета на лиц, являющимися правонарушителями в области земельного права и других нормативных актов, может быть увеличена в случае уклонения от возмещения сумм по решению суда.

Как рассчитываются суммы экологического урона

Богатая судебная практика работы по искам, поданным для ответа за нарушения пользования природными объектами, позволила создать механизм расчета сумм возмещения причинителями вреда. Методика подразумевает максимально точное определение сумм к удержанию с дохода нарушителя.

При подаче иска заинтересованным по закону в восстановлении экологического ущерба лицом осуществляется я расчет на основе такс. Последние разрабатываются и систематически обновляются в установленном законодательством порядке. Если же в регионе, где рассматривается дело о экологическом правонарушении, отсутствуют специальные методики расчета и таксы, подсчитывают стоимость работ, которые были проведены для восстановления природного ландшафта. В сумму начета относят стоимость упущенной выгоды.

Среди первичных документов, которые могут использоваться для определения экологического урона объектов природы, подлежащих восстановлению, кадастровые паспорта территорий (кадастровая оценка).

В случае, если причинителей вреда оказывается несколько, определение сумм возмещения происходит пропорционально долям их вины в содеянном.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

Понятие таксы для многих ассоциируется с определением платного природопользования. Порядок ловли рыбы и отстрела животных, сегодня, по сути, сводится к приобретению лицензии. Поэтому многие считают, что в общей массе людей (с лицензией или без) они также считают, что могут свободно пользоваться природными ресурсами.

Таксы как средне нормативные расчетные показатели для расчета экологического ущерба, применяются далеко не ко всем формам и объектам природных ресурсов. В целом можно утверждать, что достаточно проработаны нормативы для лесного хозяйства. Для рыбного и охотничьего хозяйств рассчитать конкретную сумму урона не всегда предоставляется возможным по причине того, что таксы разработаны не для всех животных.

При определении размеров ущерба, причиненного экологическим объектам Российской Федерации, для подачи соответствующего иска по загрязнению земли или воздуха, пользуются методиками.

Обязанность по возмещению урона в полном размере

Восстановление физических свойств и качеств уголка природы является прямой и обязательной обязанность каждого нарушителя вне зависимости от возраста, места работы или прочих признаков. Если со стороны физического или юридического лица был нанесен вред, и при этом имелся утвержденный со стороны экологической экспертизы план, обязанность на возмещение урона природе возлагается на этих лиц. Делается в независимости от существующих в регионе методик до тех пор, пока ущерб земле не будет полностью восстановлен.

Факторы, которые влияют на конечный результат расчет:

В практике имеют место случаи, когда возмещение экологического ущерба происходи не по иску. Так, большинство организаций оплачивают налоги, среди которых всегда есть группа сборов за природопользование. Получается, что сумма ущерба причинителем вреда, платится условно. Расчет делают государственные органы. Согласно Налоговому кодексы, такие платежи организации уплачивают самостоятельно до тех пор, пока им не сделают пересчет государственного сбора. В этом случае подразумевается, что компания, имеющая даже один активный офис, не может не воздействовать на природу.

Возмещение ущерба не столько ставит своей целью наказание виновного, сколько получение денежных средств, которые можно будет использовать на восстановление.

Причиненный природной среде вред возмещается на основании гражданско-правовой, материальной и эколого-экономической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность предусматривает следующие способы возмещения вреда: 1) признание совершенной сделки по поводу объектов природы недействительной, 2) взыскание убытков в связи с неисполнением договора, 3) возмещение вреда, возникшего вследствие иных правонарушений

Недействительными признаются сделки, не соответствующие требованиям гражданско-правового, экологического, земельного и иного природно-ресурсного законодательства. Применительно к экологическому праву недействительными следует считать сделки, предусматривающие изменение права собственности на природные объекты, где такое изменение запрещено законом (купля-продажа, аренда, мена, залог природных объектов и природных богатств). Сделки по поводу природных объектов, заключенные в нарушение действующего законодательства, не порождают тех последствий, которые определены содержанием сделки, они считаются ничтожными. Закон в таких случаях обязывает стороны возвратить друг другу все, полученное по сделке. Например, при незаконном обмене земельными участками стороны возвращают переданные ранее участки земли. Механизм возмещения вреда при совершении незаконных сделок прост. Он гарантирует своевременный возврат объекта природы в неизменном естественном виде, что является существенным для природоохранных отношений.

Возмещение вреда в связи с неисполнением договора по природопользованию отличается рядом особенностей. Они связаны с выполнением тех условий, которые предусмотрены договорными соглашениями, и теми обязанностями, которые должны выполнить стороны договора по возмещению вреда в случае невыполнения условий договора. Здесь важно отметить то обстоятельство, которое должно быть отражено в договоре по природопользованию, связанное с мерами охраны природной среды, и конкретный порядок возмещения ущерба (сроки, способы возмещения убытков, порядок и способы определения размера ущерба по тем или иным видам природных объектов и др.).

При совершении экологических правонарушений вред возмещается как в случае, когда стороны были связаны договорными отношениями, так и в случае, когда между ними договорных отношений не существовало. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда (арбитражного суда), в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии такс и разработанных методик определения материального ущерба последний устанавливается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды.

Таксовый принцип определения ущерба и возмещения вреда касается незаконного лова рыбы, незаконной охоты и лесонарушений. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный бюджет, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание ущерба производится в соответствии с долей каждого в нанесенном вреде, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.

С согласия сторон по решению суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Однако натуральная компенсация применяется в ограниченных пределах. Обычно восстановление рыбных запасов, лесных массивов производится путем выращивания объектов природы в специальных питомниках, и их распространение и воспроизводство осуществляются за счет ответчика, причинившего вред природной среде.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и имущества от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Это право обеспечивается соответствующими правовыми гарантиями защиты и государственным контролем за их выполнением (ст. 11 и 13 Закона «Об охране окружающей среды»)

Порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в рассматриваемом аспекте, является конкретизацией порядка возмещения ущерба, предусмотренного ст. 130 Основ гражданского законодательства как одного из видов эколого-экономической ответственности В соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая может быть оценена в деньгах. Это, как правило, экономический вред Экологический вред, причиняемый человеку (выражается в ухудшении состояния здоровья, смерти, дефектах, передающихся по наследству, и др.), не может быть точно подсчитан и выражен в определенных эквивалентах.

Субъектами эколого-экономической ответственности за причиненный гражданину вред могут быть предприятия, учреждения, организации вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и вида природопользования.

Вредное воздействие на здоровье человека проявляется вследствие загрязнения окружающей среды в результате нарушения нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, превышения нормативов на шум, вибрацию, влияния магнитных полей, радиации, биологических и химических компонентов в размерах, превышающих предельно допустимые нормы (ст. ст. 21-27 Закона «Об охране окружающей среды). При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты потерпевшим трудоспособности, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения местожительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Представляется, что указанный в Законе перечень элементов, учитываемых при определении суммы ущерба, является примерным. Как потерпевший, так и суд по своей инициативе при рассмотрении искового заявления о возмещении ущерба за причинение вреда неблагоприятным воздействием природной среды может включить в сумму ущерба и другие показатели. Для точного определения суммы ущерба суд может назначить соответствующую судебную экспертизу, например санитарно-экологическую. Указанная экспертиза помогает установить степень вредного воздействия загрязнения (вид, концентрацию) и иных неблагоприятных факторов на здоровье человека, причинную связь между наступившим вредом для здоровья человека и источником его причинения.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует официально утвержденная методика определения ущерба здоровью человека от загрязнения окружающей природной среды. Нет и единой судебной практики в этом отношении. В этой связи представляется перспективным и наиболее верным решение проблемы возмещения ущерба гражданам от неблагоприятного экологического воздействия в форме специальных экологических пособий и введения экологических льгот. Такая форма возмещения ущерба эффективна при массовых случаях загрязнения природной среды, когда потерпевшими являются десятки и тысячи граждан. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан, вызванного экологически вредной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Как средство обеспечения возмещения вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, следует рассматривать и право граждан и юридических лиц - природопользователей на предъявление так называемых негаторных исков, когда собственник (владелец, арендатор, пользователь) природного объекта требует устранения всех препятствий для осуществления полного своего права на природопользование. Собственник при этом имеет право через суд принудить прекратить экологически вредную деятельность предприятия-загрязнителя, которая препятствует природопользователю осуществить свое право на пользование природным объектом. Реализация указанной нормы, бесспорно, способствовала бы снижению экологической напряженности в крупных энергонасыщенных и экологически неблагонадежных промышленных регионах, улучшила бы обстановку по охране здоровья граждан.

Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений

Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя, причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды

Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, можно классифицировать следующим образом.

1. Недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.).

2. Несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека.

3. Отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований.

4. Недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды

5. Низкий уровень общей экологической культуры населения страны. Анализ практики расследования различных нарушений законодательства охране окружающей природной среды, ознакомление со статистическими материалами, научными исследованиями и техническими проработками вопросов природоохраны позволяют выделить наиболее распространенные, источники загрязнения в различных отраслях производственной деятельности. К таким объектам в первую очередь следует отнести: предприятия нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, предприятия биологической, химической и целлюлозно-бумажной промышленной; автомобильный транспорт; предприятия топливно-энергетического комплекса (электростанции, особенно атомные и тепловые, нефте- и газопроводы, котельные установки); предприятия угольной промышленности (прежде всего их отходы, оказывающие воздействие на атмосферный воздух, растительность и животный мир, водный режим); предприятия коммунально-бытового обслуживания, сельскохозяйственного производства (сброс неочищенных вод в водоемы, стоки из животноводческих помещений, смыв с полей химических веществ, используемых для удобрений, в реки и другие водные источники, нарушения правил хранения удобрений и т. п.); организации лесной, деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленности, предприятия, использующие атомные силовые установки, и др.

Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории (с учетом специфики производственной деятельности объекта-источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.

К числу обстоятельств, способствующих загрязнению окружающей природной среды, относятся недостатки строительно-монтажных работ, отсутствие необходимой проектной документации, ведение работ с отступлением от проекта, нарушение строительных норм и правил (СНиП); использование недоброкачественных, нестандартных материалов и др.

Недостатки, связанные с эксплуатацией объекта, также нередко выступают в качестве обстоятельств, повлекших за собой причинение вреда окружающей природной среде. Такого рода недостатки имеют место: при осуществлении производственного процесса на экологически вредном объекте с отключенным либо неисправным очистным сооружением; при эксплуатации объекта с неисправным оборудованием или с нарушением технологического процесса, вызывающими увеличение объемов или концентраций вредных выбросов и сбросов в окружающую среду; при нарушении правил хранения загрязняющих веществ, непринятии мер к их самопроизвольному распространению в окружающую среду (прорыв дамб и обвалка мест хранения отходов, смыв нефтепродуктов, химических удобрений в водоемы и т.п.); при неисправности и ненадежности канализационных устройств; при ненадлежащем режиме и порядке эксплуатации, ремонте очистных сооружений и устройств.

Нередко непосредственными (техническими) причинами загрязнения окружающей природной среды являются дефекты в технологии очистки производственных выбросов или промышленных стоков, эксплуатация неисправных природозащитных сооружений, несоблюдение требований и правил транспортировки вредных и ядовитых химических веществ, сброс или хранение загрязняющих веществ в неположенных местах (организация свалок отходов производства в водоохранных зонах, лесных массивах).

Обстоятельствами, способствующими загрязнению природной среды, кроме того, являются: слабый уровень контроля за деятельностью должностных лиц и работников, обязанных осуществлять управление и следить за работой очистных сооружений, нерегулярные проверки деятельности этих лиц со стороны органов экологического контроля, вышестоящих по подчиненности органов и местной администрации. Среди других обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям, следует отметить - упущения, связанные с анализом проб выбросов и стоков загрязняющих веществ; применение дефектных контролирующих приборов, малоэффективных методик лабораторных анализов, низкий уровень профессиональной квалификации технического персонала, обслуживающего агрегаты и источники повышенной экологической опасности; использование устаревших (морально и физически) оборудования, технологии, сырья, топлива, что создает громадные перегрузки для очистных сооружений, увеличивает многократно затраты на охрану окружающей природной среды, создает угрозу наступления различных аварийных ситуаций, а нередко является и причинами, способствующими совершению экологических правонарушений

Несовершенство законодательного регулирования вопросов охраны и защиты природной среды проявляется в виде имеющегося пробела в законодательстве, несовершенстве принятой правовой нормы, а также в противоречивости действия и применения правовой нормы на практике. В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Закона «Об охране окружающей среды» этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «.Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О недрах», «об особо охраняемых природных территориях)). Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены. Нуждаются в более детальной проработке нормы, предусматривающие основания уголовной ответственности за отдельные виды экологических преступлений, связанных с комплексным воздействием на землю, атмосферную среду и иные объекты природы. Здесь следует руководствоваться стандартами, принятыми в международных нормах по охране природы. Необходимо предусмотреть в УК РФ ответственность за некоторые (умышленные и неосторожные) особо опасные посягательства на животный и растительный мир, жизнь и здоровье человека -- за экологический терроризм, загрязнение территории при трансграничных перевозках особо опасных токсичных веществ, загрязнение сопредельных территорий радиоактивными веществами с тяжкими последствиями и некоторые другие виды. Целесообразно внести изменения в Ст. Ст. 250-252 УК (загрязнение вод, атмосферы, морской среды). Представляется важным расширить объект преступного посягательства, не ограничивать его сферой водного и воздушного пространства, а определить более точным понятием «окружающая среда» Этим самым в сферу уголовно-правовой защиты и ответственности будут включены все экологически ранимые объекты, требующие охраны, в том числе земельные ресурсы с наземными животными, лесным, охотничьим и рыбным хозяйством, атмосферный воздух.

Следует расширить сферу не только уголовно-правовой охраны объектов природной среды, но и административно-правовой и материальной (гражданско-правовой) ответственности за вред, причиненный природе. Важной задачей является также устранение противоречий, имеющих место в действующем федеральном экологическом законодательстве и нормативных актах субъектов Федерации, особенно в тех, которые принимаются по вопросам совместного ведения в области охраны окружающей среды. Четкое, системное, дифференцированное закрепление в действующем и принимаемом законодательстве указанных видов ответственности будет способствовать лучшему решению задач по предупреждению экологических правонарушений.

Отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований проявляется в ограниченности материально-технических средств, которые используются предприятиями-загрязнителями для охраны природной среды. Многие крупные предприятия, являющиеся серьезными загрязнителями природной среды, в условиях экономического кризиса оказались не в состоянии выделять достаточно ресурсов на выполнение нормативов по поддержанию качества природной среды, вследствие чего наметились тенденции хронического нарушения норм предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а штрафные санкции в этих условиях перестают выполнять свою превентивную роль

Практика показывает, что предприятия-загрязнители очень медленно внедряют энергосберегающие и экологически чистые (безотходные) технологии. Причин здесь много. Основными из них являются отсутствие достаточных материально-технических ресурсов для обновления производственно-технологического процесса, а также слабая научно-производственная база, которая не позволяет кардинально перестроить производство, чтобы оно соответствовало мировым экологическим и технологическим требованиям. Если учесть, что большая часть предприятий-загрязнителей была построена в первые годы советской власти и послевоенное время, станет очевидным то положение, в котором оказалась наша промышленность как источник экологической опасности для окружающей природы. В настоящее время в разряд актуальных проблем встали задачи технического и технологического перевооружения промышленности и сельского хозяйства с учетом обеспечения экологической безопасности общества и окружающей природной среды. В этом направлении заметны некоторые сдвиги, однако они малоутешительны. Так, на недавней международной выставке (г. Челябинск) «Энергоснабжение в нашей жизни» был представлен такой расчет: если бы Россия использовала люминесцентные лампочки, подобные тем, которыми освещают в странах Западной Европы и Америке, то можно было бы закрыть до 10 атомных электростанций типа Чернобыльской. Энергии остальных станций хватило бы для обеспечения не только своей страны, но и ряда других стран, при этом ежегодный доход мог составить десятки миллиардов долларов.

Широкий комплексный подход к внедрению в производственный процесс на каждом предприятии-загрязнителе новейших достижений науки и техники, обеспечивающих охрану и защиту окружающей природной среды и экологическую безопасность человека, является одной из приоритетных задач как экономической, так и социальной политики. Их решение требует значительно больших финансовых и материальных ресурсов, чем те, которые вкладываются в охрану природы. Вместе с тем деятельность предприятий-банкротов, нарушающих экологические требования, установленный режим природопользования, неспособных платить за причиненный природе вред, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений по инициативе государственных органов, осуществляющих охрану окружающей среды, местных органов власти (в случае нарушения экологических и санитарных норм на подведомственной им территории).

Серьезной экологической проблемой в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксино - подобных токсикантов. Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к наиболее высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного экологического контроля в известной мере способствуют правонарушениям в области природоохраны.

Указанные недостатки выражаются в отсутствии должного реагирования на факты экологических правонарушений; непривлечении граждан, должностных и юридических лиц к административной, уголовной и иной ответственности за допущенные ими нарушения экологического законодательства и преступления. Редко используются судебно-исковые формы воздействия на правонарушителей; не привлекаются к ответственности должностные лица за сокрытие экологической информации, а по возбужденным уголовным и административным делам об экологических правонарушениях не принимается должных мер по полному возмещению причиненного природе вреда и др.

Наиболее распространенным недостатком в деятельности правоохранительных органов и органов государственного и общественного экологического контроля является то, что при рассмотрении дел об экологических правонарушениях эти органы не доводят до конца процесс полного, глубокого и объективного анализа всех обстоятельств экологического правонарушения, причин, его породивших, и мер, необходимых для устранения возможных новых правонарушений. Эти органы слабо используют предоставленное им законом право отстранять от должности лиц, виновных в экологических правонарушениях, вносить представления руководству вышестоящих организаций хозяйствующих субъектов, в строительные и проектные организации, ведомственные контролирующие органы и главам администраций об улучшении и усилении контроля за соблюдением природоохранного законодательства, устранении причин и условий, способствующих нарушениям Закона «Об охране окружающей среды», прекращении финансирования хозяйствующих субъектов, нарушающих экологическое законодательство и не выполняющих предписания органов экологического контроля и судебных решений.

Низкий уровень общей экологической культуры граждан также является одним из главных обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям. На современном этапе развития общества важнейшая задача в области природоохраны состоит в том, чтобы посредством настойчивой, планомерной и системной профилактической воспитательной работы обеспечить поворот сознания граждан от потребительской психологии к разумному, бережному, научно обоснованному природопользованию, гармоничному сочетанию потребностей общества, человека и объективно (субъективно) подверженных сокращению природных ресурсов в процессе полезной народнохозяйственной деятельности.

Закон «Об охране окружающей среды» и ряд других нормативных актов, регулирующих отношения природопользования, закрепили принципы непрерывности, всеобщности и комплексности экологического образования и воспитания граждан на всех уровнях. Последовательная воспитательная работа во всех сферах, особенно в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях-загрязнителях природы, повышение общего экологического уровня образования специалистов и рядовых граждан позволят донести до их сознания непреложную истину: экологическая безопасность отдельного человека, чистота природной среды зависят от каждого члена общества, его бережного отношения к природе и соблюдения экологического законодательства. В повышении уровня экологического правосознания граждан важную роль играют, экологическая профессиональная подготовка граждан и специалистов в системе начального, среднего и высшего образования, выступления специалистов-экологов с лекциями и беседами по радио и телевидению, в печати, с разъяснениями и пропагандой экологического законодательства, его безусловное исполнение и соблюдение; распространение опыта по пресечению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, улучшению деятельности контролирующих природоохранных органов; показ конкретных достижений отдельных хозяйствующих субъектов в сокращении вредного воздействия на природную среду и т.д. Повышение общего уровня экологической культуры населения страны в определенной мере будет способствовать предупреждению экологических правонарушений. Положительное решение этой задачи, несомненно, будет способствовать совершенствованию деятельности названных и иных органов, что позитивно скажется на состоянии окружающей природной среды.