Требования к проведению проверок в организации. Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора. Организация и проведение плановой проверки

16 октября 2017 принят указ, который изменил правила проведения проверок. Акцент контролеров сместился на профилактику. Насколько в реальности изменится подход контролирующих органов к проверяемым? Какие новшества ждут предпринимателей и компании? За разъяснениями мы обратились к Елене Жугер, директору и учредителю компании «БелАудитАльянс».

— Указом № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» внесены изменения и дополнения в Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».


Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс »

Принятый документ реализовал давно анонсируемые правительством меры по послаблению контроля за бизнесом. При этом указом определен ряд сфер деятельности, которые не подлежат регулированию его нормами. Со слов разработчиков, данные нормы будут воспроизведены в иных нормативных актах.

Основные изменения, декларируемые Указом № 376

Полностью исключен плановый контроль. Госконтроль (надзор) теперь может проводиться в виде:

  • Выборочной проверки
  • Внеплановой проверки
  • Мероприятий технического (технологического, поверочного) характера
  • Мер профилактического и предупредительного характера

Две последние формы контроля — меры профилактического и предупредительного характера — совершенно новые и могут быть в виде:

  • Проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате этого мониторинга
  • Проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике
  • Информирования субъектов (включая использование интернета, СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых при проверках контролирующими (надзорными) органами.

К этим мерам также можно отнести проведение семинаров, круглых столов и т.д.

План проверок на 2018 год не составляется. Будут только внеплановые проверки. Можно расслабиться — до 2019 года.

Задекларированы нормы, защищающие интересы субъектов хозяйствования:

  • Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к ответственности
  • Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное
  • В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта
  • Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов

Запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

  • Госрегистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП
  • Присвоения УНП — обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации)
  • Создания — представительств иностранных организаций
  • Ввода в эксплуатацию объекта строительства — в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта
  • Первоначальной выдачи свидетельства о регистрации — лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально
  • Первоначальной уплаты сбора за ремесленную деятельность, а также деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — ремесленников и тех, кто ведет деятельность в сфере агроэкотуризма.

Данная норма в урезанном состоянии была и в Указе № 510. Проверки в двухлетний срок могут проводится только в отдельных случаях, прописанных в Указе № 376.


«Координационный план проверок» теперь будет называться «План выборочных проверок». Для назначения выборочной проверки должны быть веские основания в виде информации о субъекте хозяйствования, которую контролирующий орган будет собирать и накапливать.

Источниками информации будут:

Также источником информации может быть иная информация, полученная:

  • При реализации мер профилактического и предупредительного характера
  • От органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам
  • От государственного органа, иностранного государства, иной организации или физлица.

При внеплановой проверке проверяться могут только те вопросы, которые послужили основанием для назначения проверки.

Если на вас «накатали» жалобу, то рассмотреть ее могут только при представлении заявителем документов и фактов, подтверждающих ваши нарушения. Анонимное заявление не будет основанием для внеплановых проверок.

Ограничены сроки, за которые проводится проверка:

Данная норма не значит, то за период больше 5 лет все документы можно уничтожить, т.к. установлены критерии, когда проверка может проводиться и за больший период.

Для субъектов хозяйствования, которые не вели деятельность в течение 36 месяцев подряд, предусмотрено право ликвидироваться без налоговой проверки.

Под отсутствием деятельности понимается отсутствие движения денежных средств по счетам, открытым в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки.

Контролирующие органы могут обратиться в экономический суд с иском о ликвидации субъекта при выявления грубых нарушений законодательства. Правда, пока не понятно, какие нарушения являются грубыми.

Учредители субъектов хозяйствования, ликвидированных судом за грубые нарушения законодательства, не вправе регистрировать новые субъекты хозяйствования в течение одного года с даты ликвидации.

Какие проблемы бизнеса не решил долгожданный Указ № 376


1. Основная нерешенная проблема проверок последних лет — применение мер ответственности за сделки с компаниями, которые «попали» в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Речь идет о проверках, когда действующий субъект попадает в реестр и вся его деятельность признается лжепредпринимательской, а, соответственно, все его контрагенты — «виноватыми» за эти сделки. Такие проверки регулируются нормами Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

2. Как контролеры будут отвечать за результаты своей работы? Опять никак?! Все как и раньше: контролеры пишут, а субъекты хозяйствования оправдываются, пишут возражения, доказывают свою правоту и ходят по судам. Задекларированные нормы в части признания принципов невиновности субъектов без наличия достаточных доказательств и неоднозначного толкования норм законодательства действовали и раньше. Но… не работали.

3. Не решена проблема соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения и наступившим последствиям. Например, применение налоговиками п. 4 ст.12.17 КоАП , когда за нарушения при оформлении товаросопроводительных документов применяется санкция в виде конфискации товара или выручки. Фактически описка, техническая ошибка или неточность может стать фактором, за который ревизоры ставят субъекты хозяйствования на грань банкротства.

Белоногова Екатерина Владимировна
Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры по городу Москве

Результаты этой проверки таковы: мы проверили 135 аптечных учреждений и организаций, осуществляющих как оптовую продажу, так и поставку ЛП. Выявлено 515 нарушений законов, внесено 85 представлений, возбуждено 175 административных производств; из них большинство по ст. 14.6 КоАП РФ "О нарушении порядка ценообразования», а 66 административных производств — по ст. 14.1. ч. 4. "О нарушении лицензионных требований".

Наши прокуроры при проведении проверок обращали пристальное внимание на ценообразование. Во многих аптеках были выявлены нарушения порядка наценки на ЖНВЛП. Также нарушался порядок хранения ЛП. В рамках этой проверки прокуроры приглашали специалистов в этой сфере — из Департамента здравоохранения г. Москвы, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора), а также представителей Управления Роспотребнадзора по Москве и МО. Выявлялись нарушения санитарных правил именно в помещениях аптек. Большинство нарушений касается порядка хранения ЛС и ценообразования.

Сейчас утвержден новый перечень ЖНВЛП. Но помимо работы, связанной с непосредственной проверкой аптек, поскольку все-таки основные проверки аптечных учреждений проводят контролирующие органы — основные — Департамент здравоохранения и территориальное управление Росздравнадзора, наше ведомство осуществляет и надзор за этими органами государственного контроля. В рамках Федерального закона от 26.12.08 №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сейчас все проверки контролирующих органов подчинены этому закону, но у каждого органа госконтроля есть специальный закон, в котором обозначены особенности для проведения той или иной плановой проверки или той или иной внеплановой. Органы государственного контроля каждый год формируют план ведения проверок на следующий год, к 1 сентября направляя в органы прокуратуры проект плана. Мы этот план изучаем на предмет законности включения той или иной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, смотрим, соблюдены ли требования к включению данной проверки в план.

На первом этапе (до конца сентября) мы формируем план проверок с учетом того, что можно включить, а что — отклонить. Также все органы госконтроля сейчас ориентированы на возможность исключения административного давления, когда они идут проверять аптеку все вместе, одновременно. Если проверка запланирована на январь, в январе придут все органы, которые изъявили желание проверить данное учреждение, — на предмет обеспечения лекарственными средствами, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности. Мы ориентируем, чтобы приходили в аптеку одновременно, смотрели все направления и больше в течение года, если нет оснований для внеплановых проверок, аптеку не беспокоили.

На втором этапе соответственно органы госконтроля согласовывают все свои совместные мероприятия, а нам уже присылают план, который они скорректировали с учетом наших предложений. Здесь мы тоже часть проверок отклоняем, если видим, что какие-то проверки были включены необоснованно. Прокуратура Москвы формирует московский сегмент и направляет в Генеральную прокуратуру РФ. Единый ежегодный план размещается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ. Московский (субъектовый) сегмент размещен на сайте территориального органа прокуратуры, с информацией о планируемых проверках аптечных предприятий могут ознакомиться юридические лица/индивидуальные предприниматели.

Мы осуществляем надзорные полномочия за органами госконтроля. А именно смотрим, соблюдены ли ими при проведении проверок требования законодательства; не нарушены ли процедура, сроки, своевременно ли аптеки уведомлены о проведении проверки по основаниям; правильно ли возбуждены в отношении аптек дела, не нарушены ли требования административного законодательства. При выявлении нарушений законодательства мы принимаем непосредственно к органам государственного контроля меры прокурорского реагирования.

Другое направление — внеплановые выездные проверки. Также у каждого органа госконтроля специально в законе, регулирующем тот или иной вид надзора, есть особые основания для проведения внеплановой выездной проверки. Если это связано с лицензией — здесь будет Закон об отдельных видах лицензионной деятельности. Если это связано с правилами противопожарной безопасности, то руководствоваться будут Законом о пожарной безопасности. Там у нас определенные основания и условия, которые дополняют требования Федерального закона №294-ФЗ, об основаниях внеплановой выездной проверки. При поступлении такого заявления от органов государственного контроля органы прокуратуры в этот же день проверяют законность такого распоряжения и вообще законность организации проверки. При наличии законных оснований мы согласовываем внеплановую выездную проверку. Если же мы не видим оснований для согласования, мы в ней отказываем.

Последняя проверка выявила, что в Москве Департамент здравоохранения не надлежащим образом осуществляет государственный контроль за обеспечением лекарственными средствами. По результатам проверки нами было внесено в адрес Департамента представление об активизации надзора в данной отрасли. Для примера, в 2014 г. прокуратурой было согласовано 66 плановых проверок по объектам Департамента здравоохранения, которые закончились тем, что выявлено 27 нарушений законодательства, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, привлечено 11 лиц к административной ответственности (в части, связанной с ценами и ценообразованием). По лицензионным требованиям ими было проведено 125 проверок, из них 81 согласовали в плановом порядке и 44 — вне плана. По их результатам тоже выдавались предписания, возбуждались дела об административных правонарушениях.

В случае если руководители аптек считают, что органы госконтроля при проведении плановых и внеплановых мероприятий нарушили требования законодательства, нужно обращаться в органы прокуратуры, писать заявления, и мы будем принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования в отношении органов государственного контроля. Наш адрес: Москва, пл. Крестьянской Заставы, д. 1. Если нужна межрайонная прокуратура, пишите заявление в прокуратуру вашего субъекта.

Надзор за соблюдением прав предпринимателей — одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры на сегодняшний день. У нас также действует общественный совет, в который входят представители различных ассоциаций предпринимателей. Мы ежеквартально с ними встречаемся и обсуждаем все насущные проблемы, вырабатывая единые меры воздействия в целях соблюдения аптечных интересов.

На вопрос, почему прокуроры часто замещают функции контролирующих органов, Екатерина Белоногова ответила: "Если прокурор вмешался, значит, орган госконтроля не справился с поставленной задачей". При этом она подчеркнула, что проверяется не только аптечная организация, но и контролирующее ведомство, причины его позднего реагирования на поступающие обращения и жалобы от потребителей.

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптечный бизнес: адаптация к действительности"

1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки;

10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

В научном учреждении была проведена комплексная проверка вышестоящей организацией. По итогам проверки были выявлены нарушения по оплате труда за праздничные дни. Входит ли в компетенцию проверяющих заставить Институт произвести дополнительное начисление и выплатить работникам суммы, причитающиеся за работу в выходные и праздничные дни в январе 2015г. И также задержанным работникам сумм производить с учетом индексации в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования. Институт считает, что такие решения могут выносить Государственная инспекция по труду, суды, прокуратура и т.п., но не вышестоящая организация.

Ответ

Отвечает Виктория Рыбалкина, эксперт

Вышестоящая организация вправе вынести такое решение. Другое дело, что в отличие от ГИТ, суда и правоохранительных органов вышестоящая организация ограничена в способах приведения этого решения в жизнь, а Закон не обязывает учреждение исполнять это решение.

Вместе с тем, у вышестоящей организации тоже могут быть рычаги воздействия, например, материального характера (лишить премии руководителя и главного бухгалтера или даже поставить вопрос об их профнепригодности и т.п.).

Имеет смысл исполнить требования вышестоящей организации – это, по крайней мере, не повлечет штрафов. Если же нарушения обнаружат при проверке контролирующие органы, то штрафов не избежать.

Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже большую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.

Жертва без информации

Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направлении, в котором пойдет проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.

У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространенный - виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, дает проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдает лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространенном мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намеками, сколько дать.

Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далекие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведем бизнес набело.

Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путем запугивания деньги у представителей бизнеса.

Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).

Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:

■ знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;

■ уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;

■ отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;

Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включен раздел, посвященный безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.

Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах - 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.

Проверьте проверяющего

В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:

■ наименование органа государственного контроля;

■ номер и дату;

■ наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;

■ ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;

■ правовые основания проведения проверки;

■ цели, задачи, предмет проверки;

■ сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

■ перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;

■ перечень документов для представления проверяющему;

■ дату начала и окончания проверки.

Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитер не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.

Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.

Следите за руками... и языком

Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача - выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.

Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причем коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.

Вооруженные папки

Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.

Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры - 24, ДЭБ МВД - 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.

Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.

Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад - немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.

Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.

Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.

Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.

Не соглашайтесь с актом

Объем и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, процедура изъятия - ст.183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991г. №16/176.

Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счет и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.

В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.

В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.

При выявлении административного правонарушения согласно ст.28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст.28.2 КоАП РФ.

Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать свое несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.

В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:

1) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;

3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;

4) отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;

6) превышать установленные законом сроки проведения проверок;

7) выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счет мероприятий по контролю.

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.

2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.

3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.

4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.

5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включенном диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).

6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.

7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.

8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идет на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.

9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.

10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т.п.).

11. В ходе работы интересуйтесь результатами.