Водные биоресурсы и аквакультура. Специальность «Водные биоресурсы и аквакультура» (бакалавриат)

Несмотря на многочисленные заявления политиков и чиновников о том, что принятый в июле 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре» является важной основой в развитии отрасли аквакультуры в нашей стране, абсолютное большинство предпринимателей, принявших участие в организованных Росрыболовством профильных дискуссиях на площадке агропромышленной выставки «Золотая осень» констатировали факт, что данный Федеральный закон не работает. сайт публикует аналитический обзор состоявшихся 9 октября круглых столов Международной конференции по вопросам аквакультуры.

Именно законодательная база сегодня стала основным тормозом в развитии отечественных аквакультурных хозяйств. Исходя из необходимости разработки 20-ти подзаконных актов и того, как этот процесс развивается, перспективы успешной правоприменительной практики этого закона в ближайшем будущем весьма неопределённы. В принятой редакции данный законопроект не позволяет инвестору спрогнозировать развитие производства. Бизнес даёт крайне отрицательную оценку принятому законодательному акту, отмечая, что в разработке федеральных законов должны участвовать профессионалы. Так, руководитель крупнейшего в России и Европе кубанского рыборазводного хозяйства по воспроизводству молоди частиковых видов рыб сообщил: « - в принятом законе нас вообще нет». Представитель Ростовской области, управляющий ассоциацией «Большая рыба» Александр Ершов предложил даже создать чрезвычайную комиссию, чтобы разгрести огромный ворох недостатков нормативно-правовой базы, которые породил принятый закон.

Победы тех единичных успешных крупных аквакультурных хозяйств, представленных на выставке, никоим образом, по словам их же руководителей не связаны с принятием данного Закона. Все их успехи были достигнуты до его вступления в силу, и принятый Закон на их развитие никакого влияния не оказал. А малому и среднему бизнесу так и вовсе принятый Закон только мешает, в том числе небольшим прудовым хозяйствам.

Представители науки, в частности те, которые заняты, на сегодняшний день разработкой подзаконной базы отмечают отсутствие взаимодействия прикладной и академической науки. Кроме того, часть специалистов от науки не успели принять участие в разработке уже написанных проектов подзаконных актов, и выразили в ходе обсуждения свою негативную оценку по их содержанию с точки зрения профессионализма.

Ведущий научный сотрудник ФГУП ВНИРО Ирина Яхонтова констатировала собравшимся, что в сравнении с прудовым рыбоводством, научная база по товарному рыбоводству у нас явно недостаточна, и попросила помочь всех, у кого есть такие данные. Объективный недостаток научных данных весьма ощутим в части методики расчёта объёма подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении товарного рыбоводства и других необходимых регламентов и методик.

О проблемных вопросах применения требований № 148 - ФЗ «Об аквакультуре» подробно рассказал начальник отдела аквакультуры, воспроизводства и охраны водных биоресурсов Управления рыбного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Владимир Белоусов.

« - На наш взгляд, говорить, что принятый № 148-ФЗ даст возможность развитию аквакультуры - невозможно, так как он не решает того, что от него ждали, а именно 3-х ключевых вопросов:

Не решает вопрос предоставления водного объекта в пользование;

Не решает вопрос собственности на объекты аквакультуры;

Не урегулирует взаимоотношения рыбоводного хозяйства с рыболовами».

Представитель Ростовской области отметил, что рыбоводные участки на прудах согласно принятому № 148-ФЗ не формируются, законодательно не зафиксировано само понятие «пруд». В итоге получилось так, что все РПУ для товарного рыбоводства на юге России рыбоводными участками стать не могут. Уничтожено всё, что было создано предыдущие 5 лет. В сложившейся ситуации вопрос предоставления водоёма в пользование, выступающий предложил отдать в полномочие субъектов РФ и привёл замечательный пример Краевого закона о рыбоводстве и аквакультуре Краснодарского края, который был создан ранее и имел успешную правоприменительную практику в регионе.

« - В принятом № 148 - ФЗ право собственности на объекты ВБР возникает только после их вылова. А на то время, когда ты малька купил, кормил, выпустил, охранял, создавал инфраструктуру, которую все хотят, чтобы рыбоводные хозяйства создавали - такого права не прописано. На это уже обратило внимание Контрольное управление полномочного представителя Президента в ЮФО вплоть до того, что было даже мнение останавливать хозяйства, которые сейчас занимаются рыбоводством.

На то, что ты не выращиваешь своё, накладывается и то, что ты не имеешь права препятствовать всем остальным - забирать то, что ты выращиваешь. Всё это привело к тому, что у нас из 111 пользователей договоров РПУ для целей товарного рыбоводства осталось уже 85. Все остальные либо бросили этим заниматься, либо направили уведомление на досрочное расторжение договора. И всё по одной простой причине - устали бороться с бесконтрольным спортивно-любительским рыболовством. Нормы вылова нет, запретить доступ права нет. В результате выпустили двухсот граммовый посадочный материал, для людей с удочкой - счастье, в течение 2-х недель посадочного материала нет, и так один, два раза выпустили - всем спасибо, все свободны», - посетовал на недочёты правового поля Владимир Белоусов.

Он подчеркнул, что когда готовили в министерстве этот доклад, количество замечаний по проектам подзаконных актов перевалило за 50, тогда решили сказать «стоп» этой мозаике. Если три основных ключевых вышеизложенных вопроса не решить, всем остальным можно не заниматься.

В той же тональности прозвучал и доклад начальника отдела рыбохозяйственного комплекса Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Артёма Шевченко. 70% рыбной продукции в Крае выращивается в русловых водоёмах. Понятий «русловые водоёмы», «русловые пруды», «прудовая аквакультура» не нашли своего отражения в принятой нормативно-правовой базе.

« - Если мы будем применять те регламенты, которые предусмотрены для пастбищной аквакультуры, рыбоводство в русловых водоёмах будет невозможно, начиная с зарыбления, рыболовов - любителей и заканчивая изъятием. До вступления в силу № 148-ФЗ у нас действовал наш Краевой закон об аквакультуре с учётом наших региональных особенностей. В нём не было конфликта интересов. Мы не формировали участки для товарного рыбоводства в границах населённых пунктов и на прилегающих к ним территориях. За исключением, если были проведены публичные слушания, либо этот водоём уже использовался для аквакультуры ранее.

Также нами была установлена минимальная, научно обоснованная норма по объёму рыбопродуктивности - 5 центнеров с гектара. Т.е. организации, участвующие в конкурсах, аукционах заявляли свои планы развития, в которых объёмы производства должны быть не ниже 5 центнеров с гектара, что на наш взгляд правильно в части эффективности использования водоёма», - рассказал Артём Шевченко.

Помимо конфликта рыбоводов с рыболовами-любителями в ходе обсуждения выявились аналогичные факты конфликтов хозяйств с охотниками на водоплавающих птиц. Также в законе не нашли отражения рекреационные услуги при товарном рыбоводстве, а ведь выращенную рыбу можно как изъять самому, так и предоставить такое право рыболовам-любителям. Предстоит развивать практически с нуля и науку для товарного рыбоводства. В этой части у нас пробел. Для обмена научными данными на базе ВНИРО в ближайшее время заработает электронная площадка. В ходе мероприятий представителями ООО «Русское море - Аквакультура» и Росрыболовством анонсировано появление новой Ассоциации, которая объединит производителей аквакультуры, а также первого центра научного сопровождения реализации аквакультурных проектов на базе ВНИПРХ в Московской области.

По итогам состоявшихся обсуждений можно сделать вывод, что № 148 - ФЗ был принят исключительно в целях и интересах развития пастбищного рыбоводства на Дальнем Востоке, и крупных индустриальных хозяйств и биотехнопарков, которые только планируется развивать в будущем. А те небольшие аквакультурные хозяйства, которые у нас были и пока что ещё существуют в Центральной части России и на Юге, принятый закон фактически уничтожает. Под удар попадают и те, кто с трудом сводит концы с концами, занимаясь воспроизводством ценных и исчезающих видов, таких как осетровые, кижуч, муксун, нельма итд. Получается как всегда, что имеем - разрушаем, а что получится создать - не известно. Федеральные законы принимаются не для одного или двух субъектов. К примеру, решить проблемные вопросы Сахалинской области, обладающей потенциалом пастбищной аквакультуры, можно было, не парализуя работу аквакультурных хозяйств на всей остальной территории РФ, при помощи регионального нормативного акта, как это было успешно сделано в Ростовской области, в Краснодарском крае и других субъектах. При этом даже сами сахалинцы принятым законом крайне недовольны, т.к. он загоняет на аукционы всех. Даже тем предприятиям, которые десятилетиями вкладывались в развитие инфраструктуры, и имеют практически полувековую историю производственной деятельности, в принятом законе не предусмотрено никаких преимуществ перед остальными.

При этом, надо понимать, что в России такой уж острой необходимости как в других странах развивать аквакультуру не было в силу своих достаточных запасов дикой рыбы. Иностранцы, конечно же, ушли в этом направлении далеко вперёд. Конкурировать с ними будет нам крайне сложно и затратно. Проекты аквакультуры потребуют больших государственных вложений, о чём неоднократно было сказано бизнесом в ходе мероприятий. Мы имеем полную зависимость по кормам и оборудованию от импорта. Тем временем, наша дикая рыба пользуется устойчивым спросом за рубежом. И в текущей ситуации согласно данным науки для нас становится более чем актуальным ежегодно восполнять баланс вылова - восполнять столько, сколько изымаем.

В ходе обсуждений проявились и стратегические противоречия развития. Аудитории был презентован высокоэффективный с точки зрения доходности бизнеса проект государственно-частного партнёрства по искусственному выращиванию в УЗВ тилапии на территории Астраханской области. Экономические показатели проекта впечатляют своей доходностью. Однако в ходе дискуссии, Президент Всероссийской Ассоциации рыбопромышленников ВАРПЭ Александр Фомин резонно заметил, что на Каспии, в Астрахани логичнее всё же нам заняться сохранением и воспроизводством своих осетровых и др. ценных видов.

На том же круглом столе был представлен интересный доклад о перспективах искусственного воспроизводства ВБР в Каспийском бассейне. Начальник бассейнового цеха Нэб-центра «Биос» ФГУП «КаспНИРХ» Алия Бегманова подробно рассказала о состоянии дел в секторе сохранения и воспроизводства осетровых, ценных и редких пород, которые находятся н грани исчезновения. Необходимость масштабного искусственного воспроизводства осетровых и строительство рыбоводных заводов возникла со строительством ГЭС в начале 60-х годов. За последние 50 лет на Каспийском бассейне построен 21 осетровый рыборазводный завод: в Российской Федерации - 10, в Исламской республике Иран - 5, в Азербайджане - 4, в Казахстане - 2. Объектами искусственного воспроизводства являются русский осетр, белуга, стерлядь, севрюга, персидский осётр. В Астраханской области сегодня искусственным воспроизводством занимаются 6 заводов и научно-экспериментальная база центра. На территории Дагестана работают 2 завода. Также имеется ряд крупных и мелких товарных рыбоводных предприятий, занимающихся товарной аквакультурой, воспроизводством в целях компенсации, работают они, в том числе и за счёт собственных средств.

« - На данный момент у нас наметилась тенденция увеличения воспроизводства. Сейчас искусственное воспроизводство составляет около 30-39 млн. штук молоди. Однако, есть проблемы и мероприятия, которые могли бы увеличить эффективность производства в разы. Это - отсутствие долгосрочного госзадания и отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей использование сверх полученной молоди в целях воспроизводства и компенсации ущерба, а также развития товарной аквакультуры», - отметила Алия Бегманова.

Следует отметить, что не только осетровые, но и популяции других ценных видов рыб тоже сегодня нуждаются в искусственном воспроизводстве - сазан, судак, лещ, кутум, белорыбица. Этим занимаются 3 нерестовых хозяйства в Астраханской области, в республике Дагестан, в Кабардино-Балкарии, в республике Алания. Деятельность этих предприятий позволила не только сохранить ценные виды, но и вывести их на безопасный уровень промысловых объёмов. Это позволило сохранить белорыбицу. Сегодня воспроизводством белорыбицы у нас занимается единственное предприятие - Александровский завод. Однако, сейчас у предприятия нет возможности закончить реконструкцию белорыбного цеха, чтобы работать более эффективно, есть проблемы с заготовкой рыбы.

Результаты налицо. Алия Бегманова привела конкретные цифры: « - В части искусственного воспроизводства таких ценных видов как сазан, судак, лещ, кутум за последние 5 лет выпущено около 2 млрд. единиц молоди. За 5 лет работы это позволило в республике Дагестан вывести кутума из Красной Книги и вести его промысел. Последние годы наблюдается увеличение объёмов судака. За последние 5 лет выпущено около 50 млн. единиц молоди судака. В результате этого его промысловые уловы в 2012-ом г. составили 320 тонн, а в 2013 -ом уже 438 тонн, не учитывая ННН - промысел.

Докладчик назвала ряд проблем развития данного сектора - проблему маловодья в период нереста, ограниченность советского научно-технического задела, необходимость модернизации хозяйств - внедрения менее энерго и материально затратных производственных процессов, кадровый и финансовые вопросы. Несмотря на проблемы, данное направление всё же продолжает развиваться. Построен УЗВ, позволяющий в контролируемых условиях выращивать разнокачественную молодь с различными размерно-весовыми характеристиками, запущен молекулярно-генетический центр.

Если такие хозяйства закроются, то наши дети и внуки уже не увидят русского осетра. А мы, потеряв свои ценные виды, будем соревноваться с китайцами в выращивании тилапии, экспортируя за рубеж свои северные и дальневосточные уловы - перспектива не радужная. Безусловно, на всех господдержки не хватит и государству придётся определяться со стратегией и приоритетами, а также решать проблему с нормативно-правовой базой.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 311700 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Министерство образования Российской Федерации

Регистрационный номер 188с/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность

Квалификация выпускника - ихтиолог-рыбовод

Вводится в действие с момента утверждения

Москва 2000

1. Общая характеристика СПЕЦИАЛЬНОСТИ

311700 - Водные биоресурсы и аквакультура

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации

от 02.03.2000 № 686.

1.2. Квалификация выпускника - ихтиолог-рыбовод.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1.Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

экосистемы естественных и искусственных водоемов, гидробионты; технологические процессы искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, оборудование предприятий аквакультуры.

1.3.2.Виды профессиональной деятельности выпускника

Выпускники по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

Производственно-технологическая;

Организационно-управленческая;

Научно-исследовательская;

Проектная.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Ихтиолог-рыбовод подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

- контроль за состоянием рыбохозяйственных водоемов;

- контроль за рациональным использованием водных биоресурсов;

- контроль за качеством выращиваемых объектов аквакультуры, параметрами среды и технологическими процессами;

б) организационно-управленческая деятельность:

- организация работы коллектива сотрудников и исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;

- разрешение конфликтов, возникающих в результате эксплуатации рыбохозяйственных водоемов;

- организация управления водными биоресурсами и предприятиями аквакультуры;

в) научно-исследовательская деятельность:

- анализ состояния и динамики объектов деятельности (водных экосистем, гидробионтов, сырьевой и добывающей базы, объектов аквакультуры, технологических процессов) с использованием необходимых методов и средств анализа;

- разработка планов, программ, методик проведения исследований водных биоресурсов, прогнозов состояния сырьевой базы водоемов и их продуктивности, совершенствования технологических процессов аквакультуры;

г) проектная деятельность:

- разработка обоснований и мероприятий по рациональной эксплуатации рыбохозяйственных водоемов, охраны и воспроизводства гидробионтов;

- формулирование целей проектов, выявление приоритетов проектных решений с учетом нравственных аспектов деятельности и интересов устойчивого развития;

1.3.4.Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач ихтиолог-рыбовод:

Выполняет работы в области производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности по информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, рыбоводно-биологическому контролю;

Обеспечивает полезное использование водных биоресурсов, энергии и материалов;

Разрабатывает методические и нормативные материалы, документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;

Комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, содействует подготовке технологического процесса, обеспечению необходимыми научными данными, материалами, оборудованием;

Участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, связанных с рациональным использованием водных биоресурсов и аквакультурой, участвует в подготовке необходимых обзоров, заключений, проектных заданий, отчетов о научно-исследовательской работе;

Изучает и анализирует необходимую информацию, биологические данные, результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;

Составляет графики работ, пояснительные записки, схемы и другую рыбоводно-биологическую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;

Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;

Осуществляет экспертизу проектов предприятий аквакультуры, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, гидротехнических сооружений, выявляет резервы, устанавливает причины существенных недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по его устранению и повышению эффективности использования;

Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

Организует работу по повышению научно-биологических знаний работников;

Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Ихтиолог-рыбовод, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура, подготовлен к обучению в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образоваельной программе

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА по СПЕЦИАЛЬНОСТИ

311700 - Водные биоресурсы и аквакультура

3.1. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственной практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки ихтиолога-рыбовода должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общие профессиональные дисциплины направления;

цикл СД - дисциплины специальности и дисциплины специализаций;

ФТД – факультативы.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода по

специальности 311700 - Водные биоресурсы и аквакультура

Наименование дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины

Федеральный компонент

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение

; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография;

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х

I-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра

I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России

XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия, Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.).

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.

Политология

Объект, предмет и метод политической науки

; функции политологии ; политическая жизнь и властные отношения ; роль и место политики в жизни современных обществ ; социальные функции политики ; история политических учений ; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика ; современные политологические школы ; гражданское общество, его происхождение и особенности ; особенности становления гражданского общества в России ; институциональные аспекты политики ; политическая власть ; политическая система ; политические режимы, политические партии, электоральные системы ; политические отношения и процессы ; политические конфликты и способы их разрешения ; политические технологии ; политический менеджмент ; политическая модернизация ; политические организации и движения ; политические элиты ; политическое лидерство ; социокультурные аспекты политики ; мировая политика и международные отношения ; особенности мирового политического процесса ; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации ; методология познания политической реальности ; парадигмы политического знания ; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; правонарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; Конституция Российской Федерации - основной закон государства; особенности федерального устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право; брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; административные правонарушения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений; экологическое право; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые основы защиты государственной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и безсознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения

; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация.Формы собственности. Предпринимательство.Теневая экономика.Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятностей и статистики.

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации, современные компьютерные технологии, текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных; компьютерный практикум.

Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум.

Химические системы: растворы, дисперсные системы, элетрохимические системы, катализаторы и католические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплиментарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум.

Биология с основами экологии

Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум.

Теория эволюции

История эволюционных идей в биологии; доказательства эволюции и методы ее изучения; возникновение и эволюция жизни на земле; элементарный эволюционный материал, единица; элементарные факторы эволюции; вид и видообразование; эволюция филогенетических групп; эволюция онтогенеза; антропогенез.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины направления

Федеральный компонент

Органическая и биологическая химия

Органические соединения и законы их превращений; основные и биологически активные химические вещества, входящие в состав организмов, их распределение, превращения и функции; биоорганический практикум.

Водные растения

Анатомия, морфология и систематика водных растений, их значение и использование в рыбном хозяйстве; ботанический практикум.

Зоология

Анатомия, морфология и систематика животных; зоология беспозвоночных; зоология позвоночных; зоологический практикум.

Микробиология

Морфология, изменчивость, систематика, метаболизм микроорганизмов; биохимические процессы, осуществляемые с помощью микроорганизмов; микрофлора и окружающая среда; микрофлора водоемов; очистка загрязненных водоемов; роль микроорганизмов в увеличении рыбопродуктивности водоемов; микробиологический практикум.

Гидробиология

Методы гидробиологических исследований; адаптации гидробионтов к среде обитания; влияние абиотических факторов среды на гидробионтов; питание и пищевые взаимоотношения гидробионтов; популяции гидробионтов и гидробиоценозы; гидроэкосистемы и экологические основы их рационального освоения; региональная гидробиология, моря и основные промысловые районы Мирового океана, континентальные водоемы России; гидробиологический практикум.

Гидрология

Основы метеорологии и климатологии; общая и региональная гидрология; океанологические основы промысловых исследований и прогнозов; гидрохимический практикум.

Общая гистология и эмбриология рыб

Цитология; общая гистология; понятие о тканях организма животных; частная гистология; строение органов животных; эмбриология рыб; гистолого-эмбриологический практикум.

Ихтиотоксикология

Методы ихтиотоксикологических исследований; симптомы отравления рыб, обратимость отравления рыб, комбинированное действие ядов, синергизм и антогонизм;адаптация рыб к ядам, комуляционный эффект; зависимость токсического эффекта от концентрации яда и времени его действия на рыб; ихтиотоксикологический практикум.

Физиология рыб

Мышечная система и физиология движения рыб; физиология нервной системы и нервная деятельность; органы чувств и рецепция; обмен веществ и энергии; питание и пищеварение; дыхание, кровь, кровообращение, осморегуляция и выделение; железы внутренней секреции; функции кожного покрова; воспроизводительная система; физиологический практикум.

Генетика

Цитологические основы наследственности; менделизм; сцепление генов и перекрест хромосом; определение пола и сцепленная с полом наследственность; молекулярные основы наследственности; биохимическая генетика; изменчивость и методы изучения количественных признаков; генотипическая изменчивость; генетика развития; генетические процессы в популяции; проявление наследственных заболеваний у животных; генетический практикум.

Ихтиология

Рыбы и внешняя среда; биотические взаимоотношения рыб; возраст и рост; питание; размножение; миграции; рыбообразные; хрящевые рыбы; костные рыбы; географическое распространение рыб; ихтиологический практикум.

Рыбохозяйственное законодательство

Управление рыбными ресурсами в России; правовая охрана рыбных ресурсов на внутренних водоемах страны; организация и регулирование любительского и спортивного рыболовства; охрана внутренних водоемов от загрязнения; охрана и регулирование промысла живых ресурсов в территориальных водах, экономзонах, на континентальном шельфе; контроль за выполнением рыбохозяйственного законодательства и ответственность за его нарушение; международно-правовое регулирование использования живых ресурсов Мирового океана; охрана от загрязнения Мирового океана, международных рек и озер.

Ихтиопатология

Биологические основы рыбоводства

Значение рыбоводства в сохранении и увеличении рыбных запасов в условиях антропогенного воздействия на природу; биологические особенности рыб в связи с их воспроизводством; биологические основы управления половыми циклами рыб; биологические особенности производителей, получения половых клеток и осеменения икры; биологическое обеспечение условий инкубации икры и выращивания молоди рыб; интенсификация рыбоводных процессов; рыбохозяйственная мелиорация; акклиматизация рыб, пищевых и кормовых беспозвоночных; рыбоводный практикум; основы проектирования рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств.

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность труда как составная часть антропогенной экологии; источники антропогенных факторов; параметры микроклимата производственной среды; источники загрязнения воздуха; механические и акустические колебания; электромагнитные поля; ионизирующее излучение; видимый диапазон электромагнитных излучений; действие электрического тока на организм человека; защита от поражения электрическим током; пожарная безопасность; принципы возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций; размеры и структура зон поражения; особенности аварий на объектах атомной энергетики; организация и проведение защитных мер при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; безопасность работы на воде, на маломерных судах, в научно-исследовательских лабораториях, на рыбоводных предприятиях различных типов.

(Примечание. Помимо основного курса вопросы безопасности жизнедеятель- ности должны изучаться в специальных дисциплинах и во время учебных практик)

Национально-региональный (вузовский компонент)

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Дисциплины специальности и дисциплины специализаций

Аквакультура

Современное состояние и перспективы развития аквакультуры; типы рыбоводных хозяйств; товарное рыбоводство и перспективы его развития; биотехника выращивания карпа, растительноядных рыб, форели, других рыб; специальные виды товарного рыбоводства; товарное озерное рыбоводство.

Марикультура; использование прибрежных водоемов в мари-культуре; культивирование рыб в морской воде; культивирование иглокожих, ракообразных, морских моллюсков, водорослей.

Селекция рыб; современное состояние, достижения, задачи селекции и племенного дела в аквакультуре; цели и методы селекции в рыбоводстве; генетические методы селекции рыб; породы и породные группы рыб; организация племенного дела в рыбоводстве.

Методы рыбохозяйственных исследований

Цели, задачи и структура рыбохозяйственных исследований; исследования на уровне особи, популяции, ихтиоценоза; состав и структура рыбохозяйственной информации; методика организации ихтиологических наблюдений; орудия рыболовства, применяемые для сбора ихтиологических материалов и оценки численности рыб, их конструктивные особенности; методы изучения: популяционной структуры вида, возраста и роста рыб, половой и репродуктивной структуры популяций, размерно-возрастной структуры популяций рыб, плодовитости рыб, жирности и упитанности, размножения рыб, миграций, питания и пищевых отношений рыб; методы оценки численности рыб; характеристика промысловых запасов; методы изучения ихтиоценозов; методы сбора рыбопромысловой статистики; промысловая разведка и промысловые карты; понятие промысловых прогнозов.

Санитарная гидробиология

Загрязнение водоемов; биологическое самоочищение водоемов; биологический контроль качества поверхностных вод; учение о санитарно-показательных микроорганизмах; биотехнология защиты окружающей среды от загрязнений; санитарно-микробиологические исследования в практике рыбохозяйственной деятельности.

Санитарная гидротехника

Источники загрязнения водоемов; механическая очистка сточных вод; обработка осадков; биологическая очистка сточных вод; очистные сооружения, их устройства, условия применения; физико-химическая очистка сточных вод, сооружения, устройство, применение; химические методы и средства очистки сточных вод; очистка природных вод, методы, средства; комплексное применение методов очистки сточных и природных вод.

Компьютерные технологии в рыбном хозяйстве

Современные программные средства, применяемые для решения рыбохозяйственных задач: операционные системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, средства Интернет; технология подготовки текстовой документации с использованием текстового редактора; форматы и стили; решение типовых расчетных задач в среде электронных таблиц; иллюстративная графика; регрессионный анализ; ведение банков данных рыбохозяйственной информации; работа с кросс-таблицами; решение типовых задач при анализе банков данных; специальные программные продукты, применяемые в рыбохозяйственной деятельности.

Рыбохозяйственная гидротехника

Сооружения головного гидротехнического узла; сооружения водоподающей и водоотводящей сетей рыбоводных предприятий; техническая эксплуатация гидротехнических сооружений рыбоводных предприятий; техническое обоснование рыбохозяйственного строительства; строительные материалы и строительные работы при создании рыбоводных предприятий.

Промысловая ихтиология

Сырьевая база рыбной промышленности; задачи промысловой ихтиологии; классификация промысловых моделей; история формирования представлений о закономерностях динамики эксплуатируемых популяций; формальная теория жизни рыб; закономерности стабилизации численности популяций; статические и динамические популяционные параметры; естественная и промысловая смертности; формальное описание рыболовства; виртуально-популяционный анализ; воспроизводство и пополнение стада рыб; модели “запас-пополнение”; аналитические модели промысловых популяций; продукционные модели; общие закономерности динамики эксплуатируемых популяций рыб; эвметрический улов; концепция перелова; экономический и биологический переловы; концепция оптимального улова; понятие предосторожного подхода; теоретические основы регулирования рыболовства; устойчивое рыболовство; биологические основания современных правил рыболовства; методы составления промысловых прогнозов.

Искусственное воспроизводство рыб

Современное состояние и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб; структура, типы рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, их сооружения, оборудование, характеристика цехов и участков; биотехника воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб; рыбохозяйственное использование озер и водохранилищ; проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств.

Индустриальное рыбоводство

Формы индустриального рыбоводства и особенности их технического обеспечения; системы водоснабжения, водоподготовки, водоочистки, аэрации и термоподготовки воды; системы и устройства приготовления и раздачи корма; технические средства сортирования и транспортировки рыбы; энергетические системы аквакультуры; системы автоматизированного контроля и управления; системы жизнеобеспечения садковых линий и плавучих ферм; средства механизации рыбоводных хозяйств; системы с замкнутым циклом водообеспечения; проектирование товарных рыбоводных хозяйств; привязка гидротехнических сооружений товарных рыбоводных хозяйств.

Дисциплины специализаций

Факультативы

Военная подготовка

Всего часов теоретического обучения

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ИХТИОЛОГА-РЫБОВОДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

311700 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы

153 недели

экзаменационные сессии

практики:

биологическая

гидрологическая

гидробиологическая

ихтиологическая

по аквакультуре

производственная

6 недель

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту дипломной работы

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки ихтиолога-рыбовода по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки специалиста 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6.ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 311700 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА

6.1.Требования к разработке основной образовательной программы

подготовки ихтиолога-рыбовода

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки ихтиолога-рыбовода на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусмотренные учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2.При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% , для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10

%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), Отечественная история ”,”Философия ”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при заочной форме обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

  • устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, устанавливать наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

Реализовывать основную образовательную программу подготовки ихтиолога-рыбовода в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и(или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и(или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебными и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:

математика, информатика, физика, химия; органическая и биологическая химия, водные растения, зоология, микробиология, гидробиология, гидрология, общая гистология и эмбриология рыб, физиология рыб, водная токсикология, генетика, ихтиология, биологические основы рыбоводства, ихтиопатология, безопасность жизнедеятельности; аквакультура, методы рыбохозяйственных исследований, компьютерные технологии в рыбном хозяйстве, санитарная гидробиология, санитарная гидротехника, рыбохозяйственная гидротехника.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин:

биология с основами экологии; теория эволюции; рыбохозяйственное законодательство; промысловая ихтиология, искусственное воспроизводство рыб, индустриальное рыбоводство.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы и научную литературу:

Вопросы ихтиологии,

Рыбное хозяйство,

Рыбоводство и рыболовство,

Гидробиологический журнал,

Зоологический журнал,

Биология. Сводный том. Реферативный журнал,

Биология моря,

Бюллетень МОИП,

Ветеринария,

Сборник научных трудов ВНИИПРХ,

Сборник научных трудов ГосНИОРХ,

Биология внутренних вод (ИБВВ РАН),

Аквакультура. Проблемы и достижения.

Серия ВНИИЭРХ,

Рыбохозяйственное использование внутренних водоемов. Серия ВНИИЭРХ.

Рыбохозяйственное использование ресурсов Мирового океана. Серия ВНИИЭРХ.

Jurnal of Fish Biology.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным нормам и противопожарным нормам и правилам.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным оборудованием, позволяющим изучать водные биоресурсы и технологические процессы в аквакультуре.

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Учебная практика

Цель практики биологической, гидрологической и гидробиологической - получение практических навыков: сбора биологического и гидрологического материала, работы с приборами и оборудованием для проведения биологических и гидрометеорологических исследований, работы с определителями, оформления отчетов; фиксации и определения биологического материала, анализа и обобщения полученных первичных данных.

Цель исследовательской практики по ихтиологии и аквакультуре - закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных дисциплин, изучение биологии исследуемого объекта; характеристики гидрофауны изучаемого водоема; биотехнологии воспроизводства и выращивания объектов аквакультуры; правил составления отчетов о научно-исследовательской работе; вопросов обеспечения безопасности в зависимости от места прохождения практики; освоение: методов проведения полевых исследований; работы с орудиями лова, рыбоводным оборудованием; первичной обработки биологической информации;

Место проведения практики: учебно-исследовательские лаборатории вуза, научно-исследовательских институтов, оснащенные современным научно-исследовательским оборудованием и приборами.

6.5.2. Производственная практика

Цель производственной практики: закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации; изучение: структуры организации или предприятия; методического и информационное обеспечение работы предприятия; задач предприятия и эффективности его деятельности; вопросов организации и планирования работы предприятия: бизнес-плана; технологии, техники и оборудования предприятия; механизации и автоматизации технологических процессов; вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии; форм и методов сбыта продукции, ее конкурентоспособности; сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

Место проведения практики: рыбоводные предприятия, научно-исследовательские институты, бассейновые управления рыбоохраны, где возможно изучение и сбор материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.3.Аттестация по итогам практики

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 311700 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА

7.1. Требования к профессиональной подготовленности

выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Ихтиолог-рыбовод

должен знать:

Основные закономерности функционирования водных экосистем;

Значение водных биологических ресурсов для человека;

Основы хозяйственной и правовой деятельности на водоемах;

Методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

Биологию и особенности промысла основных объектов рыбоводства и рыболовства, закономерности динамики численности популяций рыб, их экологию;

Современное состояние аквакультуры и перспективы ее развития;

Биотехнологию искусственного воспроизводства и товарного выращивания гидробионтов;

Специальные виды товарного рыбоводства;

Марикультуру;

Селекцию рыб;

Основы проектирования рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, рыбоводных хозяйств по выращиванию товарной рыбы;

Методы оценки запасов рыб, бонитировку водоемов;

Методы рыбохозяйственных исследований, правила и условия их выполнения;

Гидротехнические сооружения рыбоводных предприятий, их техническую эксплуатацию, техническое обоснование рыбохозяйственного строительства;

Проблемы природопользования, научные основы экологического нормирования при загрязнении атмосферы, вод суши, правовые вопросы экологического нормирования хозяйственной деятельности;

Достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе, области знаний;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы трудового законодательства;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Методами научных исследований в области водных биоресурсов и аквакультуры;

Методами контроля за состоянием рыбохозяйственных водоемов и объектами выращивания;

Методами управления действующими технологическими процессами при искусственном воспроизводстве и выращивании гидробионтов;

Методами управления водными биоресурсами, разработки биологических обоснований по их рациональному использованию, разработки правил рыболовства;

Методами разработки технологических и технических заданий на новое строительство, реконструкцию предприятий аквакультуры, биологического обоснования технологической схемы искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, с учетом механизации и автоматизации производства, обеспечения его экологической чистоты;

Компьютерными технологиями в рыбном хозяйстве и методами проектирования рыбоводных предприятий, обеспечивающими их реконструкцию и прогрессивное развитие.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация ихтиолога-рыбовода включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности ихтиолога-рыбовода к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по основной образовательной программе магистра или специалиста в соответствии с п. 1.4 настоящего стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломной работе ихтиолога-рыбовода

Дипломная работа ихтиолога-рыбовода должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы ихтиолога-рыбовода определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 561100 –Водные биоресурсы и аквакультура и методических рекомендаций УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

Время, отводимое на подготовку дипломной работы ихтиолога-рыбовода составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену ихтиолога-рыбовода

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 311700–Водные биоресурсы и аквакультура определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области рыбного хозяйства, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности

311700–Водные биоресурсы и аквакультура.

Составители:

Учебно-методическое объединение

по образованию в области рыбного хозяйства

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Учебно-методического объединения по образованию в области рыбного хозяйства 19.01.2000, протокол № 1.

Председатель УМО

В.Е.Иванов

Заместитель председателя

В.А.Шутов

Председатель НМС по Водным биоресурсам и аквакультуре

Е.Б.Евдокимова

Заместитель председателя НМС

Г.Г.Серпунин

Согласовано:

Начальник управления кадров и учебных заведений Госкомрыболовства РФ

А.А.Кудинов

Управление образовательных программ

и стандартов высшего

профессионального образования

Начальник управления

Г.К.Шестаков

Начальник отдела

Е.П.Попова

Сотрудник, курирующий данное направление

Т.П.Алабужева

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - по выбору вуза

Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства создали повышенный спрос на квалифицированных кадров. Одним из самых популярных направлений рыболовства стало прудовое, поскольку в РФ под такие водоемы выделены тысячи гектаров. Это позволяет не только не нарушить естественного баланса в морях и реках, но и контролировать процесс разведения рыбы.

Специальность 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура» позволяет подготовить грамотных специалистов, которые в будущем смогут решить проблему снабжения страны экологически чистыми отечественными продуктами. Для этого понадобится в несколько раз увеличить объемы вылова рыбы, решить вопрос с разведением ракообразных, и наладить товарное производство. Именно эти проблемы углубленно изучаются на данной специальности.

Условия поступления

Предметы, которые необходимо сдавать для поступления в вуз на данную специальность, необходимо узнать в выбранном образовательном заведении. Как правило, это:

  • русский язык;
  • биология;
  • математика.

Учебные учреждения оставляют за собой право замены экзамена по математике на испытания по химии.

Будущая профессия

Обучение на данной специальности позволяет студентам в будущем устроиться на высокооплачиваемую работу и быть востребованными на рынке труда. Это связано с тем, что специалисты получают углубленные знания относительно того, как:

  • создавать водные объекты в любых условиях - от пустыни до высокогорья;
  • использовать спецмашины для вылова и разведения рыбы;
  • управлять технологическими процессами;
  • оценивать биологические параметры продукции;
  • оценивать окружающую среду и определять пригодность водоемов для разведения рыбы и ракообразных и пр.

Студенты в обязательном порядке проходят практику, которая позволяет применить полученные знания и умения в работе.

Куда поступать

Для обучения на специальности 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура» можно поступить в такие вузы Москвы:

  • Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт Астраханского государственного технического университета (АГТУ);
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ);
  • Сахалинский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;
  • Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина.

Сроки обучения

Сроки обучения специалистов данного направления полностью зависят от формы, на которую поступает абитуриент. Обучаться можно на очной, заочной, вечерней и смешанной формах. На всех формах, кроме очной, срок получения образования составит 5 лет. На очной - 4 года.

Изучаемые дисциплины

В процессе получения образования будут изучаться такие дисциплины:

  • генетика и селекция рыбы;
  • микробиология;
  • товарное рыбоводство;
  • рыбохозяйственное законодательство;
  • ихтиология;
  • гистология и эмбриология рыб;
  • искусственное воспроизведение рыбы и пр.

Приобретаемые навыки

За время обучения в высшем учебном заведении бакалавр приобретает все необходимые навыки и знания, которые позволят ему успешно реализовать себя и построить карьеру. Навыки выпускников и опыт их применения на практике создают повышенный спрос на грамотных кадров на отечественном и зарубежном рынке труда. В процессе обучения студенты научатся:

  • оценке экологического состояния и пригодности искусственного или естественного водоема для разведения рыбы;
  • возобновлению и контролю популяции рыбы и ракообразных;
  • разведению и выращиванию рыбы, ракообразных, моллюсков и водорослей;
  • контролировать качество корма и дозировать его;
  • различать заболевания рыбы и лечить их, либо профилактировать появление;
  • регулировать объем вылова рыбы, ракообразных, моллюсков в естественных или искусственных водоемах;
  • оценивать вмешательство человека в естественную среду.

Также во время обучения студентом приобретаются знания и навыки управления коллективом. Это позволяет им после окончания вуза занимать посты руководителей, разрабатывать бизнес-планы и воплощать их в жизнь, организовывать маркетинговые мероприятия.

Перспективы трудоустройства по профессии

Будущая профессия выпускника позволит ему занять следующие должности:

  • ихтиопатолог;
  • ихтиолог;
  • биолог-генетик;
  • биолог;
  • рыбообработчик;
  • микробиолог;
  • рыбовод и пр.

Если вас интересует, кем работать по окончанию вуза, стоит знать, что можно занимать как посты в государственных организациях, так и устраиваться в частные компании. Также можно открыть собственное предприятие по производству рыбной продукции.

Зарплата молодого специалиста составляет от 35 тысяч рублей. Нехватка рыбоводов на рынке труда РФ гарантирует выпускникам успешное трудоустройство. С повышением опыта работы повышается также и уровень заработной платы.

Преимущества обучения в магистратуре

После того как учащийся заканчивает бакалавриат, у него есть возможность продолжить свое обучение и поступить в магистратуру. Преимущества обучения в магистратуре очевидны:

  • студенты получают углубленные знания относительно пригодности водоемов для разведения рыбы, оценки качества рыбной продукции, воплощения в жизнь технологий разведения и вылова рыбы, ракообразных, моллюсков;
  • учащиеся приобретают навыки преподавания в высших учебных заведениях;
  • студенты проходят практику на отечественных или зарубежных производствах.

После окончания магистратуры учащиеся могут поступить в аспирантуру и докторантуру, после чего реализовать себя в научной деятельности.