Исчисление НДС при безвозмездной передаче недостроенного объекта в муниципальную собственность. Договор передачи в безвозмездное пользование имущества — особенности оформления

Безвозмездная передача имущества - распространенный вид гражданско-правовых отношений в РФ. Какова его специфика? Какие есть разновидности соглашений по безвозмездной передаче имущества? Какие ограничения, касающиеся подобных сделок, предусмотрены российским законодательством?

Суть безвозмездной передачи имущества

Что такое безвозмездная передача имущества? Согласно распространенному определению, это процедура, в рамках которой некий субъект правоотношений - физлицо или организация - осуществляет уступку прав владения некоторой собственностью в пользу других лиц, не взимая оплаты взамен и не требуя иных преференций.

Субъектами сделок, о которых идет речь, могут быть как коммерческие предприятия, так и те учреждения, что не имеют отношения к бизнесу. При этом в российской правовой практике особенности участия организаций с разным статусом в процедурах безвозмездной передачи имущества могут отличаться. Далее в статье мы изучим соответствующий аспект.

Рассматриваемое явление с точки зрения правовой классификации может выражаться в виде дарения или пожертвования. Это не одно и то же. Многие эксперты считают, что между пожертвованием и дарением есть существенная разница. Чуть позже мы изучим подробнее соответствующий аспект.

Практическая значимость безвозмездной передачи

В каких типах гражданских правоотношений чаще всего используется безвозмездная передача имущества? Можно отметить, что спектр таковых - очень широкий. Однако особую популярность приобрели соответствующего типа правоотношения в бизнесе.

Дело в том, что, согласно 575-й статье ГК РФ, одно коммерческое предприятие не может дарить другому (в рамках официальных сделок) имущество, стоимость которого превышает 3000 руб. Однако они могут получать подарки от физлиц, НКО, а также государственных и муниципальных структур. На практике это может означать, что учредители организаций, находящиеся в статусе физлиц, также могут передавать в пользу принадлежащих им коммерческих предприятий имущество на безвозмездной основе. Что дает такая возможность на практике?

В 251-й статье Налогового Кодекса сказано, что имущество, которое предприятие получило в безвозмездном порядке, может не быть включено в категорию внереализационных доходов. То есть налогооблагаемая база за счет соответствующего типа активов не увеличивается. Но при одном условии - если человеку принадлежит более 50 % в уставном капитале компании.

Нюансы распределения долей

Принципиально важный критерий - даритель должен обладать указанной выше долей во владении фирмой единолично. То есть, например, если один человек владеет 30% от фирмы, другой - 40%, и им на праве совместной собственности принадлежит, к примеру, автокран, то подарить его своей компании без налогообложения, тем не менее, нельзя. Если они оформят соответствующий договор дарения, то им придется заплатить предусмотренный 250-й статьей НК РФ налог на прибыль. По крайней мере, такая позиция, как отмечают юристы, считается общепринятой в структурах ФНС России.

Ограничения на дарение в бизнесе

Выше мы отметили важнейший нюанс, касающийся передачи имущества в безвозмездном порядке для коммерческих организаций - стоимость соответствующих активов не может быть более 3 тыс. руб. Если объект дарения стоит больше, то принимающей стороне необходимо оформлять ее как покупку.

Таким образом, безвозмездная передача недвижимого имущества, например, в большинстве случаев осуществляться не может, так как маловероятно, что рыночная цена зданий и сооружений будет меньше, чем 3 тыс. руб. Однако в практике взаимодействия бизнесов есть иные схемы, в рамках которых, фактически, безвозмездный аспект правоотношений применим, даже если стоимость имущества выше обозначенного ограничения. Чуть позже мы изучим варианты альтернативных сделок, которые часто используются российскими организациями.

Собственно, исключением из рассматриваемого правила может быть описанная выше процедура, при которой в пользу своей фирмы имущество передает ее основной владелец. Также, ограничение, о котором идет речь, не действует, если имущество передается, например, холдингом в пользу одной из его дочерних структур.

Дарение или пожертвование?

Рассмотрим теперь аспект, отражающий различия между двумя основными процедурами, предполагающими безвозмездную передачу имущества - дарением и пожертвованием. Для того чтобы понять разницу между двумя отмеченными правовыми категориями, целесообразно будет обратиться к положениям ГК РФ. Согласно кодексу, договор дарения - понятие несколько более широкое, чем сделка, фиксирующая пожертвование. В чем это выражается?

Согласно договору дарения, одна из сторон правоотношений в безвозмездном порядке передает (или же, как вариант, обязуется передать) другой некоторый тип имущества. Ключевой признак подобной сделки - безвозмездность. То есть каких-либо встречных представлений владелец собственности от одариваемого не получает.

Вместе с тем безвозмездная передача имущества совершенно не исключает сценария, при котором даритель установит некоторые ограничения в пользовании имуществом новым хозяином. В числе таковых, как отмечают некоторые юристы, может быть требование, отражающее использование собственностью исключительно в общеполезных, социально ориентированных целях. Безвозмездная передача имущества в этом случае будет, вероятнее всего, признаваться пожертвованием.

Правоотношения, в рамках которых основанием сделки считается пожертвование, не характерны для бизнеса. В основном, посредством подобных коммуникаций передается государственное или же муниципальное имущество в пользу соответствующих организаций некоммерческого профиля. С чем связан тот факт, что такого рода сделки - прерогатива структур, не вовлеченных в бизнес?

Пожертвование - прерогатива некоммерческой сферы

Прежде всего, можно отметить, что договор безвозмездной передачи имущества в рамках дарения подразумевает, что владелец собственности передает одариваемому непосредственно вещь, связанное с ней имущественное право или же некоторую уступку (например, прощение долга). В свою очередь, при оформлении соглашения, предмет которого - пожертвование, основой соответствующей сделки может быть только вещь или же имущественное право на нее. Предоставление уступок или иных преференций в рамках такой правовой категории как пожертвование, как отмечают юристы, не может быть осуществлено.

То есть в тех случаях, когда передается государственное или муниципальное имущество, кредитный аспект между субъектами правоотношений (который, теоретически, может прослеживаться в формате бюджетных займов), не должен затрагиваться.

Также, отличия прослеживаются в таком нюансе как статус получателя имущества в рамках безвозмездной передачи. Как правило, при заключении договора пожертвования круг лиц, в пользу которых передаются активы значительно более узкий, чем в случае с дарением. Основными субъектами правоотношений в рамках пожертвований в качестве стороны, принимающей имущество, признаются, в соответствии с законодательством, некоммерческие организации. Включая в том числе и госучреждения, в пользу которых может передаваться, как вариант, государственное имущество. Таким образом, в пользу коммерческой структуры пожертвование сделать в общем случае нельзя.

Налогообложение при безвозмездной передаче имущества

Каковы особенности налогообложения, которыми характеризуется безвозмездная передача имущества? Одну из таковых мы уже обозначили. Если владелец хозяйственного общества, которому принадлежит более 50% в активах компании, передает в пользу своей организации имущество на безвозмездной основе, то оно не причисляется к внереализационным доходам.

В свою очередь, активы, получаемые организациями в рамках безвозмездной передачи, в общем случае все же подлежат налогообложению. Исключение - тот случай, когда имущество передается в рамках пожертвования. Однако, как мы уже отметили выше, в общем случае данная процедура актуальна для некоммерческих организаций.

Таким образом, не подлежат включению в состав внереализационных доходов:

  • безвозмездная передача имущества от учредителя при условии, что ему принадлежит более 50% во владении фирмой;
  • если предмет договора - пожертвование, которое применимо только в том случае, если сторона, принимающая имущество, - некоммерческая организация.

Если статус организации или специфика правоотношений с другими субъектами бизнеса не отвечает соответствующим критериям, то налог с полученного имущества уплачивать будет необходимо.

Также, вероятно, стоит отметить, что имущество организации, полученное в безвозмездном порядке, не будет учитываться в аспекте налогообложения, если фирма работает по ЕНВД. Собственно, в данном случае в деятельности предприятия не важны никакие доходы - оно платит фиксированные налоговые взносы.

Договоры дарения с участием ИП

В достаточной мере специфичны сделки, предмет которых - передача имущества в безвозмездном порядке в пользу индивидуальных предпринимателей. Особенность соответствующего типа правоотношений в том, что ИП, с одной стороны, не является юридическим лицом. Соответственно, правило, согласно которому имущество организации, полученное в дар, должно включаться в состав внереализационных доходов, для предпринимателей может считаться неактуальным. С другой стороны, ИП, как это ни удивительно, возможно, выгоднее было бы оформить соответствующую сделку именно на правах субъекта коммерческих правоотношений. Почему?

С точки зрения НК РФ, индивидуальные предприниматели должны платить государству, в целом, те же типы налогов, что и юрлица. То есть это может быть налог на прибыль (при общем режиме сборов) или же перечисление средств в рамках «упрощенки». Во многих случаях величина соответствующих сборов ниже, чем размер НДФЛ, который составляет 13%. Именно такова ставка налога, если физлицо получает что-то в дар от лиц, не являющихся родственниками. Очевидно, если ИП принимает имущество в безвозмездном порядке, то ему, вероятно, выгоднее это делать в качестве субъекта коммерческих правоотношений при условии, что он и даритель - не родственники.

Безвозмездная аренда

В российском праве предусмотрено такое явление, как передача в безвозмездное пользование имущества. По-другому такой тип правоотношений называется ссудой. Безвозмездная передача имущества в аренду - распространенный вид сделок в бизнесе. В самом начале статьи мы отметили, что законом предусмотрено ограничение в стоимости передаваемых активов в пользу коммерческих организаций размером в 3 тыс. рублей. В качестве альтернативы бизнесы используют отмеченного типа сделки. Основное преимущество таких правоотношений - ни перед владельцем имущества, ни перед его пользователем в рамках бесплатного приобретения в аренду не возникает никаких обязательств по исчислению налогов.

Собственно, аспект, отражающий то, как начисляются налоги, также интересен. Рассмотрим его.

Исчисление налогов

Исчисления налогов на имущество, которое получено в безвозмездном порядке, зависит, прежде всего, от режима налогообложения в компании. То есть при общей системе ставка - 20%. При УСН - 2 варианта. Самая простая формула применяется, если предприятие работает по схеме, когда уплачивается 6% от любых типов выручки, включая внереализационные доходы.

Если предприниматель использует схему, при которой платится 15% с разницы между выручкой и расходами, то формула несколько сложнее. В этом случае стоимость имущества, полученного в безвозмездном порядке, суммируется с иными видами выручки. Далее из полученной цифры вычитаются официально подтвержденные расходы. Затем высчитывается налог на основании ставки в 15%.

Если организация получает имущество безвозмездно, то оценка соответствующего типа внереализационных доходов производится на основе данных по рыночным ценам для таких активов. Релевантные этой процедуре положения прописаны в НК РФ. В некоторых случаях сведения о ценах должны быть подтверждены налогоплательщиком документально (как вариант при обращении к независимым экспертам с целью проведения оценки).

Структура договора

Как должен выглядеть договор безвозмездной передачи имущества? Образец его структуры может выглядеть так. Предположим, что речь идет о передаче имущества в рамках пожертвования. В этом случае соответствующего типа контракт будет именоваться как «Договор пожертвования».

Преамбула к документу стандартна: место его подписания, дата, а также наименования организаций, участвующих в процедуре безвозмездной передачи имущества.

Предмет договора можно отразить в следующей формулировке: «Организация такая-то принимает от Жертвователя такое-то имущество, принадлежащие ему на таком-то праве». Можно отметить, что одаряемый субъект принимает имущество с благодарностью, а также обязуется использовать его в общеполезных целях.

Далее можно определить условия пользования имуществом. То есть пишем формулировку, отражающую то, что одаряемая сторона принимает на себя обязательство использовать активы по такому-то назначению. Можно прописать условие, по которому получатель имущества должен письменно согласовать с жертвователем новые условия использования полученных ресурсов, если выполнение первоначальных условий осложнено.

В условиях договора также можно прописать положение, согласно которому организация, в пользу которой передается имущество, может в любой момент отказаться от его принятия, пока оно непосредственным образом не поступило в распоряжение, пока не осуществлена передача соответствующих активов. При этом, как правило, указывается, что организация отказывается от пожертвования в письменном виде. Как только Жертвователь получает соответствующий документ, то договор считается расторгнутым.

Следующий пункт, который обычно присутствует в договорах рассматриваемого типа, - обязательство одаряемой стороны вести необходимый обособленный учет операций, отражающих использование полученного имущества.

Такова специфика, которой характеризуется типичный договор безвозмездной передачи имущества, образец структуры которого мы рассмотрели. В остальном соответствующего типа соглашения достаточно схожи с иными видами гражданско-правовых контрактов - прописываются реквизиты сторон, включаются формулировки о форс-мажоре, о разрешении споров, ставятся подписи.

Нюансы бухучета

Рассмотрим то, как осуществляется в аспекте бухучета безвозмездная передача имущества. Проводки и иные процедуры - как они могут выглядеть при заключении организациями соответствующего типа сделок?

Одно из самых распространенных оснований для возникновения правоотношений рассматриваемого типа в бизнесе - передача объекта основных средств. Если это так, то для совершения подобных сделок организация должна подготовить учетные документы по одной из форм, предусмотренных бухгалтерским законодательством. Например, это могут быть документы типа №ОС-1, которые утверждены Госкомстатом.

Акт передачи имущества в рамках безвозмездной сделки необходимо составлять, имея, прежде всего, техническую документацию на объект сделки, а также сведения, имеющие отношение, собственно, к бухучету. Например, это могут быть обороты в соответствии со счетом 02. Акт передачи имущества составляется в двух экземплярах, которые подписываются дарителем и получающей основные средства стороной.

Структура соответствующего документа должна включать следующие сведения:

  • номер, дату составления;
  • полное название передаваемого имущества в соответствии с технической документацией;
  • место передачи основных средств;
  • инвентарный номер изделия;
  • срок полезного использования имущества.

Также могут быть указаны иные характеристики объекта основных средств. В некоторых случаях, как отмечают эксперты, акт приема-передачи имущества должен включать заключение комиссии, создаваемой в фирме, которая дарит собственность, с целью контроля за корректным выбытием объекта основных средств. В составе соответствующей структуры должны быть главный бухгалтер организации и иные материально-ответственные лица. Комиссия формируется на основании приказа директора компании. Как только подписан акт приема-передачи имущества, организациям можно переходить к решению вопросов, отражающих, собственно, бухучет. Рассмотрим соответствующий аспект.

С точки зрения непосредственно бухучета, организация, передавшая имущество, может не начислять по соответствующим активам амортизацию со следующего месяца после подписания договора. Для того чтобы отразить факт выбытия активов в бухучете, необходимо на счете 01 открыть, соответственно, субсчет «Выбытие основных средств». По дебету необходимо отразить восстановительную стоимость имущества. По кредиту - величину амортизации, которая начисляется за время эксплуатации имущества. Получается, нужно сделать две проводки.

В свою очередь, принимающая сторона оформляет имущество по дебету счета 08. То есть по вложениям, таким образом, во внеоборотные активы. Как правило, с этим корреспондирует внесение записей по кредиту счета 98, а также по субсчету 98-2, который звучит как «Безвозмездные поступления».

Договор N ______
безвозмездной передачи имущества
в муниципальную собственность (дарение)

г. __________ "__"________ ____ г.

Именуем__ в дальнейшем "Передающая сторона",
(Ф.И.О., паспортные
данные)
с одной стороны, и ________________________________, именуем__ в дальнейшем
(наименование органа
местного самоуправления)
"Принимающая сторона", в лице ____________________________________________,
(должность, Ф.И.О. уполномоченного
представителя)
действующего на основании ________________________________________________,
(документ, подтверждающий полномочия)
с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящий
Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Предметом настоящего Договора является безвозмездная передача
Передающей стороной в муниципальную собственность Принимающей стороны
___________________________________________________, располож___ по адресу:
(наименование передаваемого имущества)
________________________________________________________________ (именуем__
в дальнейшем "Имущество").
1.2. Имущество принадлежит Передающей стороне на праве собственности, что подтверждается ________________________ N ________ от "__"__________ ____ г.
1.3. Передающая сторона гарантирует, что передаваемое Имущество никому не продано, не заложено, под арестом не состоит, судебных споров по нему не имеется, на него нет прав третьих лиц.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Передающая сторона обязуется:
2.1.1. Безвозмездно передать Имущество в собственность Принимающей стороны.
2.1.2. Подписать акт приема-передачи Имущества.
2.2. Передающая сторона вправе:
2.2.1. Отменить передачу Имущества, если Принимающая сторона совершила покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинила Передающей стороне телесные повреждения.
2.3. Принимающая сторона обязуется:
2.3.1. Принять передаваемое Имущество в собственность ________________ муниципального округа (региона, района или др.) в соответствии с настоящим Договором.
2.3.2. Подписать акт приема-передачи Имущества.
2.4. Принимающая сторона вправе:
2.4.1. В любое время до передачи ей Имущества от него отказаться. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым.

3. Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.
3.3. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 3.2 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.
3.4. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.
3.5. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 3.2 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
3.6. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 3.2 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

4. Разрешение споров

4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.
4.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5. Срок действия Договора. Порядок изменения
и расторжения Договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств по настоящему Договору.
5.2. Условия настоящего Договора могут быть изменены по взаимному согласию Сторон путем подписания письменного соглашения.

6. Заключительные положения

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
6.2. Стороны обязуются письменно извещать друг друга о смене реквизитов, адресов и иных существенных изменениях.
6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
6.4. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему предварительному Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
6.5. Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7. Реквизиты и подписи Сторон:

Передающая сторона: Принимающая сторона:
____________________________________ ____________________________________
(наименование органа местного (Ф.И.О.)
самоуправления) Адрес: _____________________________
Адрес: _____________________________ ____________________________________
____________________________________ Паспортные данные: _________________
Телефон: __________ Факс: __________ ____________________________________
Адрес электронной почты: ___________ Телефон: ___________________________
Адрес электронной почты: ___________

В лице _________________________________________:
(должность уполномоченного представителя)

_______________/______________ _______________/______________
(Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) (подпись)

Вопрос: В мае 2015 г. ООО «Даритель» согласно договора пожертвования безвозмездно передал в адрес КУМИ (в муниципальную собственность города) объект - незавершенный строительством жилой дом и земельный участок под ним.
Жилой дом строился как подрядным способом, так и хоз.способом. Прошу дать разъяснения по поводу начисления НДС при передаче данного имущества.

Ответ:

По вопросу обложения НДС безвозмездной передачи земельных участков отмечаем, что в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Однако, в соответствии с пп.6 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения не признаются операции по реализации земельных участков (долей в них).

Таким образом, передача земельных участков по рассматриваемому договору не подлежит обложению НДС на основании пп.6 п.2 ст. 146 НК РФ.

По вопросу обложения НДС безвозмездной передачи недостроенного жилого дома отмечаем, что в соответствии с пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ н е признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов , детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения , а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

Как следует из приведенной нормы, условиями ее применения являются:

1. Безвозмездность передачи;
2. Получатель - органы государственной власти или местного самоуправления;
3. Назначение (вид) передаваемого объекта.

1.НК РФ не раскрывает, что понимается под безвозмездной передачей.
Принципы безвозмездной передачи раскрыты в положениях о договоре дарения. Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому в том числе вещь в собственность. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
Из данных положений применительно к рассматриваемой льготе по НДС можно сделать вывод, что пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ может применяться, если передача организацией объектов, указанных в пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ органу государственной власти или местного самоуправления не связана со встречной обязанностью у получателя.
Из положений представленного аудитору договора не следует наличие встречных обязательств со стороны получателя (КУМИ городского округа).
Таким образом, условие о безвозмездной передаче имущества в Вашем случае выполняется.

2. В силу п. 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
В соответствии с Уставом соответствующего городского округа КУМИ относится к органам местного самоуправления городского округа .
Таким образом, условие о получение имущества органом местного самоуправления, в Вашем случае, выполняется.

3. В отношении назначения (вида) передаваемого объекта - незавершенного строительством жилого дома, следует отметить, что в пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не уточнено, понимаются под указанными в нем объектами завершенные строительством и принятые соответствующими службами объекты или нет.
Согласно ст. ст. 15 - 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, пригодное для постоянного проживания граждан. Следовательно, недостроенный объект не пригодный для проживания не может быть признан жилым домом.
В 21 Главе НК РФ не определен перечень объектов, относимых к объектам социально-культурного и жилищно-коммунального назначения. В силу п.1 ст. 11 НК РФ считаем возможным использовать перечень, поименованный в ст. 275.1 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Как видно из приведенного перечня, объекты незавершенного строительства в нем не поименованы.
Официальных разъяснений по данному вопросу нет.
Таким образом, из буквального прочтения указанных выше норм следует, что передача незавершенного строительством жилого дома не соответствует перечню объектов, указанных в пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ. Следовательно, в Вашем случае, третье условие не выполняется. Передача подлежит обложению в общем порядке. В противном случае следует быть готовыми к решению вопроса в спорном порядке (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07 по делу N А33-18221/06, ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08 по делу N А40-5452/08-108-22)

В то же время, для понимания ситуации считаем возможным привести имеющие место разъяснения, а так же арбитражную практику по вопросу применения льготы по НДС при реализации жилых домов и помещений (пп. 22 п.3 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с разъяснениями контролирующих органов, реализация недостроенных жилых домов подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке, так как передаваемые объекты не соответствуют понятию жилого дома, помещения (см. Письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-07-10/11, от 30.07.2009 N 03-07-11/186).
По результатам анализа арбитражной практики можно сделать вывод о неоднозначности позиций судов.
Так, в одних случаях судебные органы высказывают мнение, что при решении вопроса о применении льготы по НДС следует исходить из целевого назначения объекта недвижимости, а не из степени его готовности. В связи с чем, передача незавершенных строительством жилых домов как на безвозмездной, так и возмездной основе не подлежит обложению НДС (см. Постановления Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2014 N Ф05-7939/14 по делу N А41-54438/13, ФАС Уральского округа от 30.06.2014 N Ф09-3779/14 по делу N А34-5524/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2011 по делу N А39-909/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07 по делу N А33-18221/06, ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08 по делу N А40-5452/08-108-22).
В то же время имеют место решения, в которых сделан вывод, что при реализации не завершенных строительством жилых домов освобождение от обложения НДС не применяется, поскольку объекты незавершенного строительства не могут быть отнесены к жилым помещениям, если они не отвечают санитарным, техническим нормам и не пригодны для проживания, в связи с чем, операции по реализации жилых помещений, жилых домов, а также долей в них, не завершенных строительством, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Например, Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N 304-КГ15-2879 по делу N А27-1435/2014, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2013 N А12-9812/2012.
Приведенные выше разъяснения и арбитражная практика в отношении операций по реализации незавершенных строительством жилых домов подтверждает высокую вероятность спора с налоговыми органами в случае не начисления НДС, в том числе при безвозмездной передаче КУМИ городского округа.

С учетом обобщения арбитражной практики отмечаем возможность положительного решения при возникновении спора с налоговым органом. Однако, вероятность такого спора оценивается как высокая. В связи с чем, организации необходимо самостоятельно оценить риски и принять решение по данному вопросу.

Дополнительно отмечаем, что если организацией будет принято решение не начислять НДС на основании приведенных выше аргументов, то сумма «входного» НДС по товарам, работам, услугам, использованным для строительства жилого дома, либо налога предъявленного поставщиком при покупке объекта незавершенного строительства возмещению не подлежит. Следовательно, если ранее «входной» был предъявлен к возмещению, то в момент передачи недостроенного жилого дома возникает обязанность по восстановлению НДС на основании п.3 ст. 170 НК РФ.

Можно дарить что-либо друг другу от чистого сердца, не ожидая ничего взамен. А можно таким способом попытаться добиться для себя каких-то финансовых выгод, например, уменьшить сумму налога. Физические лица могут передавать друг другу любое имущество, не обременяя себя дополнительным оформлением, если они того не желают. А вот организации должны придерживаться законодательно регламентированной процедуры.

В безвозмездной передаче имущества между юрлицами есть много нюансов, которые предприниматель обязан соблюдать, чтобы остаться в рамках закона. Рассмотрим, какие способы передачи имущества можно отнести к безвозмездным, как осуществляется такая передача и как правильно ее оформлять, а также проясним налоговые тонкости, касающиеся этой процедуры.

Безвозмездная передача или дарение

Организация, осуществляя свою деятельность, может принимать от других организаций или передавать им принадлежащее фирме имущество, при этом не ожидая никаких ответных шагов взамен, то есть безвозмездно . Это прямо дозволяется ст. 572 гражданского Кодекса РФ.

После того, как имущество было подарено, организация, получившая его, никаким образом не принимает на себя следующие обязательства.

  1. Та или иная форма оплаты полученного имущества.
  2. Встречное оказание услуг, выполнение работ, ответный имущественный бартер.

Подарком , в отличие от безвозмездной передачи, называется предоставление имущества или денег на сумму, не превышающую 3 тыс. руб. и не требующую документального оформления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрение Налогового Кодекса, передача, пусть даже и безвозмездная – это переход права собственности на имущество от одного юрлица к другому, то есть та же реализация.

Что можно передавать в дар

Объекты для безвозмездной передачи могут представлять собой:

  • ценные бумаги;
  • нематериальные активы организации;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • материалы, сырье;
  • оборудование, инструменты;
  • объекты недвижимости или право пользоваться ими;
  • транспортные средства;
  • деньги в наличной или безналичной форме, а также погашение финансовых обязательств одариваемого.

ВАЖНО! Если вступление во владение передаваемым имуществом предусматривает регистрацию, например, речь идет об авто или недвижимости, то одариваемая сторона должна зарегистрировать это имущество за собой, и лишь тогда наступит смена собственника.

Какое имущество дарить нельзя

  • некоторые виды оружия;
  • боевая техника и военное оборудование;
  • ядовитые вещества;
  • музейные и раритетные вещи;
  • природные ресурсы.

Лимиты на подарки и безвозмездную передачу

Нельзя безвозмездно передавать имущество на неограниченную сумму, так же, как и неправомерны дорогие подарки между деловыми партнерами. Закон разрешает презенты не дороже 3 тыс. руб., все остальное, передаваемое в дар, необходимо оформлять соответствующим договором и проводить по бухгалтерии.

Лимиты снимаются в некоторых оговоренных законом ситуациях:

  • имущество передается бюджетной или общественной структуре;
  • одаривают религиозную организацию;
  • активы получает некоммерческая структура, благотворительный фонд и др.

К СВЕДЕНИЮ! Организация также вправе сделать подарок физлицу, но только в том случае, если оно не состоит на государственной должности, не работает в банке или в социальных структурах (медицинских, образовательных ит.п.).

Что касается получения чего-либо в дар, то организация может быть одаренной, даже и на большую сумму:

  • физическим лицом;
  • государственной структурой;
  • муниципальной организацией.

Бухгалтерский учет безвозмездной передачи

Бухгалтерия как дающей так и принимающей стороны обязана выполнить предписанную законом регистрацию подаренных активов.

Проводки компании-дарителя

С точки зрения бухучета, компания, отдав часть своего имущества в дар, уменьшила тем самым свои активы. С выбытием какой-то доли основных средств теоретически снижается экономическая эффективность. Поэтому такую операцию проводят по расходным статьям (п. 2 ПБУ №10/99).

ВАЖНО! Стоимость дара и траты на его безвозмездную передачу не приравниваются к расходам по (ст. 270 НК РФ).

Бухучет принимающей стороны

Компания, принявшая имущество в дар, тем самым увеличила свои активы. Стоимость полученного таким образом дохода должна быть отражена в основных показателях с учетом начисления амортизации (п. 47 Методических рекомендаций).

Чтобы правильно определить стоимость дареных активов, нужно взять ее рыночный эквивалент, актуальный на дату постановки средств на бухгалтерский учет (п. 10 Правил бухучета № 6/01), плюс дополнительные затраты, связанные с введением в собственность, если компания их понесла (например, на транспортировку, регистрацию и т.п.)

С точки зрения проводок, учет будет выглядеть так:

  • дебет 08, счет 98 «Безвозмездные поступления» - заносится сумма стоимости активов;
  • дебет 08, счет 60 «Сопутствующие расходы» - заносится траты, связанные с передачей активов.

Оформление по договору

Передачу имущества между юрлицами нужно регистрировать договорным путем. Закон предусматривает для этого две формы составления такого документа.

  1. Договор дарения. Заключается, если предоставление имущества не требует никаких ответных обязательств. Одариваемая компания, таким образом, получает доход в размере стоимости полученного ею безвозмездно имущества, если бы оно было реализовано. Даритель при этом осуществляет расход.
  2. Касательно налогообложения, такой договор предусматривает получение дарителем прибыли, что подразумевает налог. Величина налоговой базы рассчитывается по рыночной цене, но не должна быть меньше, чем остаточная стоимость, значащейся в бухгалтерии дарителя.

    Завершается сделка оформлением акта приема-передачи.

  3. Договор безвозмездного пользования (ссуды). Согласно такой форме передачи, активы передаются безоплатно, но с условием их возврата в том же виде, естественно, с учетом предусматриваемой амортизации. При этом оговаривать срок передачи в договоре не обязательно, он может считаться действующим вплоть до ликвидации организации либо пожизненно. Формально одариваемая сторона не вступает в собственность на переданное имущество, но фактически может использовать его, как свое собственное.

Документы, необходимые для оформления

Собираясь к нотариусу для заключения одного из этих видов договоров, представителям организаций нужно подготовить такие документы:

  • заявление дарителя (юрист подскажет, как его правильно составить);
  • регистрационные документы обеих компаний;
  • бумаги, подтверждающие полномочия лиц заключать договоры от имени компании;
  • удостоверения личности полномочных представителей;
  • правоустанавливающие документы на даримое имущество.

ВНИМАНИЕ! Уточните список документов, которые понадобятся в вашем конкретном случае: перечень у разных нотариусов может отличаться, а для некоторых категорий презентов иногда нужны особые бумаги.

Как происходит сделка

Пусть даже при передаче тех или иных активов не фигурирует плата, данная операция юридически является сделкой. Ее регистрация происходит в присутствии нотариуса по следующей процедуре.

  1. Процесс согласования передачи части собственности между компаниями (их представителями).
  2. Компания-даритель документально гарантирует право собственности на активы, переходящие другому юрлицу.
  3. Составление заявления от компании, передающей дар, в котором декларируется это намерение.
  4. Составление договора о дарении или безвозмездной передаче (ссуде).
  5. Заверение договора у нотариуса в присутствии представителей обоих юрлиц.
  6. Государственная регистрация договора в местном Управлении федеральной регистрационной службы.

А что с налогами?

Поскольку дар является прибылью, то в некоторых случаях он облагается соответствующим налогом. Разница зависит не только от суммы переданного актива, но и от налоговой системы, которой придерживается одариваемое юрлицо. На общей системе юрлицо-даритель уплачивает НДС (презент проводится как реализация), а получатель платит налог на внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).

НДС не платится, если:

  • активы получены по международным договорам Российской Федерации;
  • переданные средства предназначены для безопасности атомных станций;
  • имущество подарено учредителем-владельцем 50% и более уставного капитала;
  • одаривают некоммерческое образовательное учреждение;
  • средства переданы на благотворительность;
  • дарятся деньги в любых формах.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Некоторые случаи дарения предусматривают льготное начисление НДС.

М. ШОКОТЬКО,

преподаватель Академии труда и социальных отношений,

адвокат Адвокатской палаты Московской области

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Российское государство принадлежащую ему публичную собственность может передавать как в государственную собственность субъектов Российской Федерации, так и в муниципальную собственность .

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 01.01.01 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. постановлений ВС РФ от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1 (ред. 24.12.1993 г.), с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 01.01.2001 г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд , растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

Процедура передачи объектов собственности разделена на два этапа (регулируется ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 01.01.01 г. (с изменениями на 3 июня 2006 г.), а также Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», которым органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечней объектов, составляющих муниципальную собственность, руководствуясь постановлением № 000-1 от 01.01.01 г. При этом их решения могли быть оспорены только в судебном порядке.

Сложно обстоит дело с регулированием межбюджетных отношений. Местные бюджеты муниципальных образований не сбалансированы. По этой причине местное самоуправление лишено возможности использования потенциала собственной территории для социально-экономического развития , а местным органам власти приходится все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы и все менее рассчитывать на помощь сверху.

Существуют проблемы и другого порядка. Так, объекты, относящиеся к исключительной собственности Российской Федерации (земли, воды, природные объекты, средство внебюджетных государственных фондов, федеральные предприятия, объекты исторического и культурного наследия) передаются в собственность субъектов РФ с существенными нарушениями действующего законодательства (в частности, ст. 71 Конституции РФ, постановления № 000-1). Практически повсеместно не соблюдается порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; документы на передачу имущества направляются без учета мнения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России; нарушаются сроки направления в Правительство РФ документов для решения вопроса о передаче федеральной собственности в собственность субъекта Федерации.

Приведем пример из судебной практики. 22 февраля 2002 г. мэр города Ростова-на-Дону издал постановление, согласно которому в муниципальную собственность города должен был быть передан жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, находившийся на тот момент на балансе созданного путем приватизации открытого акционерного общества - комбината хлебопродуктов.

Основаниями для издания постановления мэра являлись:

1) Указ Президента РФ от 01.01.01 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (далее - Указ);

2) Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 000 (далее - Положение).

1 апреля 2004 г. распоряжением департамента имущественно-земельных отношений Муниципального образования (далее - Департамент) помещение внесено в реестр собственности Муниципального образования. 21 февраля 2006 г. на основании торгов, проведенных Департаментом, ООО "Росток" (далее - Покупатель) заключило в качестве покупателя договор купли-продажи помещения. 27 марта 2006 г. Покупатель фактически получил помещение от Департамента по акту приемки - передачи. 3 мая 2006 г. регистрационной службой был зарегистрирован переход права собственности на помещение к Муниципальному образованию. 13 июня 2006 г. регистрационная служба отказала Покупателю в государственной регистрации перехода права собственности к Покупателю от Муниципального образования, так как за Муниципальным образованием право собственности было зарегистрировано после заключения договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Покупатель обратился в суд с иском о признании права собственности на помещение и об обязании регистрационной службы зарегистрировать право собственности на приобретенное им помещение.

Основанием иска являлось следующее. Покупатель является добросовестным приобретателем помещения, поскольку приобрел его на торгах, и ему не было известно о том, что Муниципальное образование своевременно не зарегистрировало право собственности на помещение. Помещение не может быть истребовано у Покупателя на основании статьи 302 ГК РФ, так как выбыло из владения собственника по его воле. Порядок организации и проведения торгов, установленный статьями 447, 448 ГК РФ, был соблюден. Решением суда первой инстанции в иске было отказано, постановлением суда апелляционной инстанции оно оставлено без изменения. В обоснование судебных актов приведен следующий аргумент: договор от 01.01.01 г. является ничтожной сделкой, учитывая, что органы Муниципального образования не имели права распоряжаться помещением и выставлять его на торги, предварительно не зарегистрировав право собственности на него. Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты и удовлетворил исковые требования Покупателя. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил постановление суда кассационной инстанции без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы следующим. Помещение в силу закона признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности, и фактически было передано Комбинатом в состав муниципальной собственности. На торгах было продано имущество муниципальной собственности. Торги в судебном порядке не оспорены. Покупатель обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 ГК РФ.

Итак, проанализируем вышеизложенные факты. Согласно Указу и Положению объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности подлежали передаче в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Ни Указ, ни Положение не позволяют утверждать, что до момента такой передачи помещение "признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности", как полагает Президиум ВАС РФ в рассматриваемом постановлении. Напротив, подлежащие передаче объекты прямо именуются в Указе и Положении объектами федеральной собственности, находящимися в ведении предприятий, в том числе приватизированных.

"Передача объекта в собственность" означает изменение собственника, прекращение собственности одного субъекта гражданских прав и возникновение собственности другого субъекта. Собственник (Муниципальное образование) не мог передать помещение в собственность самому себе, а именно это следует из мотивировки Президиума.

Поскольку процесс передачи помещения в собственность Муниципального образования был начат 22 февраля 2002 г., то к процедуре такой передачи должны были применяться нормы уже действовавшего на тот момент Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По состоянию на 22 февраля 2002 г. помещение продолжало находиться в федеральной собственности. Исходя из пункта 1 ст. 6 Закона о регистрации, право федеральной собственности на помещение, как возникшее до вступления в силу Закона о регистрации, признавалось юридически действительным. При этом согласно пункту 2 ст. 6 Закона о регистрации переход права, возникшего до вступления в силу этого Закона, требовал регистрации данного, ранее возникшего права, а также регистрации его перехода. Редакция данной нормы позволяет утверждать, что сделка, влекущая переход ранее возникшего права, может быть совершена до регистрации данного права. Сам же переход ранее возникшего права может быть зарегистрирован только после предварительной регистрации данного права.

Как следует из рассматриваемого постановления Президиума, сделка по передаче права собственности на помещение из федеральной в муниципальную собственность совершена в апреле 2002 г., а переход права собственности к Муниципальному образованию зарегистрирован в мае 2006 г. То есть Муниципальное образование стало собственником помещения только 3 мая 2006 г., что следует из нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ, определяющей момент перехода права собственности к приобретателю моментом государственной регистрации отчуждения имущества. В связи с императивным характером нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ представляется неверной ссылка Президиума в постановлении на то, что помещение "фактически было передано акционерным обществом в состав муниципальной собственности задолго до проведения торгов". Передача "в состав собственности", т. е. переход права собственности, может иметь только юридическое, а не фактическое содержание. Фактическая передача помещения Муниципальному образованию в 2002 г. и внесение информации о помещениях в реестр собственности муниципального образования в 2004 г. не повлекли переход к Муниципальному образованию права собственности на помещение, так как переход не был зарегистрирован в порядке, установленном Законом о регистрации.

Договор купли-продажи помещения между Муниципальным образованием и Покупателем был заключен 21 февраля 2006 г., т. е. на момент заключения договора Муниципальное образование собственником помещения не являлось. Однако договор купли-продажи может заключаться и не собственником, что прямо следует из пункта 2 ст. 455 ГК РФ. Например, отмечает: действующее законодательство "не содержит никаких препятствий для заключения обязательственного договора о продаже чужой вещи лицом, не управомоченным на ее отчуждение, и не предусматривает оснований недействительности такого договора". Продавец принимает на себя обязательство передать вещь в собственность покупателя в оговоренный в договоре срок. В течение указанного срока он, не являясь собственником отчуждаемой им вещи, имеет возможность приобрести право собственности на нее и исполнить свое обязательство перед покупателем по передаче ему права собственности. В случае нарушения своего обязательства продавец отвечает перед покупателем за неисполнение договора купли-продажи. Отвечать продавец может только по действительному договору. Поэтому нельзя считать верной позицию по рассматриваемому делу судов первой и апелляционной инстанций о том, что органы Муниципального образования не могли распоряжаться объектом до регистрации права муниципальной собственности на него, соответственно, является неверным вывод о ничтожности договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Договор купли-продажи заключался на торгах, однако торги и совершенная на них сделка в установленном порядке не были оспорены. Согласно пункту 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица, и такое признание влечет недействительность договора, заключенного на торгах.

В соответствии с пунктом 1 ст. 447 ГК РФ обязательное условие проведения торгов - организация их собственником вещи либо обладателем имущественного права , либо специализированной организацией, действующей на основании договора с кем-либо из указанных лиц. Муниципальное образование не являлось собственником помещения по состоянию на 21 февраля 2006 г. Но даже если бы иск о признании торгов недействительными по этому основанию был бы подан, Покупатель мог бы сослаться на наличие у Муниципального образования на момент проведения торгов права законного владения помещением. Согласно пункту 14 постановления Пленума ВАС РФ от 01.01.01 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "после передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности: покупатель является его законным владельцем ". в связи с этим отмечает, что "законное владение в отличие от незаконного является правом". На наш взгляд, вышеуказанная позиция Пленума может быть применена не только к купле-продаже, но и к любой сделке, влекущей переход права собственности от одного лица к другому, в том числе к ситуациям передачи имущества из государственной в муниципальную собственность и обратно. При согласии с такой позицией нет оснований утверждать, что торги были организованы с нарушением пункта 1 ст. 447 ГК РФ, так как они были организованы обладателем имущественного права - законным владельцем помещения.

Так как Президиум в постановлении утверждает о наличии у Муниципального образования права собственности на помещение на момент проведения торгов, представляется нелогичной позиция Президиума о том, что Покупатель "обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 Кодекса".

В судебной практике, к сожалению, имеет место тенденция поддержки судами позиций истцов либо ответчиков, ссылающихся на добросовестное приобретение ими имущества, даже в случаях, когда вообще не может обсуждаться и решаться вопрос о наличии либо отсутствии "доброй совести" на стороне соответствующего лица.

Добросовестным приобретателем может выступать только лицо, не получившее титул на приобретенное им имущество, так как имущество было приобретено им не от собственника. Если же, по мнению Президиума, Покупатель приобрел имущество от собственника, то данный собственник как продавец не может предъявлять покупателю виндикационный иск в порядке статьи 302 ГК РФ. Согласно пункту 23 Постановления Пленума № 8 "иск собственника о возврате имущества лицом, с которым собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данное правоотношение". Муниципальное образование, являвшееся собственником на момент спора, могло бы предъявить к Покупателю только личный (обязательственный) иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Однако, как указывалось выше, нет оснований считать ничтожным договор купли-продажи от 01.01.01 г.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением. Этот порядок в основном касается передачи в муниципальную собственность имущества субъектов РФ. Его несоблюдение может привести к тому, что решение муниципального образования о принятии имущества в муниципальную собственность будет признано недействительным. Передача имущества из собственности РФ в муниципальную собственность проводится по распоряжению Правительства РФ.

Вместе с тем объекты (имущество), относящиеся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность могут передаваться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Согласно п. 2 ст. 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 8 установлено, что подтверждающим право муниципальной собственности является реестр муниципальной собственности, который обязан вести комитет по управлению муниципальным имуществом. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким доказательством может служить перечень объектов муниципальной собственности, который в соответствии с Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 01.01.01 г. № 000 утверждается органами местного самоуправления самостоятельно.

В том случае, если такой объект и не был включен в реестр или перечень объектов муниципальной собственности, но в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 подлежал передаче в муниципальную собственность, судебная практика признаёт его объектом этой собственности в силу прямого указания закона. Аналогичной позиции придерживаются суды и при решении вопроса о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений. В соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В соответствии с разъяснением ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов. Но вся последующая судебная практика пошла по пути отнесения нежилых помещений, включая встроенно-пристроенные, к муниципальной собственности вне зависимости от этих обстоятельств.

В постановлении от 5 марта 1996 г. по делу № 000/95 Президиум ВАС РФ указывает, что встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, отнесены к объектам муниципальной собственности. То обстоятельство, что указанные помещения ранее находились на балансе соответствующих структур Миноборонпрома СССР, не может свидетельствовать о необоснованности отнесения их к объектам муниципальной собственности.

Подобный же подход использован Президиумом ВАС РФ при решении других дел, в том числе в отношении помещений, не являющихся встроенно-пристроенными. Напротив, если спорные нежилые помещения изначально были заняты отделениями федеральной почтовой связи, то в соответствии с приложением 1 к Постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 они являются объектами федеральной собственности и к муниципальной отнесены быть не могут.

Согласно ст. 19 Земельного кодекса, в числе прочих к объектам муниципальной собственности относятся следующие земельные участки : признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Имущественные комплексы предприятий федеральной собственности вносятся в уставной капитал вновь создаваемых коммерческих организаций , а впоследствии незаконно продаются на аукционах. Для оценки высвобождаемого военного имущества привлекаются независимые оценщики, не имеющие необходимых оценочных лицензий и полиса страхования гражданской ответственности , связанной с оценкой рыночной или иной стоимости, в разрез Федерального закона от 01.01.01 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности ». В результате начальные цены для продажи указанного имущества на аукционах занижаются в 6-8 раз.

Поэтому существует острая необходимость на федеральном уровне принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность». Здесь важно будет урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно. При этом было бы целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Что касается первой составляющей задачи, то дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной государственной собственности, должны полностью направляться на финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения, передаваемых на баланс местных органов власти, в случае отсутствия таких объектов - в федеральный бюджет . Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.01 г. уполномочивает Правительство РФ и органы власти субъектов РФ принимать решения об использовании «золотой акции » в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

По мнению, «трансформированный институт «золотой акции» - специального права РФ (субъектов РФ) на участие в управлении открытыми акционерными обществами » создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления , позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для коррупции и произвольного вмешательства в экономику.

Правительству РФ или органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право назначать своих представителей в совет директоров и в ревизионную комиссию акционерных обществ. Перед представителями государства в постановке конкретных задач оставляют желать лучшего порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в акционерных обществах, в которых участвует Российская Федерация, а также отчетность управляющих, контроль за ними.

Кроме того, акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права (используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества, но при этом, специальное право не может быть использовано при приватизации муниципальных предприятий) на участие Российской Федерации или ее субъектов в управлении обществом, ограничивается в своих правах. Это ограничение установлено Законом о приватизации 2001 г. и вопреки правилу п. 2 ст. 49 ГК РФ не может быть обжаловано обществом в суд, поскольку ограничения его правоспособности устанавливаются органами государственной власти при принятии решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия , находящегося в государственной собственности.

Остановимся и на второй составляющей задачи по управлению государственной собственностью, которая была озвучена в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), т. е. важным вопросом на сегодняшний день является повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

10 апреля 2002 г. под № 000 было принято постановление Правительства «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственное ведение федеральных государственных унитарных предприятий», которое обязывает федеральные государственные унитарные предприятия перечислять часть прибыли в федеральный бюджет.

Однако собственнику (государству, муниципалитету) порой трудно проконтролировать деятельность предприятий и самих директоров, поэтому насущной проблемой остается на сегодня обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества. В сложившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации объективно назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию объектов государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформить права на них;

2) повысить эффективность управления государственным и муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления;

3) классифицировать объекты собственности по признакам, определяющим специфику управления и распоряжения;

4) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества;

5) обеспечить поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющееся имущество.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. , особое внимание было уделено управлению государственной собственностью. Одной из задач этого управления являлась выработка эффективной дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (специальное право, «золотая акция »), а также повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

Существенной проблемой в законодательстве остается учет и
регистрация права собственности объектов государственной и муниципальной собственности. Чтобы осуществить учет объектов собственности, необходимо зарегистрировать их в учреждении юстиции.

Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 01.01.01 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разъяснения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр собственности. Как отмечает, внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта федерации «является юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации». До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае возникновения спора о праве собственности на объекты, не включенные в реестры (перечни), либо по поводу необоснованного включения в таковые, судам необходимо с учетом конкретных обстоятельств дела разрешать спор о праве собственности по существу применительно к критериям разграничения государственной собственности по уровням, содержащимся в приложениях № 1, 2, 3 к Постановлению № 000-1.

Так, например, между администрацией Тюменской области и одной из иностранных фирм по результатам конкурса была произведена закупка телевизионного оборудования за счет средств областного бюджета. В этой связи издано Распоряжение Губернатора области, согласно которому данное имущество принято в казну Тюменской области и включено в реестр государственной собственности, однако оно балансодержателю казны ГУТО «Дирекция содержания и эксплуатации объектов государственной собственности» передано не было. Имущество какое-то время использовалось специализированной фирмой, которая не имела права собственности на указанное оборудование.

См.: Алексеева государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности : состояние законности // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 2. - С. 39.

См., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. 05-22.

См., например, постановление ФАС Московского округа от 8 сентября 2005 г. № КГ-А41/8550-05.

См.: Тузов при недействительности сделок и защита добросовестного приобретателя в российском гражданском праве. - М.: Статут, 2007. С. 192.

Примечательна в связи с этим норма абз. 1 § 308 Германского Гражданского Уложения: "Невозможность исполнения обязательства не лишает договор действительности, если невозможность может быть устранена, а договор заключен на тот случай, что исполнение станет возможным в дальнейшем" / Цит. по: Тузов. соч. С. 194.

Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. № 12.

См.: Скловский спор. Практическая цивилистика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. С. 220.

См.: О практике применения законодательства о правах на недвижимость // Законодательство и экономика. 2008. № 2. С. 7.

См.: , Павлодский исполнения обязательств в современном гражданском праве / В кн.: Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 223-235.

См.: Вестник ВАС РФ. 1996. N 6.

См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4537.

См.: «Золотая акция» и публичные интересы // Юрист. 2003. № 9. - С. 6.

См.: Крусс собственности в контексте российской приватизации: теория и практика // Государство и право. 2003. № 9. - С. 30.

См.: Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области. Сентябрь 2005 г. - С. 15.

См.: Сахарнова муниципальной собственностью и муниципальный заказ // Законодательство и экономика. 2001. № 6. - С. 8.

См.: СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.

См.: СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

См.: Долинская государственными пакетами акций // Закон. 2004. № 3. - С. 80.

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. № 10. - С. 15.

См.: Скловский гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. - М.: Стататут, 2004. - С. 107.