Концессионное соглашение: суть, применение, условия, подготовка, порядок заключения, внесение изменений, стороны, примеры. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества. Концессионные соглашения – правовые основы

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете .

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представ ляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

С развитием информационно общества и технологий все больше возрастает роль концессии. Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концендента) концессионеру исключительные права на пользование каким-либо имуществом, природных ресурсов, идей.

Частным случаем концессии является франчайзинг, т. е. передача некого бренда, идеи во временное пользование за арендную плату. Также возможна передача в концессию (приватизация) природных ресурсов.

Какие цели преследует концессионер?

Концессионер стремится получить права на что-то, что может давать ему прибыль в будущем, что на текущий момент он просто не может приобрести в другом виде, в виде его исключительности существования на рынке. Концендент же имеет выгоду в виде разовых платежей (паушальных) либо в виде периодических платежей (роялти) при передаче концессионеру прав, причём концеденту не нужно предпринимать никаких дополнительных действий в виде самостоятельно открытия своих новых отделений.

Таким образом, концессия несёт выгоду обеим сторонам . Объектами концессий также могут быть критичные объекты. Например: порты, аэродромы, железная дорога, муниципальные сооружения.

Обычно договор концессии заключается определённый срок, в течение которого концессионер вправе пользоваться и получать выгоду с объекта концессии.

Типичным примером концессии является сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая приносит доход как непосредственно американской фирме «Макдональдс» (собственника идеи) так и отечественным предпринимателям, зарабатывающим на это том бизнесе - на использовании исключительных прав на этот бренд.

Что такое исключительное право на бренд? Это значит использование лого бренда, формы сотрудников этого бренда получение консультаций по сопровождению и ведений бизнеса, помощь в обучении персонала. Тем не мене, запрещается вносить в изменения в атрибутику бренда и его технологические процессы.

Основные правила

В целом при концессии бренда должны соблюдаться следующие правила:

  • Уровень качества производимой продукции концессионером должен быть не ниже, чем у правообладателя;
  • запрещается вносить изменения в технологию, логотипы и технологии правообладателя;
  • производить услуги в том же объёме и ассортименте что у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну правообладателя;
  • необходимо сообщать потребителям что деятельность ведётся на основе концессионного договора.

Чтобы заключить договор франчайзинга необходимо чтобы у фирмы правообладателя была разрешение на такую деятельность. Проверкой данного пункта занимается ФНС. В договоре концессии указываются реквизиты обеих стороны , а также условия оплаты, сроков заключения договора. Договор должен составляться профессиональными юристами, т. к. в случае претензий у одной или другой стороны это позволит выигрыш процесс в суде.

Кроме того, если договор будет составлен неграмотно, это приведет к аннулированию его юридической силы и признанию данного бизнеса незаконным.

На практике

После истечения срока концессии правообладатель может не продлить контракт с пользователем концессии, если его что-то не устроит. Отказ в продлении приведет к утрачиванию правообладателем возможности заключать подобные договоры c другим лицом в той же местности. Ограничение действует три года.

Что касается концессионных взаимодействий с государством тот тут возможны многочисленные варианты отношений. Так, например, концессионер может взять в концессию еще несуществующий объект госсобственности, обещая построить его за свой счет. Данные отношений регулируются законом «О концессионных соглашениях», по которому концессионер за свои собственные средства может создать либо реставрировать (реконструировать) объект концессионного отношения и получать большую часть прибыли с него после этого.

Концедент в свою очередь может каким-то образом помогать в реконструкции (реставрации) данного объекта и брать определённые обязательства. Концедентом может выступать как Российская Федерация, так и муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Концессионером может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В международной практике выделяют несколько типов концессионных соглашений:

  • концессионер производит постройку и эксплуатацию, затем данный объект передаётся государству;
  • концессионер передаёт сразу построенный объект государству, далее объект снова передаётся концессионеру на основе договора концессии,
  • концессионер строит и владеет на основе непосредственного права владения объект, который затем становиться собственностью государства,
  • также государство может продать объект концессии навсегда для дальнейшей модернизации его концессионером для более эффективного функционирования, и множество других вариантов.

Концессия – это специальный договор (соглашение), который заключается для создания или восстановления государственных строений при помощи спонсорских денежных средств. При подобной договоренности спонсор имеет право использовать новый объект в собственных целях для получения прибыли.

Стоит сразу отметить, что строения, указанные в договоре концессии, не являются предметом соглашения концессии. Данное соглашение имеет вид одновременно государственного и частного сотрудничества, где спонсор привлекается в процесс управления делами для повышения эффективности, или же для оказания государству услуг на взаимовыгодных условиях.

Концессионное соглашение

В договоре данного типа государственный аппарат выступает в роли концедента, а спонсор – концессионера. Государственному аппарату перечисляются выплаты от спонсора, которые могут быть единоразовыми или же вноситься периодами — роялти. Они могут выглядеть в виде процентов на товар при закупке оптом, от полученной выручки или же иным способом, прописанным в договоре концессии.

Осуществление договора концессии реализуется по специализированным принципам всенародного имущества, благодаря которым существует возможность пользоваться денежными средствами из государственного бюджета.

В случаях, когда привлечение всенародного имущества не реализуется, договорные отношения могут позволить наделить спонсора правами для возможности самостоятельного управления определенным делом, где монопольное право находится под надзором правового общественного управления. Примером подобных отношений является реализация парковочного бизнеса.

Сегодня концессии используются не только для реализации богатства земли, а также и в сфере эксплуатации различных государственных зданий, строений и сооружений.

Происхождение термина

Само слово «концессия» происходит от латинского « concessio», что означает «уступать, разрешать». Процесс передачи государственных объектов в концессию происходит на общевыгодных условиях для спонсора и для государства без оформления конкретных сроков действия договора. Обычно, объект концессии – это процесс предоставления прав на использование организаций, ресурсов природопользования, хозяйство, техническое снабжение, а также права на реализацию фирменных знаков, брендов, товарных обозначений, секретной информации и т.д.

Значимость концессии в разные исторические периоды

В нынешнее время значимость договоров концессии определенно возросла, по сравнению с прошлым веком. В ХХ веке подобные договоренности использовались лишь в области использованию природных ресурсов, и только с 90-х годов концессия стала охватывать и другие государственные сферы. Первостепенными объектами концессии стали объекты социальной сферы, которые не подвержены приватизации: железнодорожные пути, аэропорты, здания администрации, жилищно-коммунальное хозяйство, больницы, спортивные государственные организации и иная инфраструктура.

Договор концессии является видом договора, который принят на государственном уровне. Если ссылаться на данное утверждение, то концессия берет свое начало из договоров «кормления», который использовался с XII века до времен правления Петра I, и договора «откупа», который позволял отдавать государству права конкретным лицам на сбор налогов и оброков с жителей.

Договор «кормления» представлял собой способ вознаграждения верхних чинов великими господами и князьями, который позволял содержать княжескую систему управления при помощи сборов с местных жителей в течение всего времени работы.

В начале становления данного договора, оно вносилось разово. С принятыми нормами и публикациями в «Русской правде», чиновники, занимающиеся сбором штрафных санкций с населения, строители городских сооружений и т.д. имели право получить конкретную дань с местных жителей. В XII-XIV столетиях данный договор играл роль в становлении структуры городской администрации.

Великие господа назначали в городах и областях своих людей знатного происхождения, которые становились там заместителями, а также направляли чиновников, которые занимались управленческой деятельностью. Местные жители были обязаны «кормить» назначенных господ из собственных запасов. Наиболее сильным «кормление» стало в период с XIV по XV веков.

«Откупом» зовется процесс предоставления государством на договорных условиях за конкретное денежное вознаграждение заниматься сбором налогов и иных доходов, которые поступают в государственный бюджет. Именно от «откупа» концессия взяла больше всего. Сначала «откуп» применялся в начале процесса кредитования (во время, когда данная система была еще не сильно развита), развития хозяйства, коммуникационных объектов и становления финансового развития. Первыми странами, где был распространен «откуп», являлись Древний Рим, Древняя Греция и Древний Иран.

В средние века «откуп» принял на себя значение главного ресурса для пополнения государственной казны.

В 20-х годах ХХ века во времена Новой экономической политики в Советской России концессии имели большую популярность. В.И. Ленин в собственных трудах писал, что давать волю развитию капитализма – это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Вся власть будет принадлежать рабочим и крестьянам, а имущество капиталистов восстановлению не подлежит. По его словам, концессия – это некий договор аренды, где капиталист играет роль арендатора государственного имущества в течение установленного договором времени, но, не являясь, при этом, хозяином данного имущества – хозяином остается государство.

Стоит сказать, что во времена Первой мировой войны и Гражданской войны экономика в России потерпела колоссальный разгром. Процесс восстановления стал реализовываться путем введения льгот при заключении внешнеэкономических соглашений.

Все, что имела Советская Россия в то время: лесное хозяйство, горные породы, сельскохозяйственные ресурсы и т.д. – все придавалось концессии. Использование данных ресурсов осуществлялось при спонсорской помощи от иностранных инвесторов.

Концессии, как рычаг для поддержки экономики страны, целенаправленно использовались и приносили большую прибыль государственной казне. Реализация концессий может быть эффективной и в современное время, если правильно ими воспользоваться.

При международных соглашениях, где принимаются решения о введении больших инвестиционных проектов в область производства и развития городов, широко используется факт эффективности прямых спонсорских вложений, как концессия. В данном случае, этот процесс не будет являться приватизацией.

Государственный аппарат предлагает партнеру права на владение и использование имущества, а также распределяет соответствующие экономико-управленческие обязанности и правила, которые должны соблюдаться. В подобных соглашениях всегда прописываются возможные риски и их дальнейшее распределение между сторонами договора.

Концессия имеет собственную развитую сеть в разных областях инфраструктуры (электроэнергия, перевозка различных видов сырья, железнодорожная система, муниципалитет и др.).

Концессия в РФ в наши дни

На сегодняшний день концессия в Российской Федерации имеет широкое использование и занимает активные позиции на рынке. Она имеет отличительные особенности и положительные качества при использовании:

  1. происходит ликвидация финансовых нагрузок, т.к. концессионер считает, что исполнение затратной части при финансовых операциях, управленческой системе и реставрации имеющихся строений, которые были переданы по договору концессии, могут покрываться за счет расходов;
  2. устанавливаются долгие, жесткие требовательные отношения между государственным аппаратом и спонсором;
  3. происходит привлечение зарубежных акционных бумаг, исключая лишение контролирующих функций над главными структурами и объектами страны.

Получается, что заинтересованность государства в концессии заключается в том, что:

  • происходит перераспределение расходов по инвестиционным вложениям и имуществу на партнере для подъема эффективности;
  • государство снимает с себя финансовые обязательства по государственным объектам и занимается лишь внесением в бюджет социальных платежей;
  • автоматически решаются проблемы в сфере социальной направленности и экономики.

Заинтересованность частных бизнесменов в договорах данного типа так же является актуальной поскольку:

  • государством приобретаются на долгосрочной основе активы, не принадлежащие ему на преимущественных условиях оплаты за договор концессии;
  • инвесторская помощь, где концессионер имеет определенные гарантии денежной прибыли в виде государства, т.к. концедент должен быть ответственен за соблюдение минимальной доходности;
  • иногда государственный аппарат должен выделять дополнительные средства из бюджета, если данная манипуляция позволит поднять качество работы;
  • спонсор по своей сути имеет свободу действий в сфере экономики, поэтому он может увеличить величину концессии, исходя из показателей производства, его доходности на протяжении срока действия концессии.

Основываясь на статистике большинства стран мира, самым успешным способом эффективной работы экономической сферы в государстве принято считать финансирование и рациональное управление объектами, которые находятся в государственной собственности не только благодаря приватизации, но и на льготных условиях.

В Российской Федерации, где уровень национальной экономики признан высоким, а также при наличии недостатка спонсорских средств, использование какого-либо вида вложения, где была бы ярко выражена выгода для спонсора, принесла бы экономической сфере огромную помощь. Подобные договоренности помогают урегулировать нехватку государственных материалов в области финансов и технического оборудования, а также повышают эффективность производства экономики государства.

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала , и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых. Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда. Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета. В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю.Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера , т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами. Это может быть доля от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно. Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.