Обеспечение заявки: виды обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета. Обеспечение заявки на участие в тендере Способы обеспечения конкурсных, аукционных и других тендерных заявок

Участие в государственных закупках является достаточно важным этапом для увеличения объема производства и повышения статуса добросовестного исполнителя среди других клиентов. Процесс конкурса по госзакупкам детально регламентирован в 44фз и фз 223. Обеспечение заявки согласно данным законам должно быть подкреплено документом, называемым банковской гарантией.
Данное соглашение заключается в предоставлении поручительства финансовой организации, именуемой гарантом перед заказчиком (бенефициаром) за исполнительную фирму (принципала). Так как закупка для государственных нужд выполняется в основном в больших масштабах, и речь идет о достаточно больших суммах, заказчик должен быть уверен в выполнении всех требований исполнителем. Такую уверенность и обеспечивает банковская гарантия.

Особенности 44фз и 223 фз

Суть закона 44фз практически идентична и основным требованиям по 223 фз. Обеспечение заявки по данным законам все же имеют некоторые отличия, так как в 44 фз более детальные требования ко всем процедурам заключения договора и проведения тендера. Если же сделка оформлена по 223 фз и в самом законе нет пояснений некоторых важных аспектов, заказчик вправе использовать 44 закон. Существует три основных несоответствия обеспечение заявки по фз 223 и по 44 фз:

Виды банковской гарантии согласно 223 фз

Согласно данному федеральному закону, поручительство может быть трех видов:

  • Банковская гарантия на обеспечение заявки 223 фз. Заключается в предоставлении поставщиком гарантий на выполнение всех обязательств и исключение возможности отказа от заключенной сделки.
  • Поручительство возвращения авансового платежа. В случае получения аванса и возможности невыполнения договора, финансовое учреждение обязано возместить ущерб, и вернуть аванс заказчику.
  • Поручительство на выполнение всех обязательств. В случае невыполнения каких-либо требований исполнительной компанией, гарант обязуется выплатить оговоренную неустойку.

Наличие залога это достаточно важный аспект для принятия участия в тендере. Оно может выступать в качестве движимого и недвижимого материального имущества. В случае принятия участия в онлайн конкурсе залогом выступает исключительно денежная сумма. Также заказчик может принять банковскую гарантию, как подтверждение выполнения всех обязательств.

Обеспечение заявки размер по 223 фз

Наличие обеспечения для выполнения всех указанных требований является обязательным пунктом при заключении договора. Именно поэтому важно определить величину денежных средств либо других капиталовложений на обеспечение заявки по 223 фз. Размер исполнительной стороны устанавливается исходя из соглашения обеих сторон сделки. Также, согласно действующего закона величина вложений регламентируется исходя из следующих факторов:

  • Фиксируется последний размер суммы, оговоренной сторонами;
  • Обеспечением на выполнение всех требованием может служить безотзывная банковская гарантия, движимое и недвижимое имущество на балансе предприятия, залог имеющихся средств;
  • Величина залога должна быть документирована и не имеет права изменяться в течение термина выполнения заказа;
  • Каждому участнику аукциона предоставляется одинаковая величина залога.
    Так же стоит упомянуть, что банковская гарантия для обеспечения заявки 223 фз рассчитывается в процентах и зависит от следующих факторов:
  • Если сумма госзаказа не более 3 000 000 рублей, величина равна 1%;
  • Если заказ более 3 000 000 рублей, то процентный диапазон может быть от 0,5 % до 5 %
  • Размер залога должен быть не меньше авансовой суммы, указанной в договоре;
  • Если сотрудничество заключается с организацией, имеющей определенные льготы или же относиться к категории малого бизнеса, размер залога должен быть не более 2 % от максимальной стоимости контракта.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 223 фз

Достаточно часто бываю такие ситуации, когда размер обеспечения заявки по фз 223 является достаточно велик, и предприятие не может выделить необходимую сумму оборотных средств без ущерба для производства. В этом случае предусмотрено два варианта решения проблемы:

  • Оформление кредита
  • Тендерный займ.

Процесс кредитования представляет собой начисление достаточно больших процентов комиссии за предоставленные услуги. Так же в случае оформления кредита, клиент всегда идет на определенные риски. В случае тендерного займа, процедура максимально упрощена для участников конкурса по закупкам. Данный процесс имеет свои преимущества:

  • Данный договор можно оформить практически во всех финансовых учреждениях;
  • Возможность сотрудничества с брокерскими фирмами. Это значительно упростит и ускорит процедуру получения займа;
  • Возможность заключения договора с брокерами без внесения залога. Брокер заинтересован в сотрудничестве с новым клиентом и готов взять на себя обязательства перед финансовой организацией.

Тендерный займ дает возможность использовать денежные средства:

  1. Одноразово клиент принимает участие в одном тендере;
  2. Многократное использование. В таком случае финансовая компания предоставляет денежные средства одновременно на несколько тендеров. Размер обеспечение заявки по 223 фз оговаривается в индивидуальном порядке.

Возврат обеспечения заявки по 223 фз

Если участник тендера не удовлетворяет определенным критериям и не получает право на сотрудничество, производиться возврат обеспечение заявки по 223 фз. Размеры денежных средств, предоставленные предприятиями, являются достаточно значимыми, поэтому процедура передачи их на счет предприятия не менее важна и требует детального рассмотрения. Государственные исполнители обязаны перевести денежные средства на счет в течение пяти рабочих дней с момента отклонения заявки. Если заявка была оформлена в онлайн режиме, в течение одного рабочего дня должны быть переведены средства на обеспечение заявки по 223 фз. Возврат так же происходит, в случае если предприятие выиграло тендер на проведение госзакупок. Данная процедура выполняется после заключения документа о сотрудничестве. Обеспечение заявки по фз 223 не подлежит возврату в следующих ситуациях:

  • В случае если первый претендент на получения права участия в тендере отказывается от сотрудничества с заказчиком. В данной ситуации право на проведение государственных закупок получает второй претендент после него;
  • Заказчик и исполнитель не заключили договор в назначенный срок, или же исполнитель не предоставил официальные бумаги о наличии обеспечения;
  • При проверке истории деятельности исполнительного предприятия выявлено неоднократное нарушение участия в тендерах и невыполнения основных требований заказчика.

ФЗ-223, регулирующий закупки отдельных видов юрлиц, отдельно освещает такой вопрос, как обеспечение заявок на участие. Обеспечение служит формой защиты для заказчика от неисполнения обязательств поставщиком того, что он откажется от исполнения договора, и предоставляет ему дополнительные гарантии того, что исполнитель добросовестно исполнит условия договора.


ФЗ-223 устанавливает нормы закупочной деятельности для госкомпаний, монополистов и отдельных видов юрлиц. не так детально регламентируют процедуру внесения обеспечения, как 44-ФЗ.

Факт внесения обеспечения участником закупки требуется подтвердить документально. Например, предоставив платежное поручение с отметкой из банка вместе с подписанным экземпляром договора.

На федеральном уровне планируется внести правки в 223-ФЗ, которые зафиксируют четкие требования к банковским гарантиям. Такие поправки были предложены Минфином. В случае одобрения поправок от заказчика будут принимать только те гарантии, которые выдали банки из утвержденного ЦБ перечня. Такие банковские гарантии должны быть безотзывными, иметь сроки действия на месяц дольше срока исполнения договора.

Размер обеспечения исполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной .

Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ . Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества. Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

Возврат обеспечения исполнения договора

Некоторые заказчики по 223-ФЗ просят подписать исполнителя согласие на невозврат обеспечения. Поставщику не вернут назад деньги, если он:

  1. Неоднократно поставлял некачественный товар .
  2. Просрочил поставку более, чем на 20 дней.
  3. Не предоставил необходимые документы .
  4. Нарушил сроки устранения недостатков товара.
  5. Предоставил несоответствующую требованиям или недостоверную гарантию из банка.
  6. Поставил товар с неподтвержденным сертификатом или с неустранимыми дефектами.

Если вышеуказанные обстоятельства не имели места, то обеспечение подлежит возврату в полном размере в установленные сроки.

Таким образом, обеспечение заявки является залогом и страховкой для заказчика на случай, если победитель конкурса уклонится от подписания договора. Благодаря обеспечению заказчик сможет компенсировать свои затраты на проведение закупки. Когда победителем был подписан договор, то он предоставляет обеспечение по договору, который страхует заказчика от неисполнения участником договорных условий. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру оформления обеспечения, как 44-ФЗ. Заказчик сам должен определиться с условиями, формой и размером обеспечения по 223-ФЗ.

Изданным 18 июля 2011 года, право определения порядка обеспечения заявок передано непосредственным заказчикам. При разработке положений о закупочной деятельности специалисты корпораций самостоятельно выбирают механизмы защиты. Условиями утверждения локального документа является подробное описание схем, их законность, а также наличие условий и сроков возврата.

Какие виды обеспечения используют?

Жестких ограничений законодатель не установил. Заказчики пользуются существующими гражданско-правовыми инструментами, следуют рекомендациям РФ, придерживаются устоявшейся практики. Распространение получили две формы:

  • внесение денежной суммы;

Участники получают информацию о порядке обеспечения задолго до подачи документов. Согласно четвертой статье закона 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать положение о закупке в течение 15 суток со дня официального утверждения. Минимальный срок действия локального акта – 12 месяцев.

Повторно условие о допустимой форме гарантий и их размере размещают в извещениях о проведении аукционов/конкурсов. Отсутствие сведений является основанием признания процедуры недействительной.

Порядок возврата обеспечения заявки по 223-ФЗ

Победителем закупки может стать лишь один участник. Лицам, направившим заявку на рассмотрение, возвращают полный размер перечисленных в обеспечение средств. Заказчик не вправе удерживать суммы или требовать от дополнительных документов. Вернуть деньги он обязан без напоминаний.

Четкую правовую оценку по этому вопросу дали служители Фемиды в 2016 году. Принимая постановление по делу А56-44371/2015, Тринадцатый ААС детально охарактеризовал каждый этап отношений.

Практика

Спор между участником закупки ООО «НПК» и заказчиком ОАО «Ленэнерго» возник по поводу возврата обеспечительного платежа в размере 300 000 рублей. Несостоявшийся исполнитель по контракту направил требование о перечислении сумм сразу после объявления победителя. Однако руководство акционерного общества обращение попросту проигнорировало. Ни письменного ответа, ни денег истец не получил.

Юристы общества «НПК» обратились в арбитраж и взыскали с «Ленэнерго» не только сумму обеспечительного платежа, но и проценты за неправомерное удержание. Суд признал факт неосновательного обогащения и удовлетворил требования истца в полном объеме. Правоту первой инстанции подтвердила и апелляция. Доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка во внимание не приняли. Недобросовестному заказчику пришлось вернуть деньги, возместить все убытки и компенсировать процессуальные издержки.

Вывод

Таким образом, действующий механизм закупочной деятельности защищает интересы не только заказчиков, но и участников. Злоупотребления в этой сфере обходятся дорого. Даже незначительная задержка в исполнении обязательств оборачивается серьезными финансовыми санкциями. Суды подходят к разрешению конфликтов предельно внимательно и объективно.

В ФЗ 223 характер обеспечения не указан. Если Вы ищете возможность предоставить как условие исполнения контракта или для подтверждения своего участия в конкурсе, то читайте внимательно Положение о закупке, представленное Заказчиком по 223 закону на специальном сайте. Текст 223 фз особое внимание уделяет информационному обеспечению конкурсных заявок и любых договоров.

223 ФЗ об информационном обеспечении

223 закон обязывает Заказчиков позаботиться об обеспечении закупок в информационном плане. Это значит, что сделки по №223 закона, совершенные без открытого информирования о них на государственном общероссийском сайте, собственных ресурсах - являются нарушением правил этого фз. Получается, что все сведения о подготовке и совершении сделки находятся в общей доступности для участников мероприятия. В том числе и финансовое обеспечение заявки или договора по 223-ФЗ должно быть озвучено Заказчиком посредством интернет. Это поможет участнику заявки или претенденту на договор сориентироваться – оформлять ему гарантии банка или .

Информационное обеспечение по 223 фз – все открыто

План закупок по 223 фз и его обеспечение выносится на официальный сайт или собственный ресурс ежегодно, либо с учетом срока поставок, а это может быть период от 3 до 7 лет в зависимости от продукции. По правилам закона №223 плановые закупки нужно обеспечить информацией следующего порядка, это:

  • извещение,
  • документация,
  • проект,
  • изменения в извещении или документации, если есть,
  • разъяснения документации,
  • протоколы,
  • данные из Положения.

Обеспечение заявки по 223 ФЗ в Положении о закупке

Положение о закупке обеспечивает деятельность Поставщика и Заказчика. В этом документе содержатся:

  • требования к закупке,
  • все процедуры по закупкам (порядок, способы, условия осуществления),
  • заключение - пошагово и исполнение договора,
  • требование к обеспечению по 223 фз в качестве задатка .
Цена обеспечения по 223 ФЗ

Часто участники торгов и претенденты на важный договор сталкиваются с тем, что по вопросу размера обеспечения в 223 ФЗ нет ясности. Закон 223 не дает определения формы обеспечения и явного указания на цену.

Ограничений по обеспечению заявок и ценных договоров в таком случае нет. Однако Заказчик в конкретном извещении о мероприятии прописывает свои условия. Что это будет – определенная сумма денег, бг или залог – нужно исходить из правил по сделке, официально описанных в интернете.

Какие обязательства обеспечиваются по 223 фз?

Итак, организатор торгов по 223 ФЗ по своему усмотрению назначает обеспечение , о чем говорится в закупочной документации. Обязательства, рассматриваемые по фз с денежным обеспечением или по гарантии, это:

  • участив в аукционе или других торгах,
  • согласие на то, что на аукционе нельзя менять или отзывать последний результат по истечении срока приема ценовых предложений,
  • согласие на исполнение договора.
Как быстро оформить обеспечение закупок по 223 фз в банке?

Когда вы определитесь с типом обеспечения, которое требуется на участие в закупках по 223-ФЗ , звоните нам! Профессионалы нашей компании оперативно посодействуют в том, чтобы Вы могли приобрести чистые гарантии банка или на лояльных условиях пройти тендерное кредитование. Ваши финансовые помощники на связи.

Дата: 25.07.2016

Осуществляя закупку по 44-ФЗ, заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявки, если закупка осуществляется через конкурс или аукцион 1 . Такое требование должно повышать ответственность участника закупки за выполнение тех обязательств, которые он берет на себя, подавая заявку: в частности, в случае своей победы - за обязательство подписать контракт на условиях, установленных заказчиком в документации о закупке, и условиях своей заявки.

Форма обеспечения (внесение участником закупки депозита денежных средств или предоставление банковской гарантии) зависит от способа закупки - если проводится электронный аукцион, вносятся денежные средства, если проводится конкурс или закрытый аукцион, то участник закупки сам выбирает тот вариант, который ему удобнее.

При проведении конкурса или закрытого аукциона денежные средства могут быть внесены участником торгов на специальный счет, указанный заказчиком в документации о закупке.

Участнику электронного аукциона необходимо разместить денежные средства на лицевом счете участника, открытом оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (при подаче заявки на участие в аукционе оператор блокирует денежные средства на этом счете в размере обеспечения заявки).

Конечно, по сравнению с банковской гарантией внесение денежных средств может быть для участника закупки менее привлекательным, так как для использования этого варианта ему необходимо иметь свободные денежные средства, которые он может временно вывести из своего оборота.

Напомним, что в зависимости от решения заказчика и условий конкретной закупки размер обеспечения заявки может достигать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и не может быть менее 0,5 % 2 . Поэтому на практике внесение денежных средств чаще всего применяется участниками закупок только в том случае, где этого нельзя избежать, а именно при участии в электронном аукционе. И именно поэтому вопрос о получении обратно внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств является актуальным как для тех участников, которые становятся победителями торгов, так и для тех, кто проигрывает торги.

В законодательстве по этому поводу установлены определенные «правила игры» 3 . Рассмотрим их с учетом особенностей применяемого способа закупки.

Способы, процедуры, сроки и случаи возврата обеспечения заявки

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется путем их перечисления заказчиком на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона, а при проведении электронного аукциона - путем прекращения их блокирования оператором электронной торговой площадки на лицевом счете, открытом площадкой для участника закупки.

В первом случае сведения о счете, на который заказчик должен перечислить деньги, содержатся в платежном поручении (его копии), которое участник конкурса или закрытого аукциона обязан предоставить в составе своей заявки 4 . После наступления того или иного основания для возврата обеспечения (см. ниже) каких-либо отдельных действий от участника закупки в принципе не требуется, хотя направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки, наверное, все-таки не помешает 5 .

Во втором случае участник закупки после разблокировки средств на своем лицевом счете может либо оставить эти средства у оператора для их использования при участии в других закупках, либо получить их на свой банковский счет в соответствии с регламентом конкретной площадки.

Например, соответствующий регламент площадки «Сбербанк-АСТ» 6 устанавливает, что вывод (возврат) денежных средств производится на основании поручения (заявления) участника, оформленного в личном кабинете на электронной площадке. При этом оператор отклоняет заявление на вывод (возврат) денежных средств, если указанный размер средств превышает остаток свободных средств на лицевом счете участника - такое может, в частности, произойти, если после разблокировки средств участник подал новую заявку на участие в новом электронном аукционе. Перечисление денежных средств производится по реквизитам, указанным в поручении (заявлении), а при отсутствии таковых - по реквизитам, указанным участником при аккредитации на электронной площадке. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника. Отметим, что данный срок не придуман электронной площадкой, а обусловлен соответствующей нормой законодательства 7 .

Возврат денег на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней , а прекращение блокирования средств на счете при проведении электронного аукциона - в течение 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев 8:

  1. Подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола закрытого аукциона. Но это положение касается только тех участников закупки, которые проиграли торги. Если торги состоялись или в соответствии с подписанным протоколом контракт заключается с единственным их участником, то в отношении победителя (единственного участника) действуют другие случаи (см. ниже пункты 2 и 7). Данный протокол должен быть размещен в ЕИС при открытых способах закупки, либо сведения об этом решении должны быть адресно сообщены участникам закупки при закрытых способах.
  2. Заключение контракта с победителем торгов (единственным участником торгов). Это положение касается только победителя (единственного участника торгов), ведь функция обеспечения заявки как раз и заключается в том, чтобы мотивировать его к заключению контракта по итогам торгов. Отметим, что заключение контракта может состояться не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола с итогами торгов 9 .
  3. Отмена заказчиком торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется в отношении всех участников. Отметим, что решение об отмене торгов должно быть размещено в ЕИС в день принятия этого решения (при открытых способах закупки), а также быть незамедлительно доведено до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками); торги считаются отмененными с момента размещения решения об их отмене в ЕИС 10 . При закрытых способах закупки происходит только адресное уведомление участников закупки о принятом решении.
  4. Отклонение заявки участника торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется именно в отношении данного участника. Отметим, что решение об отклонении заявки должно быть зафиксировано заказчиком в протоколе, который размещается в ЕИС (при открытых способах закупки) не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола при проведении открытого конкурса 11 , или не позднее даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 12 . При закрытых способах закупки соответствующий протокол в ЕИС не размещается, а происходит только адресное уведомление участников о принятом решении. К этому же случаю приравнивается ситуация, когда участник отстраняется от участия в торгах или заказчик отказывается заключать с ним договор в любой момент до заключения контракта по причине того, что заказчик выявил, что участник торгов предоставил в своей заявке недостоверную информацию в отношении своего соответствия установленным требованиям или нарушил правила поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 13 . Также укажем, что в законодательстве определен особый случай, когда отклонение заявки участника электронного аукциона может наоборот являться основанием для отказа в возврате ему обеспечения заявки (см. ниже).
  5. Отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок. Для этого участник закупки должен направить заказчику или оператору электронной площадки соответствующее уведомление, а датой отзыва будет считаться дата получения адресатом данного уведомления 14 . Отметим, что если получение адресатом уведомления произойдет после установленного срока подачи заявок, то такое уведомление будет считаться недействительным, и поэтому участник закупки не сможет рассчитывать на быстрый возврат обеспечения своей заявки - оно будет происходить по другим основаниям и, следовательно, в другие сроки. В уведомлении об отзыве заявки рекомендуется отдельно обратить внимание адресата на необходимость осуществить возврат обеспечения заявки (см. для примера образец уведомления об отзыве заявки на участие в открытом конкурсе в СПС «Консультант Плюс» (Путеводитель по контрактной системе)).
  6. Получение заявки на участие в торгах после окончания срока подачи заявок. Следует отметить, что тут могут быть сложности с определением даты поступления такой заявки при использовании неэлектронных способов закупки, так как законодательство требует здесь от заказчика регистрации поступления тех заявок, которые он получает только до наступления указанного срока 15 . Поэтому участнику закупки рекомендуется направлять свою заявку таким образом (например, заказным письмом с уведомлением), чтобы срок поступления заявки мог быть зафиксирован документально независимо от того, когда она поступит заказчику.
  7. Получение заказчиком решения органа, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок, об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, а в случае проведения электронного аукциона - получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения. Напомним, что для заключения контракта с единственным участником торгов как с единственным поставщиком (за исключением отдельных случаев) заказчику необходимо получить согласование от ФАС или органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок 16 . Если такого согласования не будет, то контракт по итогам закупки не заключается, а участнику закупки, с которым заказчик собирался заключать контракт как с единственным участником, возвращается обеспечение заявки. Отметим, что случай проведения электронного аукциона как раз сейчас попадает в исключения из этого правила - по его итогам согласования в заключении контракта с единственным поставщиком не требуется.

Кроме того, оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение 1 рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона 17 .

Обратим также внимание на то, что оператор электронной площадки должен возвращать участнику электронного аукциона не только сумму самого обеспечения, но и доходы, полученные им от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке 18 .

Такие доходы могут представлять собой депозитные проценты, если оператор площадки использует для операций со средствами обеспечения заявок счет, открытый в банке по договору банковского вклада. Однако на практике данное положение, как правило, не работает - чаще всего операторы, не видя для себя каких-то выгод в использовании депозитного счета (ведь проценты все равно должны быть отданы участнику закупки), используют для данных операций простой банковский счет, где на размещенные средства банк не начисляет никакие проценты. Тем не менее, участникам закупки рекомендуется все-таки выяснить у оператора электронной площадки, какой счет он использует для операций со средствами обеспечения заявок. Если это все же счет банковского вклада, а никаких дополнительных сумм оператор участнику не перечисляет, то необходимо потребовать от оператора перечисления соответствующих сумм, а если он на это не идет, то обратиться по этому поводу в суд 19 .

Однако отметим, что в соответствии с положениями федерального законодательства о контрактной системе рассмотренное требование о выплате участникам электронного аукциона доходов, полученных оператором электронной площадки, не распространяется на те электронные площадки, которые прошли отбор еще до вступления в силу 44-ФЗ 20 . К числу этих площадок относятся: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (www.rts-tender.ru) 22 .

Ответственность заказчика и оператора электронной площадки за возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных своих обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе победивший в закупке, вправе потребовать уплаты пеней 23 . Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ 24 от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено. И такие прецеденты, когда участники закупок взыскивают с заказчиков проценты за неправомерное пользование своими денежными средствами, уже есть 25 .

Также здесь предусмотрена и административная ответственность. В частности, нарушение сроков возврата (разблокирования) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, влечет наложение на заказчика или оператора электронной площадки административных штрафов от 5 до 90 тыс. руб. 26

Кроме того, нужно отметить, что в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств обеспечения заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора 27 .

Случаи, когда денежные средства обеспечения заявки не возвращаются участнику закупки

Участник закупки не может рассчитывать на возврат обеспечения заявки в следующих случаях 28:

  1. Участник закупки, признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказался или уклонился от заключения контракта. Отметим, что здесь идет речь о единственном участнике торгов или победителе торгов. Если контракт не подписывает участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, то это не считается уклонением от заключения контракта 29 . Что же касается электронного аукциона, то ситуация с формально-правовой точки зрения здесь не очень ясная: с одной стороны, в законодательстве здесь нет такой же нормы, как в отношении конкурса (см. выше), а с другой - порядок и сроки заключения контракта по итогам электронного аукциона и установленные сроки возврата обеспечения заявки допускают возможность того, что к моменту, когда «первый номер» будет признан уклонившимся от заключения контракта, «второму номеру» обеспечение заявки будет уже возвращено и в случае, если и он тоже уклонится от заключения контракта, «не возвращать» ему будет нечего. Однако с учетом того, что законодательство позволяет «второму номеру» отказаться от заключения контракта 30 , вопрос о невозврате ему обеспечения заявки обычно в практике не поднимается.
  2. Участник закупки, признанный победителем закупки, не предоставил заказчику или предоставил с нарушением установленных условий обеспечение исполнения контракта 31 .

Особое внимание следует обратить на то, что в законодательстве определен особый случай, когда при проведении электронного аукциона оператор электронной площадки не возвращает обеспечение заявки участнику закупки, заявка которого на участие в аукционе отклонена 32 . Это происходит, если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки 3 раза в течение одного квартала аукционные комиссии (одного или нескольких заказчиков) принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации 33 - в этом случае участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.

Говоря простым языком, эта норма призвана наказывать тех участников закупки, которые недобросовестно и небрежно подходят к составлению заявок и причем делают это систематически. Однако у участника закупки, который попадает под такую санкцию, имеется возможность обжаловать ее применение - в течение 30 дней после последнего отклонения заявки обеспечение заявки остается заблокированным на счете оператора электронной площадки и только по истечении этого срока перечисляется заказчику. Это время как раз и дается участнику закупки, чтобы обжаловать решение аукционной комиссии. Отметим, что практика решения споров в ФАС и судебная практика по этому поводу весьма любопытны.

Пример

Во Владимирской области в мае 2014 г. участник закупки (асфальтобетонный завод) подал в один день 28 заявок на участие в электронных аукционах, проводимых областной администрацией. Все эти заявки были отклонены заказчиком по причине того, что в них отсутствовали документы, требуемые аукционной документацией. На основании этого оператором электронной площадки была продолжена блокировка денежных средств в отношении средств обеспечения каждой третьей заявки участника закупки (удержанная сумма составила 750 тыс. руб.). Завод обратился в суд, считая, что в его действиях не было признака систематичности, так как его заявки подавались одномоментно и все они имели одинаковые нарушения, ставшие причиной их отклонения. Хотя денежные средства уже были перечислены оператором электронной площадки заказчику, судебная тяжба в судах различных инстанций по этому делу не закончена до сих пор и имеет богатую историю 34 .

Также неоднозначно трактуется понятие «квартал». По мнению Минэкономразвития РФ квартал начинается с даты принятия аукционной комиссией решения о несоответствии первой заявки, поданной таким участником 35 , то есть, например, аукционные заявки, поданные в декабре и январе, считаются поданными в течение одного квартала. Но в соответствии с гражданским законодательством квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года 36 . Хотя логически, наверное, все-таки более обоснована первая интерпретация - ведь если участник закупки подал 2 «кривые» аукционные заявки в конце одного календарного квартала, а еще 2 такие же заявки в начале следующего календарного квартала, то в трактовке гражданского законодательства ни под какие санкции он не подпадет. Отметим, что и в судебной практике встречается трактовка понятия «квартал», не совпадающая с трактовкой гражданского законодательства - суд рассматривает аукционы, произошедшие в марте и апреле, как состоявшиеся в течение одного квартала 37 . В административных же регламентах электронных площадок понятие «квартал», как правило, тоже никак не уточняется.

1 Ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 П. 5 ч. 2 ст. 51 и п. 4 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Ч. 28 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8 Ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 Ч. 2 ст. 54 и ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10 Ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 Ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13 Чч. 9-10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 П. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

17 Ч. 23 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20 Ч. 10 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

21 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

22 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

23 Ч. 29 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

24 С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

25 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 N Ф08-4824/2015 по делу N А18-525/2014

26 См. ст. 7.31.1 КоАП.

27 Ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

28 Ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

29 Ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

30 Ч. 14 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

31 Обеспечение исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

32 Ч. 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

33 . 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».