Особенности прохождения службы и работы в государственной противопожарной службе. Пенсионное обеспечение сотрудников гпс, льготы увольняемым Государственный пожарный надзор

Государственная противопожарная служба (ГПС) является сегодня самым многочисленным видом пожарной охраны. Ее численность составляет около 280 тысяч человек, которые содержатся за счет федерального бюджета (23,4%), бюджетов субъектов (49,3%) и на договорной основе с охраняемыми предприятиями (27,3%).

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • 1. государственная противопожарная служба;
  • 2. муниципальная пожарная охрана;
  • 3. ведомственная пожарная охрана;
  • 4. частная пожарная охрана;
  • 5. добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • 1. Организация и осуществление профилактики пожаров;
  • 2. Спасение людей и имущества при пожарах;
  • 3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

  • 1. Федеральная противопожарная служба;
  • 2. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
  • 3. Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

  • 4. Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
  • 5. Органы государственного пожарного надзора;
  • 5.1. Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
  • 5.2. Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
  • 5.3. Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

Пенсионное обеспечения граждан, проходивших службу в Государственной противопожарной службе осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона в том числе и мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Закону от 12 февраля 1993 г. граждане, проходившие службу в Государственной противопожарной службе приобретают право на пенсии:

  • а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 Закона от 12 февраля 1993 г., их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Эмблема Государственной противопожарной службы

Эмблема противопожарной службы субъекта Российской Федерации

Государственная противопожарная служба - является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную службу входят:

  • федеральная противопожарная служба;
  • противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

История

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет.

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС , численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ . На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях - более 16 тысяч.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные функции

  1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
    • на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
  2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
  3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
  4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
  5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
  7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе.

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор (ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Органы государственного пожарного надзора

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет:

Примечания

Ссылки

  • Государственная противопожарная служба на сайте МЧС России
  • Обязанности и права государственных инспекторов по пожарному надзору
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»
  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Wikimedia Foundation . 2010 .

- (ГПС МЧС РОССИИ) основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной… … Словарь черезвычайных ситуаций

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА - распространение пожарно технических знаний, целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания специальной литературы и плакатов,… …

В Российской Федерации вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную cлужебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах,службах и учреждениях, осуществляющих функции по … Политология. Словарь.

У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Военная служба особый вид государственный службы, исполняемой гражданами государства на воинских должностях в его вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и… … Википедия

Единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий - совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативно правовое, методическое и программно техническое обеспечение деятельности по учету пожаров и их последствий, включающему сбор, обобщение и анализ… … Российская энциклопедия по охране труда

Виды пожарной охраны - государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны … Административное право. Словарь-справочник

Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НОРМАХ РАСХОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

НА ПОГРЕБЕНИЕ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОРГАНОВ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ГРАЖДАН,

ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, И ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ

С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (СЛУЖБЫ), А ТАКЖЕ

НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКУ

НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.10.2002 N 721,

от 06.02.2004 N 51, от 14.12.2005 N 765, от 10.08.2006 N 480,

от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213,

от 22.02.2012 N 139)

В соответствии с Федеральными законами "О погребении и похоронном деле", "О ветеранах", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" Правительство Российской Федерации постановляет:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 N 51, от 14.12.2005 N 765)

1. Установить, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение:

военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов и лиц начальствующего состава органов налоговой полиции, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 51)

должностных лиц таможенных органов, умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей;

ветеранов военной службы;

участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг:

оформление документов, необходимых для погребения умершего;

перевозка умершего в морг, услуги морга;

предоставление и доставка гроба, урны, венка;

перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);

погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 14676 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 20321 рублей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 765, от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213, от 22.02.2012 N 139)

Оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 765)

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

2. Установить следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:

Погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 20321 рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.2006 N 480, от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213, от 22.02.2012 N 139)

Оплата изготовления и установки надгробных памятников на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, в том числе из числа граждан, указанных в настоящего Постановления, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из федерального бюджета.

Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от норм расходов денежных средств, предусмотренных и настоящего пункта.

Беспрепятственный доступ на кладбища должностных лиц организаций для оказания услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц и установке им надгробных памятников обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 765)

3. Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, указанных в настоящего Постановления, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), на расходы, связанные с реализацией настоящего Постановления.

Преамбулой Положения о службе в органах внутренних дел, которое продолжает регламентировать вопросы прохождения службы в ГПС, установлено, что оно "...регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации". Исходя из изложенного, и рассмотрим признаки службы в органах внутренних дел, в ГПС и сравним их с признаками, характеризующими государственную службу. Здесь необходимо отметить следующее:

Во-первых, и МЧС России, и МВД России все и их органы являются составляющими системы государственных органов исполнительной власти, "силовой структурой" , с присущими только им чётко зафиксированными задачами, компетенцией и соответствующей структурой.

Во-вторых, сотрудники органов внутренних дел и личный состав ГПС, осуществляя в пределах своей компетенции возложенные на них задачи и функции, выступают от имени и по поручению государства.

В-третьих, служба в органах внутренних дел и в ГПС строится на тех же принципах, что и общегосударственная служба.

В-четвёртых, служба в органах внутренних дел, служба в ГПС, как и общегосударственная служба имеют ту же правовую базу, а именно нормы права, изложенные в законодательных актах, постановлениях Правительства, положениях, уставах, наставлениях и инструкциях, т.е. этот вид службы также является правовым институтом, основанным на правовых нормах, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации службы, её прохождения и выполнения возложенных задач.

В-пятых, сотрудники органов внутренних дел, личный состав ГПС состоят на конкретных штатных должностях и за денежное вознаграждение от государства выполняют возложенные на них служебные обязанности.

Таким образом, службе и работе в ГПС, несмотря на её специфический характер, присущи все признаки, характеризующие государственную службу в целом. Специфика такой службы (работы) определяется особенностями поставленных задач и характером служебной деятельности по их решению. Специфика эта заключается в том, что к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются повышенные по сравнению с работниками других видов государственной службы требования к их подготовке, состоянию здоровья, личным, деловым и нравственным качествам.

Условия труда сотрудников органов внутренних дел, как и сотрудников ГПС регламентируются в специальном порядке, предусматривающем их права, обязанности, льготы и отличный от других государственных органов порядок отбора кадров, предусматривающий специальную проверку оформляемых на службу лиц и прохождение ими медицинского и психофизиологического отбора.

Служба лиц рядового и начальствующего состава регулируется специальными нормативными актами, а не трудовым законодательством. Таким кодифицированным актом является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Что касается рабочих и служащих органов внутренних дел, или как всё чаще их называют " гражданским персоналом ", к которому относятся и работники Государственной противопожарной службы, то все вопросы приёма на работу, организации их труда и увольнения решаются по нормам трудового законодательства.

Кроме того, характер решаемых задач предопределяет особый порядок несения службы, применение в органах внутренних дел многих элементов, присущих военной службе, таких как принцип единоначалия, безусловное исполнение приказов и требований уставов, обязательность боевой, огневой и строевой подготовки, поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности, служебной дисциплины по содержанию применительно к воинской, присвоение специальных званий рядового и начальствующего состава, ношение установленной формы одежды и знаков различия, аналогичных военным.

Как и военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел приводятся к Присяге, т.е. дают торжественную клятву на верность Родине, закону и безупречную службу народу.

В статье 2 Положения о службе внутренних дел определены принципы службы в органах внутренних дел. Как и вся государственная служба, служба в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе строится в "...соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчётности сотрудников... соответствующим органам государственной власти и государственного управления, соблюдения служебной (добавим для полноты содержания трудовой для работников ГПС) дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе (работе) по результатам труда, с учётом способностей и квалификации". С принципами, очевидно, всё понятно и далее раскрывать их, видимо, необходимости просто нет.

Особенности прохождения службы в Государственной противопожарной службе.

Являясь в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности" основным видом пожарной охраны страны, Государственная противопожарная служба ныне входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Она выполняет возложенные на неё сугубо специфические функции по защите жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров, организации и осуществлению государственного пожарного надзора в стране за состоянием пожарной безопасности населённых пунктов, предприятий (объединений), учреждений и организаций не зависимо от форм их собственности и организационно- правовых форм.

Особенности прохождения службы и работы личного состава Государственной противопожарной службы определяются не только спецификой решаемых задач, организационно - структурного построения и подчинённостью, но и множественностью различных категорий личного состава: сотрудников, военнослужащих и работников.

Служебно-трудовые правоотношения столь разных категорий личного состава регулируются соответственно и различными законодательными и ведомственными нормативными актами.

Так, сотрудники Государственной противопожарной службы, а это самая значительная категория личного состава, проходят службу в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел со всеми вытекающими из этого последствиями.

Военнослужащие. До 1996 года ими комплектовались подразделения пожарной охраны города Москвы. Комплектуются ими некоторые подразделения, подчинённые Первому управлению Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России. С ними, как и с первой категорией личного состава, просто: они проходят службу по положениям, регламентирующим действительную военную службу офицерского состава, прапорщиков и сверхсрочнослужащих.

На работников Государственной противопожарной службы, как и на весь гражданский персонал службы, в полном объёме распространяется общее трудовое законодательство Российской Федерации.

Такое положение, конечно, разобщает личный состав службы.

Вместе с тем, служебно-трудовые отношения всех категорий личного состава Государственной противопожарной службы регламентируются и безусловно обязательными для них всех ведомственными нормативными актами - Главного управления ГПС, МВД России, а в настоящее время и МЧС России, ну такими, как Боевой устав пожарной охраны, Устав службы пожарной охраны, наставлениями по газодымозащитной службе, по эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, правилами по технике безопасности и т.п. Это уже естественно, объединяет личный состав.

Наличие в Государственной противопожарной службе столь непохожих категорий личного состава обусловливает различный подход к решению вопросов прохождения ими службы, подбора и обучения, увольнения со службы.

К другим существенным особенностям прохождения службы в ГПС, характерным только для неё, следует отнести следующее.

В отличие от служб органов внутренних дел Федеральным Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности" установлено, что в "...Государственную противопожарную службу принимаются граждане... не моложе 17 лет.." (статья 7), в то время, как Положением о службе в органах внутренних дел установлен возраст не ниже 18 лет.

Работникам Государственной противопожарной службы, состоящим в должностях, отнесённых к оперативным, установлено льготное пенсионное обеспечение и пенсии по старости назначаются им при достижении возраста 50 лет при наличии стажа работы в ГПС 25 лет. Перечень таких должностей утверждался МВД России и сегодня ещё действует перечень, утверждённый приказом МВД России от 23.06.95 N 241.

При назначении работников на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими, в стаж службы засчитываются периоды работы в системе Государственной противопожарной службы, причём это правило распространяется и на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших ранее в должностях, замещаемых работниками, и до принятия Закона "О пожарной безопасности". Здесь именно тот случай, когда работа в профессиональной пожарной охране МВД в правовом порядке впервые приравнена к прохождению службы в военизированной пожарной охране МВД.

  1. Отбор кадров - исходный этап в процессе управления персоналом. Содержание деятельности по отбору и комплектованию кадров ГПС.

Не будет преувеличением сказать, что управление персоналом начинается с его отбора, детального изучения кандидатов на службу или работу в Государственную противопожарную службу, принятия решения о зачислении того или иного лица на определённую должность. Именно поэтому отбор кадров - это очень важный, исходный этап в работе с персоналом, от которого, в конечном итоге, зависит эффективность управления персоналом - кого наберём, тем и придётся управлять. Учитывая перспективность данного вопроса в МВД России уделяется повышенное внимание работе по комплектованию личным составом.

Содержание деятельности по отбору и комплектованию определены Положением о службе в органах внутренних дел и Трудовым кодексом Российской Федерации. Приём на службу или работу сотрудников и работников оформляется приказами начальников в соответствии с их компетенцией, а специальное звание рядового соответствующей службы присваивается начальниками, которые имеют право назначать на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Компетенция начальников в этой области определена сегодня уже упоминавшимся Перечнем должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, утверждённым приказом МЧС России от 25.12.2001 № 551. Ранее она устанавливалась пунктами 3.5 "б" и 11.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утверждённой приказом МВД России N 1038 - 1999 года и пунктом 3.4. приказа МВД России N 420 - 1993 года.

Согласно этим нормативно-правовым документам и ранее, и теперь право назначать на должности рядового и начальствующего состава и присваивать при этом первые звания рядового внутренней службы наделены начальники: ГУГПС МЧС России и Первого управления этого главка, начальники территориальных органов управления ГПС субъектов Российской Федерации и специальных подразделений, начальники подразделений Государственной противопожарной службы.

Важным элементом приёма на службу и комплектования подразделения личным составом является работа по отбору граждан, которая под руководством начальника органа управления или подразделения ведётся соответствующими сотрудниками. Цель этой работы - своевременно и качественно заместить вакантные должности в органе управления или подразделении Государственной противопожарной службы, а также направить кандидатов для поступления в учебные заведения ГПС МЧС России.

Работа эта должна вестись планомерно, а её мероприятия необходимо отражать в планах работы в разделе "Работа с кадрами". Разработке плановых мероприятий обычно предшествует глубокий анализ кадрового обеспечения аппарата или подразделения на ближайшую перспективу. При этом обязательно учитываются намечаемые изменения штатной численности, количество незамещённых штатных должностей, возможные перемещения сотрудников и работников по службе по всем основаниям, предстоящие их увольнения по "нормальным" пунктам статьи 58 Положения о службе либо соответствующим статьям Трудового кодекса Российской Федерации, а также среднегодовые показатели увольнений по отрицательным мотивам. Обязательно должна быть учтена разнарядка на отбор кандидатов на учёбу в учебных заведениях ГПС.

Уверен, что большинство присутствующих знает содержание действующей Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 17.05.1994 N 160 и достаточно осведомлено о порядке работы по отбору кадров, но, хочу напомнить, что она состоит из следующих этапов:

Выявление кандидатов;

Изучение кандидатов;

Проверку кандидатов;

Принятие решения о зачислении кандидата на службу или работу, либо об отказе в приёме.

Работа по выявлению кандидатов на службу или работу в подразделения Государственной противопожарной службы осуществляется на основе целевых комплексных программ, разрабатываемых в соответствии со вторым абзацем пункта 2.1 приказа МВД России N 160-1994 г. и проводится по следующим источникам комплектования и направлениям:

1. Информирование населения о порядке приёма и условиях службы (работы) в Государственной противопожарной службе. Эта работа органами управления и подразделениями ГПС проводится в соответствии с названными комплексными программами через средства массовой информации-радио, телевидение, пресса. Реализация программ в этой части осуществляется, как правило, работниками кадрового аппарата с активным участием руководящих кадров заинтересованных подразделений.

Методы её проведения различны и многообразны. Это и публикации в местной прессе об условиях и порядке приёма граждан на службу, об имеющихся вакантных должностях, и организация телевизионных бесед и ответов на вопросы граждан, и распространение объявлений и листовок, и проведение дней открытых дверей, и встречи руководителей с гражданами, особенно при проведении ежегодных торжественных мероприятий с показом пожарной техники в дни пожарной охраны 30 апреля.

2. Профессионально-ориентационная работа с различными группами населения по вопросам службы и работы в ГПС. Работа эта проводится с определёнными группами населения: учащимися школ и техникумов, студентами высших учебных заведений, военнослужащими, особенно подлежащими увольнению в запас, в войсковых частях и органах военного управления (военкоматах), членами молодёжных организаций и спортивных обществ, работниками предприятий, организаций и учреждений.

Методы проведения профессионально-ориентационных мероприятий во многом напоминают методы информирования населения о порядке приёма и условиях службы в подразделениях ГПС, но осуществляются они более глубоко, подробно и целенаправленно, с учётом аудитории.

3. Ведение непосредственного поиска кандидатов на службу в ГПС. Непосредственный поиск проводится вместе с информированием населения и организацией профессионально-ориентационных мероприятий сотрудниками кадровых аппаратов и подразделений Государственной противопожарной службы. Он предусматривает:

Целенаправленную работу в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, войсковых частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости населения;

Направление запросов в школы, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, в войсковые части относительно возможных кандидатов для замещения вакантных должностей в аппаратах и подразделениях ГПС, а также в другие источники, включая центры занятости населения;

4. Первоначальные разъяснительно - ознакомительные собеседования (консультации) с кандидатом проводятся когда он уже определён и имеется необходимость разобраться в нём более детально. Формы этой работы хотя и разнообразны, но произвольны.

Принятие решения о приёме (или отказе в приёме) Завершив изучение и проверку, кандидата в кадровый аппарат оформляет заключение о его приёме на службу или работу в подразделение Государственной противопожарной службы, состоящее из следующих разделов:

Справка о результатах предварительного изучения кандидата, отбираемого на службу или работу в Государственную противопожарную службу либо на учёбу в учебные заведения ГПС МЧС России;

Заключение военно-врачебной комиссии о годности кандидата по состоянию здоровья на службу, работу или учёбу;

Результаты изучения физической подготовленности кандидата;

Результаты изучения и проверки биографических данных кандидата;

Решение начальника органа управления или подразделения Государственной противопожарной службы, имеющего право назначения на должность.

В соответствии со статьёй 12 Положения о службе в органах внутренних дел кандидат может быть назначен стажером по должности с испытательным сроком. Продолжительность испытательного срока указывается в решении начальника о приёме, здесь определяется и наставник. Делается это для дальнейшего изучения деловых и личных качеств кандидата.

Если принимается решение о приёме на службу или работу, кандидат пишет заявление и даёт письменное обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную, военную и служебную тайну. Заключение о приёме на службу и заявление кандидата служат основанием для заключения с ним контракта о службе в Государственной противопожарной службе. В случае, если кандидат в настоящее время не может быть назначен на должность, или стажером по должности по причине, не препятствующей приёму на службу или работу, то его включают в резерв.

Частью 5 статьи 8 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрено три организационно-правовых способа замещения должностей рядового и начальствующего состава:

Посредством назначения на должность, когда-то бывший единственным способом для решения подобных проблем;

По конкурсу, получающий в настоящее время значительное применение;

Путём заключения индивидуальных контрактов, который, судя по всему, станет одним из главных способов.

В связи с этим нельзя не отметить, что:

Во-первых, сам по себе способ замещения должностей в определённой мере влияет на порядок прохождения службы, во всяком случае на такие существенные моменты, как установление и продолжительность испытательного срока, периодичность аттестации, возможность и порядок перемещения по службе, увольнение из органов внутренних дел;

Во-вторых, порядок и условия применения указанных способов замещения должностей в органах внутренних дел отнесены к компетенции МВД России и до настоящего времени в организационно-правовом плане в полном объёме ещё не урегулированы;

В-третьих, и в органах внутренних дел, и в ГПС МЧС России до настоящего времени отсутствует необходимый опыт замещения должностей по контракту, что пока отрицательно сказывается на практике его применения.

Тем не менее, несмотря на недостаточную проработанность, большинство должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в настоящее время замещается путём заключения индивидуальных контрактов. Напоминаю, что контракт - это соглашение между гражданином и ГПС МЧС России, в лице соответствующих должностных лиц, естественно, по которому гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, правила внутреннего распорядка и требования нормативных актов, регламентирующих службу и работу в ГПС. МЧС России, ранее было МВД России, а в определённых случаях и органы исполнительной власти обязуются обеспечивать гражданину предоставление всех видом довольствия, права, льготы и создавать условия для службы, предусмотренные действующим законодательством, Положением о службе в органах внутренних дел и контрактом.

Результаты отбора кадров на службу в подразделения Государственной противопожарной службы отражаются в годовых отчётах и ежегодно обсуждаются на служебных совещаниях в целях выработки мер по совершенствованию этого направления служебной деятельности.


Похожая информация.