Защита прав и интересов человека в суде. Судебная защита прав и свобод личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

В данном случае использование судебного аппарата было чрезмерным, когда существовали менее серьезные средства разрешения конфликта между участвующими. Это положение противоречит эффективному осуществлению права на свободное выражение мнения, поскольку оно налагает общий запрет на публикацию информации, содержание которой является предметом общественных интересов. Это представляет собой форму цензуры, строго запрещенной в Конституции и международных договорах, к которым относится государство, которые предусматривают, что, как правило, распространение любой информации должно быть разрешено, за исключением случаев, когда это может нарушить права детей и подростков.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План работы

Введение

1. Судебная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации

2. Конституционный Суд РФ - формы защиты прав и свобод человека и гражданина

Заключение

Для всех остальных случаев единственным допустимым ограничением является наложение последующих обязательств на условиях, указанных в предыдущих пунктах. Более того, двусмысленность и амплитуда этого положения на практике могут препятствовать распространению информации, мнений, отчетов или воспроизведения в любом виде, поскольку она не устанавливает четких ограничений на то, какая информация может нарушать права, закрепленные в статьях 18 и 7 Конституции Эквадора. Это ограничение является чрезмерным в состоянии права, в котором необходимо, чтобы пресса могла разоблачить общественные вопросы, связанные с тем, как правительство распоряжается государственными средствами.

Список литературы

Введение

Любой суд в стране берет на себя обязательство защищать конституционные права и свободы граждан, в него обратившихся. Однако поскольку основные конституционные права и свободы личности имеют особую природу и роль, то в мировой практике наметилась тенденция специальных мер их защиты. Отсюда особую роль в защите основных прав и свобод человека призван сыграть Конституционный суд Российской Федерации. Ежедневно граждане сталкиваются с тем, что правоприменительные органы, вынося решение по судебному делу, опираются на явно или неявно неконституционные положения закона. Бороться с этим - задача Конституционного Суда РФ, одной из функций которого является проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Гарантированная возможность защищать свои права в Конституционном Суда является одной из базисных составляющих современного правового статуса личности в России. Граждане активно реализуют это право, но, как показывает практика и статистика, большинство из подаваемых гражданами жалоб не принимаются. Поэтому актуальным является рассмотрение причин такого положения дел.

Это тесно связано с соблюдением правовых норм, касающихся государственных закупок и справедливого осуществления права на свободное выражение мнения, которое может быть косвенно ограничено путем произвольного и дискриминационного распределения официальной рекламы.

Со своей стороны, Двадцать первый Гражданский и Коммерческий Суд Пичинча с ручкой в ​​городе Кито принял эти критерии посредством обработки действия и последующего предоставления ее в пользу государственного образования. Выводы Двадцать первого Гражданского судьи Пичинча в этом отношении превосходят конкретный случай и создают опасный прецедент для обеспечения основных прав, на которые имеет право каждый человек. Как доктрина, так и международная юриспруденция в области прав человека признали великое достижение, которое для человечества было признанием гарантий, присущих человеку, которые в силу этого не могли быть нарушены или нарушены, за исключением исключений и процедур и конкретные условия.

1. Судебная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита - наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Право на судебную защиту - естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности». Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М., 2007.с. 92.

С их признанием и последующим принятием государствами особых обязательств уважения и гарантии предпринимались усилия, направленные на то, чтобы помешать им произвольно распоряжаться жизнью, свободой, личной неприкосновенностью и другими правами тех, кто подпадает под их юрисдикцию. В этом смысле права человека составляют первый и лучший защитный механизм гражданина против возможных злоупотреблений властью государственными учреждениями или государственными агентами.

Международные суды подтвердили, что права человека являются механизмом ограничения власти государства и возможных произвольных актов государства и признают, что последний является гарантом осуществления таких прав на практике. С первого спорного решения, принятого Межамериканский суд по правам человека, этот суд был утверждая, что «основа международной защиты прав человека заключается в необходимости защиты потерпевшего от произвола государственной власти.» Аналогичным образом, он утверждал, что «права человека представляют собой высшие ценности, которые не возникают из-за того, что они являются гражданами определенного государства, но основаны на атрибутах человеческой личности» и что осуществление публичной функции ограничивает они вытекают из того факта, что права человека являются неотъемлемыми атрибутами человеческого достоинства и, следовательно, превосходят власть государства.

Судебная власть, самостоятельная и независимая, основанная на демократических принципах правосудия, призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты, государство создает систему судов, таким образом, судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Судебную систему можно разложить на три элемента - федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Таким образом, судебное решение, которое приписывает государству право собственности, которое по своей природе невозможно осуществить, а также налагает на лицо обязательство соблюдать эти несуществующие права, приводит к уменьшению обязательств Эквадора в отношении права человека, которые налагают обязанность уважать и гарантировать их, не предоставляя никаких видов физических упражнений или владения ими. В соответствии с юрисдикцией, созданной двадцать первым Гражданским судом, в любое время государство может выносить эти права на себя, противостоять им против своих истинных владельцев и использовать их в качестве средства для ограничения их в ущерб последним.

Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О конституционном суде»).

В этом смысле уместно утверждать, что любая мера, которая стремится игнорировать строго человеческий характер основных прав, закрепленных в Конституции и международных договорах, представляет собой, по крайней мере, серьезную угрозу для ее эффективного осуществления и ставит под угрозу существование такой же верховенства закона, главной причиной которого является обеспечение прав своих граждан. Так называемые «права» государства, его институтов или его агентов не могут сосуществовать с этой моделью, не говоря уже о том, чтобы использовать их в качестве механизмов, препятствующих осуществлению способностей, присущих его гражданам.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.). Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

Права и прав человека. Бразильской правовой системы и прав человека. Реализация международных прав человека в Бразилии. Верховенство прав человека. Права человека являются основными правами всех граждан, являющимися неотъемлемыми правами человека. Поэтому его эволюция и позитивность в бразильской правовой системе имеют неоспоримое значение.

Эти права не были сразу завоеваны и признаны, и была борьба за ее реализацию. Таким образом, «Основные права человека» перешли от человека к коллективе и от этого к категории прав солидарности. Эта работа намеревается проанализировать эволюцию прав человека и ее влияние в бразильской правовой системе. Этот вопрос имеет первостепенное значение для демократического верховенства права и является плодом долгого завоевания, которое еще не застопорилось во времени.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст.3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ». В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

В социальной среде существует несколько индивидуальных интересов, которые сталкиваются друг с другом. В силу этого необходимы законы для сбалансирования и гармонизации сосуществования людей. Каждое общество имеет свою культуру и мораль. Социальное поведение, как правило, повторяется в социальной среде, получая ценность, которая в зависимости от времени и культуры может быть социально приемлемой или предосудительной. Например, поведение, существующее в прошлом, в наши дни не одобрено. Нужно только думать об исторических изменениях, как экономических, так и политических.

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Таким образом, общества не статичны и со временем меняются. С этой социальной динамикой происходит изменение ценностей, что требует нормативного обновления. Поэтому законы должны приниматься с учетом потребностей общей жизни, различий, образа мышления и действий, а также существующей культуры. Законная власть должна соблюдать повторение поведения со стороны общества и, основываясь на этом поведении, издавать законы, которые должны отвечать пожеланиям людей, разрешать конфликты и приравнивать их к одинаковым и неравным.

Чтобы члены общества жили гармонично и пассивно, должны быть правила для его заказа. Но для того, чтобы эти правила соблюдались, должна существовать центральная власть, которая делает правила, обеспечивает их соблюдение и контролирует их эффективность, поэтому люди отказываются от этой власти, чтобы контролировать общество абстрактной сущностью, которая он несет ответственность за межсубъектный мир, через социальный контракт, родившееся государство. Как следствие этого договорного отношения, строительство правового порядка, свойственного Гражданскому государству, возникает либо путем защиты существующих прав человека и поддержания гражданина, согласно Локку, либо путем установления порядка, построенного правителем Гобесия Левиафаном.

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

В средние века власть была децентрализована, а правители были феодалами, а король был просто «декоративной фигурой». В этот период выделяется сила Церкви, которая, во имя Бога, контролирует общество. С другой стороны, в эпоху современности существовала власть, которая держала власть, Абсолютного Царя, который контролировал подданных. Власть была произвольной и сосредоточена на одном человеке.

Рабочие страдали от чрезмерного рабочего дня, который практикуется в нездоровых условиях, а затем из-за этого недовольства они начали собираться в ассоциациях, тем самым вызывая профсоюзы, приводя к завоеванию социальных прав. Среди всех прав, изложенных в данном законе, права человека являются самыми важными и должны преобладать над другими правами. Эти права имеют первостепенное значение для эффективности социальной гармонизации. Все люди заслуживают уважения и признания своего достоинства посредством их защиты от арбитража государственной власти и признания минимальных условий жизни.

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

Трансформация закона происходит вместе с изменениями в социальной среде, что совершенно очевидно, если мы рассматриваем в качестве парадигмы вопрос об этих правах. Идея прав человека не зарождалась во времени, ее происхождение восходит к древнему Египту и Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. В Греции появилось несколько исследований о необходимости равенства и свободы человека, в частности римского права, в котором создан комплексный механизм защиты индивидуальных прав в отношении государственного арбитража.

В средние века в различных правовых документах признавалось существование прав человека с целью ограничения власти государства. Однако в этом документе идея прав человека не стабилизировалась, и на международном уровне появилось несколько уставов: Африканская хартия прав человека и народов, Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация прав народов, Декларация Американская декларация прав и обязанностей человека, Торжественная декларация коренных народов мира и другие.

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Кроме того, права человека имеют разные поколения, согласно мутациям социальных идеологий. Права рождаются не сразу. Они рождаются, когда они должны или могут родиться. Первое поколение прав освящает права на отрицательную свободу, в отличие от действий государства.

Второе поколение прав - это социальные, культурные и экономические права, связанные с позитивностью действий государства, с заботой о материальном равенстве. В этот период родилось государство всеобщего благоденствия, как и в нацистской Германии, фашистская Италия, франкоистка Испании, салазаристская Португалия, Черчилль и Аттл, Эра Варгас и другие.

В перечне полномочий КС РФ нас применительно к рассматриваемой теме интересует пункт о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Права человека - главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.

Б.С. Эбзеев указывает, что институт конституционной жалобы - это своеобразный «способ участия личности в осуществлении государственной власти», поскольку положительное решение КС РФ по жалобе о нарушении прав и свобод человека в конечном итоге отражается на законодательстве, влияет на дальнейшее применение нормы закона. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М., 2007.с. 96 Граждане своими жалобами, равно как и их объединения и государственные органы через свои обращения в Конституционный суд, «толкают» судебную власть России в лице Конституционного суда, фактически осуществлять правотворческие функции, и это признается подавляющим большинством отечественных авторов - теоретиков и практиков. Постановления Конституционного суда (часть решения) отдельными исследователями признаются ratio desidendi и на этом основании относится к прецедентам. Эксперты констатируют прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации. Прецедент же не был бы создан без частного обращения гражданина (объединения граждан или государственного органа) в суд. Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Как отмечает Н.В.Витрук, дела по рассмотрению конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел, и определяется это следующими факторами: во-первых, в жалобе должно быть отчетливо выражено мнение заявителя о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода - т.е. именно то, что, согласно ст. 2 Конституции РФ, является высшей ценностью. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: уч. пос. для вузов. - М., 1998. С. 180 Именно конституционный аспект является главным в предмете рассмотрения данной категории дел. Во-вторых, как уже было упомянуто, конституционные суды - это не апелляционная, кассационная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в общих судах. Конституционный суд выносит решение лишь об оценке конституционности закона или подзаконного акта, действий должностных лиц, признавая их соответствующими или не соответствующими конституции. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности.

Глава XII ФКЗ «О КС РФ» носит название «Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан». Пять статей закона (ст.ст. 96-100) раскрывают порядок и особенности конституционного судопроизводства по данным делам.

2. Конституционный Суд РФ - формы защиты прав и свобод человека и гражданина

Конституция РФ 1993 г. центральное место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению и защите. Важная роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ. В соответствии с Конституцией и ее положениями о конституционном судопроизводстве (ст. 118) в 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде, который значительно изменил объем его полномочий по сравнению с прежним Законом и внес определенные структурные, организационные и процедурно-процессуальные коррективы.

По новому Закону Конституционный Суд не располагает правом законодательной инициативы в неограниченном объеме, как это было раньше, а только по вопросам, отнесенным к его ведению. Конституционный Суд лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать объективность и беспристрастность его деятельности.

Одновременно с изъятием из ведения Конституционного Суда РФ права законодательной инициативы, рассмотрения дел по собственной инициативе, о конституционности политических партий и общественных объединений законодатель наделил Суд рядом новых важных полномочий. К их числу относятся следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.

Если вести сопоставление, беря за основу круг субъектов, обладающих правом индивидуальной пли коллективной жалобы, то очевидно, что ч. 1 ст. 66 прежнего Закона содержит более развернутый их перечень: граждане РСФСР, СССР, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица. По закону 1994 г. к ним относятся граждане и объединения граждан, а также «иные органы и лица, указанные в федеральном законе» (ст. 96). Если же при сравнении законов исходить из общепринятых в системе конституционного правосудия форм контроля, которые непосредственно связаны с функцией защиты нрав человека, - абстрактный контроль, конкретный контроль, индивидуальная жалоба, - то закон 1994 г. вводит новую форму конкретного контроля и существенно модернизирует форму индивидуальной жалобы.

Индивидуальная жалоба в российской системе конституционного правосудия, как уже отмечалось, по прежнему Закону о Конституционном Суде 1991 г. была установлена в форме обжалования обыкновений. Гражданин мог обжаловать лишь решения и другие акты, вынесенные в последней судебной инстанции, а не примененный Закон. Однако признание Конституционным Судом актов других судов неконституционными не лишало юридической силы нормы, примененные в конкретном деле. На практике они продолжали действовать в отношении других дел и могли быть отменены только законодателем. Такой порядок не способствовал соблюдению режима конституционной законности.

По новому Закону о Конституционном Суде подача жалобы не связывается с понятием обыкновения. Согласно ч. 1 ст. 96 этого Закона, правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или объединения граждан, включая юридических лиц и общественные организации, а также иные лица и органы, указанные в федеральном законе. Тем самым устанавливается своего рода «открытый перечень» субъектов права, жалобы: их круг может быть расширен, если это предусмотрено федеральным законом. Новый Закон исходит из равного правового статуса гражданина и иностранца и соответственно распространяет па последнего право подачи конституционной жалобы. По сравнению с прежним, новый Закон о Конституционном суде не устанавливает в отношении жалобы каких-либо особых требовании ее оформления и подачи, а распространяет на нее общие правила, действующие для всех видов обращении, направляемых в Конституционный Суд (ст. 36 - 38). Это, упрощает процедуру подачи жалобы. В положениях об основаниях допустимости жалобы сформулированы только два требования, которым она должна удовлетворять, чтобы быть принято Судом к рассмотрению. Во-первых, оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина; во-вторых, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде пли ином органе, применяющем закон (ст. 97). Иными словами, гражданин или объединение граждан не могут обжаловать закон вне связи с конкретной и реальной угрозой для своих прав и свобод. Таким образом, основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона. При этом, как уточняется в Комментарии к Закону о Конституционном Суде, для признания допустимости жалобы не имеет значения, были ли в действительности нарушены нрава гражданина в конкретном деле. Конституционный Суд воздерживается от установления фактических обстоятельств, подтверждающих такие нарушения, поскольку это входит в компетенцию других судов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы нрава 1 .

При анализе положении Закона об условиях принятия индивидуальной жалобы к рассмотрению, т.е. определения се допустимости, нельзя не обратить внимание па отсутствие в нем такого общепринятого требования, как использование всех доступных гражданину средств правовой защиты. Это требование расценивается обычно как воплощение идеи о том, что Конституционный Суд должен вмешиваться лишь в исключительных случаях, а индивидуальная жалоба считается чрезвычайным правовым средством защиты прав и свобод человека. К ней нельзя прибегнуть, когда обжалование может быть осуществлено иным путем. Отсутствие в Законе нормы об исчерпании всех правовых средств защиты в качестве условия принятия жалобы в определенной мере облегчает гражданину доступ в Конституционный Суд, освобождая его от необходимости хождения по инстанциям. По смыслу ст. 96 гражданин в связи с применением по делу закона, нарушающего его права и свободы, может сразу же обратиться с жалобой в Конституционный Суд. Анализируя роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина и особо выделяя его правозащитную функцию как непосредственно вытекающую из концепции правового государства, конституционного принципа приоритета прав и свобод, мы находим подтверждение этому и в норме нового Закона. Так, в ч. 3 ст. 43 - об отказе в принятии обращения к рассмотрению особо оговаривается: "В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу пли в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан". Смысл этой важной оговорки состоит в том, чтобы нарушение прав и свобод было устранено в любом случае, а права и свободы были восстановлены.

Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение в защите прав и свобод человека и гражданина имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля. Он осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов. Такая форма контроля расширяет возможности защиты прав и свобод граждан, поскольку подключает к этой деятельности широкий круг правоприменительных органов - судов. Учитывая опыт использования формы конкретного контроля в других странах и ее эффективность в защите прав человека, Конституция РФ ввела в систему конституционного контроля новую форму проверки конституционности законов по запросам судов (ч. 4 ст. 125). В соответствии с этим в ст. 101 Закона о Конституционном Суде говорится: «Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона». Последствием внесения запроса по закону является то, что с момента принятия судом решения обратиться в Конституционный Суд и до принятия последним постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом решения приостанавливается (ст. 103). Эта новая, ранее неизвестная российской системе конституционного контроля форма имеет большое значение. Смысл ее состоит в том, что она должна внедрять конституционные принципы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также укреплять конституционную законность в отправлении правосудия, воздействуя в этом смысле на всех участников судебного процесса.

Форма конкретного контроля ориентирует суд при рассмотрении дела па поиск наиболее оптимальной с позиции защиты прав человека оценки соответствующего закона. В процессе применения процедуры конкретного контроля за конституционностью законов в западной доктрине и судебной практике сформировалась следующая установка: если при толковании подлежащего применению закона возникает несколько вариантов его прочтения, то предпочитается тот, который гарантирует защиту прав и свобод человека и исключает возможность их нарушения. В условиях проведения в России глубинных реформ всех отраслей права и соответствующих изменений законодательства значение конституционного контроля по запросам судов невозможно переоценить. Осуществляя разбирательство по конкретному делу, суд общей юрисдикции обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон полностью соответствовал Конституции (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ст. 101 Закона о Конституционном Суде РФ).

Осуществление права запроса о соответствии применяемого закона Конституции ставит перед любым судом и проблему различения права и закона, т.е. выявления правовой сущности закона. В рамках концепции правового государства упор всегда делается именно на правовой характер закона, который по своему содержанию должен соответствовать основополагающим демократическим ценностям. Права человека должны выступать основанием правового пространства, т.е. вся сфера позитивного законодательства должна постоянно соизмеряться с правами человека, получать «человеческое измерение». Из этого следует, что они выступают высшим легитимирующим источником властных функций государства.

В соответствии с этим в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие пли умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это значит, что законы должны быть правовыми и только верховенство таких законов и их соблюдение создают соответствующий требованиям правового государства режим законности. Рассматриваемое в этом контексте право судов ставить вопрос о конституционности закона обязывает самих судей давать оценку правового содержания закона и тем самым исключать возможность действия и применения неправового, т.е. правонарушающего, закона. Это правомочие - оценивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека - расширяет ответственность судей за укрепление конституционной законности.

Важнейшим аспектом правозащитной деятельности органов конституционного контроля является проблема ограничения прав и свобод и пределы таких ограничении. Как известно, конституции предоставляют законодателю полномочия при определенных условиях и в определенных границах регулировать нрава и свободы человека и гражданина, издавая законы и соответствующие им нормативные акты, в которых определяются условия, порядок осуществления, гарантии защиты и формы ответственности за их нарушения.

Установление границ и пределов действия прав и свобод является одной из наиболее сложных проблем юридической системы. Решая се, законодатель должен руководствоваться принципами и нормами конституции. Вводимые им ограничения составляют важный аспект деятельности органов конституционного контроля. Исходя из посылки о том, что конституционные ограничения выступают показателем, позволяющим определять степень свободы и защищенности личности, конституционные суды решают, насколько вводимые ограничения соответствуют принципам правового государства и демократии, конституции и общепризнанным принципам международного права. В практике конституционных судов, а также региональных и международных органов по защите прав человека сложился ряд принципов и концептуальных установок для определения конституционности таких ограничений. К их числу относится отсылка к закону. Согласно данному принципу нормативная регламентация прав и свобод человека, а также их ограничения возможны только на уровне закона, соответствующего общим положениям конституции относительно допустимости и объема вводимых ограничений.

Другим важным принципом считается соразмерность чрезмерных ограничений прав и свобод. Смысл его в том, чтобы выяснить, действительно ли опасность для конституционного строя и правопорядка настолько велика и реальна, что законодатель обязан ограничить права и свободы человека, и соразмерны ли они возникшей угрозе. Особые сложности и конфликты касаются тех прав и свобод, для которых конституция не устанавливает прямых оговорок, сужающих их содержание.

Выход из такой ситуации конституционные суды ряда зарубежных стран находят в принципе сохранения сущностного содержания прав и свобод, смысл которого - дополнительные правозащитные гарантии против чрезмерных ограничений. Это требование призвано обеспечить сущностное содержание прав и свобод; оно используется как заслон против опасности «опустошения» этих прав, как панацея от многочисленных отсылок к закону, когда парламент может ввести такие ограничения, которые «выхолостят» содержание прав и свобод человека. Из этого следует, что ограничения должны быть сведены к необходимому минимуму, а чрезмерные ограничения - запрещены.

Теория и практика этой деятельности основываются на том, что подобные ограничения находятся в зависимости от специфических условии существования каждого государства и устанавливаются им самостоятельно. Однако в современных условиях международное сообщество выводит эту проблему за пределы внутренней компетенции государства. Основные международные документы по правам человека определяют принципы введения ограничений, необходимых и допустимых в демократическом обществе, а также их пределы. Такие ограничения подразделяются на общие, перечисляющие условия, цели и пределы ограничений, и специальные, сопровождающие конкретные права и свободы.

Таким образом, главная проблема защиты прав и свобод человека состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений ограничениями. Панацеей от таких злоупотреблении, как уже отмечалось, служит принцип соразмерности и выводимая из пего формула о запрете чрезмерных ограничений. Этот запрет означает, что допустимые по Конституции и международным документам о правах человека ограничения должны по содержанию и объему соответствовать целям вводимых ограничений и могут применяться только для защиты иных равнозначных правовых ценностей. Применяемые средства защиты к тому же должны быть необходимы, оптимально пригодны и соразмерны.

Заключение

право конституционный суд защита

Конституционный суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.). Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

Права человека - главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.

Законодатель наделил Конституционный Суд рядом новых важных полномочий. К их числу относятся следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.

Список литературы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря - 1993г.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 июля 1994г. №13. - Ст.1447.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: уч. пос. для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

Ермошин Г.Т., Масютина Н.С. Судебная арбитражная практика применения актов Конституционного Суда Российской Федерации // Законодательство и экономика - 2005 -№2.

Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. - №12. - 2004г.

Кажлаев С.А. Судебное усмотрение в деятельности Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. - №11. - 2003г.

Кравец И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права, 2003 - №8.

Кудрявцев М. Порядок обращения в конституционный суд Российской Федерации - М.: Норма, 2003.

Лазарев Л.В. Исполнение решений Конституционного Суда РФ // Российская юстиция - 2002 - №9.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003 г.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: уч. пос. для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности правового статуса, функции Конституционного суда РФ, возможность защиты прав и свобод граждан. Основания и порядок обращения граждан, решения, принимаемые Конституционным судом. Законодательное регулирование конституционного судопроизводства.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2016

    Принципы демократического общества и международные общепринятые стандарты прав человека. Суды в механизме защиты свобод человека и гражданина. Содержание прав в уголовном и гражданском судопроизводстве. Институт конституционной жалобы, его функции.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Конституционная защита социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина. Установление роли, значимости существования и работы Конституционного Суда РФ в российском обществе как института защиты экономических и социально-культурных прав.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

    магистерская работа , добавлен 24.06.2015

    Нормативное регулирование. Основные права человека и гражданина в США, судебная защита прав и свобод. В деле защиты прав и свобод человека и гражданина Верховный суд обладает огромной властью, так как он представляет единственный орган.

    реферат , добавлен 20.01.2004

    Природа прав и свобод человека и гражданина, история их возникновения, виды и проявление в гражданских правоотношениях. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере защиты прав потребителей. Судебная практика рассмотрения дел.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2014

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Право судебной защиты как конституционное право человека и гражданина. Полномочия деятельности Конституционного Суда РФ. Изучение критериев допустимости подачи жалобы в суд. Специфика судопроизводства по жалобам и защите конституционных прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Решения Конституционного Суда РФ: правовая природа и содержание. Правовые позиции в области реализации права на эффективное восстановление нарушенных прав и свобод. Право на обращение в суд, на рассмотрение дела беспристрастным и независимым судом.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2017

    Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции. Не допускается создание чрезвычайных, шариатских судов, «троек», осуществление самосуда по мотиву кровной мести и т.п.

Судебная защита прав человека - совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.

Правосудие - это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Но применение этого способа защиты возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотрения доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В этих условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношении с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

С сожалением приходится констатировать, что в Российской Федерации роль суда как гаранта прав личности пока еще крайне низкая. Мы уже привыкли: что ни газета, то судебная драма. Нет смысла пересказывать варианты судебных ошибок - их бесконечно много. Вопрос в другом: как быстрее избавиться от этого социально опасного зла, творимого под видом правосудия? Почему суд не замечает явного брака в работе следователя и прокурора?

Причин тому много. Из-за культивировавшегося советской властью пренебрежения к регулирующим возможностям права, подмены юридических актов волевыми решениями, голым администрированием суд изначально оказался низведенным до уровня обычного управленческого учреждения.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.46). Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует представитель) и т.д. Это право гарантируется не только гражданину, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в Конституции, отраслевом законодательстве, других нормативных или индивидуальных правовых актах.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российский суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Более десяти лет проводится судебная реформа, которая предусматривает:

а) создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина;

б) отправление правосудия на основе принципа состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от выполнения несвойственных для него функций;

в) участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

г) усиление судебного контроля на стадии предварительного следствия;

д) расширение доступа к правосудию;

е) обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.

За прошедшие годы приняты определенные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти. Вступили в силу такие новые законы, как «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Принят также ряд существенных дополнений и изменений в действующие Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодекс, а также постановлений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на усиление судебной защиты конституционных прав человека и гражданина, расширение возможностей доступа граждан к правосудию.

Важным шагом в создании механизмов защиты прав человека в России стал Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Он устранил существовавшую ранее дискриминацию и закрепил право каждого на судебную защиту прав и свобод.

В последние годы принят ряд новых нормативных актов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека. Однако, правовая база, обеспечивающая в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, еще не создана. Затягивается принятие базовых для правосудия законов о судах общей юрисдикции, о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об адвокатуре, о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, о ювенальной юстиции и т.д.

Острой продолжает оставаться проблема своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел. По оценкам Верховного Суда РФ, каждое пятое уголовное дело и каждое шестое гражданское дело рассматривается с нарушением процессуальных сроков, чем грубо нарушаются права человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федераций, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Граждане редко обращаются в суды, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины. Судьи неправомерно отказывают в принятии исковых заявлений. Сроки исполнения судебных решений повсеместно нарушаются, система судебных приставов работает неудовлетворительно, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба.

Однако осуществлению правосудия в соответствии с законом препятствуют объективные факторы.

Судебная система испытывает острый недостаток в кадрах, отсутствует необходимое количество народных заседателей. Упростить процедуру рассмотрения дел и разгрузить суды могли бы мировые судьи, однако закон «О мировых судьях в Российской Федерации» по сути дела не работает.

Финансирование судов оставляет желать лучшего. В судах отключаются телефоны, отопление, электроэнергия, нет средств на оплату почтовых расходов, возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса. Здания и оборудование большинства судов находятся в аварийном состоянии, не приспособлены к отправлению правосудия.

Недостаточность финансирования ведет к прямой зависимости судей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Существуют большие претензии как к качеству работы судей, так и к их моральному облику. Ошибки, допускаемые судами при применении материального и процессуального законодательства, влекут пересмотр и отмену соответственно 15% уголовных дел и около 30% гражданских дел.

Государство не выполняет взятых на себя обязательств по обеспечению конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Таким образом, судебную защиту прав человека в России не следует идеализировать, но и пренебрегать ей тоже не стоит. Несмотря на все недостатки, судебная система защиты прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав. Судебная система представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды. Конституционные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации (по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, по проверке запросов судов о конституционности законов, применяемых в конкретных делах);

Система федеральных судов общей юрисдикции:

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные (по делам о воинских преступлениях, дисциплинарных проступках и по гражданским делам, отнесенным к их компетенции) и специализированные суды;

Система федеральных арбитражных судов:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).

К судам Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Теперь о Верховном суде Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст.126) Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров между органами государственной власти.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличие ходатайства обвиняемого.

По сложившейся практике уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

Согласно Инструкции по делопроизводству в Верховном суде Российской Федерации от 18 ноября 1996 г. в суде ведется прием граждан, обжалующих вступившие в законную силу судебные решения. Запись граждан на прием проводят заместитель начальника отдела приема граждан и старший консультант. Они же разъясняют порядок обжалования судебных постановлений и какой государственный орган полномочен разрешить их жалобу. Прием проводят судьи.

Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к компетенции Суда или они не могут быть разрешены принимающим, то посетителю дается разъяснение, куда ему следует обратиться.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежаще оформленных судебных материалов: -

копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции; -

копии кассационного определения; -

ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке; -

доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

Если заявитель не имеет при себе необходимых документов, ему разъясняют порядок их получения. В случае, когда гражданин лишен возможности собрать необходимые документы, ему предлагается оставить жалобу в Суде для принятия решения по жалобе без личного приема.

Письменные ответы о принятом решении по жалобам вручаются в день приема. В случае оставления жалобы без удовлетворения, приложенные к ней документы возвращаются заявителям.

Надлежаще оформленные надзорные производства по жалобам, рассмотренным на личном примере, в трехдневный срок передаются в соответствующий судебный состав, секретариат Президиума или в отдел проверки судебных решений в порядке надзора.