Распоряжение об обследовании арендованного земельного участка. Обследование объектов земельных отношений

Процесс изучения отношений в системе владения земельными участками

В законодательстве Российской Федерации обследование объектов земельных отношений является обязательным требованием. В соответствии с Земельным кодексом земля может расцениваться в нескольких понятиях. Прежде всего, земля выступает важным природным ресурсом, который может быть использован в интересах государства или частных лиц. В юриспруденции земля часто расценивается, как собственность или имущество. На практике чаще всего земельный участок подлежит разделу, если речь идет об общей собственности или наследстве.

В целях повышения продуктивности сельского хозяйства могут создаваться искусственные земельные участки, которые имеют статус недвижимого имущества. Регистрируется такая собственность официально, право распоряжаться имуществом закрепляется за организацией или частным лицом.

Собственники имеют право на проведение практически любых действий на территории своего земельного участка. Порядок передачи прав также может устанавливаться в индивидуальном порядке. Государство создает правила и нормы, которые помогают налаживать отношения в сфере земельного законодательства.

Делимым участок можно назвать, когда во время раздела каждая его часть приобретает независимый характер и может называться земельным участком. Стоит учитывать, что земля может носить статус объекта отношений только до момента раздела.

Участки подлежат разделу только в том случае, если указанная процедура не приведет к определенному уменьшению размера, который предусмотрен государственным законодательством. Административное обследование объекта земельных отношений предполагает и наличие субъектов, таких, как:

  • собственно государство;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • государственные структуры;
  • муниципальные структуры.

Физическими лицами в данном случае могут выступать:

  • граждане Российской Федерации;
  • граждане, имеющие иностранное гражданство;
  • лица, которые по факту не имеют доказательств гражданства какой-либо страны.

Составление официального документа

составляется соответствующими должностными лицами, которые имеют непосредственное отношение к надзору земельному Российской Федерации. Исполнительные лица имеют право проводить, как плановые, так и неплановые проверки, цель которых заключается в установлении факта выполнения требований в соответствии с законодательством сферы земли.

Проведение проверок всегда носит официальный и открытый характер, отчеты должностных лиц могут иметь публичное размещение. В процессе исследования особое внимание уделяется состоянию и способу эксплуатации всех объектов отношений земельных. Порядок проведения процедур имеет четкий алгоритм действий, предусмотренный законодательством. Основаниями для проведения мероприятий по обследованию объектов является информация, источниками которой являются:

  • юридические архивы;
  • официальные ресурсы общего пользования и доступа;
  • информационные системы государственного и муниципального уровня;
  • данные, полученные от всеобщего мониторинга земельных ресурсов;
  • документы, которые отображают результаты проведенных ранее обследований;
  • информация, которая была получена с помощью дистанционного метода передачи данных;
  • результаты научных исследований в сфере изучения состояния почв, экологии и внутренних вод;
  • данные, которые были получены посредством визуального осмотра объекта земельных отношений.

Акт административного обследования объекта земельных отношений служит подтверждением проведения операций. На основе официального документа осуществляется анализ полученных данных, порядок которого регламентирован государственным законодательством.

Начать процедуру проверки должностные лица имеют право без предварительного контакта с собственниками земельного участка. Это понятие обусловлено правилами обязательности и государственности. Проведение рейдов (плановых осмотров) не относится к административному типу обследования. Государственный Федеральный надзор экологический также не учитывается административными обследованиями. Данные проверки имеют иной правовой характер, их понятие закреплено за другими структурами.

Как указывалось выше, обследования административного характера требуют наличия определенных сведений. По большей степени данными пользуются должностные лица, которые осуществляют непосредственное обследование условий и способов реализации объектов отношений земельных. Должностные государственные лица имеют право запрашивать необходимые сведения у следующих структур:

  • органы власти государственной;
  • органы власти муниципальной;
  • организации, которые выполняют функции информационной системы для государственных и муниципальных структур;
  • владельцы фондов архивных данных;
  • обладатели информации, которая была получена с помощью дистанционного метода.

Стоит учитывать, что проведение некоторых исследований касается информации, которая является закрытой. Получение таких данных возможно только после подачи запроса в соответствующие органы, которые занимаются вопросами государственной и коммерческой тайны.

Учитываются и обстоятельства, которые могут стать преградой при получении информации на электронных носителях. В данном случае сведения предоставляются в бумажном виде для проведения необходимых административных обследований объекта земельных отношений.

Какие земли подлежат проверке?

Кадастровый номер земель играет важную роль, если встает вопрос об их проверке. Государство определяет минимальную стоимость земель, для которых административное обследование может проводиться. В свою очередь, стоимость земель зависит от гражданской оборотности собственности. Сведения об этом показателе содержатся в Едином государственном реестре заключения сделок о купле-продаже земельных участков.

Важным показателем являются также общие характеристики земельного объекта, такие, как плодородность, количество органических веществ и экологическая чистота. Проведение обследования предполагает составление отчета (акта), который публикуется в дальнейшем.

Документ утверждается уполномоченными должностными лицами государственного органа надзора за землями или представителями его подразделения. Акт подлежит не только письменной, но и электронной подписи. После осуществления всех необходимых подписей бумага имеет юридическую силу, как в реальном, так и виртуальном виде.

Земельный участок, на территории которого не было выявлено нарушений, не подлежит административной ответственности. В отношении таких объектов никогда не составляются назначения по проведению рейдовых (плановых) проверок. Повторное обследование объекта будет осуществлено через два года, если на протяжении этого времени не будут выявлены грубые нарушения, которые привлекли внимание общественности.

Должностные лица органов государственного надзора земельных объектов, которые осуществляют непосредственную проверку и составляют акты, несут административную и дисциплинарную ответственность во время исполнения своих должностных обязанностей.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

С 2014 года в ЗК РФ внесены изменения, в частности, введена Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений. Вправе ли должностные лица контролирующего органа (в данном случае Росреестра), проводить административное обследование земельного участка и по результату обследования возбуждать дело об административным правонарушении, без проведения внеплановой проверки? Должны ли контролирующие органы ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении? Фабула: организация, являющаяся собственником здания на арендуемом земельном участке, произвела благоустройство прилегающего земельного участка - зеленые насаждения и т.п. (в соответствии с требованиями договора аренды). На данном прилегающем земельном посетители здания и иные лица паркуют автомобили, а собственник здания иногда оставляет садовую технику (эта техника используется для поддержания зеленых насаждений в надлежащем виде). Сотрудники контролирующих органов, без предъявления соответствующих распоряжений о проведении проверки. без предъявления служебных удостоверений, не составляя акты осмотра и т.п. предъявили собственнику здания Извещение о вызове для возбуждения дела об административном правонарушении, из которого следует, что по результатам административного обследования земельного участка установлены достаточные данные, указывающие на состав административного правонарушения по ст.7.1. КоАП РФ. При этом не указано в отношении, какого именно земельного участка проводилось обследование, что именно установлено и т.п.

Ответ

Должностные лица Росреестра вправе проводить административное обследование земельного участка. Данные мероприятия проводятся вне рамок проведения внеплановой проверки. При этом, проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждены Постановлением Правительства РФ от .

В соответствии с данным порядком, в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Прямой обязанности ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении Порядком, утв. Постановлением Правительства РФ от на контролирующие органы не возложено. Однако, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении () вправе знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе заявить ходатайство об ознакомлении со всеми материалами дела, в т.ч. с актом осмотра.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Этот год стал революционным моментом в земельном вопросе в нашей стране. Сначала, по сути, новый Земельный кодекс, а с 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон, который существенно совершенствует процедуры государственного земельного надзора.

Вслед за упрощением процедуры получения земли от государства серьезно усилен надзор за ее использованием. Законопроект (№ 510495-6) об этом принят Госдумой в первом чтении , сейчас идет подготовка поправок ко второму чтению. То, к чему мы так долго шли, наконец свершилось. Хотя очевидно, что усиление надзора за таким важным ресурсом, как земельный, необходимо. Поэтому впервые столь важный вид надзора урегулирован на основе федеральных законов. Раньше положения государственного земельного надзора устанавливались на уровне подзаконных актов.

Теперь законом установлен исчерпывающий перечень земельных правонарушений, при которых осуществляется земельный надзор.

Действующие нормы очень абстрактно определяют понятие государственного земельного надзора. В новой же редакции предмет и его понятие сформулированы предельно конкретно. Это, безусловно, и обеспечивает защиту прав проверяемых, и позволяет эффективно провести надзор.

Кроме того, документ уравнивает права всех правообладателей земельных участков при проведении надзорных мероприятий. Действующие гарантии распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос осуществления земельного надзора в отношении граждан, органов государственной власти, местного самоуправления на законодательном уровне до сих пор урегулирован не был. То есть если к юридическому лицу с плановой проверкой на участок земельный инспектор мог прийти не чаще одного раза в три года, то к гражданам можно было приходить каждый год, а то и чаще.

Еще хуже с внеплановыми проверками - если в отношении юридических лиц все основания для проведения внеплановых проверок были предусмотрены законом, то в отношении граждан таких норм не существовало - фактически любая жалоба соседей и даже надуманный повод могли стать основанием для внеплановой проверки. Благодаря внесенным изменениям ситуация изменится - при осуществлении государственного земельного надзора на граждан будут распространяться те же гарантии, что и на юридических лиц, с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе.

Это особенности, установленные в части внеплановых проверок, проведение которых в отношении граждан и органов власти не надо будет согласовывать с прокуратурой.

Но законом расширяются случаи проведения внеплановых проверок как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Зачем это было сделано?

Павел Королев, заместитель министра экономического развития РФ: Перечень действующих оснований для внеплановых проверок, установленный в федеральном законе о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, явно недостаточен. Так, кроме поручений президента, правительства, требований прокурора и проверки выполнения ранее выданных предписаний основаниями для внеплановой проверки было лишь получение информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Соответственно, если нарушение земельного законодательства не влечет угрозы причинения вреда, то и оснований для внеплановой проверки нет.

Характерный пример - захват чужой земли (самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. - "РГБ"). Это самое распространенное земельное правонарушение, каждое второе нарушение - самовольное занятие. Так вот при совершении этого деяния нарушаются имущественные права, однако вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде не возникает. То есть оснований для внеплановой проверки и, соответственно, привлечения виновных к ответственности нет. Проверку раньше можно было провести только планово в следующем году, предварительно включив ее в план, и, соответственно, только через год виновных можно было привлечь к ответственности. В этой связи новый закон предусматривает в качестве дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок поступление информации о нарушении имущественных прав, а также выявление признаков нарушений после проведения административного обследования объекта земельных отношений.

- Понятие "административное обследование объекта земельных отношений" - это новая процедура?

Королев: Это действительно новая процедура, вводимая законом. Суть ее заключается в том, чтобы должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, подчеркну, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.

На практике она будет выглядеть так: земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает факт нецелевого использования земельного участка - он предназначен для индивидуального жилищного строительства, а там построен магазин, ведется коммерческая деятельность. Инспектор с помощью данных кадастра недвижимости, публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, единого государственного реестра прав устанавливает юридические обстоятельства, составляет акт административного обследования, представляет его на утверждение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой.

- Не станет ли такая процедура основанием для злоупотреблений со стороны недобросовестных инспекторов?

Королев: Мы рассчитываем, что не станет, так как выявление нарушения земельного законодательства при проведении административного обследования лишь основание для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по ее итогам. Законопослушным правообладателям совершенно точно опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности. В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появится новый мощный инструмент фиксации нарушений.

Закон совершенствует не только механизмы проведения государственного, но и муниципального, а также общественного земельного контроля. В чем суть?

Королев: Определяется предмет и территория муниципального земельного контроля. Главное нововведение - это обязательное рассмотрение органами государственного земельного надзора материалов проверок по итогам муниципального земельного контроля. При этом итогом такого рассмотрения станет возбуждение дела об административном правонарушении или в случае отсутствия оснований - решение об отказе в этом.

Кроме того, упраздняется устаревший и неэффективный механизм производственного земельного контроля. Сейчас обязанность проводить этот контроль закреплена за правообладателем земельного участка, который, по сути, контролирует сам себя на соблюдение требований земельного законодательства. Но контроль за собственными действиями явно не нуждается в дополнительном законодательном регулировании, в связи с чем производственный земельный контроль был упразднен.

Будет ли совершенствоваться ответственность за земельные нарушения? Размеры штрафов за отдельные правонарушения сейчас просто смехотворны.

Королев: Мы подготовили проект федерального закона, не только увеличивающий размер штрафов за отдельные нарушения земельного законодательства, но и устанавливающий новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Считать штрафы таким образом планируется в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению. Правда, предложение об увеличении ответственности идет так называемым вторым пакетом, прежде будут совершенствоваться процедура и порядок, определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.