Фз о срочной военной службе. Воинская обязанность. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" простыми словами

Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.

Всеобщая воинская обязанность включает в себя:

  • Учет.
  • Подготовку.
  • Призыв в ряды ВС.
  • Прохождение службы.
  • Пребывание в запасе.
  • Военные сборы.

Учет представляет собой элемент воинской обязанности. Ему подлежат все лица мужского пола, которые достигли соответствующего возраста. На учете должны также находиться военнообязанные по месту своего жительства.

Исключения

Воинская обязанность не касается:

  • Освобожденных от пребывания в ВС.
  • Проходящих военную службу либо альтернативную гражданскую.
  • Находящихся в местах лишения свободы.
  • Женщин, не имеющих военно-учетных специальностей.
  • Граждан, проживающих за пределами РФ постоянно.

Особенности учета

Он позволяет установить возможности государства обеспечить укомплектованность ВС личным составом. Учет проводится в соответствии с ФЗ 53 "О воинской обязанности". Он осуществляется уполномоченной инстанцией по месту жительства лиц, подлежащих призыву. В тех населенных пунктах, в которых отсутствует военный комиссариат, эту задачу выполняют органы местной власти. Первоначальный учет проводится с 1-го января по 31-е марта в год достижения лиц мужского пола 17 лет.

Обеспечение учета

В законе установлены обязанности для граждан, еще не поступивших на службу. В частности они должны:

  • Состоять на учете в военном комиссариате или в органе местной власти по месту жительства.
  • По вызову (по повестке) являться в установленное время в уполномоченную организацию.
  • В случае увольнения в запас ВС прибыть в военный комиссариат или прочий орган в течение двух недель с даты исключения гражданина из списка личного состава части.
  • В двухнедельный срок сообщить в уполномоченный орган об изменении своего семейного положения, места работы, образования или места жительства в пределах района или города без территориального деления.

Подготовка

Закон "О воинской обязанности" предусматривает:

  1. Получение первоначальных знаний в сфере обороны.
  2. Подготовительные мероприятия по основам службы в негосударственном, государственном или муниципальном учебном заведении полного (среднего), начального и среднего профессионального образования.
  3. Патриотическое воспитание.
  4. Подготовку по основным военно-учетным специальностям матросов, солдат, старшин и сержантов по направлению комиссариата.
  5. Медобследование и медицинское освидетельствование.
  6. Проведение мероприятий лечебно-оздоровительного характера.

Призыв

Закон "О воинской обязанности" и указы президента устанавливают периоды, в которые происходит зачисление мужчин в ряды ВС. Призыв проводится дважды в год:

  • С 1-го апреля по 30-е июня (весной).
  • С 1-го октября по 31-е декабря (осенью).

Для лиц, которые проживают на отдаленных территориях Крайнего Севера, призыв проводится с 1 мая по 30 июня. Для жителей сельской местности, непосредственно занятых в уборочных и посевных работах, устанавливается срок с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники призываются с 1 мая по 30 июня.

Специфика процедуры

ФЗ "О воинской обязанности" устанавливает порядок, в соответствии с которым осуществляется призыв. Зачислению в ряды ВС подлежат все лица мужского пола, возраст которых от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Организацию призыва осуществляет глава органа территориальной власти вместе с военным комиссариатом. Проведение процедуры возлагается на уполномоченную комиссию. Принятие решения основывается на заключениях врачей, проводивших медосвидетельствование о годности к службе.

Правовые основы

Воинская обязанность в России предусматривает непосредственное участие призванных лиц в боевых действиях, несение дежурства, повседневную подготовку. Все мероприятия, которые составляют содержание ВО, направлены на обеспечение целостности границ государства и защиту страны. Воинская обязанность имеет свою специфику. В частности, она требует от призванных полной самоотдачи, особой ответственности, высокой профподготовки. К лицам, которые находятся в рядах ВС, предъявляются высокие требования. В первую очередь это касается состояния их здоровья, образовательного уровня, физической подготовки, морально-психологических качеств.

Единоначалие в ВС

В качестве одной из наиболее характерных особенностей службы выступает беспрекословность подчинения, своевременность и точность исполнения отданных приказов. Согласно Уставу, одним из принципов ВС является единоначалие. В соответствии с ним устанавливается полнота распорядительной власти командира в отношении к подчиненным. На него возлагается персональная ответственность перед государством за действия каждого военнослужащего, деятельность подразделений и части. Единоначалие проявляется в возможности принимать единоличные решения, отдавать распоряжения и приказы, согласно требованиям законодательства и уставов, а также обеспечивать их исполнение. Не допускается обсуждение приказов. Неисполнение их считается преступлением против государства. Одни служащие по отношению к другим могут выступать в качестве начальников и подчиненных.

Дополнительные особенности

Военнослужащим выдается соответствующая форма и знаки отличия, утвержденные Президентом. Пребывающим в рядах ВС выдается оружие. При необходимости его ношение и хранение допускается и во внеслужебное время. Защита Отечества регламентировано Конституцией и другими нормативными актами. Согласно Основному Закону, она является обязанностью и долгом граждан РФ.

Уставы

Ими регламентируется повседневная деятельность служащих, непосредственное исполнение ими обязанностей, их быт и жизнь, способы ведения боя, принципы использования воинских подразделений. Они разделяются на общие и боевые. Первые устанавливают общие положения для всех типов ВС. Они определяют взаимоотношения между служащими, их должностные обязанности, устанавливают их права, порядок несения караульной, гарнизонной и внутренней службы. Вместе с этим положения регламентируют сущность дисциплины, выполнение строевых приемов, осуществление движения с оружием и без него. В категорию общевоинских входят уставы:

  1. Внутренней службы.
  2. Дисциплинарный.
  3. Гарнизонной и караульной службы.
  4. Строевой.

Боевые уставы разрабатываются в соответствии с положениями отечественной военной доктрины опыта ведения боев, степени технического оснащения. В них включены теоретические разделы и практические рекомендации.

Присяга

Она также установлена законодательством. К присяге приводятся все лица, впервые поступившие в ряды ВС. Каждому военнослужащему надлежит прочитать ее вслух перед строем своего подразделения. В присяге лица клянутся в верности Отечеству, строгом соблюдении Конституции, исполнении уставов, приказов начальников и командиров. После прочтения присяги военнослужащий расписывается в списке в специальной графе напротив своей фамилии. Затем он возвращается в строй. После присяги военный приобретает служебные обязанности и права в полном объеме.

Контракт

Его заключение с военнослужащим является добровольным мероприятием. Пребывание в рядах ВС по контракту выступает сегодня в качестве одного из направлений реформ в армии. Такая служба осуществляется на определенных условиях. В частности, они включает в себя:

  • Установленный срок пребывания в ВС.
  • Добросовестное исполнение специальных, общих и должностных обязанностей, установленных законодательством и прочими нормативными актами.

Вместе с этим в условиях контракта предусматриваются особые права самих солдат и их родственников (близких), компенсации, гарантии и льготы. Нести службу по особым условиям могут:

  • Мужчины, пребывающие в запасе.
  • Лица, у которых заканчивается срок действия предыдущего контракта.
  • Женщины, не пребывающие в запасе. Они могут заключить свой первый контракт в возрасте с 18 до 40 лет.
  • Военнослужащие, находящиеся в ВС по призыву не меньше 12 мес.
  • Мужчины, окончившие высшие профобразовательные учреждения и не находящиеся в запасе.

Отбор кандидатов для заключения контракта из числа лиц, не находящихся в ВС, проводится военным комиссариатом, из служащих – воинскими частями.

Каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан пройти военную службу. Исключениями считаются невоеннообязанные мужчины и имеющие плохое здоровье. Все права, обязанности, процедуры приема и призыва регламентируются ФЗ 53 о воинской обязанности и военной службе.

Общие положения

Закон о воинской обязанности и военной службе в РФ был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, а одобрен Советом Федераций 12 марта того же года. Последние изменения в ФЗ 53 были внесены 26 июля 2017 года. Он имеет 9 разделов и 65 статей.

Краткое содержание закона:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Права и обязанности должностных лиц, что такое воинская обязанность и военная служба, какие мероприятия проходят для поступления и исполнения обязательств, чем обеспечиваются поступившие на службу граждане и какую несут ответственность за отказ;
  • Во втором разделе описан учет, на который становятся лица и их обязанности;
  • В разделе номер три подробно описана подготовка каждого лица к военной службе. Виды спорта, перечень программ для подготовки, описание этих программ, процедуры получения образования и каким образом государственные органы участвуют в подготовке граждан к военной службе;
  • В четвертом описаны сроки, способы и процедура призыва. Перечислены обязанности граждан, получивших повестку, перечень комиссии по призыву, причины и процедура отсрочки или освобождения от военной службы граждан;
  • В пятой г. описана система поступления на службу по контракту. Требования к кандидатам, процедура и форма заявления;
  • В главе шесть прописан процесс прохождения военной службы, сроки, форма, присяга, перечень должностей, составы и звания, как могут лишить, восстановить или понизить в звании;
  • В седьмой описан порядок и процедура увольнения или отстранения;
  • В восьмом разделе описана система, должности и состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ (подробности о законе про ФСБ ) и Службы внешней разведки РФ;
  • В девятом оформлены все дополнительные положения, условия, требования, звания, особенности и акты, не включенные в закон.

Воинской обязанностью каждого гражданина считается воинский учет, подготовка, призыв, прохождение службы и нахождение в запасе военных сил. Каждое лицо зачисляется в определенный государством орган и имеет свою должность.

Какие были внесены изменения?

Все последние изменения закона о воинской обязанности были оформлены в Федеральном законе номер 192 26 июля 2017 года.

Во второй статье описываемого ФЗ 53 предоставляется список органов, куда может поступить на службу желающий или куда направляют при призыве мужчин:

  • Вооруженные Силы РФ;
  • Следственный Комитет;
  • Национальная гвардия;
  • Органы гос. охраны;
  • Инженерно-технические войска;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Воинские дорожно - строительные подразделения;
  • Спасательные подразделения;

Прохождение службы гражданами происходит по призыву или в добровольном порядке, по контракту.

В четвертой статье , которая претерпела несколько изменений при последней редакции, описаны все обязанности вышестоящих и других органов в связи с военной службой. Была добавлена информация о том, что если лицо должно быть уволено, руководитель лица обязан выслать военному комиссариату уведомление по факту увольнения. В остальном обязательства руководителей не изменились, они обязаны высылать гражданам призывные повестки по месту прописки, помогать лицам своевременно явиться на вызов, при получении уведомления от комиссариата высылать им всю необходимую информацию в течение двух недель.

В шестой ст. прописана информация о том, что если гражданин собирается выполнять любые действия для того, чтобы поступить на военную службу, на это время он освобождается от работы или учебы. За человеком сохраняется его место, выплачивается средняя зарплата или стипендия, оплачиваются расходы на проезд или проживание и т. д. К тому, поступившим на службу по контракту, оформленным в военной структуре лицам выплачиваются премии и денежные вознаграждения, сумма которых регулируется другими законами Российской Федерации.

В ст. 10 перечислены и описаны все обязанности граждан по воинскому учету. Каждый гражданин мужского пола Российской Федерации обязан состоять на воинском учете, учет ведется по месту жительства человека. Из состоящих на учете каждый обязан явиться на объявленное в повестке место в указанное там время. При любых изменениях, как увольнение или освобождение от наказания в виде лишения свободы, лицо обязано явиться в комиссариат по месту жительства в течение двух недель. Копии документов о переезде, смене семейного положения или работы, направляются в военный комиссариат. Последним обязательством является хранение военного билета в целости и сохранности.

В 17 статье описана подготовка гражданина к военной службе, если он поступил добровольно.

Такое лицо будет заниматься:

  • Военно - прикладными видами спорта;
  • Обучаться по программе подготовки сержантов, старшин или старших матросов;
  • Обучаться по программам, созданным дополнительно в общеобразовательных учреждениях для подготовки к военной службе граждан, не достигших возраста 18 лет;
  • Прохождением военной подготовки в специальных военных центрах;
  • Теоретическим образованием на военной кафедре.

Статья 28 описывает все процессы, происходящие при военной кафедре во время призыва и обязанности сотрудников этого комиссариата. Согласно последним изменениям этой статьи, граждане или их представители, проходящие комиссию, имеют право направить заявление или ходатайство с информацией и доказательствами о том, что в военной службе им было отказано без причин. В таком случае военный комиссариат обязан в течение пяти рабочих дней выслать государственным органам объяснительные, в которых должны быть описаны причины отказа в военной службе гражданина.

В 34 ст. оформлен список лиц, имеющих право оформить контракт для прохождения службы. Также в этой части закона описано то, каким образом органы выбирают кандидатов, какие нужны требования для заключения контракта. Если лицо уже составляло контракт, но у него истек срок, то это лицо имеет полное право обновить бумаги и получить новый срок действия договора. Также автоматически составляется контракт с теми гражданами, которые проходят обучение в специальных профессиональных учреждениях военного типа.

В 44 описаны причины и виды переводов военнослужащих из одних органов в другие. Государственные органы имеют полномочие на перевод лица из Вооруженных Сил РФ, к примеру, в любой федеральный гос. орган и наоборот, из государственного органа в Вооруженные Силы. Однако вышестоящие органы имеют право переводить служащих только если существует веская причина для этого. Причина может быть не оглашена переведенному, но она обязательно должна быть.

Название статьи 53 — «Состав запаса». Все лица, находящиеся в запасе при государстве, делятся на определенные в этой статье разряды. Солдаты, старшины, прапорщики и матросы до 35 лет имеют первый разряд, с 35 до 45 - второй, а до 50 лет - третий. Высшие офицеры же до 65 лет имеют первый разряд, а с 65 до 70 лет - второй.

Скачать ФЗ 53 в новой редакции

Закон о воинской обязанности регулирует все правоотношения и предоставляет возможность гражданам реализовать себя и защитить Отечество. Закон также контролирует и регулирует способы, процедуры и мероприятия по набору, выбору кандидатов и исполнению их обязанностей.

Скачать Федеральный закон 53 «О воинской обязанности и военной службе» Российской Федерации можно

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Схема 9

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Место жительства;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

Основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

Являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

При увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

Бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Эта подготовка предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

Военно–патриотическое воспитание;

Подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

Занятия военно–прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу. _

(с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г., 11 марта, 4 мая, 3, 6 июля, 2, 25 октября, 4 декабря 2006 г., 6 января, 12 апреля, 24 июля, 24, 30 октября, 1,4 декабря 2007 г., 23 июля, 3

декабря 2008 г.)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Общие положения

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет,

обязательную подготовку к военной службе,

призыв на военную службу,

прохождение военной службы по призыву,

пребывание в запасе,

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время,

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту),

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (далее - военные комиссариаты),

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов,

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете,

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов,

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете,

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту

1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту

1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе,

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями,

В - ограниченно годен к военной службе,

Г - временно не годен к военной службе,

Д - не годен к военной службе.

3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту

1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

3. Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности,

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц,

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина,

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

3. Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Раздел II Воинский учет

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом,

проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющих военно-учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Абзац четвертый утратил силу.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:

запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета,

вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов,

определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов,

определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета,

запрашивать у соответствующих военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета,

вносить в соответствующие военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете,

поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в соответствующий военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения,

направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете,

организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет граждан, обязанных состоять на воинском учете, и снятие с воинского учета граждан при их переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев) на территории муниципального образования, на которой осуществляет свою деятельность другой военный комиссариат, либо выезде из Российской Федерации,

осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту,

поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья,

представлять в соответствующий военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете,

организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов,

вести прием граждан по вопросам воинского учета.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военноучетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания военного комиссариата.

3. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.

4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество,

дата рождения,

место жительства и место пребывания, семейное положение, образование, место работы,

годность к военной службе по состоянию здоровья,

профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях,

основные антропометрические данные,

прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы,

прохождение военных сборов,

владение иностранными языками,

наличие военно-учетных и гражданских специальностей,

наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания,

возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела, наличие судимости,

бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с федеральным законом.

6. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

2. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

военный комиссар соответствующей территории (далее - военный комиссар) либо заместитель