Административный арест за нарушение режима чрезвычайного положения. Что такое административный арест

Административный арест – один из видов административного наказания, предусмотренный КоАП РФ.

Он относится к наказаниям, устанавливаемым исключительно КоАП РФ и не может быть установлен другими нормативными актами.

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, а также к военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Административный арест назначается только судьей.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

  1. Административное задержание - сроки и процедура.

Административное задержание – это, в первую очередь мера обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях и она применяется только в исключительных случаях, в целях:

Пресечения административного правонарушения;

Установления личности нарушителя;

Составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте;

Выявления административного правонарушения;

Обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

Административное задержание применено только к гражданам, достигшим 16-тилетнего возраста, так оно является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а ответственность за него наступает с 16 лет.

Перечень должностных лиц, имеющих права осуществлять административное задержание устанавливает Закон, это:

Сотрудники органов внутренних дел (милиции);

Сотрудники ведомственной охраны;

Военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

Сотрудники ГИБДД;

Сотрудники ВАИ;

Военнослужащие пограничных органов;

Сотрудники таможенных органов;

Сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

Судебные приставы.

Закон предусматривает обязанность должностного лица, проведшего задержание, в кратчайший срок уведомить родственников задержанного, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника (по просьбе задержанного).

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители;

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание в обязательном порядке протоколируется. Протокол должен содержать следующие реквизиты:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания;

Подпись должностного лицом, его составившего;

Подпись задержанного лица.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Максимальный срок административного задержания – 3 часа. В исключительных случаях, когда есть необходимость для установления личности, а также необходимость выяснения обстоятельств административного правонарушения, срок административного задержания может быть увеличен до 48 часов, а именно:

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением таможенных правил;

В отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола.

Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Если вы хоть раз бывали под административным арестом, сможете понять, какими были мои ощущения, когда подобная мера была применена ко мне. Как утверждали сотрудники полиции, подобное наказание было избрано по той причине, что я принял участие в пикетировании здании мэрии города.

По факту, я просто проходил мимо и увидел столпотворение. Стало любопытно, подошел узнать, в чем причина собрания. Когда подъехала полиция, никого не стали спрашивать, а просто посадили в служебную машину. Лишь спустя несколько дней, когда состоялся суд, я был помещен под стражу на 15 суток.

К нарушителям российского законодательства применяются самые разнообразные меры воздействия и ответственности административного, а иногда и уголовного порядка. Самой строго санкцией по праву считается административный арест, при котором нарушитель помещается под стражу на срок в 15-ть суток максимум.

Как правило, такой шаг применяется в отношении людей, совершивших нарушение группой.

Чтобы понимать, о чем идет речь, когда обсуждается тема административного ареста, необходимо привести четкое определение данного понятия. Не все россияне знают, что такое административный арест (АА), в каких случаях он назначается, и какие статьи действующего законодательства устанавливают общий регламент.

Под АА понимается принудительная изоляция виновного лица от других людей, в рамках которой гражданин помещается в специальную камеру, где и находится постоянно в течение всего срока административного ареста.

Здесь речь не идет о задержании или аресте, описанном в уголовном праве. Свобода нарушителя ограничена, но условия и принятые меры существенно различаются.

Арест административного порядка, не может быть более трех часов, после чего дело должно быть передано в суд. Данное правило указано в ст. 25 КоАП РФ. Дополнительно стоит отметить, что арест не рассматривается в качестве основания для увольнения нарушителя, хотя заработная плата за такой период не начисляется.

Допускается замена ареста выплатой штрафной суммы. Как я уже отмечал, наказание применяется на срок до 15-ти суток, но иногда может быть увеличено в два раза с учетом тяжести совершенного деяния.

За какие деяния может быть назначен арест административного уровня

Любому россиянину стоит иметь представление о том, за какие деяния назначается такая строгая мера наказания. В административном кодексе (КоАП РФ) указаны следующие основания для вынесения решения об изоляции гражданина:

  • мелкое хулиганство (ст. 20.1);
  • оставление места аварии ее участником (ст.12.27);
  • неисполнение распоряжения полицейского, военного или сотрудника ФСБ (ст. 19.3);
  • уклонение от исполнения ранее назначенных мер воздействия (ст. 20.25);
  • нарушение установленного административного надзора (ст.19.24);
  • несоблюдение регламента поведения в случае действия режима ЧС;
  • нарушение порядка проведения и участия в митингах, демонстрациях (ст.20.2).

Все эти основания могут стать причиной избрания такой меры наказания, как административный арест на 15-ть суток. Причем, минимально ограничения в этом случае нет. Судья может назначить арест на несколько часов или несколько дней.

Если правонарушение совершено группой лиц, то судья вправе увеличить срок ареста на 30 суток. Как правило, здесь речь идет о более серьезных деяниях, например нарушение норм и правил в результате употребления наркотических препаратов, нарушение общественного порядка или другие варианты.

Какие граждане не могут быть помещены под арест

Время, которое гражданин находился в заключении до принятия решения о данной мере воздействия, засчитывается в общий срок действия наказания. Кроме того, есть группа лиц, которые не могут быть наказаны таким образом. Речь идет о следующих нарушителях:

  • граждане с инвалидностью 1-2 групп;
  • женщины, находящиеся в положении или воспитывающие детей;
  • сотрудники МВД, таможни, Росгвардии, пожарные, работники СК;
  • военные и лица, отправленные на сборы;
  • несовершеннолетние.

Все группы подробно описаны в ст. 3.9 КоАП РФ. В этом же кодексе прописаны условия, с учетом которых должен содержаться под стражей нарушитель.

В каких случаях виновное лицо освобождается досрочно

Существует несколько обстоятельств, при наличии которых, нарушитель освобождается из под ареста раньше установленного срока на семь суток:

  • если человека заболел и это не позволяет ему находиться под стражей;
  • обнаружились исключительные личные обстоятельства, например, болезнь родственников, или факт причинение ущерба семье.

Указанные моменты также описаны в административном кодексе и строго учитываются судебными органами, а также, сотрудниками полиции.

Заключение

Виновное лицо, в отношении которого было принято решение о применении административного ареста, обязано четко соблюдать действующее законодательство и требования сотрудников учреждения, где оно будет отбывать наказание. Это даст возможность избежать осложнений и последующих наказаний.

Административный арест представляет собой меру взыскания, которая применяется за определенные Он считается самым строгим среди всех типов взыскания за указанные деяния. Административный арест - это лишение свободы на конкретный период. Продолжительность этого периода указывается в соответствующем постановлении по делу о правонарушении.

Эта мера наказания применяется к субъектам, вступающим в те или другие виды совершающим при этом проступки, которые приближены к преступлениям, определяемым уголовным законодательством как не представляющие значительной К таким нарушениям, в частности, относят хранение либо приобретение наркотических средств (небольшого количества), употребление спиртного в общественном месте, хулиганство, появление человека в общественном месте в нетрезвом состоянии, что противоречит нравственным нормам, и прочие деяния, совершенные лицом, дважды на протяжении года подвергавшимся взысканию за появление в нетрезвом виде или распитие спиртного в общественных местах.

Административный арест назначается при злостном неповиновении законным требованиям или распоряжениям сотрудника полиции.

Данная мера наказания назначается при проявлении неуважения к суду, при неповиновении законному требованию или распоряжению сотрудника ОВД, военнослужащего или другого уполномоченного лица, находящегося при исполнении своих обязанностей на приграничной территории.

Необходимо отметить, что административный арест применяется в соответствии с постановлением судьи. Данное постановление является окончательным и в порядке производства соответствующих дел не подлежит обжалованию. После оглашения наказание незамедлительно приводится в исполнение, вне зависимости от категории установленного нарушения.

Административный арест предусматривает физические работы без оплаты труда (уборку улиц, дворов и прочего). В связи с этим наказание не может применяться к несовершеннолетним, беременным, женщинам, имеющим малолетних детей (до двенадцати лет), инвалидам первой и второй группы.

После вынесения постановления суда сотрудник полиции доставляет лицо, к которому была применена мера наказания, в ОВД. В специальном приемнике или в изоляторе для временного содержания нарушитель содержится под стражей на протяжении срока, который определен постановлением суда. При этом условия специального режима предусматривают применение мер трудового и воспитательного воздействия.

Режим, в котором содержится нарушитель, обеспечивает изоляцию, предотвращает совершение новых незаконных деяний и побегов. В особых условиях содержания применяются специальные и исправления. К ним, в частности, относят трудовое использование.

Время включается в срок ареста.

После освобождения лицу выдают справку о периоде нахождения в заключении, характере совершенного нарушения, за которое последовало наказание.

Наложение административного ареста за собой не влечет судимости, не является причиной для увольнения с работы, а также не прерывает трудового стажа. При этом за период пребывания в заключении заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается.

Административный арест может налагаться и на имущество лица, имеющего задолженность по выплате налогов или прочих обязательных платежей в различного рода бюджеты. В этом случае основанием для применения наказания может являться постановление, вынесенное федеральными органами налоговой полиции. Наложение административного ареста осуществляется в расчете на последующую реализацию имущества в соответствующем порядке. Таким образом, предполагается обеспечение своевременного поступления необходимых сумм сокрытых сборов, налогов и прочих обязательных платежей.

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

К кому не применяется административный арест?

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:

1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч.

Административный арест за нарушение ПДД

1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).

9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.

Читайте также:

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед.

Административный арест: понятие, сроки, назначение и исполнение.

изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).

3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

4. Административный арест назначается судьей.

5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Порядок применения административного задержания

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Сотрудники полиции.

Сотрудники таможни.

Сотрудники УИС.

Пограничники.

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов.

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест (действующая редакция)

К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

время составления;

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест является одним из самых строгих видом административного наказания. Административный арест как вид административного наказания, предусмотрен более чем за двадцать видов административных правонарушений.

Административный арестзаключается в изоляции правонарушителя от общества на определенный срок. Административный арест назначается на срок до 15 суток и лишь за нарушение режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции административный арест назначается на срок до 30 суток. Минимальный срок административного ареста составляет одни сутки. Срок ареста исчисляется с момента административного задержания, а именно с момента доставления в полицию. А если правонарушитель помещался в медвытрезвитель, то с момента вытрезвления.

Административный арестограничивает Конституционные права граждан, а потому такой вид административного наказания назначается только судом и только в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений.

— беременным женщинам и женщинам имеющих детей в возрасте до 14 лет;

Инвалидам 1 и 2 группы;

— несовершеннолетним;

— лицам, призванным на военные сборы;

— сотрудникам правоохранительных органов.

По закону наказание в виде административного ареста назначается, если по обстоятельствам дела, характера совершенного правонарушения, с учетом данных о личности правонарушителя применение других мер наказания будет признано недостаточным. Если за совершении административного правонарушения предусмотрены альтернативные виды наказания, но орган, у которого находится дело, сочтет необходимым назначение административного ареста, то административный протокол передается на рассмотрение судьи.

При рассмотрении судом административного дела об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста присутствие правонарушителя обязательно.

Режим содержания административно арестованных регулируется Положением о порядке отбывания административного ареста, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Однако, в настоящее время принят и опубликован Закон РФ « О порядке отбывания административного ареста» от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ, который вступит в силу в июле 2013 года.

В соответствии с названным законом внутренний распорядок административно арестованных по-прежнему регулируется Правилами внутреннего распорядка.

В Законе имеется обширный перечень прав и обязанностей арестованных. Арестованные имеют право:

1) на получение информации об их правах, и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста;

2) личную безопасность;

3) вежливое обращение со стороны администрации места отбывания административного наказания;

4) на обращение с заявлениями на незаконность ареста и условия отбывания наказания.

5) свидания с родственниками и иными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) на юридическую помощь;

7) охрану здоровья и получение первой медицинской помощи, на пользование назначенными лекарственными препаратами по медицинским показаниям;

8) пользоваться собственными постельными принадлежностями и другими вещами и предметами в соответствии с перечнем, содержащимся в Правилах внутреннего распорядка;

11) распоряжаться собственными денежными средствами для оплаты телефонных разговоров, отправления почтовой корреспонденции, приобретения продуктов питания, средств личной гигиены, книг и других предметов, перечень которых так же содержится в Правилами внутреннего распорядка;

12) занятие самообразованием;

13) пользование книгами и периодическими печатными изданиями, в том числе из библиотеки места отбывания административного ареста;

14) отправление религиозных обрядов при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других лиц, отбывающих административный арест;

19) индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время;

20) ежедневное трехразовое бесплатное питание;

21) ежедневную прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа;

22) бесплатное обеспечение письменными принадлежностями;

23. бесплатное питание;

Лица, отбывающие административный арест имеют право на свидание с близкими родственниками или близкими лицами один раз за время отбывания срока наказания.

Свидания с адвокатами или иными лицами, осуществляющими юридическую помощь арестованному, предоставляются без ограничения их количества продолжительностью до двух часов.

По постановлению суда лицо может быть освобождено от полного отбытия административного ареста или приостановить срок его отбывания в связи с состоянием здоровья арестованного или смертью близких родственников.

По смыслу закона административно арестованные отбывают наказание в специализированных учреждениях. На практике административный арест отбывается в изоляторах временного содержания в таких же камерах, как и арестованные по уголовным делам. Режим их содержания так же фактически ни чем не отличается. Отношение к арестованным сотрудников полиции оставляет желать лучшего. Поможет ли закон улучшить условия и порядок содержания административно арестованных покажет время.