Информацию о персональных данных. Что является персональными данными по закону

Дата написания: 2013-11-11


Довольно часто работая с различными документами сталкиваешься с таким правовым понятием как "персональные данные". Этот юридический термин в последнее время у многих на слуху. Сегодня подписывая всевозможные договоры с разными организациями (банки, страховые компании, интернет провайдеры и т.д.) вам наверное ни раз предлагали помимо договора подписать к нему и некое соглашение об использовании (обработке) ваших персональных данных. Правда иногда это соглашение может присутствовать в самом тексте договора, но суть от этого не меняется. Что же собой представляют эти "персональные данные"? Какова их ценность? В чем заключается их защита? Об этом и пойдет речь в настоящей статье, которая адресована преимущественно субъектам персональных данных (лицам, чьи персональные данные обрабатываются). Эта статья вводная, ориентированная в большей степени на понимание "природы" персональных данных и принципов заложенных в законодательстве.

Как известно, каждый гражданин в нашей стране имеет право на личную жизнь. При этом государство гарантирует (по крайней мере на бумаге) неприкосновенность ее и защиту. Так согласно основному закону страны (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ)

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени...
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Конституционное право на защиту частной жизни гражданина незыблемо в современном понимании права и имеет место быть в подавляющем большинстве демократических государств. Но что собственно это такое, с юридически точки зрения, "частная жизнь"?

Обозначая свою правовую позицию по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем Определении от 09.06.2005 N 248-О разъясняет, с точки зрения основного закона, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни: "это предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер."

Так вот, именно для обеспечения защиты и реализации неприкосновенности частной жизни, в законодательство была введена некая юридическая конструкция - "персональные данные", которая призвана была защитить некие данные относящиеся к "определенной персоне". Эти "данные" с этого момента (по замыслу законодателя) перестают быть свободными в обращении, на них накладывается специальный юридический режим, суть которого заключается в использование этих данных третьими лицами только в строго определенном законом порядке. Неприкосновенность частной жизни и персональные данные всегда неразрывно связаны между собой. В мировой практике эта правовая конструкция (персональные данные) известна давно и используется очень широко, особенно в век информационных технологий. Например: в США приняты Федеральный закон о свободе информации 1966 г. (существенно дополненный в 1974 г)., и Федеральный закон о защите частной жизни 1974 г. Кроме этого, в 1972 г. в США была создана специальная комиссия по изучению влияния компьютерных технологий на приватность, по результатам которой принят билль о правах в компьютерную эпоху, получивший название "Кодекс справедливого использования информации". В основе этого биля было пять основных принципов:

  1. Не должно быть систем, накапливающих персональную информацию, сам факт существования которых является секретом;
  2. Каждый человек должен иметь возможность контролировать, какая информация о нем хранится в системе и каким образом она используется;
  3. Каждый человек должен иметь возможность не допустить использования информации, собранной о нем для одной цели, с другой целью;
  4. Каждый человек должен иметь возможность скорректировать информацию о самом себе;
  5. Каждая организация, занимающаяся созданием, сопровождением, использованием или распространением массивов информации, содержащих персональные данные, должна обеспечить использование этих данных только в тех целях, для которых они собраны, и принять меры против их использования не по назначению.

После этого большинство стран Европы в течение нескольких лет приняли подобные законы, в основе которых были применены выработанные Соединенными Штатами принципы (Французский Закон об информатике, картотеках и свободах 1978 г., Закон о защите данных в Великобретании 1984 г., Федеральный закон о защите персональных данных в ФРГ 1990 г. и т.д.). Помимо этого, были сделаны серьезные шаги и в международном праве. В 1981 г. в Страсбурге была подписана Конвенция о защите физических лиц в связи с автоматической обработкой персональных данных (далее Конвенция). Россия ратифицировала Конвенцию в 2005 году.

Согласно положениям этой Конвенции персональные данные, проходящие автоматическую обработку:

  • должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом;
  • должны накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;
  • должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;
  • должны быть точными и в случае необходимости обновляться;
  • должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

В связи с тем, что Россия стала участницей данной Конвенции, и развивая положения установленные Конституцией РФ, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Закон о персональных данных).

Согласно ст. 3 Закона о персональных данных

Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Таким образом, персональные данные это прежде всего информация . В свою очередь, информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Далее, согласно закону данная информация должна относиться к конкретному лицу (определенному или определяемому физическому лицу ), т.е. субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Все это вполне укладывается в рамки ст. 2 Конвенции, согласно чему персональной информацией признана любая информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта данных).

Обычно к персональным данным относят такие сведения о лице как паспортные данные, ИНН, СНИЛС, ФИО, адрес места жительства, медицинская карта, телефонный номер и др. сведения, подпадающие под определение, приведенное в ст. 3 Закона о персональных данных. Важно понять одно, что с принятием Закона о персональных данных сведения о лице, подпадающие под определения "персональных данных", могут использоваться (обрабатываться) третьими лицами, за некоторым исключением, только с его согласия, и только в строго определенном порядке. Вот почему в последнее время подписывая какой-либо договор, в дополнение к нему, просят подписать также и согласие на обработку персональных данных, т.к. без этого сделать что-либо с этими данными, не нарушая Закон о персональных данных, будет проблематично.

В зависимости от "важности" персональных данных их принято делить на четыре категории

  • категория 4 - обезличенные и (или) общедоступные персональные данные
  • категория 3 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных
  • категория 2 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных и получить о нем дополнительную информацию, за исключением персональных данных, относящихся к категории 1
  • категория 1 - персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Практический смысл этой классификации заключается в том, что чем "меньше" категория, тем более жесткие требования предусмотрены законодательством в отношении обработки и хранения персональных данных. Например, 4 категория самая "простая", требования к хранению и обработке этой информации - минимальны.


Лица обрабатывающие персональные данные называются операторами. Согласно ст. 3. Закона о персональных данных оператор это

Государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Принципы которых должен придерживаться оператор при обработке персональных данных, помимо вышеуказанных из Конвенции, отражены в ст. 5 Закона о персональных данных. Основная идея заложенная законодателем заключается в том, что оператор при обработке персональных данных должен прежде всего четко определить: объем обрабатываемых персональных данных их содержание и цель обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. На этом и базируется в целом Закон о защите персональных данных.

Основной контроль и надзор за обработкой персональных данных осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Так как обработка персональных данных строго регламентирована, какие персональные данные имеет право обрабатывать тот или иной оператор можно узнать из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных . В реестре приведен перечень сведений (персональных данных), которые оператор имеет право обрабатывать. Правда стоит отметить, что на сегодня не все операторы пока подали в Роскомнадзор соответствующие уведомления, что в принципе само по себе уже говорит о недобросовестности того или иного оператора в сфере обработки им персональных данных.

Будьте внимательны подписывая данное соглашение (соглашение об обработке персональных данных). Ознакомьтесь с ним, обратите внимание на срок, в течение которого оператор имеет право осуществлять обработку. Перечень информации (персональных данных) полученной от вас должен укладываться в рамки перечня, представленного оператором в Роскомнадзор, а также соответствовать целям обработки. В любом случае помните, что предоставив когда-либо оператору согласие на обработку персональных данных, субъект персональных данных, вправе также его и отозвать при необходимости. И оператор, получив такой отзыв, уже не вправе (за некоторыми исключениями, указанных в законе) будет осуществлять обработку ваших персональных данных. Это очень важный момент, который в некоторой степени защищает интересы субъекта персональных данных. Ведь штрафы за нарушения в сфере защиты персональных данных довольно высоки, и операторам, как ни странно, здесь выгоднее соблюсти закон нежели его нарушить.


Подведем итоги.

Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные вправе обрабатывать только специальные субъекты права - операторы. Оператор при обработке персональных данных должен определить объем обрабатываемых персональных данных их содержание и цель обработки.

Перечень обрабатываемой информации, заявленной оператором в Роскомнадзор можно посмотреть на сайте федеральной службы.

Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Каждый человек обладает личными или персональными данными. Но не каждый знает, что это такое. В этой статье мы узнаем, что же такое личные данные. Кроме того, ознакомимся с законом об их защите.

Что такое личные данные?

Каждый человек понимает эту формулировку по-своему. Но мы будем отталкиваться от той, которую дало наше законодательство. Закон о личных данных гласит, что персональные данные - это не что иное, как простые сведения (или их совокупность) о конкретном физическом лице, которое можно идентифицировать. Согласитесь, данная формулировка настолько нечеткая, что термин "личные данные" невозможно однозначно толковать. К тому же благодаря этой самой неточности возможно злоупотребление информацией со стороны авторов и пользователей баз данных. В частности,

Неравнодушные к такой ситуации юристы предлагают корректировать это понятие и формулировать его следующим образом: личные данные - о физическом лице, которая дает возможность идентифицировать данное лицо. Существует минимальная совокупность персональной информации, которая неоходима для такой процедуры. Прежде всего, это ФИО, год и дата рождния, адрес (почтовый, домашний или даже электронный), номер телефона (домашнего или мобильного) и ИНН.

В том же законе говорится, что использование вышеперечисленных персональных данных возможно лишь с целью обработки, которая была подтверждена и сформулирована с согласия субъекта - их владельца. Любые изменения коннечной цели обработки должны быть повторно согласованы с носителем. Если же это правило было нарушено, применяется такое понятие, как "защита личных данных".

Закон о персональных данных создан с целью защиты и обработки личных данных. В частности, он направлен на защиту основных прав и свобод каждого человека. В том числе, этот закон контролирует факт, что каждый имеет право на то, чтобы в его никто не вмешивался. За нарушение вышеизложенного закона предполагается штраф.

Многие законопослушные граждане считают, что закон в первую очередь, создавало для себя, так как он часто нарушается по отношению к остальным людям, и никто не несет за это ответственности.

Журналисты и личная информация

Радует тот факт, что такие ограничения (положения закона о защите личной информации) не распространяются на людей, которые занимаются журналистской деятельностью. То есть каждый журналист имеет право доступа к персональной информации любого человека, в том числе и из верхушки власти. Но доступ к ней предоставляется исключительно в профессиональных целях, и найти эту информацию не так-то просто. Члены общественных и профессиональных союзов и политических партий не регистрируют базу личных данных. Они себя от этого освободили сами...

Журналистам же не стоит злоупотреблять своим служебным положением и переходить грань законности, используя секретную, по сути, информацию для создания "сенсации". Однако в самом законе о личных данных не указано, где именно находится эта тонкая грань.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные являются общедоступными;

3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные

1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В современном мире, подписывая договоры на обслуживание или о взаимодействии, часто встречают такое понятие, как "персональные данные". Что под ними понимают? Какие данные являются персональными и не должны предаваться огласке? Как обеспечивается их защита от посторонних лиц?

Развитие вопроса

Первоначально про персональные данные, а также их безопасность заговорил в 1976 году комитет министров Совета Европы. Тогда им было принято решение разработать соответствующую конвенцию. В 1981 году она под названием «О защите физических лиц при обработке персональных данных, осуществляемой на международном уровне» была открыта для подписания. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции и ратифицировала её только в начале нулевых годов. После этого был запущен процесс формирования необходимой нормативно-законодательной базы про сферу использования и защиты персональных данных. База для него была принята Государственной думой в 2006 году. Итак, что относится к персональным данным физического лица?

О законодательстве

Прежде чем рассматривать, что относится к персональным данным физического лица, давайте уделим внимание правовому основанию этого аспекта взаимодействий. В качестве базового закона используется № 152-ФЗ, принятый в 2006 году. В нём регламентированы все вопросы, что касаются получения, использования, передачи, а также других действий, которые могут проводиться с персональными данными. Там же рассмотрена и их защита. Что подразумевают под персональными данными? Под этим понимают любую информацию, относящуюся к определенному физическому лицу, а также помогает прямо или косвенно установить его личность. Наиболее часто встречаемыми являются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации (и местожительства, если они различаются), семейное, социальное, имущественное положение и тому подобное. Если интересует полный перечень того, что относится к персональным данным физического лица, то необходимо обращаться непосредственно к закону. Из-за его большого размера (хватит на книгу) в статье будут приведены только наиболее важные и часто встречаемые моменты.

Деление на категории

В зависимости от степени информативности выделяют:

  1. Первый вид. В эти персональные данные включается информация о здоровье, интимной жизни, философских убеждениях.
  2. Второй вид. Это информация, по которой можно идентифицировать человека и в дальнейшем получить о нём дополнительные сведения. В качестве примера можно привести Ф.И.О., адрес проживания, сведения о заработной плате.
  3. Третий вид. Это информация, которая позволяет только определить субъект. Например - имя, фамилия, дата рождения.
  4. Четвертый вид. Это общедоступные и обезличенные персональные данные. В качестве примера для первого случая можно привести декларации о доходах представителей власти. Обезличенная информация - это та, по которой нельзя идентифицировать определённое лицо.

Вот что относится к персональным данным физического лица.

Необходимость следить за нововведениями

Так уж устроено законодательство, что оно действует тогда, когда человек знает о нём. Это относится исключительно к защите своих прав. Некоторые категории людей должны постоянно следить за своими персональными данными, ведь то, что вчера было вполне нормальным и допустимым, уже сегодня оказывается за гранью закона. В качестве примера можно привести ситуацию с бизнесом. Так, если на предприятии есть хотя бы один работник или клиент, являющийся физическим лицом, то законодательство накладывает серьезные обязательства. Так, необходимо, чтобы при обработке информации была соблюдена конфиденциальность. Персональные данные работника не должны попасть в руки сторонних лиц или организаций. Для того чтобы идентифицировать человека, достаточно знать его Ф.И.О. и любую иную информацию личности, например, адрес проживания, дату рождения, номер телефона. Поэтому чтобы персональные данные работника не попали не в те руки и за этим не последовали штрафы и прочее, к вопросу безопасности следует подойти основательно.

Как быть?

Значит, нужно продумывать, кто может иметь доступ и в каком объёме. Например, номер телефона и дата рождения - это сочетание, которое не признаётся персональными данными. Почему? Да хотя бы потому, что идентифицировать по ним конкретное лицо не представляется возможным. Конечно, если необходимо по определённым соображениям получить доступ, то специальные органы могут проигнорировать закон «О защите персональных данных», получить телефон, в судебном порядке от оператора связи взять данные о перемещении и узнать, где был какой-то человек. Но это маловероятный сценарий, который встречается как исключение. А так, безусловно, телефон относится к персональным данным физического лица, только в случае, если о человеке известно что-то существенное, то же Ф.И.О.

Об операторах данных

Практически в любой организации накапливается, хранится и определённым образом используется личная информация. Поэтому хочется им или нет, но с точки зрения закона они являются операторами персональных данных. Что необходимо делать в таком случае? Ведь нужна защита персональных данных? Как соблюсти требования закона? А нужно:

  1. Получить согласие со стороны физического лица на обработку персональных данных.
  2. Обеспечить безопасность при работе с личной информацией.
  3. Установить ответственность за нарушение законодательства.

При этом необходимо позаботиться о базах персональных данных и людях, которым предоставлен доступ к ним. Давайте рассмотрим внимательнее каждый пункт.

Согласие

Необходимо запомнить, что субъект персональных данных - это физическое лицо. И без его разрешения (или со стороны суда в определённых моментах) они не должны попасть в руки третьих лиц, пускай это даже рядовой кадровый сотрудник предприятия. Любые операции с информацией допускаются только при наличии согласия. Особенно много проблем в связи с этим возникло у кадровых агентств. Ведь им сейчас формально запрещено пользоваться доступными открытыми базами данных, которые можно найти в Мировой сети, поскольку они не получали от потенциального работника согласие на использование их информации. Хотя, формально, получать письменное согласие на обработку не нужно. Но существует вероятность судебного спора, поэтому очень желательно, чтобы этот факт имел физическую форму в виде бумаги.

Безопасность обработки

Законодательством предусмотрено, что любой оператор персональных данных обязан принимать нужные технические и организационные меры, которые позволят защитить информацию от случайного или неправомерного доступа к ним посторонних лиц. Особенное внимание уделяется тому, что они могут быть изменены, уничтожены, блокированы, копированы, распространены или же с ними будут совершены иные неправомерные действия. Об этом говорится в первом пункте девятнадцатой статьи базового закона. Это довольно сложно организовать с финансовой и организационной точки зрения. Так, структура должна обеспечить защиту на основе выявленных угроз, а также зависимо от класса информационной системы, где хранятся данные. Также необходимо разработать регламенты работы и положения по защите обработки. Кроме документационной работы нужно работать над повышением квалификации сотрудников, которые занимаются данными. Не следует забывать и о требованиях к инженерно-технической безопасности помещения, где будет храниться информация. В целом необходимо признать, что эта система является чрезвычайно громоздкой и очень усложненной. Встречаются даже нарекания, что некоторые требования не нужны даже государству.

На что жалуемся?

В качестве первого примера можно вспомнить о требовании письменно уведомлять уполномоченный орган о желании осуществить обработку личной информации. При этом законодательно не установлена ответственность за нарушения. Можно вспомнить ещё и требование, согласно которому каждый субъект предпринимательской деятельности, отвечающий условиям оператора персональных данных, был внесён в соответствующий реестр. А это, как уже было подмечено выше, практически каждая организация. Есть сомнения даже относительно того, что такая громоздкая норма в полном объеме будет работать даже на крупных государственных предприятиях. А ведь субъекты экономической деятельности не только платят налоги и встречаются с административными барьерами, но и обязаны оплатить внедрение этой системы у себя. Что, конечно, не умаляет тот факт, что персональные данные должны быть защищены. Но и перегибов необходимо избегать.

Об ответственности

Правом контроля за исполнением закона обладает Роскомнадзор. Эта же служба и занимается проверками в данной сфере. Что же ждёт нарушителей? Законодательством предусмотрено привлечение к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. Фактически же существует только одна практика. Это привлечение к административной ответственности. Так, законом предусмотрено, что должностное лицо, допустившее нарушение, может получить или предупреждение, или штраф до тысячи рублей. С организаций спрос больше - для них предусмотрены суммы от 5 000 до 10 000. Сложность организации хранения данных и одновременно незначительная ответственность вероятно приведут к известной ситуации - суровость законов компенсируется необязательностью исполнения. А это очень плохое положение дел, которое необходимо исправить.

Заключение

Вот и было рассмотрено, какая информация относится к персональным данным, как она защищается и какова ответственность за нарушения. Безусловно, это чрезвычайно важный вопрос. Но, увы, как это часто бывает, реализация неудовлетворительная. Законодательство и требования необходимо существенно дорабатывать. Безусловно, если мы говорим о банке, то здесь необходимо обеспечить высокий уровень безопасности. Но если говорить о предприятии, изготовляющем мебель, то нужно ли и здесь такое? Защищённое здание или его часть, допуск исключительно ответственных сотрудников? Нет, в этом случае с лихвой хватает кадровика, сейфа с личными данными (если он работает в общей комнате с другими людьми), выработанной схемы взаимоотношений и передачи информации, а также определённого уровня доступа. Именно поэтому и необходимо доработать существующее законодательство. Хотя, безусловно, уже хорошо то, что работа ведётся - просто нужно направить энергию в правильно русло. Что ж, будем надеяться, что со временем этот процесс станет более совершенным.

Поступая на работу, новый сотрудник предоставляет работодателю колоссальное количество личной информации. Частично это объясняется производственной необходимостью. Независимо от характера предоставляемых данных, они должны храниться должным образом и быть качественно защищены. Если этого не происходит и личная информация работников разглашается, то сотрудникам оказывается нанесен существенный ущерб (как их достоинству, так и личной безопасности). Поэтому важно подробнее рассмотреть понятие "персональные данные". Что к ним относится? Каким образом их необходимо хранить? Какие существуют методы защиты персональных данных? Кто регулирует процесс их хранения и обработки? Ответы на эти и некоторые другие вопросы будут предоставлены непосредственно в этой статье. Будьте максимально внимательны.

Закон о персональных данных

Разнообразные нормативно-правовые акты предоставляют различные определения понятия "персональные данные сотрудника". Для того чтобы понять, что именно подразумевается, необходимо соотнести их разнообразные положения. Их законодательным основанием является закон "О персональных данных" и ряд норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации.

Итак, что можно сказать об информации, которую собирают у сотрудников предприятия? Такие работники становятся субъектами персональных данных. К такого рода информации относят следующие данные: Ф.И.О., данные о рождении, семейный статус, место жительства, общественный статус, информация об актуальных доходах, данные об образовании и так далее.

Эти данные относятся к типу информации с ограниченным доступом, ведь законодательно подтверждено, что никто не может подвергаться вмешательству в его личную жизнь. Это относится и к персональным данным.

Такая информация необходима для того, чтобы эффективно идентифицировать личность гражданина. А если речь идет о сотруднике, то персональные данные предоставляют сведения о нем как профессионале в определенной сфере деятельности. Поэтому логично, что к личной информации работника относятся только те сведения, которые имеют отношение к его профессиональному потенциалу и особенностями исполнения им его трудовых обязанностей.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам конфиденциальность их личной жизни. И персональная информация имеет к ней прямое отношение. Это определено соответствующим Указом президента Российской Федерации, который утверждает конфиденциальный характер такого рода информации и закрепляет отсутствие доступа к ней для общественности.

В то же время Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет достаточно узкое определение рассматриваемого понятия. Он утверждает, что персональные данные сотрудника - это информация, которая необходима его руководителю в связи с исполнением его прямых профессиональных обязанностей и которая имеет отношение исключительно к определенному работнику.

Обработка персональных данных

Для чего нужно обрабатывать и хранить персональные данные? Они необходимы для того, чтобы правильным образом реализовывать трудовую активность предприятия.

Цели их обработки следующие:

  • факт приема на работу;
  • основание для карьерного продвижения;
  • осуществление выплат заработной платы;
  • контроль реализации выполнения работы.

Существует ряд методов защиты личной информации. Работники имеют полное право знать, как именно хранятся и используются их персональные данные. Ознакомить сотрудников с этой информацией - это обязанность руководителей. Факт уведомления работники подтверждают личной подписью.

Типы персональных данных

То, какая именно личная информация о работниках должна быть собрана, определяется Трудовым кодексом, Конституцией Российской Федерации и рядом федеральных законов. Так, являются необходимыми два вида документов. Первый - бумаги, которые связаны с подачей трудового договора. Второй - документация, запрашиваемая или формируемая работодателем непосредственно.

Так, персональные данные классифицируются по следующим признакам:

Степень доступа

  • Общедоступные. Доступны широкому кругу лиц.
  • Конфиденциальные. Доступны только тем, кому сотрудник позволил.

Направление

  • Специальные. Личная жизнь, наличие судимости, религиозные взгляды, политические убеждения.
  • Обычные. Все, что не относится к специальным данным.
  • Биометрические. Характеризуют физиологию.
  • Не биометрические. Данные, которые не относятся к биометрическим.

Виды персональных данных

На какие типы подразделяются персональные данные? Что к ним относится?

Важно понимать, что вся информация, которая хранится на предприятии в отношении определенного сотрудника, может быть рассмотрена с двух разных точек зрения.

  • Данные о семейном положении и семье работника (отдельных ее членах), а именно: наличие иждивенцев, наличие детей, их возраст и количество, состояние здоровья.
  • Информация об определенном сотруднике, а именно: ФИО (паспорт), профессия, состояние здоровья, а также какие-нибудь особенные обстоятельства.

Руководитель предприятия обязан сформировать нормативно-правовой акт локального значения, который рассматривает порядок, определяющий хранение персональных данных. Он может быть представлен в разном виде. Например, им может являться Положение о персональных данных.

Итак, обсудим один из нюансов подробнее. Персональные данные: что к ним относится? Информация, содержащаяся в личных делах. Речь идет о следующем:

  • данные паспорта (место и год рождения и так далее);
  • копия диплома;
  • копия документов, которые подтверждают наличие специальных навыков и знаний;
  • копия документов пенсионного госстраха;
  • иные документы.

Итак, подведем итог, что подразумевает понятие персональные данные? Что к ним относится? Это личная информация о работнике, которая необходима работодателю для того, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал и умения сотрудника. Последний, конечно же, должен дать свое согласие на обработку персональных данных. Если все формальности соблюдены, то информация останется максимально защищенной.

Ответственность за разглашение

Важно учесть, что 152 ФЗ "О защите персональных данных" предусматривает только административную ответственность предприятия за разглашение персональных данных сотрудника. А значит, если организация не способна гарантировать работникам абсолютную защиту их личной информации, то ее ожидает только штраф. Причем суммы денежного наказания за неправильное хранение персональных данных абсолютно смешные. В общем, они колеблются от пяти до десяти тысяч рублей. Конечно, это так, если речь идет только об одиночных выплатах. Как правило, на предприятиях, где есть такого рода проблемы, нарушения множественные, а значит, и суммы штрафа существенно возрастают.

Однако денежные затраты - далеко не самое главное последствие того, что использование персональных данных происходит неправильным образом. Это сильно бьет по репутации компании. Ведь когда сотрудники дают свое согласие на обработку персональных данных, они рассчитывают, что их сохранность гарантирована. Если выясняется иное, такие кадры отказываются иметь дело с фирмой такого рода. Компания теряет возможность нанимать профессионалов.

Как Роскомнадзор проверяет защиту персональных данных

В данном случае нас интересует 152 ФЗ "О защите персональных данных". Именно он является законодательной базой для реализации данной функции.

Обычно Роскомнадзор проверяет три основных направления рассматриваемой сферы:

  • Средства массовой информации.
  • Связь.
  • Защита персональных данных.

Положение о персональных данных рекомендует Роскомнадзору проводить такого рода проверки как минимум трижды в год. Это правило действует, если речь идет о плановых проверках. Внеплановые же производятся по мере необходимости. Каковы могут быть для этого причины? Например, если плановый аудит осуществлялся достаточно давно. Или если потребуется удостовериться в том, что прошлые замечания были учтены и были внесены необходимые изменения.

Правила хранения персональных данных

На каждом предприятии обязательно должны быть разработанный специальные правила, регламентирующие то, как хранятся и используются персональные данные сотрудников. Существует несколько вариантов того, как именно описанный документ может быть оформлен. Это может быть как отдельное положение, так и раздел, включенный в локальные Правила внутреннего распорядка. Каждый сотрудник имеет право принимать участие в процессе разработки и проведения мероприятий по защите персональных данных. Именно поэтому всех работников необходимо тщательно ознакомить с описанным документом.

Потребуется составить перечень персональных данных и список сотрудников, а также сформировать шаблон документа. Его должны подписать все, кто работает на предприятии.

Физическое хранение

Существуют разные способы хранения данных. Некоторые не готовы переходить к электронным архивам, а значит, предпочитают вести дела традиционным образом (то есть на бумаге). Суть метода в том, чтобы хранить все данные о сотрудниках, его личные документы и копии в буквальной папке, которая называется личным делом.

Каковы преимущества такого типа ведения личных дел? Среди них выделяют следующие:

  • всю информацию просто найти, так как она располагается в одном месте;
  • данные можно легко систематизировать;
  • поиск информации занимает максимально короткое время.

Однако такой метод имеет и некоторые минусы. Например, следующие:

  • наличие дополнительных ресурсов для хранения, таких как специальные помещения, оборудование, сейфы и так далее;
  • трудоемкость процесса;
  • требуются специальные навыки для ведения бумажной документации.

Иногда отделы кадров предпочитают хранить информацию об одном сотруднике раздельно (в различных тематических папках). Так, отдельно хранятся все трудовые договоры, анкеты и прочие документы по всем работникам сразу. Их нумеруют для более удобного поиска. Этот способ менее трудозатратен, чем тот, что был описан выше, да и не требует никаких специальных навыков от сотрудника отдела кадров.

Тем не менее и он не лишен недостатков. Среди них выделяют следующие:

  • большое количество времени требуется для того, чтобы отыскать нужные данные о конкретном работнике;
  • риск утечки конфиденциальной информации существенно повышается.

Хранение в электронном виде

В описываемом случае отделы кадров предпочитают применять электронные базы данных и разнообразные информационные системы. Часто это гарантирует обеспечение безопасности персональных данных.

Каковы преимущества такого типа хранения информации? Далее будут перечислены основные из них:

  • нет необходимости иметь большой архив;
  • существенная экономия пространства;
  • нет никаких ограничений по срокам хранения;
  • обрабатывать персональные данные удобно, и для этого не потребуется много времени;
  • несанкционированный доступ к данным практически исключен;
  • не нужны никакие дополнительные ресурсы.

Выделяют, конечно же, и некоторые минусы. Например, следующие:

  • потребность хранить резервные копии всей базы данных;
  • необходим специалист, который займется администрированием системы информации;
  • потребуются расходы на специально предназначенное для этого оборудование и программное обеспечение;
  • сотрудник, который обрабатывает персональные данные, должен быть исключительно грамотен.

Какие именно методы применяют для того, чтобы эффективно защитить персональную информацию сотрудников?

  • Сделать помещения, в которых обрабатываются личные данные, полностью закрытыми для доступа других сотрудников.
  • Для получения какой-либо информации сотрудники должны получить специальное разрешение.
  • Хранение данных должно быть четко организовано.

Учитывая наличие и недостатков, и преимуществ у каждого из методов, как правило, работодатели комбинируют их. Не имеет значения, какой именно способ хранения информации используется, работодатель, так или иначе, обязан получить согласие сотрудника на обработку его личной информации.

Вывод

Персональные данные - конфиденциальная информация, которая может быть собрана работодателем с целью идентификации личности сотрудника, а также для определения уровня квалификации работника и его профессионального потенциала. Существует несколько способов хранения и обработки личной информации (она может быть зафиксирована на бумаге или электронных носителях, в зависимости от предпочтений сотрудников отдела кадров и возможностей предприятия). Защита персональных данных должна стать первоочередной задачей соответствующего отдела, так как это право сотрудника, которое гарантируется ему Конституцией Российской Федерации. Важно хорошо знать свои права, чтобы иметь возможность защитить себя в спорной ситуации.