131 фз дает возможность библиотекам. Абсолютные показатели. Разграничение полномочий и собственности

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Г.Архангельск 01.07.2005

30 марта - 1 апреля 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова проходило совещание руководителей муниципальных библиотек Архангельской области «Муниципальные библиотеки Архангельской области: итоги, проблемы, перспективы развития». В ходе совещания были подведены итоги работы муниципальных библиотек в 2004 году, выявлены основные тенденции их развития на современном этапе.

По состоянию на 1 января 2005 года в Архангельской области работают 526 муниципальных библиотек, объединенных в 24 централизованные библиотечные системы (ЦБС). ЦБС является основной организационной моделью межбиблиотечного взаимодействия муниципальных библиотек, находящихся на территории районов и городов.

В последние годы произошли большие изменения в содержании и условиях деятельности муниципальных библиотек. Прежде всего, это связано с экономическими, правовыми и социальными преобразованиями в нашей стране. Среди положительных результатов преобразований не только сохранение сети библиотек, но и дальнейшее развитие их взаимодействия, внедрение новых информационных технологий, реализация проектов, имеющих положительный социальный эффект. Вместе с тем остро ощущается недостаток бюджетного финансирования основных направлений деятельности, таких как комплектование библиотечных фондов новыми изданиями, модернизация библиотек и расширение их информационных возможностей.

Особое внимание на совещании было уделено проблеме организации библиотечного обслуживания населения Архангельской области и обеспечения конституционных прав граждан на поиск и получение информации, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в связи с реализацией закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

    Определение полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания

Полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания определяются следующими законодательными актами:

    Конституцией Российской Федерации;

    федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 23.11.1994;

    федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994;

    федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 08.10.2003;

    областным законом «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области» № 165-21-03 от 8.04.03.

Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»

библиотека  это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

библиотечное обслуживание - это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг,

библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.).

На основе перечисленных нормативных правовых документов могут быть определены следующие полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения:

Полномочия органа местного самоуправления городского округа:

    принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения городского округа и контроль за их исполнением;

    принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения городского округа;

    утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения городского округа, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

    формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального социального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

    присвоение одной из библиотек городского округа статуса центральной библиотеки;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления городского округа;

    организация библиотечного обслуживания населения городского округа;

    обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечноинформационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

    регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории городского округа;

    развитие кадрового потенциала библиотек городского округа.

Полномочия органа местного самоуправления муниципального района:

    принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения муниципального района и контроль за их исполнением;

    принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района;

    утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения муниципального района, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

    формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального района;

    присвоение одной из библиотек муниципального района статуса центральной библиотеки;

    организация библиотечного обслуживания поселений;

    организация межбиблиотечного взаимодействия;

    обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечно-информационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

    регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории муниципального района;

    развитие кадрового потенциала библиотек муниципального района.

Полномочия органа местного самоуправления поселения:

    организация библиотечного обслуживания жителей поселения;

    учреждение и содержание за счет средств местного бюджета муниципальных библиотек, обеспечение безопасности и сохранности их зданий, помещений и библиотечных фондов, обустройства прилегающих территорий;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления поселения;

    развитие кадрового потенциала библиотек поселения.

2. Организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования

При организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования предлагаем использовать следующие модели.

    Муниципальное учреждение «Межпоселенческая библиотека», имеющее статус юридического лица, финансируемое из бюджета муниципального района (закон №131-ФЗ гл.8 ст.50 п.3 пп.12). Межпоселенческая библиотека - правопреемница существующей централизованной (муниципальной) библиотечной системы. Она осуществляет библиотечное обслуживание населения муниципального района путем организации в поселениях библиотечных пунктов, которые являются ее структурными подразделениями. Учредителем межпоселенческой библиотеки является орган местного самоуправления «Муниципальный район».

    Межмуниципальное библиотечное объединение. Создается органами местного самоуправления, которые являются учредителями поселенческих библиотек, с целью организации библиотечного обслуживания населения соответствующих муниципальных образований на основе совместного формирования и взаимного использования библиотечно-информационных ресурсов. Создание межмуниципального библиотечного объединения сопровождается заключением договоров (соглашений) о передаче (приеме) полномочий по организации библиотечного обслуживания за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих муниципальных образований (закон №131-ФЗ ст.15, п.4).

    Ассоциация библиотек добровольноеобъединение библиотек, имеющих статус юридического лица, которое создается с целью совершенствования библиотечного обслуживания населения, эффективного использования имеющихся библиотечно-информационных ресурсов, выработки и реализации единой библиотечной политики. Ассоциация библиотек регистрируется в соответствии с действующим законодательством и получает статус юридического лица.

Данные модели позволяют сохранить сетевой принцип организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования, который обладает целым рядом преимуществ, существенно повышая качество библиотечных услуг и эффективность использования совокупных библиотечно-информационных ресурсов.

Для организации библиотечного обслуживания поселений муниципальное образование «Муниципальный район» может создавать библиотечный коллектор (закон №131-ФЗ ст. 50 п.3. пп.12), осуществляющий планомерное комплектование библиотек, находящихся на территории муниципального района, различными видами документов, библиотечным оборудованием и техническими средствами. Библиотечный коллектор может быть создан как самостоятельное учреждение со статусом юридического лица или как структурное подразделение одной из библиотек.

При разработке и утверждении нормативов на библиотечное обслуживание населения рекомендуется использовать:

    «Социальные нормативы и нормы», одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 03.07.1996 года;

    письмо Минкультуры России №01-225/16-29 от 16.10.1996 года «О практике применения социальных нормативов организации сети библиотек»;

    «Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации», утвержденные приказом Минкультуры России № 682 от 14.11.1997 года;

    «Модельный стандарт деятельности публичных библиотек», принятый Российской библиотечной ассоциацией в 2001году;

    «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001);

    Социальные нормативы обеспечения населения услугами библиотек и Примерные типовые штаты муниципальных учреждений культуры и искусства, рекомендуемые комитетом по культуре администрации Архангельской области (2004).

Ответственная за выпуск Лаптева Галина Яковлевна – заместитель председателя комитета по культуре администрации Архангельской области.

Федеральным законом от 31.12.05 № 199-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от06.10.03№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации 7 с местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в т. ч. расширяющие полномочия муниципальных районов в сфере библиотечного обслуживания. С 1 января 2006 г. вопрос местного значения муниципальных районов в этой сфере закреплен как" организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов" (п. 19 ч. 1 ст. 15).

Правовой статус межпоселенческой библиотеки

Внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ изменения ввели новый вид библиотек - межпоселенческие, который, однако, не получил подробного толкования ни в данном Законе, нив Федеральном законе от 29.12.94 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле"). В п. 2 ст.4 Закона "О библиотечном деле" регламентирующем библиотечную деятельность в целом, дан закрытый перечень видов библиотек, формируемых учредителями в зависимости от порядка их учреждения и форм собственности.

Особо оговорен в 3аконе "О библиотечном деле" статус центральных библиотек. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной, при этом согласно ст. 20 Закона "О библиотечном деле":

  • органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки;
  • органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

Однако этот Закон не разъясняет, что подразумевается под термином "межпоселенческая библиотека", введенным Федеральным законом № 131-ФЗ, и какие функции она должна осуществлять.

Некоторые субъекты РФ рекомендовали органам местного самоуправления своих регионов понимать под межпоселенческой библиотекой централизованную библиотечную систему (ЦБС), действовавшую в рамках бывшего административного района, и осуществить ее перерегистрацию с новым организационно-правовым статусом межпоселенческой библиотеки с библиотеками-филиалами. Однако с данной позицией нельзя согласиться ни по логике Федерального закона № 131-ФЗ, ни по логике Закона "О библиотечном деле".

Закон "О библиотечном деле "под централизованной библиотечной системой (ЦБС) подразумевает добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Следует отметить, что данная формулировка давно отстала от развивающегося муниципального законодательства и новых гражданско-правовых отношений с учетом установления разных уровней муниципальной собственности. Сегодня ЦБС как структурно-целостное образование в форме учреждения представляет собой уже не форму добровольного объединения библиотек, а юридическое лицо с системой филиалов. Гражданский кодекс РФ определяет филиалы юридического лица как подразделения, создаваемые юридическим лицом и наделяемые им имуществом и ресурсами для осуществления функции юридического лица за пределами его месторасположения.

Таким образом, «добровольное объединение библиотек» ЦБС (в соответствии с формулировкой Закона "О библиотечном деле"), которая в последующем реорганизуется в юридическое лицо в форме учреждения с филиалами, может быть осуществлено только при наличии единого собственника (учредителя). На основании его решения может происходить реорганизация самостоятельных библиотек в форме слияния или присоединения. Например, формирование ЦБС в районах как административно-территориальных единицах до реформы местного самоуправления или городских ЦБС в крупных городах.

Нельзя говорить о добровольном объединении библиотек при наличии разных собственников (учредителей), т. к. реорганизация самостоятельных библиотек (с понижением их статуса) путем слияния или присоединения возможна только решением собственника или при изменении собственника библиотек в результате заключения различных сделок дарения или иного отчуждения имущества. Однако это не значит, что библиотеки не могут кооперироваться для осуществления различных функций библиотечного обслуживания населения, но данная кооперация будет иметь иные организационно-правовые формы, о которых будет сказано ниже.

Разграничение полномочий и собственности

Попробуем проанализировать данный вопрос с двух точек зрения: как следует поступать в сфере библиотечного обслуживания согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ и какая форма предоставления библиотечной услуги экономически выгоднее муниципалитету.

Библиотечное обслуживание населения поселений с учетом формулировки, данной в п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, включает:

  • комплектование и организацию библиотечных фондов;
  • организацию учета и сохранения библиотечных фондов;
  • обслуживание населения в стационарных (абонемент и читальный зал) и нестационарных формах (передвижная библиотека, пункт выдачи и т. п.);
  • справочно-библиографическую работу;
  • массовую работу по развитию интереса к чтению и пропаганде художественно-культурного наследия России.

К межмуниципальным (межпоселенческим) функциям библиотечного обслуживания, осуществляющимся в интересах населения всего муниципального района, а также всех поселенческих библиотек, можно отнести:

  • межбиблиотечный абонемент для населения всего муниципального района;
  • справочно-библиографическое обслуживание библиотек поселений и населения всего муниципального района;
  • информационно-методическое обслуживание библиотек поселений; 0 методическое обеспечение научной организации библиотечных фондов библиотек поселений;
  • методическое обеспечение охраны и сохранения библиотечных фондов библиотек поселений;
  • методическое обеспечение осуществления государственной статистической отчетности библиотеками поселений и другие функции.

Таким образом, межпоселенческой библиотекой может быть названа библиотека, которая по структуре своих библиотечных фондов, а также ресурсных возможностей (материальных и кадровых) может осуществлять данные межмуниципальные функции в интересах населения всего района, а также в интересах поселенческих библиотек. Такими ресурсами, как правило, обладают центральные библиотеки.

Второй вопрос касается формы предоставления библиотечной услуги. Здесь следует обратить внимание на тот факт,что предоставление публичных услуг населению является обязательным условием деятельности органов местной публичной власти. При этом основные задачи - это соблюдение условий социально-экономической эффективности, максимальной доступности общественной услуги и ее соответствующее качество.

Предоставление услуги может осуществляться разными способами:

  • самими органами местного самоуправления (через муниципальные учреждения);
  • закупаться у сторонних организаций;
  • полномочие по предоставлению услуги может быть передано по соглашению другому муниципальному образованию (от поселения к муниципальному району и наоборот);
  • через кооперацию с другими муниципальными образованиями.

Выбор того или иного способа предоставления услуги зависит от многих факторов: ее социальной значимости, развитости инфраструктуры предложения, объема средств, необходимых для предоставления услуги, кадровой обеспеченности предоставления услуги и др.

Если услуга должна предоставляться всему населению бесплатно в силу ее социальной значимости или гарантий, установленных государством, то ее целесообразно осуществлять на базе муниципальных учреждений или в форме межмуниципальной кооперации. Передача исполнения полномочия другому муниципальному образованию с субвенцией на его осуществление, рассчитанной с учетом полной стоимости услуги, и тем более ее закупка у других организаций являются более затратными формами.

Пример

Федеральное законодательство гарантирует бесплатное потребление услуги по библиотечному обслуживанию всему населению (ч. 2 ст. 5 Закона "О библиотечном деле). В настоящее время расходы на предоставление услуги при передаче полномочий от государства муниципальным образованиям или между поселениями и муниципальными районами рассчитываются по средней стоимости бюджетной услуги, Если поселение имеет инфраструктуру предоставления услуги, то средняя стоимость бюджетной услуги корректируется с учетом различных поправочных коэффициентов. Так определяются общие бюджетные расходы на предоставление услуги. Как правило, данные расчеты значительно ниже реальных затрат, поскольку не учитываю не кредиторскую задолженность учреждений, а также обычно не планируют капитальных расходов и амортизационных отчислений.

Но такое положение будет существовать не всегда. Как только учреждения получат большую самостоятельность, перейдя в форму автономных некоммерческих учреждений, они будут вынуждены рассчитывать стоимость услуги с учетом всех необходимых затрат. Тогда передача полномочий по объему расходов сравняется с закупкой услуги у сторонних организаций.

Закупку услуг в условиях всеобщего бесплатного предоставления библиотечной услуги поселениям лучше всего осуществлять в своих муниципальных учреждениях, размещая на их базе муниципальные бюджетные задания. Также следует отметить, что закуп­ку услуг целесообразно осуществлять для приобретения иных услуг, например, ограни­ченному числу потребителей или в случае частичной оплаты потребителем стоимости услуги. Таким образом, и с этой точки зрения для предоставления библиотечной услуги необходимым является исполнение норм Федерального закона № 131 -ФЗ.

Имущество центральной библиотеки

При разграничении собственности в сфере библиотечного обслуживания встает большая проблема: что делать с имуществом центральной библиотеки? Этот вопрос возникает там, где в административном центре муниципального района, сохранилась лишь одна крупная универсальная библиотека, которая и является в настоящее время центральной библиотекой района. Таким образом, именно эта библиотека становится камнем преткновения при разделе имущества, т. к. на нее, с одной стороны, возлагаются полномочия по обслуживанию населения административного центра района, а с другой - осуществление межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания.

При определении статуса центральной библиотеки возможны два варианта решения:

  1. передать ее в собственность поселения, являющегося административным центром муниципального района;
  2. оставить в собственности муниципального района для осуществления межмуниципальных функций и назвать межпоселенческой библиотекой.

Ни одно из перечисленных решений нельзя назвать абсолютно правильным, т. к. и в том и в другом случае происходит некоторое ущемление прав одного из субъектов, поэтому решение принимается только по соглашению сторон.

В первом случае (когда центральная районная библиотека становится собственностью поселения - административного центра муниципального района) для осуществления муниципальным районом межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания органы местного самоуправления муниципального района и административный центр муниципального района могут заключить: 6 либо соглашение о передаче полномочий;

В либо соглашение гражданско-правового характера о приобретении услуги по осуществлению данной центральной библиотекой функций межпоселенческих библиотек.

Во втором случае (когда центральная библиотека становится межпоселенческой библиотекой) аналогичные соглашения заключаются между органами местного самоуправления, только предметом соглашения становится уже библиотечное обслуживание межпоселенческой библиотекой населения поселения - центра муниципального района.

Помимо этого, могут быть заключены отдельные договоры (соглашения) между учредителями библиотек поселений и учредителем межпоселенческой библиотеки или учредителем центральной библиотеки, исполняющей межпоселенческие функции , о предоставлении данной библиотекой услуг по комплектованию библиотек поселений, а также услуг обработки новой литературы. Приобретать данные услуги поселенческим библиотекам целесообразно у профессионалов с целью правильной организации библиотечных фондов поселений, которые должны быть организованы с учетом принятой библиотечной классификации, а также для постановки книг на справочно-библиографический учет.

Финансовое обеспечение полномочий

Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должно устанавливаться с учетом минимальных социальных стандартов, принятых на местном уровне, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. В условиях отсутствия принятых минимальных социальных стандартов, например, социальных стандартов на библиотечное обслуживание, за основу следует брать нормативы объемных показателей, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р "Социальные нормативы и нормы".

Расходными обязательствами поселений в области библиотечного обслуживания населения являются:

  • содержание штата поселенческой библиотеки в соответствии с нормативной штатной численностью, определенной с учетом объемных показателей (число читателей поселенческой библиотеки, книговыдача и т. п.) по состоянию на начало года передачи имущества;
  • финансовое обеспечение комплектования фондов поселенческой библиотеки, в. т. ч. подписными изданиями;
  • финансовое обеспечение организации библиотечного фонда (его классификация и каталогизация), учета и сохранности;
  • финансовое обеспечение справочно-библиографического обслуживания библиотеки поселения;
  • финансовое обеспечение коммунальных расходов, а также расходов по содержанию зданий библиотек или арендной платы в случае их расположения в арендуемых помещениях;
  • финансовое обеспечение приобретения оборудования и технических средств;
  • финансовое обеспечение текущих накладных расходов деятельности библиотек, в т. ч. транспортных расходов;
  • финансовое обеспечение подготовки и переподготовки библиотечных кадров;
  • финансовое обеспечение мер социальной поддержки библиотечных работников в случае установления таких мер представительным органом поселения;
  • финансовое обеспечение мер противопожарной безопасности библиотек,

Перечисленные расходные обязательства должны лечь в основу минимальных стандартов финансирования в области предоставления библиотечных услуг населению.

Дополнительные услуги, предоставляемые населению муниципальными библиотеками, могут осуществляться уже на платной или частично платной основе, по расценкам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Дополнительные средства, полученные от оказания дополнительных услуг, должны направляться исключительно на развитие библиотек, а не использоваться для возмещения недостающих бюджетных средств.

Организационно-управленческие особенности централизованной библиотечной системы

Сегодня велико искушение сохранить ЦБС под предлогом того, что ранее она являлась удобной формой библиотечного обслуживания, и "приспособить" новое законодательство под эти цели. Однако органы местного самоуправления района не имеют права подменять органы местного самоуправления поселений и организовывать оказание услуг в области библиотечного обслуживания в поселениях. Это можно делать только в одном случае, если поселения по соглашению передадут муниципальному району исполнение данного полномочия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что полномочие должно передаваться поселениями району одновременно с ресурсами для его исполнения, т. е. сначала поселения должны быть сами наделены этими ресурсами: доходами и собственностью.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 731 -ФЗ (учитывая нюансы регионального законодательства о наделении вновь образованных поселений вопросами местного значения в переходный период) последовательность организационно-управленческих действий в сфере библиотечного обслуживания должна быть следующей:

  • централизованные библиотечные системы муниципального района должны быть реорганизованы;
  • собственность ЦБС должна быть разграничена между поселениями, входящими в состав муниципального района;
  • органы местного самоуправления поселений должны учредить поселенческие библиотеки;
  • органам местного самоуправления поселений следует принять решение о том, как осуществлять данное полномочие: самостоятельно или передав его по соглашению (с ресурсами на исполнение) муниципальному району.

В поселениях требуется закрепить за должностным лицом органов местного самоуправления соответствующие функции по анализу, планированию, организации, контролю деятельности в области культуры, выполнению функций учредителя по отношению к муниципальным учреждениям культуры и иные необходимые управленческие функции. В муниципальных районах должна произойти реорганизация управлений культуры: вместо структурных подразделений по управлению различными направлениями в культуре целесообразно выделить структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за разработку и организацию реализации районных программ в области культуры, а также создать методическую службу хозрасчетного плана, которая могла бы осуществлять на договорных условиях разработку методических материалов для проведения мероприятий в поселениях и проводить курсы подготовки и переподготовки специалистов в области культуры.

Межмуниципальное сотрудничество

Статьи 8 и 68 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливают, что для совместного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и хозяйственные общества, а также могут заключаться договоры и соглашения.

Среди межмуниципальных объединений Федеральный закон № 131-ФЗ упоминает лишь Совет муниципальных образований, поэтому в статье, в качестве хозяйствующих объектов, осуществляющих те или иные вопросы местного значения, называет только хозяйственные общества. Причем Закон дает закрытый перечень таких хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В целях осуществления некоммерческой деятельности муниципальные образования могут создавать фонды и автономные организации (ст. 69 Федерального закона № 131 -ФЗ). В настоящее время принят Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который регулирует создание и деятельность таких учреждений. В структуре данного закона нет упоминания о том, что данное учреждение может быть учреждено в рамках межмуниципального сотрудничества. Кроме того, ч. 3 ст. 18 этого Закона содержит норму, ограничивающую реорганизацию автономных учреждений в форме слияния и присоединения в рамках одного собственника имущества. Вместе с тем данный закон не содержит ограничений к учреждению муниципалитетаминового автономного учреждения в рамках межмуниципального сотрудничества. Однако уже упоминалось, что бесплатное библиотечное обслуживание населения в объемах, установленных государством, не может осуществляться на коммерческой основе, а формирование бюджетного задания при всеобщности услуги для населения пока затруднено. В настоящее время ученые и практики только подходят к разработке принципов и методик формирования бюджетного задания.

В какой же мере можно использовать формы межмуниципального сотрудничества при организации библиотечного обслуживания населения в настоящее время?

Статья 8 Федерального закона № 131 -ФЗ, помимо хозяйственных обществ, упоминает также договоры и соглашения, поэтому рассмотренные в главе "Разграничение полномочий и собственности" соглашения о предоставлении услуг между поселениями и муниципальным районом с целью минимизации расходов на комплектование и обработку фондов, на организацию справочно-библиографической работы и т. п. можно назвать формой межмуниципального сотрудничества. Кроме того, можно заключить соглашение об использовании библиотечных фондов библиотек поселений в целях организации межбиблиотечного абонемента в интересах читателей всего муниципального района.

Органами местного самоуправления поселений.

Органом местного самоуправления муниципального района.

Органом местного самоуправления поселения - центра муниципального района.

Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах и осложнил технологию комплектования библиотечных фондов Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вследствие разграничения бюджетных полномочий чрезвычайно осложнились и практически остановились книгообменные операции, предполагающие безвозмездную передачу библиотечных фондов из библиотек другого уровня в библиотеки муниципального уровня или другой ведомственной подчиненности . В соответствии с этим законом финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня. Главное нововведение этого закона - это установление двух типов муниципальных образований:

Сельских или городских поселений,

Муниципальных районов и городских округов .

Между ними и происходит разграничение расходных полномочий. Закон по-новому разграничил полномочия в сфере библиотечного обслуживания, закрепив за городским округом, городскими и сельскими поселениями полномочие по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование книжных фондов библиотек поселения, а за муниципальным районом - полномочие по организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их книжных фондов. Тем самым распределена ответственность органов местного самоуправления за состояние общедоступных публичных библиотек в российских городах и селах, обеспечение современного уровня деятельности библиотек как культурных, общеобразовательных и информационных центров на местах .

Разделение бюджетов, по идее законодателей, поможет снизить уровень коррупции, так как в небольших по численности населения муниципальных поселениях и районах легче повысить контроль за расходованием бюджетных средств. К сожалению, все эти благие замыслы терпят крах, сталкиваясь с реальным положением дел в муниципальных образованиях. Во-первых, в их бюджетах нет средств на покрытие расходов на предписанный круг полномочий. Во-вторых, возведенные «китайские стены» между административными делениями разного уровня (поселение, район, городской округ, субъект РФ) буквально обрубают жизненно важные информационные и хозяйственные связи в целостных общественных организмах, которые складывались десятилетиями, если не столетиями, и которые не замыкаются муниципальными границами. В числе таких организмов централизованные библиотечные системы и другие виды межмуниципальных библиотечных объединений. Основная доля их ресурсов (всех видов - от информационных до кадровых) и выполняемых функций централизована на уровне района, а периферийные подразделения размещены в поселениях по всей его территории. И эти подразделения - поселенческие библиотеки - ведут обслуживание населения, потребляя централизованные ресурсы муниципального района: единый библиотечный фонд, единый каталог, единую справочно-библиографическую службу, единую систему повышения квалификации, методической помощи и подбора кадров. Без опоры на них в поселениях можно лишь создать видимость библиотечного обслуживания . В виду выше перечисленного сложная ситуация складывается с внутригосударственным книгообменом, который практикуется в России с начала образования библиотечных фондов. Порядок перераспределения документов значительно усложнился с принятием Федерального закона № 131, который требует согласования передачи каждого издания с органами Росимущества, территориальными органами управления имуществом и учредителями библиотек, так как фонды отнесены к имуществу. Процедура передачи стала занимать 4-8 месяцев. В связи со сложностями перераспределения изданий библиотеки все чаще отказываются от ведения книгообмена, предпочитая списывать издания в макулатуру. Если не изменить правила перераспределения литературы между библиотеками, эта практика может стать повсеместной. В итоге библиотечная система страны потеряет канал безвозмездного комплектования фондов объемом примерно 1 млн изданий в год .

Следствия, вытекающие из рассматриваемого закона вызывают колоссальную обеспокоенность у профессионалов:

Во-первых, передача нынешних библиотек-филиалов Центральных библиотечных систем (ЦБС) и центральных районных библиотек в муниципальную собственность ставит под сомнение само сохранение в России централизованных систем, объединяющих публичные библиотеки, дробит единые фонды.

Во-вторых, разграничение бюджетов всех видов (федерального, регионального, муниципального районного, городского округа, городского и сельского поселения) обрекает на нищенское существование массу библиотек низового звена, в особенности, - сельских, резко снижает возможности их комплектования, использования межбиблиотечного абонемента, развития материально-технической базы, кадрового обеспечения.

В-третьих, создана законодательная база для закрытия библиотек, так как теперь их судьба целиком передается на усмотрение местной власти.

В-четвертых, страдают интересы читателей: затрудняется или становится невозможным доступ жителя села и даже небольшого города к отсутствующим в местной библиотеке источникам информации; с большой вероятностью может быть предельно сокращен ассортимент библиотечных услуг; стимулируется переход на платное обслуживание, платные методические услуги и др.

Перечисленные проблемы не локальны, они касаются всей страны, ведь речь идет о публичных библиотеках, которые обслуживают народ России в прямом смысле этого слова, так как нет других учреждений культуры, настолько приближенных к каждому населенному пункту .

Подытожив, существующие на сегодняшний день, законодательные нормы в области приобретения изданий можно сказать, что введение конкурсных процедур с 1 января 2006 г. привело к потере оперативности комплектования, сужению возможностей библиотек в реальном выборе источников комплектования, удорожанию процедуры закупки. В особенно тяжелой ситуации оказались сегодня библиотеки удаленных и труднодоступных территорий. В настоящее время финансирование комплектования рассчитывается «от достигнутого». Необходимо внедрение нормативных методик расчета объема средств на текущее комплектование библиотек. Еще больше осложнило ситуацию введение в действие № 131-ФЗ и передача средств на комплектование в компетенцию муниципальных советов. Возможно, выходом из данной ситуации могла бы стать консолидация средств на комплектование муниципальных общедоступных библиотек, в том числе на селе, в бюджете субъектов РФ и выделяемая отдельной строкой. Это позволило бы библиотекам объединить свои заказы в рамках региона, сэкономить средства, улучшить качество отбора, рационально размещать свои заказы у поставщиков .

Библиографический список

1. Басамыгина, И. Н. Микроэкономика библиотечного дела: науч.–практ. пособие / И. Н. Басамыгина – М. : Либерия – Бибинформ, 2006. – 160с.

2. Качалина, В. В. Финансирование библиотечно-информационной деятельности: Российский опыт / В. В. Качалина // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. РГБ. – Вып. 4: «Российский библиотечный ежегодник». – М. : Пашков дом, 2002. – С. 108 – 130.

3. Клюев, В. К. Библиотека в системе хозяйственно–договорных правоотношений / В. К. Клюев, В. М. Суворова. // Библиотека и закон: справочник. Вып. 11. – М. : Либерея, 2001. – С. 338 – 368.

1. Кожевникова, Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / Л. А. Кожевникова. – Новосибирск, 2001. – 128 с.

(Шумакова В. И.)

Интенсивно развивающаяся новая комплексная отрасль права - информационное право формирует свою многоаспектную особенную часть. Основной предмет правового регулирования информационно - информационные отношения, рассматриваемые в широком контексте. Эти отношения возникают при осуществлении разноплановых информационных процессов, производства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска передачи распространения и потребления информации. В самом общем определении информационное право можно представить как совокупность социальных норм и отношении возникающих в информационной сфере (по поводу производства, преобразования и потребления информации). В свою очередь, с учетом соответствующего правового режима конкретной документированной информации, определяемого спецификой этой информации и действиями субъектов относительно нее, выделяется в качестве самостоятельного раздела особенной части информационного права блок вопросов правого регулирования информационных отношений в области библиотечного дела.

В настоящее время можно говорить о становлении на стыке информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении информации в условиях или с помощью библиотеки, комплексного института библиотечного права в системе информационного права. Предметом правого регулирования библиотечного права являются общественные отношения, возникающие в библиотечной сфере. Выделяются следующие отношения, регулируемые нормами права: 1) возникающие при организации и развитии библиотек и их сетей; 2) возникающие при формировании и обработке фондов; 3) возникающие при создании и формировании библиотечно-информационного обслуживания; 4) возникающие при подготовке и переподготовке библиотечных кадров.

Таким образом, библиотечное право – это комплексный правовой институт информационного права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе библиотечной деятельности.



Основные цели библиотечного права: развитие и поддержание законности и правопорядка в библиотечном деле как отставной части и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества; содействие реализации прав и свобод человека, исполнению им своих обязанностей на основе организации свободного доступа в библиотеки, открытости фондов, осуществления библиотечно-информационного обслуживания всех членов общества; создание правовых условий для результативного и эффективного функционирования учреждений; формирование у библиотекарей и пользователей прогрессивного правосознания и правовой культуры.

Система библиотечного законодательства. Библиотеки, как полифункциональные учреждения, подпадают под действие множества правовых актов. Систему библиотечного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, возникающие при осуществлении библиотечной деятельности. Библиотечное законодательство – это комплексное законодательство, представляющее совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в сфере библиотечной деятельности. Система библиотечного законодательства включает в себя правовые акты: федеральных органов, органов субъектов РФ и муниципалитетов, а также локальные нормативные акты библиотеки.

Правовые акты федерального уровня включают законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, акты Правительства РФ, ведомственные акты). Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Федеральное библиотечное законодательство: Конституция РФ, «Основы законодательства РФ о культуре», Федеральные законы «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов».

В силу федерального устройства страны и строго разграничения полномочий между центром и регионами регулирование отрасли на федеральном уровне должно дополняться целой системой нормативных актов субъектов РФ, в которых могут регламентироваться конкретные аспекты библиотечного дела. На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне: законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления. От разработанности регионального законодательства зависят: жизненно важные правовые гарантии библиотечно-информационного обслуживания населения, нормы социальной защиты библиотечной профессии. Ориентируясь на федеральный подход, принимаемые законы также направлены на решение двух основных комплексов библиотечных вопросов: общее регулирование библиотечного дела и создание системы обязательного экземпляра.

На муниципальном уровне важнейшее значение имеет поэтапное введение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, устанавливающего правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления в РФ. К ведению муниципальных образований относятся среди прочих, следующие вопросы местного значения в сфере культуры и образования: создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения; организация библиотечного обслуживания в поселении и городском округе; организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора) в муниципальном районе; формирование и содержание архивных фондов. Таким образом, среди вопросов местного значения Закон закрепляет гарантированное библиотечное обслуживание населения муниципальных образований, которое является делегированным государственным полномочием.

Локальные нормативные акты - один из видов корпоративных документов, это - документы внутреннего управления библиотекой. Наиболее распространенными локальными нормативными актами библиотек являются следующие документы: устав, положение, правила, должностные инструкции. Локальные нормативные акты играют исключительно важную роль в правовом регулировании деятельности библиотеки: способствуют улучшению организации и управления, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения правоотношений внутри коллектива, способствуют совершенствованию управления.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются аспекты библиотечной деятельности, и подписанные и/или ратифицированные РФ.

Библиотечная деятельность всегда была связана с вопросами охраны авторских прав и защитой интеллектуальной собственности. Во все времена библиотеки предоставляли своим читателям произведения творчества, существовавшие в объективной форме (книги, журналы, газеты, грампластинки и т.д.) во временное пользование, осуществляли ксерокопирование, микрофильмирование, в том числе и воспроизводство утерянных экземпляров.

Суть имущественных аспектов авторского права состоит в том, что владелец стремится сохранить контроль за использованием своего произведения (своей собственности), а государство - в интересах общества - берется защищать его только лишь на ограниченный период времени; при этом библиотеки по сути своих функций оказались на переднем крае защиты интересов государства, общества и прав авторов, с одной стороны, а с другой - библиотеки обязаны предоставлять своим читателям доступ к информации, удовлетворять их информационные потребности, в том числе и заявки на копии, и в целом содействовать развитию науки, культуры и образования, что без помощи информационного и библиотечного обслуживания невозможно.

Для этих целей во всех странах мира и существует законодательство об авторском праве, которым руководствуются: авторы; издающие организации; все хранилища документов.

Авторское право для библиотек – это право библиотек на определенные действия (распространение, воспроизведение, репродуцирование и копирование) по отношению к объектам права (произведениям – результатам творческой деятельности, зафиксированным на материальных носителях с реквизитами, позволяющими их идентифицировать) – обнародованными и введенными в общественное пользование произведениям.

Авторское право является частью интеллектуального права, нормы которого включены в следующие нормативные правовые акты. О сновным законом, в котором провозглашается право человека на доступ к информации, является Конституция РФ: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрана законом интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44); каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4. ст. 29). Гражданским кодексом РФ признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п. (ст. 138). Часть четвертая ГК РФ (2006), содержит раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», которые включает нормы авторского права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров, регулирующих данные правоотношения.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение иных формальностей. Само произведение является не материальным, а идеальным объектом. Охрана, предоставляемая авторским правом, возникает с того момента, как идеальный результат будет выражен в объективной (материальной) форме. Материальный объект, в котором произведение выражено, охраняется правом собственности, а не авторским правом.

1. Личные неимущественные права автора: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от внесения каких-либо несогласованных с автором изменений, дополнений, комментариев, предисловий и т.д. (право на неприкосновенность произведения).

3. Исключительные права (т.е. монопольное, принадлежащее одному лицу) - объединение абсолютных прав на использование нематериальных объектов, которое позволяет их правообладателям осуществлять защиту этих объектов. Это право может быть передано другому лицу (физическому или юридическому) на платной основе или безвозмездно, по усмотрению правообладателя.

Субъектамиавторского права являются: автор произведения, соавторы (граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение), авторы несамостоятельных произведений (переводчики, а также автору иного производного произведения; составители сборников и авторы иного составного произведения): авторы служебных произведений.

В библиотеках многие произведения (библиографические указатели, списки литературы, обзоры, рецензии, инструктивно-методические рекомендации, сборники научных трудов, научно-практические пособия, аннотации, рефераты) создаются работниками в процессе выполнения ими своих служебных (трудовых) обязанностей. Такие произведения, созданные автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя считаются служебными произведениями. Они находятся в особом правовом режиме (ст. 1295 ГК РФ).

Обеспечение доступности документов из фондов библиотек и другие аспекты библиотечной деятельности в соответствии с нормами авторского права отражены в ряде статей 4-й части ГК РФ. Выдача книг из фонда библиотеки регулируются ст. 1274, в соответствии с которой свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, возможно только при одновременном наличии следующих обстоятельств: 1) используемые произведения были введены в гражданский оборот (поступили в распространение) правомерно, т.е. с согласия правообладателя; 2) использование библиотекой произведений сводится только к представлению во временное пользование; 3) использование библиотекой произведений осуществляется на безвозмездной основе.

К случаям свободного использования произведений ГК относит: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций; 3) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; 4) свободное воспроизведение произведения в личных целях.

Репродуцирование книг из фондов библиотек является одной из основных библиотечных услуг, осуществляемых на платной основе. Данные действия регулируются ст. 1275 ГК, в соответствии с которой допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли.

Таким образом, в соответствии с ч. 4 ГК РФ, библиотеки обладают рядом специальных прав, предоставленных им именно как учреждениям, осуществляющим публичное представление произведений. Основные из этих прав:

1) предоставление экземпляров произведений во временное безвозмездное пользование без согласия автора;

2) предоставление экземпляров, выраженных в цифровой форме, в безвозмездное пользование в стенах библиотеки;

3) разрешение репродуцирования без согласия автора в единичном экземпляре без получения прибыли.

Защитаавторских прав. Любые действия, противоречащие нормам права, являются нарушением авторского права. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

определяют соотношение между количеством учреждений культуры и численностью населения:
число массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;
число книг, журналов и брошюр в массовых библиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений и киноустановок на 1000 человек населения.
Рассчитываются показатели, характеризующие посещаемость учреждений культуры: численность посетителей музеев, зрителей в театрах на 1000 человек населения, а также число посещений киносеансов в среднем одним жителем.
Исчисляется выпуск печатной продукции в расчете на 1000 человек населения и средний тираж печатного издания.
Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, без служебных).
К основным относительным показателям относятся обращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищного предприятия, наполняемость зрительного зала.
Обращаемость библиотечного фонда - показатель интенсивности использования фонда. Определяется как отношение числа кни- говыдач к объему фонда.
Читаемость - показатель, характеризующий интенсивность использования библиотечного фонда читателями, определяется как отношение годовой книговыдачи к численности читателей библиотеки.
Посещаемость зрелищного предприятия - показатель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).
Наполняемость зрительного зала театра - отношение посещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.
Анализ показателей служит основанием для оценки достигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении с потребностями по научно обоснованным нормативам.
По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более
млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек при-ближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко- культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков,
тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43 850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11 000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
Потребность в объектах культуры и искусства муниципальных образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставоч-
ным залам, театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.
В постперестроечной России эта сфера развивается противоре-чиво, отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, где до последнего времени не было выработано стратегии управления. В 1990-е годы государство сокращало свое участие в поддержке отечественной куль-туры, полагая, что рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате значительно уменьшено позитивное влияние культуры на общество.
Несмотря на сложность ситуации с помощью федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в ее поддержке.
Но существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры. К уничтожению культурного наследия приводят военные действия, ограниченность ресурсов, неконгролируемый туризм, незаконная торговля произведениями искусства, манипулирование деятельностью музеев.
В то же время имеются предпосылки для начала радикального обновления в отраслях культуры, о чем свидетельствует утверждение Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства РФ № 1432-р от 15 сентября 2005 г.).
В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятель-ности, вызванной общими процессами глобализации, актуальным становится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий, распространения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия граждан в культурной жизни, государственной поддержки профессионального творчества. Нужны структурные изменения основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационных технологий и насыщения современным оборудованием субъектов культурной деятельности.
Сохранение культурного наследия народов России является важной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущие годы. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов и запросов разных категорий на-селения, культурного потенциала региона при усилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на при-
оритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Это направление включает три основных раздела:
поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры;
сохранение государственной части музейного фонда, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмо- фонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранении архивов, библиотек, фильмофондов;
обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Ключевым направлением культурной политики в условиях расширения прав регионов и объективной локализации рынка культурных благ становятся сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
На фоне нарастающей глобализации особую значимость приобретает обеспечение непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки творческой молодежи, сохранения и развития всемирно известной российской системы художественного образования. Для этого реализуются мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Активизация рыночных отношений требует структурной реорганизации государственного сектора в отдельных отраслях, создания условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции. С другой стороны, требуется адресная компенсация негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, повышение доступности услуг сферы культуры для населения. Это также связано с реализацией мер государственной поддержки распространения отечественных произведений искусства, включая культурные и образовательные программы в электронных средствах массовой
информации, проведением жесткой политики в области зашиты авторских прав.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Функции по организации и поддержке учреждений культуры и искусства между региональными и местными бюджетами распределяются следующим образом (табл. 5.6).
Таблица 5.6\r\nВид расходного обязательства Бюджет\r\nОхрана и сохранение объектов культурного на-следия регионального значения Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа
Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ Организация библиотечного обслуживания населения
Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) Региональный Местный
Региональный
Местный
Региональный\r\n
Бюджет
Вид расходного обязательства
Региональный
Региональный
Местный
Местный
Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности
Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры
В соответствии с Законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (№ 3612-1 от 9 октября L992 г.) на развитие культуры должно направляться не менее 2% федерального и 6% тер-риториальных бюджетов. Финансовое обеспечение предусматривается также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-Ф3 от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности.
Основной акцент делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным. Одновременно предусматривается обеспечить доступность пользования услугами учреждений культуры и искусства для малоимущих и социально наиболее уязвимых групп населения, определив перечень услуг, предо-ставляемых бесплатно или на льготных условиях.
Ассигнования из бюджета покрывают расходы на содержание подведомственных Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и другим органам исполнительной власти учреждений культуры и искусства, в том числе особо ценные объекты культур-
ного наследия народов России; проведение реставрационных работ памятников федерального значения, выплату стипендий для вы-дающихся деятелей культуры и искусства и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, стимулирование и поддержка международного, межнационального и межрегионального культурного сотрудничества, поддержку производства и проката фильмов, адресованных детской и подростковой аудитории, произведений кинопублицистики, кинокартин популярных жанровых форм, кинопроизведений, расширяющих содержательный диапазон кино, содействующих творческому поиску в киноискусстве.
Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться дня последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.
Финансирование осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности, которые отражают уровень бюджетных расходов на содержание и организацию работы учреждений культуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, филиалов, представительств, а также на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства:
на региональном уровне на муниципальном уровне (диффе-
на содержание и организацию ренцируются по группам муници- работы библиотек; музеев; теат- пальных образований) рально-концертных учреждений; на содержание и организацию
проведение прочих мероприя- работы дворцов, домов культуры, тий (в расчете на одного жителя) других учреждений клубного типа;
организацию работы сельских киноустановок;
на содержание библиотек; музеев и постоянных выставок, театров;
на проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя).
Кроме того, рассчитываются нормативы на одного жителя муниципального образования:
на строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и иных учреждений);
на создание условий для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации;
на организацию зрелищных, культурных мероприятий;
на организацию и содержание муниципальной информационной службы;
на сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
на реставрацию и содержание местных памятников истории и культуры - по смете на каждый конкретный местный памятник истории культуры;
на содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев.
В расчет нормативов включаются расходы на заработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных в соответствии с законодательством для работников организаций бюджетной сферы с учетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации (доплаты и надбавки, установленные законодательством области, не учиты-ваются)
При расчете нормативов материальные затраты определяют с применением индексов-дефляторов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на текущий и прогнозируемый финансовые годы.
Расчет нормативов на учреждение в системе культуры проводится по единой формуле независимо от уровней бюджета:
Ну = (Р0 т + Мз Идп Идт) : Чу,
где Ну - норматив на содержание и организацию работы учрежде-ния областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Ро.т - расходы на оплату труда, включая начисления на заработную плату, работников учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Мз - материальные затраты учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры;
Идх - индекс-дефлятор на текущий финансовый год;
Идп - индекс-дефлятор на прогнозируемый финансовый год;
Чу - число учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры.
Расчет норматива на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства проводится по формуле
Нм = Мз Идт Идп: Чж,
где Нм - норматив на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне;
Мз - материальные затраты на проведение мероприятий в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне;
Чж - численность жителей области (муниципального образования).
Нормативы бюджетной обеспеченности в системе культуры на муниципальном уровне определяются путем дифференциации полученных расчетных нормативов по группам и их усреднения внутри данных групп.
Расходы консолидированного бюджета на содержание учреждений в системе культуры на областном или муниципальном уровне определяются умножением утвержденного норматива на число учреждений действующей сети и суммированием полученных результатов, а на проведение мероприятий в системе культуры и искусства - умножением утвержденного норматива на численность жителей области (муниципального образования) и суммированием полученных результатов.
Например, в Московской области установлены следующие нормативы на областном уровне, руб.:
На одно учреждение в год
содержание и организация работы библиотек 4 336 ООО;
то же для музеев 5 698 ООО;
то же для театрально-концертных учреждений 4 257 100.
На одного жителя
содержание прочих учреждений и проведение мероприятий в системе культуры 1,84;
проведение спортивных мероприятий в системе физической культуры и спорта 4,38.
Нормативы на одно учреждение по существу представляют собой смету расходов. Хотя многие элементы затрат для учреждений культуры однотипны, все же целесообразнее на областном и муниципальном уровне использовать сметное, а не нормативное планирование.
Например, нормативы на содержание библиотек дифференцируются по 12 группам районов Московской области. Наибольший норматив в 12-й группе (Бронницы, Пущино, Дзержинский, Черноголовка) - 842,0 тыс. руб., наименьший - в 1-й (Одинцовский, Пушкинский, Солнечногорский, Орехово-Зуевский, Серпуховский, Талдомский районы) - 118,0 тыс. руб. Норматив в каждой группе есть усредненная величина для входящих в нее городов и районов. Ясно, что в операции по усреднению нет необходимости, потребности в расходах у каждой библиотеки все же специфичны.

Еще по теме Абсолютные показатели:

  1. Методика расчета комплексных показателей оценки интенсивного и экстенсивного развития производства
  2. Система показателей для рейтинговой оценки по данным бухгалтерской отчетности и методы ее расчета
  3. 4.2.1. Показатели эффективности инвестиций в ИС, методы оценки
  4. 2.3. Система показателей эффективности инвестиций в социальную сферу
  5. 9.1. Анализ и оценка показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации
  6. Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
  8. 11.3. Анализ финансового состояния по абсолютным данным бухгалтерского баланса.
  9. Финансовые результаты деятельности организации: система показателей, определяющие факторы.
  10. Концепция сбалансированного развития и формирование ключевых показателей текущей деятельности банка
  11. 141 Виды и система показателей финансового анализа страховых организаций

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс -