Определение чрезвычайной ситуации для здравоохранения, критерии чс, структуры санитарных потерь, поражающие факторы чс. «Симбирский курьер». ЧС в здравоохранении Критерии источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения

Особенности медицинского обеспечения в ЧС:

Чрезвычайные ситуации требуют применения особых принципов работы, диагностики и экстренной медицинской помощи, т.к. внезапно возникшая потребность в оказании помощи одновременно большому числу пострадавших не может быть удовлетворена имеющимися в наличии медицинскими силами и средствами.

Резкая диспропорция, возникающая между потребностями в помощи и возможностями ее оказания, особенно выражена в первые часы, когда нет помощи извне или эта помощь недостаточна.

При анализе причин смерти пострадавших при многих техногенных катастрофах было установлено, что при своевременном оказании медицинской помощи можно спасти до 90% пострадавших с тяжелыми повреждениями.
И наоборот, отсутствие помощи в течение 1 часа после получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30 - 40%; до 3-х часов - на 60%; до 6 часов на - 90-95%.

В течение 3- х часов после начала землетрясения удается спасти 90% пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50%.
В первые минуты под снежной лавиной погибает 20% засыпанных снегом людей, в течение первого часа количество погибших увеличивается до 60%, а по истечении 2 часов в живых остается один из 10 человек.
Противошоковые мероприятия, проведенные в первые часы с момента получения тяжелого поражения или травмы, снижают смертность на 25-30%.

Многие факторы ЧС могут спровоцировать развитие эпидемического процесса:
- разрушение коммунальных объектов (водоснабжения, канализации, отопления);
- резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории из-за разрушения ПОО, разлагающихся трупов людей и животных, а также продуктов животного и растительного происхождения;
- массовое размножение грызунов, появление эпизоотий среди них, активизация природных очагов эндемичных заболеваний;
- интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей;

Повышение восприимчивости к инфекциям из-за стресса, ухудшение условий жизни;
- нарушение работы сети лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиоло-гических учреждений в зоне ЧС;
- трудность установления источника инфекции, что влечет за собой множественность эпидемических очагов;
- возможность «прорыва» иммунитета у людей из-за воздействия высоких доз возбудителей инфекционных заболеваний.

В основе организации медицинского обеспечения пострадавшего в зоне ЧС населения лежат следующие принципы:

Оказание медицинской помощи населению в ЧС носит государственный и приоритетный характер, обязательный для всех участников ликвидации последствий ЧС, независимо от их ведомственной принадлежности;

Для оказания медицинской помощи используются все имеющиеся на данной административной территории силы и средства, независимо от ведомственной принадлежности;

Для руководства силами и средствами медицинской службы в целях предупреждения и ликвидации ЧС используются принцип единоначалия, централизации управления и руководства;

Проведение поисково-спасательных работ, ведение разведки очагов поражения, розыск пострадавших, оказание первой помощи, вынос и вывоз их за пределы очага осуществляется немедицинским персоналом спасательных формирований;

С учетом дефицита времени обязательное условие качественной работы медицинских формирований использование приемов медицинской сортировки с выделением различных сортировочных групп пострадавших;

Все силы средства медицинской службы при ликвидации медико-санитарных последствий крупных ЧС эшелонируются (расчленяются), что позволяет более рационально использовать их в конкретных условиях ЧС;

Тесное взаимодействие медицинской службы с другими спасательными службами с распределением сфер ответственности между ними;

Своевременность, непрерывность помощи пострадавшим в ЧС; все виды медицинской помощи должны быть оказаны не позже установленных для них оптимальных сроков;

Достаточность и экономическая целесообразность создаваемых в регионе медицинских сил и средств в зависимости от прогнозируемых ЧС на данной территории;

Медицинская подготовка всех участников ликвидации ЧС, а также населения к действиям в прогнозируемых ЧС, особенно лиц, вошедших в состав нештатных аварийно-спасательных формирований.

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС. Понятие вида медицинской помощи. Характеристика всех видов медицинской помощи, оказываемых в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения дополнительных сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами района ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико- санитарных последствий ЧС.

С целью решения задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС проводится комплекс организационных и медицинских мероприятий, получивших название - лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ЧС (ЛЭО в ЧС).

Сущность современной системы ЛЭО населения заключается в организации своевременно и последовательно проводимых мероприятий по оказанию первой и других видов медицинской помощи, лечению пострадавших на этапах медицинской эвакуации с обязательной их эвакуацией из очага в профильные лечебные учреждения в соответствии с характером полученного повреждения.

Таким образом, основные требования, предъявляемые к оказанию медицинской помощи и лечению в современной системе ЛЭО в ЧС:

- преемственность и последовательность в оказании всех видов помощи и лечения пострадавших. Преемственность в оказании медицинской помощи и лечении обеспечивается:

Наличием единых, заранее регламентированных и обязательных для медицинского персонала принципов оказания медицинской помощи и лечения;

Наличием единой документации, сопровождающей пораженного. Такой документацией являются: первичная медицинская карточка пораженного (больного) в чрезвычайной ситуации и история болезни. Первичная медицинская карточка оформляется на всех пораженных при оказании им первой врачебной помощи, если они подлежат дальнейшей эвакуации, а при их задержке для лечения свыше одних суток - используется как история болезни. При эвакуации эти документы следуют с пострадавшим;

- своевременность оказания медицинской помощи и лечения пострадавших. Своевременность в оказании медицинской помощи достигается хорошей организацией розыска, выноса и вывоза (эвакуации) пораженных из очага на этапы медицинской эвакуации, максимальным приближением первого этапа к районам возникновения потерь, правильной организацией работы медицинской сортировки;

- специализация медицинской помощи в зависимости от характера поражения. Более половины всех пострадавших будут нуждаться в помощи врачей-специалистов в условиях специализированных лечебных учреждениях (отделениях) с использованием специальной аппаратуры и оборудования с целью максимального восстановления утраченных функций органов и систем. Для этого вида помощи вне очага поражения развертываются специализированные формирования службы медицины катастроф либо используются сохранившиеся специализированные ЛПУ.

Вид медицинской помощи – это совокупность лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых по конкретным медицинским показаниям медицинским и другим персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и соответствующее медицинское оснащение.

Виды медицинской помощи, оказываемых в условиях ЧС:
- первая помощь;
- доврачебная (фельдшерская) помощь;
- первая врачебная помощь;
- квалифицированная медицинская помощь;
- специализированная медицинская помощь.

Первая помощь – это комплекс простейших мероприятий, выполняемый на месте ранения или поражения самим населением в порядке само- и взаимопомощи, личным составом санитарных постов или санитарных дружин, спасательных формирований общего назначения с использованием табельных и подручных средств.
Оптимальный срок первой помощи – первые 30 минут с момента поражения.

Доврачебная помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых в непосредственной близости от места поражения средним медицинским персоналом: фельдшерскими бригадами скорой медицинской помощи, а также фельдшерскими (сестринскими) бригадами ЛПУ.
Оптимальный срок оказания доврачебной помощи – не позже 1- 2 часов с момента поражения.

Первая врачебная помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых в непосредственной близости от места поражения врачами бригад скорой медицинской помощи, врачебно-сестринских бригад для борьбы с угрожающими жизни состояниями и подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации. Оказание помощи проводится одновременно с медицинской сортировкой.
Оптимальный срок первой врачебной помощи по неотложным показаниям – 3 часа с момента ранения, в полном объеме – 6 часов.

Квалифицированная медицинская помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполняемых врачами-специалистами хирургического и терапевтического профиля в лечебных учреждениях для устранения угрожающих жизни последствий и осложнений поражения.

Оптимальный срок квалифицированной помощи – 8 - 12 часов с момента поражения.

Специализированная медицинская помощь – это наивысшая форма медицинской помощи, которая оказывается врачами-специалистами узкого профиля в специализированных лечебных учреждениях и носит исчерпывающий характер.
Оптимальный срок оказания специализированной медицинской помощи в ЧС – не позже 24 часов с момента поражения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256) приказываю:

Утвердить:

Положение о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 1.

Положение о функциональной подсистеме Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2.

Министр М. Зурабов

Приложение N 1

и социального развития РФ
от 28 ноября 2006 г. N 803

Положение о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности функциональной подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).

2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794", от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф".

3. Функциональная подсистема создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4. В своей деятельности функциональная подсистема руководствуется выше перечисленными Федеральным законом, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и настоящим Положением.

5. Основными задачами функциональной подсистемы являются:

организация и осуществление медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов в ходе вооруженных конфликтов (далее - чрезвычайные ситуации);

организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;

совершенствование организационной структуры и повышение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка, совершенствование и внедрение передовых технологий оказания медицинской помощи и лечения пораженных, медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы.

6. Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

7. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

на региональном и муниципальном уровнях - представители соответствующего органа управления здравоохранением, входящие в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия их решений определяются положениями о них.

8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", входящий в его состав штаб Всероссийской службы медицины катастроф; подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на межрегиональном уровне - филиалы Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" и региональные центры медицины катастроф;

на региональном уровне - территориальные центры медицины катастроф; подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном уровне - структурные подразделения (должностные лица) органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на объектовом уровне - должностные лица медицинских организаций, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими должностными обязанностями.

9. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

подразделения и формирования Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" и его филиалов, региональных и территориальных центров медицины катастроф, центров медицины катастроф местного уровня или станций (подстанций) скорой медицинской помощи, выполняющие функции органа управления службы медицины катастроф;

учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека центрального подчинения и ведомственных служб, соответствующие подразделения территориальных управлений на транспорте и в субъектах Российской Федерации, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на территориях;

специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;

клинические базы и лечебно-профилактические учреждения, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями, для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

научные базы для решения проблем медицины катастроф;

медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).

Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований функциональной подсистемы, а также лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются руководителями органов управления здравоохранением исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

10. Решение об использовании сил и средств функциональной подсистемы, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов руководителями службы медицины катастроф соответствующего уровня.*

11. Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы материально-технических ресурсов и медицинского имущества:

в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоначальных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - за счет средств федерального бюджета;

на федеральном и межрегиональном уровнях - за счет средств федерального бюджета;

резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта российской Федерации;

резерв муниципального уровня - за счет средств муниципального бюджета;

объектовый резерв - за счет собственных средств организации.

Номенклатура и объем запасов материально-технических ресурсов и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий, а также контроль за их хранением, использованием и освежением устанавливаются создающим их созданием, хранением, использованием и освежением органом или организацией.

12. Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил функциональной подсистемы.

13. Информационное обеспечение в функциональной подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

14. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе планов медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях (планов действий), разрабатываемых органами управления функциональной подсистемы.

Организационно-методическое руководство планированием медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях (планированием действий) в рамках функциональной подсистемы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях, силы и средства функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления, сил и средств функциональной подсистемы могут устанавливаться следующие режимы функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации.

16. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления функциональной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

наблюдение, оценка и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечение постоянной готовности органов управления, си# и средств совершенствование# подготовки ее личного состава;

поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами функциональной подсистемы;

руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

ведение статистической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

оповещение руководителей и должностных лиц органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

постоянный сбор, обработка и передача органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях чрезвычайной ситуации, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях чрезвычайной ситуации;

уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в чрезвычайной ситуации;

приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;

восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

выдвижение в зону чрезвычайных ситуаций оперативных групп, подразделений и формирований функциональной подсистемы;

участие аварийно-спасательных и других формирований Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;

организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;

организация медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

организация и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

организация и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации;

осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение их средствами медицинской защиты;

обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;

всестороннее обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

17. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации:

федеральных и межрегиональных - расходным обязательством Российской Федерации;

региональных - расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

муниципальных - расходным обязательством органов местного самоуправления.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях за счет собственных средств.

Выделение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

_____________________________

* Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам
от 9 ноября 2006 г. N 06-128/пз-н
“О внесении изменений в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является Федеральная служба по финансовым рынкам, утвержденный приказом ФСФР России от 13.07.2005 N 05-24/пз-н”

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 ноября 2006 г. N 803

Положение о функциональной подсистеме резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности функциональной подсистемы резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резерв медицинских ресурсов).

2. Положение разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" и приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. N 305 "О создании резерва медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" и от 4 апреля 2006 г. N 253 "Об утверждении Положения о резерве медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

3. Функциональная подсистема резервов медицинских ресурсов предназначена для обеспечения выполнения мероприятий, проводимых службой медицины катастроф по предотвращению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, и включает запасов# медикаментов, медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущество, медицинской техники и оборудования медицинского назначения. Предоставление материальных ценностей резерва медицинского имущества (лекарственных средств изделий медицинского назначения) для оказания помощи за пределами Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

4. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв медицинских ресурсов в составе государственного материального резерва - решением Правительства Российской Федерации;

федеральный резерв медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - приказом Минздравсоцразвития России;

резервы медицинских ресурсов субъектов Российской Федерации - решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Местные резервы медицинских ресурсов - решением органов местного самоуправления;

Объектовые резервы медицинских ресурсов - решением администраций организаций.

5. Резерв медицинских ресурсов создается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимального использования имеющихся медицинских сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов медицинских ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создающим их органом или организацией.

6. Резервы медицинских ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, расположенных в местах обеспечивающих их оперативную доставку в зоны чрезвычайной ситуации и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайной ситуации.

7. Руководство созданием и функционированием федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) через ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" и его филиалы в федеральных округах.

Накопление и содержание федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" в соответствии с Положением о резерве медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 253.

Ответственное хранение материальных ценностей, в том числе неснижаемого запаса, осуществляется ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" и его филиалами в федеральных округах, а также организациями на основании заключенных с ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" договоров.

8. Резервы медицинских ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, медико-санитарном обеспечении населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

9. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восстановлению резервов медицинских ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности:

из средств бюджета - федерального резерва медицинских ресурсов в составе государственного материального резерва;

из средств бюджета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервов медицинских ресурсов субъектов Российской Федерации;

из средств местных бюджетов - местных резервов медицинских ресурсов;

из собственных средств организаций - объектовых резервов медицинских ресурсов.

10. Методическое руководство функциональной подсистемой резерва медицинских ресурсов осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2006 г. N 803 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Всероссийской службы медицины катастроф и Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

В чрезвычайной ситуации любого происхождения система здравоохранения подвержена двойному неблагоприятному воздействию.

Во-первых, на медицинские организации, их персонал, здания и имущество, как и на другие объекты инфраструктуры населенных пунктов, воздействуют факторы опасных явлений.

Во-вторых, необходимость медицинского обеспечения населения и спасателей в условиях чрезвычайной ситуации требует высокого напряжения сил медицинских работников и большого расхода лекарственных и других материальных средств.

Наиболее неблагоприятными последствиями опасных явлений являются гибель медицинских специалистов, их травмы и заболевания, снижение уровня показателей физического и психического здоровья. В связи с этим, маловероятно полноценное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации работников местных медицинских организаций, подвергшихся воздействию опасных факторов.

Сохранившиеся помещения, медицинскую технику, медикаменты и иное имущество стационарных и амбулаторных медицинских учреждений, а также запасы лекарственных и других материальных средств подлежат обязательному использованию при оказании медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации. Вместе с тем, при организации медицинского обеспечения населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации следует рассчитывать в основном на оснащение прибывающих медицинских формирований.

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка медицинской обстановки в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется по следующим критериям (показателям):

Количество пострадавших и их нуждаемости в медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Сложность и тяжесть телесных повреждений, отравлений, облучений и психических нарушений;

Состояние местных медицинских организаций и возможность привлечения к медицинскому обеспечению населения и спасателей медицинских организаций и формирований из благополучных районов;

Количество и уровень подготовки медицинских специалистов к работе в экстремальных условиях;

Транспортная доступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств;

Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне чрезвычайной ситуации и на путях медицинской эвакуации;

Вероятность воздействия на персонал и пациентов опасных и вредных факторов окружающей среды;

Климатические и метеорологические условия, время года и суток.

Крайне неблагоприятная, то есть чрезвычайная медицинская обстановка складывается при совокупности следующих обстоятельств:

Внезапное и одномоментное появление большого количества пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Комбинации сложных и тяжелых телесных повреждений;

Нарушения психики у пострадавших, спасателей и медицинских работников;

Дезорганизация управления здравоохранением, разрушение медицинских зданий, людские и материальные потери в медицинских организациях;

Отсутствие, нехватка и низкий уровень готовности практических хирургов и других специалистов к работе в экстремальных ситуациях;

Труднодоступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств из-за недостатка необходимых транспортных средств, нелетной погоды, разрушения дорог, отсутствие достаточного количества регулировщиков и указателей на сохранившихся дорогах и т.д.;

Сложная санитарно-эпидемическая обстановка из-за выхода из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скопления и миграции больших масс людей, загрязнения территории токсическими компонентами и других явлений;

Зависимость работы медицинских объектов от неблагоприятных метеорологических условий, времени года и суток.

При значительном несоответствии имеющихся медицинских сил и средств потребностям поступающих (обращающихся) пациентов в медицинской организации возникает чрезвычайная ситуация.

Таким образом, чрезвычайная ситуация в медицинской организации – это обстановка на медицинском объекте, сложившаяся в результате несоответствия имеющихся возможностей поставленным задачам медицинского обеспечения людей, характеризующаяся поступлением (обращением) чрезмерно большого количества пострадавших (заболевших) пациентов и резким ухудшением условий жизнедеятельности персонала и пациентов, требующая привлечения дополнительных медицинских и иных сил и средств, а также особой организации работы медицинских подразделений и формирований, участвующих в ликвидации последствий опасных природных, техногенных, социально-биологических и/или социально-политических явлений.

Если в городе, районе или области отсутствует достаточное количество подготовленных медицинских организаций, формирований и отдельных специалистов, а также необходимых резервов финансовых и материальных средств, то возникает чрезвычайная ситуация для их систем здравоохранения.

По мнению российских специалистов в области медицины катастроф чрезвычайная ситуация для здравоохранения – это «обстановка на объекте, в зоне (районе) сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пострадавших (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации».

Без принятия надлежащих предупредительных мер, существующая тенденция увеличения случаев чрезвычайной ситуации в системе здравоохранения будет сохраняться.

Заключение

Предупреждение последствий опасных природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений и процессов возможно при научном подходе к решению проблемы чрезвычайных ситуаций, наличии экономических ресурсов и гуманной политической воли. Эта возможность более реалистична при международном сотрудничестве в области обеспечения всех видов безопасности населения и территорий.

Чрезвычайная ситуация любого происхождения представляет реальную угрозу безопасности государства. Человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, возникшие в результате природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений, следует оценивать как предпосылки подрыва национальной экономики и политической стабильности.

Учебные вопросы:

  1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в ЧС.
  2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медицинском учреждении здравоохранения.
  3. Организация работы больницы в ЧС.
  4. Эвакуация медицинских учреждений.

Введение

В результате воздействия поражающих факторов при ЧС, может нарушится деятельность больниц, поликлиник, ЦГСЭН, СПК, аптек и аптечных складов, что может повлечь за собой не своевременное оказание медпомощи и тем самым возникновение не оправданных безвозвратные потери. Поэтому в режиме повседневном деятельности проводится подготовка, как всего здравоохранения в целом, так и самих учреждений здравоохранения и их персонала к работе в ЧС.

1 вопрос «Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в ЧС»

Устойчивость работы здравоохранения в ЧС достигается путем:

  1. Обеспечения жизнедеятельности медперсонала, членов их семей, а также больных, находящихся на лечении в учреждениях здраво-охранения;
  2. Рационального размещения медучреждений на тер-ритории страны;
  3. Подготовкой учреждений медицинской и микробиологической промышленности к работе в условиях ЧС;
  4. Освоением ЗЗ, т.е. заблаговременным строительством в сельских районах крупных многопрофильных межрайонных больниц (медкомплексов);
  5. Проведением подготовительных мероприятий позволяющие в максимально сжатые сроки восстановлению функции медучреждений, вышед-ших из строя в ЧС;
  6. Созданием устойчивой системы управления медицинской отраслью в ЧС.

Устойчивость работы учреждений здравоохранения в экстремальной обстановке достигается:

1. Реализацией медико-технических требований (МТТ) при их размещении и строительстве (Инструкция МЗ).

МТТ подразделяются на общие и специальные требования.

Общие требования реализуются во всех проектах учреждений здр-ния.

Специальные требования - зависят от:

Природных факторов - сейсмичность, вечная мерзлота;

Вероятности КПА-АЭС, ХОО,

Типа учреждения (ЛПУ, СЭС, ССМП).

В соответствии с МТТ для некоторых категорий больниц при их планировке предусматривается:

  • площадка для посадки вертолетов,
  • возможность раздельного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, со свободным 2-х рядным проездом и стоянкой у приемного отделения,
  • приспособление для погрузки и выгрузки больных на автотранспорт (пандус).
  • внутрибольничные средства транспортировки больных и грузов.
  • При отводе земельного уча-стка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».

Устойчивость работы ЛПУ в ЧС определяется также наличием:

2. Источников резервного аварийного осве-щения (подвижные электростанции, мощность 30 и более кВт).

  1. Источников резервного аварийного теплоснабжения (обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основно-го источника теплоснабжения).
  2. Источников резервного водоснабжения (обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды - по 10 л/сут. на койку.)
  3. Устойчивой работой канализационной системы (ряд ЛУ, должны иметь специальные отстойники в системе очистных сооружений).
  4. Герметичностью внутренних помещений для предотвращения попадания в помещения РВ, ОВ, других вредных факторов (система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха),
  5. Созданием внутрибольничной системы пожаро- и взрывобезопасности.
  6. Рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы . (Это достигается рациональным рас-пределением потоков больных и обслуживающего персонала, чтобы больные не имели контактов с материалами, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы.)
  7. Наличием ЗС для защиты больных и медперсоонала. (Расчет укрытия персонала и больных ЛПУ (аптеки) в ЗС отрабатывается в двух вариантах: в рабочее и нерабочее время).
  8. Наличием средства связи, которые должны обеспечивать возможность бы-строй подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал. Дежурная смена во главе с руко-водством больницы оснащается портативными переносными средствами связи для работы внутри здания и вне его в пределах слышимости.
  9. Наличием системы экстренной эвакуации больных (индивидуаль-ные спасательными устройствами, которые могут использоваться при нарушениях эвакуации обычным порядком, например наличие трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку).
  10. Наличием резервов медимущества, которые создаются на случай ЧС. (В больницах необходимо иметь оперативно-тактический запас для работы форми-рований в очаге катастрофы в течение 12 часов и на одни сутки работы коечной сети).
  11. Для ССМП, СПК, ЦГСЭН, обязательно предусматриваются складские помещения с холодильни-ками (камерами), для хранения препара-тов, требующих соблюдения температурного режима.
  12. Персонал больниц , расположенных в городах, а также на весь л/с формирований ГО обеспечивается СИЗ , которые закладываются и хранятся на складах.

Запас противогазов ГП - 5(7), респираторов, Аи - 2, ИПП, ППИ, йодистого калия (7 доз по 0, 125 на человека) создается больницей (аптекой) на весь персонал и на 10 % численности больных. СЗ со складов ГО получаются по особому распоряжению через пункты выдачи.

В каждой аптеке из специмущества и СИЗ должны быть:

По 1 наим. на каждого сотрудника: АИ - 2; ППИ; ИПП; респираторы, ГП - 5А(7);

По 1наим. на аптеку: носилки санитарные в комплекте с лямками по 2 шт. на каждые носилки); сумка СД (с набором медикаментов и перевязочных средств согласно описи).

При необходимости организуется изготовление сотрудниками и членами их семей простейших СЗ (ПТМ - 1 или ВПМ).

Соблюдение перечисленных требований во многом повысит устойчивость функционирования ЛПУ при возникновении любой ЧС.

2 вопрос: «Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медицинском учреждении здравоохранения»

На всех объектах здравоохранения для предупреждения и ликвидации по-следствий ЧС выполняются общие мероприятия (общие задачи ) такие как:

  • прогнозирование возможной обстановки на территории вокруг объекта здравоохранения и ее оценка при возникшей ЧС;
  • планирование работы объекта в ЧС;
  • организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;
  • организация защиты персонала и материальных средств от воздействия пора-жающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки;
  • проведение мероприятий повышающих устойчивость функционирования объекта в ЧС.

Некоторым объектам здравоохранения определяются и специфические задачи, исходя из предназначения ЛПУ в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.

Для организации и проведения мероприятийпо предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медучреждениисоздается объекто-вая КЧС , которая возглавляется главным врачом или его зам. по лечебной работе.

Приказом начальника ГО объекта (главврача) создается орган управления - штаб ГО объекта . В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан-ности.

Эти обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начштаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь-ником ГО объекта. Первый экземпляр документа хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап-ке должностного лица.

Органами управления здравоохранения, для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание.

В нем кратко излагается прогнози-руемая обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС.

Исходя из этого в задании определя-ется:

  • какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать,
  • поря-док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом.
  • предписывается какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять,
  • срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по ЛУ, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

В режиме повседневной деятельности в больнице штабом по ГО ЧС разрабатывает:

  1. Планы защиты от поражения РВ, АОХВ и БС;
  2. Организационные вопросы оказания медпомощи при прогнозируемых ЧС и в соответствии с возложенными задачами;
  3. Проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу;
  4. Организует мероприя-тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

В режиме повышенной готовности осуществляют-ся:

  1. оповещение и сбор персонала больницы;
  2. введение круглосуточного дежурства руководящего состава;
  3. установление постоянного наблюдения
  4. выдача персоналу СИЗ, приборов рад. и химической разведки;
  5. подготовка больницы к приему пораженных;
  6. проверка готовности органов управления и медформирований к оказанию медпомощи пораженным в районе бедствия;
  7. усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения;
  8. повышаются защитные свойства больницы от воздействия поражающих факторов;
  9. проводится закладка медимущества в убежища города, объекты народного хозяйства и в стационары для нетранспортабельных;
  10. уточнение знания медперсоналом особенностей патологии при ожидаемой ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации проводится:

  1. информирование вышестоящего начальства о случившемся, и о проводимых мероприятиях
  2. осуществляется сбор и оповещение сотрудников;
  3. организуется медицинская разведка;
  4. в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы;
  5. проводится дополни-тельное развертывание больничных коек;
  6. организуется (при необходимости) или эвакуация персонала, больных, ценного имущества и документов больницы в безопасные места или осуществляется укрытие персонала и больных в ЗС;
  7. организуется оказание медицинской помощи пораженным со-трудникам и больным объекта здравоохранения;
  8. обеспечивается поддержание общественного порядка,
  9. поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС;

Кроме этого в больнице планируется проведение меро-приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль-ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, терактах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

3 вопрос «Организация работы больницы в ЧС»

Работа ЛУ в ЧС организуется в соответствии с планом рабо-ты ЛУ, разрабатываемого штабом ГО ЧС объекта на мирное время.

При возникновении ЧС больница в зависимости от складывающейся обстановки может решать две разные по содержанию за-дачи.

Если больница подверглась воздействию поражающих факторов ЧС, то в первую очередь необ-ходимо, прежде всего, обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудо-вания, других материальных средств и, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пораженным, в том числе и своему персоналу, а так-же больным

Если больница не подверглась воздействию поражающих факторов ЧС , то она, приводит в готовность создаваемые на ее базе медформирования СМК, перепрофилирует коеч-ную сеть некоторых отделений, обеспечивает прием пораженных и оказание им К и СМП.

Получив информацию об угрозе возникновения ЧС, ответственный дежурный по больнице задействует схему оповещения и сбор руководящего состава.

Одновре-менно в ЛПУ выполняются мероприятия, предусмотренных планом:

  1. организуется работа штаба ГО объекта;
  2. приводятся в готовность к выдвижению соответствующие формирования;
  3. выставляется (при необходимости) пост рад. и химического наблюдения;
  4. на улице и внутри помещения устанавливается пикетаж (указатели) с указанием направ-ления движения потока пораженных;
  5. приводятся в готовность СИЗ и МСИЗ, а также средства коллективной защи-ты персонала и больных;
  6. при необходимости повышаются защитные свойства здания больницы;
  7. уточняются списки больных, которые могут быть выписаны на амбулаторное лечение;
  8. принимаются меры к увеличению коечной емкости больницы для поражен-ных за счет выписки больных и использования дополни-тельных площадей (ординаторских, коридоров и т.п.);
  9. увеличивается численность персонала приемного отделения, проверяется знание персоналом инструкции по приему и сортировке пораженных, готов-ность санитарного пропускника к проведению санитар-ной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья;
  10. принимаются меры к увеличению коечной емкости и увели-чению пропускной способности ОПО и ОРиИТ;
  11. При возможности привлекаются к работе пенсионеры, студенты старших курсов медицинских учебных заведений;
  12. проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения.

В соответствии с заданием и складывающейся обстановкой больница может раз-вертываться по нескольким вариантам:

Для приема пораженных с механической трав-мой,

Для приема пораженных с механической травмой и ожогами,

Для прие-ма пораженных АОХВ и др.

При поступлении пораженных в больнице проводится их сортировка . Для этого развертываются сортировочный пост (СП), сортировочная площадка, и приемно - сортировочное отделение.

СП выставляется при въезде в больницу на расстоянии зрительной и звуковой связи с приемным отделением. На нем работают фельдшер (медицинская сестра) и дозиметрист. Они ведут постоянное наблюдение за окружающей обстановкой и встречают транспорт с пораженными.

При первичном бег-лом осмотре выделяются ходячие и носилочные больные. При выходе из транспорта ходячих размещают в отведенном для этого месте отдельно от носилочных.

При сортировке выделяют подозрительных на инфекционное заболевание или явно больных и направляют их в инфекционный изолятор, пораженных в состоянии психомоторного возбуждения - в психоизолятор.

Личный состав СП использует СИЗ по обстановке. Пораженные, поступающие из зоны радиоактивного загрязнения, подвергаются дозиметрическому контролю. От СП транспорт направляется на сортировочную площадку (к приемному отде-лению) для выгрузки пораженных. При неблагоприятной погоде выгрузка осуществ-ляется непосредственно в приемно-сортировочное помещение.

Пораженные, непрофильные для данного лечебного учреждения, не снимаются с машины, а эвакуируются дальше по назначению в соответствующее лечебное учреждение. При направлении пораженных в соответствующие отделения данной больницы устанавливается очередность с уче-том их состояния и срочности выполнения лечебно-профилактических мероприятий.

При наличии загрязнения РВ выше допустимого уровня носилочным поражен-ным протирают влажными салфетками открытые участке кожи и при необходимости снимают верхнюю одежду (частичная специальная обработка). Ходячие моются под душем (полная санитарная обработка). В случае загрязнения АОХВ проводится санобработка с заменой одежды.

Носилочные на сортировочной площадке размещают рядами или веером на носилках, а при недостатке носи-лок - на подстилочном материале.

Медицинская сестра - диспетчер регулирует разме-щение пораженных на сортировочной площадке, в помещениях, последовательно за-полняя их. Доставленных пораженных с политравмами перекладывают (только один раз!) с носилок на щит с пенопластовым матрацем, установленным на каталке. Все дальнейшие перемещения пораженных (в операционную, в ПИТ, рентгеновский кабинет и т.п.) целесообразно осуществлять только вместе со щи-том.

После проведения медсортировки пораженные направляются в соот-ветствующие функциональные отделения, где им оказывается медпомощь в полном объеме.

В приемно-сортировочном отделении пораженные (б) распределяются на сле-дующие группы (после выделения пораженных и больных, нуждающихся в специ-альной обработке и в изоляции):

  1. Нуждающиеся в неотложной медпомощи - направляются в соот-ветствующие функциональные подразделения (перевязочную, операцион-ную, анаэробную, противошоковую, ПИТ);
  2. Нуждающиеся в сорт. при снятой повязке - направляются в перевязочную;
  3. Нуждающиеся в рентгеновском исследовании для уточнения диагноза- на-правляются в рентгеновский кабинет;
  4. Не профильные пораженные (Б) - эвакуируются в другие ЛУ.
  5. Пораженные (Б) не нуждающиеся в лечении - отправляются на амб. лечение по месту жительства.
  6. Все остальные пораженные и больные - распределяются по профильным отделениям.

При перегрузке больницы или при необходимости дальнейшего оказания СМП и лечения пораженные переводятся в базо-вые ЛУ и в клиники территориального или регионального уров-ней.

4 вопрос «Эвакуация медицинских учреждений»

В ряде ЧС и особенно в период угрозы нападения противника большое значение приобретает организация перемещения ЛУ и аптечных учреждений из крупных городов в безопасные районы.

Эвакуация ЛПУ имеет це-лью: *защиту больных, персонала и членов их семей, личного состава медформирований, а также *защиту и сохранение медицинского и санитарно - хозяйственного имущества.

Своевременная эвакуация ЛПУ позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть больниц совместно с местными ЛПУ и обеспечить оказание К и СМП пораженным и необходимую медпомощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.

Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

Ответственным за эвакуацию ЛПУ является главный врач.

Для организации и осуществления эвакомероприятий приказом глав-ного врача создается рабочий орган - объектовая эвакуационная комиссия.

Эвакуации подлежат :

Медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудо-способными членами их семей,

Транспортабельные больные,

Медимущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости.

Для планирования эвакуационных мероприятий органы управления здравоохранением каждому ЛПУ выдают план-задание , в котором указывается:

Профиль развертываемого ЛУ и его задачи в районе размещения,

Количество коек,

Перечень медформирований для работы вне больни-цы,

Конечный пункт эвакуации и маршрут следования,

Место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое ко-личество отведенных помещений.

Указываются данные о видах и количестве предос-тавляемого транспорта, и наименование организаций, выделяющих автотранс-портные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия.

Эвакуация боль-ницы может быть частичной , когда эвакуируются только больные и персонал (при за-грязнении территории АОХВ, если позволяет ситуация). Полная эвакуация включает эвакуацию персонала и матсредств.

При эвакуации ЛПУ железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки, на какое количе-ство суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах Н/Т больных.

При планировании эвакуации ЛУ штабом ГО объекта произ-водится целый ряд расчетов.

  1. Проводится расчет распределение медперсонала.

А) Определяется численность врачей, средне-го медицинского и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоря-жение органов управления здравоохранением (в медформирования, для мед. обеспечения эвакуации населения, для медобслуживания нетранспортабельных больных).

Б) Определяется число врачей и среднего мед и обслуживающего персо-нала, подлежащих эвакуации с ЛУ. Как правило, нетрудоспособ-ные члены семей эвакуируются с учреждениями.

В) Выделение медработников для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу, которая организуется в составе 3-4 чел. (врач, медсестра, член эвакокомиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направле-ния на место нового размещения ЛПУ с целью подготовки к приему прибывающих сотрудников ЛПУ.

2. Рассчитывается число больных по эвакуационным категориям, находящихся в больнице и дома («стационары на дому»).

Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебном учреждении, по эва-куационному предназначению распределяются на три основные группы:

а) больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лече-ния и подлежащие выписке (около 50%); они после выписки самостоятельно следуют до места жительства, а затем, при необходимости, до СЭП откуда эвакуируются наравне с другим населением; при выписке их следует обеспечить медикаментами на 2-3 дня, так как в этот период из города эвакуируются по-ликлинические и аптечные учреждения;

б) транспортабельные больные , которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны из больницы, но в состоянии без значительного ущерба для здоро-вья эвакуироваться с этим учреждением (около 40-45%);

в) нетранспортабельные больные, которые не способны без ущерба для здоро-вья перенести эвакуацию (около 5-10%). Эта группа больных должна быть ос-тавлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище ЛУ (лечебном стационаре для нетранспортабельных больных);

Не-транспортабельность больных определяется «Перечнем неотложных форм и состояний, при которых больные не могут подлежать транспортировке», ут-вержденным Минздравом России.

Заблаговременно в каждом отделении ЛУ назначаются лица, ответственные за выписку больных, подготовку транспортабельных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных в защитные сооружения.

Рекомендуется в истории болезни делать пометку: «эвакуируется с больницей» =Э=, «остается в больнице как не-транспортабельный» =Н=, подлежит выписке =В=. История болезни подписывается врачом, заместителем главно-го врача по медицинской части, а для нетранспортабельных, кроме того, заверяется круглой печатью больницы. Истории болезни следуют с больными. Больным, подле-жащим выписке на амбулаторное лечение, помимо пометки в истории болезни «вы-писан на амбулаторное лечение», выдается на руки справка, в которую вносят крат-кие сведения о проведенных исследованиях и лечении.

3. Производится расчет и распределение, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества (для обес-печения стационаров для нетранспортабельных больных, комплектования сумок (укладок) неотлож-ной помощи, которые выдают медперсоналу для оказания медпомощи эвакуируемому населению на эвакопунктах, при сопровождении транспор-табельных больных в пути следования.

Для расчета потребности транспортных средств необходимо определить тоннаж и объем имущества, подлежащего эвакуации с ЛУ.

При недостатке выде-ленного транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколь-кими рейсами.

4. Проводится расчет количества помещений для размещения больных вне района ЧС (в загородной зоне) и потребность в помещениях для укрытия нетранспортабель-ных больных в лечебном стационаре для нетранспортабельных.

При проведении эвакуации инфекционных больниц соблюдается необходимый санитарно-эпидемиологический режим (больные эвакуируются на спецтранспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Эвакуация психбольниц и диспансеров, также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений.

Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения

обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, учреждений здравоохранения, находящихся за пределами объекта зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Чрезвычайная ситуация для здравоохранения" в других словарях:

    Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных),… … Официальная терминология

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий - Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Медицина катастроф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В… … Википедия

    Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

    Линия электропередачи 25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей … Википедия

    Линия электропередачи 25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия