Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Согласно ст. 78 Конституции, федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Под территориальными органами понимаются те структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, ко­торые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации, но не входят в систему органов ис­полнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они действуют. Они называются по-разному: управления, комитеты, представительства, инспекции, региональные коллегии и др. Напри­мер: территориальные органы по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ; территориальные органы Министерства РФ по делам печати, радиовещания и средств массовых коммуника­ций; государственные налоговые инспекции Министерства РФ по на­логам и сборам.

Постановлениями Правительства от 27 мая 1993 г.* и от 20 июля 1998 г.** определены основные положения, касающиеся порядка созда­ния, состава и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размера ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в феде­ральном бюджете. Установлено, что территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и дей­ствуют под руководством соответствующих органов исполнительной власти, а по вопросам, относящимся к компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами ис­полнительной власти субъектов Федерации.


* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее - САПП РФ). 1993. № 22. Ст. 2032.

** СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3871.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнитель­ной власти по согласованию с администрациями краев, областей, авто­номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятель­ности и основные полномочия.

Так, территориальные органы в соответствии с профилем своей де­ятельности участвуют в выработке мер и способствуют государствен­ному регулированию социально-экономического развития субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ; участвуют в со­вместной работе с органами исполнительной власти субъектов Феде­рации по разработке и реализации программ углубления экономичес­ких реформ; информируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации о своей работе. Для решения этих задач они наделены соответствующими пра­вами.

Совершенно очевидно, что существующая система федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов нужда­ется в дальнейшем совершенствовании, так как по ряду причин она не в полной мере отвечает современным требованиям.

Как отмечено в Указе Президента от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, а также в Послании Президента Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г.**, возникла необходимость в упорядочении состава территориальных органов. Численность их работников стала во много раз больше состава цент­рального аппарата федеральных органов исполнительной власти, и за­дача их сокращения стала весьма актуальной. Особое внимание при этом должно быть уделено исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов федеральных органов испол­нительной власти с органами исполнительной власти субъектов Феде­рации, более четкому разграничению их функций и полномочий, со­гласованию их действий. Для большей стабильности систему и струк­туру федеральных органов исполнительной власти целесообразно за­крепить федеральным законом.


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.


25 мая 1998 г. Президентом утверждено Положение о региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти*. Коллегия в пределах своей компетенции содействует согласованному выполнению территориальными органами стоящих перед ними задач; совершенст­вованию взаимодействия территориальных органов и органов государ­ственной власти субъекта (субъектов) Федерации, исключению дубли­рования в их работе.


* СЗ РФ. 1998. № 22 C т. 2407.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Смотрите также:


Федеральные органы исполнительной власти создают соот ветствующие органы исполнительной власти на территории од ного или нескольких субъектов РФ, которые получили наиме нование территориальные органы федеральных органов исполни тельной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).
В настоящее время нормативная основа организации и дея тельности территориальных органов исполнительной власти включает в себя:
Конституцию РФ (ст. 72 содержит положения о предме тах совместного ведения РФ и ее субъектов); согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы; они могут также назначать соответ ствующих должностных лиц;
федеральные законы (например, «О Правительстве Рос сийской Федерации»). На необходимость создания территори альных органов указывается в федеральных законах. Например, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О государст венном земельном кадастре» определяет, что федеральный ор ган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него пол номочия в области осуществления деятельности по ведению го сударственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы;
акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаи модействия и координации деятельности органов исполнитель ной власти субъектов Российской Федерации и территориаль ных органов федеральных органов исполнительной власти»; Положение о взаимодействии и координации деятельности ор ганов исполнительной власти субъектов Российской Федера ции и территориальных органов федеральных органов исполни тельной власти, утвержденное Постановлением Правительст ва РФ от 5 декабря 2005 г. № 725. Решения Правительства РФ устанавливают целесообразность создания и деятельности тер-
риториальных органов исполнительной власти, а также их зада чи, полномочия, функции, предельную численность, фонд оп латы труда);
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Прави тельства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452;
положения о федеральных органах исполнительной вла сти (Положение о Министерстве юстиции Российской Федера ции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313);
типовые положения о территориальном органе соответст вующего федерального органа исполнительной власти;
конституции (уставы) субъектов РФ (если определяется порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъ ектов РФ с федеральными органами исполнительной власти).
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлени ем Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных ор ганов федеральных органов исполнительной власти. Террито-риальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления его полномочий на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являют ся: 1) наличие нормативной правовой основы организации, размещения и функционирования территориального органа (например, соответствующего приказа федерального органа ис полнительной власти, такого как приказ МВД России от 2 де кабря 2005 г. № 983, утвердивший Типовое положение о терри ториальном органе Федеральной миграционной службы, или приказ Минздравсоцразвития России от 24 октября 2005 г. № 645, утвердивший Типовое положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства); 2) цель формирования территориальных органов исполнитель ной власти - осуществление полномочий федерального органа
исполнительной власти; 3) область осуществления полномочий территориального органа - определенная территория; 4) нор мативно установленный порядок разработки схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее фе деральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. В поясни тельной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения: а) цели создания и основные задачи территориальных органов; б) виды (вид) обра зуемых территориальных органов; в) сведения о территориях деятельности территориальных органов; г) финансово-эконо мическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных ор ганов.
Территориальный орган федерального органа исполнитель ной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе ис-полнительной власти и положением об этом территориальном органе.
В типовом положении о территориальном органе соответст вующего федерального органа исполнительной власти опреде ляются типовые правила:
а) осуществления распорядительных, разрешительных, кон трольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными за-конами);
б) реализации федеральных программ, планов и иных меро приятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правитель ства РФ и федерального министерства (в отношении федераль ных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении фе дерального министерства);
в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъ ектов РФ, органами местного самоуправления, территориаль-ными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в фе деральных округах;
г) осуществления полномочий руководителя территориаль ного органа (например, приказ Федеральной службы судебных
приставов от 8 декабря 2005 г. № 1707-к «О полномочиях руко-водителей территориальных органов Федеральной службы су дебных приставов»).
Территориальный орган федерального органа исполнитель ной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государ ственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной вла сти. Территориальный орган является государственным орга ном, находящимся в подчинении соответствующего федераль ного органа исполнительной власти. Типовое положение о тер риториальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает: основные задачи территориального орга на; принципы деятельности; порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонде оплаты труда; полномочия; организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального ор гана.
Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Та ким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъ ектов РФ.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной вла сти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполни тельной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечива ет необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, обще ственными объединениями и иными организациями. Таким об-разом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти со-
ответствующих субъектов РФ, так как они являются подразде лениями федеральных органов государственной власти и непо-средственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.
Основные задачи и функции территориальных органов оп ределяются исходя из задач и функций соответствующих феде ральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою дея тельность.
Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполни тельной власти субъектов Российской Федерации и территори альных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочия ми по организации взаимодействия и координации деятельно сти органов исполнительной власти соответствующего субъек та РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федераль ной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руковод ство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим мини стерствам.
Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ. В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предла гает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к выс-шему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласова нии кандидатуры, принимает решение о назначении руководи теля территориального органа федерального органа исполни тельной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры феде ральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.

Еще по теме § 7. Территориальные органы исполнительной власти:

  1. 7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  2. § 6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
  3. § 7. Территориальные органы федеральных органовисполнительной власти
  4. 5. Органы исполнительной власти5.1. Понятие органа исполнительной власти
  5. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного исполнения
  6. § 8. Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации
  7. 5.6. Федеральные органы исполнительной власти и их функции
  8. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  9. § 2. МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  10. § 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  11. 7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
  12. § 5. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -

Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти в субъектах РФ, которые получили наименование территориальных органов исполнительной власти. Создание таких органов определено по- становлением Правительства РФ ≪О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации≫.

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств РФ входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполни- тельной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним.

Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Территориальные органы исполнительной власти:

1) принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, анализе межрегиональных программ; разработке вариантов межрегиональной кооперации и в подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих министерств и ведомств;

2) участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий, которые предусмотрены планом преобразований в экономической сфере;

3) систематически информируют министерства и ведомства РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.

Министерство внутренних дел РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения - комитеты федеральной криминальной милиции МВД России по федеральным округам, ко- торые формируются, реорганизуются и ликвидируются МВД России, а также реализуют в пределах своей компетенции функции МВД России в области борьбы с организованной преступностью, координации и анализа деятельности подразделений федеральной криминальной милиции по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, оперативно-поисковых, оперативно-технических мероприятий и по обеспечению собственной безопасности. Министерство юстиции РФ создает в субъектах РФ территориальные управления Министерства юстиции РФ, а в федеральных округах - федеральные управления Минюста России по округам (по согласованию с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах в них были назначены руководители федеральных управлений Минюста России по федеральным округам).

Еще по теме 16. Территориальные органы исполнительной власти:

  1. 7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  2. 10. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
  3. 3.Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
  4. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.
  5. 5. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

После закрепления в Конституции принципа разделения власти на три ветви произошла смена устаревших понятий. В частности вместо аппарата госуправления появились Это, однако, не мешает на практике использовать и прежнее название.

Определение

Сущность исполнительных структур определяется различными авторами по-разному. Так, по мнению одних авторов, эти институты выступают как политические учреждения, которые сформированы для участия в реализации соответствующих административных функций. Для выполнения поставленных задач они наделяются определенными юридическими возможностями. Другие специалисты считают, что федеральные органы исполнительной власти - это особые элементы госаппарата. Их работа направлена на реализацию положений законов и прочих нормативных актов. Согласно своим функциям, эти органы осуществляют распорядительную и исполнительную деятельность. В литературе приводится еще одно определение рассматриваемых институтов. Некоторые авторы считают его наиболее полным. В соответствии с ним федеральные органы исполнительной власти - это организации, которые, выступая как элемент госаппарата, имеют собственное внутреннее устройство, компетенцию и пространственный масштаб. Они формируются в предусмотренном законодательством либо другим нормативным документом порядке. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации применяют специальные методы в своей работе, обладают юридической возможностью выступать от имени и по поручению государства. В рамках своей компетенции эти институты призваны ежедневно руководить социально-культурной, экономической, административно-политической областями общественной жизни.

Общие признаки

Основная задача, которую решают федеральные органы исполнительной власти, - это реализация на практике, претворение в жизнь положений действующих законов и прочих нормативных документов. Кроме этого, в рамках своей компетенции эти институты обеспечивают соблюдение предписаний всеми субъектами в стране. Их работа носит управленческий, исполнительный, организующий, распорядительный и контрольный характер. В результате ее выполнения решаются соответствующие задачи. Любой российский федеральный орган исполнительной власти обладает собственным внутренним устройством. В нем присутствуют определенные подразделения (гл. управления, специальные отделы, департаменты и проч.) с должностными лицами. Они способствуют наиболее результативному решению поставленных задач.

Сфера влияния

Полномочия федеральных власти достаточно обширны. Их реализация допускается в особых юридических формах. В частности институты осуществляют:

  • Исполнительно-распорядительную деятельность.
  • Контрольно-надзорную работу.
  • Юридические действия.
  • Принятие решений, вследствие которых возникают существенные правовые последствия.
  • Утверждение нормативных актов.
  • Правоохранительную деятельность.

В компетенцию институтов включены их обязанности, юридические возможности и ответственность за выполняемую работу. Федеральным власти, осуществляющим функции, связанные с принятием нормативных актов, обеспечивается и их реализация.

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым происходит формирование, реорганизация или ликвидация института. У каждого исполнительного органа есть собственное наименование. В соответствии с ФЗ и нормативными актами субъектов устанавливается ответственность институтов и должностных лиц. Любой исполнительный орган выступает как юрлицо. У него должна быть гербовая печать. Исполнительные органы могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Финансирование производится на средства государственного или регионального бюджета, в зависимости от того, в какой (федеральный орган исполнительной власти или местный) институт направляются деньги.

Принципы

Правовое регулирование федеральных органов исполнительной власти производится в соответствии с ФЗ и Конституцией, а также рядом иных нормативных актов. При этом вся работа институтов базируется на определенных принципах. К основным из них следует отнести:

  1. Принцип федерализма. Это положение обуславливается государственным устройством страны.
  2. Законность. Этот принцип выражается в соблюдении Конституции и ФЗ.
  3. Сочетание децентрализации и централизации. Этот принцип имеет ключевое значение в работе всего института исполнительной власти. Большая часть задач относится к ведению высших подразделений. Вместе с этим на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагаются конкретные обязанности, которые реализуются без вмешательства вышестоящих учреждений.

Предметы ведения

Федеральные, региональные и исполнительные органы составляют единую систему. По предметам их общего ведения, а также по вопросам, относящимся к компетенции высших институтов, нижестоящие учреждения находятся в подчиненном положении. В этом случае действует принцип единства. Контроль федеральных органов исполнительной власти распространяется исключительно на сферы, находящиеся в общей с региональными институтами или непосредственно в их собственной компетенции.

Другие принципы

  • Самостоятельность. Этот принцип исходит из ст. 10 Конституции. Согласно данному положению, органы исполнительной, законодательной и судебной власти обладают самостоятельностью. Это означает, что институты одной ветви не подчиняются подразделениям другой. За деятельностью федеральных органов исполнительной власти, таким образом, не могут следить законодатели или судьи.
  • Принцип экономичности. Он предполагает экономию бюджетных средств, поступающих в сферу госуправления.

Среди прочих принципов специалисты выделяют также:

  • Гласность.
  • Ответственность.
  • Народовластие.
  • Соблюдение и обеспечение свобод и прав человека и гражданина.

Значение этих положений неоспоримо и подтверждено большинством ученых.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Эти понятия достаточно часто используются в отраслевой литературе. Система в общефилософском смысле представляет собой объединение разнообразных элементов в единое целое с распределением компонентов по определенным местам. Из других определений следует, что данная конструкция выступает как объективная совокупность явлений и предметов, закономерно связанных друг с другом. Структура представляет собой способ соединения элементов. Она определяет линию поведения конструкции, особенности взаимодействия ее элементов. Конституция разграничивает понятия системы исполнительных органов непосредственно от самого органа. При этом выделяется суть такого разделения. Посредством организационного механизма, в качестве которого выступает исполнительный орган, государство обеспечивает реализацию своих функций. Вся конструкция института закрепляет основные свойства ее элементов. Система отражает в первую очередь связи, формирующиеся между органами. Они, в свою очередь, отходят на второй план. Исполнительные органы формируют структурные звенья внутри единой системы.

Характеристика

Учитывая приведенные выше разъяснения, можно сказать, что система исполнительных органов представляет собой юридически упорядоченную, внутренне согласованную совокупность разных по организационно-правовой форме элементов, которые соподчинены согласно принципу разделения компетенции. Они образуют интегрированное единство в ходе реализации поставленных задач в пределах РФ. В системе присутствует вертикальная а также горизонтальные уровни. Вместе с этим в конструкции предусмотрен аппарат оперативного управления. Система и находятся под влиянием социальных, политических, экономических, юридических и прочих факторов.

Межведомственное взаимодействие

Система исполнительных органов представлена в виде их совокупности под руководством правительства страны со связями между собой и внутри каждого элемента по поводу достаточно широкого круга вопросов, возникающих в ходе государственного управления. Объем и характер межведомственного взаимодействия определяются условиями, в которых организуется работа каждого звена. Структура региональных и федеральных исполнительных органов, а также механизм их взаимосвязи формируются под влиянием формы устройства государства. Специфика работы всего института обуславливает необходимость сочетания горизонтального, вертикального и диагонального взаимодействий между ведомствами.

Порядок распределения задач

В соответствии с функциональным методом при создании системы исполнительных органов осуществляется строгое закрепление ответственности и пределов компетенции каждого звена в нормативных документах. Из такого распределения вытекает и необходимость формирования горизонтального взаимодействия конкретных ведомств в вопросах, касающихся пересекающихся сфер. Оптимальная система с обособлением функций органов, входящих в нее, должна обеспечить ответственность, специализацию, оперативность и эффективность взаимосвязи участников.

Классификация

В РФ сформированы различные исполнительные органы. Они отличаются по следующим критериям:

  • Отраслям и сферам управления.
  • Месту в структуре.
  • Масштабу работы.
  • Значению.
  • Специфике.
  • Методу образования.
  • Порядку вынесения решений.

Специфика образования

В зависимости от субъекта, в ведении которого находятся вопросы формирования звеньев, выделяют те, которые образуются самой РФ. Их образование происходит на основании конституционных положений, которыми данные процедуры отнесены к компетенции государства. Таким образом, порядок формирования в данном случае устанавливает федеральный орган исполнительной власти. В субъектах образование звеньев отнесено к компетенции самих регионов. В зависимости от процедуры и способа формирования существуют:

  • Институты, руководители которых выбираются гражданами.
  • Подразделения, для формирования которых издаются соответствующие постановления федеральных органов исполнительной власти.

Формы институтов

В зависимости от организационно-правового типа выделяют следующие федеральные органы:

  • Правительство РФ.
  • Федеральные агентства, службы, министерства, ведомства.

На региональном уровне действуют:

  • Администрации.
  • Правительства.
  • Комиссии.
  • Комитеты.
  • Департаменты.
  • Советы министров.
  • Агентства.
  • Службы и прочие.

Сфера влияния

По данному признаку выделяют:

  1. Подразделения общей компетенции. Они управляют всеми или большинством сфер и отраслей на подведомственной территории.
  2. Звенья отраслевой компетенции. Они регулируют работу внутри конкретных секторов в разных сферах госуправления. В качестве таких подразделений выступают, как правило, высшие и региональные министерства. Правила федеральных органов исполнительной власти едины для всех образованных ими институтов.
  3. Подразделения специальной компетенции. Эти органы исполняют надзорные, разрешительные, регулятивные и прочие функции в разных сферах госуправления.
  4. Институты межотраслевой компетенции. Такие органы учреждаются для координации управления делами в определенной сфере и отрасли.

Порядок вынесения решений

По этому критерию выделяют:

  1. Коллегиальные органы. К ним (в соответствии с общими нормами) относят: правительство РФ, администрации и прочие аналогичные подразделения субъектов.
  2. Единоначальные органы. В РФ подавляющее большинство институтов сформировано по принципу единого начальствования. Принятие решений в них осуществляется непосредственно руководителем.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

В каждом субъекте РФ формируется свой институт, находящийся в подчинении вышестоящего центрального аппарата. В качестве системы исполнительных органов региона следует понимать комплекс структур, реализующих государственные задачи. Их работа выполняется в пределах их компетенции и в конкретном субъекте страны. В ходе решения поставленных задач региональные органы взаимодействуют с центральным аппаратом и муниципальными исполнительными структурами.

Нормативная база

Конституция РФ закрепляет, что система исполнительных органов в регионах устанавливается субъектами самостоятельно. При этом порядок формирования институтов не должен противоречить законодательным основам и принципам формирования государственных институтов. В качестве нормативных актов при создании системы исполнительной власти в субъекте могут выступать уставы, конституции или законы, изданные компетентными структурами административной единицы. В некоторых регионах таким документом является указ лица, занимающего высшую должность.

Работа региональных подразделений

Исполнительные органы субъектов, решающие вопросы, которые находятся в общем их ведении с РФ, сохраняют общее содержание своей сферы, области управления. К таким подразделениям относят комитеты, управления, департаменты, министерства. В системе присутствуют также органы, которые управляют имуществом, находящимся в собственности региона; некоторые институты, сформированные для надзора за соблюдением законодательных предписаний; структуры, регулирующие сферу дорожного, водного, коммунального хозяйств и проч.

Совершенствование института

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос, касающийся системы и структуры всей исполнительной власти в стране. В государстве сегодня продолжается административная реформа. В ее рамках наметилась тенденция совершенствования институтов как на региональном, так и на высшем, федеральном уровне. На это указывает не только работа существующих в стране политических партий, но и специфика принимаемых законов и подзаконных актов. Правовое регулирование на федеральном уровне осуществляется конституционными положениями и предписаниями ФЗ. Немаловажное значение также имеют указы президента, правительственные постановления. На региональном уровне нормативное регулирование производится в соответствии с принятыми в субъекте законами. Они конкретизируют конституционные положения и требования ФЗ.

Заключение

В течение последних десятилетий система федеральной исполнительной власти подвергалась многочисленным изменениям. Реформы были нацелены на оптимизацию и усиление влияния института на процессы формирования общества и государства в целом. Тем не менее далека от идеала. В ней существуют подразделения, сферы влияния которых пересекаются. Некоторые органы исполняют схожие, а в ряде случаев дублирующие функции. Такая неопределенность в поставленных задачах выступает в качестве основной причины неупорядоченности и нестабильности всего института. Для формирования оптимальной системы необходимо, чтобы у каждого элемента был понятный и четкий юридический статус. Он должен определяться на законодательном уровне с учетом объема и характера решаемых задач. По мнению ряда специалистов, для ликвидации многих проблем следует оптимизировать процедуру идентификации, упразднить избыточные, дублирующие, нелегитимные функции. Исследователи считают, что это первый и главнейший фактор, препятствующий эффективному взаимодействию. Обусловлено это тем, что чем больше дублирующих функций, тем больше необходимо людей для их реализации. Это, в свою очередь, усиливает влияние человеческого фактора и снижает результативность работы. В решении указанных проблем большое значение имеет утверждение ФЗ, определяющего общие принципы организации органов управления. На основании нормативного документа можно впоследствии провести унификацию, оптимизацию всего института.