Защита персональных данных Кто может быть оператором персональных данных? Персональные данные: как соблюсти порядок их обработки Имеет ли консул право получения персональных данных

Обработка персональных данных без согласия субъекта возможна только в установленных законом случаях. Использование таких сведений с нарушением порядка или без соответствующих оснований влечет привлечение виновных к гражданской, трудовой, административной и уголовной ответственности.

В каких случаях допускается передача третьим лицам и иная обработка персональных сведений о субъекте?

Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ установил 2 варианта, при которых обработка личных сведений гражданина (субъекта) законна:

  1. При получении его согласия на это.
  2. Без получения согласия в случаях:
    • использования информации иными людьми для личных и семейных нужд, если это не нарушает права гражданина;
    • внесения персональной информации в базу Архивного фонда России;
    • принятия решения об отнесении информации к государственной тайнеданном случае согласия субъекта не требуется для засекречивания сведений о нем);
    • необходимости использования сведений в целях осуществления Россией условий международных договоров и законов;
    • участия лица в процессе судопроизводства и в связи с таковым участием;
    • использования для исполнения судебного акта или положений документа, принятого органами исполнительного производства;
    • получения лицом муниципальных или государственных услуг;
    • признания человеком сведений о себе общедоступными;
    • заключения и исполнения договора, в котором субъект выступает стороной или выгодоприобретателем;
    • невозможности получения согласия при угрозе жизни, здоровью, важным интересам лица;
    • реализации прав, обеспечения интересов оператора (обрабатывающего информацию лица) или третьих лиц, достижения общественно значимых целей;
    • осуществления профессиональной деятельности журналистами и СМИ, творческой деятельности, когда это не нарушает права человека;
    • использования обезличенных сведений о лице в исследовательских и статистических целях, за исключением политической агитации, продвижения товаров, услуг и работ на рынке;
    • необходимости обязательного раскрытия, опубликования данных на основании указания закона (например, госслужащие обязаны раскрывать сведения о своих доходах).

Порядок обработки (хранения, распространения и т. п.) информации без получения одобрения субъекта

Общая процедура обработки операторами личных данных о гражданах без их специального разрешения выглядит следующим образом:

  1. Оператор при наличии законных оснований получает информацию. Извещать лицо о начале обработке его сведений не требуется, но в ряде случаев уведомление направляется в Роскомнадзор.
  2. Оператор осуществляет необходимые действия (собирает, записывает, передает, уточняет и т. д.). Как указано в ст. 5 закона № 152-ФЗ, действия пользователя ограничены целью обработки.
  3. После достижения целей или после прекращения необходимости использования данные уничтожаются или обезличиваются.

Дополнительным этапом может стать оспаривание физическим лицом правомерности использования информации о нем. Органом рассмотрения споров является (на выбор гражданина) суд или Роскомнадзор. В ходе разрешения конфликта оператором предъявляются доказательства наличия обстоятельств, позволяющих ему использовать данные без одобрения или вопреки запрету гражданина.

Ответственность оператора

В случае нарушения оператором процедуры и условий обработки персональной информации он может быть привлечен к различным видам ответственности:

Вид ответственности

Пример нарушения

Наказание

Правовое основание

Гражданская

Причинение морального вреда

Выплата компенсации

Ст. 24 закона № 152-ФЗ, ст. 1099 ГК

Дисциплинарная

Разглашение персональных сведений о другом трудящемся

Увольнение

Нарушение законодательства при обработке информации

Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности

Административная

Обработка сведений, противоречащая цели сбора данных

  • гражданам — 1000-3000 руб.;
  • должностным лицам — 5000-10 000 руб.;
  • организациям — 30 000-50 000 руб.

Ч. 1 ст. 13.11 КоАП

Уголовная

Посягательство на неприкосновенность частной жизни

Санкция альтернативная:

  • штраф до 200 000 руб.,
  • обязательные работы до 360 часов,
  • исправительные — до 1 года,
  • принудительные — до 2 лет,
  • лишение свободы до 2 лет и пр.

Ч. 1 ст. 137 УК

Отказ или обман со стороны должностного лица при предоставлении гражданину информации о нем

Штраф (200 000 руб. или доход за срок до полутора лет) либо лишение права заниматься определенной деятельностью в течение 2-5 лет

Доступ к компьютерной информации без права на это

Штраф (200 000 руб. или доход за срок до полутора лет), исправительные работы до года либо принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до 2 лет

Ч. 1 ст. 272 УК

Таким образом, обработка информации без разрешения субъекта возможна, если оператору такое право предоставлено законодательно. Использование сведений при этом должно осуществляться в той мере, которая требуется для достижения целей оператора, после чего данные уничтожаются или обезличиваются. Лицо, считающее, что его персональные данные использованы незаконно, вправе обратиться в суд или Роскомнадзор.

Не знаете свои права?

Являясь владельцем частного бизнеса, управленцем или просто юридически грамотным гражданином, нужно своевременно отслеживать законодательство РФ и его изменения. В последнее время такими актуальными проблемами стали нормы данных гражданина.

Понятие, объект и субъект

Личными данными считается какая-либо достоверная информация, которая имеет связь с сугубо конкретным человеком . К таким сведениям относятся:

  • возраст, сведения о дате его рождения;
  • город его рождения и регистрации;
  • полученное образование;
  • уровень заработной платы;
  • семейное положение.

То есть это те сведения, которые позволяют без сомнения определиться с тем, о ком говорится.

Одно из важнейших требований норм закона – это конфиденциальность и неразглашение сведений 3-м лицам.

Субъект ПД – это то лицо, чьи данные используют. Сегодня нормы законов четко и жестко регламентируют, что можно, а что нельзя делать с ПД человека. Совершать действия можно только тогда, когда он не выступает против. Существует перечень встречающихся фактов , когда такое согласие обязательно должно писаться от руки. Например, использование сведений о национальности, предпочтении в политических взглядах, какие-либо факты о том, насколько здоров субъект и о его закрытой жизни.

Также подобного соглашения никто не уполномочен размещать ПД (персональные данные) в известные всем каналы, например, в интернет.

Что такое объект ПД? Это прежде всего:

  • данные, характеризующие конкретную личность ;
  • факты того, женат/замужем ли человек;
  • факты, по которым можно опознать, а также сведения о предках и биографии;
  • информация о болезнях и лечении.

Объекты персональной информации можно встретить в таких документах, как:

  • паспорт гражданина либо какой-то другой ценный носитель удостоверения личности ;
  • справки, содержащие сведения о полученных суммах с предыдущего предприятия;
  • документы на ребенка, свидетельство о вступлении в брачные отношения;
  • анкета, которую работодатели просят заполнить, приходя на собеседование;
  • аттестат либо какой-то еще документ об образовании;
  • трудовая книжка;
  • военный билет;

Нюансы законодательства

Сфера вышеописанных вопросов основывается и регулируется Конституцией РФ , федеральным законодательством нашей страны и международными соглашениями РФ.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ регулирует данные отношения наиболее основательно.

Принципы:


Нацеленность на результат может быть самой различной. Среди них:

  • трудоустройство гражданина на рабочее место;
  • оказание медицинских услуг;
  • устройство в детский сад, школу, лагерь;
  • обеспечение безопасности работника.

Соблюдение законности также регулируется и Трудовым кодексом . Например, ч. 8 ст. 86 ТК РФ гласит, что Регламент о данных должны подписать все работники или их законные представители.

При этом как правило работодатель оформляет нужный журнал для сбора и сохранности подписей.

Оборот сведений

Сфера оборота ПД включается в себя множество операций, основные из которых рассмотрим ниже.

Предоставление информации – действия, согласно которым данные передают каким-либо другим лицам.

В настоящее время список организаций, которые запрашивают их, достаточно внушителен:

  • школы;
  • больницы;
  • банки и другие кредитные учреждения;
  • организации, в которые подается заявление на трудоустройство и многие другие.

Соблюдать закон должна абсолютно любая компания, в чьи руки попадают индивидуальные сведения о физлицах. Многие фирмы, например, продавая товары или услуги, собирают данные своих клиентов. Они обязаны четко действовать в этом отношении. ООО или ИП должны вносить изменение в бланках договорных документов как со своими работниками, так и с клиентами. Как вариант, разработать и прописать в договоре специальную форму согласия на обработку ПД.

Обработка – это приведение данных в соответствии с системой, процедура сбора, накопления, хранения и передачи, использования в соответствии с целями, удаления и других манипуляций со знаниями о физлице.

Совет! На сайте компании, где происходит оформление заказа, рекомендуется сделать обязательной отметку о персональных сведениях. Что клиент согласен их предоставить. А также то, что работники компании имеют право их передавать в курьерскую службу.

Стоит помнить, что какое-либо использование персональных данных может быть только добровольным, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом.

Регулирует вышеописанные отношения между субъектом и оператором (организация, которая собирает, обрабатывает, использует данные) Спецорган — Роскомнадзор. Периодически им проводятся плановые проверки в тех или иных организациях. Кроме Роскомнадзора отследить соблюдения фз может и Роструд. Грамотный руководитель не будет ждать очередного штрафа, а создаст у себя в организации на основе политику в отношении обработки ПД.

Она будет включать приказы , ознакомления, положения и акты для всех работников организации.

В Регламенте ПД могут, например, содержаться следующие аспекты:

  1. Что именно в том или ином случае есть персональные данные;
  2. Фактические сведения каких документов работодатель будет предоставлять в органы.
  3. Кто из коллег будет иметь права работы с ПД. Соответственно кто будет отвечать за соблюдения всех актов и норм.
  4. Какие применяются меры в вопросе сохранения и неразглашения.
  5. Порядок передачи фактов о физическом лице внутри фирмы и третьим лицам.
  6. Процедура уточнения информации по персональным данным, порядок их блокировки и удаления.

Особенности предоставления личных данных

В части 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ имеется ремарка, что согласиться гражданин может только в полном сознании и понимании того, что делает. Целью данного регламента является обеспечение права и свободы гражданина, в том числе на неприкосновенность частной жизни, а также семейные тайны.

Гражданин вправе отказаться в любое время от ранее данного согласия, если у него нет желания на их разглашение. Тем более, если такие сведения каким-то образом ущемляют его права и интересы. Сделать это можно, написав заявление в определенном формате. Оформить это нужно в двух экземплярах, один остается на руках с отметкой о вручении второго оператору.

Однако во многих организациях, в том числе и при трудоустройстве, использование данных о человеке является обязательным для заключения договорных отношений. При таком условии отказаться от предоставления нельзя.

Кроме соглашения на использование ПД необходимо получить положительное решение на передачу 3-м лицам.

Есть определенные исключения, когда лица могут передавать вышеописанные данные гражданина без его согласия. К таким случаям относится:

При этом кредитное учреждение, банковские работники, сотрудники страховых компаний в этот перечень не входит. Туда информация попадает с согласия от руки личности.

Ответственность за нарушения

За несоблюдение требований предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказание не такое уж и серьезное – предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1 000 рублей (для гражданских лиц), в диапазоне 5 000 — 10 000 рублей (для юр. лиц). Такая относительно легкая ответственность несоизмерима со сложностью и громоздкостью самого документа. В настоящее время на рассмотрении находятся поправки к закону, согласно которым штрафы могут быть увеличены до 300000 рублей.

Наряду с такой легкой формой наказания в законе есть информация о возможности возбуждения уголовного дела в определенных случаях.

Закон принят - значит его нужно соблюдать, своевременно отслеживая поправки и изменения.

Подробнее о передаче персональных данных смотрите ниже на видео.

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.


Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Например, девушка создала форум для беременных, чтобы потом размещать там рекламу. При регистрации участники указывают информацию о себе. Эта девушка - оператор персональных данных. Она получает сведения о других людях и что-то с этими данными делает: систематизирует по возрасту и интересам, проверяет активность пользователей, использует для рассылки, приглашений или просто хранит.

Любое из этих действий - это обработка персональных данных. Любой, кто это действие производит, - оператор.

У меня есть электронные почты друзей, список контактов в телефоне, аккаунты разных людей в соцсетях. Получается, я тоже оператор и должен получать согласие этих людей на то, чтобы хранить и удалять их данные?

Нет, в таких случаях согласие не нужно. Под действие закона не попадают персональные данные, которые обрабатывают для личных и семейных нужд. Это могут быть контакты нужных людей в телефонном справочнике, визитки коллег и партнеров, профили друзей на фейсбуке.

Форма обратной связи тоже попадает под действие закона?

Если в ней человек может ввести свои персональные данные - то да, попадает.

В законе нет исключений по поводу формы и способа сбора персональных данных. И уточнения, что именно является сбором, тоже нет. Минкомсвязи считает, что сбор - это какая-то документально оформленная процедура получения данных о человеке. Форма обратной связи подходит под это определение .

Сама по себе форма обратной связи не попадает под действие закона только потому, что она есть. Важно, какие данные передает посетитель через эту форму , можно ли по ним прямо или косвенно идентифицировать человека и нанести ему вред в случае утечки и распространения.

Если посетитель сайта указывает в форме свое имя, фамилию, телефон и электронную почту - это персональные данные. Тот, кто эти данные получает, обрабатывает и хранит, считается оператором персональных данных и должен соблюдать закон.

А если получаешь только имя без фамилии и номер телефона, это тоже попадает под персональные данные? А если только номер телефона?

По закону персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Это определение ничего не дает и не проясняет.

Если понимать буквально, то персональными данными можно считать что угодно. Юристы спорят по этому поводу уже много лет.

Минкомсвязи конкретики не дает и говорит так: более точно определить состав персональных данных, в том числе привести их перечень, представляется нереализуемым. Никаких четких пояснений от других ведомств по этому поводу тоже нет.

Если будет спор по поводу принадлежности почты или логина к персональным данным, всё решит суд. Несколько решений по поводу персональных данных суды уже вынесли. Из них следует очевидное: персональными данными считаются ФИО , паспортные данные, адрес, номера телефонов, информация о членах семьи, из пенсионного дела и трудового договора. Еще из них следует неочевидное: ИНН сам по себе не является персональными данными, а данные о факте пересечения границы - являются.

Сам по себе логин - это вроде бы не персональные данные. По набору символов нельзя понять, что это за человек и даже какого он пола.

Но если на аватарку человек поставит свою настоящую фотографию или при регистрации укажет почту, где в названии будет его фамилия с инициалами, а в доменном имени - название компании, то в совокупности это уже персональные данные.

Никто толком не знает, какие данные персональные

В законе нет никаких исключений по теме сайта, организационно-правовой форме и набору данных.

Чтобы не рисковать, лучше сделать так.

Если вы где-нибудь с какой-нибудь целью собираете любую информацию о каких-то физических лицах, нужно зафиксировать их согласие и подготовить документы. Если это сделать для страховки, даже когда не надо, ничего страшного не будет. А если этого не сделать, могут быть претензии от пользователей и Роскомнадзора.

Я делаю сайт для клиента, обрабатываю и храню данные на своей стороне. При этом владелец сайта не обязан быть оператором персональных данных?

Владелец сайта обязан быть оператором персональных данных и соблюдать закон. По закону можно собирать персональные данные и передавать их кому-то на обработку. Владелец сайта может передать данные клиентов вебмастеру, интернет-магазин - сервису рассылки.

Чтобы так делать, владелец сайта должен получить у посетителей разрешение и объяснить им, кому и зачем он передаст их данные.

Ответственность на владельце

Тот, кому он передаст данные на обработку, отдельное разрешение получать не должен, а соблюдать закон - должен.

Отвечать за соблюдение закона перед посетителями сайта будет его владелец.

Владельца сайта Роскомнадзор и суд будут определять по совокупности данных. Если на сайте размещена информация о конкретном юридическом лице или ИП , спросят с него. Если таких данных нет, спросят с администратора домена.

А как они поймут, что я храню и обрабатываю данные, чтобы выписать штраф? Это в российском дата-центре можно маски-шоу устроить и вынести сервер, а за границей такие номера не проходят.

Роскомнадзор узнает о нарушениях двумя способами:

  • сам проведет проверку;
  • отреагирует на чью-то жалобу.

Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, сайт могут заблокировать, а компанию оштрафуют.

По закону операторы обязаны хранить персональные данные на российских серверах. Есть несколько исключений, но это частности. Любой интернет-магазин или сервис по подписке должен хранить базу с персональными данными граждан в России.

Потом можно передавать эти данные за границу. Это законно, но при определенных условиях . Иначе нельзя было бы бронировать гостиницы и покупать билеты на самолет за границей.

Роскомнадзор может потребовать предоставить подтверждение по поводу места хранения баз данных. Например, договор с дата-центром, хостингом или документы на собственный сервер. Если выяснится, что персональные данные хранятся с нарушениями и не в России, будут проблемы.

Кроме закона о персональных данных есть требования Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ФСБ. Еще к проверке может подключиться прокуратура. Им хватит полномочий, чтобы узнать, где на самом деле хранятся данные, и разобраться с нарушениями.

А если у нас сайт на английском?

Закон о персональных данных нужно соблюдать, если сайт используется для работы на территории РФ . Теоретически Роскомнадзор имеет право и может его заблокировать.

Вот какие признаки используют, чтобы это понять:

  • доменное имя связано с РФ или субъектом;
  • есть русскоязычная версия сайта;
  • расчет за товары или услуги происходит в рублях, доставка возможна на территорию РФ ;
  • потребители содержимого сайта - россияне;
  • есть реклама на русском, которая ведет на этот сайт.

Если есть какое-то сочетание этих факторов, оператор персональных данных должен соблюдать закон, даже если это иностранная компания. А это значит, что документы должны быть доступны и понятны в РФ . Достаточно иметь их на русском языке, чтобы их понимал Роскомнадзор и граждане России. На нерезидентов за пределами страны наш закон о персональных данных не распространяется.

Как определять гражданство посетителя, закон не объяснил. Операторам предложили решать эту проблему самостоятельно. А если четкой позиции и инструментов нет, стоит соблюдать закон в отношении всех персональных данных, которые собрали на территории России.

Дублировать те же документы на иностранных языках для россиян нет смысла. Но эти правила придумали не в России. Есть конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Так что, если собираете данные иностранцев, подумайте, как соблюдаете закон той страны, резидентами которой они являются.

В Европе за однократное нарушение правил обработки персональных данных штрафуют на сотни тысяч евро. В России максимальный штраф с 1 июля 2017 года - 75 тысяч рублей.

Могу ли я не регистрироваться в Роскомнадзоре, если поменяю поле в форме обратной связи с «Ваше имя» на «Ваша компания»?

Закон о персональных данных защищает данные только физических лиц. Он не распространяется на данные о компаниях. Но то, что указано в форме обратной связи, - это формальность. Важно, какие именно данные и с какой целью собирает владелец сайта.

Если это на самом деле название компании и телефон офиса, такая информация не попадает под действие закона. Но если сайт собирает почтовые адреса и телефоны сотрудников компаний, чтобы потом делать по ним рассылку или передавать их третьим лицам, могут быть проблемы как со стороны этих сотрудников, так и от Роскомнадзора.

В Роскомнадзоре должны зарегистрироваться все операторы персональных данных. Исключения только для случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 закона о персональных данных .

Вот публикую я пост в фейсбуке и упоминаю своего друга - значит, я данные обрабатываю? Кэш поста хранится на телефоне, значит, я данные храню? А если сделаю репост в твиттер, то я их еще и предоставляю третьей стороне. И как с этим жить?

Это не нарушение закона. В этом случае оператором персональных данных выступает социальная сеть. Каждый, кто там зарегистрировался, дал согласие на публикацию, обработку и использование его данных.

Все пользователи фейсбука