Что такое открытый запрос котировок. Запрос котировок на поставку – простой способ госзакупок. Порядок проведения электронного запроса

ЗАПРОС КОТИРОВОК

1. Что такое запрос котировок >>>

2. Проведение запроса котировок (информация для заказчика) >>>

3. Участие в запросе котировок (информация для участника) >>>

ЧТО ТАКОЕ ЗАПРОС КОТИРОВОК

Запрос котировок является конкурентным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ), при котором:

Информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товаров (работ, услуг) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) соответствующего извещения (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);

Победителем признается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

За участие в запросе котировок плата не взимается (ч. 3 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАПРОСА КОТИРОВОК (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)

2.1. В каких случаях проводится запрос котировок. Ограничения на проведение запроса котировок >>>

2.2. Преимущества и недостатки запроса котировок >>>

2.3. Процедура проведения заказчиком запроса котировок >>>

2.4. Ситуации из практики. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>

2.5. Образцы документов. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>

В каких случаях проводится запрос котировок.

Ограничения на проведение запроса котировок

Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку.

Запрос котировок может проводиться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ):

1) размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

2) совокупный годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:

10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком;

100 млн руб. в год.

Ограничение, касающееся размера начальной (максимальной) цены контракта, можно не учитывать в случаях:

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства у российских или иностранных поставщиков (ст. 75 Закона N 44-ФЗ);

Закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ст. 76 Закона N 44-ФЗ).


Запрос котировок также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Особенности осуществления такой закупки предусмотрены в ст. 82 Закона N 44-ФЗ.

Запрос котировок не проводится, если:

1) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в следующих случаях:

Закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;

В документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре, являющиеся государственной тайной;

Закупаются услуги по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

Закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

2) закупка должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Такой способ закупки предусмотрен в случаях, если в соответствии с нормативным документом Правительства РФ закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации.

Других ограничений на проведение запроса котировок законом не установлено.

Если применить данный способ закупки невозможно, а заказчик не обязан использовать для закупки какой-либо конкретный способ (например, закрытый), то закон позволяет заказчику провести открытый конкурс (ст. 48 Закона N 44-ФЗ) или электронный аукцион (ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев допустимо также проведение запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) и закупки у единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Для удовлетворения потребностей в товарах работах или услугах заказчики осуществляют закупки в соответствии с Конституцией РФ, Законом № 223-ФЗ, ФЗ № 135 «О защите конкуренции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте zakupki.gov.ru) положением о закупке заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Независимо от того, какие закупочные процедуры проводит заказчик, в их основе всегда лежит положение о закупке, за рамки которого организатор закупок не имеет права выходить. Закон №223-ФЗ наделил самостоятельностью заказчиков в части определения перечня способов закупок, которые он будет использовать при осуществлении закупочной деятельности. Обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, однако в настоящее время законодательство не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Определившись, каким образом будут закупаться те или иные товары, работы, услуги, заказчик отображает это в плане закупок (документ, составляемый заказчиком в установленной форме в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ № 908, содержащий сведения о потребностях заказчика в определенный период времени). Поставщики, ознакомившись заблаговременно с планом закупок, смогут принять участие в конкретной закупочной процедуре, в том числе запросе предложений и запросе котировок (графа «способ закупки» в плане закупок).

Вследствие внезапной производственной необходимости у заказчика может возникнуть потребность в товарах, работах или услугах без проведения конкурсов или аукционов. Тогда ему на помощь приходят запрос котировок и запрос предложений. В этом случае заказчик корректирует план закупок и добавляет такие закупочные процедуры в план (не забывая публиковать новую редакцию и сами изменения) в срок, установленный положением о закупке (если товары, работы или услуги закупаются с помощью конкурса или аукциона, то заказчик должен внести изменения в план, разместить его на ООС не позднее публикации извещения о закупке).

Анализируя закупочные процедуры, проводимые заказчиками (как в электронной форме с использованием электронной торговой площадки, так и в бумажной), можно отметить, что немалую часть среди них занимают запрос предложений и запрос котировок , являющиеся самыми распространенными неторговыми способами закупок.

Чем привлекательны данные закупочные процедуры?

  • запрос предложений и запрос котировок не являются торгами и не подпадают под действие статей 447 - 449 Гражданского кодекса РФ. Такие процедуры, в свою очередь, не являются публичным конкурсом и к ним не применяется ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. То есть при проведении неторговых закупочных процедур на заказчика не накладывается соответствующий объем гражданско-правовых обязательств по вопросу подписания после подведения итогов закупки договора с победителем таких процедур или иным участником, если такое условие не предусмотрено положением о закупке заказчика (однако заказчикам не следует забывать, что контролирующий орган может применить к неторговым закупкам правила торговых закупочных процедур со всеми вытекающими правовыми последствиями);
  • заказчик, включая в список способов закупки такие процедуры, как запрос предложений и запрос котировок, указывает в положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и др.). Закон №223-ФЗ позволяет организатору закупок почувствовать себя «законодателем» закупочного процесса в рамках собственного предприятия (не нарушая действующее законодательство). От того, насколько точно и подробно будет прописан процесс проведения неторговых процедур, будет зависеть ход самой закупки и ее результат в целом. Определять самостоятельно правила закупок неторговых процедур заказчику предпочтительно и удобно, поскольку таким образом он может подвести закупочный процесс под специфику работы своего предприятия и прописать необходимые нюансы проведения закупок в положении и закупочной документации, которые позволят своевременно закупить необходимый товар, работы, услуги;
  • заказчик вправе на любом этапе запроса предложений или запроса котировок принять решение об отказе от проведения процедуры, при этом он не будет нести какой-либо ответственности перед потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в том числе по возмещению затрат на подготовку и подачу заявки на участие в закупке (необходимо прописать это в положении). Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупки, в установленный положением срок он размещает и публикует данные сведения на официальном сайте. На заказчике не лежит ответственность за неознакомление участниками закупки с извещением об отказе, поскольку поставщики должны проводить мониторинг всей информации, связанной с интересующей его закупкой, во избежание неосведомленности;
  • заказчик вправе при проведении запроса предложений или запроса котировок отказаться от заключения договора без возмещений победителю или иному участнику закупки понесенных им расходов в связи с участием в закупочной процедуре (такой пункт также может содержаться в положении о закупке). Но заказчику не стоит злоупотреблять таким правом, поскольку в случае возникновения вопросов у контролирующих органов он должен будет привести веские аргументы, чтобы объяснить такое решение;
  • в положении о закупке не будет лишним прописать о последствиях признания запроса предложений или запроса котировок несостоявшимися, например: «в случае если такие закупки будут признаны несостоявшимися и (или) договор не заключен с участником закупки, который подал единственную заявку на участие или признан единственным участником запроса предложений или запроса котировок, заказчик заключает договор с единственным источником. Таким образом, заказчику не нужно будет проводить новую закупочную процедуру (т.е. без лишних временных затрат заказчик сможет закупить необходимый качественный товар, работы или услуги, тем самым своевременно удовлетворять собственные нужды);
  • запрос предложений и запрос котировок позволяют заказчику оперативно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках необходимых товаров, работ или услуг. Срок подачи заявок в таких закупках устанавливается самостоятельно заказчиком в положении о закупке. Если претендент на участие в закупке посчитает, что сроки подачи заявок слишком короткие, и подаст жалобу в ФАС, то антимонопольный орган встанет на сторону заказчика (решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, дело №05-06-143/2014 по жалобе ИП Чуган О.А.). По сравнению с конкурсом или аукционом срок подачи заявок менее продолжительный, что позволяет организатору закупок быстро приобрести требуемый товар, работы или услуги. Как правило, срок приема заявок при запросе предложений от 5 до 10 дней, при запросе котировок от 5 до 7 дней.

Антимонопольные требования, которые закреплены в Федеральном законе №135, являются общими как для торговых, так и для неторговых закупок, об этом заказчику следует помнить при составлении требований к участникам и заявкам, технического задания конкретной процедуры, а также при определении победителей закупок.

Запрос котировок и запрос предложений проводятся среди:

Запрос предложений и запрос котировок могут проводиться заказчиком как среди неограниченного круга лиц , так и среди ограниченного. При проведении закрытых закупок заказчик приглашает определенных участников, информация не публикуется на ООС, основания проведения таких закупок ограничены 223-ФЗ. К закупкам с ограниченным участием допускаются участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (цель такой процедуры - отобрать среди поставщиков, исполнителей, подрядчиков для поставки товаров (работ, услуг) в связи с их высокосложным характером, лиц, которые смогут обеспечить качественной продукцией в нужные для заказчика сроки).

Запрос котировок и запрос предложений проводятся:

Вышеназванные закупочные процедуры заказчик может осуществлять как в «бумажной» форме , так и в электронной. Следует отметить, что все больше заказчиков отдает предпочтение последней. В некоторых случаях проведение закупки в электронной форме является обязанностью, а не правом заказчика (Постановление Правительства №616). Функционал официального сайта на данный момент не может осуществлять прием заявок в электронной форме, а заказчик, принимая заявки на электронную почту, не может должным образом обеспечить конфиденциальность поданных сведений. В настоящее время у заказчиков большой выбор электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения закупок товаров, работ, услуг. Закупки могут осуществляться не только на одной торговой площадке. Это позволит заказчику проводить большую часть закупок в электронной форме, не прибегая к ненужной бумажной волоките, снизить нагрузку на специалистов, постепенно автоматизировать процесс закупок на предприятии, получать большое количество предложений участников, готовых поставить качественный товар по оптимальной цене в установленные сроки. Однако нужно помнить, что одну и ту же закупку нельзя размещать сразу на нескольких ЭТП, так как в дальнейшем будет невозможно правильно подвести итоги закупочной процедуры. ОТС. RU является одной из самых востребованных площадок в России, которая обеспечивает надежность и практичность закупок, при этом обладает удобным и простым рабочим функционалом, позволяющим заказчикам свободно ориентироваться на площадке.

Условия выбора способа закупки

В положении о закупке заказчик указывает условия, при которых будет проводиться запрос предложений или запрос котировок.

Примеры:

открытого запроса предложений

  • www.zakupki.gov.ru

Заказчик вправе применять процедуру запроса предложений с ограниченным участием при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для заказчика важны несколько условий исполнения договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до момента подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (лота) не превышает 10 млн руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

Заказчик вправе применять процедуру закрытого запроса предложений при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важны несколько условий исполнения договора;
  • на проведение закупки (от момента направления приглашений принять участие в запросе предложений до момента заключения договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.;
  • сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора или проводится закупка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или проводится закупка по перечню и (или) закупается группа товаров, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

Заказчик вправе применять процедуру открытого запроса котировок (запроса цен) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до момент подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.;
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

Заказчик вправе применять процедуру запроса котировок (запроса цен) с ограниченным участием при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней.
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10000 000 руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.
  • при условии проведения предварительного квалификационного отбора.

Заказчик вправе применять процедуру закрытого запроса котировок (запроса цен) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
  • на проведение закупки (от момента направления приглашений принять участие в запросе котировок до подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры;
  • сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора или проводится закупка в соответствии с решением Правительства РФ, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или проводится закупка по перечню и (или) закупается группа товаров, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства.

Требования к участникам запроса предложений и запроса котировок

По 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, место нахождения и место происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке. Также Закон устанавливает требование о недопустимости предъявления к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ст.3 ФЗ 223). Требования к правоспособности участника закупок устанавливаются Положением о закупке конкретного заказчика и указываются в документации закупочной процедуры.

Например:

  • соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
  • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на день подачи заявки на участие в закупках;
  • отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков и др.

Заявки на участие в запросе предложений и запросе котировок

В соответствии с 223-ФЗ заказчик разрабатывает извещение, закупочную документацию, проект договора (согласно Положению о закупке) запроса предложений или запроса котировок и публикует данную информацию на официальном сайте. В закупочной документации должны содержаться требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В заявках, которые подают участники процедуры, отображены те условия, на которых предлагается сотрудничать заказчику, в случае победы в закупке. Форма заявки зависит, в том числе, от способа закупки. Например, если заказчик осуществляет запрос котировок , где основным критерием оценки будет являться цена, то именно этот пункт заказчик должен оставить пустым в бланке заявки, содержащемся в закупочной документации, чтобы участники закупки могли указать свое ценовое предложении. Впоследствии, если заявки отвечают всем заявленным требованиям заказчика, именно этот критерий будет являться ключевым при определении победителя запроса котировок. Запрос котировок зачастую проводится тогда, когда заказчик точно знает, какой товар ему необходим, с целью приобрести его по наиболее низкой цене, например канцтовары.

Заявка запроса предложений будет отличаться от заявки запроса котировок. Поскольку при проведении запроса предложений заказчика будет интересовать несколько условий исполнения договора (не только цена). То есть оценка поданных заявок на этапе подведения итогов будет проводиться по нескольким критериям, указанным в закупочной документации в соответствии с положением о закупке (применение иных критериев не допускается). Какие именно условия будут интересовать заказчика, будет зависеть от того, что он будет закупать, чтобы обеспечить себя качественным товаром (работой или услугами). Например, при выборе подрядчика, заказчику помимо стоимости работ, будет важна также гарантия, срок выполнения работ, качество материалов, опыт работы и др. Указывая в заявке свои условия, участники закупки должны подтвердить их, предоставив соответствующие документы.

Как правило, заявки заполняются на фирменном бланке участников, однако это не обязательно (если это не прописано в закупочной документации и положении о закупке).

Примеры заявок

Заявка на участие в открытом запросе предложений (наименование заказчика) на поставку дизельного топлива (зимнее)

Изучив закупочную документацию на право заключения договора на поставку дизельного топлива (зимнее) для нужд (наименование заказчика), мы (наименование участника), сообщаем о согласии участвовать в открытом запросе предложений на условиях, установленных закупочной документацией и изложенных нами в нашей заявке на участие в размещении заказа.

В случае, если нам будет предложено заключить договор по итогам данной закупочной процедуры, мы согласны подписать договор в течение времени, установленного закупочной документацией, и поставить товар, указанный в документации запроса предложений в соответствии с требованиями закупочной документации и согласно условиям, предложенным в нашей заявке.

Коммерческое предложение

  • Возможность оплаты товара с отсрочкой платежа (____ календарных дней)
  • Дизельное топливо (зимнее) надлежащего качества соответствует действующим показателям ГОСТ (да/нет - нужное подчеркнуть)
  • Срок поставки товара (в течение ___ календарных дней с момента получения заявки от заказчика)

1.

2.

(наименование участника размещения заказа)

3.

(наименование участника размещения заказа)

4. Сведения о (наименование участника закупки) отсутствуют в РНП.

Мы гарантируем достоверность представленной нами в нашей заявке информации и подтверждаем право заказчика запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у иных лиц информацию, уточняющую представленные нами сведения.

Если по результатам проведения размещения заказа победитель запроса предложений или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика) мы обязуемся подписать договор с (наименование заказчика) по итогам настоящей закупки в соответствии с требованиями закупочной документации и условиям нашей заявки.

Сообщаем, что для взаимодействия с заказчиком по вопросам размещения заказа нами уполномочен:

(ФИО, должность, контактный телефон, e - mail уполномоченного лица)

В случае присуждения нам права заключить договор по итогам запроса предложений до момента подписания договора настоящая заявка будет носить характер предварительного заключенного между нами и заказчиком соглашения о заключении договора на условиях нашей заявки и по цене договора, которая будет указана в протоколе подведения итогов.

Участник запроса предложений

__________________________________________ ___________ «____» ________ 201_ г.

Заявка на участие в открытом запросе котировок в электронной форме на поставку канцелярский принадлежностей для нужд (наименование заказчика)

____________ (наименование участника)

Юридический адрес _________

Почтовый адрес____________

ИНН/КПП_________________

Электронный адрес___________

согласны принять участие в проводимом заказчиком запросе котировок в электронной форме на условиях, установленных закупочной документацией и изложенных нами в нашей заявке на участие в размещении заказа.

В том случае, если нам предложат заключить договор по итогам данной закупочной процедуры, мы обязуемся подписать договор в течение срока, который установлен закупочной документацией, и поставить продукцию, указанную в документации запроса котировок в соответствии с требованиями закупочной документации и согласно условиям, предложенным нами в заявке.

Ценовое предложение

№ п/п

Наименование товара

канцелярских

принадлежностей

Цена за 1 единицу (в рублях с учетом НДС)

Количество

Общая стоимость (в рублях с учетом НДС)

Ручка гелевая многоразовая. Пластиковый прозрачный корпус с резиновой манжеткой.
Быстросохнущие чернила, водоустойчивые. Цвет чернил - синий.


1280 штук


Точилка для карандашей с 2 отверстиями для карандашей разного диаметра. Лезвие -стальное. Пластиковый корпус. С контейнером для сбора стружки.


1300 штук


Бумага. Формат А4


200 упаковок


Дырокол

Металлический, Оснащен линейкой для деления на форматы, которая легко выдвигается и надежно фиксируется.


200 штук


Маркер текстовыделитель

(набор из трех маркеров - цвет-зеленый оранжевый, красный)

900 наборов


Общая стоимость _______________________________рублей с учетом НДС 18 %.

  • Согласны оплатить товар с отсрочкой платежа (30 календарных дней - с момента поставки на основании счетов, счетов-фактур и подписанных сторонами товарных накладных)
  • Согласны предоставить весь объем продукции, надлежащего качества, предусмотренные настоящей закупочной документацией, в установленные заказчиком сроки, а именно в течение 10 рабочих дней с момента подписания договора.
  • Согласны, с тем, что цена является неизменной на весь срок поставки товара.

Настоящей заявкой мы подтверждаем, что:

4. __________________________________________ соответствует всем требованиям

(наименование участника размещения заказа)

предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

5. В отношении ____________________________________ не проводится процедура

(наименование участника размещения заказа)

ликвидации, банкротства, не открыто конкурсное производство, не проводятся судебные разбирательства.

6. Деятельность __________________________________________ не приостановлена

(наименование участника размещения заказа)

в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

7. Сведения о ______________________ отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 223 и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В случае, если по результатам проведения размещения заказа победитель размещения заказа или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика), мы обязуемся подписать договор с (наименование заказчика) по итогам запроса котировок в электронной форме в соответствии с требованиями закупочной документации и условиям нашей заявки.

По всем вопросам, связанными с участием в запросе котировок в электронной форме на поставку канцелярский принадлежностей с нашей стороны уполномочен:

_____________________________________________________________________________

(ФИО, должность, телефон, адрес электронной почты)

Настоящая заявка будет носить характер предварительного заключенного между (наименование участника закупки) и (наименование заказчика) соглашения о заключении договора на условиях нашей заявки и по цене договора, которая будет указана в протоколе о результатах размещения заказа, в случае присуждения нам права заключить договор по итогам проведения размещения заказа до момента подписания договора поставки канцелярских принадлежностей.

Участник закупки

__________________________________________ ___________ «____» ________ 2015 г.

(ФИО, должность лица, имеющего право подписи) (подпись)

Требования к составу заявок

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 223, в закупочной документации должны быть прописаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Для участия в запросе предложений или запросе котировок претендент должен подготовить заявку на участие в закупке, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений или запроса котировок.

В связи с тем, что запрос предложений напоминает собой «миниконкурс», где для заказчика важны несколько условия исполнения договора, важно прописать все необходимые сведения, которые участники закупки должны предоставить в составе заявки для получения информации и о претенденте, и о товаре (работах или услугах).

Например:

Для участия в запросе предложений претендент должен подготовить заявку на участие в запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.

Заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения:

а) заполненную форму заявки в соответствии с требованиями закупочной документации (оригинал);

б) анкету юридического лица по установленной в закупочной документации форме (оригинал), где содержаться такие данные, как:наименование полное (сокращенное) организации, ИНН, КПП, ОКПО, банковские реквизиты, дата постановки на учет в налоговый орган и др;

в) копии учредительных документов (при необходимости, нотариально заверенные);

г) выписку из единого государственного реестра юридических лиц (оригинал) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до дня размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого запроса предложений, для ИП - выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (оригинал) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса предложений.

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение задатка в качестве обеспечения конкурсной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;

е) справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до срока окончания приема заявок (по необходимости -оригинал или нотариально заверенную копию);

ж) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности. В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

и) данные о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, работы услуги. Также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам;

к) документ, подтверждающий внесение участником закупки задатка (оригинал) как обеспечения заявки, если данное условие прописано в Положении о закупке.

л) для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки:

документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки в группу (оригинал или нотариально заверенная копия), и право конкретного участника закупки участвовать в закупке от имени группы лиц, в том числе подавать заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор и др.

Запрос котировок по способу проведения, по оценке и определению победителя проще, чем запрос предложений. Поэтому заказчик в требованиях заявки может указать иные требования к составу заявки (главная функция запроса котировок - закупить товары, работы или услуги по наиболее низкой цене, этим данная закупка схожа с аукционом)

Котировочная заявка может содержать такие сведения, например:

а) заполненную форму котировочной заявки в соответствии с требованиями документации о проведении запроса котировок (оригинал);

б) анкету участника закупки по установленной в документации о проведении запроса котировок форме, где содержаться такие данные, как:наименование полное (сокращенное) организации, ИНН, КПП, ОКПО, банковские реквизиты, дата постановки на учет в налоговый орган и др;

в) документы, подтверждающие право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (копии);

г) данные о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг. Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям.

д) согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

е) цена договора, в том числе цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);

ж) для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки: документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки в группу (оригинал или нотариально заверенная копия), и право конкретного участника закупки участвовать в запросе котировок от имени группы лиц, в том числе подавать котировочную заявку, подписать договор.

з) сведения, подтверждающие отсутствие участника закупки в РНП (в соответствии с ФЗ № 223, при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 ФЗ № 223, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» и др.

Случаи отклонения заявок

Далеко не всегда заявки участников соответствуют всем требованиям закупочной документации. Заказчик может отклонить поданные заявки на участие в запросе котировок или запросе предложений на стадии рассмотрения и не допустить их к дальнейшей оценке. Такое возможно, например, в случае:

  • непредставления оригиналов и (или) копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено закупочной документацией;
  • несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, которые установлены документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия заявки на участие в запросе предложений или запросе котировок требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении закупок, в том числе непредставления документ и (или) копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (задатка), если такое требование обеспечения заявок установлено документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации;
  • предоставления в составе заявки заведомо неверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др. (условия отклонения заявки указываются в Положении заказчика)

Победители запроса предложений и запроса котировок

Чтобы заказчик смог оценить заявки участников закупок с предложенными условиями исполнения договора, претенденты должны:

  • Во-первых, соответствовать требованиям, установленным к участникам закупки в Положении о закупке заказчика и закупочной документации запроса котировок или запроса предложений.
  • Во-вторых, в установленные заказчиком сроки подать заявку на участие в закупке, в соответствии с требованиями заказчика, установленными, в Положении о закупке заказчика и закупочной документации запроса котировок или запроса предложений.

В соответствии с результатами оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений заказчик каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени предпочтительности и выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивает порядковые номера. Та заявка, которая содержит лучшие условия исполнения договора заказчик присвоит первый номер. В Положении о закупке заказчику следует прописать случай, когда участники закупок получат одинаковое количество баллов после подведения итогов закупки (запрос предложений) или предложат одинаковую наиболее низкую цену товаров, работ или услуг(запрос котировок).

Например:

- в случае, если в нескольких заявках содержатся равнозначные сочетания условий исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

-при предложении одинаковой наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников.

После подведения итогов, заказчик в соответствии с ФЗ № 223 публикует на официальном сайте итоговый протокол (требования к протоколу устанавливаются Положением о закупке).

Не будет лишним, если заказчик пропишет в своем Положении о закупке и закупочной документации запроса котировок и запроса предложений условие о возможности заключения договора, с участником, заявке которого был присвоен № 2, на условиях проекта договора, прилагаемого к документации о проведении запроса предложений (или запроса котировок), и условиях исполнения договора, предложенных данным участником в заявке, в случае уклонения победителя от подписания договора. Тем самым заказчик обезопасит себя от несвоевременной поставки нужного товара, выполнения работ или оказания услуг.

Такие закупочные процедуры, как запрос котировок и запрос предложений, не теряют совей актуальности среди заказчиков. Какой способ из названных выбрать, заказчик решает самостоятельно, в зависимости от того, какие условия исполнения договора его интересуют, какой товар (работы, услуги) закупаются заказчиком, какой ценовой порог предстоящей закупки, как быстро необходимо приобрести нужную продукцию с возможностью необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

В готовящемся законопроекте поправок к ФЗ № 223 на сегодняшний момент законодатель не исключил данные неторговые закупочные процедуры из возможных способов закупок по ФЗ № 223. Применяя запрос предложений и запрос котировок, заказчик быстро и своевременно обеспечивает себя необходимым качественным товаром, работами и услугами. В тоже время, приспособившись к данным закупочным процедурам, заказчик отрабатывает навык проведения закупок, что поможет ему избежать ошибок при осуществлении торгов - конкурса и аукциона, которые имеют общие черты с запросом предложений и запросом котировок.

На сегодняшний день государственные закупки в нашей стране контролирует Федеральный Закон №44. И с 72-ой по 79-ую статьи данного законодательно-нормативного акта посвящены такому способу определения поставщика, как запрос котировок.

Что такое запрос котировок в электронной форме?

Согласно 1 пункту ст. 72 ФЗ-44, запросом ценовых котировок называется та форма определения поставщика, при которой контракт достается участнику, предложившему самую низкую цену его выполнения. При этом, вся информация публикуется в открытом режиме, на пространстве Единой Информационной Системы.

Правила проведения электронного запроса котировок

Электронный запрос котировок характеризует целый ряд важных моментов, которые необходимо знать как организатору, так и участнику торгов.
  • Максимальная сумма контракта, на который запрашиваются электронные котировки, не должна быть более пятисот тысяч рублей.
  • Извещение о проведении торгов размещается в открытом доступе не позднее недели до их завершения. В случаях, когда цена контракта менее 250 тыс. руб., этот срок может быть урезан до четырех дней (рабочих).
  • Ежегодная сумма закупок, проводимых подобным образом, не должна превышать сто миллионов рублей в денежном выражении.
  • Вместе с извещением необходимо опубликовать проект будущего контракта и не убирать его из свободного доступа вплоть до момента завершения подачи заявок.
  • Подача котировки не требует от участника наличия обеспечения заявки.
  • Организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.
  • Если запрос котировок проводится на территории иностранных государств, либо он связан с экстренными ситуациями, то в действие вступают особые правила, прописанные в канве закона.

Как принять участие в запросе электронных котировок?

Для этого необходимо подать официальную заявку в электронном виде, составленную и оформленную по всем правилам ФЗ №44 . Эти нормы содержатся в третьем пункте 73-ей статьи законодательного акта. Согласно ему, заявка должна содержать в себе:
  • Реквизиты организации;
  • Паспортные данные ответственного лица;
  • Юридический и физический адреса фирмы;
  • ИНН организации и ответственного лица;
  • Документы, подтверждающие наличие тех или иных преимуществ у участника - например, принадлежность к сегменту малого бизнеса;
  • Заявление стоимости выполнения работ/поставок по контракту.
При этом, никакого образца данной заявки закон не содержит, поэтому организатор вправе самостоятельно приложить его к тендерной документации.

Как выиграть запрос котировок в электронной форме?

Для того чтобы выиграть запрос котировок в электронном виде, прежде всего, необходимо условия заказчика. Законы о закупках содержат в себе множество нюансов, которые знакомы и понятны только узкоспециализированным профессионалам.
Желаете сделать свое участие в запросах котировок максимально продуктивным? Обратитесь за помощью к экспертам нашей компании!

Сегодня мы поговорим об одной из форм закупок, которая, к сожалению, недооценена многими заказчиками. Несмотря на то, что она широко применяется, применяется, на мой взгляд, совершенно не по тем причинам, по которым ее стоило бы применять.

Это способ закупок, который называется «Запрос цен». Можно называть его по-разному - запрос котировок, запрос котировок цен. Суть одна: заказчик направляет или размещает в общем доступе некоторое информационное сообщение, приглашая всех предлагать ему товар, работу или услугу, которая его интересует.

На чем основана такая открытость заказчика. Безусловно, при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ); другими федеральными законами; иными нормативными правовыми актами РФ и принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Подробнее остановимся на основном законе - законе 223-ФЗ . Напоминаю, что последняя на сегодняшний день редакция утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основные принципы закупки товаров, работ и услуг:

  • информационная открытость закупки, то есть привлечение максимального количества потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически активное расходование средств и реализация мер по сокращению издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

На этом мы сегодня подробно остановимся. Как правильно сформулировать требования заказчика, которые он будет отражать в закупочной документации при проведении закупок способом запроса цен.

Одним из первых нормативных актов, которые следует упомянуть, является Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке». Положение определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о закупке размещается в общедоступной части официального сайта только после подписания документа, содержащего указанную информацию, квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронная подпись) лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика (представитель заказчика), в закрытой части официального сайта, доступ в которую осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

Положение определяет порядок размещения:

  • положения о закупке;
  • планов закупки;
  • извещения о закупке;
  • документации о закупке;
  • проекта договора;
  • разъяснений документации;
  • информации об отказе от проведения закупки;
  • информации об изменении договора;
  • отчетности о заключенных договорах.

Следующий нормативный правовой акт, на котором хотелось бы заострить внимание, это Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» , которое регламентирует обязанность заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ, с 1 октября 2012 года размещать всю обязательную информацию о закупках на сайте www.zakupki.gov.ru.

Еще один нормативный документ - это Приказ Минэкономразвития России №506 и Казначейства России №13н от 10.08.2012 «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www . zakupki . gov . ru )». В этом документе изложен порядок, как стать пользователем официального сайта и размещать там всю обязательную информацию.

Итак, на официальном сайте размещается следующая обязательная информация о закупке:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект, договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке;
  • разъяснения документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация.

Способы закупок

Способы закупок - это однозначно регламентированные процедуры осуществления размещения заказа (закупки), отличающиеся друг от друга особенностями проведения и гражданско-правовыми особенностями.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

Все процедуры закупок можно разделить на два блока:

1) конкурентные, предусматривающие состязательность участников;

2) не предусматривающие состязательность.

Процедуры закупок, предусматривающие состязательность участников закупки:

  • конкурс ;
  • аукцион (редукцион);
  • запрос предложений (приглашение делать оферты);
  • запрос цен (запрос котировок цен, мониторинг цен);
  • запрос котировок цен в особых условиях (в том числе при ЧС);
  • конкурентные переговоры.

Процедуры закупок, не предусматривающие состязательность участников закупки:

  • закупка у единственного поставщика, исполнителя;
  • участие в конкурентной процедуре продавца;
  • мелкие закупки;
  • упрощенные закупки.

Все эти способы закупок должно регламентировать положение о закупке. Если способ закупки в положении не отражен, то заказчик не может его использовать.

Особенностями процедур закупки является то, что они проводятся:

  • в открытой или закрытой форме;
  • в одноэтапной или многоэтапной форме;
  • с проведением или без проведения квалификационного отбора и (или) постквалификации ;
  • в электронной либо не в электронной форме;
  • с проведением переторжки или без нее;
  • с правом подачи альтернативных предложений или без такового;
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту;
  • в иных формах, предусмотренных положениями о закупке.

При этом к наиболее предпочтительным формам относятся: открытый конкурс, открытый аукцион (редукцион), открытый запрос цен (запрос котировок), открытый запрос котировок.

Тема сегодняшнего разговора - это запрос цен , который является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения; назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке, определяет победителя как участника закупки, предложившего наиболее низкую цену договора.

Общий порядок осуществления закупок способом запроса цен

Общие этапы осуществления закупки способом запроса цен:

  • определение необходимости удовлетворения нужд в конкретных товарах, работах, услугах;
  • формирование общих требований к предполагаемым к закупке товарам, работам, услугам, в т.ч. по техническим, потребительским и иным показателям и характеристикам;
  • планирование предстоящей закупки, в т.ч. по способам закупки, срокам и объемам финансирования;
  • конкретизация и актуализация требований к предполагаемым к закупке товарам, работам и услугам в ходе подготовки закупочной документации;
  • размещение извещения и документации о закупке на официальном сайте;
  • разъяснение положений закупочной документации (применяется, как это определено Положением о закупке). Если от участников закупки поступают запросы о разъяснении, заказчик обязан их представить;
  • внесение изменений в закупочную документацию и извещение о закупке (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • подготовка участниками закупки своих заявок;
  • подача участниками своих заявок;
  • проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • рассмотрение заявок участников закупки на их соответствие требованиям закупочной документации (отборочная стадия);
  • оценка и сопоставление заявок (оценочная стадия) (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • определение победителя закупочной процедуры;
  • заключение по итогам процедуры договора с победителем;
  • размещение на официальном сайте сведений о результатах по итогам закупочной процедуры (протоколы, отчеты, договор);
  • выполнение предусмотренных Положением о закупке действий в случае признания закупки несостоявшейся.

Каким образом заказчику определить основные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям договора и к участникам закупки?

Перед проведением запроса цен заказчику целесообразно установить:

  • требования к продукции;
  • требования к условиям будущего договора; возможно, у кого-то существуют проекты договоров или типовые договоры, локальные нормативные документы, которые регламентируют использование тех или иных типовых документов при проведении закупки;
  • начальную (максимальную) цену договора;
  • требования к участникам закупки;
  • при необходимости требования к субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям);
  • требования к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости);
  • требования к обеспечению обязательств по договору (при необходимости).

Хочу заострить ваше внимание, что в отношении каждого требования заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения. В противном случае, это будет уже не требование, а декларация.

Следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно.

Не допускается установление требований, по которым не осуществляется оценка соответствия, или использование критериев, по которым не осуществляется оценка предпочтительности.

Не допускается также установление требований, не обоснованных действительными потребностями заказчика, в том числе направленных на ограничение количества участников закупки. В противном случае здесь просматриваются коррупционные проявления деятельности конкретного функционера.

После того как сформированы требования заказчик формирует блок документов (извещение, закупочную документацию, проект договора) и утверждает их у соответствующего лица, наделенного этими полномочиями.

Вместе с тем обращу внимание на еще одну проблему, о которой многие забывают. При определении требований следует четко разделять обязательные требования и предпочтительные.

Обязательным требованием является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

Предпочтительные требования ,или предпочтения - это такие характеристики продукции, участников или субподрядчиков, или условий договора, которые в совокупности должны отвечать следующим требованиям:

  • характеристики превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные закупочной документацией;
  • невыполнение таких характеристик не может служить основанием для отклонения заявки соответствующего участника закупки;
  • характеристики, предлагаемые в заявках участников, учитываются при определении степени предпочтительности таких заявок на оценочной стадии рассмотрения заявок, причем исключительно в отношении заявок, прошедших отборочную стадию по итогам рассмотрения.

В отношении каждого обязательного требования и предпочтения заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения :

1) путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (в том числе последствия не указания);

2) путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом (в том числе последствия не предоставления).

При формировании обязательных и предпочтительных требований заказчикам целесообразно руководствоваться следующими принципами :

  • требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми;
  • заказчик должен формулировать требования к продукции не в форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требования к потребительским свойствам продукции);
  • следует избегать требований, которые могут быть подтверждены только декларативно;
  • не устанавливаются обязательные требования, выполнение которых не будет проверяться в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок, или указание предпочтений, предложения по исполнению которых не будут оцениваться;
  • не следует устанавливать требования, не обоснованные действительными потребностями заказчика;
  • не допускается установление обязательных требований, если это влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При формировании обязательных требований к участникам закупки заказчику целесообразно руководствоваться следующим.

Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки. То есть он должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами, если подлежащая поставке продукция, выполняемые работы или оказываемые услуги подлежат лицензированию.

Не должен участник закупки находиться в процессе ликвидации или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным, то есть банкротом. Не должен являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда или административного органа или экономическая деятельность которой приостановлена.

Кроме того, участник закупки должен ответствовать иным требованиям, которые заказчик вправе установить в закупочной документации на основании поручений Правительства РФ либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

При проведении закупки заказчик вправе установить в закупочной документации требование об отсутствии случаев, документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ, невыполнения участниками процедуры закупки ранее принятых договорных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для самого заказчика или иных заказчиков. Такие случаи должны быть документально подтверждены. Самое простое документальное подтверждение - это информация на официальном сайте. Заказчик вправе установить требование о том, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

Кроме того, заказчик имеет право установить требование о наличии у потенциального контрагента действующей системы менеджмента качества. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества, или должны быть изложены основные требования к такой системе, потому что, как мы понимаем, требования у всех разные.

Заказчик вправе установить требование о том, что участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом, системой управления охраной труда. Должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В документации о закупке и проекте договора, включаемого в закупочную документацию, целесообразно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры заключается договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков, либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор. Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков, заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком, а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков.

Обеспечение исполнения обязательств участника закупки. Речь идет об обеспечении заявки на участие в закупке.

При проведении запроса цен заказчик вправе предусмотреть представление участниками закупки обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре (обеспечение заявки). Обеспечение заявки актуально, когда большие объемы. Учитывая, что запросы цен - несколько упрощенная процедура закупки, не всегда целесообразно установление требования об обеспечении заявки, так как и сроки на поставку обычно короткие, и средства небольшие.

Не следует злоупотреблять и размером обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре устанавливается в закупочной документации и, как правило, не превышает пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Заказчик вправе установить предоставление участниками закупки обеспечения заявки в одной конкретной форме либо указать несколько видов допустимых форм обеспечения (безотзывная банковская гарантия, выданная банком, либо в форме денежных средств путем их перечисления заказчику (предпочтительная)).

Если устанавливается требование обеспечения исполнения обязательств участника закупки, то закупочная документация должна четко описывать условия предоставления и условия возврата и удержания обеспечения .

Обеспечение исполнения обязательств по договору

Для любого договора заказчик вправе, помимо неустойки, предусмотреть в документации о закупке и проекте договора предоставление участником обеспечения исполнения следующих видов обязательств, связанных с исполнением договора:

  • обязательств по возврату аванса;
  • исполнения обязательств по договору, кроме гарантийных обязательств (обеспечение договора);
  • исполнения гарантийных обязательств.

Проект договора в документации о закупке должен четко описывать условия предоставления и возврата или удержания обеспечений, связанных с исполнением договора, в том числе:

  • виды обеспечиваемых обязательств, их объем (перечень, стоимость);
  • допустимые формы обеспечения;
  • размер (сумму) обеспечения;
  • требование к сроку предоставления обеспечения возврата аванса, обеспечения исполнения обязательств по договору;
  • требования к сроку действия обеспечения относительно срока действия обязательства и (при необходимости) порядку продления срока его действия;
  • требования к гаранту и поручителю в случае предоставления обеспечения в форме банковской гарантии и (или) поручительства при необходимости. На сегодняшний день на официальном сайте размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии, в том числе при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - можно ориентироваться на эти банки;
  • условия истребования обеспечения;
  • условия и срок возврата обеспечения;
  • условие обязательной замены обеспечения при утрате данным обеспечением обеспечительной функции.

Содержание закупочной документации по итогам подготовки к закупке

В соответствии с 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ). В данном случае это запрос цен либо запрос котировок цен. Формулировка должна совпадать с прописанной в положении о закупке;
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • место отправки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Последний пункт играет решающую роль в том, каким образом и в какие сроки предстоит размещать на официальном сайте все сведения о проводимой закупке. Как только вы указали дату рассмотрения предложения участника, дату проведения заседания комиссии на предмет выбора победителя, в течение трех дней вы на сайте должны разместить протоколы.

В документации о закупке должны быть указаны те требования , которые изначально заказчик сформулировал, однако здесь целесообразно их конкретизировать. Это требования:

  • к качеству,
  • техническим характеристикам товара, работы, услуги,
  • к их безопасности,
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,
  • к размерам,
  • упаковке,
  • отгрузке товара,
  • к результатам работы,
  • и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Кроме этого, заказчик должен еще объяснить участникам закупки, каким образом им следует в своих заявках описывать предлагаемый ими к поставке товар, как описать его функциональные, количественные и качественные характеристики. В противном случае, у участников будут возникать вопросы, по которым необходимо будет давать разъяснения на официальном сайте. В этой ситуации запрос цен теряет свою оперативность.

Кроме того, в документации о закупке должны быть указаны:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать порядок проведения запроса цен, в том числе:

  • права и обязанности организатора и участников запроса цен;
  • порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен;
  • сроки и порядок проведения отборочной и оценочной стадии рассмотрения заявок, порядок определения победителя запроса цен;
  • срок, в течение которого победитель должен подписать проект договора;
  • право организатора запроса цен провести переторжку и порядок ее проведения;
  • иные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать:

  • дополнительные требования к участникам запроса цен (например - по обладанию опытом выполнения аналогичных работ, к репутации и порядку подтверждения соответствия этим требованиям);
  • требования к размеру и форме обеспечения обязательств по возврату аванса, обеспечения договора и (или) обеспечения исполнения гарантийных обязательств, требования к условиям такого обеспечения, срок и порядок его предоставления;
  • иные сведения и информацию, в т.ч. касаемо конкретной закупки.

Помимо всего прочего целесообразно в документации по запросу цен установить требование предоставления участником закупки в составе его заявки следующей информации и документов о характеристиках и качестве закупаемой продукции и (или) условиях договора в необходимом объеме:

  • описание участником в его заявке функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик;
  • указание участником в его заявке на зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар;
  • указание участником в его заявке производителя и страны происхождения товара;
  • описание участником в его заявке комплектации товара;
  • описание участником в его заявке выполняемых работ или оказываемых услуг (в том числе состав работ или услуг и последовательность их выполнения, технология выполнения работ или услуг, сроки выполнения работ или услуг);
  • указание участником в его заявке количества товаров, объема работ или услуг или порядка его определения;
  • предложение участника о цене договора (с учетом установленного порядка формирования цены договора), о цене единицы товара, единичных расценок или тарифов работ или услуг и расчет общей стоимости работ или услуг;
  • иные предложения участника об условиях исполнения договора;
  • представления копий документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям (если указанные документы в соответствии с законодательством не представляются вместе с продукцией).

Планирование предстоящей закупки

Здесь в первую очередь стоит обратить внимание на то, что при выборе способа закупки необходимо руководствоваться положением о закупках, учитывая, как правило, установленные ограничения применения способа закупки, которые отражены в Постановлениях Правительства РФ №932 и №616 .

Ну и естественно устанавливаются ценовые пороги в положениях, т.е. если плановая стоимость закупки (лота) не превышает установленных Положением пределов для указанного способа закупки. Например:

3 миллиона рублей с НДС при проведении запроса цен не в электронной форме;

5 миллионов рублей с НДС в случае проведения запроса цен в электронной форме.

Все, что выше, закупается, как правило на аукционе.

Вопрос : Если Положение еще не размещено, нужно ли публиковать отчеты?

Ответ : Нет. Если Положение еще не утверждено, то Вы работаете по 44-ФЗ.

Вопрос : Можем ли при запросе котировок требовать эскиз?

Ответ : Да, если это прописано в закупочной документации и не противоречит Вашему Положению о закупке.

Вопрос : Нужно ли изменения в Положение утверждать учредителем?

Ответ : Если это бюджетное учреждение и Положение утверждает учредитель, то все изменения в Положение также утверждает учредитель.

Вопрос : Если договоры, заключенные в январе, но не включенные в отчет за январь, включить в отчет за февраль, или необходимо вносить изменения в январский отчет?

Ответ : Конечно, лучше внести изменения в отчет за январь.

Вопрос : С какого момента стоит начинать работу в соответствии с Положением - с даты учреждения или с 1 апреля 2014 года?

Ответ : Это зависит от того, как будет прописано в Положении. Если укажете 1 апреля 2014 года, то начинаете работать с 1 апреля 2014 года, если не укажете дату, то - с даты публикации Положения.

– неконкурентный способ закупки, проводимый с целью заключения контракта общей стоимостью до 500 тысяч рублей. Победителем указанной процедуры является тот, кто сможет предложить заказчику наиболее выгодное предложение – наименьшую цену исполнения контракта на поставку. Запрос цен используют для заключения договоров для нужд государственных учреждений, муниципалитета.

Целевое использование – приобретение товаров (продукты, услуги, работы) серийного типа, которые доступны для всех. Например, бытовая техника, компьютеры, определенные виды строительных работ и т.д.

Информационным сервисом для размещения заказа выступают специализированные сайты, на которых организатор размещает извещение о проведении запроса котировок, а участник делает ценовое предложение (оферту). Как и , запрос котировок, регламентирован – № 94-ФЗ, пунктами 1 – 3 статьи 4 № 209-ФЗ. Процедура проведения организована следующим образом:

  • Определение предмета закупки, принятие решения о проведении запроса котировок.
  • Подготовка формы котировочной заявки для исполнения контракта, проекта договора.
  • Размещение на специализированном сайте извещения о проведении запроса цен.
  • Подача котировочных заявок.
  • Рассмотрение и оценка поступивших предложений котировочной комиссией, оформление протоколов.
  • Заключение контракта.

Извещение о проведении размещается на специализированном сайте за неделю до проведения отбора, если цена контракта эквивалентна 500 тыс. рублей, и за 4 дня – при стоимости до 250 тыс. руб. В нем указываются следующие сведения:

  • учредительные данные заказчика,
  • источник финансирования контракта,
  • данные о товаре или услугах (характеристика, количество или объем),
  • требования к качеству и техническим характеристикам закупаемой продукции, срокам гарантии,
  • сроки поставки товаров,
  • требования к участникам,
  • условия подачи запроса котировок,
  • ценовое требование и обоснование возможной максимальной цены.

При этом в извещении не должно быть информации, способной ограничить круг участников.
Заявка подается единожды в электронном либо письменном виде, после получения которой, заказчик обязан уведомить участника о получении документа. В котировочной заявке участником отражается следующая информация:

  • учредительные данные - название, юридический адрес, ИНН и др.,
  • название и характеристика поставляемых товаров,
  • согласие на выполнение условий, выдвинутых заказчиком,
  • оферта.

В адрес организатора должно поступить не менее 3 заявок от участников, соответствующих требованиям проведения. Только в этом случае запрос котировок будет признан состоявшимся.

По истечении времени приема заявок котировочная комиссия приступает к своим непосредственным обязанностям - устанавливает соответствие их требованиям, делают оценку поступивших предложений, определяют победителя, оформляет протоколы. Победителем является участник, подавший заявку, оформленную по всем требованиям и предложивший минимальную цену. При наличии нескольких таких лиц победу одерживает тот, кто раньше всех оформил свое участие.

В течение двух следующих дней победителю передается проект контракта с внесенными в него условиями к исполнению. Не ранее семидневного срока и не позднее 20-дневного документ должен быть подписан.

Запрос цен имеет свои положительные и отрицательные стороны. Плюсы такого способа закупки:

  • Просто, так как единственным критерием оценки является цена, заказчику нет необходимости заниматься разработкой конкурсной документации.
  • Быстро, так как решение о победителе выносится на 5 или на 7 день после размещения извещения.
  • Минимальный пакет документов для участников. Данный вид закупки не предполагает предоставления дополнительных сведений кроме указанных в заявке.

Специалисты отмечают, что запрос цен имеет свои минусы. В частности, при таком способе закупки заинтересованные лица имеют больше шансов повлиять на конечный результат. С целью продвижения «своего» кандидата недобросовестный заказчик может сделать заведомо неправильный выбор участников, или для сравнения запросов применить иные показатели кроме цены, или подтасовать результат, включая фиктивные заявки.