Информация для государственных и муниципальных заказчиков о заключении государственных контрактов на охрану. Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.) Охранные услуги 44 фз

В вашем случае Вы можете заключить контракт с единственным постащиком, но с соблюдением процедур предустмотренных ст. 93 ФЗ-44, так Вам необходимо будет выложить в систему сведения о заключении контракта с единственным поставщиком и направить в УФАС Вашего региона уведомление о заключении этого контракта с обоснованием цены и причин такого заключения контракта

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением , государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.

Осуществление закупок услуг по охране объектов, имущества, осуществления контрольно-пропускного режима и прочих, связанных с деятельностью охранных организаций, услуг довольно распространены среди большинства заказчиков, действующих в условиях контрактной системы.

Такие закупки обычно не вызывают каких-либо сложностей, поскольку алгоритм их осуществления давно отработан, а содержание документации в части основных требований у всех заказчиков практически идентично.

Одним из ключевых требований к поставщику является наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, включающей в себя перечень разрешенных к оказанию услуг.

Как для заказчиков, уже успевших привыкнуть к тому, что закупки охранных услуг проходят без лишних проблем, так и для участников, прекрасно знающих и в большинстве случаев добросовестно соблюдающих требования документации о закупке, стала полной неожиданностью целая волна прецедентов, повлекших за собой отстранение участников от участия в торгах.

Какие требования предъявляются к охранным организациям?

Составляя техническую часть документации о закупке, осуществляемой в рамках Закона № , каждый заказчик исходит исключительно из собственных потребностей, описывая объекты и время оказания охранных услуг, количество и месторасположения постов и т.д. Как уже было сказано выше, обычно это не вызывает сложностей. При этом имеется два основных требования, предъявляемые к участнику:

  • действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг;
  • наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Заказчик требует предоставление копий этих документов в составе заявки на участие в закупке.

Объекты, для которых обязательны требования к антитеррористической защищенности

В силу своей специфики многие организации-заказчики попадают под действие пункта 7 части 3 Закона № 2487-1, предусматривающего охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

При этом какого-либо официального утвержденного перечня таких объектов нет. Существуют лишь признаки отнесения того или иного объекта к данной категории, в соответствие с которыми принадлежность устанавливается внутренним документом организации-заказчика.

Именно данный пункт Закона № 2487-1 стал причиной множества споров заказчиков и участников закупок.

Проблемная область закупки охранных услуг

Отклонения заявок, споры и жалобы в стали возникать после того, как в декабре 2014 года в Закон № 2487-1 были внесены определенные изменения, в которых пункт 7 был изложен в новой редакции.

Охранные организации, уже имеющие действующую лицензию, не переоформили ее и по сей день продолжают предоставлять в составе пакетов документов на участие в закупке копию, в которой пункт 7 изложен в старой редакции.

Многие комиссии сочли это поводом для отклонения заявок, поскольку предъявляют требования к участнику в соответствии с актуальной версией изложения данного пункта. Заказчики в свою очередь были немало удивлены и озадачены таким подходом и обратились в контрольные органы с жалобами на неправомерные действия комиссий. Внесем ясность в данный вопрос, исходя из судебной практики.

Проблема актуализации действующей лицензии

В контексте рассматриваемой проблемы, пытаясь ответить на вопрос, прав или не прав заказчик, отклоняющий заявку, мы неизбежно придем к другому: должен ли поставщик, имеющий действующую лицензию, заменить ее новой, содержащей актуальные формулировки пунктов разрешенных видов деятельности?

Ответ кроется в .4 Закона № 2487-1, согласно которой лицензия подлежит замене лишь в ряде случаев:

  • при продлении лицензии;
  • при намерении осуществлять новый вид охранных услуг, отсутствующий в имеющейся у организации лицензии;
  • при реорганизации;
  • при изменении названия или адреса места нахождения.

Ни в каких иных случаях действующая лицензия не подлежит замене. Соответственно после внесения изменений в Закон No2487-1 охранные предприятия, имеющие действующую лицензию, не должны были менять ее на новую.

Выводы

Исходя из того, что никакой специальный порядок вступления в силу пункта 7 не предусмотрен, также как отсутствуют и какие-либо изменения порядка получения лицензии, у охранных организаций нет оснований для переоформления имеющихся лицензий. Соответственно заявка, содержащая копию лицензии, в которой пункт 7 изложен в старой редакции, не может быть отклонена.

Может ли организация осуществить закупку охранных услуг у единственного поставщика (ФГУП Охрана - Росгвардия), сославшись на ПП РФ №587 (приложение 1, пункт 14 или пункт 21)?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закупить охранные услуги у ФГУП «Охрана» в соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ, сославшись на постановление № 587, нельзя. Закупить охранные услуги у ФГУП «Охрана» в рамках Закона № 223-ФЗ возможно, если такое основание предусмотрено положением о закупке заказчика в перечне оснований для закупки у единственного поставщика.Закупка охранных услуг у ФГУП «Охрана» по Закону № 44-ФЗ.В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется в случае закупки услуги, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

До принятия постановления Правительства РФ от 09.09.2015 № 948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 948) по вышеназванному основанию возможно было заключить контракт на оказание охранных услуг с ФГУП «Охрана» по закрытому перечню объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - постановление № 587). Необходимо отметить, что постановлением № 948 в постановление № 587 внесены изменения в части переименования Приложения № 1 постановления № 587 с «перечень объектов, подлежащих государственной охране» на «перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется».Согласно абз.3 ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.Постановлением № 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Вместе с тем, вышеуказанным постановлением не установлена исключительность полномочий субъектов, которые оказывают охранные услуги на объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется.Таким образом, основание для закупки охранных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно п.6 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ у заказчика отсутствует.Закупка охранных услуг у ФГУП «Охрана» по Закону № 223-ФЗ.В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).В соответствии с ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.Согласно ч.3 ст.3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.Таким образом, закупить охранные услуги у единственного поставщика в рамках Закона № 223-ФЗ возможно, если такое основание предусмотрено в перечне оснований для закупки у единственного поставщика согласно положению о закупке заказчика.

По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий с ФГУП "Охрана"

В связи с поступающими вопросами, на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 № 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы", ФАС России направляет территориальным органам для использования в работе информационное письмо по вопросу возможности заключения государственного контракта на оказание услуг по охране здания с ФГУП "Охрана" на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.Таким образом, в случае необходимости заключения государственного контракта на оказание услуг по охране здания заказчик проводит отбор исполнителя конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно Законом о контрактной системе.В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.Вместе с тем, исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р(далее - Распоряжение № 1629-р) установлен перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. В рамках реализации пункта 25 части 1 статьи 12 Закона о полиции Приказом МВД России от 07.05.2014 № 410 утверждены правила организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил организация охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, осуществляется Центром специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации и его подчиненными подразделениями, федеральными государственными казенными учреждениями - управлениями (отделами) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне, филиалами федеральных государственных казенных учреждений - управлений (отделов) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне - управлениями (отделами, отделениями) вневедомственной охраны (по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, закрытому административно-территориальному образованию, на особо важных и режимных объектах, комплексе "Байконур"), строевыми подразделениями вневедомственной охраны полиции федеральных государственных казенных учреждений - управлений (отделов) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне, строевыми подразделениями вневедомственной охраны полиции филиалов федеральных государственных казенных учреждений - управлений (отделов) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне - управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны (по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, закрытому административно-территориальному образованию, на особо важных и режимных объектах, комплексе "Байконур").Таким образом, заказчик вправе на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключить контракт на оказание услуг охраны объекта, подлежащего охране полицией, только с единственным исполнителем, указанным в пункте 3 Правил.В случае невозможности заключения контракта с указанными лицами заказчик вправе заключить соответствующий контракт исключительно с применением способов закупки, предусмотренных Законом о контрактной системе.ФАС России обращает внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 14.08.1992 № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление № 587), в соответствии с которыми "Перечень объектов, подлежащих государственной охране" переименован в "Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется". С учетом особого статуса объектов охраны и в целях надлежащего обеспечения их безопасности в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, поименованы здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.Таким образом, в случае осуществления отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны с применением способов закупки, указанных в Законе о контрактной системе, участником закупки не может быть, а, следовательно, контракт не может быть заключен с лицом, осуществляющим частную охранную деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации"(далее - Постановление № 66) установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" МВД России вправе охранять объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется. При этом Постановление № 66 и Постановление № 587 не наделяют ФГУП "Охрана" исключительными полномочиями по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. С учетом изложенного, по мнению ФАС России, заключение государственного контракта на оказание услуг по охране здания на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ФГУП "Охрана" МВД России, как с единственным исполнителем, не соответствует Закону о контрактной системе. Вместе с тем, соответствующий контракт может быть заключен с ФГУП "Охрана" МВД России по результатам осуществления закупки и признания данного лица победителем в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

И.Ю.Артемьев

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Пунктом 6 ч. 1 рассматриваемой статьи установлено право закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

По данному основанию может быть осуществлена закупка охранных услуг объектов, подлежащих государственной охране, услуг фельдъегерской связи, услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий (ч. 4 ст. 49Градостроительного кодекса Российской Федерации), при этом цена такого контракта будет обусловлена стоимостью услуг конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Извещение об осуществлении такой закупки размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.Заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.В случае заключения контракта по рассматриваемому основанию заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, при этом контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.Рекомендация: О правомерном выборе способа определения исполнителя при проведении конкурса на оказание услуг по охранеИзвлечения из Решения ФАС России от 2 февраля 2015 г. по делу № П-61/15 "О признании жалобы не обоснованной"Орган контроля в сфере закупок - ФАС РоссииЗаказчик - Министерство обороны Российской ФедерацииЗаявитель - УМВД по Омской областиВ ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на услуги по охране общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "кадетский военный корпус", расположенных в городах Екатеринбург, Тюмень, Оренбург, Казань, Ульяновск, Омск и Кызыл, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014-2015 годах (номер извещения 0173100004514000579).По мнению Заявителя, объектом закупки является выполнение работ по охране кадетского военного корпуса, который подлежит государственной охране, в связи с чем Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса.Полный текст Решения ФАС России от 2 февраля 2015 г. по делу № П-61/15 "О признании жалобы не обоснованной".

УстановилаПо мнению Заявителя, объектом закупки является выполнение работ по охране кадетского военного корпуса, который подлежит государственной охране, в связи с чем Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса, а именно у участника ООО "ЧОП "Рапира" отсутствуют полномочия на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень) Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в том числе объекта "Омский кадетский военный корпус").

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства РоссийскойФедерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, ст. 93 Закона о контрактной системе устанавливается право, а не обязанность Заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Дополнительно, на заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведения, а также пояснили, что согласно письму Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России от 15 октября 2014 г. № 12/ж-5766, 5889, 5938, кадетский военный корпус не является объектом, подлежащим государственной охране.Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, принявшего решение об осуществлении закупки в виде открытого конкурса, не противоречат Закону о контрактной системе.ПостановилаПризнать действия Заказчика в указанной части соответствующими Закону о контрактной системе.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будут заключать договоры с единственным поставщиком. В законодательстве нет ограничений. Главное - прописать основания в Положении о закупке. Однако не сводите все или большинство сделок к закупке у единственного поставщика. Есть риск, что ФАС России обвинит вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию, то есть нарушаете один из принципов закупок (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Чтобы минимизировать риск претензий со стороны ФАС России, зафиксируйте в Положении о закупках исчерпывающий перечень оснований, по которым заключите контракты с единственным поставщиком. Учитывайте экономическую целесообразность закупки.

Какие основания выделитьЗаказчик самостоятельно определяет основания, по которым проведет закупку у единственного поставщика. Основания, которые выбрали, закрепите в Положении о закупке. Например, выделите четыре причины, по которым заключите контракт с единственным поставщиком.

1. Малые закупки. Лимит, в пределах которого вы вправе проводить закупку у единственного поставщика, установите в Положении о закупке по своему усмотрению. Закон № 223-ФЗ не запрещает этого. Максимальную цену договора с единственным поставщиком также пропишите в положении.

Заказчики вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке, стоимость которой меньше 100 000 руб. Если же годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превысила 5 млрд руб., он вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке, стоимость которой меньше 500 000 руб. Однако Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика выбирать способ закупки в зависимости от цены договора. Поэтому вы вправе установить лимит цены для единственного поставщика самостоятельно, например в 300 000 или 700 000 руб. В этом случае сведения о закупке с единственным поставщиком придется размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

2. Закупки в результате несостоявшихся конкурентных процедур. Предусмотрите в Положении о закупке ситуацию, когда конкурентная процедура не состоялась. Пропишите, что заказчик вправе заключить контракт напрямую с единственным поставщиком, который участвовал в конкурентной закупке и подал корректную заявку. Если процедура завершилась, а единственного кандидата нет, выберите контрагента из перечня, который составите заранее.

3. Закупки у единственного поставщика, когда объективно отсутствует конкуренция. Например, контракт с субъектом естественных монополий как с единственным поставщиком.

4. Срочные закупки. Например, закупки вследствие аварии, природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, непреодолимой силы. Также к срочным закупкам относят оказание медицинской помощи в неотложной форме и т. д.Пример: основания закупки у единственного поставщикаЗаказчик составлял Положение о закупке. В части закупок у единственного поставщика он прописал:«Размещение заказа у единственного поставщика без использования конкурентных процедур закупки может осуществляться, если:вследствие чрезвычайного события возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;исключительные права в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) принадлежат определенному поставщику (исполнителю, подрядчику), при условии, что на функционирующем рынке не существует равноценной замены закупаемых товаров, работ и услуг;необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами;поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ;

  • осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством России ценам (тарифам);
  • заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;
  • возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами России, нормативными правовыми актами субъекта РФ;
  • продукция закупается у материнской компании заказчика или дочерних (зависимых) предприятий заказчика;
  • осуществляется закупка между компаниями - дочерними, зависимыми, материнскими, а также компаниями, имеющими право давать указания в силу наличия полномочий без согласования закупочной комиссией;
  • выполняются работы по мобилизационной подготовке;
  • процедура закупки была признана несостоявшейся и допускается возможность заключения договора с единственным участником процедуры закупки;
  • проходит закупка товаров, работ, услуг в целях гражданской обороны;
  • осуществляется закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб., включая НДС».

Ситуация: заказчик предусмотрел в Положении о закупке договоры с единственным подрядчиком до 300 000 руб., а также аукцион, конкурс и запрос котировок. Вправе ли заказчик использовать только один вариант - закупку у единственного подрядчика, если одни и те же работы разбиты на несколько договоров до 300 000 руб.Заказчик вправе использовать только закупку у единственного поставщика, но есть риск, что ФАС России расценит это как ограничение конкуренции.Заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке, что заключит договор с единственным поставщиком, если сумма сделки не превышает 300 000 руб. Однако проводить закупки только у единственного поставщика и дробить лоты не стоит. Такие действия ограничивают конкуренцию, то есть противоречат одному из принципов закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: заказчик Московской области, который работает по Закону № 223-ФЗ, планирует приобрести легковой автомобиль в лизинг. Можно ли заключить договор с единственным поставщиком или заказчик должен провести запрос котировокЗаказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком, если не превысит лимит, который установлен в пункте 47.1.10 Типового положения о закупке, утвержденного постановлением правительства Московской области от 19 августа 2014 г. № 666/31, далее - Типовое положение.

Заказчики Московской области должны руководствоваться Типовым положением о закупке, когда разрабатывают собственное. В Типовом положении сказано, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе провести у единственного поставщика, не должен превышать 10 процентов от общего годового объема закупок в текущем году. При этом сумма контракта не может быть выше 100 000 руб., а для заказчиков, чья годовая выручка за предыдущий финансовый год составляет более 5 млрд руб., - 500 000 руб.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Договорные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе связанных с оказанием услуг охраны, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ распространяет свое действие на следующие категории заказчиков:

Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования.

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственное, муниципальное унитарные предприятия.

Договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд, именуется государственным или муниципальным контрактом.

При заключении государственного (муниципального) контракта на охрану с ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» следует учитывать следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закон от 3 июля 2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
на войска национальной гвардии возложены полномочия по охране на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущества граждан и организаций, а также обеспечению оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах.

Уставом ФГКУ УВО, утвержденным приказом Росгвардии от 30.09.2016 №277, определено, что одной из целей деятельности УВО является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.

В силу ч.8. ст. 94 Закона № 44-ФЗ положения закона об обеспечении исполнения контракта к УВО как к казенному учреждению не применяются.

Заключение государственного или муниципального контракта на оказание услуг охраны с ФГКУ УВО как с единственным исполнителем может осуществляться в следующих случаях:

1. Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

2.Осуществление закупки услуг на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) отдельными категориями заказчиков:

государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив);

государственной или муниципальной образовательной организацией (организация, осуществляющая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование - дошкольное, начальное, основное или среднее; профессиональное образование - среднее профессиональное или высшее; дополнительное образование или профессиональное обучение);

физкультурно-спортивной организацией (юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности).

При этом годовой объем закупок «до 400 тыс.руб.» не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн рублей.

3.Осуществление закупки услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

По данному основанию заключаются государственные и муниципальные контракты на охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р и охрану объектов, подлежащих государственной охране согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.

Для заключения контракта на оказание услуг охраны с единственным исполнителем по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик в силу ч. 3 ст. 93 Закона обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта должен разместить извещение об осуществлении такой закупки в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. К такому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Цена контракта на оказание услуг охраны, заключаемого с ФГКУ УВО, формируется исходя из количества часов централизованного наблюдения за техническими средствами охраны по тарифам, устанавливаемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» на основании методики, утверждаемой Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом тарифы на ФГКУ УВО услуги по охране имущества и объектов органов государственной власти Российской Федерации и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества указанных органов и организаций на договорной основе, сохраняются на прежнем уровне.

В настоящее время охранные услуги являются востребованными среди заказчиков, работающих по 223-ФЗ (особенно в крупных городах), поскольку безопасность является немаловажным фактором стабильного развития любого предприятия.

Для разрешения и предупреждения инцидентов, связанных с непосредственным посягательством посторонних лиц на производственные объекты, имущество предприятия, а также жизнь и здоровье сотрудников, многие организации пользуются услугами фирм, специализирующихся в сфере охраны.

Объект охраны

  1. распространяется частная охранная деятельность
  2. не распространяется частная охранная деятельность
    • объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (Приложение № 1)
    • перечень объектов, утвержденный Правительством РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности

Перед тем как приступить к организации закупки, заказчику нужно определить, распространяется ли на его объекты нормы частной охранной деятельности (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 19АП-7093/15- по мнению заявителя апелляционной жалобы объекты заказчика подлежат государственной охране).

Для этого нужно обратиться к Закону РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В статье 3 указанного закона содержатся виды охранных услуг , среди которых:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию 1 ;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 настоящей части;
  7. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.2. ст. 11 вышеназванного закона.

Для каждого из указанных видов услуг имеется перечень лицензионных требований) 2 . Лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется юридическим лицам сроком на 5 лет.

В ст. 11 вышеуказанного НПА говорится, что частная охранная деятельность не распространяется на:

  • объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране"
  • объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.

К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим федеральным законом лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ 3 .

Перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность до 22.09.2015, назывался несколько иначе: «Перечень объектов, подлежащих государственной охране». Некоторые заказчики путали данный термин с созвучным названием «объекты государственной охраны», о которых говорилось выше. Перечень, приведенный в Приложении № 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, содержит 22 позиции, среди которых:

Способы закупки

В 223-ФЗ говорится, что Положением заказчика могут быть предусмотрены иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки с указанием порядка их проведения. Организатор закупок вправе указать конкретный способ закупки охранных услуг. Проанализировав практику закупочных процедур, предметом которых является охрана, можно заметить, что немало заказчиков предпочитают приобретать названные услуги у единственного исполнителя (т.е. без проведения конкурентных процедур).

Учитывая специфику охранных услуг, результат которых во многом зависит от их качества, нецелесообразно использовать такие способы закупки как аукцион и запрос котировок (где победитель, как правило, определяется по ценовому критерию). При этом положения № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих использовать заказчикам предквалификационный отбор. Организатор закупочной процедуры самостоятельно решает, когда проводить такой отбор (в том числе, для выбора охранной организации), указав порядок его проведения в Положении о закупке.

Для эффективного использования денежных средств и экономии, а также для обеспечения конкуренции среди участников, предоставляющих услуги по охране, в целях выбора наиболее выгодного и надежного исполнителя организатору процедур рекомендуется осуществлять конкурентные закупки с несколькими параметрами оценки поданных заявок (конкурс или запрос предложений).

Оценка заявок

В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре (предусмотренные Положением). У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов. Рассмотрим на практике вопрос применения критериев оценки заявок:

В ФАС России поступила жалоба ФГУП «В» на действия заказчика ОАО «Е» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах филиала ОАО «Е». Изучив все материалы дела, антимонопольный орган установил, что в соответствии с документацией заказчика по неценовым критериям («Квалификация и надежность участника», «Техническое предложение») не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. По данным критериям оценка производится членами конкурсной комиссии на основании документов заявки участника закупки, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных услуг, сведениях о квалификации планируемых к привлечению для выполнения услуг персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведениях, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы участника конкурса. Оценка производится по шкале от 0 до 5 баллов, отражающих мнение члена комиссии по критерию, с указанием обоснования каждой такой позиции. Вместе с тем, установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставления заявок на участие в конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника закупки и характеристиках технического предложения участника закупочной процедуры присваивается максимальный балл по указанным критериям. Также заказчик ОАО «Е» не определил алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным значениями. Антимонопольная служба в своем решении признала заказчика нарушившим п. 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ. (Решение ФАС России № 223ФЗ-02/15 от 13.01.2015 года, г. Москва)

Новости ФАС

18 сентября 2016 года на совещании ФАС России обсуждался вопрос о необходимости государственного ценового регулирования рынка охранных услуг. В ходе встречи участники мероприятия поддержали идею проработки механизмов, которые позволят более эффективно защищать интересы добросовестных участников рынка и потребителей охранных услуг. Участники совещания, однако, не дали ответа на вопрос о внедрении именно государственного регулирования цен, посчитав, что принятие такого решения требует более тщательной проработки с учетом всех мнений и предложений.

Форма закупки

Прежде всего надо определиться, в какой форме будет проведена закупка - электронной или бумажной.

Для начала в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст), заказчику нужно найти код ОКПД 2, который подходит закупаемым охранным услугам.

В названном классификаторе (ОКПД 2) необходимо обратиться к разделу N «Услуги административные и вспомогательные», классу 80 «Услуги по обеспечению безопасности и проведению расследований» и выбрать соответствующий подкласс (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) в зависимости от предстоящей закупки. Услуги по охране в Постановлении № 616 не указаны. Это означает, что заказчик не обязан проводить закупку по охране исключительно в электронном виде.

В настоящее время многие заказчики (и поставщики) регистрируются и работают на ЭТП в соответствии с их регламентом. На первый взгляд, использование ЭТП может показаться затруднительным, однако, удобство и простоту применения ЭТП организаторы закупочных процедур смогут оценить уже при первом проведении закупки в электронной форме, после чего возвращаться к бумажной им вряд ли захочется. Хотя и тот и другой способ проведения закупки охранных услуг (электронный и бумажный) может использоваться заказчиком по его усмотрению

Наименования предмета закупки иногда не совпадает с тем, что указан в классификаторе. Поэтому услуги, которые планируются закупить, необходимо относить к наиболее подходящему по смыслу коду. Также заказчик при возникновении затруднений в его выборе может ознакомиться в ЕИС с подобными закупочными процедурами других организаций.

Также следует обратить внимание на последующие элементы кода в данном разделе классификатора, например, 80.20.10 Услуги систем обеспечения безопасности

Эта группировка включает:

  • услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб;

В дальнейшем закупку охранных услуг следует занести в план, прописав в нем:

  • коды классификаторов
  • условия договора (предмет договора (услуги по охране), минимальные необходимые требования к услугам, единица измерения, сведения о количестве, регион оказания услуг, сведения о начальной максимальной цене, график осуществления процедуры закупки)
  • способ закупки (в соответствии с Положением)
  • форму закупки (электронная/бумажная)

Если потребность в закупаемых услугах заказчик не указал в плане закупки, то он должен сначала внести в него изменения (добавить соответствующую позицию), разместить в ЕИС план с внесенными поправками, а также сами изменения, и лишь потом провести закупочную процедуру.

В УФАС поступила жалоба ООО «Б» на действия заказчика ООО «Р» при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключения договора оказания охранных услуг. По мнению заявителя, извещение об обжалуемой закупке, утвержденное 27.02.2015 организатором закупки, фактически имело место до опубликования плана закупки. Исследовав все материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что согласно документам дела, изменения к плану закупок были утверждены организатором процедуры 27.02.2015 и размещены на сайте закупок 28.02.2015 в 00.02, что соответствует требованиям Постановления Правительства № 908. Извещение о закупке охранных услуг у ЕИ было опубликовано 28.02.2015 в 00.12, т.е. технически план с изменениями был размещен ранее момента публикации извещения о закупке. Жалоба ООО «Б» по решению антимонопольной службы была признана необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 18.03.2015 по жалобе № Т02-77/15).

Техническое задание

В 223-ФЗ не содержится четкого определения технического задания, однако, в соответствии со ст. 4 данного закона, заказчик обязуется указать в документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, предусмотренные техническими регламентами со ссылками на соответствующие документы национальной системы стандартизации и технические регламенты (или обосновать использование других требований).

В первую очередь, заказчику при составлении технического задания необходимо следовать принципам 223-ФЗ. Также организатору закупки стоит избегать требований, которые сможет удовлетворить определенный участник. В противном случае при возникновении вопросов и несогласия со стороны других претендентов с результатами закупки, антимонопольный орган может посчитать это нарушением антимонопольного законодательства.

Участник закупочной процедуры ООО «С» подал жалобу в антимонопольный орган на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг. По мнению заявителя, установленные в закупочной документации требования к участникам о наличии подтвержденного опыта оказания охранных услуг и услуг по сопровождению именно в электропоездах «Ласточка» ограничивают возможность участия заинтересованных лиц в данной закупке, сокращают число потенциальных участников и создают необоснованное ограничение конкуренции, что не отвечает основным принципам 223-ФЗ и подпадает под запреты, установленные 135-ФЗ. Исследовав все материалы дела, антимонопольная служба пришла к выводу, что заказчик своими действиями поставил в преимущественное положение лиц, обладающим опытом оказания охранных услуг в электропоездах «Ласточка» по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Комиссия УФАС посчитала, что требования документации формировались заказчиком под конкретного участника, который имеет такой опыт. Жалоба заявителя ООО «С» на действия заказчика была признана обоснованной. (Решение УФАС по Краснодарскому краю № 277-Т/2016 от 29.09.2016).

Что указывать в техническом задании?

Например:

  • Наименование оказываемых услуг: Оказание услуг по охране здания, имущества и территории ОАО «ХХХ».
  • Место оказания услуг: (адрес заказчика)
  • Охраняемый объект: двухэтажное здание 1980 года постройки, имеется подвал. Общая площадь 280 кв.м., площадь прилегающей территории заказчика 450 кв. м.
  • Характеристика услуг:
    • обеспечение пропускного режима на территории и в здании заказчика
    • охрана имущества заказчика внутри объекта и на территории заказчика
    • защита жизни и здоровья сотрудников заказчика
  • Количество постов - 3 (круглосуточные, 2 - на территории заказчика, 1 - внутри объекта)
  • Срок оказания услуг: с 01.01.2017 по 30.09.2017 гг.
  • Требования к качеству:
    • наличие действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг
    • наличие действующего разрешения на хранение и использования оружия и патронов к нему (с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию) 4
  • Технические требования: наличие необходимой материально-технической базы, оборудования, транспорта, технических средств охраны, приборов контроля работы охранников на объекте, спецсредств, средств связи и металлобнаружения, средств индивидуальной защиты (Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности указан в Приложении №2 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
  • Количественные характеристики: число охранников на каждом посту, наличие группы быстрого реагирования на автомобиле в составе не менее 3 вооруженных и экипированных охранников (Перечень видов вооружения охранников указан в Приложении №3 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
  • Способ оплаты: к примеру, до 10 числа каждого месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.

Необходимо помнить о том, что установление требований должно быть аргументировано заказчиком в случае возникновения вопросов со стороны антимонопольного органа. Подробное описание закупаемых охранных услуг не означает стремление организатора закупки ограничить конкуренцию среди исполнителей, поскольку заказчик заинтересован приобрести качественные услуги, которые будут отвечать его нуждам и потребностям. (см. Решение УФАС по Иркутской области № 258 от 10.05.2016)

Лот закупки

В состав одного лота нельзя одновременно включать разнолицензируемые товары, работы, услуги. Поэтому в составе лота нельзя закупать охранные услуги и услуги по обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, поскольку их содержание значительно отличается друг от друга. Такой вывод содержится в Письме ФАС России от 21.05.2014 № АЦ/20578 (далее -Письмо).

ФАС считает, что охранные организации, как правило, не оказывают услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

В своем письме антимонопольный орган пришел к выводу, что объединение в один предмет вышеназванных услуг может привести к ограничению количества участников закупочной процедуры.

При закупке рассматриваемых услуг заказчику также следует учитывать месторасположение охраняемых объектов. Если они находятся в одном населенном пункте и (или) одном субъекте РФ, где есть определенное число исполнителей, готовых оказать услуги по охране, объединение в один лот всех объектов не будет являться в таком случае ограничением конкуренции среди потенциальных претендентов. Однако если объекты находятся в разных уголках РФ, то целесообразнее провести несколько закупок по каждому отдельному лоту в соответствии с их территориальным расположением.

Договор оказания охранных услуг

Договор на оказание охранных услуг согласно ст. 161 ГК РФ, ч. 4 ст. 12, ст.9 Закона от 11.03. 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» заключается в простой письменной форме. К договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, которые подтверждают его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством РФ.

Особенности требований к договору на оказание охранных услуг указаны в ст. 9, 12 вышеназванного закона, обязательными условиями которого являются:

  • номер и дата выдачи лицензии;
  • вид и содержание оказываемых услуг;
  • срок оказания услуг;
  • стоимость услуг или порядок ее определения;

Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным положениям договора.

Исполнителем по договору оказания охранных услуг может быть только юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию.

Договор оказания охранных услуг схож с договором хранения, который, как и первый, имеет цель обеспечить сохранность имущества. Однако заказникам следует их различать и правильно применять нормы гражданского законодательства.

Отличие договора охранных услуг от договора хранения:

1 См. Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 № 498

2 См. Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498

4 См. ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оружии", Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 06.05.2015) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ"