Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Прокуратура РФ. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти

Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ

Суд – судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. Постановления иностранных судов (европейский суд по правам человека) также признаются обязательными, если их юрисдикция признается РФ.

Принципы судебной власти :

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Также возможно участие граждан в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов не допускается.

3. Судебная система является единой на всей территории РФ.

4. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

5. Суды осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. Не могут издаваться нормативные правовые акты и осуществляться действия, отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

6. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

7. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

8. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, расовой принадлежности, а равно и по другим основаниям.

9. Разбирательство дел в судах открытое. Разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом.

10. Рассмотрение дел в судах очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных законом.

11. Рассмотрение дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

12. Вступившие в силу судебные акты судов являются обязательными для всех субъектов права и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

13. Судопроизводство и делопроизводство в Федеральных судах, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

14. В своей деятельности судьи руководствуются только Конституцией РФ и законом.

15. Судебная власть принадлежит всем судам РФ. Суды РФ осуществляют государственную власть в своей совокупности

16. Судьи неприкосновенны и несменяемы

17. Сочетание принципов коллегиальности и единоличности при отправлении правосудия.

Главные принципы деятельности судов :

Правосудие осуществляется только судом;

Отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Основные принципы судопроизводства в РФ :

Гласность судопроизводства;

Непосредственное рассмотрение дел судами;

Состязательность и равноправие сторон.

Лица, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений, имеют право на рассмотрение своего дела коллегией присяжных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ .

1. Федеральные суды :

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды;

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ :

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи.

Носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Численность судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Общие требования к кандидату на должность судьи:

Гражданство РФ;

Возрастной ценз - не моложе 25 лет;

Высшее юридическое образование;

Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования);

Отсутствие медицинских противопоказаний.

Прохождение квалификационного экзамена.

Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет.

Порядок назначения судей:

Все судьи федеральных судов назначаются Президентом по представлению ВАС или ВС РФ соответственно, при наличии заключения соответствующей квалификационной коллегии судей, кроме судей КС, ВС, ВАС, которые назначаются СФ по представлению П РФ.

Статус судей в РФ:

1. Судьи независимы. Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Однако здесь применяется расширительный способ толкования КП нормы, так как судьи обязаны подчиняться и иным НПА, связанным с их деятельностью.

2. При установлении несоответствии НПА, используемого в рассматриваемом деле, судьи руководствуется Конституцией, ФКЗ, ФЗ.

3. Несовместимость. Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

4. Судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вышестоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность - предельный возраст для пребывания в должности судьи федерального суда составляет 70 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет).

5. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Председателем СК РФ (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Привлечение судьи к административной ответственности осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ такими же коллегиями, состоящими из трех профессиональных судей Верховного Суда РФ или суда общей юрисдикции субъекта РФ.

6. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Органы судейского сообщества :

1. Всероссийский Съезд судей

2. Конференция судей субъектов РФ

3. Совет судей субъектов РФ

4. Общие собрания судей судов

5. Высшая квалификационная коллегия судей РФ (18 членов, избираемых от ВАС, ВС РФ и других судов, 10 членов, назначаемых СФ ФС РФ и 1 член, назначаемый Президентом. Не могут быть избраны Председатели ВС РФ, ВАС и их заместители).

6. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Коллегии избираются съездами и собраниями судей.

Принципы финансирования Судебной системы :

Финансовая независимость судов является одной из главных гарантий независимости и беспристрастности судопроизводства.

1. Финансирование суда производится только из федерального бюджета

2. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов и мировых судей осуществляется за счет соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации законом.

3. Финансовое обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением оплаты труда мировых судей) осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Природа деятельности и организации судебной власти в современной российской системе государственно-правового характера основана на основополагающей идее ее самостоятельности, что должно обеспечить реализацию указанных функций для достижения сущностных задач судебной власти в качестве гаранта господства права и социального мира. Функциями в качестве основных направлений деятельности судебной власти обусловливается состав ее полномочий в государственно-властном механизме.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., гражданское - Гражданским процессуальным кодексом, административное - Кодексом об административных правонарушениях, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом. Конституция РФ фактически учреждает еще один вид судопроизводства - арбитражное судопроизводство, которое регулируется Арбитражным процессуальным кодексом, но этот вид судопроизводства все же закрепляется отдельно (ст. 127).

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, 1фоме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ.

Систему судебной власти в социальном аспекте можно рассматривать и как единство условий реализации прав и свобод человека. В этом смысле само по себе единство судебной власти не является самоцелью, но должно гарантировать равенство граждан перед законом и судом, единый стандарт их прав, равные для них возможности судебной защиты прав и законных интересов на основе верховенства Конституции и закона.

Единство судебной власти опирается также на единство принципиальных целей, направлений и форм ее осуществления. В научной литературе довольно широко обсуждается вопрос об основных функциях и формах реализации судебной власти, который до сих пор не является окончательно разрешенным. Одни и те же явления, например правосудие, судебный надзор, Н.А. Колоколов, М.Р. Чарыев называет функцией судебной власти, а В.А. Ржевский, Н.М. Чепурнова -- формой ее осуществления. Вне всякого сомнения, вопрос о соотношении этих понятий является весьма актуальным, но в силу специфичности объекта нашего исследования мы ограничимся лишь общими замечаниями по этому поводу.

Любая система подчиняет процессы функционирования своих элементов общей, единой цели, которую система должна достичь. По справедливому замечанию С.В. Нарутто, критерии функционирования государственной власти определены самой Конституцией РФ в ст. 13 и 55, которые относят к числу защищаемых ценностей основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обороноспособность страны и безопасность государства. Являясь ветвью государственной власти, судебная власть выполняет государственную функцию, выражающую "социальное назначение и сущность государства", и, следовательно, подчиняет свою деятельность этой общей, "генеральной" цели.

Демократическое правовое государство, каковым признает себя Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ), характеризуется признанием и воплощением в жизнь идеи о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). И если в отношении законодательной и исполнительной властей ст. 18 Конституции РФ закреплено, что права и свободы гражданина определяют их деятельность, то на судебную власть возложена функция их обеспечения и защиты. То есть положения Конституции не оставляют сомнений в существовании еще одной важной функции судебной власти - обеспечения и защиты прав и свобод граждан.

Таким образом, единство судебной власти основано на единстве трех основополагающих функций - разрешении социальных конфликтов, обеспечении прав и свобод человека и гражданина и осуществлении контроля в механизме разделения властей. Единственной формой реализации судебной власти является правосудие, а методами (способами) его осуществления - различные виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

В Конституции РФ термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин "правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Судебная власть принадлежит не только высшим Судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст. 11 Конституции РФ).

Как и любая система, судебная система Российской Федерации представляет собой сложное образование, пронизанное разнообразными социальными связями образующих ее элементов, поскольку существование любого системного образования предполагает наличие таких элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Однако понятие элемента системы не является однозначно определенным. От того, в каком "срезе" будет рассмотрена система, зависит и то, что будет выступать элементом данной системы.

В горизонтальном аспекте судебную систему Российской Федерации, представленную как единство системы судебных органов и осуществляемой ими судебной власти, помимо этих элементов, составляют принципы организации судебной системы, органы управления судебной системой, органы судейского сообщества, судейский корпус, в широком понимании состоящий из судей как носителей судебной власти, судей в отставке, народных, присяжных, арбитражных заседателей, совокупность разнообразных связей и отношений между данными элементами.

Поскольку российская судебная система в большей степени относится к централизованной модели, это не позволяет выделять в качестве элементов системы федеральную судебную систему и судебные системы субъектов РФ. Мы можем говорить сегодня лишь о существовании федеральных судов и судов субъектов РФ.

Многие ученые и практики, рассматривая современную российскую судебную систему с точки зрения федерализма, утверждают о наличии собственных судебных систем субъектов РФ либо настаивают на необходимости их создания. Так, А.Ф. Малый судебной системой субъектов РФ называет совокупность конституционных (уставных) судов и мировых судей, создаваемых в конкретном субъекте федерации на основе Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". А. Джаримов предлагает включить в систему судов этого уровня конституционные (уставные) суды субъектов РФ, верховные суды субъектов, высшие арбитражные суды субъектов, мировые суды субъектов. Только в этом случае, по его мнению, можно говорить о создании судебной системы Российской Федерации, отвечающей требованиям подлинного федерализма. Президент Республики Татарстан в письме в Совет Федерации Федерального Собрания РФ от 6 мая 1998 г. заявил о том, что находящиеся на ее территории суды должны входить в судебную систему Российской Федерации и одновременно в судебную систему республики. Как правило, представители региональной власти видят в создании самостоятельных судебных систем субъектов России фактор, "оживляющий" их законодательные системы, стимулирующий процессы оригинального развития, обеспечивающий законодательству субъектов федерации авторитет и весомость в региональном правовом регулировании.

Наличие таких разнообразных позиций по проблеме существования судебных систем субъектов РФ предопределено, прежде всего, "молчанием" Конституции РФ по этому вопросу. Это позволяет одним ученым считать, что Конституция РФ устанавливает существование только федеральных судов и не предполагает наличия судебных органов в системе органов государственной власти субъектов РФ. В частности, Конституция РФ не закрепляет вертикального аспекта разделения судебной власти; в ст. 11, в перечне органов, реализующих государственную власть в Российской Федерации, указываются не федеральные суды, а суды Российской Федерации, то есть все судебные органы. Часть 2 ст. 11 Конституции РФ указывает на то, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти", не перечисляя, какие именно ветви органов власти образуются в субъектах федерации.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 118 указывает на то, что судебная система РФ устанавливается только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Именно эта норма, по нашему мнению, свидетельствует о том, что российская судебная система находится в исключительном ведении Российской Федерации, а не п. "г" ст. 71, относящий к исключительному ведению Российской Федерации только федеральные органы судебной власти. Исходя из этого, полагаем, что существование судебных систем в субъектах РФ недопустимо.

1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

1.1. Конституционно-правовое законодательство о суде

1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации

1.3. Судейское самоуправление

2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации

2.2. Организационное обеспечение судебной деятельности

3. Конституционно-правовой статус судей

3.1. Требования, предъявляемые к судье

3.2. Порядок формирования судейского корпуса

3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии

4. Конституционные принципы правосудия

Список используемой литературы

1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

1.1. Конституционно -правовое законодательство о суде

Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ. На основе положений Конституции РФ приняты несколько федеральных конституционных законов: о судебной системе РФ (1996 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о военных судах (1999 г.), о Конституционном Суде РФ (1994 г.); приняты федеральные законы о мировых судьях (1998 г), о статусе судей (1992 г.), о защите судей и других служащих правоохранительных органов (1995 г.), об органах судейского сообщества (2002 г.). В 2001-2003 гг. во многие из этих актов внесены изменения, повышены статус судей и их ответственность.

Главы о судебной власти имеются в конституциях и уставах некоторых субъектов РФ. В них принимаются также законы, относящиеся к судебной деятельности, но такое регулирование (за исключением положений о конституционных, уставных судах и отчасти - о мировых судьях) иногда выходит за сферу предметов ведения субъекта РФ.

Задача судебной власти, судов - обеспечение правосудия, которое в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.), другими федеральными законами. Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных федеральными законами, не допускается .

В России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральные суды - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, яв­ляющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Все они составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В Российской Федерации существуют также третейские суды, товарищеские суды, другие суды, которые действуют на общественных началах. Они не входят в единую систему судов, осуществляющих государственную власть. Их решения не обеспечиваются непосредственно государственным принуждением. Они могут быть в определенных случаях признаны подлежащими исполнению, если их утвердит государственный суд. Решения церковных судов государственными судами не рассматриваются.

Конституционное право устанавливает лишь основы организации и деятельности судебной власти. Детально судебная деятельность (кроме конституционных и уставных судов) регулируется отраслевыми кодексами: уголовным, гражданским, трудовым и др .

1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации

Судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Суд применяет законы, осуществляет государственную власть в форме правосудия .

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров, жалоб на действия чиновни­ков и других дел. Словом, суд призван разрешать конфликты в обще­стве, используя государственную власть.

Разрешая эти конфликты, суд действует не как учреждение со сво­им штатным составом, а в форме судебного заседания, судебного присутствия, когда официально объявлен и начат судебный процесс. Конкретное дело рассматривает и решает судебный состав. Профес­сиональные судьи и арбитражные заседатели рассматривают дела в арбитражных судах. Именно профессиональные судьи и «судьи из на­рода», рассматривающие конкретное дело, осуществляют судебную власть от имени государства.

Для осуществления судебной власти особое значение имеет со­блюдение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмот­рение, если нарушена форма процесса.

По значительным делам судебная власть осуществляется коллеги­ально, что должно быть гарантией объективности, обоснованности принятого решения. Единолично решают дела мировые судьи, но и тогда они действуют в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в связи с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании.

Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием чле­нов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сло­жилось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении, ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело. Контроль за деятельностью судов имеет лишь форму пересмотра дела по апелляции или кассации вышестоящим судом, а в отношении судей контроль осуществляется органами судейского самоуправления.

Правосудие – главная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения, только они разрешают применение таких мер. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение, устанавливают ограничения правосубъектности граждан, осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию (Верховный Суд РФ), лишить недостойных родителей родительских прав и т.д. Однако на практике судебная власть в России недостаточно эффективна. Судебные реформы, проводимые в последние годы, призваны сыграть свою роль в укреплении судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду, как и соответствующее правосознание граждан, воспитывается многими десятилетиями.

1.3. Судейское самоуправление

Обособление судебной власти предполагает создание особых органов судейского сообщества – судейского самоуправления. Это - созываемый в четыре года Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Федерации (созываются не реже одного раза в два года), избираемые ими советы судей РФ и ее субъектов, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Съезд и конференции представлены делегатами от судов различного уровня. Советы формируются съездами и конференциями судей с учетом представительства различных видов судей. Также образуются и квалификационные коллегии судей, но в них примерно 1/3 составляют представители общественности.

Органы судейского сообщества призваны содействовать совершению судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требования судейской этики.

Квалификационные коллегии рассматривают заявления кандидатов на судебные должности и по результатам экзаменов дают (не дают) рекомендации на должность судьи, приостанавливают или прекращают полномочия судей, осуществляют аттестацию судей, налагают дисциплинарные взыскания, решают кадровые вопросы и др. Только они вправе снять с судьи неприкосновенность .

2. Организация судебной власти

2.1. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации

Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1.) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2.) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3.) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4.) все суды действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др .

Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституцион­ные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Судебная власть — это по смыслу статей 10 и 11 Конституции РФ разновидность государственной власти , которую осуществляют суды Российской Федерации. Только суд вправе осуществлять правосудие (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

Следовательно, в конституционном смысле понятия «судебная власть» и «правосудие» — тождественны, что подтверждается сопоставлением ч.1 и ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в первой из которых говорится об осуществлении правосудия в Российской Федерации только судом, а во второй — об осуществлении судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства . В правосудии проявляет себя судебная власть. Главной же функцией суда как самостоятельного и независимого органа государственной власти является правосудие. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, исключительно лишь специальными органами государственной власти — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и прочих дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие в Российской Федерации строится на конституционных принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства.

Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой Российской Федерации, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ч.3 ст.118) особо оговаривает, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Чрезвычайный суд — это орган уже по своему назначению ориентированный на осуществление политики репрессий, подавления, запугивания, произвола. Он не предназначен и не способен быть органом подлинного правосудия.

Настораживает, впрочем, содержащееся в ст.18 Конституции РФ положение о том, что права и свободы человека и гражданина, помимо непосредственного характера их действия, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления . Возможное истолкование этого конституционного положения таково: непосредственный характер действия прав и свобод человека и гражданина свое проявление находит не в том, что действуют вне рамок воплощающих их законов, а в том, что они определяют «смысл, содержание и применение» законов и потому реализуются «непосредственно» через эти законы в процессе деятельности законодательной власти, местного самоуправления и «обеспечиваются» правосудием. Непосредственное осуществление права при таком истолковании ст.18 Конституции РФ было бы по существу сведено на нет.

Другим конституционным примером возможного применения судами права без ссылок на существующее законодательство может служить указание ст.15 Конституции РФ на ее прямое действие. Прямо, следовательно, действуют не только содержащиеся в статьях Конституции нормы, но и ее принципы.

В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм — судопроизводства , соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. Судопроизводство — это правовая технология формирования судебной власти, если рассматривать правосудие как процесс нахождения истины и достижения справедливости объективным и независимым судом при строгом соблюдении законных прав и интересов участвующих в суде лиц.

В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.

Правосудие — это властное, осуществляемое от имени государства и в установленных законом процессуальных формах, беспристрастное разрешение судом реального конфликта или спора путем объективной оценки истоков и сущности этого конфликта или спора, позиций сторон и предоставленных суду доказательств , сложившейся вследствие конфликта или спора ситуации и ее последствий, вынесение в строгом соответствии с действующим законодательством властного, а потому обязательного для исполнения вердикта (приговора , решения) с восстановлением законности и справедливости, с наказанием виновного и возмещением ущерба потерпевшему .

Судебная власть может быть, в соответствии с законом, проявлена в самой начальной стадии конфликта, осуществляя при этом свойственную этой власти функцию судебного контроля . Так, насильственное ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность, связанное с арестом , заключением под стражу и содержанием под стражей допускается Конституцией РФ (ст.22) только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В силу конституционно гарантированной неприкосновенности жилища проникновение в это жилище против воли проживающих в нем лиц возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст.25 Конституции РФ).

В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность сторон доказывать суду истину в конфликте или споре, справедливость своей позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом права на защиту — все это направлено на формирование таких имманентно присущих судебной власти — правосудию качественных характеристик, как объективность и справедливость. Лишенная объективности и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает этот орган государства в орудие репрессий.

Подлинное правосудие в противоположность судебной власти как репрессивной силы с необходимостью требует истинной состязательности процессуально равноправных сторон перед лицом справедливого, непредвзятого, объективного суда. Практическое достижение этого не сводится только к декларативному включению принципа состязательности и равноправия сторон в общие части гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, административного и арбитражного кодексов России, как считают некоторые авторы , а предполагает, прежде всего, глубокую и всестороннюю перестройку ряда важнейших звеньев судебной системы и прокуратуры РФ с разработкой и принятием поправок в действующее российское законодательство.

В демократическом государстве контроль суда распространяется и на предварительное следствие, особенно в отношении деликтов , представляющих большую общественную значимость и опасность, в том числе опасность для жизни и здоровья, прав и свобод граждан. Известно, что еще в результате судебной реформы в 60-х годах XIX в. в России был учрежден институт судебных следователей — специфический орган судебной власти. Этот институт был воспроизведен в 1922 г. и использовался некоторое время. Судебные следователи проводили судебное исследование обстоятельств дела по наиболее сложным уголовным делам. Будучи приравнены по своему положению к младшим членам окружного суда, судебные следователи обладали процессуальной самостоятельностью и независимостью, близкой по своему уровню к судье . Деятельность института судебных следователей означала, что предварительное следствие, в отличие от дознания как полицейской или прокурорско-полицейской деятельности, это функция и полномочие судебной власти.

Уравнение всех участников уголовно-процессуальной деятельности — суда, прокурора , следователя и органа дознания — произошло с внедрением в советский уголовный процесс концепции, сущность которой в свое время была изложена профессором М.А. Чельцовым: «Суд, прокурор, следователь и орган дознания одинаково обязаны возбуждать уголовное дело при наличии признаков преступления и принимать все указанные в законе меры для быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения лиц, виновных в его совершении, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Поэтому советский процесс не может быть построен по буржуазной схеме размежевания трех процессуальных функций, из которых прокурор выполняет только функцию уголовного преследования, обвиняемый и его защитник — функцию защиты, а на долю суда выпадает лишь функция решения дела, или иначе правового спора между «равноправными сторонами» — обвинителем и обвиняемым».

Указанный принципиальный подход продолжает действовать в Российской Федерации до сих пор, и его, по существу, не коснулись меры по проведению судебной реформы. «Кажется порой, что никак не могут или просто не хотят понять наши реформаторы и той простой, элементарной истины, что преступления раскрывать и пресекать должен не суд и даже не следователь», — пишет в связи с этим А.И.Трусов в статье «Уголовный процесс в системе разделения властей ». В цивилизованной стране это функция хорошо обученной, рационально организованной, по последнему слову современной науки и техники оснащенной судебной полиции. Давно пора и нам, по примеру развитых стран, иметь такого ряда структуры, руководимые прокуратурой как органом уголовного преследования; не бояться предоставить этим структурам достаточно широкие возможности для быстрого и оперативного реагирования на любые преступные проявления; сочетать в ходе проводимых дознаний гласных и негласных мер. В качестве же средства против возможных злоупотреблений, ущемления прав и свобод граждан данными структурами следует учредить и наладить за всеми их действиями, а также результатами действий постоянно и безотказно действующий, бдительный, эффективный судебный контроль. Надо сделать так, чтобы именно судебная полиция, прежде всего, собирала и готовила для прокурора как органа уголовного преследования добротные материалы, могущие претендовать на роль судебных доказательств. И чтобы суд и только суд (а не сам прокурор и тем более не орган дознания, как это делается до сих пор у нас),

тщательно сортируя представленные материалы, мог определить их процессуальную, законную доброкачественность, признавать их допустимыми в качестве судебных доказательств по делу. Суд должен также тщательно контролировать всю деятельность судебной полиции и прокуратуры, связанную с любым вторжением этих органов в права и свободы граждан.

Далее, для четкого ограничения функций и полномочий судебной полиции и прокуратуры как органа уголовного преследования от функций и полномочий судебной власти следовало бы установить, чтобы предварительное следствие в отличие от дознания как полицейской или прокурорско-полицейской деятельности стало деятельностью судебной.

В-шестых, судебная власть — власть системная, и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим в осуществлении правосудия от кого бы ни было, исключая закон, в том числе и от других судов, в том числе судов вышестоящих. Но результат осуществления этой власти — решение или приговор суда — может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции). Верховный Суд РФ является не только высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, но и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (ст.126 Конституции РФ). В свою очередь, Арбитражный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов (ст.127 Конституции РФ). Правосудие в полном объеме, следовательно, осуществляет вся судебная система в целом. О судебной власти во всей ее полноте можно говорить применительно к судебной системе в целом.

В-седьмых, в отправлении правосудия, чего нет ни в одной из других «ветвей» государственной власти, имеют право принимать участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч.5 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Конституционный Суд РФ в судебной системе Российской Федерации

Составную, но весьма специфическую часть судебной системы Российской Федерации являет собою Конституционный Суд РФ — «судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства », — говорится в ст.1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд России — не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ , баланса «ветвей» государственной власти , выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с президентской, законодательной и исполнительной властями.

Важнейшим полномочием Конституционного Суда РФ является толкование Конституции РФ, которое этот орган дает по запросам Президента РФ , Совета Федерации , Государственной Думы Федерального Собрания РФ , Правительства РФ , органов законодательной власти субъектов РФ . Эта функция обусловлена самой юридической природой Конституционного Суда РФ, и без нее фактически невозможен эффективный конституционный контроль. Даваемое Конституционным Судом РФ толкование имеет общеобязательный характер, оно — функциональная доминанта, составляющая глубинную суть конституционно-контрольной деятельности, ее квалифицирующий признак. Оно определяет особое место специализированного конституционного контроля в механизме разделения властей , «специализацию» судебного конституционного контроля в этом механизме. Толкование — это процессуальная форма, которая отражает особенности компетенционной специализации судебного конституционного контроля в системе осуществления власти , то есть содержание его полномочий как арбитра, посредника между законодательной и исполнительной властью , Федерацией и ее субъектами, государством и территориями , властью и личностью и т.п. Иными словами, толкование — процессуальная форма, ассоциирующаяся с третейским, посредническим предназначением судебного конституционного контроля в механизме разделения властей. Наконец, толкование конституции — это форма деятельности, наиболее приближенная к законодательству.

К числу основных полномочий Конституционного Суда РФ принадлежит право разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры РФ, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению (п.6 ст.125 Конституции РФ). В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании , непосредственно применяется Конституция РФ.

К полномочиям Конституционного Суда РФ относится разрешение споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Конституционный Суд РФ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным Договором и федеральными конституционными законами. Он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.111 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Назначение Конституционного Суда РФ — разрешение конституционно-правовых споров посредством конституционного судопроизводства. При существовании конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Осуществление им правосудия — вот тот критерий, который определяет вхождение этого суда в общую судебную систему РФ. Однако при этом Конституционный Суд России в национальной судебной системе в целом занимает обособленное положение. Выражается оно в том, что: во-первых, Конституционный Суд РФ, придерживаясь судебно-процессуальной формы деятельности, осуществляет как функции правосудные при разрешении конституционно-правовых споров, которые, собственно, и определяют его судебную власть, так и функции, скорее, конституционно регулирующие и конституционно-контрольные, выделяющие его в этой своей части из области судебной власти и превращающие в конституционный орган, предназначенный, придерживаясь смысла Конституции РФ, устанавливать четкие границы компетенции органов основных «ветвей» государственной власти, обеспечивать реальное осуществление принципа разделения их; во-вторых, Конституционный Суд РФ, не будучи связанным предметно и процессуально с иными государственными судами, не образует и своей вертикали конституционных судов, а акты Конституционного Суда РФ — постановления, заключения, определения — не обладают тем качеством «системности», которыми обладают суды других видов; в-третьих, конституционное судопроизводство, будучи самостоятельным, не предусматривает возможности применения норм гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда России, юридическая природа которого обуславливается тем, что он принимается не законодателем, а самим Конституционным Судом РФ в силу делегированного ему федеральным конституционным законом (п.4 ст.3 ФКЗ о Конституционном Суде РФ) полномочия. Регламент Конституционного Суда РФ — это нормативный правовой акт, принятый самим же Конституционным Судом РФ, предписаниями которого руководствуются конституционные судьи и которые обязательны для всех участников конституционного процесса — сторон, их представителей, свидетелей , экспертов, всех участвующих или присутствующих в заседаниях Конституционного Суда РФ, для всех подразделений и сотрудников его аппарата; в-четвертых, качественное своеобразие во взаимоотношениях Конституционного Суда РФ с другими судами — звеньями общей судебной системы РФ вносит предоставленное п.4 ст.125 Конституции РФ право Конституционному Суду РФ рассматривать дела о конституционности законов по запросам судов.

Придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд любой инстанции может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке данного закона на предмет его конституционности. С момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия последним постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Эволюционный переход России к гражданскому обществу и правовому государству особенно отчетливо высвечивает и актуализирует следующую дилемму. Суд как орган государственной власти и закона — это первенство государства перед обществом , его приоритет. Суд как орган не только государственной власти — закона, но в значительной части и права — это первенство общества, в котором государство и закон выполняют необходимые, но целиком подчиненные интересам общества и контролируемые обществом функции. Разумеется, в глобальной проблеме соотношения общества и государства все не может быть сведено к судам, но и не видеть особо значимую роль судов, с учетом их особой «продвинутости» в ткань общества и тех проблем, которые они решают в повседневной жизни общества, было бы неверным. Сущность правового государства наиболее непосредственно и полно проявляется в деятельности органов правосудия.

Процесс становления гражданского общества неизбежно сопровождается размыванием «однородности» и «общности», возрастанием различий в потенциале и статусе отдельных личностей, групп, социальных слоев, плюрализме идей, позиций интересов, возможностей. В этих условиях роль суда как универсального общественно-государственного арбитра, воплощающего непосредственно в жизнь право и закон, особенно велика и значима. Она противоположна роли суда как органа тоталитарного государства и закона, нивелирующего общество, устраняющего различия, служащего орудием подавления и репрессий.

Современный суд в России — орган закона, но не во всем и далеко не всегда — права. Между тем правовое государство не тождественно режиму формальной законности . Оно символизирует верховенство права и правосудие как одно из важнейших форм осуществления такого верховенства. Вот почему и проблема соотношения права и закона, будучи весьма актуальной в условиях реформирования российской судебной системы, отнюдь не теряет своей значимости применительно ко всем «ветвям» государственной власти, к системе разделения властей в целом.