Государственные органы и устройство российской федерации. Органы представительной (законодательной) власти

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание - парламент РФ.

Состав законодательного органа:

Парламент РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти (166 депутатов).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Функции законодательной власти:

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти (назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека и других, отрешение Президента от должности и назначение выборов Президента, объявление амнистии, утверждение изменения границ между субъектами).

Право. Признаки и функции права.

Право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Общеобязательность (нормы обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства).

2. Определенность (нормы права всегда существуют в письменной форме (кодекс, закон, указ и т.п.)).

3. Обеспеченность (при неисполнении предписаний добровольно, государство принимает меры для их выполнения).

4. Многократность (неограниченное количество случаев).

5. Справедливость (выражает общую и индивидуальную волю граждан, основанную на справедливости).

Функции права:

Общесоциальные функции:

1. Экономическая – регулирование экономических отношений;

2.Политическая – регулирование политических отношений;

3.Воспитательная;

4.Коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

5. Экологическая и др.;

Специально-юридические функции :

1. Регулятивная – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах, при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений.

2. Охранительная – ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Преступление. Виды преступлений. Каковы цели и виды наказаний?

Все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление - это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

Виды преступлений:

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, преступления делятся на:

1. Небольшой тяжести (до 3-х лет лишения свободы)

2. Средней тяжести (от 3-х до 5-и лет лишения свободы)

3. Тяжкие преступления (до 10-и лет лишения свободы)

4. Особо тяжкие преступления (от 10-и лет лишения свободы и более строгое наказание)

Виды наказаний

Уголовная ответственность – предусмотренное Уголовным кодексом наказание за уголовные правонарушения (преступления).

Уголовное наказание – мера принуждения виновного лица, временное лишение прав и содержание под стражей.

1. Ограничение свободы на определенный срок, содержание в колонии и тюрьме.

2. Пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений (за исключением граждан до 18 и после 65 лет).

3. Смертная казнь – высшая мера наказания. В России в настоящее время смертная казнь временно не применяется.

Также могут применять дополнительные наказания: денежные штрафы, исправительные и принудительные бесплатные работы на благо государства, содержание в следственном изоляторе на время ведения следствия.

Цели наказаний

1. Восстановление социальной справедливости;

2. Воспитательная функция – исправление виновного и воспитание уважения к обществу и человеку; 3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти.

Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации , в регионах - законодательными собраниями (парламентами ).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Федеральный уровень

Федеральной Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

Государственной Думы (нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами, по результатам выборов, проводимых раз в пять лет. Госдума состоит из 450 депутатов, 1/2 из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.)

Конституция Российской Федерации определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

    заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    объявление амнистии;

    выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Совета Федерации (является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента РФ. В соответствии Конституцией РФ входят: по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов госвласти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)

К полномочиям Совета Федерации, относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ;

    отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосДумой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата (схема 19).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои “пределы”. Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, Руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что помимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой Устных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти - это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства - это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти - это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орган государственной власти" в других словарях:

    ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание… …

    ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… …

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - представительный (избираемый населением) орган государственной власти РФ и субъекта РФ. На федеральном уровне О. з. в. федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъекта РФ О. з. в.… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Не следует путать с государственным аппаратом. Не следует путать с органом государственной власти. Органы публичной власти органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления… … Википедия

    Орган исполнительной власти - государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от… … Административное право. Словарь-справочник

    Орган законодательной власти РФ - Органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое состоит из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской… … Официальная терминология

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - коллегиальный или единона чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРИНИМАЮЩИЙ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ - уполномоченный орган, определяемый Президентом РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Орган государственной исполнительной власти - Это некоммерческая государственная организация, часть государственного аппарата, образованная в системе других органов исполнительной власти и осуществляющая в установленных законом пределах публичную власть государства для обеспечения целей,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Украинский национализм. Кризис или распад государства? , Аксененко Сергей Иванович. Украинскому национализму уже посвящен целый ряд изданий, в которых рассматриваются в основном исторические аспекты. Книга Сергея Аксененко, имеющего опыт работы вукраинском парламенте и…