Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Права, свободы и законные интересы являются центральным элементом правового статуса личности. По сути, реализация именно этого компонента правового положения позволяет каждому конкретному индивиду делать вывод о характеристике государства как соответствующего требованиям правового, демократического, справедливого и социального.
Перечень прав, свобод и законных интересов лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности. Это обусловлено тем, что административно-правовое регулирование является частью публично-правового регулирования и имеет своим содержанием взаимодействие граждан с органами государственной (исполнительной) власти.
Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод в Основном законе России не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим отраслевые права, свободы и интересы граждан обладают такой же государственно-правовой защищенностью, как и конституционные. Однако говорить о перечислении отраслевых (административных) прав, свобод и законных интересов не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, признание личности жертвой политических репрессий и, соответственно, закрепление за ним права на материальную компенсацию).
Говоря об административно-правовом положении несовершеннолетних нужно остановиться на двух основных моментах.
1. Несовершеннолетние граждане обладают значительным объемом общих прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления. Те права и свободы, которые в теории права классифицируются как абсолютные, принадлежат несовершеннолетним в полном объеме (например, право на жизнь, свобода мысли и слова и др.). Иные права, свободы и законные интересы не могут быть реализованы несовершеннолетними в силу их недееспособности / неполной дееспособности (например, доступ к государственной службе) или же могут быть реализованы частично, т. е. особым способом (например, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги возможно реализовать лишь в соответствующих пределах (в школах, детских лагерях, специализированных молодежных организациях и т. п.)).
2. Совокупность отраслевых прав, свобод и интересов несовершеннолетних в сфере взаимодействия с органами управления не подлежит унификации, поскольку обусловливается собственными особенностями каждого несовершеннолетнего субъекта права. Однако законодательством РФ предусмотрены права несовершеннолетних, которые они могут реализовать по своему усмотрению или по усмотрению их законных представителей. Так, например, в Основах законодательства РФ о культуре закрепляется право лиц, не достигших возраста 18 лет, бесплатного посещения музеев один раз в месяц.
Характеризуя основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в сфере государственного управления, еще раз напомним, что специфические отраслевые права, свободы и интересы несовершеннолетних могут возникать в соответствии с законодательством РФ при наличии особенностей административной правосубъектности несовершеннолетнего.
Еще по теме § 2. Основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления:
- Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
- 10. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые, права свободы и охраняемые законом интересы других лиц
- Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
- Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- ТЕМА: УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ГОС ОРГАНОВ, ОМС, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ НАРУШЕННЫЕ И ОСПАРИВАЕМЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ.
Права личности в структуре правового статуса – это формально определенные, юридические гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государстве. Права личности как права гражданина конкретного государства являются частью объективного права , т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности – это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права.
Обязанности государства, возникающие в связи с представлением прав и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий возможностей, которые государства обязуются создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.
Нормативно определенные государством свободы человека, личности – это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни.
С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод гражданина. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. Содержание их не определено законодателем, на практике они выводятся по аналогии или расширенного толкования правовых норм.
Длительная борьба человека за свою свободу, права и интересы нашли отражение в нормативно-правовых документах. Среди них можно назвать такие, как Великая Хартия вольностей (1215 год), Петиция о праве (1628 год), Habeas Corpus AКT (1679 год), Декларация независимости США (1776 год), Всеобщая Декларация прав человека (1948 год), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год) и др. Важной особенностью этих документов являются подразделения в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущее ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и независимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право).
В литературе принята классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы, т.е. по их социальному назначению . Выделяют четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.
Политические права и свободы – это возможности человека в государственной и общественно политической жизни. К ним относятся: права на объединение свобода митингов, шествий, демонстраций; права избрать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.
Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванных обеспечить удовлетворение экономических потребностей и интересов человека. К ним относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на следование и др.
Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. К ним относятся: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на уважение, защиту чести и достоинства, свободу совести, право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.
Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного, технического и художественного творчества и др.
Перечисленные права и свободы относятся к числу основных. Они закреплены конституции государства и не могут быть изменены или отменены.
Юридические права и свободы не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения. К основным обязанностям, закрепленным в конституции государства относятся: соблюдать конституцию и законы государства, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц, платить установленные налоги и сборы, зашита Отечества, воспитание и защита о детях, забота о нетрудоспособных родителях и др. Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности. Юридическая ответственность личности состоит в обязанности лица перетерпеть меры государственного воздействия за совершение поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.
Правовые статусы делятся на общие и специальные. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, специальные – это особенные права, отражающие специфику различных групп населения (например, депутатов). Выделяют основные или конституционные права и права, предусмотренные текущим законодательством . Правовые статусы делятся на следующие виды :
а) граждан;
б) иностранцев;
в) лиц без гражданства;
г) лиц, которым предоставлено убежище.
Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – главная обязанность государства. В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий , ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации. В государстве устанавливаются общие и специальные гарантии, конституционные и отраслевые гарантии, экономические, социальные, политические, идеологические гарантии реализации прав и свобод личности. Они образуют систему, среди перечня которых особое место занимает юридические процедуры защиты, система юридических услуг.
В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушениям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограничений, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин).
Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и законных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более широкие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гарантируется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъективного права выступает как гарантированное государством дозволение, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определенным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользоваться конкретным благом (право пользования) и возможность обращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного интереса в юридическом дозволении.
Значение прав, свобод и законных интересов личности в механизме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь непосредственно Конституцией и ссылаясь на нее.
Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих гарантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защиту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (конституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и должностных лиц и т. д.
Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах национальной правовой системы, существуют международная защита прав человека, а также региональные формы и средства защиты прав человека (европейская защита прав человека).
В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом государства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательными для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.
41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведение. При рассмотрении функций права необходимо проводить различие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (правовое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляются по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществлено деление функций права на регулятивные, идеологические, информационные и ценностно-ориентирующие.
Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регулятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную.
Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных отношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека - важное направление политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отношения между людьми.
Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установлением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодействий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже совершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая - превентивное действие, предотвращение правонарушений.
Компенсационная функция права - инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, компенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновешивания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий других (запрет на участие в политической деятельности государственных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и т. д.). Восстановительная функция права позволяет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имущество, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении правового статуса и т. д.
42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание - это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деятели, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания .
1) правовое обучение - состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, поскольку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную систему правовых знаний;
2) правовая пропаганда - заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями - она доступна практически неограниченному числу индивидов;
3) юридическая практика - способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации права и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков;
4) самовоспитание - связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспитания не может быть эффективной ни одна из форм правового воспитания. Только собственные усилия по приобретению правовых знаний, размышления о правовой действительности способствуют выработке правовой культуры личности.
Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового воспитания - убеждение, поощрение, позитивный пример, принуждение и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.
43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как метод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъектами права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюдении и исполнении законов как государственной властью и ее представителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.
В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не считаются граждане и иные негосударственные образования. Стремление сделать законность уделом государственных структур, превратить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верховенства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснованным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах законности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом законе. Законность - это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.
Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выделяют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и свобод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологический компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, который включает средства, приемы и условия осуществления законности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью.
Существование законности определено системой основополагающих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности называют: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед законом, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписаний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что достигается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким основаниям.
В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для конституционной законности характерны такие признаки: правовой характер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие конституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине - Конституционного Суда).
Субъективное право человека - это обеспеченная нормативными актами возможность физического лица совершать определенные действия в правомерных целях и установленных пределах. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве означает, что человек может реально пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в границах, обозначенных в законе. В нормативных актах весьма часто говорится не только о правах, но и о свободах и законных интересах.
Свободы охватывают более широкий круг прав, они также как и отдельные права закрепляются в Конституции РФ и нормативных актах (например, свобода совести, вероисповедания).
Законные интересы - это те интересы лица, которые по существу не выражены в правовых актах в виде субъективного права, но признаются и охраняются государством. Они выражены в виде дозволения. Н. А. Шайкенов пишет: "Все интересы, выраженные в праве, находятся под правовой защитой, и поэтому вполне правомерно рассмотрение их как "охраняемых законом"... Охраняемые законом интересы включают в себя как законные, так и юридические интересы... Интересы, которые находятся в сфере правового регулирования, но не обеспечены субъективными правами... целесообразно обозначать термином "законные интересы", а... интересы, реализация которых обеспечена субъективными правами... - "юридические интересы"".
В юридической науке достаточно четко сформулированы основные различия между категориями "права человека" и "права гражданина". Суть их сводится к следующему. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.
Таким образом, права гражданина - форма определения прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Поэтому право человека и право гражданина различаются по своему объекту и субъекту. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).
Основные нрава человека базируются на международных документах и отражены в российских правовых актах. Они содержат обязательный перечень прав, которыми наделяется человек от рождения, и тс права, которые могут быть приобретены лицом по его воле с течением времени и достижением определенного возраста, имущественного положения и профессиональных навыков. К основным конституционным принципам правового статуса принято относить равноправие, неотчуждаемость прав и свобод человека, их непосредственное действие и гарантированность, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, недопустимость злоупотребления правами и обязанностями со стороны личности или их незаконного ограничения со стороны органов власти и иных субъектов.
Впервые важнейшие права человека были отражены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Она до сих пор является ядром французского конституционного права и стала основой для Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
На современный момент сводным международным документом, определяющим содержание правового статуса личности, является Международный билль о правах человека. Данный документ объединяет Международный пакт от 16.12.1966 об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
Классификация прав человека очень часто производится по поколениям, предложенным К. Васаком1. Ученый выделял три поколения прав человека. Первое поколение прав человека представлено в Международном пакте о гражданских и политических правах, второе в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а третье образуют "права солидарности": право па развитие, право на здоровую окружающую среду и право па мир, которые еще только начинают получать международно-правовое признание.
В российской юридической теории принято делить права и свободы на личные, политические, социально-экономические и культурные.
Личными правами и свободами человек обладает с рождения, они являются естественными и неотчуждаемыми, составляют основу его правового статуса. Человек наделяется такими правами независимо от гражданства, религиозных убеждений, расовой или этнической принадлежности. К таким правам и свободам относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и его неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на самозащиту, право на национальную и культурную самоидентификацию, свобода совести и свобода мысли, свобода вероисповедания; право свободного передвижения и выбора местожительства; свобода выбора национальности и языка общения; право на судебную защиту.
Политические права и свободы в большинстве являются гражданскими, т.е. ими обладают российские граждане, достигшие политической зрелости. Данные права определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К политическим правам причисляются: свобода слова (свобода распространения не конфиденциальной информации)- информационные права (на распространение и доступ к информации), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на объединение (свобода союзов), свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия), право на участие в управлении делами государства и па равный доступ к государственной службе, право на гражданство, избирательные права (право избирать и быть избранным), право на участие в отправлении правосудия.
Социально-экономические права - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся: имущественные права (право на частную собственность), право па предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (свобода предпринимательства), трудовые права (право на труд и свободу труда, в том числе право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности), право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на справедливое взимание налогов.
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания), право на участие в культурной жизни.
Право человека на благоприятную окружающую среду - это возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.
права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт.
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.
Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).
Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).
Многие являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).
При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).
Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.
Конституция России предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.
Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).
Итак, важнейшие отличительные особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.
Категория «законный интерес» в правовой науке на сегодняшний день является малоизученной, содержание понятия дискуссионным. Конституция Российской Федерации 3 упоминает о существовании законных интересов граждан в ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 55. «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации). «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Однако следует отметить, что Конституция Российской Федерации, заявляя о возможных ограничениях законных интересов, не декларирует их наличие и охрану наравне с правами и свободами человека и гражданина.