Увольнение по ошм из вооруженных сил. Увольнение военнослужащих по ошм или болезни. Что же такое ОШМ

Согласно статистике, военный чаще всего уходят со службы досрочно в связи с резким ухудшением здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий. Именно о том, как проходит увольнение по ОШМ, будет рассказано в нижеизложенном материале. Сразу стоит отметить, что нормативной базой для такого рода прекращения трудовых отношений выступает Федеральный закон №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Образец рапорта на увольнение по ОШМ

Для правильного написания акта рапорта на увольнение по ОШМ солдат должен ознакомиться с требованиями к составлению данного документа, что являются актуальными в 2018 году. При оформлении рапорта стандартного образца нужно взять во внимание следующие правила:
1. В правом углу сверху нужно указать полное имя заявителя и руководителя, которому адресован рапорт. Также необходимо указать должность и название подразделения.
2. По центру бланка заявления необходимо написать слово «РАПОРТ».
3. Текст рапорта должен содержать просьбу о расторжении контракта, причину увольнения, а также нормативную базу для отставки.
4. Также нужно указать адрес отдела военного комиссариата, куда должно направляться дело военнослужащего для ведения учета.
5. В нижнем правом углу указывается дата составления рапорта, а также подпись его автора.
В том случае, когда причиной увольнения стало ухудшение здоровья военнослужащего, в рапорте нужно указать о его волеизъявлении пройти медицинскую комиссию. Если военный не желает это делать, то он должен указать уважительную причину.

Важно! Когда к самому рапорту прилагается еще дополнительная документация (к примеру, справка о прохождении медосмотра, номер участника НИС и т.д.), то об этом также нужно обязательно указать в его содержании.

Порядок увольнения по ОШМ

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ выглядит следующим образом:

  1. Для начала в военную часть поступают служебный документ, в котором сообщается о проведении организационно-штатных мероприятий.
  2. Далее определяется дата сокращения военного, которому также предъявляют Лист беседы (при увольнении по ОШМ лист беседы заполняется командиром военной части).
  3. Пока не наступила дата расторжения контракта, кадровики готовят всю необходимую документацию, а командир в/ч занимается подготовкой нового приказа об увольнении.
  4. Если военнослужащий не настаивает на увольнении из рядов Военных Сил Российской Федерации, то ему могут предложить другую должность (главным условием является совпадение ВУС). Когда в другой воинской части есть такая же должность, то военного могут перевести без его согласия на основе соответствующего приказа (примечательно, что подавать рапорт в таком случае самому военнослужащему не требуется).
  5. Если военному не нашли альтернативную должность и не перевели в другую воинскую часть в течение шести месяцев, то его увольняют.

Выплаты в случае увольнения по ОШМ

Чтобы понять, что положено и сколько положено военнослужащему при увольнении по ОШМ, необходимо ознакомиться с Федеральным законом «О статусе российских военнослужащих». В частности, увольняемый имеет право на следующие выплаты:

  1. Одноразовое пособие. То, какие выплаты получает солдат, зависит от длительности его воинской службы. Если срок службы превышает двадцать лет, то тогда военному выплачивается семь окладов. В противном случае размер пособия составляет 2 оклада.
  2. Жилье и субсидирование. Согласно действующему законодательству, военный, который пребывал на службе более десяти лет, не может увольняться в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, если государство не обеспечит его жильем или не предоставит финансовую помощью для его покупки.
  3. Оплата аренды. Если государство не предоставило военнослужащему жилье, то после увольнения по ОШМ ему положены ежемесячные выплаты для аренды квартиры (в Москве и СПБ она составляет 15 тысяч рублей, тогда как в остальных городах России она составляет 3,6 тысячи рублей).
  4. Дополнительные начисления. Если время службы в ВС РФ увольняемого превышает 20 лет, но он еще не достиг пенсионного возраста, то он может также рассчитывать на положенные выплаты в размере одного оклада по званию в течение 12 месяцев с момента расторжения контракта. То, сколько положено окладов, опять-таки зависит от стажа и должности.

Что касается дополнительных льгот, то гражданам, которые были уволены с военной службы в 2018 году после 25 лет службы, а также члены их семьи получают дополнительные права на трудоустройство и социальные льготы.

Ипотека при увольнении по ОШМ

При решении «ипотечного» вопроса участнику НИС учесть такие факторы как уважительность причины увольнения военнослужащего и срок его службы. Когда речь идет о расторжении контракта с военнослужащим, то уважительными причинами принято считать:

  • ухудшение состояние здоровья, в связи с чем лицо не может справляться со своими воинскими обязанностями;
  • организационно-штатные мероприятия;
  • выход на пенсию по выслуге лет;
  • существенные личные обстоятельства, который вынудили военнослужащего без жилья уволиться из армии.

Таким образом, увольнение по ОШМ входит в перечень уважительных причин для увольнения из МВД, поэтому теперь стоит обратить внимание на длительность срока службы. Если увольняемый пребывал на воинской службе более 10 лет, то у него сохраняется право на выплату военной ипотеки. Более того, если ипотека уже была погашена, то оставшиеся средства он может использоваться в своих собственных целях. Военные, стаж которых при увольнении по ОШМ составляет менее 10 лет, не имеют права воспользоваться своими накоплениями.

Наиболее частыми причинами досрочного увольнения военнослужащих из рядов ВС РФ является состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Порядок проведения процедуры увольнения регламентирован ФЗ №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

Процедура начинается с прохождения военно-врачебной комиссии. Обращение в ВВК происходит по причине хронического заболевания, травм и ранений, полученных во время выполнения служебных обязанностей. Заключение ВВК выдается на основании медицинского обследования в стационаре и истории болезни военнослужащего. Если комиссия приняла решение о невозможности дальнейшего прохождения службы в армии, это отражается в соответствующем протоколе.

Имея на руках заключение врачебной комиссии, военный обязан написать рапорт об увольнении. В течение месяца со дня вынесения решения происходит освобождение от занимаемой должности, контракт прекращается с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Увольняясь, гражданин имеет право на социальные льготы и единые выплаты, а также на , если ему присвоена группа по утрате здоровья.

Все финансовые расчеты определяются на . Уволенному выплачивается оклад жалования и все надбавки за отработанный срок. Выдается единое пособие в размере двух окладов, если срок службы составил менее 20 лет.

Если выслуга составляет 20 и более лет, то пособие исчисляется семью окладами. Обязательна выплата денежного содержания при замещении должности в размере одного месячного оклада. Если выслуга составляет 20 и более лет, то выплачивается компенсация, соответствующая вещевому и материальному обеспечению за последние 12 месяцев.

При определении группы инвалидности военнослужащим, получившим травмы и увечья во время выполнения служебных обязанностей, выплачивается медицинская страховая компенсация в размере от 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей в зависимости от степени ущерба здоровью (1, 2, 3 группа инвалидности). При таких же поражениях военнослужащим срочной службы или гражданам, призванным на сборы, положены страховые выплаты 250 тыс. – 1 млн. рублей.

Следует учесть, что компенсация положена военнослужащим, получившим военную травму и признанными непригодными к несению службы (список Д). Если же гражданин признан ограниченно пригодным к службе, то он не подпадает под эти льготы (список В).

Единовременное пособие при определении группы инвалидности назначается независимо от иных выплат по увольнению. При отсутствии инвалидности и увольнению по заболеванию военнослужащему выплачивается страховая премия в размере 50 тыс. рублей. Увольнение военнослужащих по болезни, если была установлена инвалидность, сопровождается назначением ежемесячного пособия: 14 тыс., 7 тыс. и 2,8 тыс. рублей при 1, 2, 3 группе инвалидности соответственно.

Комиссовать по болезни допускается сразу же после постановления военно – врачебной комиссии, если военнослужащий не может по состоянию здоровья отработать положенный срок перед увольнением. Следует учесть, что подавать заявление в военкомат на получение страховых выплат следует не позднее месяца после увольнением (см. дату увольнения в военном билете).

Увольнение военнослужащих по ОШМ

Увольнение проводится при соблюдении ряда условий:

  • сокращение занимаемой должности, отсутствие соответствующей должности в новом штатном расписании;
  • отказ от перевода на высшую или низшую должность или изменение ;
  • военнослужащий имеет право служить в распоряжении командира без занимаемой должности 6 месяцев.

После истечения указанного срока военнослужащий получает приказ о досрочном увольнении из армии. Прекращение воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями подразумевает ряд единовременных выплат и компенсаций. Законом предусмотрено, что при увольнении военнослужащий, прослуживший более 10 лет, имеет право на предоставление ему жилплощади или материальной компенсации на покупку.

Таким правом могут воспользоваться исключительно те граждане, которые не получили от МО РФ жилплощади в собственность во время службы. При выплате стоимости жилья учитывается районный коэффициент к средней стоимости квадратного метра. При этом к жилищным накоплениям прибавляется сумма с именного счета, таким образом уволенный по ОШМ получит полную компенсацию, равную жилищному сертификату.

Кроме того, не имеющие выслуги 20 лет, имеют право на единовременные выплаты и ежемесячные социальные пособия или выплату оклада, соответствующего званию. При исключении из списков служащих выплачивается единовременная компенсация, вычисляемая соответственно годам службы и званию на момент увольнения. Военным, имеющим награды, занесенные в послужной список (ордена или почетные звания), выдается дополнительно два оклада жалованья.

Ежемесячное социальное пособие гражданам, имеющим воинский стаж более 15 лет, составляет 40% от оклада на момент увольнения, каждый последующий год дает прибавку в 3%. Выплаты производятся в течение пяти лет с момента сокращения.

Имеющие выслугу менее 15 лет могут рассчитывать на выплаты, равные последнему окладу, в течение года после увольнения. Производится своевременная индексация пособий, согласно установленным пенсионным фондом нормативам. Если до истечения указанных сроков гражданин вновь устраивается на военную служб, в органы МВД, налоговую или таможенную службу с сохранением воинского звания, то социальные пособия выплачивать прекращают с момента трудоустройства.

После подписания приказа об увольнении, кадровый орган воинского подразделения предоставляет всю необходимую информацию в пенсионное отделение по месту регистрации гражданина. При обращении в ПФ РФ следует предоставить документы установленного образца и затем получать ежемесячные перечисления на свой расчетный счет.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Здравствуйте! Ситуация следующая: нас 9 человек, служили мы в отдельной разведывательной роте 149 гв. МСП (г. Куляб) 201 ВБ в Таджикистане. Полк расформировывают и нас переводят без нашего согласия и каких-либо объяснений в 191 МСП (г. Курган-тюбе), раскидывают по подразделениям на равнозначные должности (но при этом мы теряем около 10 тыс. руб от зарплаты, выплаты были за разведку). Мы не желаем далее проходить военную службу в ВС РФ (ввиду массы причин, таких как систематическое нарушение наших прав, превышение должностных полномочий командным составом, нарушение регламента рабочего времени, не своевременные некоторые выплаты, а то и вовсе их отсутствие (выплата полевых, командировочных), отсутствие полного обеспечения вещевым имуществом, отсутствие приемлемого и безопасного питания и прочее). В связи с этим, хотим уволиться по ОШМ. Нас хотят уволить по несоблюдению условий контракта и пугают длительным процессом увольнения вплоть до полутора лет. Вопрос: как нам быстрее уволиться со службы? Как быть в данной ситуации?

Максим Вадимович Евтеев,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Курган-тюбе


В совместных указаниях начальников Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 13 июля 1999 г. N 180/3/339 определено, что к организационно-штатным мероприятиям, имеющим отношение к изменению служебно-должностного положения военнослужащих, относятся следующие мероприятия:
1. Расформирование (ликвидация) органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций (далее - воинские части).
2. Переформирование (реорганизация) воинских частей.
3. Передислокация воинских частей.
4. Перевод на другие штаты и внесение изменений в штаты воинских частей (исключение воинской должности, ИЗМЕНЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ структурного подразделения, ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ, ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ, ВОЕННО-УЧЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ТАРИФНОГО РАЗРЯДА ИЛИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, проводимые на основании директив Министра обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
Если Вас перевели на равнозначную воинскую должность, то на это Вашего согласия не требовалось, т.к. на равнозначную могут назначить без согласия военнослужащего. Что касается невыплаты денежного довольствия и иных выплат, а также не обеспечения жильём и другими видами довольствия - это можно рассмотреть как несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ. Для начала подайте письменные рапорта в адрес командования части на произведение положенных вам денежных выплат, также подайте в адрес командования рапорта на обеспечение жилым помещением для проживания и на обеспечение вещевым иным имуществом по установленным нормам. Также подайте письменные заявления в адрес гарнизонной военной прокуратуры, в которых подробно в хронологии изложите нарушения всех Ваших прав и просите осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц в вашем отношении. Ждите ответов и реакции - если вопрос не разрешится, то будете решать его в судебном порядке: взыскание положенных средств и увольнение из МО РФ.

Здравствуйте, я военнослужащий, мичман, в часть пришла деректива со штатами, вопрос в следующем: название должности осталось прежним, тарифная сетка и разряд тоже, но ВУС изменился, является ли это моей возможностью уволиться из рядов ВС РФ по ОШМ,...

Возможно сокращение матери одиночки при оргштатных мероприятиях?

Я являюсь военнослужащий,в ближайшее время у нас планируются сокращения оркштатные мероприятия,я я являюсь матерью одиночкой,меня имеют права сократить и потом принять обратно на работу?помогите помогите пожайлуста я ещё планирую служить)у меня...

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Выдали уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников(хотя вслух озвучивали причину - ликвидация организации). Вопрос: можно ли не отрабатывать два месяца, но получить все выплаты и необходимые документы для службы...

Правомерны ли действия начальника при выводе меня в распоряжение при ОШМ

Здравствуйте! Хочу проконсультироваться в вопросе, по прохождению военной службы. Я выведен приказом Командующего в распоряжение командира части (на основании проведения ОШМ, переименование в/ч) в феврале месяце, от предложенных мне должностей...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли меня уволить до получения жилищной субсидии?

Здравствуйте, я военнослужащий увольняюсь по здоровью: В - ограничено годен, выслуга лет в календарном исчислении - 12 лет, проживаю в служебном жилье, квадратных метров по нормам хватает. Собираюсь подавать документы в очередь на получение жилищной...

389 стоимость
вопроса

вопрос решен

Имею ли я право уволиться по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ)?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у меня 20 календарных лет выслуги. Нашу воинскую часть сокращают и из нее создают другую в/ч. В новом штате моей должности нет, но меня назначают на должность с аналогичным тарифом, но ВУС другой. Имею ли я...

Увольнение по ОШМ

Здравствуйте! Хочу уточнить. Изменение внутренних войск в нац. гвардию - это ОШМ, и если да, то могу ли я уволиться по ОШМ и получить квартиру так-как мой стаж 13 лет я не являюсь участником НИС, а состою в очереди на получение квартиры. Добвлю я...

Увольнение из армии по ОШМ, отказавшись от равнозначной должности

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста могу ли я уволиться по ОШМ отказавшись от равнозначной должности? Контракт заканчивается 22.01.17 г. Должность сокращена 23 сентября 2015 г. Приказ по Службе о выводе в распоряжение начальника Службы состоялся...

Как добиться увольнения по ОШМ, если денежное довольствие значительно сокращается?

Добрый день! В нашей части, год назад прошли ОШМ, нас сократили с 9й сетки, на 2ю, с сохранением ДД по старой сетке! Сейчас пришли новые ОШМ, наш взвод выводят за штат и вводят за ново по 2й сетке, в связи с чем наше ДД резко и сильно сокращается, с...

Увольнение со службы ошм

Здравствуйте, я старший лейтенант, выслуга 10,5 лет. Нашу часть сокращают и пришла телеграмма о том что нам предлагают должностя с тем же тарифным разрядом. Но ВУС не совпадает. Рапорт о увольнении я ещё не писал. Могу ли уволиться по ОШМ? И...

28 Декабря 2015, 10:35, вопрос №1085859 Alexander Abramov, г. Москва

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Является ли снижение зарплаты - организационно-штатным мероприятием?

Здравствуйте! Ситуация такая. Я в/сл ВВ МВД РФ с 2000г. в 2014 прошли ОШМ, мы писали рапорта на то, что согласны на сокращение тарифной сетки (с 8 на 2), но с сохранением заработной платы (т.е. получаем до сих пор по 8 сетке). А сейчас снова...

Какой порядок увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста могут ли меня уволить с военной службы без обеспечения жилищной субсидией в связи с проведением ОШМ? Выслугу в календарном исчислении 20.5 лет. В связи с проведением ОШМ в части был выведен в распоряжение командира...

А.Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

Подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Несмотря на "популярность" организационно-штатных мероприятий у военных юристов, кадровых органов воинских частей, военных судов, а также на наличие множества теоретических исследований в этой области, нет-нет, да и возникают ситуации, не имеющие однозначного разрешения (с точки зрения законности и обоснованности).

Одна из таких ситуаций рассмотрена в настоящей статье, которая посвящена правовым нормам, регламентирующим порядок досрочного увольнения военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).

Речь пойдет о таком ОШМ, как сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации продолжается не первый год. При этом в свете последних экономических достижений государства осуществляется не только постоянное совершенствование статуса военнослужащих, но и поиск оптимальной структуры Вооруженных Сил страны.

Перефразируя автора одной из самых успешных "национальных идей", можно утверждать, что для каждого военнослужащего проведение ОШМ неизбежно, как крах мирового империализма. Тем не менее военнослужащий, попав под него (имеется в виду не автор, а проведение ОШМ), как правило, оказывается не готов к столь стремительному развитию событий. Военнослужащего ожидает множество открытий эмоционально-правового характера, позволяющих четко разделить собственное представление о порядке досрочного увольнения с военной службы в связи с ОШМ и тот порядок, который будет применен в отношении его командованием воинской части <1>. Характерно, что порядок досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с ОШМ в данном конкретном случае останется не понятым до конца ни военнослужащим, ни командованием воинской части. Замечательно (т.е. обращает на себя внимание) и то, что в другом подобном конкретном случае все повторится сначала, но уже с другим содержанием и, возможно, другими последствиями.

<1> Здесь необходимо заметить, что настоящая статья актуальна для случая, когда взгляды командования воинской части на перспективу дальнейшего служебного использования "ОШМ-ного" военнослужащего противны (в смысле - противоположны) собственным взглядам военнослужащего на эту же тему. В противном случае (опять в том же смысле) проблем, описанных в статье, как правило, не возникает.

Начнем с соответствующих положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), ибо без уяснения их сути невозможно правильное представление о правовом механизме их реализации.

Прежде всего, уделим пристальное внимание ч. 2 ст. 32 Закона, дающей представление о составляющих любого контракта о прохождении военной службы. Отсутствие в тексте контракта хотя бы одной из них неизбежно переводит контракт о прохождении военной службы в категорию иных договорных документов. Поэтому в правовом акте, именуемом контрактом о прохождении военной службы, обязательно закрепляются:

  1. Добровольность прохождения военной службы (после заключения контракта является юридическим фактом и не требующим дополнительных доказательств подтверждением того, что военнослужащий проходит военную службу не по принуждению, а по собственной воле).
  2. Срок, в течение которого гражданин <2> обязуется проходить военную службу (после заключения контракта - период времени, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. При этом нельзя не заметить того обстоятельства, что Закон подчеркивает добровольность прохождения военной службы: гражданин не обязан, а именно обязуется проходить военную службу в течение определенного срока).
<2> Здесь и далее под гражданином понимается гражданин России и иностранный гражданин.
  1. Условия контракта (после заключения контракта - исходные данные при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в процессе прохождения военнослужащим военной службы).

Условия контракта раскрыты в ч. 3 ст. 32 Закона, что позволяет говорить об обязательности наличия в контракте следующих показателей прохождения военной службы:

  • обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (такую обязанность следует отличать от добровольного согласия проходить военную службу в течение определенного срока, рассмотренного выше. В данном случае это именно обязанность гражданина проходить военную службу, которую он в момент заключения контракта добровольно принимает на себя. Другими словами, рассматриваемое условие контракта - это не требующее дополнительных доказательств подтверждение того, что гражданин, заключивший контракт, безусловно обязан проходить военную службу);
  • обязанности гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (еще один круг действий, добровольно принимаемых гражданином в момент заключения контракта и безусловных для выполнения в течение срока действия контракта);
  • права гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Здесь необходимо остановиться на важных особенностях существующей редакции Закона, которые не может не заметить внимательный читатель.

Так, в соответствии с Законом обязанность проходить военную службу является обязанностью в принципе. Обязан - и все тут. А как военнослужащий должен выполнять эту обязанность, точнее, в соответствии с чем? Критерии качества выполнения военнослужащим этой обязанности Закон не установил, тем самым фактически исключена возможность наступления правовых последствий для военнослужащего в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им этой обязанности.

Действительно, в ч. 1 ст. 36 Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в частности, сказано:

"Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.), другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих" (п. 2 ст. 1). "Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области" (п. 3 ст. 1).

Означает ли это, что гражданин согласно условиям контракта обязан проходить военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области? Очевидно, что нет, поскольку положительный ответ на данный вопрос мотивируется только здравым смыслом.

Более того, п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы и вовсе переворачивает с "ног на голову" смысловое содержание контрактной обязанности военнослужащих проходить военную службу. Не секрет, что назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестация, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяют служебно-правовое положение военнослужащих, осуществляются командиром (начальником) либо происходят по воле командира (начальника) военнослужащего. Объективно, в силу принципа единоначалия, очень трудно представить ситуацию, в которой военнослужащий сам определял бы собственное служебно-правовое положение <3>.

<3> Исключением из этого правила являются события, наступление которых не зависит от воли как командира (начальника), так и военнослужащего, например: болезнь военнослужащего или изменившееся законодательство Российской Федерации. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Следовательно, обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока лишена правового и смыслового содержания, что, безусловно, требует соответствующей корректировки Закона <4>. Исходя из фабулы пп. 2 и 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, в данном случае уместно было бы говорить не об обязанности гражданина проходить военную службу, а об обязанности федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, обеспечить прохождение гражданином военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. При этом наличие в контракте такого условия, как обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключает возможность возложения ответственности за выполнение этих обязанностей на федеральный орган исполнительной власти.

<4> Ссылка на срок исполнения обязанности проходить военную службу смысловое содержание не "спасает", так как эта "доля" рассматриваемого условия контракта фактически дублирует соответствующую "долю" ч. 2 ст. 32 Закона.
<5> Это условие не повторяет п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, поскольку в нем сказано об обеспечении федеральным органом исполнительной власти только прав военнослужащего. Например , у "ОШМ-ного" военнослужащего нет права на досрочное увольнение с военной службы. Следовательно, в данном случае и в соответствии с условиями контракта федеральный орган исполнительной власти освобожден от каких-либо обязательств по отношению к военнослужащему.

В отличие от первой вторая контрактная обязанность выглядит обоснованной со всех точек зрения, за исключением одной: ее редакция оставляет вне поля правового регулирования обязанности военнослужащих, утвержденные не нормативным правовым актом.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что, например, в повседневной жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации большая часть должностных обязанностей военнослужащих устанавливается не нормативным правовым актом Российской Федерации, а в иной форме (как правило, утверждается командиром (начальником)).

А это, в свою очередь, и в соответствии с контрактом означает, что военнослужащий, должностные обязанности которого не утверждены нормативным правовым актом Российской Федерации, не только не обязан добросовестно их исполнять, но и исполнять вообще.

Но вернемся к нашим ОШМ.

В соответствии с подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона военнослужащий может быть уволен по ОШМ. Может быть уволен, а может и нет. Подробно останавливаться на том, что означает "может быть" в данном случае, наверное, нет необходимости. На современном уровне развития военного права содержание именно этого "может быть" уже не представляет интереса <6>.

<6> Только на страницах нашего журнала его авторами неоднократно комментировалась данная норма права.

А вот более простой и лаконичный вопрос остается "в тени": почему при применении подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона необходимо руководствоваться п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы? Ответ "потому, что в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы говорится о том же, что и в подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона" по понятным причинам нас не устраивает. Соответствующих ссылок в ст. 51 Закона, и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы также нет.

Решение этой небольшой задачи кроется в ч. 5 ст. 32 Закона, в которой определено: прекращение действия контракта о прохождении военной службы регулируется в том числе Положением о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на отсутствие прямого указания, это именно то, что нам нужно. Увольнение военнослужащего с военной службы всегда сопряжено с прекращением действия заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе и тогда, когда военнослужащий увольняется в связи с ОШМ.

"Знают, знают офицеры, ОШМ недруг карьеры. То не русская рулетка, ОШМ стреляет метко!" При проведении ОШМ возникают классические для России вопросы, требующие понятного ответа: "кто виноват?" и "что делать?", только в "ОШМ-ной" последовательности: "что делать?" и "кто виноват?".

Второй "ОШМ-ный" вопрос оставим в покое как нерушимый памятник отечественному государственному управлению, а на первый попытаемся ответить.

Вооруженные информацией, полученной при решении нашей небольшой задачи, т.е. с помощью ч. 5 ст. 32 Закона от подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона переходим к абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Анализ содержания указанной нормы права в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (вот здесь это "может быть" дублирует Закон и препятствует нормальной "работе" соответствующих норм права) досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Казалось бы, при такой конкретности правового механизма увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ яблоку раздора в военных умах упасть негде! Ан нет. При ближайшем рассмотрении "посадочных мест" обнаруживаются целые площадки, не устающие принимать "спорные фрукты". Один из таких "аэродромов" обслуживает споры и другие виды разногласий, порожденные третьим из указанных признаков, а именно имеющейся в нем фразе "на другую воинскую должность (должность)".

Ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность" <7>. Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию:

  1. Под другой воинской должностью понимается высшая или низшая воинская должность, предлагаемая военнослужащему в качестве альтернативы воинской должности, сокращаемой в связи с ОШМ, поскольку в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы только перед назначением военнослужащего на эту должность требуется согласие "ОШМ-ного" военнослужащего.
  2. Под другой воинской должностью понимается любая воинская должность, в том числе равная ей, поскольку словосочетание "другая воинская должность" в данном случае означает иную воинскую должность, не ту, которую военнослужащий занимал до проведения ОШМ.

Соответственно ситуация, описанная под номером 1, обеспечивала правовое обоснование назначения "ОШМ-ного" военнослужащего на воинскую должность, равную сокращаемой воинской должности, при отсутствии согласия военнослужащего с таким назначением.

В ситуации, описанной под номером 2, "ОШМ-ный" военнослужащий, не согласившийся с назначением на другую воинскую должность, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

Здесь еще раз коснемся проблемы применения рассматриваемых норм права на практике, связанной с "может быть", так как она непосредственно влияет на понимание сути данных правил.

Часть 2 ст. 51 Закона содержит перечень случаев, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе случай, предусмотренный подп. "а" этой нормы. И здесь все предельно ясно.

Но что "делает" Положение о порядке прохождения военной службы?

Вначале оно "подтверждает", что увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Закона, и в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (п. 2 ст. 34). А затем дублирует основную конструкцию оснований увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Закона (первые абзацы пунктов 3 - 7 ст. 34).

В рассматриваемом нами случае ОШМ в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и в "переводе на русский язык" этот правовой механизм предстает в следующем виде:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Не нужно обладать специальными лингвистическими познаниями, чтобы понять, какая фраза в представленном механизме лишняя. Убрав ее и опять же руководствуясь п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, получаем следующую редакцию:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (Закон);
  • условиями, определяющими досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, являются:

отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций;

отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Неопределенность в применении п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы была настолько очевидной, что Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599 в Положение о порядке прохождения военной службы были внесены соответствующие изменения, устраняющие возможность двоякого толкования его смыслового содержания. Но желания привести правовые нормы в порядок хватило только на ликвидацию многовариантного толкования понятия "другая воинская должность". Теперь он (этот пункт) выглядит следующим образом <8>:

<8> Применительно к рассматриваемому в статье случаю ОШМ.

"4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.)) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)".

В обновленном состоянии содержание абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 этого Положения позволяет выделить уже четыре признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (и снова это бесполезное "может быть") досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие других оснований для увольнения;
  • сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);
  • невозможность назначения на равную воинскую должность (должность);
  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Указанные изменения Положения о порядке прохождения военной службы прекратили споры и другие виды разногласий, порожденные вольным толкованием понятия "другая воинская должность (должность)".

Вместе с тем изменения Положения о порядке прохождения военной службы не затронули показанных выше структурных недостатков его содержания, что позволило сделать ряд следующих наблюдений:

  • с одной стороны, изменившееся Положение о порядке прохождения военной службы упростило процесс принятия правильного решения в отношении военнослужащих, воинские должности которых подлежат сокращению в связи с ОШМ, что, безусловно, обеспечивает "прозрачность" порядка увольнения военнослужащих в связи с ОШМ. С другой стороны, военнослужащие, воинские должности которых были сокращены в связи с ОШМ до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599, остались вне сферы его действия и вместе с командованием вынуждены заниматься поиском компромиссного решения либо добиваться защиты своих прав в суде;
  • наличие в п. 4 ст. 34 двух слов "может быть" по-прежнему не позволяет Положению о порядке прохождения военной службы дать ответ на вопрос: что является определяющим фактором для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ? Ведь при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность военнослужащий все еще может быть уволен с военной службы, а может и нет;
  • обращение внимания читателей на правовой сумбур с условиями контракта было сделано не случайно. Юридико-технический уровень, заданный Законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 г. был опосредован революционными процессами, происходящими в стране и ее Вооруженных Силах, и носил не прикладной, а государственно-правовой характер. Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. сохранили этот подход, сделав оговорку о том, что все необходимые пояснения об их практическом применении будут даны в Положении о порядке прохождения военной службы.

При всех достоинствах Положения о порядке прохождения военной службы предлагаемая им правовая регламентация условий заключения контракта о прохождении военной службы и порядка увольнения военнослужащего с военной службы не отвечает современным потребностям, выдвигающим гораздо большие по объему, количеству и качественному содержанию требования.

Например , в отличие от военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (что само по себе требует более кропотливого подхода к созданию соответствующей правовой базы), работник и работодатель заключают трудовой контракт, условия которого, а также порядок увольнения работника детально регламентированы (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Вот и получается, что гражданин правового государства (или еще стремящегося стать правовым), принявший решение добровольно проходить военную службу, помимо тягот и лишений, связанных с непосредственным исполнением обязанностей военной службы, должен периодически защищать свои права, не имея соответствующих норм права. В такой же ситуации находится и командир (начальник), подчиненный или бывший подчиненный которого решил злоупотребить предоставленными ему правами.

Приведенные в настоящей статье примеры являются лишь частным случаем, подтверждающим необходимость скорейшего (но не спешного), качественного, научно обоснованного и комплексного изменения законодательства Российской Федерации о порядке прохождения военной службы, без которого престиж военной службы будет лишен юридической составляющей.