Что такое адвокатский запрос? Образец адвокатского запроса. Отказ адвокату в предоставлении информации Адвокатский запрос обязательно должно быть с печатью

Нормативная база по адвокатскому запросу

Утверждены

приказом Минюста России

от 14.12.2016 N 288

ТРЕБОВАНИЯ

к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

I). Общие положения

1) Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 N 63-ФЗ (далее - Федеральный закон).

II). Порядок оформления адвокатского запроса

2) Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении к Требованиям.

3) Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4) При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5) Адвокатский запрос должен содержать:

1). полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2). почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3). фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4). регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;

5). реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера , либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6). полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования , в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7). почтовый адрес; при наличии - электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8). наименование документа (адвокатский запрос);

9). регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10). указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11).

Фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат;

Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат,

Номер дела (последние 2 пункта - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12). указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений;

13). указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14). перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15). дату адвокатского запроса;

16). подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6) Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III). Порядок направления адвокатского запроса

7) Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8) Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9) Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении к Требованиям.

Приложение N 1

СКАЧАТЬ простой бланк: advokatskiy-zapros_-blank.doc (cкачиваний: 146)

- ,

Порядку ,

Порядку адвокатского запроса.

Наименование органа государственной

Адвокатский запрос)

_______________________________________

(почтовый адрес органа государственной

Власти, органа местного самоуправления,

Общественного объединения или иной

Организации, куда направляется

Адвокатский запрос)

От адвоката __________________________,

(фамилия, имя, отчество

(при наличии)

Имеющего регистрационный N ___________,

Соглашение либо ордер, либо

Доверенность _________________________,

(номер, дата)

Осуществляющего деятельность в ________

_______________________________________

(полное или сокращенное (при наличии)

Наименование адвокатского образования)

_______________________________________

(почтовый; электронный адрес номер

Телефона/факса (при наличии)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС N _______________________________

(регистрационный номер в )

В соответствии с п.1 статьи 6.1 закона об адвокатуре в целях оказания квалифицированной юридической помощи ______________________________________________________________________

(Ф.И.О. физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении)

прошу предоставить _______________________________________________________.

(запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений)

Сведения прошу передать ______________________________________________.

(указать способ передачи: почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать на руки)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут ответственность, установленную

законодательством РФ (5.39 КоАП )

Приложение (при наличии):_______________

Дата регистрации адвокатского запроса __________ (________________________)

(подпись, фамилия, инициалы адвоката)

Приложение N 2

ЖУРНАЛ регистрации адвокатских запросов (рекомендуемый образец)

Рег. N запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата - органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Ф.И.О., адвоката, направившего запрос

Реквизиты ответа на адвокатский запрос

Оперативно подготовим и отправим в соответствующую инстанцию адвокатский запрос

Что такое адвокатский запрос , поясняет адвокат Александр Жужукин: в соответствие со ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

По общему смыслу ст. 48 Конституции РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», полномочия адвоката совершать определённые действия для оказани я квалифицированной юридической помощи доверителю при взаимодействии с третьими лицами (органами государственной власти….и иными организациями) возникают при наличии соглашения на оказание юридической помощи либо поручения на осуществление защиты при оказании правовой помощи на основании постановления соответствующего органа дознания, предварительного расследования, суда или поручения органов Адвокатской палаты.

Как составная часть оказания квалифицированной юридической помощи является легитимным лишь при наличии соглашения (поручения или назначения) на оказание юридической помощи. Именно оказание квалифицированной юридической помощи по конкретному поручению даёт право адвокату истребовать необходимую информацию и порождает встречную обязанность государственных, муниципальных органов и иных организаций (в том числе и коммерческих, оказывающих платные услуги населению по предоставлению информации) предоставить требуемые сведения набезвозмездной основе.

Таким образом, ссылка в адвокатском запросе на наличие соглашения (поручения, назначения) как основания для осуществления адвокатской деятельности по конкретному делу в запросе является необходимой. При этом, никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления самого соглашения (ст. 6 ч.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Полномочия адвоката, в соответствие со ст. 6 ч.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», оформляются ордером (в случаях предусмотренных федеральным законом) либо доверенностью (в иных случаях). Поскольку необходимость предъявления ордера для получения сведений по запросу адвоката не следует из федеральных законов, то прилагать к запросу ордер не обязательно. Исключение составляют запросы во исполнение поручений по уголовным делам, поскольку согласно ст. 49 УПК РФ адвокат допускается к участию в уголовном деле на основании ордера. Поскольку иного не установлено, ордер является необходимым документом для вступления в уголовное дело в качестве защитника на любой стадии (в том числе и в стадии исполнения приговора). Кроме того, ордер прилагается к запросу в том случае, если получение доверенности невозможно (например, при назначении представителем ответчика в порядке ст. 50 ГПК РФ и т.д.).
Таким образом, к адвокатскому запросу должен быть приложен ордер или доверенность от гражданина (или организации), в интересах которого адвокатом оказывается юридическая помощь. Поскольку законом в данном случае прямо не предусмотрена нотариальная форма доверенности, то доверенность может быть составлена в простой письменной форме. Кроме того, в доверенности должно быть указано на наличие между адвокатом и доверителем соглашения (данная информация удостоверяется печатью и подписью руководителя адвокатского образования). В случае истребования сведений в отношении доверителя, относящихся к его персональным данным (в случае, когда предоставление такой информации не запрещено законом - см. далее) , в доверенности должно быть отражено согласие доверителя на передачу адвокату указанных сведений. Для удобства может быть рекомендована примерная форма доверенности (приложение № 1).
Сам бланк адвокатского запроса должен содержать сведения об адвокате (Ф.И.О., сведения о принадлежности к адвокатскому образованию, номер адвоката в реестре адвокатов Адвокатской палаты, ссылку на наличие соглашения с доверителем, ссылку на необходимость запрашиваемых сведений для оказания конкретной юридической помощи, например: для дачи консультации по правовому вопросу, для составления искового заявления в суд и т.д.) Подпись адвоката может быть заверена руководителем адвокатского образования. Примерный бланк запроса прилагается (приложение № 2)

Определённую сложность вызывает вопрос о возможности истребования адвокатом сведений, представляющих личную, семейную и др. тайны, другую информацию, запрет на распространение которой следует из Конституции РФ и Федеральных законов.

Право адвоката на сбор сведений в отношении других лиц и подготовка адвокатского запроса вытекает из:

  • Положений ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
  • ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  • Иных отраслевых процессуальных законов, предоставляющих адвокату процессуальные права по сбору доказательств.

В то же время, ст. 23 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ст. 24 Конституции РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Данное право также гарантирует ст. 8 КОНВЕНЦИИ от 4 ноября 1950 года "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД".
В соответствие с. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подразделяет информацию в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную информацию, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, и информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 9), при этом федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (часть 4 статьи 9).

Законом РФ ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27 июля 2006 года установлен неполный перечень защищенных персональных данных о гражданине. В соответствии с п.1 ст.3 указанного закона, персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Ограничение доступа к определенной информации следует и из ряда других ФЗ (врачебная тайна, банковская тайна, коммерческая тайна, государственная тайна и др.). Вышеуказанными отраслевыми ФЗ, соответственно, предусмотрена возможность рассекречивания сведений, составляющих банковскую, врачебную и т.д. тайну по запросу судов и следственных органов. По запросу адвоката подобная информация не предоставляется.

В то же время, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4).

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом .
В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная обязанность также вытекает из положений ст. 48 Конституции РФ, закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 14 ФЗ «О персональных данных», которые предусматривают право граждан и встречную обязанность соответствующих органов предоставить гражданину информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Т.е исключение представляют случаи, если запрашиваемая информация в отношении конкретного лица, давшего согласие на разглашение, не может быть предоставлена без нарушения конституционных прав и свобод других лиц, не давших согласие на разглашение либо в силу других заслуживающих внимание интересов личности, общества и государства.
Согласно ст.14 ч.3 ФЗ «О персональных данных», доступ к своим персональным данным осуществляется по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос на доступ к своим персональным данным должен включать в себя: фамилию, имя, отчество, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, личную подпись (либо подпись законного представителя).

Анализ вышеперечисленных законов позволяет прийти к следующему выводу: при сборе адвокатом конфиденциальной информации в отношении доверителя , органы гос. власти, местного самоуправления и т.д. обязаны предоставить такую информацию в отношении доверителя лишь в том случае, если информация запрашивается по его инициативе и содержит предусмотренные ст. 14 ФЗ «О персональных данных» реквизиты.
При этом необходимо отметить, что обработка специальных категорий персональных данных , касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 10 ФЗ «О персональных данных» (при наличии письменного согласия субъекта персональных данных и т.д. ).

Согласие доверителя на разглашение информации в отношении себя в случаях, когда имеется возможность получения информации непосредственно им, оформляется путем подачи заявления в соответствующий орган (оператору персональных данных). Согласно ст. 9 ч.1 ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.
В соответствии с п. 4 ст.9 ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

  • фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Учитывая требования закона «О персональных данных», информация о персональных данных доверителя может быть получена не любым адвокатом, а только адвокатом, представляющим его интересы по соглашению. Соответственно, к запросу адвоката должна быть приложена доверенность, с обязательным указанием на делегирование адвокату полномочий на сбор конкретных персональных данных в отношении доверителя, срока полномочий, других данных и реквизитов, предусмотренных ст.ст. 9 и 14 вышеназванного ФЗ.

Приложение 1

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Ф.И.О.,__________ года рождения, прож. по адресу:____________________,

паспорт серия_______, №,_______, выдан УВД города _________________ края (области)

Года, доверяю адвокату адвокатского образования ________ в городе_______ ,

имеющего регистрационный номер ________ в реестре адвокатов Адвокатской палаты

Воронежской области, удостоверение № __________Ф.И.О. проведение

подготовительных действий для оказания мне квалифицированной юридической помощи,

в том числе для дачи консультации по правовым вопросам, подготовки искового

заявления в суд или возражения на исковое заявление.

С указанной целью доверяю адвокату:

Собирать сведения, необходимые для оказания мне юридической помощи, в том числе

запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти,

органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций

Совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации

Даю согласие оператору (см. ссылку в конце стр.) на передачу адвокату

по его запросу информации в письменном виде, относящейся к персональным данным в отношении

меня, а именно:______________________________________________________

Доверенность выдана сроком на один месяц и является легитимной только при предъявлении

(получении) её в качестве приложения к запросу моего представителя – адвоката.

Доверенность может быть отозвана в период её действия путём подачи оператору соответствующего письменного заявления.

ДАТА: ПОДПИСЬ: (Ф.И.О.)

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных

Приложение 2

РУКОВОДИТЕЛЮ_______________________

________________________________________
АДРЕС:_________________________________
________________________________________

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС

Адвокат адвокатского образования ________ в городе_______Воронежской области, имеющего регистрационный

номер ________ в реестре адвокатов Адвокатской палаты Воронежской области, удостоверение № __________Ф.И.О.,

находящегося по адресу:_________________________________ для оказания квалифицированной юридической помощи

гражданину_____________________________, в том числе для дачи консультации по правовым вопросам, подготовки

искового заявления в суд (возражения на исковое заявление), в соответствии со ст. 24 ч.2, 48 Конституции РФ, со

ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прошу Вас предоставить следующую информацию:

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Приложение: копия доверенности (ордера)

ДАТА: ПОДПИСЬ: (Ф.И.О.)

Наличие соглашения на оказание юридической помощи подтверждаю. М.П.

Руководитель адвокатского образования: (Ф.И.О.)

Уважаемые воронежцы! Если вам требуется оперативно составить адвокатский запрос в тот или иной орган или инстанцию, обращаетесь в Воронежский Юридический Центр «ЗаконЪ». Наши сотрудники вам обязательно помогут, для этого у нас есть необходимые теоретические знания и многолетний практический опыт.

Необходимость обращения к данной теме обусловлена тем, что в настоящее время адвокатский запрос является одним из действенных способов сбора доказательств, направленный на оказание квалифицированной юридической помощи.

Несмотря на то, что с момента принятия ФЗ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон) прошло более 11 лет, при реализации адвокатом своих полномочий, регламентированных законодательством, возникают определенные проблемы, одной из которых, вызывающих многочисленные дискуссии является проблема реализации адвокатом права собирать необходимые сведения.

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Адвокатская деятельность, согласно п. 1 ст. 1 Закона рассматривается как квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и обеспечения доступа к правосудию.

Именно на адвокатов возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ч. 1 ст. 45 и ст. 48 Конституции РФ (абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ) от 23.12.1999 г. № 18-П).

Для оказания квалифицированной юридической помощи законодательство, предоставляет адвокату возможность сбора необходимых сведений и доказательств.

Закон закрепляет право адвоката на сбор необходимых сведений, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций (далее – сведений). Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката (подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ с момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе собирать и представлять доказательства, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ. УПК РФ наделяет адвоката правом собирать доказательства путем истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии (п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ).

Таким образом, адвокат вправе собирать сведения и доказательства, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи, т.е. осуществлять свое право на адвокатский запрос.

Использование адвокатских запросов с целью получения необходимых сведений, является одним из способов получения информации, имеющей доказательственное значение.

Вместе с тем, несмотря на определенные положительные моменты, данное право адвоката труднореализуемо в современных условиях, поскольку регламентировав данное право, законодатель не установил процессуаль­ный порядок производства по собиранию и представлению доказательств, описанный в ч. 3 ст. 86 УПК РФ, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела.

В отличие от ч. 3 ст. 86 УПК РФ, в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона не упоминается о праве адвоката собирать доказательства, а ведется лишь речь о праве адвоката собирать сведения.

Кроме того, при реализации адвокатами данного права, возникают и другие проблемы, на которые хотелось бы обратить внимание.

Правомерность требований о предоставлении сведений.

Существует проблема отказов в предоставлении, запрашиваемых адвокатом в рамках адвокатского запроса сведений, составляющих государственную, коммерческую, врачебную, налоговую или другую охраняемую законом тайну.

Поскольку в нормах, закрепляющих порядок предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну, адвокат как субъект, правомочный получать указанные сведения отсутствует, компетентные органы отказываются предоставлять запрашиваемые адвокатом сведения, отвечая, что порядок предоставления сведений, предусмотренный для предоставления уполномоченным органам, на адвокатов не распространяется.

На первый взгляд видится коллизия законодательства, предусматривающего право адвоката на сбор сведений и законов, регламентирующих порядок предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Однако согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона выдача происходит именно «в порядке, установленном законом». Действующим же законодательством не установлен порядок предоставления адвокату сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Справедливо отмечает З.Я. Беньяминова «пока не будет удален термин «установленный законом порядок» или этот порядок не будет, наконец, установлен, адвокаты и дальше будут сталкиваться с противодействием на свои запросы» .

Рассмотрим правомерность отказа в предоставлении запрашиваемых адвокатом сведений.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 24) допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима.

Законодателем наряду с общим порядком допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлен и особый порядок допуска к государственной тайне в отношении ряда лиц, в числе которых находятся только адвокаты, которые участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

Следовательно, отказ в предоставлении адвокату сведений, составляющих гостайну правомерен, поскольку в отношении данных сведений законодателем установлен специальный правовой статус.

Что касается правомерности требований о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, то Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) по данному вопросу отметил следующее: «так как в действующем законодательстве адвокат … не назван в числе субъектов, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну, указанная информация им предоставлена быть не может» .

КС РФ отметил, что адвокат не лишен возможности получить составляющие врачебную тайну сведения об оказании медицинской помощи при условии предъявления в орган здравоохранения надлежаще оформленных документов, подтверждающих его полномочия как защитника определенного гражданина .

Следовательно, адвокат лишен возможности получать сведения, составляющие врачебную тайну, в отношении лиц, чьи интересы он не представляет.

Адвокат вынужден реализовать данное право путем заявления ходатайств об истребовании этой информации перед органами дознания, следствия или судом. Вместе с тем, как справедливо отмечает И.С. Дикарев, «огромное число подобных ходатайств необоснованно отклоняется под самыми разнообразными предлогами.

Как следствие, сторона защиты оказывается в зависимом положении, что существенно ограничивает тактические возможности защитника» .

Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность медицинской организации предоставлять информацию, составляющую врачебную тайну по запросу адвоката, поскольку адвокат не входит в число лиц, информацию которым допускается представлять без согласия гражданина или его законного представителя.

Согласно ст. 26 ФЗ от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» адвокаты не относятся к числу лиц, которым банки предоставляют сведения, составляющие банковскую тайну.

Таким образом, адвокаты не наделены правом получать сведения, составляющие банковскую тайну. Поэтому непредоставление данных сведений адвокату на основании адвокатского запроса не может расцениваться как незаконное действие банка .

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

КС РФ в п. 2 Определения от 17.06.2008 г. № 434-О-О указал, что «федеральный законодатель … не называет адвокатов в числе лиц, запросы которых о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, являются обязательными для обладателей данной информации, а также для государственных и муниципальных органов, которым она стала известна в силу выполнения ими своих функций».

Таким образом, поскольку в нормах, устанавливающих перечень лиц, имеющих право на получение информации, составляющей коммерческую тайну, адвокаты отсутствуют, следовательно, порядок предоставления указанных сведений на адвокатов также не распространяется.

КС РФ отметил, что несмотря на то, что в п. 3 ст. 6 Закона закреплены права адвоката, среди которых упомянута возможность собирать необходимые сведения, однако адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну (п. 2 Определения КС РФ от 30.09.2004 г. № 317-О).

Отказывая адвокату в предоставлении запрашиваемых сведений, составляющих налоговую тайну, Санкт-Петербургский городской суд также указал на то, что адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к таким сведениям .

Таким образом, сведения, составляющие налоговую тайну, также не могут быть предоставлены по запросу адвоката.

В силу требований ст. 63 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» адвокат не наделен оперативно-розыскными полномочиями, а закрепленное в ст. 6 упомянутого Закона право адвоката собирать необходимые сведения и обязанность соответствующего органа предоставить информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения, вышеназванными специальными законами не только не установлен порядок предоставления информации ограниченного доступа непосредственно адвокату, но и более того, перечь лиц, имеющих доступ к информации ограниченного доступа, является закрытым, и отсутствие в нем адвокатов свидетельствует о том, что данная информация по адвокатскому запросу не предоставляется в силу закона .

Следовательно, сведения, составляющие тайну связи, в силу закона также не могут быть предоставлены адвокату по его запросу.

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате также не предусматривает возможности получения адвокатом сведений о совершенных нотариальных действиях.

Статьей 6 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставление информации о персональных данных субъекта по адвокатскому запросу федеральным законодательством не предусмотрено.

Закрепленные в ст. 6 Закона право адвоката собирать необходимые сведения и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения .

ВС РФ также указал, что право адвоката собирать необходимые сведения и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения .

Например, М.М. Багадуров направил адвокатский запрос в отделение Пенсионного фонда РФ об истребовании сведений о размерах получаемых рядом граждан пенсий, однако в предоставлении указанной информации ему было отказано.

Исходя из правовой позиции КС РФ исключение информации, относящейся к персональным данным, которая была запрошена заявителем, из режима свободного доступа полностью соответствует предписаниям ст. 24 (ч. 2) Конституции РФ (п. 2.1 Определения КС РФ от 29.09.2011 г. № 1063-О-О) . Таким образом, КС РФ признал законным отказ в предоставлении персональных данных по адвокатскому запросу заявителя.

Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 12.05.2010 г. № 49-В10-5 право адвоката собирать необходимые сведения и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения.

ФАС ВСО отметил, что «ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ предусмотрены случаи, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. При этом предоставление информации о персональных данных субъекта по адвокатскому запросу федеральным законодательством не предусмотрено.

Закрепленные в ст. 6 Закона право адвоката собирать необходимые сведения и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения» .

Следовательно, предоставление сведений, относящихся к персональным данным, по адвокатскому запросу федеральным законодательством также не предусмотрено.

Указанные необходимые сведения могут быть получены адвокатом по ходатайству перед органами дознания, следствия или судом. Проблема однако видится в том, что зачастую подобные ходатайства не удовлетворяются.

Форма и содержание адвокатского запроса.

Следующей проблемой является то, что законодательством не установлены требования, предъявляемые к форме и содержанию адвокатского запроса.

Хотя закон не предъявляет определенных требований, предъявляемых к форме адвокатского запроса, на наш взгляд, адвокатский запрос должен содержать:

1. Полное наименование и почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, кому направляется адвокатский запрос (подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона);

2. ФИО адвоката, его рег.номер в реестре адвокатов, почтовый и электронный адрес, контактный телефон для обратной связи;

3. Сведения о процессуальном положении лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела;

4. Название и существо запрашиваемых необходимых сведений, подробное обоснование необходимости запрашиваемых сведений;

5. Способ передачи запрашиваемых сведений (выдать на руки курьеру, направить электронной почтой и т.п.);

6. Перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (ордер, копия доверенности, иные документы);

7. Дату составления адвокатского запроса;

8. Запрос должен быть оформлен на бланке адвокатского образования, подписан адвокатом и скреплен оттиском соответствующей печати.

Субъекты, у которых адвокат вправе истребовать необходимые сведения.

Законодатель указывает перечень субъектов, к которым адвокат вправе обратиться с соответствующим адвокатским запросом: органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и иные организации.

Адвокат может обратиться к любому юридическому лицу, представленному как государством в лице его федеральных и территориальных органов, муниципальным образованием в лице органов местного самоуправления, так и частными коммерческими организациями и некоммерческими объединениями .

Однако собирать необходимые сведения адвокат вправе только в отношении лица, чьи интересы он представляет. Иное толкование предоставленного адвокату права, указанного в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона могло бы привести к нарушению интересов иных лиц, то есть к злоупотреблению правом .

Сведения, которые вправе истребовать адвокат.

Особый интерес представляет вопрос о том, какие сведения вправе запросить адвокат. Закон (подп. 1, 3, 6 п. 3 ст. 6) и УПК РФ (ст. 84, п. 1 ч. 3 ст. 86) указывают на сведения, необходимые для оказания юридической помощи, справки, характеристики, предметы, документы и иные сведения (к которым могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации) .

Удостоверение полномочий адвоката на адвокатский запрос.

По вопросу удостоверения полномочий адвоката на адвокатский запрос высказывалось множество разнообразных мнений, суть которых сводится к следующему: одни авторы считают, что к запросу необходимо приложить ордер, другие полагают, что ордер не обязателен. Нет однозначного ответа на данный вопрос и в разъяснениях, изложенных на сайтах Адвокатских палат субъектов РФ.

Отказывая в предоставлении адвокатам запрашиваемых ими сведений, адресаты указывают следующие причины: не представлены документы, подтверждающие полномочия адвоката; не произведена оплата адвокатом ответа на его запрос.

Нередко подготовленные адвокатами запросы адресатами игнорируются , либо на них отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего дело .

В любом случае, существующая практика отказа или игнорирования выполнения требований адвокатского запроса создает большие трудности для реализации права адвоката на сбор необходимых сведений, что, в свою очередь, негативно сказывается на оказании квалифицированной юридической помощи и защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по конкретному делу.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона, удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Однако оригинал удостоверения не приложишь к адвокатскому запросу, а копия удостоверения адвоката также не удостоверяет полномочия адвоката на запрос сведений, поскольку она подтверждает лишь общую правосубъектность адвоката, но не может свидетельствовать о том, что ответ на запрос необходим для оказания юридической помощи доверителю .

Неподтверждение же адвокатом своих полномочий ни ордером, ни надлежаще оформленной доверенностью, является основанием для отказа в предоставление запрашиваемых сведений , поскольку не подтвержден процессуальный статус адвоката .

Что касается доверенности, то тут необходимо отметить следующее.

Согласно п. 2 cт. 6 Закона полномочия адвоката в т.ч. и на адвокатский запрос подтверждаются либо ордером, либо доверенностью.

Характер адвокатской деятельности предусматривает оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, право адвоката действовать в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием или доверенностью.

Как справедливо указывает Р.Д. Лисицин, необходимость в доверенности для подачи адвокатского запроса может возникнуть лишь тогда, когда в силу закона определенные документы могут быть предоставлены только конкретным физическим или юридическим лицам, являющимся доверителями адвоката .

Ордер может быть использован адвокатом для подтверждения своих полномочий (в т.ч. и на адвокатский запрос), что закреплено в законодательстве (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ; ч. 4 ст. 49 УПК РФ; п. 5 ст. 53 ГПК РФ; п. 3 ст. 61 АПК РФ).

На наш взгляд, именно ордер является документом, предназначенным для подтверждения полномочий адвоката на адвокатский запрос.

В рамках осуществления юридической помощи адвокат может использовать свое право запрашивать необходимые сведения без уведомления или согласия доверителя, однако оно должно быть направлено на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов физического лица по конкретному делу. Например, суд, отказывая в удовлетворении требований истца об обязании предоставить информацию на адвокатский запрос, пришел к выводу о том, что предметом соглашения об оказании юридической помощи является получение информации, т.е. не оказание юридической помощи, направленной на защиту нарушенных прав гражданина, а истребование определенной информации .

Нередко отказ в предоставлении запрашиваемых сведений происходит по тому основанию, что к запросу не был приложен документ, подтверждающий оплату предоставления запрашиваемых сведений . Законодательство РФ не предусматривает оснований для освобождения адвокатов от оплаты различных пошлин и платежей при получении ими сведений для осуществления своей профессиональной деятельности, поэтому в подобных случаях адвокаты вынуждены оплачивать ответ на свой запрос .

Следует иметь в виду, что с 01.01.2013 г. п. 10 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающая уплату госпошлины за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов утратила силу.

Что касается соглашения об оказании юридической помощи, то необходимо отметить следующее.

Приморский краевой суд отметил, что соглашение об оказании юридической помощи судами не принимается в качестве доказательства полномочий адвоката .

Согласно позиции Санкт-Петербургского городского суда, заключение соглашения о направлении адвокатских запросов не порождает право направлять адвокатский запрос (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2012 г. № 33-252/2012).

Следовательно, соглашение на оказание юридической помощи не является документом, подтверждающим полномочия адвоката.

Таким образом, именно ордер является документом, удостоверяющим полномочия адвоката на адвокатский запрос.

Срок исполнения адвокатского запроса.

Срок является важнейшим показателем своевременности оказания адвокатом профессиональной юридической помощи.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В УПК РФ срок исполнения запроса адвоката вообще не указан.

Например, п. 3 ст. 57 ГПК РФ и п. 8 ст. 66 АПК РФ предусмотрен 5-дневный срок для извещения суда должностными лицами или гражданами о невозможности представления доказательств.

Согласно ч. 2 ст. 26.9 КоАП РФ, поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в 15-дневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Статья 26.10 КоАП РФ предусматривает 3-дневный срок со дня получения от судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, для исполнения истребования сведений, необходимых для разрешения дела.

Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5076-VI «Про адвокатуру та адвокатську діяльність», который вступил в силу 15.08.2012 г., предусматривает обязанность органов государственной власти и самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений дать ответ на запрос адвоката не позднее пяти рабочих дней (п. 2 ст. 24 указанного Закона).

Согласно п. 9 ст. 17 Закона Республики Казахстан от 05.12.1997 г. № 195-I «Об адвокатской деятельности»государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в течение 10 рабочих дней дать письменный ответ на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридической помощи по конкретному делу.

Полагаем, что месячный срок предоставления запрашиваемых необходимых сведений не позволяет своевременно оказать адвокату профессиональную юридическую помощь.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, месячный срок для ответа на запрос не представляется обоснованным и с практической точки зрения. Анализ норм действующего законодательства показывает, что месячный срок дается органам и организациям для ответа на такие обращения граждан (иных правомочных субъектов), которые требуют проведения дополнительной проверки, решения конкретной проблемы, принятия мер и т.п. .

Кстати законопроект, внесенный ЗС Красноярского края предусматривал соответствующие изменения в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона, сокращающие максимальный срок представления информации адвокату в ответ на его запрос до семи дней и указывающие на ответственность лиц, нарушивших указанную норму, которая подлежит установлению КоАП РФ . Стоит только выразить сожаление, что этот законопроект был снят с рассмотрения.

Напротив, по мнению Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству существующий месячный срок, с практической точки зрения, для ответа на запрос представляется обоснованным. Анализ норм действующего законодательства показывает, что данный срок является максимальным и дается органам, организациям для ответа на такие обращения, которые требуют проведения дополнительной проверки, решения конкретной проблемы, принятия мер. Так, общий срок в 30 дней отведен п. 1 ст. 12 ФЗ от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» для рассмотрения письменных обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Кроме того, установленная в законопроекте ответственность лиц за непредставление информации по запросу не корреспондируется с КоАП РФ, в котором отсутствует такой состав административного правонарушения .

Существующий механизм реализации права адвоката на запрос необходимых сведений должен содержать более короткий срок. Думается, что существующий срок для ответа на адвокатский запрос должен быть сокращен до 10 суток со дня получения запроса. Также существует необходимость законодательного дополнения, предусматривающего ответственность за неисполнение запроса адвоката.

В соответствии с этим, подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона, должен быть сформулирован следующим образом:

«собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее десятидневного срока со дня получения запроса адвоката. Неисполнение запроса адвоката влечет ответственность, установленную законодательством РФ».

Ответственность за непредставление запрашиваемых сведений.

Отсутствие ответственности за неисполнение адвокатского запроса является проблемой реализации данного права.

В законодательстве ряда зарубежных стран запрос адвоката по статусу приравнивается к запросу судьи, а его игнорирование предусматривает различную ответственность, вплоть до уголовной.

Например, в целях усиления гарантий прав адвокатов Законом Республики Узбекистан от 31.12.2008 г. № ЗРУ-198 Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности был дополнен ст. 197-1 предусматривающей с 01.01.2009 г. административную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, в т.ч. и выразившееся в непредставлении ответа на запрос адвоката, предусматривающей наложение штрафа от двух до пяти минимальных размеров заработной платы.

Законом Украины от 05.07.2012 г. № 5076-VI «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» также установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, кроме случаев отказа в предоставлении информации с ограниченным доступом (п. 3 ст. 24 указанного Закона).

Статьей 523 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование должностным лицом осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, выразившееся в непредставлении либо отказе представления в установленные законодательством сроки по письменному запросу необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления их профессиональных обязанностей, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, предусматривающей наложение штрафа в размере до двадцати месячных расчетных показателей.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона запрещается препятствование адвокатской деятельности каким бы то ни было образом. Думается, что отказ в предоставлении сведений по адвокатскому запросу в отдельных случаях может рассматриваться и как форма воспрепятствования адвокатской деятельности.

Как справедливо отмечает Коробицын, «причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является отсутствие соответствующей ответственности за неисполнение адвокатских запросов» .

Полагаем, что поскольку законодатель предоставляет адвокату право собирать необходимые сведения, логично было бы и предусмотреть в законе ответственность уполномоченных органов за их непредставление, несвоевременное представление и представление запрашиваемых сведений в неполном объеме.

Отсутствие ответственности за неисполнение обязанности, превращает право адвоката собирать необходимые сведения в юридическую фикцию. Поэтому нет ничего удивительного, что зачастую требования адвоката о предоставлении сведений зачастую не то, чтобы не исполняются, но и игнорируются. Поэтому следует согласиться с авторами считающими, что необходимо установить ответственность компетентных органов за невыполнение законных требований адвокатов о предоставлении необходимых сведений.

В противном случае нормы закона, закрепляющие право адвоката собирать необходимые сведения так и останутся не более чем декларацией и красивой вывеской, не позволяющей адвокатам реально использовать свое право.

В связи с этим полагаем, что адвокат, деятельность которого направлена на обеспечение квалифицированной юридической помощи, должен быть включен в перечень субъектов, за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление запрашиваемых сведений в неполном объеме должна наступать ответственность.

11.04.2013 г. в Госдуму был внесен проект ФЗ № 257510-6 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» , устанавливающий административную ответственность за непредоставление, предоставление заведомо недостоверных сведений адвокату.

Согласно данному законопроекту главу 19 КоАП РФ необходимо дополнить статьей 19.35 следующего содержания:

«19.35. Нарушение требований законодательства о предоставлении по запросу адвоката сведений или документов, необходимых для оказания юридической помощи

1. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями требований законодательства о предоставлении по запросу адвоката сведений и документов (копий документов), необходимых для оказания юридической помощи, -

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

2. Представление адвокату заведомо недостоверных сведений либо подложных документов или копий таких документов -

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.».

На наш взгляд, данный законопроект видится неоптимальным. Во-первых, отнесение ответственности за непредставление запрашиваемых сведений в главу 19 КоАП РФ сомнительно, т.к. данная глава предусматривает административную ответственность против порядка управления. В-вторых, в данном законопроекте не предусмотрена ответственность за предоставление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме.

Полагаем, что ответственность за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно предоставление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме, необходимых для оказания юридической помощи, необходимо изложить в ч. 2 ст. 5.39 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции:

«2. Непредставление или несвоевременное представление адвокату сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи, а равно представление адвокату таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, -

Влечет наложение административного штрафа в размере от …».

Установлением административной ответственности за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление запрашиваемых сведений в неполном объеме будет создан надежный механизм реализации права на получение квалифицированной юридической помощи.

В случае неоднократного немотивированного уклонения уполномоченных лиц от предоставления запрашиваемых адвокатом сведений, адвокат вправе обжаловать действия (бездействие) или решение вплоть до постановки вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ.

Таким образом, в целях реализации адвокатом своего права собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи, необходимы законодательные изменения и дополнения в части сокращения срока предоставления ответа на адвокатский запрос до 10 суток со дня получения адвокатского запроса, а также установления административной ответственности за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме.

Иванов А.В.,

адвокат филиала № 24 (г. Краснодар).

тел.: 8 918 389 75 39.

e-mail: [email protected].

Беньяминова З.Я. Конституционно-правовое обеспечение института адвокатуры в сфере защиты прав человека: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 84.

Обзор судебной практики ВС РФ от 23.11.2005 г. «Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2005 года» // БВС РФ. 2006. № 3. С. 27.

Определение КС РФ от 19.06.2007 г. № 483-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суханова Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=ARB;n=41050.

Дикарев И.С. Врачебная тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 66.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2011 г. № 33-18828 // www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.08.2012 г. № 33-11752 // www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru.

Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 06.03.2012 г. № 33-7194 // http://www.mosoblsud.ru.

Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08.11.2010 г. по делу № 33-31358 // http://base.garant.ru/59624620/.

Определение ВС РФ от 12.05.2010 г. № 49-В10-5 // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 1695165/.

Определение КС РФ от 29.09.2011 г. № 1063-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Багадурова Магомеда Магомедовича на нарушение его конституционных прав подп. 1 п. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ст. 10 ФЗ «О персональных данных» и ч. 2 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ» // http://www.ksrf.ru.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2008 г. № А58-558/08-Ф02-6318/08 по делу № А58-558/08 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=AVS;n=50373.

Кронов Е.В. Адвокатский запрос в уголовном процессе // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 43.

Определение Пермского краевого суда от 31.08.2010 г. по делу № 33-7656 // http://www.resheniya-sudov.ru/2010/2483/.

Решение ВС РФ от 7.02.2012 г. № ГКПИ11-2095 «О признании частично недействующими п.п. 76 и 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205, а также п. 18 приложения № 1 к ним» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=LAW;n=126567.

Долгошеев И.С. Адвокатура как субъект правоотношений (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 146.

Шубина О.Б. Правовая культура как элемент культуры общества: Дис. … канд. юрид. наук. СПб, 2004. С. 141.

Определение Московского городского суда от 04.07.2011 г. по делу № 33-18253 // http://base.garant.ru/58121037/.

Определение Ростовского областного суда от 16.01.2012 г. по делу № 33-384 // http://base.garant.ru/100535005/.

Лисицин Р.Д. Удостоверение полномочий адвоката на адвокатский запрос // Адвокат. 2012. № 5. С. 43.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2012 г. № 33-252/2012 // www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru.

Определение КС РФ от 25.01.2007 г. № 74-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Луганцева К.Н. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 121 АПК РФ и Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 11.

Макаров С.Ю. Проблемы применения адвокатами права по сбору сведений и документов с помощью направления адвокатских запросов // Российское право в Интернете. 2010. № 4. С. 11.

Определение Приморского краевого суда от 21.07.2010 г. по делу № 33-6134 // http://www.lawmix.ru/primor-sydu/37/.

Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5076-VI «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» // http://zakon-i-normativ.info/...text&base=1&id=1215204&menu=1.

Закон Республики Казахстан от 05.12.1997 г. № 195-I «Об адвокатской деятельности» // http://online.zakon.kz /Document/?doc_id=1008408#sub_id=70000.

Рагулин А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России. М., 2012. С. 178.

Проект ФЗ № 343816-4 «О внесении изменений в ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» //

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211; N 19, ст. 2672), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Утверждены
приказом Минюста России
от _____________ N ____

Требования
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) (далее - Федеральный закон).

I. Порядок оформления адвокатского запроса

1. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к Требованиям.

2. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

3. При оформлении адвокатского запроса в электронном виде он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием электронных подписей.

4. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (последнее - при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката;

4) реестровый номер и наименование субъекта Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения об адвокате, направляющем запрос;

5) реквизиты ордера (доверенности): номер и дата выдачи;

6) полное наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый и электронный адрес (последнее - при наличии), номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер в Журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе справки, характеристики и иные документы;

13) указание на способ передачи запрашиваемой информации (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдача по доверенности посыльному);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов;

15) дату составления адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии).

5. К адвокатскому запросу прилагаются копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката. Адвокат вправе, при необходимости, приложить к адвокатскому запросу иные документы.

6. Действие статьи 6.1 Федерального закона не распространяется на обращения в форме адвокатского запроса, связанные с разъяснением законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственной власти, органа местного самоуправления.

II. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

8. Адвокатский запрос может быть направлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).

9. Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

10. Адвокатский запрос регистрируется в Журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием, по форме согласно приложению N 2 к Требованиям.

Приложение N 1
к требованиям к форме, порядку оформления и направления
адвокатского запроса, утвержденным приказом Минюста России
от "____" __________ 2016 г.

Форма
адвокатского запроса

__________________________________ (полное или сокращенное (последнее - при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, кому направляется адвокатский запрос) __________________________________ (почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, кому направляется запрос) от адвоката _______________________, (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) имеющего реестровый N ___________ в реестре адвокатов ________________, (наименование субъекта Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения об адвокате, направляющем запрос) ордер (доверенность) _______________, (номер, дата выдачи) осуществляющего деятельность в ____ __________________________________ (полное наименование адвокатского образования) __________________________________ (почтовый и электронный адрес (последнее - при наличии), номер телефона/факса)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС N ______________

(регистрационный номер)

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в целях оказания квалифицированной юридической помощи ___________________ (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении) прошу предоставить ______________________________________________________. (сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе справки, характеристики и иные документы) Сведения прошу передать ____________________________________________. (указать способ передачи: почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать по доверенности посыльному) Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (статья 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Дата составления запроса _______________ (________________)

(подпись адвоката) (имя, отчество (последнее - при наличии), фамилия)

Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденным
приказом Минюста России
от "____" __________ 2016 г.

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Рег. N адвокатского запроса Дата направления адвокатского запроса Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации Имя, отчество (последнее - при наличии), фамилия адвоката, направившего запрос Краткое содержание адвокатского запроса Реквизиты ответа на адвокатский запрос

Обзор документа

В июне 2016 г. в Закон об адвокатской деятельности были внесены изменения. В частности, появилась статья, посвященная направлению адвокатского запроса.

Представлен проект приказа Минюста России, которым определяются требования к форме, порядку составления и направления такого документа.

Адвокатский запрос допускается формировать в бумажном и (или) в электронном виде. Приводится перечень указываемых сведений.

Документ может быть направлен в органы госвласти, местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в их компетенцию вопросам о представлении справок, характеристик и иных материалов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.