Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны. Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности Заявка успешно отправлена

К органам защиты государственной тайны относятся:

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные, временные ограничения их прав;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

Процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, обозначенных в ФЗ «О государственной тайне» в ст.22.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте). Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.

Ограничения могут касаться:

Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Задание-проблема: Определить какая ответственность за нарушение режима секретности, не применяется к сотрудникам полиции, с цель углубленного познания видов ответственности за грубые нарушения режима секретности. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

Выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

Наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

Наличие у них сертифицированных средств защиты информации. Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций

За счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств , выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, организацией и проведением проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее для целей настоящей статьи - юридические лица), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок. О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:

Истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

Поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

Наличие предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на двадцать рабочих дней. Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа), подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля. Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется. Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляющих работу с ними.

Режим секретности - это установленный нормами права единый порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Назначением режима секретности является предотвращение утечки закрытой (конфиденциальной) информации по агентурным каналам.

Режим секретности имеет ряд особенностей".

  • 1) единый для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций порядок обращения с государственными секретами, которые определяются высшими органами государственной власти и управления;
  • 2) обязательный для всех государственных органов и должностных лиц порядок обращения с государственными секретами;
  • 3) персональная ответственность руководителей всех рангов за организацию режима секретности в их учреждениях, организациях и предприятиях, за проведение необходимого комплекса мероприятий, предотвращающих утечку закрытой информации;
  • 4) контроль за деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов, соблюдение требований установленного режима секретности, который осуществляется органами государственной безопасности;
  • 5) уголовная ответственность лиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий.

Режим секретности по содержанию включает в себя порядок :

  • - установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях;
  • - допуска граждан к работам, документам и изделиям, которые содержат закрытую информацию;
  • - выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей по сохранению государственных и служебных тайн, по соблюдению режима секретности;
  • - обеспечения секретности: при проведении на предприятиях работ закрытого характера; при ведении секретного делопроизводства; при использовании технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера; при осуществлении предприятиями, учреждениями и организациями, где ведутся закрытые работы, контактов с зарубежными фирмами;
  • - проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений.

Деятельность по обеспечению сохранности государственных секретов в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях осуществляется через подразделения по защите государственной тайны, которые состоят из первых отделов и отделов или групп режима. На данные подразделения возложена задача ведения секретного делопроизводства, решение вопросов организации режима секретности на объекте и режима секретности по проводящимся закрытым работам:

В основу работы подразделений по защите государственной тайны (ГТЗГТ) положены следующие документы:

  • - Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях;
  • - Перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • - Ведомственный перечень сведений, подлежащих засекречиванию;
  • - Положение о порядке установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях.

При осуществлении своей работы работники ПЗГТимеют право :

  • 1) требовать от всех сотрудников, которые допущены к секретным работам и документам, выполнения всех требований установленного режима секретности;
  • 2) контролировать подразделения предприятия по обеспечению сохранности государственных и служебных тайн и выполнению требований режима секретности;
  • 3) требовать о глиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий, виновных в грубом нарушении режима секретности, письменных объяснений по факту происшедшего;
  • 4) возбуждать ходатайство перед руководством предприятия об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, виновных в перечисленных выше проступках.

На всех предприятиях, где ведутся закрытые работы, создаются постоянно действующие технические комиссии (ПДТК), которые являются консультативным органом при руководителе предприятия по вопросам режима секретности и противодействия иностранным техническим разведкам.

Основными задачами ДД7Хявляются:

  • 1) выявление возможных каналов утечки информации, присущих для данного предприятия;
  • 2) разработка и реализация мероприятий по своевременному закрытию выявленных каналов утечки закрытой информации;
  • 3) планирование всей работы по вопросам режима секретности, защиты от технических разведок на предприятии;
  • 4) организация и ведение общей профилактической работы по защите закрытой информации от технических разведок.

Правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности в нашей стране определяется Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна - не являющиеся государственными сведения, связанные с производством, технологиями, финансами, процессами управления и другой деятельностью организации или фирмы, разглашение которых может нанести ущерб их интересам. Гриф «Коммерческая тайна» не является секретным, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законодательством. Коммерческую тайну могут составлять сведения, относящиеся к очень широкому кругу вопросов предпринимательской деятельности.

По режиму доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом делится на конфиденциальную и секретную.

Под конфиденциальной информацией понимаются сведения, находящиеся в собственности, использовании или в распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. По содержанию конфиденциальная информация может иметь профессиональный, деловой, производственный, банковский, коммерческий, личный и другой характер.

При отнесении сведений к конфиденциальной информации необходимо учитывать следующее. Производственная деятельность предприятия направлена на обеспечение максимальной прибыли, что может быть достигнуто за счет снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности изделия. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, могут приносить положительные результаты только при условии их сокрытия от экономических конкурентов. Вследствие этого каждое предприятие должно осуществлять меры, направленные на защиту таких сведений. Отнесение этих сведений к конфиденциальной информации является одной из важнейших задач экономической безопасности предприятия.

Необходимость защиты тех или иных конфиденциальных сведений определяется конкуренцией. Именно поэтому к конфиденциальной информации целесообразно относить те сведения, которые могут дать или дают значимые преимущества в конкурентной борьбе, а разглашение этой информации может нанести экономический ущерб вследствие снижения конкурентоспособности товаров и услуг предприятия.

Оценка возможного экономического ущерба в случае утечки све-дений является основой формирования перечня сведении , составляющих конфиденциальную информацию предприятия.

Структура и содержание перечня зависит от характера деятельности предприятия. Основными разделами перечня можно рассматривать следующие:

  • - управление производством;
  • - планирование производственной деятельности;
  • - внедрение новых технологий, конструкций, материалов;
  • - финансы;
  • - конкуренты и партнеры;
  • - переговоры, перечень и содержание существующих и планируемых контрактов;
  • - ценовая политика;
  • - состояние реализации и сбыта продукции.

Наибольший объем сведений, относящихся к конфиденциальной информации, приходится на сферы торговли, маркетинга, производства, сервиса, управления.

Для того чтобы принять решение о включении тех или иных сведений о деятельности предприятия в перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, необходимо определить возможные негативные последствия , которые могут возникнуть в случае их разглашения. К таким последствиям могут относиться:

  • - срыв переговоров, утрата возможностей заключения выгодных контрактов;
  • - отказ от решений, становящихся экономически неэффективными в результате разглашения информации, появление дополнительных финансовых затрат для принятия новых решений;
  • - снижение рыночной стоимости продукции или сокращение объемов продаж;
  • - разрыв или существенное снижение уровня деловых отношений с партнерами;
  • - потеря возможности патентования и продажи лицензий;
  • - ухудшение условий получения кредитов;
  • - появление трудностей (сокращение объемов, повышение стоимости) в обеспечении сырьем, приобретении оборудования;
  • - сокращение рынка сбыта вследствие опережения конкурентом поставки аналогичной продукции;
  • - сокращение конкурентами затрат на проведение научных, опытных работ и совершенствование технологий.

Для определения перечня конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну фирмы, приказом генерального директора создается комиссия из специалистов по существующим на фирме направлениям деятельности. Комиссия на основе данного перечня определяет:

  • - какая информация нуждается в защите,
  • - наиболее важные (критические) элементы защищаемой информации.

Решение вопроса о снятии грифа «Коммерческая тайна» возлагается на создаваемую в установленном порядке специальную комиссию, в состав которой включаются представители службы безопасности и соответствующих структурных подразделений.

Решение комиссии оформляется составляемым в произвольной форме актом, который утверждается директором или его заместителем по направлению. В акте перечисляются дела, с которых гриф «Коммерческая тайна» снимается. Один экземпляр акта вместе с делами передается в архив, а на дела постоянного хранения - в государственный архив. На обложках дел гриф «Коммерческая тайна» погашается штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта, послужившего основанием для его снятия.

Допуск сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну, осуществляется директором, его заместителями по направлениям и руководителями структурных подразделений.

Руководители подразделений и службы безопасности ответственны за подбор лиц, допускаемых к сведениям с грифом «Коммерческая тайна», обязаны обеспечить систематический контроль за тем, чтобы к этим сведениям получали доступ только те лица, которым такие сведения необходимы для выполнения своих служебных обязанностей.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, допускаются лица, обладающие необходимыми нравственными и деловыми качествами, способные хранить коммерческую тайну и только после оформления в службе безопасности индивидуального письменного обязательства по сохранению коммерческой тайны.

Допуск сотрудников к работе с документами, имеющими гриф «Коммерческая тайна», производится в соответствии со списком за подписью руководителя структурного подразделения. Командированные и частные лица допускаются к ознакомлению и работе с документами и изданиями с грифом «Коммерческая тайна» с письменного разрешения руководителей фирмы и подразделений, в ведении которых находятся эти документы, при наличии письменного запроса тех организаций, в которых они работают, с указанием темы и объема выполняемого задания, а также предписания на выполнение задания.

Выписки из документов и изданий, содержащие сведения с грифом «Коммерческая тайна», производятся втетрадях, имеющихтакой же гриф, и после окончания работы представителя высылаются в адрес организации. Дела и издания с грифом «Коммерческая тайна» выдаются исполнителям и принимаются от них под расписку.

Документы, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну, подлежат обязательной регистрации в канцелярии службы безопасности или в общем делопроизводстве подразделения уполномоченным службы безопасности. Такие документы должны иметь реквизиты, определенные нормативными документами фирмы, и гриф «Коммерческая тайна». На документах, передаваемых иностранцам, гриф «Коммерческая тайна» нс проставляется. Полученные от иностранцев документы маркируются грифом «Коммерческая тайна» графитным карандашом. В тексте документа и его реквизитах дополнительно могут оговариваться права на информацию, порядок пользования ею, сроки ограничения на публикацию и другие.

Отсутствие грифа «Коммерческая тайна» и предупредительных оговорок в тексте и реквизитах означает свободную рассылку и предполагает, что автор информации и должностное лицо, санкционирующее ее распространение, предусмотрели все возможные последствия свободной рассылки и несут за это всю полноту ответственности.

Вся поступающая корреспонденция с грифом «Коммерческая тайна» или другими грифами принимается и вскрывается сотрудниками канцелярии, которым поручена работа с этими материалами. При этом проверяется количество листов и экземпляров документов и изданий, а также наличие указанных в сопроводительном письме приложений.

В случае отсутствия в конвертах документов с грифом «Коммерческая тайна» или приложений к ним составляется акт в двух экземплярах, один из которых отправляется отправителю. Регистрации подлежат все входящие, исходящие и внутренние документы, а также издания с грифом «Коммерческая тайна». Такие документы учитываются по количеству листов, а издания (книги, журналы, брошюры) - поэкземплярно.

Учет документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» ведется в журналах или на карточках установленной формы отдельно от учета другой несекретной документации. Листы журналов нумеруются, прошиваются и опечатываются. Издания, которые не подшиваются в дела, учитываются в журнале инвентарного учета. Движение документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» должно своевременно отражаться в журналах или на карточках.

На каждом зарегистрированном документе, а также на сопроводительном листе к изданиям с грифом «Коммерческая тайна» проставляется штамп, в котором указываются наименование, регистрационный номер документа и дата его поступления. Тираж издания с грифом «Коммерческая тайна», полученный для рассылки, регистрируется под одним входящим номером в журнале учета и распределения изданий.

Печатание материалов с грифом «Коммерческая тайна» производится в бюро оформления технической документации или в структурных подразделениях под ответственность их руководителей.

Документы и издания с грифом «Коммерческая тайна» размножаются в типографиях и на других множительных аппаратах. Данная процедура производится с разрешения службы безопасности и под контролем канцелярии по заказам, подписанным руководителем подразделения и утвержденным заместителем директора по направлению. Учет размноженных документов и изданий осуществляется поэкземплярно в специальном журнале.

Документы с грифом «Коммерческая тайна» после исполнения группируются в отдельные дела. Порядок их группировки предусматривается номенклатурами дел несекретного делопроизводства. В номенклатуру дел в обязательном порядке включаются все справочные картотеки и журналы на документы и издания с грифом «Коммерческая тайна».

При пользовании открытой радиосвязью запрещается передавать сведения, имеющие гриф «Коммерческая тайна». Такие сведения могут передаваться только по закрытым техническим средствам связи или по открытой телетайпной связи с проставлением на документах и телеграммах соответствующего штампа. При пользовании проводной связью запрещается указывать должности адресатов и отправителей, разрешается указывать только телеграфные адреса и фамилии отправителей и получателей.

Снятие различных копий, а также производство выписок из документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» сотрудниками производится по разрешению руководителей подразделений.

Контроль за обеспечением режима при работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну, осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности коммерческой тайны, выявления недостатков и нарушений режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна», установления причин таких недостатков и нарушении и выраоотки предложении, направленных на их устранение и предотвращение.

Контроль за обеспечением режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» осуществляет служба безопасности и руководители структурных подразделений.

Комиссия для проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» комплектуется из опытных и квалифицированных работников в составе не менее двух человек, имеющих доступ к этой работе. Участие в проверке не должно приводить к необоснованному увеличению осведомленности проверяющих в этих сведениях.

Проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» проводятся не реже одного раза в год комиссиями на основании предписания, подписанного директором или его заместителем по направлению.

По результатам проверок составляется акт с отражением в нем состояния режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна», выявленных недостатков и нарушений, предложений по их устранению. С актом после утверждения его директором или заместителем под роспись знакомится руководитель структурного подразделения.

Об устранении выявленных в результате проверки недостатков и нарушений в режиме при работе с материалами «Коммерческая тайна» и реализации предложений руководитель подразделения в установленные комиссией сроки сообщает начальнику службы безопасности.

В случае установления факта утраты документов, дел и изданий с грифом «Коммерческая тайна» либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность директор, его заместители и начальник службы безопасности. Для расследования факта утраты документов, дел и изданий с грифом «Коммерческая тайна» при установлении факта разглашения сведений, содержащихся в этих материалах, приказом директора или распоряжением руководителя структурного подразделения назначается комиссия, заключение которой о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию. На утраченные документы, делай издания с грифом «Коммерческая тайна» составляется акт. Соответствующие отметки вносятся в учетные документы.

Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения директором или его заместителями по направлениям передаются в архив.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

  • * чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;
  • * состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • * привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • * фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;
  • * размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • * состоянии здоровья высших должностных лиц России. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).

Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности, Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти.

А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

Второй компонент защиты - система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительном порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятий руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.

Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений (соответственно 25, 20 и 10 процентов). А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере:

  • * 5% - при стаже работы от 1 до 5 лет;
  • * 10% - при стаже работы от 5 до 10 лет;
  • * 15/0 - при стаже работы свыше 10 лет95.

Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.

Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.

В особом, упрощенном порядке, без прохождения разрешительной процедуры допускаются к секретным сведениям члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Передача секретной информации от одной организации другой, другим государствам (т. е. распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. Для обеспечения режима секретности установлены правила проведения совещаний, на которых используются сведения, составляющие государственную тайну.

В этом деле широко применяются разнообразные технические средства шифрования, передачи, хранения данных. Транспортировка ее носителей обеспечивается Федеральной службой фельдъегерской связи. На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности.

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.


Государственную тайну можно трактовать как особые сведения, содержащие информацию, обладать которой может лишь определенный и достаточно узкий круг лиц. При этом перечень сведений, составляющих гостайну, защищается деятельностью правоохранительных органов.

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот - намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия - то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.

Ответственность за нарушение секретной государственной тайны

За неправомерное оглашение государственной тайны, в отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность. При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие, либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновного и т.д. Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий, включая материальный ущерб, причиненный государству.

Во время расследования могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенного нарушения. К ним относятся:

  1. Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
  2. Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
  3. Прерывание действующих разработок и государственных учений.
  4. Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.

Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.

Разглашение секретной государственной тайны может повлечь за собой следующие виды наказания:

  1. предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;
  2. тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года. При этом комментарий действующих уголовных норм гласит, что в редких случаях период лишения свободы продливается до 7 лет.

В качестве дополнительных мер ответственности нередко применяется и отстранение от должности на конкретный срок, либо установление запрета на осуществление определенной деятельности виновным лицом.

Все вышеперечисленные меры и их курсовая направленность должны способствовать дальнейшему недопущению разглашения секретной государственной информации и тайны уполномоченными лицами.

Особенности назначения наказания за разглашение

Назначение соответствующего наказание за разглашение тайны и государственной информации осуществляется исключительно в судебном порядке. При этом инициатором возбуждения дела может быть любое заинтересованное лицо. Чаще всего им является представитель определенной государственной структуры или правительственного органа. Истцом также может являться и работодатель виновного человека.

Существующая судебная практика показывает, что методика расследования направлена на выяснение всех необходимых подробностей случившегося, а именно:

  1. наличие предварительного сговора и подготовки данного преступления;
  2. подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;
  3. вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемое содействие;
  4. установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;
  5. выяснение иных важных обстоятельств преступления.

Осужденные на максимальный срок лица, как правило, теряют возможность дальнейшего трудоустройства в государственных органах, вне зависимости от направления деятельности, а также иных аспектов работы.

При назначении определенной ответственности в отношении лица, совершившего разглашение, большое значение будет уделено тому факту, было ли наличие этой тайны закреплено соответствующим образом. Чаще всего это делается во время трудоустройства работника - тогда ему вручается соглашение о неразглашении конфиденциальных сведений. Положения данного документа должны быть подробно разъяснены будущему работнику. Только после полного их изучения он ставит подпись, подтверждающую отсутствие у него возражений на этот счет.

Именно факт предварительного подписания такого соглашения доказывает, что лицо знало о наличии секретных сведений, а также о мерах ответственности, которая может быть установлена в том случае, если положения вышеуказанного документа будут нарушены.

Если же у истца не имеется доказательств предварительного согласования, установление какого-либо наказания будет считаться неправомерным.

Нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне может выражаться:

  • ? во-первых: в нарушении правовых норм защиты государственной тайны, а именно в незаконном получение, предоставление, распространение сведений, составляющих государственную тайну, в утрате и (или) уничтожении сведений, составляющих государственную тайну, в несоблюдении режима секретности и защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • ? во-вторых: в нарушении прав и свобод человека и гражданина вследствие неправомерного засекречивания сведений.

Ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне посвящена статья 26 Закона Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне». Названная статья устанавливает виды ответственности за эти нарушения:

«Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Уголовную ответственность за нарушение правовых норм защиты государственной тайны (то есть преступления) несут физические лица. В соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ

«Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Ответственность за преступления, связанные с незаконным получением, предоставлением, распространением и утратой документов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, устанавливают статьи 275, 276, 283 и 284 главы 29 названного Кодекса.

Статья 275 устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как государственная измена. При этом государственная измена понимается в соответствии с названной статьей как

«совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Совершение гражданином Российской Федерации преступления, квалифицируемого как государственная измена, в соответствии с названной статьей «наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо без такого и с ограничением свободы на срок до двух лет».

Статья 276 названного Кодекса устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как шпионаж. При этом шпионаж понимается, в соответствии с названной статьей, как

«Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации, или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующие в её интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации», совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Шпионаж в соответствии с названной статьей наказывается «лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет».

Статья 275 названного Кодекса содержит примечание, в котором говорится:

«Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Статья 283 устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как разглашение государственной тайны. Статья содержит две следующих части:

«1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет».

Понятие «арест» статья 54 названного Кодекса определяет как содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев.

Понятие «лишение свободы» определяется в статье 56 названного Кодекса как изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строго или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

12 ноября 2012 года в состав Уголовного кодекса Российской Федерации была введена новая статья 283.1 с названием «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». Эта статья была введена в связи с тем, что наказание за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, для лиц, имеющих российское гражданство, в законодательстве Российской Федерации отсутствовало.

Названная статья устанавливает:

«1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) -- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

  • 2. То же деяние, если оно:
    • а) совершено группой лиц;
    • б) совершено с применением насилия;
    • в) повлекло наступление тяжких последствий;
    • г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    • д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, -- наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.»

Статья 284 устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как утрата документов, содержащих государственную тайну:

«Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Понятие «ограничение свободы» в статье 53 Уголовного кодекса Российской Федерации определяется как содержание осуждённого, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Кроме рассмотренных статей, в Уголовном кодексе Российской Федерации установлен ряд норм, направленных на защиту охраняемой законом информации, в состав которой входит и информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну. Эти нормы предусматривают уголовную ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей.

Статья 272 устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как неправомерный доступ к компьютерной информации, охраняемой законом. В редакции Уголовного кодекса Российской Федерации от 07.12.2011 №420-ФЗ названная статья состоит из четырех частей и примечание. Статья устанавливает:

«1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  • 2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, -наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере работной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Примечания.

  • - Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
  • - Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.»

Исправительные работы в соответствии со статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Статья 273 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ. Статья состоит из следующих трех частей:

«1. Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

  • 2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, -наказываются лишением свободы на срок до семи лет».

Статья 274 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает наказание за преступление, квалифицируемое как нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной безопасности и информационно-телекоммуникационных сетей. Названная статья содержит следующие две части:

«1. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб, -наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок».

Административную ответственность за нарушение правовых норм охраны государственной тайны (то есть административные правонарушения) несут как физические, так и юридические лица.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ:

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административную ответственность за нарушение правовых норм защиты государственной тайны устанавливают статья 13.12 и статья 13.13 названного Кодекса.

Статья 13.12 предусматривает наказание за правонарушение, квалифицируемое как нарушение правил защиты информации, связанное с нарушением лицензионных требований и условий, а также с использованием несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Ответственность за эти нарушения установлена в частях 3 и 4 названной статьи следующим образом:

«3. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой».

Статья 13.13 устанавливает ответственность за правонарушение, квалифицируемое как незаконная деятельность в области защиты информации. Часть 2 названной статьи устанавливает:

«Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой».

Дисциплинарная ответственность за нарушение правовых норм охраны государственной тайны установлена в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статья 81 названного Кодекса устанавливает основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя, в случае нарушения работником требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне:

«Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

…6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

…в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей».

Руководитель органа государственной власти, предприятия, учреждения, организации в отношении работника, имеющего допуск к государственной тайне, имеют право:

  • - объявить работнику выговор;
  • - инициировать вопрос о лишении работника допуска к государственной тайне за нарушение правовых норм охраны государственной тайны.

Вопросы, связанные с незаконным отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием, рассматриваются:

1) в статье 7:

«Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба»;

2) в статье 10:

«Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством»;

3) в статье 15:

«Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке»

Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», а также в статье 13.7 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»:

«Нарушение правил распространения обязательных сведений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей».