Главный государственный инспектор по соблюдению законности. Главный государственный инспектор рсфср Члены контрольной коллегии

Утверждаю

Председатель Госгортехнадзора России

М.П. ВАСИЛЬЧУК

Срок введения в действие

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСПЕКТОРЕ (ГЛАВНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСПЕКТОРЕ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ(ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ)

РД 02-20-93

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает организационно - правовые основы деятельности государственного инспектора (главного государственного инспектора) Госгортехнадзора России.

1.2. Государственный инспектор (главный государственный инспектор) Госгортехнадзора России является должностным лицом регионального органа (округа) Госгортехнадзора России и осуществляет непосредственно надзорные, контрольные профилактические и другие функции, предусмотренные положением о Госгортехнадзоре России, положениями об округе и инспекции.

1.3. В своей деятельности государственный инспектор (главный государственный инспектор) руководствуется законами Российской Федерации, другими актами, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, положением о Госгортехнадзоре России, его постановлениями, приказами и указаниями, приказами и указаниями округа и инспекции, положениями об округе и инспекции, организационно - методическими, руководящими и нормативными документами (правилами, инструкциями, стандартами и т.д.), утвержденными или согласованными Госгортехнадзором России.

1.4. Назначение и освобождение от должности государственного инспектора (главного государственного инспектора) производится приказом по округу.

1.5. Конкретные функциональные обязанности государственного инспектора (главного государственного инспектора) определяются должностной инструкцией, утверждаемой руководителем округа, а сфера его деятельности (специализация, перечень закрепленных предприятий, производств и объектов) объявляется приказом по округу или распоряжением по инспекции.

1.6. Подчиненность государственного инспектора (главного государственного инспектора) определяется организационной структурой округа и должностной инструкцией.

1.7. Государственный инспектор (главный государственный инспектор) имеет удостоверение установленной формы, которое выдается после прохождения им соответствующего первичного обучения (стажировки) и допуска к самостоятельной работе.

2. Обязанности государственного инспектора (главного государственного инспектора)

Государственный инспектор (главный государственный инспектор) обязан:

2.1. Осуществлять государственный надзор за соблюдением поднадзорными предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования и выполнением обязанностей по охране недр, а также за выполнением условий, установленных в разрешениях (лицензиях), выдаваемых органами госгортехнадзора.

2.2. Проводить в соответствии с планом работы обследования поднадзорных предприятий и организаций и оформлять результаты обследований в установленном порядке (уделять основное внимание обследованию предприятий (объектов) повышенной опасности, а также имеющих высокий уровень травматизма и аварийности)*.

* Государственные инспектора (главные государственные инспектора), осуществляющие надзор за безопасным ведением работ на подземных и открытых горных работах (в соответствии с утвержденным в установленном порядке Перечнем поднадзорных Госгортехнадзору России предприятий, производств, объектов и работ), обязаны затрачивать непосредственно на посещение мест ведения работ более 50% рабочего времени.

2.3. Выявлять опасные факторы, технологические операции, процессы, места работ и принимать меры к устранению причин и условий, приводящих и способствующих возникновению аварий и производственных травм, а также меры по соблюдению установленного порядка пользования недрами.

2.4. Анализировать состояние безопасности производств (объектов), работ и охраны недр на поднадзорных предприятиях, выявлять на основе анализа наиболее сложные вопросы, связанные с обеспечением безопасности и рациональным использованием недр, предлагать практические меры по их решению.

2.5. Осуществлять учет и анализ аварий и случаев производственного травматизма, проводить (участвовать) в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев травмирования, утрат взрывчатых материалов, принимать по результатам расследования решения по вопросам, отнесенным к компетенции государственного инспектора (главного государственного инспектора).

2.6. Осуществлять надзор за готовностью предприятий, производств и объектов, горноспасательных, газоспасательных противофонтанных и диспетчерских служб, а также восстановительных поездов железных дорог к локализации и ликвидации возможности аварий.

2.7. Осуществлять контроль за выполнением установленного порядка подготовки и проверки знаний вопросов безопасного ведения работ, норм и инструкций персонала и инженерно - технических работников.

2.8. Планировать свою деятельность и вести необходимый учет (отчетность) в установленном в системе госгортехнадзора порядке.

2.9. Знать технологию поднадзорного производства, своевременно и качественно исполнять возложенные на него функциональные обязанности, требовать от руководителей, специалистов и работников соблюдения правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и охране недр, технологических регламентов и других нормативных документов.

2.10. Контролировать выполнение выданных органами Госгортехнадзора России предписаний, мероприятий по обеспечению безопасности, а также предложенных комиссиями по расследованию случаев травмирования и аварий. Проявлять принципиальность, инициативу и настойчивость в реализации руководящих указаний по вопросам техники безопасности и охраны недр.

2.11. Содействовать внедрению на поднадзорных предприятиях безопасных технологий и оборудования, приборов контроля и средств защиты, новейших достижений в области безопасности и охраны недр.

Повышать свой профессиональный уровень.

2.12. Поддерживать деловую связь с органами государственной власти и управления на местах, а также другими органами государственного надзора и контроля.

2.13. Пропагандировать положительный опыт работы в области безопасного ведения работ и охраны недр. Выступать перед коллективами поднадзорных предприятий и организаций, в средствах массовой информации по вопросам безопасности.

2.14. Постоянно повышать свой профессиональный уровень, проявлять организованность в работе, точно и своевременно выполнять приказы, постановления, инструкции и другие нормативные и организационно - распорядительные акты вышестоящих органов Госгортехнадзора России.

2.15. Использовать в полном объеме предоставленные права по предотвращению аварий и производственного травматизма, не допускать использования служебного положения в корыстные целях, с достоинством вести себя на работе и вне работы.

2.16. На главного государственного инспектора наряду с вышеперечисленными обязанностями могут возлагаться обязанности по руководству группой государственных инспекторов.

3. Права

Государственному инспектору (главному государственному инспектору) предоставляются права в объеме соответственно раздела I и раздела II Перечня прав должностных лиц, системы Госгортехнадзора России.

4. Квалификационные требования

На должность государственного инспектора могут назначаться, как правило, лица, имеющие высшее техническое образование по специальности, соответствующей профилю подконтрольных производств (объектов), и стаж работы на инженерно - технических должностях на таких производствах (объектах) не менее трех лет.

В отдельных случаях на должность государственного инспектора могут назначаться лица, имеющие законченное среднее техническое образование и специальность по профилю подконтрольных производств (объектов), со стажем работы на инженерно - технических должностях не менее пяти лет.

Государственный инспектор должен уметь проводить обследования по вопросам, входящим в его компетенцию; расследовать обстоятельства и причины аварий и случаев травмирования; правильно применять действующие нормативы по безопасному ведению работ и охране недр; проверять работоспособность контрольно-измерительной аппаратуры, средств защиты, сигнализации и приборов безопасности и пользоваться переносными контрольными приборами.

На должность главного государственного инспектора могут назначаться государственные инспектора со стажем работы в этой должности не менее трех лет или специалисты, имеющие такой же стаж работы в службах техники безопасности и технического надзора предприятий.

Главный государственный инспектор должен также уметь организовывать надзорную деятельность (руководить группой государственных инспекторов).

5. Ответственность

Государственный инспектор (главный государственный инспектор) несет ответственность за:

5.1. Систематичность и действенность надзора за выполнением требований по безопасному ведению работ и охране недр на поднадзорных предприятиях, объектах и в организациях.

5.2. Полноту выявления нарушений, своевременность и качество выданных предписаний и эффективность контроля за их выполнением.

5.3. Возможные последствия в местах работ, где имеются нарушения требований безопасности, на устранение которых инспектор определил срок.

5.4. Выполнение настоящего Положения, должностной инструкции и правил внутреннего трудового распорядка.

Главный государственный инспектор несет ответственность также за организацию надзорной деятельности группы государственных инспекторов, руководителем которой он является.

Представительство в суде и защита прав, досудебное урегулирование споров, медиация, абонентское сопровождение организаций, кадровое делопроизводство, трудовое право, восстановление на работе и выплата заработной платы, регистрация и ликвидация предприятий, земельные споры, споры связанные с недвижимостью, сопровождение сделок с недвижимостью, бесплатная юридическая консультация. Квалифицированный юрист Вологда. Квалифицированный адвокат Вологда. Квалифицированный юрист Москва. Квалифицированный адвокат Москва. Квалифицированный юрист Санкт-Петербург. Квалифицированный адвокат Санкт-Петербург. Суд по интеллектуальным правам. Европейский суд по правам человека. Апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба в Московский городской суд. Апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд. Санкт-Петербургский городской суд. Московский городской суд. Верховный суд. Кассационная жалоба. Кассационная жалоба в Верховный суд. Оценка перспектив обращения в Европейский суд по правам человека. Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ. Оценка перспектив обращения в ЕСПЧ. Подготовка жалоб в ЕСПЧ. Жалоба ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ. Адвокат ЕСПЧ. Юрист ЕСПЧ. Адвокат Европейский суд по правам человека. Юрист Европейский суд по правам человека. Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Оценка перспектив обращения в Комитет ООН по правам человека. Жалоба Комитет ООН по правам человека. Адвокат Комитет ООН по правам человека. Юрист Комитет ООН по правам человека. Арбитражный суд города Москвы. Арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражный суд Вологодской области. Девятый апелляционный арбитражный суд. Десятый апелляционный арбитражный суд. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Арбитражный суд Московского округа. Арбитражный суд Северо-Западного округа. Юрист Верховный Суд. Адвокат Верховный Суд. Юрист Верховный Суд Российской Федерации. Адвокат Верховный Суд Российской Федерации. Юрист Верховный Суд РФ. Адвокат Верховный Суд РФ. Юрист Вологодский областной суд. Адвокат Вологодский областной суд. Юрист Ленинградский областной суд. Адвокат Ленинградский областной суд. Юрист Сантк-Петербургский городской суд. Адвокат Санкт-Петербургский городской суд. Юрист Московский областной суд. Адвокат Московский областной суд. Юрист Московский городской суд. Адвокат Московский городской суд. Реновация Москва. Реновация в Москве. Юрист реновация Москва. Юрист реновация в Москве. Адвокат реновация Москва. Адвокат реновация в Москве.

1991 г. № 127 (Слово «государственный» в названии должности по Положению - со строчной буквы).

Согласно Положению Главный государственный инспектор РСФСР назначается на должность и освобождается от должности Президентом РСФСР и работает под его непосредственным руководством; возглавляет Контрольное управление, которое является его рабочим аппаратом; обеспечивает взаимодействие Президента РСФСР с органами исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга .

Указом Президента Российской Федерации от 4 марта г. № 330 должность упразднена.

Главные государственные инспекторы

  1. Махарадзе Валерий Антонович - Указом Президента РСФСР от 14 августа 1991 г. № 45 назначен Главным Государственным инспектором РСФСР - начальником Контрольного управления Администрации Президента РСФСР; Указом Президента Российской Федерации от 2 марта г. № 229 освобожден от должности Главного государственного инспектора Российской Федерации - начальника Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации
  2. Болдырев Юрий Юрьевич - Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 230 назначен Главным государственным инспектором Российской Федерации - начальником Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации; Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. № 330 освобожден от должности Главного государственного инспектора Российской Федерации - начальника Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации

Полномочия

Главный государственный инспектор РСФСР от имени и по поручению Президента РСФСР уполномочен:

  • осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, министерствах, государственных комитетах и других органах государственного управления РСФСР;
  • обеспечивать единство системы государственного контроля в РСФСР;
  • координировать деятельность представительств Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР, представителей Президента РСФСР в краях, областях, автономной области , автономных округах , городах Москве и Санкт-Петербурге;
  • осуществлять контроль за реализацией указов и распоряжений Президента РСФСР;
  • ставить перед Генеральным прокурором РСФСР, Министром внутренних дел РСФСР и Председателем Комитета государственной безопасности РСФСР вопрос о расследовании фактов нарушения законодательства должностными лицами органов исполнительной власти.

Права

  • участвует в заседаниях органов, образуемых Президентом РСФСР, а также Совета Министров РСФСР;
  • вносит в установленном порядке предложения Президенту РСФСР о назначении на должность и освобождении от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов;
  • вносит предложения Президенту РСФСР по кандидатурам на должности постоянных представителей Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР, представителей Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге;
  • издает распоряжения по организации деятельности Контрольного управления, а также инструкции и рекомендации по осуществлению контроля;
  • организует изучение практики по реализации контрольных функций в структуре президентской власти других государств.

Контрольная коллегия

Состав

29 января 1992 г. № 40-рп образована контрольная коллегия при Главном государственном инспекторе Российской Федерации в количестве 11 человек и утвержден персональный состав контрольной коллегии: Председатель контрольной коллегии:

  • Главный государственный инспектор Российской Федерации В. А. Махарадзе

Члены контрольной коллегии:

  • Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации (Министр Российской Федерации) И. Н. Лазарев
  • Начальник контрольно-ревизионного управления Министерства экономики и финансов Российской Федерации Ю. А. Данилевский
  • Председатель Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте Российской Федерации С. Ф. Безверхий
  • Начальник главного управления Государственной торговой инспекции по торговле и качеству товаров по Российской Федерации В. И. Бодрягин
  • Начальник контрольно-ревизионного управления Центрального банка Российской Федерации А. Т. Лавров
  • Начальник Государственной хлебной инспекции Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации А. Н. Эстрин
  • Председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации Е. Н. Беляев
  • Начальник Государственной инспекции по качеству продукции Главзаготпоставки Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Н. А. Стародубцев
  • Начальник Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации О. З. Исхаков
  • Начальник инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В. Д. Немерцев.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. № 125-рп Махарадзе Валерий Антонович освобожден от обязанностей председателя контрольной коллегии при Главном государственном инспекторе Российской Федерации; председателем контрольной коллегии при Главном государственном инспекторе Российской Федерации назначен Главный государственный инспектор Российской Федерации - начальник Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации Болдырев Юрий Юрьевич.

Функции

Согласно Положению о контрольной коллегии при Главном государственном инспекторе Российской Федерации, утвержденному распоряжением Президента Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 54-рп контрольная коллегия:

  • обеспечивает организацию комплексных проверок работы органов исполнительной власти и других органов государственного управления Российской Федерации по выполнению ими указов и распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет меры по координации работы центральных контролирующих органов на территории Российской Федерации, повышению эффективности контроля;
  • объединяет усилия межведомственных контролирующих органов на важнейших направлениях развития экономических реформ, проблемах экономики и социальной сферы, защите интересов граждан;
  • рассматривает положение дел с организацией внутриведомственного финансового контроля, а также вопросы, вносимые на обсуждение входящими в контрольную коллегию руководителями контролирующих органов;
  • заслушивает результаты проверок, проводимых Контрольным управлением Администрации Президента Российской Федерации и центральными органами межведомственного контроля, входящими в состав контрольной коллегии;
  • обеспечивает эффективность выполнения контролирующими органами полномочий, предусмотренных законодательством;
  • издает и направляет за подписью Главного государственного инспектора Российской Федерации обязательные к исполнению предписания органам исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерствам, государственным комитетам и другим органам государственного управления Российской Федерации и их должностным лицам;
  • вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации заключения по результатам проверок и вопросам деятельности должностных лиц органов исполнительной власти.

См. также

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Главный государственный инспектор по энергетическому надзору ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 62. Производство и распределение электроэнергии. (С изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 8 сентября 2003 года N 462), (с изменениями, внесенными согласно приказа Министерства топлива и энергетики N 196 от 08.04.2009)", который утвержден приказом Министерства топлива и энергетики Украины 16.03.2001 N 19. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Главный государственный инспектор по энергетическому надзору" относится к категории "Руководители".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее техническое образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы на должностях руководителей низшего уровня - не менее 5 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- отраслевые документы по энергоснабжения потребителей;
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- Правила технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей;
- Правила безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей;
- Правила безопасной эксплуатации электроустановок;
- схемы, устройство и территориальное расположение объектов энергонадзора;
- Положение о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- Правила пользования электрической энергией;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Проводит единую государственную политику в области энергоснабжения.

2.2. Организует надзор за эксплуатацией и техническим состоянием электрических и теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей в части надежности энергоснабжения и управления режимами энергопотребления.

2.3. Обеспечивает выполнение мероприятий по управлению режимами потребления электрической и тепловой энергии.

2.4. Организует введение новых и вывод из эксплуатации устаревших энергоустановок, не отвечающих требованиям надежной и безаварийной работы и экономичности; внедряет новые разработки средств контроля и учета электрической и тепловой энергии, а также автоматизированных систем сбора, обработки информации и управления энергоснабжением.

2.5. Осуществляет контроль за соблюдением потребителями и производителями электрической и тепловой энергии требований относительно качества энергии, договорных условий энергопользования и технических условий на присоединения энергоустановок к сетям энергоснабжающих организаций.

2.6. Осуществляет надзор за режимами потребления энергии совместно с Госкомэнергосбережения, Госнадзорохрантруда, Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины, органами государственного пожарного надзора, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

2.7. Устанавливает потребителям режима потребления электрической энергии и ее мощности, тепловой энергии, а также режимы работы оборудования с компенсацией реактивной мощности.

2.8. Согласовывает технические проекты электро - и теплоснабжения новых и реконструируемых установок потребителей и выдает разрешения на подачу электрической, тепловой энергии этим установкам.

2.9. Утверждает в установленном порядке Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей и другие нормативные документы.

2.10. Выдает потребителям энергии обязательные для исполнения предписания во время нарушения действующих Правил и Закона об электроэнергетике.

2.11. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.12. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Как обеспечить пожарную безопасность на объектах - в многоквартирных домах, общественных учреждениях, частном секторе? Как часто должны проходить проверки пожарной безопасности коммерческих организаций? Каковы результаты применения риск-ориентированного подхода? Что делать, если вы стали свидетелем нарушения правил пожарной безопасности? Об этом на "горячей линии" "Пожарная безопасность: обязанность государства, ответственность граждан" с читателями "Российской газеты" побеседовал Ринат Еникеев, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Ринат Шамилевич, выступая недавно в Госдуме, министр МЧС Владимир Пучков сказал, что разработаны планы по пожарной безопасности до 2030 года, которые будет утверждать президент. А что это даст в целом для страны? И как это коснется обычных граждан? Сколько денег на это потребуется?

Ринат Еникеев: Да, действительно нами в стенах министерства разработаны основы государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Это концептуальный документ стратегического планирования. Документ нацелен на предупреждение оперативных событий, связанных с пожарами. Нацелен на снижение количества погибающих людей при пожарах, и на снижение материального вреда, который мы имеем после пожаров. Он определяет основные векторы развития системы обеспечения пожарной безопасности, связанные с развитием пожарной техники новых технологий обязательно отечественного производства. Развитие системы профилактики пожарной безопасности. Развитие системы добровольчества в Российской Федерации. Развитие системы новых форм и методов в работе по предупреждению пожаров. Основные пути развития и основные результаты нацелены на снижение пожаров, погибших и иных последствий деструктивных событий от стихийных бедствий.

Рустам из Москвы. Когда все-таки решат проблемы с парковками во дворах жилых многоквартирных высотных домов? Не проехать пожарной машине к жилому дому из-за плотно заставленных автомобилями дворов. Я сам пожарный, мне порой хочется "выть на луну" оттого, что творится у нас во дворах. Где надзор, где контроль, где справедливость?

Ринат Еникеев: Тема острая, особенно для мегаполисов. Возьмем самый крупный город, где на душу населения приходится наибольшее количество машин. Это Владивосток. Там на каждом по 3-4 японских автомобиля. В Москве проживает более 12 миллионов человек. Поэтому проблема парковок, она понятна, но это сегодня комплекс мер по реализации и выполнению требований противопожарных нормативов лежит на органах государственной власти регионов. Должны предприниматься соответствующие меры. Парковки-перехваты стараются внедрить. Например, московские власти делают разметки в виде красок перед зданиями-сооружениями, и пишут: "Остановка запрещена. Место стоянки для пожарной техники". Много различных вариантов решения этих проблем. Еще раз повторю, это мера первичная. Органы местного самоуправления, региональные власти должны этим озадачиваться.

С другой стороны, приведу пример, что если человеку негде ставить машину, он как бы то ни было все равно поставит ее около своего дома. Мы пришли, оштрафовали, он на следующий день снова поставил или другой поставил. Это уже не случай, когда надо приходить точечно и применять меры обязательного принуждения, это уже стало явлением, которое нужно решать в комплексе. Градостроительными решениями, программами перспективного развития территорий. Поэтому прийти оштрафовать мы можем, но решение вопроса стоит гораздо глубже. Эти меры нужно применять совместно с чиновниками местными, развивать территории, места парковок предусматривать, делать их платными, бесплатными, дифференцировать.

Сергей Владимирович из города Москвы. Требуется ли дополнительная правовая защита деятельности органов пожарнадзора. В частности, привлечение к более строгой ответственности при увольнении лиц, которые нажимают без необходимости "тревожную кнопку" о пожаре или вызывают пожарную службу, к таким же действиям как о заведомо ложном сообщении об акте терроризма?

Ринат Еникеев: Спасибо за вопрос. У нас произошла череда заведомо ложных вызов специальных служб. Это отвлечение их от постоянной работы, это ослабление караулов, это затраты на те мероприятия, которые сопряжены с угрозой жизни людей. То есть отвлечение техники, сил и средств от тех целей и задач, ради достижения которых они создавались. Безусловно, это карается, за такие действия предусмотрены меры и административной, и уголовной ответственности. Что касается уголовной - это хулиганство, когда неоднократно человек действует таким образом. Что касается разовых случаев, есть меры административного воздействия, есть статья Кодекса об административных правонарушениях соответствующая. Практика тоже имеется. Вы сами знаете, что необходимы оперативно-розыскные мероприятия данных лиц, органы надзора этим правом не наделены, но при работе с органами внутренних дел, у нас есть случаи, когда мы выявляли таких лиц, доставляли в органы внутренних дел, составляли протокол и приводили человека в суд, который назначал меру административного воздействия.

Татьяна Ефимова, Москва. Неоднократно обнаруживала на своем балконе окурки, которые бросают жильцы верхних этажей. Писала объявления в подъезде. После этого все равно все повторялось. Что делать в такой ситуации, куда обращаться?

Ринат Еникеев: Во-первых, конечно же, в органы надзора обращаться, органы государственного надзора МЧС России. Это можно квалифицировать как нарушение требований пожарной безопасности. Самый лучший вариант - это видеофиксация такого нарушителя. Мы принимаем такие заявления, стараемся оперативно реагировать на все такие факты. То же самое касается и петард и пиротехнических изделий, которые взрывают рядом с балконами. Можно через сайт МЧС направить обращение. Но я бы посоветовал вам знать своего участкового. Вы знаете своего полицейского, также должны знать участкового и по линии пожарной безопасности, комплексной безопасности. То есть сотрудника МЧС России. У вас тоже такой есть. Быть с ним в контакте, позвонить ему в таком случае. Он обязан зарегистрировать ваш звонок в журнале учета сообщений о происшествиях и отработать его.

Вопрос, пришедший по электронной почте от Андрея. Службы пожнадзора категорически отказываются согласовывать проекты строительства по их завершению до начала строительно-монтажных работ (СМР). Почему? Вместе с тем, сразу после завершения строительства, они появляются для проверки и несмотря на полное соответствие проекту, всегда находятся причины для запрета эксплуатации только что построенного объекта. Предпринимательские риски и финансовые потери кратко возрастают при переделке после завершения СМР.

Ринат Еникеев: Действительно, надзорные органы МЧС России раньше до 2007 года участвовали в рассмотрении проектов и принятии в эксплуатацию завершенных строительством объектов и территорий, участвовали в согласовании отвода земель под строительство. После 2007 года все это аккумулировалось и у нас сегодня функции пожарного надзора и функции приемки объектов закреплены за органами строительного надзора. Они подчинены регионам России, как правило, кроме грандиозных каких-то объектов: газовых сооружений и нефтяных. Поэтому служба губернатора отвечает за это. Но мы рады всегда проконсультировать и оказать помощь.

Может ли анонимное обращение являться основанием для проведения внеплановой проверки?

Ринат Еникеев: Анонимное обращение не может являться основанием для проверки. Но на анонимное обращение, если оно связано со сведениями, составляющими уголовно-наказуемое деяние, например, заложена мина, обязательно реагируют и будут реагировать. А если это анонимное (сообщение): мой конкурент по продаже мороженого нарушает требования, у него сигнализация неисправна, посмотрите - сходите, я не называюсь, но я его не люблю- внеплановые проверки не проводятся, и прокурор, даже если к нему обратится надзорный орган, обязан отказать в проведении такой проверки.

Александр, Реутов, Московская область. Совсем недавно в Ростове-на-Дону произошел пожар в гостинице, здание горело как свечка, в новостях говорили о том, что для внешней отделки использовались горючие материалы. Скажите, участвуют ли инспекторы надзорной деятельности в приемке вновь построенных объектов? Кто контролирует, насколько пожаробезопасны материалы, которые применяются для строительства и отделки?

Ринат Еникеев: Александр, спасибо за вопрос. Злободневный вопрос. Кто виноват, к сожалению, прямо сейчас я вам не смогу сказать, нужно разбираться, по конкретно этому пожару разбираются надзорные органы совместно с представителями органов внутренних дел, расследуют причины, обстоятельства, приведшие к пожару. Отобраны образцы проб, профматериалы, направлены на экспертизу в испытательную пожарную лабораторию. Поэтому выводы конкретно по этому пожару делать рано. Что касается вашего вопроса, как надзорные органы МЧС России влияют на это. Когда вводится объект в эксплуатацию, а у нас ростовский объект вводился зимой этого года в эксплуатацию, мы, к сожалению, я опять повторюсь, не участвуем в приемке объекта в эксплуатацию с 2007 года. Компетенция пожарного надзора при приемке в эксплуатацию за органами строительного надзора. Законодатель наделил его этим правом, чтобы все было в одном окне. Чтобы строителю не надо было распыляться, ходить к пожарным, к санэпидемнадзору. Все виды надзоров сосредоточены у Госстройнадзора при приемке в эксплуатацию объектов. Как только приемка завершилась, всё, объект передан, вот здесь уже МЧС России его берет на учет. И может прийти (с проверкой) через четыре-пять лет в зависимости от рисков.

Добрый день, меня зовут Алексей. Я индивидуальный предприниматель. У меня такой вопрос. Где можно узнавать о плановых проверках? И как часто по новым правилам инспектор должен ходить с этими проверками?

Ринат Еникеев: Алексей, у вас надзорные каникулы, вас вообще никто не может проверять за исключением органов следствия и прокуратуры. И то, если на вашем объекте совершается преступление. Поэтому вы сегодня свободны. Единственное, вы должны направить уведомление о том, что вы обязуетесь выполнять все требования и нормативы, связанные и с пожарной безопасностью, с Роспотребнадзором, и т.д. Уведомление направить в органы МЧС и Роспотребнадзор. А так, в отношении вас действуют надзорные каникулы. Вас никто не вправе проверить. Только с санкции прокурора. Если к вам пришли с санкцией прокурора, тоже не волнуйтесь, покажите все. У нас сегодня требования прозрачны и понятны. Если есть какие-то вопросы, обратитесь к своему инспектору участковому. Он вам будет обязан разъяснить, проконсультировать.

Добрый день, меня зовут Руслан. Я из Химок. Скажите, пожалуйста, я слышал, что рискоориентированный подход предполагает уменьшение количества проверок в отношении предпринимателей. Не ставит ли это под угрозу пожарную безопасность организаций, а так же лично безопасность сотрудников?

Ринат Еникеев: Это не ставит под угрозу, по крайней мере, пока не поставило под угрозу. Наша рискоориентированная модель была разработана не просто в стенах министерства, над ней работали научно-исследовательские институты, наши университеты, академии. Были использованы научные методы в этой работе, поэтому сегодняшняя модель себя оправдывает. Естественно, необходимо ее движение вперед. Пересматривать какие-то пункты с учетом перестановки акцентов. Например, больницы, которые не горели, надо чуть-чуть поменьше (проверять), а торговые центры, допустим "РИО", такой типологии исполнения, на которых были пожары, может быть, их стоит и в другую группу (риска перенести). Но у нас и динамические показатели есть, если объект горел, он на следующий год автоматом переносится в более высокую категорию риска. Это все урегулировано нормами 806 Постановления Правительства Российской Федерации. Сегодняшняя модель позволяет нам обеспечивать безопасность людей на объектах и территориях. И мы справляемся с этим. И статистика этому свидетельствует.

От Федора Смольянинова из Тамбова вопрос. Весной по радио слышал, что жечь мусор рядом с частным домом можно на расстоянии не меньше, чем 50 метров. Это так? Если да, то каким документом определено? И как могут наказать, если расстояние будет меньше?

Ринат Еникеев: Если мы говорим о горении сухой травянистой растительности, уничтожении сухой травы, особенно по весне и по осени - около 15 тысяч правонарушителей только за этот летний сезон, не считая осенний. Это и главы округов местного самоуправления, это и юридические лица, организации. Среди них есть и фермерские хозяйства, к сожалению. Это и граждане. Наибольшее количество, конечно, граждан участвует в этом во всем. Мы их привлекаем, назначаем им штрафы, предупреждаем. Скажем так, справляемся с этим, потому что переходов пожаров в леса и переходов пожаров на объекты и территории в результате пала сухой травянистой растительности у нас сокращается.

Что касается 50 метров. Такой норматив есть. Здесь мы уже уходим из полей, чуть-чуть в сторону населенных пунктов. Норматив есть - 50 метров. Естественно, если 49, 48 и меньше, это уже имеет место состав правонарушения. И человек может подвергнуться мерам административного воздействия. Таких случаев тоже у нас много. Их порядка, может быть, 700-800, в черте города. Но, все-таки особый предмет у нас те территории, которые прилегают к населенным пунктам.

Лариса Соколова, Московская область, город Железнодорожный. Вопрос по огнетушителям. Недавно в телевизионной передаче проводили проверку огнетушителей, которые продаются в специализированных магазинах. Оказалось, что 70 % приобретенных и испытанных образцов порошковых огнетушителей нерабочие. И даже при небольшом пожаре огонь потушить будет невозможно. Знает ли об этой ситуации инспектор надзорной деятельности? Как узнать, исправлен ли огнетушитель, который я приобретаю для защиты своего дома?

Ринат Еникеев: Есть надзорные каникулы, а все торговцы огнетушителями, естественно, это малый бизнес. Но это не означает, что надзорные органы самоустранились от этой работы. Когда у нас есть информация или заявление физических и юридических лиц, но, повторяю, не конкурентов, мы готовим соответствующие материалы, обращаемся в органы прокуратуры за разрешением. Если они нам разрешают, мы выходим на этот объект, изымаем образцы, делаем экспертизу. В случае подтверждения того, что мы имеем дело с контрафактной продукцией, возбуждаем дело об административном правонарушении и применяем санкции вплоть до конфискации продукции. Как узнать, исправен ли огнетушитель. Обязательно на каждый огнетушитель должен быть паспорт. Если вы для квартиры берете, для загородного дома, для использования в быту, подойдет огнетушитель углекислотный. Им можно тушить электроустановки до тысячи вольт. И он не портит мебель. Но углекислота тряски не любит, а порошок более спокоен. Каждый выбирает сам сегодня. Сегодня водоэмульсионные есть огнетушители. Есть хладоновые, газовые различные. Эффективность у всех разная.

Вопрос Владимира Кравченко из Костромы. Посещая родственников в корпусе стационара отделения хирургии глаза 13 сентября 2017 года, почувствовал запах гари и нажал кнопку с надписью "нажать при пожаре". И никаких действий не произошло. Сирены не завыли, из колонок ничего не говорилось, хотя они висят по коридору. Сказал медсестрам, что есть запах гари и надо что-то предпринять, они сказали, что это пригорела еда в микроволновке. На вопрос, почему не сработала сигнализация, сказали, что она уже давно не работает. Как такое возможно в медицинском заведении с лежачими больными? Спускаясь вниз, на каждом этаже нажимал кнопку извещения о пожаре, но так ничего не произошло.

Ринат Еникеев: Больницы с учетом рискоориентированной модели - это объекты, которые представляют высокий риск, опасность, мы туда обязательно приходим раз в три года, проверяем их. Более того, и профилактические мероприятия ежегодно - по два раза. Мы смотрим, проверяем и работаем с дирекцией этих учреждений. Объекты с компактным проживанием инвалидов, больных, детей, престарелых и так далее - это особые объекты.

Работа всех противопожарных систем на сегодня на данных объектах обеспечена. Они у нас сегодня находятся в работоспособном состоянии. Я вполне допускаю то, что на тот момент, когда этот человек приходил, там система была в неработоспособном состоянии. Да, надо выходить по конкретному случаю, смотреть. Может быть, перерезали строители, как часто бывает, пришли сварщики из соседней организации, что-то рубанули, болгаркой срезали, система отключилась - всякое бывает. Но когда человек приводит в действие ручной извещатель, сигнализация не срабатывает, идет сигнал на пульт.

Он правильно сделал. Он должен был дать сигнал о пожаре, когда почувствовал запах гари. Он его дал. Я вполне допускаю, что сигнал пришел к этому товарищу, у которого в ручном режиме все: управление эвакуацией, нажать на тревогу и так далее. Он, вполне возможно, увидел датчик, который сработал, и позвонил, что у вас там, дежурной сестре. А там ему сказала: у меня все нормально. - Ты точно уверена? - Да, точно уверена. Может, пришел и сам посмотрел. Может быть, и не так. Может быть, она действительно не работала, может, какие-то еще признаки он увидел. Но то, что я услышал, это не означает, что сигнализация неисправна. Вполне возможна, что она исправна.

Свои вопросы вы всегда сможете задать на сайте МЧС в разделе "Общественная приемная" или в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности"