Государственный экологический надзор в отношении граждан. Экологический надзор и контроль. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Экологический контроль и надзор


Введение


Актуальность темы. Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.

Можно утверждать, что попытка введения муниципального экологического контроля как правового института не состоялась, и, соответственно, требуются новые законодательные и организационные решения.

Наметившаяся тенденция активизации использования правовых и иных средств в деле защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности общества ставит много новых теоретических и практических вопросов. Особое значение приобретает гармоничное сочетание экономических и экологических интересов граждан и различных государственных и иных организационных структур, гарантом которых выступает государство. Экологическая функция государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением к гармонизации отношений в области взаимодействия общества, государства, природы. Эти отношения требуют научно обоснованного сочетания интересов хозяйственной деятельности общества, сохранения и улучшения.

Актуальность данной темы определяется также и тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического контроля значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др.

Эффективность государственного экологического контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, снижена, по нашему мнению, в связи с существующими противоречиями и несовершенством действующего законодательства. Местные (городские) природоохранные органы действуют только в пределах компетенции органов местного самоуправления, что нередко не согласуется с соответствующими нормативными правовыми актами и программами регионального уровня.

Большое значение в современных условиях приобретает решение не только названной теоретической и практической проблемы, но и поиск путей совершенствования структуры природоохранных органов, оптимизации государственного экологического контроля на территориях субъектов Российской Федерации. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило его теоретическую и практическую значимость.

Целью работы является:

многоаспектный комплексный анализ проблем государственного экологического контроля.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

исследовать понятие, сущность и содержание экологического контроля;

исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;

исследовать проблемы реализации экологического контроля на территориях субъектов Федерации.


1. Охрана окружающей среды


.1 Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой


Вопросом охраны окружающей среды в нашей стране не уделялось практически никогда должного внимания, лишь в начале 80-х гг. возникло зеленое движение, которое быстро угасло.

·Изучение основ экологического права.

·Осмысление деятельности в плане воздействия на окружающую среду.

На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. Задача экологического права заключается в том, чтобы смягчить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

В основе экологического права лежит взаимодействие общества и природы. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение.

Юридическое понятие «Окружающая природная среда».

Нет единства в определении этого явления.

Конституция используют понятие природа и окружающая среда как синонимы, иные НПА разграничивают эти понятия.

ФЗ «Об ООС» формулирует содержание понятия ОС как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Терминология ФЗ:

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект- то, что создано руками человека для удовлетворения своих потребностей.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный человеком для удовлетворения своих потребностей.

Это не соответствует представлениям, сформулированным в теории экологического права в течении десятилетий. Окружающая среда (как синоним можно использовать окружающая природная среда) - совокупность природных объектов

Окружающая среда - природа, состоящая как из естественных, так и преобразованных человеком экологических систем.

Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей среды для того, чтобы с позиции права регулировать пользование этим объектом и осуществление правовой охраны. Это атмосферный воздух, озера, реки.

Природный ресурс - совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей. Древесина, энергетический запас воды, земли.

Компоненты ОПС (Ст. 4 признает таковыми):

·земли, недра, почвы,

·поверхностные и подземные воды,

·леса и иная растительность, животных и др. организмы их генетический фонд,

·атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Земля - поверхность земли и ее почвенный слой (в законодательстве нет четкого определения)

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Лес - Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Иная растительность - древесно-кустарниковая растительность.

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;


.2 Экологические отношения

право надзор экологический административный

Отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием.

В зависимости от характера воздействия выделяют четыре группы экологических отношений, которые составляют предмет экологического права.

·Экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды в сфере природопользования, т.е. при добыче полезных ископаемых, заготовки древесины. Оформляются путем регламентации прав природопользователей, их обязанностей по охране.

Осуществляются меры по охране окружающей среды в сфере природопользования.

·Права недропользования, водопользования.

·Определяются экологические условия использования природных ресурсов.

·Выявление источников вредного воздействия, учет источников, сброс, выброс и др.

Осуществляется нормирование вредных выбросов и иных воздействий.

·Охрана окружающей среды от негативных воздействий. Речь идет о предотвращении загрязнении от различных воздействий. Устанавливаются нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

oХимическое.

oФизическое. Радиационное загрязнение, в результате шума вибрации электромагнитных полей.

oбиологическое. В связи с применением биотехнологий загрязнений окружающей среды вредными микро организмами. Вирусы, бактерии и грибки.

·Отношения по поводу консервативной охраны природы. Охрана наиболее ценных в экологическом плане территорий, запрет использования некоторых природных объектов.

·Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологические отношения - общественные отношения, возникающие по поводу охраны ОПС в процессе природопользования, охраны ОПС от негативных химических, физических и биологических воздействий, включая отношения по поводу обеспечения экологической безопасности, а так же отношения по консервативной охране природы.

Правовые формы взаимодействия общества и ОПС.

·Правовыми формами взаимодействия в сфере природопользования - право недропользования, лесопользования, водопользования, пользования животным миром, права на земельные участки.

·Правовой формой негативного воздействия на ОПС является регулирование вредных химических, биологических, физических воздействия на природу.

·Вредное воздействие факторов среды обитания на человека - негативное воздействие окружающей среды, измененной человеком.

Методы:

Совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущий нормам права данной отрасли.

·Административно-правовой;

·Гражданско-правовой.

Способы правового регулирования:

·Позитивное обязывание;

·Дозволение;

·Запрещение.

Применяется императивный метод:

·Установление запретов и ограничений на использование природных объектов;

·Установление нормативов антропогенных воздействий на природную среду;

·Выдача лицензий, сертификатов, разрешений.

Особенности:

·Учет законов существования природной среды - целостности, функционирования, развития.

·Учет особенностей природного объекта и его влияния на ОПС.

Виды управления.

1. Общее управление носит территориальный характер. Касается всех юр. и физ.

лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Его осуществляют соответственно Правительство РФ, ОИВ суб-в РФ и ОМС.

2. Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то ГОИВ, для которых реализация соответствующих функций управления является главной задачей. Например, Минприроды России и др. Эти федеральные органы осуществляют практически все функции управления в области охраны окружающей среды.


2. Государственный контроль в области экологии


2.1 Функции государственного управления в области экологического контроля


1) Государственные кадастры в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды . Очень важная функция! Государственные кадастры являются источником информации о качественном и количественном состоянии природных объектов. Их сведения учитываются при осуществлении иных управленческих функций. Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и государственный кадастр отходов.

Согласно ст. 70 ЗК существует государственный земельный кадестр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В него включается информация о субъектах прав на земельные участки. Объектами учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок осуществления этой функции регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Сведения используются для государственного и муниципального управления землями; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель; разработки и реализации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ.

Закреплены правовые формы земельно-кадастровой документации: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Ведение земельного кадастра возложено на ФА кадастра объектов недвижимости.

Кроме ГЗК существуют и другие кадастры природных ресурсов:

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Его ведет ФА по недропользованию. Государственный лесной кадастр, ведение осуществляет ФА лесного хозяйства. Государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных, объектов и водопользователях. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляет ФА водных ресурсов. Государственный кадастр объектов животного мира.

Ведется также государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. №312.

Закон об отходах производства и потребления (ст. 20) предусматривает необходимость ведения государственного кадастра отходов.

2) Государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние окружающей природной среды их источников и опасных веществ. Эта функция осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Проводится государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также учет использованных, обезвреженных, размещенных и иных отходов.

Закон об охране атмосферного воздуха предусматривает необходимость ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 21). + Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников утверждено постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. №373".

Осуществляется также государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Задача учета и контроля - определить количество этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвратить их потери, несанкционированное использование и хищение, иметь информацию о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте (ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Постановлениями Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, от 10 июля 1998 г. №746 - Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно Закону об отходах производства и потребления (ст. 19), обязаны вести, в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные ФОИВ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере статистического учета.

Закон о безопасном обращении с пестицидами определяет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестициды или агрохимикаты вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимиктов, разрешенных к применению на территории РФ.

В целях охраны здоровья человека и окружающей среды осуществляется государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

Также существует экологическая паспортизация промышленных предприятий. Экологический паспорт промышленного предприятия - это нормативно-технический документ, в который заносятся данные об использовании предприятием природных, вторичных и других ресурсов и о влиянии его производства на окружающую среду, выраженные посредством системы показателей, которые отражают уровень использования предприятием названных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.


2.2 Государственный экологический мониторинг


Осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (ст. 63 Закона об охране окружающей среды).

Гос. мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. Включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа России, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Планирование природоохранной деятельности. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Планирование природоохранных мероприятий регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», градостроительным законодательством и, отчасти, Законом о защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Лицензирование в области охраны окружающей природной среды. Требование предусмотрено в Закона об охране окружающей среды. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Экологический контроль. Проводится в целях обеспечения ОГВ РФ, ОГВ субъектов, ОМС, юр. и физ. лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Различают:

Государственный контроль осуществляется ФС по надзору в сфере природопользования и ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Особо следует отметить, что запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов. В ст. 66 Закона об охране окружающей среды закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в данной области.

Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями. Результаты контроля подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.


.3 Система исполнительных органов государственной власти (ИОГВ)


Система ИОГВ, осуществляющих общее управление. К исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне относится Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение единой гос-ной политики в области экологии.

На уровне субъектов РФ общее управление в сфере охраны окружающей природной среды осуществляют соответствующие ИОГВ субъектов РФ общей компетенции. Это разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

На местном уровне исполнительно-распорядительную деятельность общего характера в сфере охраны окружающей среды осуществляют ОМС (поселений, муниципальных районов и городских округов) в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Система ИОГВ, осуществляющих специальное управление.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства и ФА по недропользованию. Занимается следующими вопросами:

·геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

·использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

·использование и охрана водных объектов;

·эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

·охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

·особо охраняемые природные территории;

·охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·охрана атмосферного воздуха;

·обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

·совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важную роль играет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Минздрав России самостоятельно осуществляет правовое регулирование по вопросам курортного дела и санитдрно-эпидемиологического благополучия.

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Минздрава России. Основными ее функциями являются:

·организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

·предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

·осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы;

·осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

·осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукций, объектов;

·осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Министерство сельского хозяйства России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Минсельхоз России осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ФА по сельскому хозяйству и ФА по рыболовству. Занимается следующими вопросами:

·использование земель сельскохозяйственного назначения;

·изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов;

обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

охота и охотничье хозяйство.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основные задачи МЧС России:

·реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

Министерство промышленности и энергетики РФнаделено полномочиями осуществлять правовое регулирование по вопросам государственной политики в области использования атомной энергии, утверждать федеральные нормы и правила, а также иные нормативные документы, регулирующие ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).Осн. задачи:

·разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и регулированию геодезической и картографической деятельности, а также работ в области наименований географических объектов;

·обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, достоверной информацией об объектах местности в графической, цифровой, фотографической (в том числе аэрокосмосъемочной) и иных формах, а также информацией о присвоении наименований и переименовании географических объектов и др.

Важную роль играет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществляет:

·обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;

·организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);

оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов Федерации и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Осуществляет:

·государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

·государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль);

·контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов;

·государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

·контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ;

лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

выдача и аннулирование разрешений и лицензий, в частности на: выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее; размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов; трансграничное перемещение отходов; оборот диких животных,

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; вывоз из РФ и ввоз в РФ палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; транзит через территорию РФ ядовитых веществ и веществ.

Федерального агентства по атомной энергии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оборонного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в указанной сфере. Находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а по вопросам ядерного оборонного комплекса подведомственно Министерству обороны РФ и выполняет следующие основные функции:

·управление системой государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение соответствующих реестров и регистров;

·обеспечение ядерной и радиационной безопасности;

·организация обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

·координация работ по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·организация разработки, производства, испытаний, транспортирования, хранения, утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, ядерных энергетических установок военного назначения и ядерных материалов;

·обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.


Заключение


Не смотря на то, что государство уделяет особое внимание управлению в экологической сфере, ситуация здесь остается неудовлетворительной и сложной. Исправление ее во многом зависит от создания эффективной системы деятельности органов управления в данной сфере, в том числе и в сфере государственного экологического контроля.

Предложения, сделанные различными авторами по оптимизации деятельности органов государственного экологического контроля, основаны на проблеме пересечения и дублирования функций по государственному экологическому контролю между различными звеньями управления.

Авторы как правило предлагает использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал местных (городских) природоохранных органов для повышения эффективности государственного экологического контроля на определенных условиях.

Отсутствие правового акта, регулирующего порядок разграничения объектов экологического и природоресурсного контроля на федеральном и региональном уровне приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля органами исполнительной власти различного уровня, что нейтрализует его эффективность. Необходимость принятия такого акта вызвана тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов РФ.

Необходимость принятия такого акта вызвана также и тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор, Ростехнадзор), но и органами государственной власти субъектов РФ. Это приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля различными звеньями управления, что нейтрализует его эффективность. Обосновываются противоречия законодательства в области контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду и выводы, направленные на расширение полномочий по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов РФ.


Список литературы


1.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. - 251 с.

2.Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. 352 с.

.Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М.: 2001.652 с.

.36. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Д.Н. Бахрах. М.: Изд-во «БЕК», 2007. 330 с.

.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. - 728 с.

.Балашенко С.А., Макарова Т.Н. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. Минск: «World Wide Printing», 1999. - 256 с.

.БахрахД.Н. Административная ответственность: Учебное пособие / Д.Н. Бахрах. - М.: Юриспруденция, 1999. 112 с.

.БахрахД.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М», 2000. 640 с.

.БахрахД.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., Норма 2004. - 768 с.

.Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве: монография / науч. ред. А.В. Малько. М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272 с.

.Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006. - 487 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 676 с.

.Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2002.

.Дубовик O.JI. Экологическое право. Учебник. 2-ое изд. перераб. и до-полн. М.: Проспект. 2006. 688 с.

.Ерофеев £.В. Экологическое право России. / Учебник. М.: ООО Профобразование. 2002. 719 с.

.Мельников В.П. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в России // Кадровый контроль в государственной службе. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-С. 98-136.

.Ганюхина О.Ю. Экологический контроль правовая мера охраны окружающей среды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. №3 (32).

.Тищенко С.В. Муниципальный экологический контроль // Материалы 11-ой межрегиональной научной конференции 14-15 мая 2004 года при Нижегородском филиале Международного юрид. ин-та при МЮ РФ. - Н. Новгород, 2004. С. 118-120.

.Галанов А.С. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Московская академия МВД России. М., 2001.

.Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___» ____________ 201_ г. № _____

г. Москва

Об объектах государственного экологического надзора

В целях реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды » Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Для целей государственного экологического надзора установить три категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

2. Определить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах первой категории, осуществляется федеральный государственный экологический надзор, на объектах второй и третьей категории – региональный государственный экологический надзор, за исключением случаев предусмотренных п.3 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

3. Установить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов третьей категории, плановые проверки при осуществлении государственного экологического надзора не проводятся.

4. Утвердить прилагаемые:

критерии, на основании которых для целей государственного экологического надзора определяются категории объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации , 2009, № 5, ст. 625; № 14, ст. 1668).

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Путин

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от «___» ________ 201 г. №___

КРИТЕРИИ,

на основании которых для целей государственного экологического надзора определяются категории объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами

1. Объекты производства энергии:

1.1 на которых имеется оборудование для сжигания топлива с номинальной мощностью 50 МВт и более;

1.2. оборудование для обогащения и агломерации угля или битуминозных сланцев производительностью 100 тонн в сутки и более;

2. Предприятия по производству кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов:

2.1. Предприятия, на которых имеется оборудование по выжигу кокса

графитизации.

2.4. Нефте - и газоперерабатывающие предприятия.

2.5. Объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, уничтожаются радиоактивные вещества:

7.1. Заводы по сжиганию твердых бытовых отходов;

7.2. Скотомогильники;

7.3. Заводы (установки) по сжиганию биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений;

7.4. Сжигание отходов, пригодных для повторной переработки, в цементных печах в целях минимизации затрат на первичные энергоносители.

7.5. Объекты и/или полигоны для утилизации, уничтожения и захоронения химического оружия, ракетных топлив.

7.6. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов I – III классов опасности для окружающей среды;

7.7. Производства, имеющие шламонакопители объемом 2 тыс. куб. м или отвалы горных пород общей площадью более 1 тыс. га.

7.8. Полигоны твердых бытовых отходов для городов с населением 250 тыс. и более человек.

7.9. Полигоны для складирования промышленных отходов с общей вместимостью 25 тыс. тонн и более.

15.1. сырой нефти и/или природного газа;

15.2. для сжижения и регазификации природного газа;

15.3. урановой и ториевой руд;

15.4. каменного угля открытым способом;

15.5. металлических руд.

16. Склады объемом 1 000 тыс. куб. м и более для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

17. Морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов, а также внутренние водные порты, допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более.

2. Образовательные учреждения, включая учреждения дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования ;

3. Учреждения в области юстиции и правосудия, в том числе, тюрьмы, исправительные колонии и другие места лишения свободы, учреждения по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения и не имеющие производств, подпадающих под критерии I и II категории;

4. Объекты почтовой связи;

5. Лечебно-профилактические и медицинские учреждения , имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения и не имеющие установок термического обезвреживания отходов;

6. Научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро и другие учреждения, не имеющие опытных и опытно-экспериментальных производств;

7. Физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа с проведением спортивных игр со стационарными трибунами вместимостью до 100 мест;

8. Учреждения и организации, осуществляющие финансовую деятельность, страхование, консультирование, бухгалтерский учет , аудит, землеустройство, деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий ;

9. Гостиницы и прочие места для временного проживания, включая детские лагеря, пансионаты, дома отдыха и т. п., имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения;

10. Парикмахерские, бани, прачечные, душевые, имеющие подключение к локальным или централизованным системам водоотведения;

объекты, связанные с использованием атомной энергии , обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации;

объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также на территориях природных комплексов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

б) объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.

в) объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 394.

г) объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 689.

д) объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 293.

е) объекты, относящиеся к категории экологически опасных объектов, согласно критериям на основании которых для целей государственного экологического надзора определяются категории объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от « » 2012 г. № .»

Оборудование или части оборудования, используемого для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов, не относятся к экологически особо опасным объектам.

Производство в отношении деятельности, содержащейся в пунктах 8.1 и 8.2, означает производство в промышленном масштабе на основе химической обработки перечисленных в данных пунктах веществ или групп веществ.

Сток реки определяется по наименьшему среднемесячному расходу года 95% обеспеченности.

3 часа назад, Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

8 часов назад, Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

19 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Северная Осетия – Алания по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Виды проверок

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Производственный и общественный экологический надзор

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:


Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

Заключение

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.

Государственный экологический надзор - это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года). Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правам относятся :

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности :

1. Соблюдать.

2. Пресекать.

Экологический контроль включает 2 вида:

1. Производственный .

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно. В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации. Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

2. Общественный .

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.


Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах :

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления - это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы :

1. Субъект - физическое лицо 16 лет.

2. Объект - то на что направлено неправомерное посягательство - общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона - форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

Нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

Государственные природные заповедники

Государственные природные заказники

Национальные и природные парки

Памятники природы

Дендрологические парки и ботанические сады

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права - некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники - это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)