Что относится к конституционным правам гражданина рф. Гражданство и статус гражданина российской федерации

Выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации - "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы .

Это самая главная обязанность , лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12-17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Статьи Конституции РФ представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

Как отмечалось ранее, в действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Личные права и свободы человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.

Личным правам посвящены статьи 20-29 Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как:

1. право на жизнь;

2. право на достоинства;

3. право на свободу и личную неприкосновенность;

4. неприкосновенность жилищ;

5. неприкосновенность частной жизни;

6. свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений;

7. свобода информации;

8. свобода определения национальности и выбора языка;

9. право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства;

10. право на выезд из России и возвращение обратно;

11. свобода совести и вероисповедания;

12. свобода мысли и слова.

Закрепление данных прав в Конституции означает следующее:

Жизнь человека является главной ценностью; все формы лишения человека жизни незаконны и подлежат юридической ответственности, (убийство является тягчайшим преступлением, эвтаназия (умерщвление врачами больного по его просьбе) запрещена и т.д.); единственным способом законного лишения человека жизни является смертная казнь по приговору суда; в настоящее время смертная казнь в исполнение не приводится;

Достоинство человека неприкосновенно, запрещены жестокие, бесчеловечные, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказание, в том числе пытки и принудительные медицинские опыты на людях;

Ограничение свободы человека недопустимо, кроме случаев, строго регламентированных в законе (например, при правоохранительной деятельности);

Запрещается вмешательство в частную жизнь человека, сбор сведений о ней без его согласия, аудиовизуальное наблюдение за его домом либо средствами связи (кроме случаев, предусмотренных законом);


Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства является свобода передвижения и поселения. Она представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона;

Каждый имеет право определять свою национальность или не определять никакой, выбирать язык общения;

Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религию вообще, свободно мыслить и высказываться.

Конституция РФ наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций).

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права принадлежат только гражданам конкретного государства и связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам». В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

В РФ активное Избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным Избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти, и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Социально-экономические права и свободы по-прежнему занимают весьма важное место в системе конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

В Конституции РФ социально-экономическим правам посвящены статьи 34-41, которые включают в себя:

1. право на свободу предпринимательства и права частной собственности;

2. право частной собственности на землю;

3. свобода труда;

По конституции РФ 1993 года в группу трудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

4. право на социальное обеспечение;

5. право на жилище;

Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.

6. право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основное содержание права на охрану здоровья составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Сюда также входит обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта. В таком виде это право закреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г.

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражает тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

В особую группу выделяют часто культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества и др. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.

Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве - праве политического убежища. Это право заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставление политического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Согласно ст. 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Обязанность – это мера должного поведения человека в обществе.

Основными обязанностями человека и гражданина в РФ называются те, которые установлены Конституцией РФ и наряду с правами составляют основу конституционно-правового статуса человека в РФ.

К основным обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:

1. соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

2. платить установленные налоги и сборы;

3. воинская обязанность (защита Отечества);

4. обязанность бережного отношения к природе;

5. воспитание и забота о детях;

6. забота о нетрудоспособных родителях;

7. получение основного общего образования;

8. недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

9. непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

10. забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

Гражданами называются индивиды, которые неотрывно связанны с конкретным государством, его правовой основой. Это дает возможность .

Согласно законодательству, граждане определенного государства имеют отличие от иностранных лиц и граждан совсем не имеющих гражданства, но проживающих на территории этой страны. К зарубежным гражданам относятся лица, обладающие правами и обязанностями, но в своем государстве. Они подчиняются тем законам, которые были предусмотрены по отношению к ним, законодательством их страны.

Естественно, что у них нет аналогичных прав в другом государстве, но они обязаны подчиняться его законам.

Граждане Российской Федерации . На юридическом языке, гражданином России считается человек, имеющий правовую принадлежность к собственному государству. Те государства, где имеется монархический строй, термин «гражданин» звучит по другому – «подданство», правда смысл этого слова практически одинаков. Выдать гражданина РФ другой стране невозможно, даже для судебного разбирательства. Россия гарантирует абсолютно всем своим гражданам полное покровительство, она защищает их даже за границами собственной территории.

Однако, за такую помощь, государство требует от граждан выполнение определенных обязанностей. Они должны соблюдать и подчиняться действующим законам. В связи с этим, даже находясь далеко от своей страны, гражданин обязан выполнять требования конституции своей страны. Каждый гражданин России, может быть уверен, что даже если он будет долго отсутствовать в стране, он никогда не лишится своего гражданства.

Каким образом человек превращается в гражданина ? Как получить гражданство? Вопрос довольно риторический. Гражданство присваивается ребенку уже в роддоме. Для этого родители должны быть гражданами России. Если кто-то из родителей имеет гражданство России, а другой иностранный подданный, то ребенок, чтобы автоматически получить гражданства РФ, должен появиться на свет только в РФ. Если у обоих родителей имеется иностранное гражданство, но проживают они на территории РФ, а иностранное государство не дает новорожденному свое гражданство, то Россия, согласно законодательству о месте происхождения предоставляет его ребенку.

Вторым способом получения гражданства является натурализация. Иначе говоря, после достижения восемнадцатилетнего возраста, любое дееспособное лицо имеет право написать заявление о получении звания «гражданин России». Это возможно, если гражданин проживает в России более 5 лет. Лица, которые имели ранее российское гражданство, могут легко его восстановить. Согласно федеральному закону, гражданство можно получить, если усыновить или удочерить ребенка.

Российский гражданин и его права . У каждого гражданина имеется полный комплекс прав, относящихся к общепризнанным и являющихся человеческими. Дополнительно, в комплекс входят права, предусмотренные в этом государстве. Гражданами страны считаются люди, которые проживают постоянно на ее территории и имеют ее гражданство. У россиянина имеется право принимать участие в выборах и референдумах, его могут выбрать на работу государственные структуры, Он может стать:

1. депутатом;

2. судьей;

3. следователем;

4. прокурором;

5. работником полиции;

6. работать в службе безопасности;

7. таможенником;

8. военнослужащим;

9. дипломатом;

10. капитаном.

Любой россиянин имеет право быть избранным в президенты страны. У российского гражданина имеются и определенные обязанности . Предоставляя гражданам России определенные права, государство требует от них конкретного поведения, согласно законодательству. В связи с этим существуют некоторые обязанности, которые нужно выполнять, в противном случае следует наказание.

Говоря другим языком, обязанностью является соответствующее поведение гражданина. Некоторые обязанности распространяется на все лица, проживающие в государстве. Это касается:

Уплаты налогов;

Бережного отношения к историческому наследию;

Бережливое отношение к природе;

Заботы о детях;

Заботы о нетрудоспособных родителях.

Воинская обязанность . Гражданин России обязательно несет воинскую обязанность. Он обязан защищать свою родину в критических ситуациях. Воинская служба состоит из:

1. учета;

2. подготовки;

3. призыва;

4. прохождения службы;

5. пребывания в запасе;

6. призыва на сборы;

7. служба по призыву из запаса.

После исполнения 17-ти лет, каждый молодой человек, согласно законодательству должен состоять на воинском учете, и прибыть по повестке в военкомат. За неявку и нарушение правил выносится предупреждение или штраф. На службу принимаются лица от 18 и до 27 лет, включительно. Исключение имеют лица с отсрочкой или освобождением. Уклонение от воинской обязанности связано с уголовной ответственностью. По призыву служат два года, а лица, окончившие институт, 1 (один) год.

От воинской службы освобождаются :

Лица, имеющие не соответствующее состояние здоровья;

Доктора и кандидаты наук;

Родственники, погибших, исполнивших свой воинский долг.

Согласно закону, некоторым гражданам дается отсрочка, если у них на попечении двое или более детей, не достигших трехлетнего возраста. Такую отсрочку получают и те, кто учится на очном факультете. Отсрочка действует до полного его окончания. Она выдается не больше двух раз.

Иностранные граждане в России и их обязанности . Все иностранные граждане, без исключения обязаны:

Платить налоги;

Оплачивать сборы;

Заботливо относиться к окружающей среде;

Беречь природные богатства;

Беречь исторические и архитектурные памятники;

С уважением относиться к Конституции РФ, действующей на территории России.

Иностранный гражданин, в обязательном порядке должен зарегистрироваться в миграционной службе в течение 3-х суток после приезда в страну. Лица, проживающие на территории России, должны проходить перерегистрацию ежегодно. После окончания сокращенного срока проживания, зарубежный гражданин должен покинуть территорию страны в течение 3-х дней.

Российское законодательство предусматривает ряд льгот для граждан. В зависимость от своего статуса человек вправе воспользоваться определенными привилегиями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что можно получить от государства в России бесплатно в 2019 году? Социальная система льгот в России достаточно разнообразна.

Охват большого количества сфер жизни общества позволяет оказывать помощь разным категориям граждан. Что в России можно получить бесплатно ого государства в 2019 году?

Важные аспекты

Российское государство предоставляет своим гражданам немало разных льгот. Но, к сожалению, далеко не все жители пользуются положенными привилегиями.

Зачастую люди просто не знают, что можно что-то получить от государства бесплатно. Кроме того получение льгот осложняет то, что получить их можно только по запросу.

Государственные органы не обязаны проявлять инициативу, чтобы уведомить граждан о возможном получении господдержки.

Пожелавший воспользоваться государственной помощью гражданин обязан самостоятельно обратиться в государственные структуры, предоставить соответствующее заявление и необходимый перечень документов.

Возможно придется обращаться в различные инстанции для получения специальных справок и выписок.

Это может занять немало времени и чтобы оно не оказалось потерянным зря, нужно при первоначальном обращении в госорганы уточнить все нюансы получения определенного вида господдержки.

Направления государственной поддержки охватывают достаточно много различных направлений.

Основной целью социальной системы признается достижение социального равенства в обществе, поощрение граждан за заслуги перед Отечеством, компенсация за выполнение определенной деятельности в интересах государства, стимулирование развития определенных сфер.

Основные моменты

Перечень льгот, которые доступны россиянам, включает в себя такие варианты, как:

Жилищные Бесплатное социальное жилье от государства предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условиях и не имеющих возможности самостоятельно решить эту проблему. Возможность приобретения собственного жилья на особых условиях предлагается гражданам, соответствующих требованиям определенных госпрограмм
Оплата коммунальных услуг Скидку на могут получить лица, отнесенные к социально незащищенным категориям граждан. Также скидка предоставляется работникам определенных сфер
Кредитование Государство предусматривает выдачу кредитов определенным категориям граждан на льготных условиях. В частности при оформлении на предустановленные нужды часть оплаты возмещается со стороны государства

Также нужно отметить возможность субсидирования государством. При этом различаются по видам:

Существуют и разные стимулирующие выплаты со стороны государства. Например, для ухода за ребенком или с целью оказания помощи инвалидам и т. д.

Возможность получения любой помощи от государства зависит от принадлежности гражданина к определенной категории. Любая госпрограмма требует соответствии условиям.

Какие существуют категории граждан

Предоставление льгот в России происходит по категориальному принципу. Предусмотрено оказание помощи в сфере социального обеспечения и обслуживания, трудовых отношений и занятости, льготного налогообложения.

Вся система назначения льгот строится по уравнительному принципу. В первую очередь помощь оказывается наиболее нуждающимся гражданам.

На федеральном уровне перечень льготных категорий граждан включает в себя:

  • и малоимущие семьи;
  • инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • госслужащих;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • пенсионеров.

На региональном уровне указанный перечень может пополняться иными категориями лиц, что решают местные органы власти, руководствуясь собственными возможностями и бюджетом.

К примеру, получение статуса малоимущего лица требует подтверждения дохода ниже .

Любая государственная программа поддержки устанавливает, какая категория граждан может воспользоваться помощью и что для этого необходимо сделать.

Нормативное регулирование

Отдельного норматива относительно предоставления социальных льгот и субсидий в российском законодательстве нет. Соответствующие положения регламентируются разными законами.

Вот только некоторые из них:

О порядке предоставления субсидий по ЖКУ и квартплате
Федеральная программа «Обеспечение жильем молодых семей» Определяет условия субсидирования молодых семей при приобретении жилого помещения
О государственной соцпомощи, определении термина и полномочиях федеральных/местных властей
О накопительно-ипотечной системе, помогающей приобрести жилье военнослужащим
Об алгоритме расчета среднедушевого дохода для получения статуса малоимущего
О соцгарантиях для детей-сирот
О соцзащите инвалидов
О соцподдержке многодетных родителей
О порядке оформления субсидии по ЖКУ

Кроме того периодически на федеральном и региональном уровне утверждаются различные программы, позволяющие получить определенную помощь от государства.

Что можно получить от государства каждому россиянину

Прежде всего, нужно отметить, что для получения любого вида господдержки придется подготовить определенный пакет документов.

Изначально потребуется подтвердить соответствие статусу, позволяющему воспользоваться государственными льготами.

Возможно, потребуется выполнение дополнительных требований, что устанавливается конкретной программой. Можно ли получить землю от государства бесплатно?

Каждый россиянин имеет право на получение земельного участка для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Теоретически получить землю может любой россиянин, но проще это сделать льготным категориям граждан.

Нюансы получения земельного участка в том, что оформить на землю можно только в отношении бесхозного участка.

Первый вариант предполагает строительство дома на арендованной у государства или «ничьей» земле с последующим оформлением участка в собственность.

Но в последнем случае есть риск, что объявится собственник недвижимости или не получится оформить документы. Во втором варианте предусмотрено получение земли через аукцион местных властей.

Однако потребуется самостоятельно найти свободную землю, поставить ее на кадастровый учет и выиграть аукцион.

Можно ли получить квартиру от государства бесплатно? Предусматривает государство и выделение бесплатного жилья гражданам.

Как правило, на такую льготу могут претендовать люди, проживающие в ветхом и аварийном жилище, имеющие доход ниже прожиточного минимума, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Норма жилплощади рассчитывается исходя из установленного норматива – 18 кв. м. на человека.

Для получения жилья потребуется подтвердить свой статус, представить документы и встать в очередь. В зависимости от региона ожидание может затянуться на несколько лет.

Более целесообразно для граждан воспользоваться программами, предполагающими частичное участие государства в вопросах обеспечения жильем. Кроме того существует возможность получения субсидий при соответствии определенным условиям.

Льготная ипотека молодым учителям

Для участия в программе льготного ипотечного кредитования учителей необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • работать по специальности в государственном учебном учреждении;
  • иметь высшее образование соответствующего профиля;
  • по возрасту быть не старше 35 лет.

Льготная ипотека для учителей предполагает снижении процентной ставки при оформлении стандартного .

Но помимо этого учителя в России вправе претендовать на получение ипотеки по следующим программам:

Обычная ипотека часто оказывается недоступной для педагогов по причине невысокого уровня зарплаты. Потому государство предусмотрело льготное кредитование учителей для .

Формы реализации программы отличаются, например:

  • получение государственной ссуды, покрывающей до 40 % стоимости жилища;
  • компенсирование процентной ставки при оформлении обычной ;
  • реализация государственной жилплощади по доступной цене.

Порядок участия в программе льготной ипотеки для учителей определяют местные власти. Потому требования могут отличаться.

Общим условием выступает необходимость обращения в местные административные органы для подтверждения своего статуса условиям выбранной программы и получения соответствующего сертификата.

С полученным сертификатом можно обращаться в любой банк, принимающий участие в соответствующей госпрограмме. Ипотека будет оформлена с учетом положенных льгот.

Программа «Земский доктор»

Государственная политика РФ в целом немало внимания уделяет поддержке молодых специалистов. Помимо учителей рассчитывать на господдержку могут и работники медицинской сферы.

В частности предусмотрена выдача «подъемного» капитала в размере 1 млн. рублей при трудоустройстве врача в сельской местности.

Потенциальный кандидат на участие в программе должен соответствовать таким требованиям:

  • возраст не более 35 лет;
  • срок работы в сельской местности не менее 5 лет (на таком условии заключается );
  • целевое использование средств – покупка или строительство дома.

Для оформления субсидии необходимо обращаться в администрацию населенного пункта. При этом не имеет значения регион трудоустройства – предоставляется во всех субъектах РФ.

Жилье для молодых семей

Госпрограмма «Доступное жилье для молодых семей» позволяет воспользоваться льготным кредитованием как полным, так и неполным семьям.

Требования к претендентам:

  • возраст супругов/гражданина – не более 35 лет;
  • площадь собственного жилья – не более 15 квадратных метров на человека;
  • наличие российского гражданства;
  • документальное подтверждение доходов (для определения платежеспособности).

На основании предоставления и изучения необходимых данных выдается сертификат. Использовать его можно:

  • для частичной оплаты стоимости жилья при оформлении ипотеки;
  • при приобретении жилья на первичном или вторичном рынке;
  • для оплаты по при строительстве частного дома;
  • для погашения жилищного займа, полученного до 2011 года.

Важно! Реализовать сертификат разрешено исключительно в регионе оформления субсидии. Что касается размера предоставляемой молодой семье субсидии, то он зависит от количества детей в семье:

Пособия по беременности и уходу за ребенком

Рождение ребенка в России позволяет воспользоваться разными вариантами государственной поддержки. Причем предусмотрена помощь как до, так и после рождения малыша.

Прежде всего, для любой трудоустроенной женщины предусматривается возможность продолжительностью от 140 до 194 дней.

Длительность зависит от наличия осложнений при родах, количества детей. Стандартный отпуск включает в себя 70 дней до родов и столько же после появления ребенка.

Все отпускные дни подлежат оплате в размере , рассчитанного по двум последним годам работы.

Если стаж работы меньше положенного, декретные выплаты рассчитываются на основании (9 489 рублей с 1.01.2018).

Право на получение такого пособия имеют и женщины, уволенные не более года назад по причине ликвидации организации и своевременно ставшие на учет в Центре труда и занятости.

Нетрудоустроенные женщины получить пособие за декретный отпуск не могут. Выплата предоставляется за счет ФСС и по сути, предоставляет собой компенсацию временной нетрудоспособности.

Но каждая женщина, вне зависимости от факта трудоустройства, вправе получать пособие по .

Кроме матери оформить такое пособие может любой близкий родственник, фактически осуществляющий уход (отец, бабушка).

Работающим гражданам пособие предоставляется в размере 40 % от среднего заработка одновременно с предоставлением на весь срок ухода.

Видео: как бесплатно получить участок земли от государства


Нетрудоустроенные лица выплата предоставляется через органы соцзащиты в размере установленного минимума (3065 рублей – на первого ребенка; 6131 рублей – на второго и последующего ребенка).

Материнский капитал

При появлении в семье второго ребенка (рождении или ) любая российская семья имеет право на получение безвозмездно семейного капитала. В 2019 году размер капитала равен 453 026 рублей.

Потратить средства можно на следующие цели:

  • покупка первичного или вторичного жилья;
  • погашение ипотеки или внесение первоначального взноса при оформлении жилищного займа;
  • оплата образования детей;
  • обеспечение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
  • формирование накоплений, из которых впоследствии выплачивается матери.

Правом на получение располагает мать ребенка, отец (если мать отсутствует или лишена прав), усыновитель.

Субсидия предоставляется в виде сертификата, который можно использовать для оплаты выбранного направления.

При этом перечисление средств осуществляется по безналу в пользу непосредственного получателя. Вариант использования должен быть одобрен Пенсионным фондом .

При рождении/усыновлении в семье третьего ребенка, можно получить региональный материнский капитал. Его размер и условия предоставления устанавливается региональными властями.

Какие могут быть субсидии

Предусматривает государство и иные варианты субсидирования граждан. Так у многодетной семьи есть возможность получать ежемесячную субсидию, если средний доход на члена семьи меньше прожиточного минимума в регионе.

Также предоставляются вычеты при получении образования. Граждане, имеющие официальный статус безработных, могут получить от государства субсидию на организацию предпринимательской деятельности.

Необходимо предоставить в Центр занятости подробный бизнес-план. В случае одобрения гражданин получает сумму в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.